Доказательство что существует бог: Шах и мат, атеисты. Доказательства Бога

Можно ли доказать, что Бог есть? Ответ Ансельма Кентерберийского

Господи, Боже мой! ныне Ты научи сердце мое: где и как ему искать Тебя? где и как ему обрести Тебя? Господи, если нет Тебя здесь, где искать мне Тебя как отсутствующего? Если же Ты повсюду, почему не могу я зреть Тебя как присутствующего? (Prosl. I) 

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – один из самых значительных мыслителей Средневековья. Назначенный на должность архиепископа Кентерберийского против своей воли (в 1093 году), он оставался на этом посту до самой смерти в 1109 году. Однако создание им наиболее важных философских трудов связано с годами преподавания в Бекском аббатстве. К его важнейшим произведениям можно отнести «Монологион» («Monologium»), «Об истине» («De veritate») и, конечно, знаменитый «Прослогион» («Proslogion»). Ансельм преподавал все предметы тривиума (грамматика, диалектика и риторика) и, по всей видимости, отдавал предпочтение диалектике. Он никогда не был красноречивым ритором, о чем сам же засвидетельствовал в одном из своих писем. Его учитель, Ланфранк, привил ему любовь к чувству меры в том, что касается философствования и богословия. В отличие от своего учителя, более предпочитавшего публичные диспуты, Ансельм был, скорее, созерцательным мыслителем, более теоретиком, нежели практиком (как считает, например, И.В. Купреева [1]).

Ансельм Кентерберийский стоял у истоков классической христианской схоластики. В своих философских устремлениях он стремился доказать посредством человеческого разума непреложные догматы веры, непосредственно существование Бога. По мнению Ф. Коплстона, главной задачей теологии Ансельма было прояснить содержание христианской веры, а вместе с тем – выявить связь между ее основоположениями [2]. Вера в Бога для Ансельма – это главная предпосылка для богословия и философии; он делает Откровение, источник христианской веры, исходным данным для размышления.

Итак, то, что христианский мыслитель должен понять и истолковать, уже дано ему и не может быть подвергнуто никакому сомнению.

Тем не менее, для того, кто утвердился в вере, нет ничего предосудительного в том, чтобы рационально осмыслить ее. Истина, данная Богом, никогда не может быть исчерпана до конца. Поэтому только лишь слепая апелляция к авторитетам Церкви не может быть полноценным методом познания: Отцы Церкви сказали то, что позволил сказать им срок отведенной Богом жизни, но поиски истины могут и должны быть продолжены. Таким образом, согласно Ансельму, осознать свою веру означает некоторым образом приблизиться к истине, к Богу. Если вера – это фундамент христианской философии, то понимание того, во что веруешь – ее основной принцип.

Впрочем, ни в коем случае не следует думать, что, обосновывая догматы веры, Ансельм дает равные права как вере, так и неверию; как мнению Церкви, так и любому другому возможному мнению. Истины веры лежат в основе его богословской дискуссии, но не становятся предметом разыскания.

 Главным богословским достижением Ансельма Кентерберийского можно считать формулировку доказательства бытия Бога, начатую еще в «Монологионе» и принявшую свой окончательный вид в «Прослогионе». Однако нельзя сказать, что между двумя этими трактатами существует очевидная преемственность.

Доказательство должно было быть таким, чтобы все прочие свидетельства божественного бытия из него следовали. Бог – то, больше чего невозможно помыслить. Верующие знают о Нем, но что делать с теми, кто не верит?

Ансельма вдохновляли труды св. Августина, близкие к идее доказательства бытия Бога. Ему оказалась близка концепция Следа Троицы, иерархии блага (согласно которой Бог есть высшее благо). На подобных интенциях базируется мысль и самого Ансельма, основательно переработанная и диалектически более строгая.

Богословские размышления, обращения к Богу, во многом молитвы – это знаменитые «Монологион» и «Прослогион», вершина богословия Ансельма Кентерберийского. Его более ранние работы, такие как «Почему Бог стал человеком?» («Cur Deus homo?»), «О грамотном» («De grammatico») еще написаны в виде диалога, разговора учителя с учеником. 

 В «Монологионе» (1076) для понимания важны два принципа:

  1. Все вещи не равны в своем совершенстве;
  2. Существует абсолютное совершенство, к которому причастны все вещи.

 

Так, Ансельм утверждает, что во Вселенной существуют степени совершенства: это исходная предпосылка для дальнейшего рассуждения. Совершенство вещей не может быть конечным или ограниченным – очевидно, существует неограниченный источник совершенства, то есть Бог! И все существующие вещи, по степени своего совершенства более или менее причастны Ему. Ход этого очень «августинианского» доказательства как бы разделяется на две ветви: дедуктивную – рассуждение от источника совершенства (блага) и индуктивную – по факту причастности каждой вещи к этому источнику. Средневековый мыслитель считает, что предположение о бесконечном возрастании совершенства абсурдно, поэтому мысль так или иначе приведет нас к существованию Бога.

Но все это пока только рефлексия над идеями св. Августина. Свою законченность мысль Ансельма обретет в виде онтологического аргумента, представленного в «Прослогионе», и это вполне можно считать поворотным пунктом от попыток обосновать существование божественного в античной философии к христианской схоластике. Перед античными философами скорее стоял вопрос «Что есть Бог?», средневековая же теология спросила: «Существует ли Бог?»

Ансельм обращается к «обратному» ходу мысли: ранее Бог представлялся абсолютно сущим, и все прочие качества приписывались Ему предикативно, теперь же предикатом становится само существование.

«Прослогион» был написан в 1077-1078 годах. В нем автор пытается прийти к единственному, несомненному доказательству существования Бога – единому аргументу, argumentum unum. Ансельм Кентерберийский начинает с формулы «Id quo maius cogitari nequit» («То, больше чего невозможно помыслить»). И речь в ней идет о Боге. Из трактата «Монологион» читатель уже кое-что узнал о Боге, но это скорее Его описывало, практически ничего не говоря о Его существовании. Теперь же нужно как-то связать Бога – источник всякого совершенства и истинное благо – с фактом Его существования. Разумеется, с фактом, потому что усомниться в существовании Бога невозможно («Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога!»» – Пс.

13:1).

Главной задачей теологии Ансельма было прояснить содержание христианской веры, а вместе с тем – выявить связь между ее основоположениями. Вера в Бога для Ансельма – это главная предпосылка для богословия и философии.

Итак, Ансельм поставил перед собой задачу привести некие исчерпывающие, неоспоримые доводы. Доказательство должно было быть таким, чтобы все прочие свидетельства божественного бытия из него следовали. Бог – то, больше чего невозможно помыслить. Верующие знают о Нем, но что делать с теми, кто не верит? Ансельм утверждает, что идея Бога как блага все равно пребывает в их сознании, даже если они не осознают этого. Но раз Бог – абсолютно совершенный, то как Он может существовать только в уме, как какая-то выдумка? Совершенно очевидно, что Он существует и в реальности, ведь существовать в реальности – намного лучше, чем только в чьем-то сознании.

К такому выводу ведут еще несколько дополнительных аргументов. Во-первых, как объект веры, Бог и так существует.

Его существование вовсе не нужно доказывать. Поэтому суть трактата «Прослогион» можно емко охарактеризовать цитатой из него же: «Позволь мне, насколько это возможно, уразуметь, что есть Тот, в Кого мы верим, и то, во что мы верим» («Da mihi, ut quantum scis expedire intelligam, quia es sicut credimus, et hoc es quod credimus» [3]). В этом высказывании также можно проследить структуру самого трактата: непосредственно доказательство бытия Бога (главы 2-4: «Есть Тот, в Кого мы верим») и рассуждения об атрибутах Бога, о вере в Него (главы 5-26: «то, во что мы верим»). Цель первой части трактата заключается в том, чтобы привести бытие Бога к статусу истины, вторая часть обосновывает то, почему Бог есть высшее благо.  Обе эти задачи, как кажется, находят свое завершение в формуле «То, больше чего невозможно помыслить».

Ансельм Кентерберийский не употреблял выражения «доказательство бытия Бога». Он утверждал необходимость понимания того, что и так уже известно в истинах веры, через познание.

Вера не нуждается в доказательствах, но из той радости и красоты, которую она несет, рождается теология. Но что такое вера? По мнению Ансельма, вера – это призыв к пониманию, следствие истины, начало и конец понимания. Такую веру Ансельм называет живой; мертвая вера, по его мнению, только и делает, что указывает, как нужно верить.

Ансельм Кентерберийский говорил: кто истинно поверил, как бы ни желал не верить больше, как бы ни сомневался – уже не утратит понимания того, что Бог действительно существует [4]. 

 

[1] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С.273-305.

[2] Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

[3] Prosl. 2, I 101, 3f.

[4] Ibid. 4, I 104, 5ff.

Существует ли Бог? Есть ли этому доказательства? / Ответы на вопросы

Существует ли Бог? Этот вопрос задают многие люди. Последние опросы свидетельствуют, что сегодня около 90% населения нашей планеты верят в существование Бога или какой-то высшей силы.

Несмотря на это, существование Бога нельзя доказать или опровергнуть. Библия говорит, что мы должны принять этот факт верой:

Евреям 11:6

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Если бы Бог хотел, то мог бы просто появиться и доказать всему миру Свое существование. Но если бы Он так поступил, то вера была бы нам не нужна.

Иоанна 20:29

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Тем не менее, это вовсе не означает, что доказательств существования Бога нет. В Библии написано:

Псалтирь 18:2–5

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,

Звезды на небе, безграничная вселенная, чудеса природы, красота заката – все эти вещи указывают на Бога-Создателя. Если этого недостаточно, то ощущение Божественного присутствия заложено и в нашем сердце. Текст Екклесиаста 3:11 сообщает нам:

Екклеcиаст 3:11

Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

«Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их». Понимание того, что существует что-то вне пределов нашей жизни и этого мира, вложено глубоко в нашем существе. Даже, если мы не верим в существование Бога, Он все равно проявляется в нас и через нас. Несмотря на все это, Библия предупреждает, что некоторые люди будут продолжать отрицать существование Бога:

Псалтирь 13:1

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

Поскольку 98% людей на протяжении всей истории, во всех культурах, цивилизациях и на всех континентах верили в существование некоего «бога», то должно быть что-то (или кто-то), заставляющее их верить!

Кроме библейских аргументов существования Бога существуют логические аргументы. Во первых, это онтологический аргумент. Самая популярная форма онтологического довода использует определение Бога для доказательства Его существования. «Бог – это тот, величайшего от которого невозможно представить». Далее доказывается, что существование величественнее от несуществования, а поэтому величайшее существо, которое можно представить, должно существовать. Если Бог не существует, тогда Он не может быть этим величайшим существом, а это противоречит исходному определению Бога.

Второй довод – телеологический – основан на понимании того, что, так как наша вселенная демонстрирует такой впечатляющий замысел, должен существовать Божественный создатель этого совершенства. Например, будь Земля на несколько сотен километров ближе или дальше от Солнца, она не смогла бы обеспечивать условия для жизни. Если бы соотношение элементов в нашей атмосфере даже на несколько процентов отличалось, все живое на Земле бы погибло. Шансы случайного формирования одинарной молекулы белка равны 1 к 10243 (то есть, 10 с 243 нулями), а одна живая клетка состоит из миллионов молекул.

Третий аргумент, доказывающий существование Бога – космологический – утверждает, что любому явлению должна быть причина. Наша вселенная и все в ней – это явление, поэтому должна быть причина, приведшая к возникновению всего этого. В конечном результате, должно быть что-то первоначальное, давшее рождение всему остальному. И этим первоначальным является Бог!

Четвертым доводом является моральный аргумент. Любая культура в истории подчинялась определенным законам общества. Каждый человек владеет чувством добра и зла. Убийство, ложь, воровство, безнравственность во все времена вызывали порицание. Откуда же еще могло возникнуть это понимание добра и зла, хорошего и плохого, как не от святого Бога?

Однако в Библии написано, что, несмотря на это, люди будут продолжать отвергать неопровержимые доказательства существования Бога, веря вместо этого лжи. Текст Послания к 1:25 Римлянам 1:25 гласит:

Римлянам 1:25

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.

Библия также провозглашает, что людям, отрицающим Божье существование, нет оправдания:

Римлянам 1:20

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

(«…нет им оправдания» – в оригинале)

Очень часто люди объясняют свое неверие в Бога тем, что это «ненаучно», «несовременно» или «недоказуемо». Но истинная причина состоит в том, что, приняв существование Бога, им придется принять также свою ответственность перед Ним и нужду в Его прощении.

Римлянам 3:23

потому что все согрешили и лишены славы Божией,

Римлянам 6:23

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если Бог есть, тогда мы несем ответственность перед Ним за свои поступки. Если же Его нет, то мы вольны делать все что вздумается, не боясь Его суда и наказания. Очевидно, что именно из-за этого теория эволюции столь популярна – она дает людям альтернативную веру. Бог существует, и почти каждый из нас знает, что это так! Даже тот факт, что многие так агрессивно пытаются доказать обратное, уже сам по себе является подтверждением Его существования.

И еще один, последний аргумент на пользу существования Бога. Откуда я знаю о Его существовании? Я знаю это, потому что каждый день общаюсь с Ним. Он не разговаривает со мной обычными словами, но я чувствую Его присутствие, я знаю, что Он любит меня и помогает мне выбрать правильный путь. Многие события в моей жизни можно объяснить только благодаря Богу. Бог спас меня и настолько изменил мою жизнь, что я не могу не восхвалять Его за то, что Он существует!

Как бы ни было, ни один из этих аргументов не сможет переубедить того, кто твердо решил отрицать существование Бога. Принять всей душой Его существование можно только через веру.

Евреям 11:6

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

А вера в Бога – это не прыжок наугад в темноту, это безопасный шаг в хорошо освещенную комнату, где уже стоят 90% людей.

Подтвержденное доказательство того, что Бог реален и действительно существует (2023)

Самый большой вопрос для многих людей — обоснованность существования Творца. Мы постоянно боремся с происхождением жизни и Вселенной. Более того, мы поднимаем множество вопросов о нашей жизни и судьбе . Есть ли жизнь после смерти? Почему в мире так много боли и болезней? Почему существуют жадность и зло? Когда мы обдумываем эти вопросы, наша логика, знания и рассуждения часто приводят к затруднительному положению конфликтов и новых вопросов.

Многие люди цепляются за науку как за причину и ответ на все наши жизненные вопросы и отбрасывают Бога. Но Бог создал саму науку. Когда мы узнаем, что Бог является источником жизни и вселенной, мы начинаем обретать мудрость и веру свыше, которые отвечают на все наши сомнения и вопросы. Мы неизбежно придем к выводу, что Бог действительно реален.

Содержание

  • 1 Есть ли Бог?
    • 1.1 Бог: Творец и Высшее Существо
    • 1. 2 Атеизм: Бога нет
    • 1.3 Агностицизм: колеблющаяся вера
    • 1.4 Язычество: поклонение неправильному Богу
  • 2 Реален ли Бог?
  • 3 Может ли наука доказать существование Бога?
  • 4 Как узнать, реален ли Бог?
    • 4.1 Слово Божье
    • 4.2 Чистая вера
    • 4.3 Археология
  • 5 Где мы можем найти информацию о Боге?
  • 6 Доказательство того, что Бог реален и существует
    • 6.1 Семь доказательств того, что Бог существует
      • 6.1.1 1. Творение требует творца
      • 6.1.2 2. Бог – наш Жизнедатель
      • 6.1.3 3. Законы требуют Законодателя
      • 6.1.4 4. Бог – наш Главный Создатель
      • 6.1.5 5. Исполненные Пророчества
      • 900 11 6.1.6 6. Бог отвечает на наши молитвы.

        Тогда Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

        — Иоанна 20:29

        Бог: Творец и Высшее Существо

        Бог — Творец людей и всего во всей вселенной. Он тот, кто создал любовь и желает общения с нами, и Его воля и планы для нашей жизни предназначены для нашего конечного блага. Человечество — самое важное из творений Бога, созданное по Его образу, чтобы мы могли иметь отношения с Ним. Он всемогущ и могуч, но исполнен безусловной любви и милосердия к нам.

        Атеизм: Бога нет

        Глупый говорит в сердце своем: «Бога нет».

        — Псалом 14:1

        Атеизм[1] — это философская позиция, которая, проще говоря, утверждает, что не существует бога или какой-либо сверхъестественной силы. Люди, которые идентифицируют себя как атеисты, часто происходят из самых разных интеллектуальных слоев и могут быть кем угодно: от экзистенциалистов до язычников, прагматиков и социальных дарвинистов.

        По своей сути атеизм — это отрицание существования Бога, представление о том, что божества или боги необходимы для осуществления жизни. Атеисты считают, что Вселенная началась с Большого Взрыва.

        Атеизм не обязательно отрицает существование высшей силы, но вместо этого утверждает, что человек способен создавать свой собственный духовный смысл и наследовать свою собственную мораль.

        Агностицизм: колеблющаяся вера

        Тотчас же Иисус протянул руку и поймал его. «Маловеры, — сказал он, — почему вы усомнились?»

        — Матфея 14:31

        Агностицизм — это философская точка зрения, согласно которой никто никогда не может по-настоящему узнать, существует ли высшая реальность и Бог или существует ли такое существо. Это контрастирует с теизмом, который утверждает, что существует божественное существо, создавшее вселенную, всезнающим и всемогущим, и атеизмом, который отвергает существование любых богов. Иногда спрашивают: кто создал Бога?

        Термин «агностицизм» происходит от греческого слова agnostos , означающего «неизвестный» или «непознаваемый», и стал популярным в современную эпоху благодаря трудам Томаса Хаксли. Агностики часто используют прозвище «Фома сомневающийся» в отношении одноименного библейского персонажа.

        Язычество: поклонение неправильному Богу

        Они заменили истину о Боге ложью и поклонялись и служили творениям а не Творцу, Который всегда восхваляется. Аминь.

        — Римлянам 1:25

        Язычество — это древняя духовная практика, включающая в себя множество верований и практик. Он основан на уважении и почитании природы и обычно связан с поклонением предкам и другими формами почитания.

        Язычество часто считают выходящим за рамки религии, потому что оно отрицает существование Бога. Язычники, практикующие эти духовные верования, часто сосредотачиваются на отношениях с природным миром, таким как земля и смена времен года. Эта связь с природой помогает сформировать понимание своего места во вселенной.

        Бог реален?

        Никто никогда не видел Бога, но  один-единственный Сын, который Сам есть Бог и  находится в теснейшем родстве с Отцом, явил Его.

        — Иоанна 1:18

        Когда дело доходит до извечного вопроса о том, реален ли Бог, ответ — утвердительный. Главное свидетельство реальности Бога заключается в свидетельствах тех, кто сталкивался с ним. Свидетельства очевидцев — невероятно мощный инструмент для доказательства того, что событие произошло, и они являются основным компонентом доказательств существования Бога.

        Библия содержит описания и истории людей, которые встретились с Богом таким образом, что их жизнь изменилась. Археология — еще один важный фактор в поиске свидетельств реальности Бога. Археологические находки могут подтвердить многие события и истории из Библии, а также дать возможность заглянуть в прошлое, чтобы нарисовать более полную картину библейского мира.

        Чудеса — это еще один способ, которым Бог открывает нам себя. Они могут варьироваться от исцелений до актов защиты и многого другого. Хотя такое необыкновенное чудо, как чудо, случается не каждый день, свидетельство тех, кто видел чудесную силу Бога, вдохновляет и неопровержимо.

        Может ли наука доказать существование Бога?

        Небеса возвещают славу Божию; небеса возвещают дело рук его.

        — Псалом 19:1

        Наука уже давно является источником понимания тайн Вселенной. За столетия исследований ученые смогли сделать открытия, которые могут помочь нам понять мир вокруг нас и людей в нем. Но остается один вопрос: Существует ли Бог ?

        Ответ на этот вопрос лежит в доказательствах, которые мы можем найти в науке. На базовом уровне ДНК и законы природы предполагают, что что-то работает за пределами того, что мы можем воспринять. Кроме того, исследования человеческого тела, археология и эволюционная биология могут рассказать нам об изменениях в природе с течением времени, намекая на больший замысел развития жизни.

        Когда мы смотрим на законы природы, мы можем видеть свидетельства порядка и цели, которые выходят за рамки того, что мы можем видеть своими глазами. Даже малейшие изменения в природе требуют тщательного баланса. Например, законы движения и гравитации невероятно сложны, но необходимы для процветания жизни. Это говорит о том, что над поддержанием этих законов работает большая сила.

        Откуда мы знаем, реален ли Бог?

        Поскольку то, что можно знать о Боге, ясно для них, потому что Бог сделал это ясным для них. Ибо от сотворения мира невидимые качества Божии, Его вечная сила и Божественная природа, явлены ясно, будучи поняты из сотворенного, так что люди без извинения .

        — Римлянам 1:19–20

        Слово Божье

        Ибо слово Божие живо и действенно. Острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозгов; он судит мысли и отношения сердца .

        — Евреям 4:12

        Библия — это уникальный источник, предоставляющий убедительные доказательства существования Бога. Его страницы раскрывают мир, наполненный величественной красотой, могущественными чудесами и божественной силой. В качестве доказательства Библия содержит множество пророчеств, которые исполнились с удивительной точностью. Через его повествования мы можем увидеть Бога, который полностью контролирует историю.

        Чистая вера

        Вера — это уверенность в том, на что мы надеемся , и уверенность в том, чего мы не видим. Вот за что хвалили древних. Верою познаем, что вселенная создана по повелению Божию , так что из видимого не произошло видимое.

        — Евреям 11:1–3

        Христианская вера — это просто чистая вера и доверие. Когда водитель приближается к перекрестку и загорается зеленый свет, ему не нужно останавливаться, так как он уверен, что другой водитель, у которого горит красный свет, остановится.

        Наша вера в Бога является основополагающей частью человеческой жизни и открывает нам, что Он существует. Мы можем видеть, как Он присутствует в нашей жизни, в наших семьях и в наших общинах, давая нам смысл, силу и руководство.

        Археология

        С царями и правителями земли, которые построили для себя места, ныне лежащие в руинах.

        — Иов 3:14

        Археология предоставляет невероятные доказательства, которые могут подтвердить многие исторические события и раскрыть тайны прошлого. Это также может служить доказательством чего-то более глубокого: существования Бога. Изучая руины, достопримечательности, храмы и другие исторические места, археологи могут понять, как люди в прошлом могли верить в большую силу, чем они сами.

        Библия полна ссылок на археологические открытия, подтвержденные последующими раскопками. Стены Иерихона и широкомасштабное разрушение Содома и Гоморры — два наиболее ярких примера.

        Где мы можем найти информацию о Боге?

        Приблизьтесь к Богу, и он приблизится к вам.

        — Иакова 4:8

        Благодаря большому количеству книг, веб-сайтов и других источников найти информацию о существовании Бога относительно легко. Библия является основным источником, поскольку она содержит не только историю Бога и Его взаимодействия с человечеством, но и Его божественный план для нашей жизни. Кроме того, христианская литература, как древняя, так и современная, может быть полезна для лучшего понимания Господа и Его воли.

        Археология также очень полезна для понимания библейского Бога. Изучая артефакты и руины древних цивилизаций, мы можем больше узнать о религиозных практиках древних народов и о том, как они ежедневно взаимодействовали с Богом.

        Точно так же изучение культуры и истории дает ценные сведения о Божьей работе в жизни людей во все времена и дает нам более глубокое понимание того, как доказать существование Бога и то, как Он сформировал мир.

        Доказательство того, что Бог реален и существует

        Семь доказательств существования Бога
        1. Творение требует Творца

        В начале Бог сотворил небо и землю.

        — Бытие 1:1

        Бог — наш Создатель, согласно многим мировым религиям и духовным верованиям. Считается, что он ответственен за создание вселенной, небес и земли, нашей жизни, Земли и ее гор и морей, животных, растений, птиц, звезд, времени, света и тьмы. Он даже дал нам дыхание жизни.

        Библия подробно описывает, как Бог сотворил мир за шесть дней. Во-первых, Он отделил свет от тьмы, сотворив день и ночь. Затем он создал солнце, луну и звезды. В течение следующих трех дней Он создал землю и растительность, море и всех видов животных. Наконец, Он создал людей, Адама и Еву, чтобы они правили Землей.

        2. Бог – наш Жизнедатель

        Тогда Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек живым существом.

        — Бытие 2:7

        Представление о Боге как о нашем Подателе Жизни обсуждалось веками. Часто утверждают, что наука может объяснить наше существование, ссылаясь на пыль, из которой мы все сделаны, и на чудесное дыхание жизни, которым мы обладаем. Но чего наука не может объяснить, так это самого главного из творений, которое есть дар жизни, данный каждому из нас высшей силой.

        Иисус Христос — наш великий кормилец, и именно через Него мы получаем жизнь. Эта жизнь — священный дар, и она дается бесплатно всем нам, независимо от нашей веры, системы убеждений, расы или социально-экономического статуса. Мы все благословлены одним и тем же даром; возможность жить жизнью, полной радости, любви и красоты.

        3. Законы требуют законодателя

        Есть только один Законодатель и Судья, тот, кто способен спасти и погубить. А ты — кто ты такой, чтобы судить ближнего?

        — Иакова 4:12

        Люди издавна смотрели на Бога как на главного законодателя. Эта точка зрения получила еще большую поддержку с появлением законов природы, которых придерживались такие великие мыслители, как Альберт Эйнштейн. Идея божественного существа, устанавливающего законы, которым мы должны подчиняться, является мощной и уже давно используется в качестве основы для систем управления. Библия утверждает, что когда дело доходит до справедливости, Бог является нашим высшим судьей, и последнее слово за ним.

        4. Бог — наш главный дизайнер

        Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; когда я их вызываю, они все вместе встают .

        — Исайя 48:13

        Когда мы смотрим вокруг, то легко заметить невероятный дизайн во всем. Мы, люди, наделены такой же способностью к конструированию — мы не просто наделены ею, но и являемся осязаемым доказательством божественного присутствия.

        Наша жизнь полна тщательно продуманных вещей, таких как дизайнерские дома, автомобили и даже еда. Нам удалось построить микропроцессоры, самолеты и ракеты, придумать разнообразные рецепты. Человеческое тело раскрывает великолепный замысел Бога.

        Эксперты в области архитектуры и инженерии выделяют три ключевых аспекта любого проекта: функциональность — выполнение своего предназначения; эффективность — упрощение использования и повышение производительности; и безопасность — избежание вредных последствий. Все эти проявления указывают на Бога как на нашего Главного Дизайнера.

        5. Сбывшиеся пророчества

        Из пня Джесси вырастет побег; от корней его Ветвь принесет плод.

        — Исайя 11:1

        Существует множество исполнившихся пророчеств, указывающих на существование Бога. Согласно Библии, Иисус Христос является спасителем человечества, и более 100 пророчеств предсказывали Его приход как Мессии. Библия поддерживает идею существования Бога, приводя доказательства того, что эти пророчества исполнились.

        Например, когда Иисус родился в Вифлееме, в пророчестве было предсказано, что из города Вифлеема придет правитель. Далее в Библии говорится, что он родился от девственницы и что его собственный народ отвергнет его. Все эти пророчества сбылись, указывая на существование личного Бога.

        6. Бог отвечает на наши молитвы

        Просите и вам будет дано; ищите и найдете; стучите и вам откроют. Ибо всякий, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.

        — от Матфея 7:7–8

        Когда дело доходит до поиска доказательств существования Бога, мы не должны смотреть дальше наших собственных ответов на молитвы. Через молитву мы можем общаться с Богом, и Он может слышать нас. Он знает наши нужды, наши страхи и наши желания, и Он очень любит нас. В конце концов, Он создал нас и хочет, чтобы мы поклонялись Ему. Когда мы молимся о нужде, которая находится в Его воле, мы можем быть уверены, что Он ответит тем или иным образом.

        7. Изменившаяся жизнь

        Поэтому не унываем. Хотя внешне мы ослабеваем, но внутренне со дня на день обновляемся. Ибо наши легкие и сиюминутные заботы достигают для нас вечной славы, которая далеко перевешивает их все.

        — 2 Коринфянам 4:16–17

        Изменившаяся жизнь представляет собой мощный пример преобразующей силы Бога и доказательство того, что верные отношения с Ним могут принести. У всех нас бывают моменты тьмы, когда бремя жизни кажется невыносимым.

        Когда мы находимся в таком месте неправедности, может быть трудно увидеть надежду изменить свою жизнь и стать новым творением. Но когда мы позволяем Святому Духу войти в наши сердца и души, мы делаем возможным преобразование, которое может обеспечить только Бог.

        Заключение

        Сегодня множество людей не верят в Иисуса Христа или сомневаются в существовании Творца. Более того, многие также обладают ошибочной верой и направляют свою хвалу и поклонение не тому богу.

        Несмотря на попытки опровергнуть концепцию креационизма, современная наука обнаружила, что она не соответствует стандартам доказательств и рассуждений. Это приводит многих к мысли, что за вселенную отвечает разумный творец, даже если их понимание этой сущности ограничено из-за ее обширности и сложности. Возникновение жизни указывает на существование Бога. Бог реален. Он наш дизайнер, а мы Его шедевр.

        Как Ансельм Кентерберийский пытался доказать существование Бога?

         

        Онтологическое рассуждение, сформулированное Ансельмом Кентерберийским, является жемчужиной средневекового богословия. Это единственное объяснение существования Бога a priori . Другими словами, это доказательство, которое опирается не на опыт, а исключительно на нашу способность рассуждать.

         

        К сожалению, этот аргумент часто упрощают и обезличивают, видоизменяют и искажают. Его великолепие и силу можно увидеть только тогда, когда он тщательно сформулирован.

         

        Ансельм Кентерберийский разработал первую версию онтологического аргумента в своей ранней работе Monologion . Однако вскоре он разочаровался в нем, и новая и улучшенная версия доказательства была включена в Proslogion . Несмотря на некоторые различия, обе работы отвечают на следующие вопросы: существует ли Бог и можно ли это доказать или проверить? Если Бог существует, как это можно подтвердить? Может ли наш разум воспринимать существование Бога как реальность?

         

        Кем был Ансельм Кентерберийский?
        Дева Мария является Ансельму Кентерберийскому, Йозеф Фердинанд Фромиллер, 2008 г. , через WikiMedia Commons.

         

        Ансельм Кентерберийский (ок. 1033–1109) был известным философом и теологом католической церкви. С 1093 года служил архиепископом Кентерберийским (Англия). После смерти он был канонизирован как святой.

         

        Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

        Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

        Ансельм родился в дворянской семье в районе Аосты в Верхней Бургундии (современная Италия). Отец Ансельма имел суровый и жестокий характер, а мать была терпеливой и набожной женщиной.

         

        В пятнадцать лет Ансельм хотел уйти служить в монастырь, но местный настоятель отказался от этого желания, так как отец Ансельма не дал своего согласия. В результате молодой человек перенес сильный стресс, в результате чего заболел. Вскоре после выздоровления он отказался от желания служить Богу и какое-то время жил беззаботной жизнью.

         

        После смерти матери отец Ансельма раскаялся в прежнем неправедном образе жизни. Он стал настолько страстно верующим, что жизнь с ним стала для юного Ансельма невыносимой. Ансельм покинул отчий дом в возрасте 23 лет.

         

        Ансельм потом долго искал себя. После скитаний из монастыря в монастырь и обучения в различных церковных школах во Франции в 1060 году юноша переехал в Нормандию в аббатство Бек, где вскоре стал приором, а в 1078 году был избран аббатом.

         

        Основные работы Ансельма
        Святой Ансельм, автор неизвестен, конец 16 века, через Национальную портретную галерею

         

        Ансельма Кентерберийского часто называют «самым светлым и проницательным умом между святым Августином и святым Фомой Аквинским» и «отцом схоластики».

         

        Сочинения Ансельма носят как философский, так и богословский характер, поскольку автор стремится представить христианские принципы веры, традиционно воспринимаемые как непреложная истина, в виде рациональной системы.

         

        Ансельм также анализирует феномен языка, тщательно исследуя значение религиозных терминов. Он и последовавшие за ним мыслители, такие как Пьер Абеляр и Гийом Конш, были настоящими новаторами западной философии в логике, семантике, этике, метафизике и других областях философского богословия.

         

        Стилистически произведения Ансельма Кентерберийского представлены в двух основных формах – диалоги и медитации. В своей методологии и философии он следовал платоновской, а не аристотелевской традиции.

         

        Основная проблема, затронутая в его творчестве, — соотношение веры и разума. Ансельм Кентерберийский решил эту проблему с позиций августинизма – «верую, чтобы понимать», то есть вера предшествует разуму. По мнению Ансельма Кентерберийского, разум может прояснить истину, содержащуюся в положениях веры, с помощью диалектики. Он считал, что все истины откровения могут быть рационально доказаны.

         

        Как Ансельм Кентерберийский доказал существование Бога и реальность христианских догм?
        Иллюстрация к Монологиону святого Ансельма, автор неизвестен, через Medium. com

         

        Взгляды Ансельма сложились под большим влиянием учения Аврелия Августина. Следуя этому знаменитому святоотеческому учению, он также считал, что вера должна предшествовать знанию и что она исключает всякое сомнение – как мы сказали: «Верую, чтобы понять».

         

        Однако, будучи человеком XI века, он не мог не обратить внимания на рациональное знание и находился под влиянием логики Аристотеля. Так, Ансельм признавал, что постижение истины невозможно без разума, на основе одной только веры. Поэтому еще раньше, чем Фома Аквинский, он предпринял попытку рационально доказать существование Бога.

         

        Ансельма Кентерберийского Monologion и Proslogion  – две наиболее важные работы по философии религии. В этих текстах Ансельм приводит доказательство существования Бога, которое стало известно как онтологический аргумент.

         

        В Monologion Ансельм использует более дедуктивный подход, начиная с идеи о том, что Бог совершенен, а затем двигаясь назад, чтобы доказать Его существование.

         

        Напротив, Proslogion  начинается с аргумента о том, что у нас в уме есть представление о Боге, а затем утверждается, что это должно означать, что Он существует. Обе работы очень влиятельны, но Proslogion обычно считается лучшим.

         

        Есть несколько основных причин, по которым Monologion считается хуже по сравнению с Proslogion :

         

        1. Дедуктивный подход Ансельма не так силен, как его индуктивный подход в Прослогионе .
        2. Монологион в значительной степени опирается на аналогии и метафоры, в то время как Прослогион более прямолинеен и логичен.
        3. Монологион в первую очередь фокусируется на онтологических аргументах в пользу существования Бога, в то время как Proslogion  также включает телеологические и космологические аргументы.

         

        В целом, Прослогион  является более успешной работой, чем Монологион , благодаря более сильной аргументации и большей широте доказательств. Однако обе работы являются важным вкладом в философию религии, и любой, кто интересуется существованием Бога, должен прочитать их обе.

         

        Онтологический аргумент
        Сотворение Адама, Микеланджело, 1508-1512, через Сикстинскую капеллу

         

        Онтологический аргумент в доказательство существования Бога, сформулированный Ансельмом Кентерберийским, выглядит следующим образом:

         

        1. Бог по определению является существом, лучше которого нельзя вообразить.
        2. Бог существует как идея в уме.
        3. Существо, которое существует как идея и в уме, и в реальности, больше, чем существо, которое существует только как идея в уме.
        4. Таким образом, если Бог существует только как идея в уме, то мы можем вообразить нечто большее, чем Бог (величайшее возможное существо, которое также существует).
        5. Мы не можем представить себе что-то большее, чем Бог.
        6. Следовательно, Бог существует.

         

        Философы веками обсуждали этот аргумент, по-разному его интерпретируя. Однако версия Ансельма обычно считается наиболее убедительной.

         

        Есть несколько ключевых моментов для понимания аргумента Ансельма. Во-первых, важно отметить, что когда Ансельм говорит о Боге, он не имеет в виду христианского Бога или какое-либо другое конкретное божество. Скорее, он говорит о существе, обладающем всеми возможными совершенствами. Другими словами, Бог — это высшее существо, которое только можно себе представить.

         

        Бог-Отец, Джованни Баттиста Чима да Конельяно, 1510-1517, через Институт искусств Курто

         

        Во-вторых, важно понять, что Ансельм имеет в виду под существованием. Для него существование — это не просто физическое присутствие в мире. Скорее, это свойство существ, которое делает их более великими, чем те, кто им не обладает. Так, например, единорога не существует, потому что он не обладает свойством существования. Однако человек существует, потому что мы обладаем свойством существования.

         

        В-третьих, важно отметить, что аргумент Ансельма не является доказательством существования христианского Бога или какого-либо другого конкретного божества. Скорее, это доказательство существования существа, большего которого нельзя себе представить. Итак, даже если вы не верите в христианского Бога, вы все равно должны признать, что аргумент Ансельма верен.

         

        Наконец, в-четвертых, важно понять, что Ансельм имеет в виду под словом «больше». В этом контексте «больше» означает не просто «больше» или «более мощно». . Так, например, существо более разумное или более справедливое выше существа менее разумного или менее справедливого.

         

        Возражение Ансельму и его доказательство
        Иисус, получающий мир от Бога-Отца, Антонио Ариас Фернандес, 1657 г., via Museo Del Prado

         

        Несмотря на то, что онтологическое доказательство Ансельма является большим вкладом как в теологическую, так и в философскую мысль, оно вызвало много критики и послужило основанием для многих споров. Это наиболее спорный из всех традиционных логических аргументов систематического богословия в пользу существования Бога. По словам Пола Эннса, этот аргумент является наименее значимым из всех логических аргументов в пользу существования Бога, которые он рассмотрел в своем учебнике по систематическому богословию.

         

        Среди противников и критиков онтологического аргумента были не только более поздние мыслители, но и современники Ансельма, в частности монах Гаунило, изложивший свои возражения в полемической книге с ироническим названием Liber pro insipiente («В защиту дурака»). »). Что касается более поздних критиков, наиболее известными возражателями против этого доказательства являются следующие мыслители: Фома Аквинский, Давид Юм и Иммануил Кант.

         

        Портрет Иммануила Канта работы Готлиба Добблера, 179 г.1, из коллекции Ostpreußisches Landesmuseum mit Deutschbaltischer Abteilung, через Викисклад.

         

        На протяжении многих веков ведущие богословы и философы почти поровну делились на тех, кто отвергал онтологический аргумент в пользу существования Бога, и тех, кто его защищал.

         

        Однако ни одна из противоборствующих сторон не добилась однозначной победы. Это можно объяснить только одним: каждая группа отвергала нечто совершенно отличное от того, что защищала другая. Это не был конфликт из-за одной и той же проблемы, которая разделяла их. Они спорили из-за разных вещей, которые выражали одними и теми же словами. Те, кто отвергал аргументы в пользу существования Бога, критиковали их аргументативную форму, тогда как те, кто их защищал, принимали их имплицитный смысл.

         

        Большая часть критики доказательства Ансельма была и основывается на том, что он (как уже упоминалось выше) сделал, по мнению его противников, неразумный переход от идеи Бога к Его существованию, упустив при этом связь между этими двумя понятиями. Однако такие утверждения игнорируют то, что, возможно, Ансельм не стремился дать строго научное апологетическое доказательство, а хотел показать естественную гармонию между верой и разумом в молитвенном размышлении.

         

        Актуален ли сегодня онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского?
        Пир богов, Джованни Беллини и Тициан, 1514/1529, через Национальную художественную галерею

         

        Философы и богословы спорят об онтологическом доказательстве существования Бога Ансельмом Кентерберийским на протяжении веков. Некоторые видели в этом веский аргумент в пользу существования Бога, в то время как другие критиковали его как основанный на ошибочных рассуждениях. Однако, независимо от мнения по этому поводу, нельзя отрицать, что онтологическое доказательство Ансельма — увлекательный аргумент, актуальный и сегодня.

         

        В последние годы возобновился интерес к онтологическому доказательству Ансельма, в основном благодаря работам таких философов, как Элвин Плантинга и Уильям Лейн Крейг. Эти мыслители утверждали, что доказательство Ансельма можно использовать, чтобы показать, что существование Бога — это нечто большее, чем просто вопрос личной веры; скорее, они утверждают, что можно рационально показать, что Бог существует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *