План комплексного анализа текста | Образовательная социальная сеть
Опубликовано 13.11.2021 — 19:11 — Крупина Наталья Александровна
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы- короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, стиль текста, его языковые особенности).
- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
- Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия). На что указывает название: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия) Как проявляется взаимодействие названия и текста?
- Определите стиль текста. Докажите своё мнение. (Как доказать, что этот текст художественного (публицистического) стиля?) Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).
- Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
- Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
- Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
- Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
- Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд? Почему из ряда синонимов используется именно данное слово?
- Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
- Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
- Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
- Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение подробное, или выборочное, или сжатое).
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
Примерные вопросы
- Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какова роль в этом тексте односоставных предложений (сложных)? Как их использование связано с содержанием текста?
Сравнительный анализ художественных текстов
Примерный план сопоставительного анализа содержит в себе все элементы комплексной работы с текстом:
- вопросы и задания, направленные на осмысление содержания текста;
- задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи между предложениями»;
- задания языкового характера, отражающие изучение системы языка;
- вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора;
- вопросы, направленные на понимание «диалогичности» анализируемых текстов;
- творческое задание, связанное с составлением собственного текста-сопоставления об анализируемых текстах.
Для успешного выполнения творческого задания предлагаются памятки речевых моделей.
Речевые модели сопоставления и противопоставления
Слова и словосочетания, которые помогают выразить
противопоставление
- наоборот; напротив
- однако; а; но
- противоположна(о), противопоставлена(о), различна(о)
- с одной стороны… с другой
- если в тексте…речь идет о…, то в поэтических строчках…- о…
- но бывает и по-другому
- и в то же время
- в отличие от…
- как не похоже на картину…в стихотворении…
- нетрудно заметить, как по-разному звучат
- написанные на близкие темы, тексты…поражают своим несходством; различие между… сказывается
сопоставление
- как и у…, в стихотворении…тоже есть…
- и в том и в другом тексте встречается…
- в синтаксическом (морфологическом, лексическом) строе двух текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие
- достаточно сравнить, например…
- объединяет поэзию…и…
- родство поэзии…и поэзии…может уловить любой читатель
- эти строки непосредственно связаны с…
- …является откликом на…
Поделиться:
Практикум по русскому языку для студентов технических вузов Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия
жүктеу/скачать 1,29 Mb. Pdf көрінісі
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 225
Байланысты:
Ospanova i dr
Ospanova i dr, Джакомо Маттеотти, Джакомо Маттеотти, Лекция Физика 1-каз, 2 5213416116327550609, 2 5213416116327550609, 2 5213416116327550609, A3DXls0yyooJ2ODo8Xs9MVRUyD1jL7sefH6wTgiK-1, A3DXls0yyooJ2ODo8Xs9MVRUyD1jL7sefH6wTgiK-1, 4-то сан бойынша жиынты ба алау а арнал ан тапсырмалар Б лім «Ж, 7-с ТЖБ 4-т әдебиет, Frakcionnyj.sostav.nefti, Презентация Microsoft Office PowerPoint (3) (копия), группавой кооператив
- Бұл бет үшін навигация:
- ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для студентов технических вузов
- УДК 35.077.1:811.161.1(07) ББК 60.844:81.2Рус-5я7 О-62
- Т. Т. Савченко
Караганда 2015
Караганда 2015
, доктор филол. наук, профессорКарГТУ; жүктеу/скачать 1,29 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 225
©engime. org 2023
әкімшілігінің қараңыз
Проверка на плагиат: трансформация журналистского письма
Газеты, журналы, журналы требуют журналистского стиля письма, который в первую очередь объективен. Журнал или газета обслуживает различные типы новостей. Следовательно, на блюде могут быть разные стили письма. В журналистике стиль письма может иметь значение от одного письма к другому. Журналистский стиль не означает, что журналисту нужно только облечь новости в слова и представить их. Им нужно использовать свои собственные слова, чтобы предложить читателям радость от чтения.
Читатели больше заинтересованы в чтении оригинального контента, поскольку они больше заинтересованы в том, чтобы узнавать новости. Для новостей сырые факты тоже не всегда имеют смысл. Журналисты имеют право выражать это со своей точки зрения. Им нужно убедиться, что они не удаляют факты из контента и не оставляют его как самоуверенную часть.
Даже когда они работают над проектом, они не должны заниматься плагиатом. Журналисты могут быть оштрафованы за использование плагиата в своих статьях. Можно задаться вопросом, почему? Ну, потому что в большинстве стран действуют строгие законы, предотвращающие нарушение авторских прав. Они должны использовать инструмент проверки на плагиат перед публикацией любого контента.
Хотя журналисты не могут копировать и вставлять весь контент из любой другой опубликованной статьи, они могут использовать части из другого материала в своей тематической или журнальной статье. Они могут счесть необходимым использовать часть своего справочного материала для обоснования своих аргументов.
Они могут использовать эти части в кавычках, и им также необходимо правильно цитировать, чтобы избежать обвинений в плагиате. В случае, если они перефразируют эти части, они не могут использовать кавычки. Тем не менее, это необходимо для них, чтобы сделать надлежащее цитирование.
Различные стили журналистского письма:Хотя многие считают, что существует только один тип журналистского письма, они придерживаются формата написания репортажа. На самом деле существует множество различных стилей журналистского письма, которые журналист может использовать при работе над своим контентом. Вот некоторые типы написания, которые читатель обычно может заметить в любой журналистской статье:
1. Письмо-расследование:В письме-расследовании журналисты должны раскрыть всю правду об инциденте или ситуации. Они должны включать факты в эту статью. Здесь нет места ощущениям или предположениям. Авторы должны создать ощущение ожидания, чтобы сделать статью захватывающей и захватывающей.
2. Написание рецензий:Автор высказывает свое мнение о книге, произведении искусства или любом другом продукте, используя этот тип письма. Эти статьи в основном основаны на мнении. Следовательно, журналист может позволить себе выразить свое отношение к происходящему.
3. Написание статей:Избранные статьи посвящены различным темам. Они в первую очередь ищут детали предмета, чтобы сделать содержание окольной статьей. Журналист может показать свое творчество в тематических статьях.
4. Колонки:Колонка в основном основана на авторе и является полезным способом выражения для писателя. Они могут получить лояльную читательскую аудиторию для себя, и этот тип статьи в основном предназначен для блога.
5. Написание общих отчетов/написание новостей:Этот тип написания новостей включает только прямые факты или новости. Журналисту не нужно приукрашивать какие-либо данные для статьи такого типа. Они должны констатировать прямые факты через эти типы статей.
Виды плагиата:Плагиат может быть разных видов. Прямой плагиат возникает, когда автор напрямую копирует весь контент и использует его под своим именем.
Журналист также может использовать тот же контент с небольшими изменениями в синонимичных словах, что приводит к мозаичному плагиату. Также может случиться так, что они перефразируют части из другого произведения без какой-либо ссылки. Это тоже пример плагиата. Также может случиться так, что журналист захочет использовать части своих предыдущих работ в своем текущем задании. Они могут это сделать.
Тем не менее, в этом случае они должны сделать надлежащее цитирование. Если они этого не сделают, то это может быть примером самоплагиата. Плагиат может быть и случайным. Также может случиться так, что журналист по ошибке избежал кавычек или неправильно процитировал часть. Они также могут быть не в состоянии сделать надлежащее цитирование. Это некоторые случаи случайного плагиата. Случайный или преднамеренный плагиат серьезно влияет на карьеру журналиста.
Они должны правильно цитировать работу, которую они используют для усиления своих аргументов. В цитировании они должны включать всю достоверную информацию, относящуюся к работе. Существуют разные стили цитирования, такие как APA, MLA, чикагский стиль и другие. Журналисты могут использовать любой из стилей по своему выбору. Они должны убедиться, что они правильно указывают оригинального автора контента.
Последствия плагиата в журналистике:Поскольку плагиат является формой воровства, у издательств есть свои правила борьбы с плагиатом. Если газета или журнал публикует плагиат, это подрывает доверие читателя. Уменьшение читательской аудитории может повлиять на их доход от тиража. В конечном итоге это приводит к уменьшению доходов, полученных от рекламы. Таким образом, издательства очень строго относятся к плагиату. Если журналист представит статью с плагиатом, это может повлиять на его карьеру, а иногда и нанести серьезный ущерб.
Кроме того, в большинстве стран действуют строгие правила в отношении плагиата, и плагиаторам грозят серьезные последствия, такие как финансовая компенсация или тюремное заключение. Если писатель чувствует нарушение своего права на труд, он может обратиться за юридической помощью. Если обвинения верны, то журналиста могут постичь серьезные последствия.
Как избежать плагиата?Писатель или журналист должен быть осторожен с плагиатом. Им необходимо использовать инструмент проверки на плагиат перед отправкой своей работы. Они могут загрузить свою статью в инструмент проверки на плагиат и отсканировать контент, чтобы найти любой присутствующий в нем плагиат. Инструмент сравнивает его с другими существующими ресурсами и находит похожие детали. Средство проверки журнальных статей на плагиат выделяет скопированные части и упоминает источники этих частей.
Авторы могут легко процитировать те части, которые являются плагиатом. Авторы должны ссылаться на соответствующую информацию о произведении, которое они используют. В цитировании необходимо указать имя автора, работу, номер страницы, издание, публикацию и другие достоверные данные. Журналисты должны помнить, что указание первоисточника — единственный способ избежать обвинений в плагиате.
Подготовка ученых к журналистике
Четкое и доступное письмо недостаточно для публики. Прежде всего, он должен быть блестящим
Авария на АЭС «Три-Майл-Айленд» в Гаррисберге, штат Пенсильвания, в 1979 году стала переломным моментом не только для дебатов о безопасности ядерной энергии, но и для научной журналистики в США. Ведущий CBS Уолтер Кронкайт назвал освещение аварии в СМИ «самым запутанным днем в истории средств массовой информации». Основной причиной этого беспорядка среди более чем 300 репортеров, собравшихся в Гаррисберге, были неясные и часто противоречивые заявления различных экспертов. Но это также усугублялось тем фактом, что лишь небольшая горстка этих журналистов обладала базовыми знаниями в области ядерной физики и работы атомной электростанции. Один репортер, увидев безвредный пар, выходящий из градирни, сообщил, что почти почувствовал, как у него начинают кровоточить десны и выпадают волосы. Подавляющее большинство репортеров были совершенно сбиты с толку всеми разговорами экспертов о первичных и вторичных системах охлаждения, различиях между радами, бэрами и рентгенами и рисками для здоровья при воздействии различных изотопов. Им пришлось копаться в учебнике по ядерной энергии, чтобы разобраться во всех этих непонятных деталях.
Следовательно, средства массовой информации США и различные журналистские программы в университетах США осознали, что существует реальная потребность в специализированных репортерах для освещения в СМИ событий, связанных с наукой и техникой. Таким образом, в начале 1980-х некоторые университеты учредили специальные программы научной журналистики, в рамках которых честолюбивые студенты получали базовые знания по всем естественным наукам и обучали особым требованиям и ловушкам освещения науки в новостях. Первой из таких программ была программа научного письма в Массачусетском технологическом институте, созданная в 1919 г.79, за которой последовала программа научной коммуникации в Калифорнийском университете в Санта-Круз в 1981 году и Программа Нью-Йоркского университета по научной и экологической отчетности в 1982 году. Вскоре за ними последовало множество других программ для выпускников и студентов по научным исследованиям по всей территории США.
Но, несмотря на эти специализированные курсы, ученые в США и Европе уже давно жалуются на то, что они считают низким качеством научных статей в
Хотя качество научных отчетов заметно улучшилось, ученые отмечают, что по-прежнему много возможностей для улучшения
газеты. Они обвиняют репортеров в неточности, сенсационности и во множестве других журналистских преступлений и проступков. Несмотря на то, что качество научных отчетов и текстов за последние 20 лет заметно улучшилось, ученые отмечают, что еще многое предстоит улучшить. Они предлагают средство, которое кажется им очевидным: заменить обычных репортеров, не являющихся учеными, учеными, когда развитие науки требует публикации новостей. Конечно, дайте этим ученым элементарную подготовку журналистским приемам, и проблема исчезнет или, по крайней мере, резко уменьшится.
Действительно, доля репортеров с научным образованием в средствах массовой информации быстро растет, и некоторые из них достигли более высоких должностей в журналистике. Эти репортеры — среди них иммунолог Лори Гаррет из Newsday , физик Кеннет Чанг из New York Times , молекулярные генетики Рози Местел из The Los Angeles Times и Сью Готинк Амброуз из Dallas Morning News в США — в последние годы внесли значительный вклад в понимание науки средним гражданином. В Европе некоторые ученые также достигли вершины своей профессии, например, физики Паллаб Гош из BBC и Рангар Йогешвар из ARD, одного из общественных телеканалов Германии. Тем не менее и в США, и в Европе неученые по-прежнему господствуют в верхних эшелонах средств массовой информации.
В то же время нарастает напряжение между учеными и журналистами. По мере того, как все большее число ученых все более агрессивно борется за сокращение государственного финансирования исследований, у них больше соблазна, чем когда-либо, преувеличить важность своей работы. Во-вторых, университеты, особенно в США, не более чем мягко принимают невинных научных репортеров. В конце концов, американские университеты все больше зависят от исследовательских грантов для финансирования неисследовательской деятельности в своих кампусах. Традиционные источники общего финансирования университетов США — правительства штатов и частные благотворительные фонды — постепенно истощаются. Чтобы добиться успеха, им нужна вся хорошая реклама, которую они могут получить. В этой игре по сбору средств наука является козырной картой университетов, и, что неудивительно, 90% новостей, которые выходят из университетов США, являются новостями науки.
Чтобы хорошо разыграть эту карту, то есть привлечь внимание общественности к своим собственным исследованиям, университеты и другие исследовательские организации, финансируемые за счет налогов, создали свои собственные внутренние службы новостей. Практически во всех исследовательских организациях США выше определенного размера работает один или несколько штатных научных писателей, которые готовят популярные статьи в газетном стиле, описывающие исследовательский проект. Эти истории рассылаются журналистам в надежде, что они в конечном итоге будут напечатаны или переданы в эфир. С растущим числом доступных в изобилии научных статей можно было бы подумать, что журналисты с научным образованием идеально подходят для того, чтобы сортировать все пресс-релизы, отделять зерна от плевел и руководить освещением науки в средствах массовой информации.
На практике это не совсем так. В то время как в Европе большая доля ученых работает журналистами, люди, контролирующие СМИ в США, по-прежнему предпочитают, чтобы универсалы писали о науке. Это предубеждение глубоко укоренилось и, на мой взгляд, вряд ли скоро изменится, если вообще изменится. Причина в том, что культура журналистики США требует, чтобы ученые не ограничивались простым изучением журналистских приемов. Они должны сердцем и душой превратиться в журналистов. Чтобы достичь этого, они должны научиться заботиться о своих читателях больше, чем о ком-либо или чем-либо еще, включая саму науку. Если они этого не сделают, они, скорее всего, потерпят неудачу как журналисты.
Кроме того, журналисты с научной подготовкой сталкиваются со своими особыми проблемами. Одним из них является тот факт, что они имеют узкую подготовку в крошечной области науки. Помимо своего опыта, на овладение которым ушли годы целеустремленных усилий, они в каком-то смысле менее подготовлены к тому, чтобы писать для газеты о науке, чем опытный репортер с общим образованием и большим запасом случайно приобретенных знаний. Эти последние, в состав которых входят почти все редакторы и обычные журналисты, склонны рассматривать гибриды ученых и журналистов как «яйцеголовых», отвлеченных интеллектуалов, которые0003
Ученые в некотором роде менее подготовлены писать для газеты о науке, чем опытный репортер с общим образованием и большим запасом случайно приобретенных знаний.
имеют мало практического представления о том, как устроен реальный мир, и поэтому могут играть лишь очень небольшую роль в суматохе отдела новостей.
Ученым-журналистам часто приходится преодолевать еще одно препятствие, заключающееся в том, что они обычно пробуждают коллегиальные ожидания в ученых, которых они интервьюируют. «Вы не похожи на других журналистов», — отвечают ученые журналистам с научной подготовкой. — Ты не будешь задавать обычных глупых вопросов и поймешь, что я тебе скажу. Ученые, конечно же, подразумевают под этим, что они ожидают, что журналист будет действовать как секретарь и писать историю так, как ее диктует ученый. Когда журналист проявляет скептицизм, разговаривает с конкурентами и не показывает исследователю материал перед публикацией — все это хорошая и правильная практика для репортера, — ученый часто чувствует себя преданным и часто реагирует с преувеличенной враждебностью.
Еще одно условие снижает ценность научно подготовленного репортера: постоянное ускорение распространения новостей. Интернет, кабельные новостные сети, спутниковые телефоны и другие формы передачи данных все быстрее доносят новости до общественности. Это оставляет ученому-репортеру, обученному быть осторожным и обдуманным, меньше времени на телефонные звонки, необходимые для расследования истории. На сегодняшнем раскаленном новостном рынке важнее быть первым в печати, чем быть абсолютно точным. Ошибки можно исправить позже, говорят редакторы. Излишне говорить, что такое отношение является анафемой для ученого.
Учитывая этот сложный, даже враждебный интеллектуальный климат, могут ли ученые внести свой вклад в улучшение научного освещения в средствах массовой информации? Или могут ли академические программы по написанию научных статей, будь то для ученых или других, вообще принести большую пользу? Я думаю, что ответом на оба вопроса будет предварительное «да», но только при определенных обстоятельствах. В последующем обсуждении я объясню, основываясь на своем собственном опыте в качестве директора программы научной коммуникации в Калифорнийском университете, могут ли и каким образом профессионально образованные научные писатели помочь преодолеть разрыв между наукой и СМИ.
Во-первых, очень важно понять, как различные формы СМИ США собирают, оформляют и распространяют научные материалы и откуда они берутся. О большинстве научных статей, в том числе о важных прорывах, почти всегда сообщают первыми ведущие газеты страны: The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, The Los Angeles Times, The Chicago Tribune и некоторые другие. Телеграфные службы, такие как Ассошиэйтед Пресс, иногда публикуют научные статьи, но чаще они переупаковывают и распространяют с дополнительными репортажами те статьи, которые появлялись в ежедневных газетах. Радио и телевидение обычно черпают новости из национальных газет и телеграфных служб.
Таким образом, новости науки в США организуются в основном горсткой репортеров из самых влиятельных газет. Помимо нескольких исключений, упомянутых ранее, эти журналисты, как правило, имеют схожее прошлое, как правило, степень бакалавра гуманитарных наук. Известный писатель-астроном и продюсер телевизионных документальных фильмов Тимоти Феррис имеет степень бакалавра искусств. в истории. У покойного научного писателя Уолтера Салливана, который на протяжении десятилетий был серым кардиналом национальных научных СМИ, была степень бакалавра гуманитарных наук. в музыке. Джерри Бишоп из The Wall Street Journal и Джон Ноубл Уилфорд из The New York Times имеют степень бакалавра журналистики. Безусловно, некоторые общенациональные известные научные писатели имеют научное образование, но их очень мало.
Что еще более важно, почти все редакторы газет и телепродюсеры не являются учеными, и именно они, среди прочих, выбирают, какие научные истории доходят до публики и как их представлять. Кроме того, несмотря на существование в США многих выдающихся школ журналистики с высшим образованием, редакторы по-прежнему предпочитают обучение на рабочем месте как лучший способ подготовить журналистов, в том числе научных журналистов, к суровой профессии. Некоторые из наиболее циничных редакторов говорят, что они используют школы журналистики просто как «предварительный отбор», чтобы отделить преданных и талантливых журналистов-неофитов от полчищ молодых людей, которые приходят в редакцию газет в поисках работы начального уровня. Эта ситуация еще более распространена в Европе, где существует всего несколько школ журналистики и где журналисты обычно осваивают профессию на рабочем месте. Вставка 1
Программа научной коммуникации в UCSC
Студенты : Программа научного письма принимает десять кандидатов в год с не менее чем шестимесячным опытом исследовательской работы на полную ставку. Опыт работы в СМИ не ожидается. Средний возраст студентов составляет от 27 до 30 лет, и обычно половина из них имеет докторскую степень. Иностранные студенты должны показать отличные знания английского языка и сопоставимый исследовательский опыт.
Учебный план : Программа длится 12 месяцев и уделяет большое внимание практическим аспектам написания научных статей и отчетов. Формально студенты изучают шесть предметов для выпускников в течение учебного года, причем два предмета в семестр приближаются к одной цели с разных точек зрения. Осенью основное внимание уделяется прямым новостным репортажам и статьям для газет и еженедельных новостных журналов. Зима посвящена написанию статей для газет и журналов, а весенний триместр посвящен обзорам, эссе и написанию мнений для газет и журналов. Для вещательных СМИ нет письменной инструкции. Журналистская этика не преподается как абстрактный предмет, а преподается поэтапно в течение шести курсов. Ожидается, что учащиеся будут писать о предметах, выходящих за рамки их области знаний, насколько это возможно: биологи пишут об астрономии, математики — об экологических проблемах, химики — о дикой природе.
Стажировки : Все студенты должны пройти стажировку на неполный рабочий день в течение курса. Эти стажировки проходят в местных газетах и отделах по связям с общественностью исследовательских институтов, включая Стэнфордский университет или исследовательский центр Эймса НАСА. После учебного года студенты завершают программу стажировки на полный рабочий день под руководством наставника в любом медиа-сайте в США или Европе.
Программа научной иллюстрации : Помимо написания научных работ, программа научной коммуникации также включает в себя направление иллюстраций. Десять студентов, ежегодно отбираемых для участия в этой программе, поступают на нее со значительно большим опытом работы в качестве иллюстраторов, чем студенты, пишущие для неученых. Иллюстраторы изучают все традиционные техники — карандаш, перо и тушь, акварель, масло и различные другие материалы — и учатся использовать новейшие компьютерные программы для создания изображений и анимации. В последнем квартале иллюстраторы объединяются с писателями для журнальных статей, где они также иллюстрируют физиологические и молекулярные процессы. Учебная программа фокусируется на черно-белых техниках зимой, цветных техниках зимой и конкретных предметах — в основном в области естествознания — весной.
В любом случае, звезды американского научного мира, независимо от их академического образования, прокладывают себе путь через одно и то же изнурительное ученичество, сообщая новости. Обычно они последовательно работают в нескольких небольших и средних газетах. Они сообщают не только о науке, но и почти обо всех других темах, освещенных в газете: о преступлениях и судах, местной политике, спорте, школах, развлечениях — словом, обо всем, что интересно читателю. Путь карьеры от небольшой газеты до крупной столичной газеты занимает около шести лет у тех немногих, кто достаточно талантлив и трудолюбив.
Редакторы, со своей стороны, предпочитают нанимать репортеров, освещающих самые разные «битвы», особенно когда работа связана с наукой или другой специализированной областью. Они считают, что подход опытного репортера-универсала к новой теме будет более свежим и более соответствующим интересам читателя, чем у человека со специальной подготовкой. Редакторы скептически относятся даже к бывшему генералу
Редакторы считают ученых людьми, которые меньше всего способны говорить о том, как исследования могут повлиять на рядового гражданина
репортеры по заданию, обладающие глубокими знаниями в специализированной области. Такой репортер, по их мнению, может слишком привыкнуть к ритму, и они даже регулярно переназначают репортеров, которых они считают чрезмерно опытными, на незнакомые биты, что в равной степени может постичь и научных писателей.
Коротко говоря, редакторы считают, что умный, опытный репортер общего назначения со знанием гуманитарных наук может написать более привлекательную научную статью, чем человек с докторской степенью. в науке может. Действительно, редакторы считают ученых-исследователей наименее способными говорить о том, как результаты исследований могут повлиять на рядового гражданина. В конце концов, говорят они, критерий пригодности для печати заключается не в том, «насколько важно то или иное событие повлияет на ход науки?» Скорее, «Как это развитие повлияет на жизнь моего читателя?» Большинство ученых не так интересуется последним вопросом, как первым. Как правило, их мало интересуют заоблачные медицинские, социальные, политические, экономические или этические проблемы, которые могут возникнуть в связи с развитием событий. Но если они хотят стать посредниками между наукой и общественностью, они должны заботиться об этом всем сердцем. Они не могут просто надеть правильную позу, как куртку. Проблема становится особенно острой, если эти ученые презирают средства массовой информации как сенсационные и недостоверные. Писатели-неофиты этого толка должны пройти через процесс ресоциализации столь же радикальный, как военная подготовка.
Школы журналистики США стараются познакомить своих учеников с миром средств массовой информации. Но у одних воздействие приживается, у других нет, и формулы, гарантирующей положительный результат, нет. Мы с болью узнали, что соискатель, хорошо подготовленный в науке, может обладать чрезвычайно высоким уровнем устных навыков и все же не писать о науке для широкой публики. Те, кто терпит неудачу, имеют одну общую характеристику. Они оказываются неспособными, несмотря на огромные усилия, сопереживать читателям, не являющимся учеными. Следовательно, их тексты не только не привлекают пугливого и даже фобически настроенного к науке широкого читателя, но, скорее, отпугивают читателя, кажусь чрезмерно интеллектуальными, напыщенными и снисходительными — не то, что неученый читал бы ради развлечения. Мы вдалбливаем в наших студентов изречение, которое обычный читатель читает только для удовольствия. Любая популярная проза, которая выглядит так, будто требует усилий, будет томиться непрочитанной. Таким образом, мы ищем в письме соискателя трудно поддающееся определению качество, которое мы называем «яркостью», убедительное письмо, письмо, от которого просто невозможно оторваться. Успешные абитуриенты показывают нам, что они могут вкладывать в свое письмо не только разум, но и сердце. Они рассказывают нам истории, которые живут в нашей памяти еще долгое время после того, как мы читаем их слова. Вставка 2
Полезные веб-сайты
Национальная ассоциация научных писателей: http://www.nasw.org/
Британская ассоциация научных писателей: http://www.absw.org.uk/
Американская ассоциация содействия развитию Наука: http://www.aaas.org/
Курсы научной коммуникации в Великобритании: http://www.absw.org.uk/courses.htm
Программа научной журналистики Бостонского университета: http://www. bu.edu/com/jo/science.html
Колумбийский университет Науки о Земле и окружающей среде Журналистика: http://www.columbia.edu/cu/gsas/depts/eesj.html
Институт морской и экологической отчетности Меткалфа, Университет Род-Айленда: http://www.gso.uri.edu/metcalf/main.html
Центр научной журналистики Университета Миссури: http://science.jour.missouri .edu/
Программа для выпускников Массачусетского технологического института по написанию научных статей: http://web.mit.edu/sciwrite/
Программа Нью-Йоркского университета по научной и экологической отчетности: http://www.nyu.edu/gsas/dept/journal /serp/
Письменные семинары Университета Джона Хопкинса: http://www.jhu.edu/~writsem/
Департамент технических коммуникаций Вашингтонского университета: http://www.uwtc.washington.edu/
После 20 лет обучения около 200 аспирантов я могу сообщить о некотором прогрессе в убеждении редакторов в том, что должным образом подготовленные ученые могут выполнять эту работу.
докладов о науке для широкого круга читателей. Тем не менее — и это немаловажно — редакторы по-прежнему настаивают на том, что эти ученые, независимо от их научной квалификации, должны пройти через некую версию традиционной перчатки разрозненных битов в небольших и средних газетах, прежде чем приступить к высококлассной научной работе. должность писателя в национальной газете. Независимо от того, насколько хорошо человек разбирается в науке, нет коротких путей к тому, чтобы стать общенациональным научным репортером.В самом деле, все, что я могу сказать ученым, которые рассматривают научное письмо как карьеру, это: добиться успеха в научной журналистике не легче, чем добиться успеха в науке. К этому нужно призывать, почти как призывают к религиозной жизни. Наши студенты, отчасти, возможно, по мистическим причинам, преуспели. Почти все, кого мы обучили, перешли на работу в газеты, журналы, музеи, зоопарки, аквариумы и новостные агентства в университетах и государственных лабораториях.