Иван Павлов: вклад в науку
Будущему лауреату Нобелевской премии Ивану Павлову, что называется, на роду было написано стать священником: ведь и по отцовской, и по материнской линии предки его были духовными лицами. Иван даже учился в духовной семинарии. Однако после этого не только не принял священнический сан, но, что удивительно, даже стал неверующим человеком.
Несостоявшийся священник
Будущему лауреату Нобелевской премии Ивану Павлову, что называется, на роду было написано стать священником: ведь и по отцовской, и по материнской линии предки его были духовными лицами. Иван даже учился в духовной семинарии. Однако после этого не только не принял священнический сан, но, что удивительно, даже стал неверующим человеком.
Иван Петрович Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в Рязани. Когда он учился на последнем курсе духовной семинарии, вышел правительственный указ, разрешавший семинаристам продолжать обучение в светских заведениях.
Трудно поспеть за амбидекстром
Учась в университете, Павлов пять лет был стажёром известного в то время физиолога Ильи Циона, который, помимо прочего, славился удивительно виртуозным умением оперировать. Эту его филигранную технику прилежный ученик успешно перенял, а затем многие годы совершенствовал.
Те из коллег Павлова, которым доводилось ассистировать ему за операционным столом, признавались, что делать это было весьма непросто: порой они едва успевали подавать Ивану Петровичу необходимые инструменты и материал. Он, к тому же, был левшой, но со временем выучился в совершенстве владеть и правой рукой. Ассистентам зачастую было совершенно неясно, какая его рука будет задействована в тот или иной момент.
«Чтобы стать нобелевским лауреатом, не имея аттестата о среднем образовании – такого мир не знал». Цитата из материала «Нобелевский лауреат без аттестата о среднем образовании: Рентген как имя собственное»
Кстати, люди, одинаково уверенно владеющие обеими руками, называются амбидекстрами и встречаются довольно редко. К их числу относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла.
Фистула как камень преткновения
Медицинскую степень Иван Павлов получил в клинике Сергея Боткина. Здесь он на протяжении многих лет возглавлял практически всю научную работу по физиологии и фармакологии. И здесь же четверть века учёный работал над темой пищеварения.
Павлову было важно понять, как, по какому принципу выделяется пищеварительный сок. Кроме того, он поставил задачу проследить его путь от слюнной железы до толстого кишечника. Для этого надо было, прежде всего, «заглянуть» внутрь желудка через так называемую желудочную фистулу – небольшое отверстие, которое делается хирургическим путём.
На работу над получением фистулы у Павлова ушло ни много, ни мало десять лет. Трудность заключалась в том, что одна из главных составляющих желудочного сока – соляная кислота, попадая на такое отверстие, мгновенно начинала разъедать ранку, и начинался процесс переваривания брюшной стенки и кишечника.
«В 1956 году в США сняли документальную киноленту о Владимире Демихове и его двухголовых собаках. А в СССР к экспериментам относились с подозрением». Цитата из материала «Не измени себе… Человеческий подвиг Владимира Демихова»
В конце концов, Павлову удалось добиться успеха. Он окантовывал края раны металлическими трубочками, закрывал специальными пробками и за счёт этого мог отслеживать весь путь пищеварительного сока.
Рефлекс собаки Павлова
Что это дало талантливому физиологу? Ивану Павлову удалось разделить совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные. По сути, им был создан абсолютно новый институт по изучению высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения.
Практические опыты Павлов проводил на собаках. Здесь будет уместно сделать одно отступление. Иван Петрович прекрасно понимал, что он, по его словам, «грубой, невежественной рукой ломал невыразимо художественный механизм» живого существа. Но он также осознавал необходимость таких жертв для поиска истины, во благо человечества.
Вкратце суть его экспериментов сводилась к следующему. Он проделывал две фистулы – одну в стенке желудка собаки, другую в пищеводе. Потом производилось «мнимое кормление»: подопытному животному давали пищу, но до желудка она не доходила, выходя наружу через фистулу в пищеводе. Однако полученный от мозга сигнал через рот и пищевод давал знак на выделение пищеварительного сока. А при условии, если идущие от желудка нервы перерезались, этот процесс не наблюдался.
Результатом многолетней работы Ивана Павлова по исследованию рефлексов стало описание полной картины работы всей пищеварительной системы, от включения в общий процесс слюнных желез до работы желудка, поджелудочной железы, печени. Стало понятно, какие ферменты эти органы выделяют для расщепления белков, жиров и углеводов, как происходит всасывание всего этого в кишечник.
Мировой старейшина физиологов
В 1903 году Иван Петрович Павлов, будучи уже профессором, членом-корреспондентом Академии наук, выступил в Мадриде, на XIV Международном медицинском конгрессе, с блестящим докладом, в котором подводился итог его многолетних научных поисков. Этот доклад и послужил основанием для присуждения ему – первому русскому учёному –Нобелевской премии в области физиологии и медицины.
В 1935 году Павлов стал обладателем уникального
звания «Старейшина физиологов мира»
Примечательно, что в 1934 году – ещё при жизни учёного – Академия наук СССР учредила и премию имени самого Павлова, её удостаивались авторы наиболее достойных научных работ в области физиологии.
Вклад Ивана Петровича в науку был оценен по достоинству. В списке его регалий по два ордена Святой Анны, Святого Равноапостольного князя Владимира, Святого Станислава, французский Орден Почётного легиона.
А за год до своей кончины, в 1935 году, Павлов стал обладателем уникального звания «Старейшина физиологов мира». Уникальность титула заключается в том, что больше его не присуждали ни одному человеку.
Текст: Игорь Чичинов
Другие материалы по темам:
Человек глобального размаха. Святослав Фёдоров
Продать всё – спасти миллионы. Как был открыт инсулин
Жить по мечте. Великое открытие Луи Пастера
Заключение
Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ |
Академик Иван Петрович ПАВЛОВ |
Путь в науку |
Физиология кровообращения |
Физиология пищеварения |
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах |
Социально-политические взгляды И.П. Павлова |
Личность И.П. Павлова. Свидетельства современников |
Традиции |
Заключение |
Путь И.П. Павлова к Нобелевской премии |
Физиология как экспериментальная наука |
Учителя, наставники и предшественники |
В университете |
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906) |
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904) |
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912) |
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917) |
В Бреслау у Гейденгайна |
Сергей Петрович Боткин (1832–1889) |
Докторская диссертация |
Рудольф Гейденгайн (1834–1897) |
Карл Людвиг (1816–1895) |
Клод Бернар (1813–1878) |
После заграницы |
Врач для командировок |
«Год Великого перелома» |
Предыстория |
Хронический эксперимент |
Мнимое кормление |
Павловский желудочек |
Финишная прямая |
Конкуренты Павлова |
Экспертиза номинированных работ Павлова |
Письмо ректора Каролинского института |
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой |
Реакция прессы |
Нобелевская церемония |
Реакция физиологов на присуждение премии |
Денежная сумма премии и ее судьба |
Пожелания Альфреда Нобеля |
Переход к изучению высшей нервной деятельности |
Вторая Нобелевская попытка |
Досадный промах |
Павловские Колтуши |
Развитие исследований в Колтушах |
Заключение |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
100-летний юбилей И. П. Павлова: 1849-1949 |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
Страница 139
И.П. Павлов. «История собаки Фирс».
Записи длительных наблюдений за экспериментальной собакой. Автограф.
Фрагмент. [1933 г.]
СПФ АРАН. Ф.259. Оп.1. Д.55. Л.3.
Издание это приурочено к сто десятой годовщине со дня присуждения Ивану Петровичу Павлову первой Нобелевской премии России, поэтому в нем определенное внимание уделено не только самой сути работы, но и номинаторам, конкурентам Павлова, неизвестному доселе письму тридцати, процедуре представления и другим моментам. Мы посчитали необходимым сказать и о второй нобелевской попытке Ивана Петровича, не забыли также досадных промахов на этом пути. Тем самым мы пытались в какой-то мере приоткрыть ранее мало известные стороны творчества великого физиолога и той атмосферы, которая его окружала в те годы. Отмеченные Нобелевской премией идеи и достижения Ивана Петровича стимулировали возникновение целых направлений в исследовании механизмов регуляции висцеральных функций, нейрофизиологии и ее короны – учения о высшей нервной деятельности, клинической медицины, комплекса прикладных направлений. Сегодня вклад Павлова в мировую науку – не просто памятник, в котором запечатлен взлет гениальной мысли, жизнь и развитие идей нашего соотечественника активно продолжается в многочисленных лабораториях физиологов, биохимиков, психологов у нас и во всем мире.
Такие ученые, как Иван Петрович Павлов, являются огромной интеллектуальной и нравственной силой,
Заключение
Иван Петрович Павлов Коллекция из 18 современных лабораторных фотографий ок. 1900
Описательное резюме
Название: Иван Петрович Павлов Собрание 18 современных лабораторных фотографий,
Дата (включительно): ок. 1900
Коллекционный номер: 19
Создатель: Купалов Петр Степанович 1904-1995
Объем: 18 фотографий размером 9 x 7 дюймов в рамке
Хранилище: Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. Библиотека. История и специальные коллекции биомедицинской библиотеки Луизы М. Дарлинг Разделение
Лос-Анджелес, Калифорния
-1490
Резюме: Коллекция фотографий, сделанных на повороте 20 века, показаны лаборатории Павлова, сотрудников и некоторые лаборатории процедуры, использованные в его экспериментах. Фотографии были предоставлены одним из учеников Павлова, профессора Петра Степановича Купалова, доктору Мэри А. Б. Брейзер, Профессор анатомии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1958 году по случаю международной встречи. в России. Доктор Бразиер представил фотографии Историко-специальному Отдел коллекций, Биомедицинская библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 1985, в честь школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе бывшего декана медицинского факультета Шермана М. Меллинкоффа, доктора медицины
Фактический адрес: Отдел истории и специальных коллекций, Биомедицинская библиотека Луизы М. Дарлинг, Калифорнийский университет, Лос Анхелес
Язык материала: Сборник материалов на английском языке
Доступ
Фотографии доступны для просмотра в Историко-специальном Отдел коллекций, Биомедицинская библиотека Луизы Дарлинг Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Условия использования
Права на публикацию
Предпочтительное цитирование
[Идентификация предмета], Коллекция Ивана Петровича Павлова из 18 современных лабораторных фотографий (Коллекция рукописей 19). Отдел истории и специальных коллекций биомедицинской библиотеки Луизы М. Дарлинг, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
Идентификатор записи каталога UCLA
Идентификатор записи каталога UCLA: 3883483
Информация о приобретении
Профессор Петр Степанович Купалов, ученик Павлова, представил эти фотографии доктору Мэри А. Б. Брейзер, профессору анатомии, физиологии и Биофизика, Медицинская школа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, в 1958. Доктор Брейзер и ее Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. коллега, доктор Хорас Магун, посещал различные нейрофизиологические лаборатории тем летом в Советском Союзе и участие в двух международных встречах в Ленинграде и Москве.
В 1985 году д-р Брейзер передал фотографии Биомедицинской библиотеке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в честь бывшего декана Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Шермана Меллинкоффа.
биография
Иван Петрович Павлов (1849-1936) изучал физиологию и получил степень доктора по медицине в Санкт-Петербургском университете в 1883 г. С 1879 по 1890 г. профессор фармакологии в Санкт-Петербурге, затем стал профессором физиологии а затем директор Санкт-Петербургского института экспериментальной медицины до 1936. После ранней работы по контролю артериального давления он вскоре обратился к изучение физиологии пищеварения. Новые методы хирургии и изобретённый им послеоперационный уход открылся для изучения процессов пищеварения в нормальных здоровых животных в течение длительного периода времени.
Исследование пищеварения у живых собак привело Павлова к предложению нового теория поведения. Основываясь на своих наблюдениях за реакцией собак на вид еды или звук колокольчика у них ассоциировался с едой, сформулировал он идею и ввел термин условный рефлекс, обеспечивающий способ уменьшения сложное поведение основных единиц, которые можно было бы изучить с научной точки зрения. В течение 1920-е годы Павлов и его ученики расширили свою теорию поведения животных. к психологии человека. За работу в области физиологии пищеварения он был награжден Нобелевская премия по физиологии 1904 г.
Объем и содержание
18 фотографий примерно 9″x 7″, установленный на 13,5″ x 9,75″ серый картонные коврики. Все изображения, кроме двух, снабжены пояснительной меткой, напечатанной на машинке. приклеен к картонной оборотной стороне, которая легла в основу подписей, используемых в UCLA. Выставка библиотеки вскоре после получения коллекции; эти надписи тоже включены.
На фотографиях профессор Павлов и его сотрудники в Санкт-Петербургском Институт экспериментальной медицины ок. 1902, некоторые из подопытных собак в лаборатория и снаружи, а также здания института и лаборатории.
Связанный материал
Дополнительные материалы, характеризующие и вытекающие из поездки 1958 г. в СССР Союза, во время которого доктору Брейзеру были представлены эти фотографии, включены в Документы доктора Брейзера, Коллекция рукописей № 42, История и специальные коллекции Подразделение биомедицинской библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Условия индексирования
Для индексации описания этого коллекция в онлайн-каталоге библиотеки в открытом доступе.
Предметы
Институт физиологии им. И.П. Павлова — Фотографии
Павлов, Иван Петрович, 1849-1936 — Фотографии
Иван Павлов — биография, фото, личная жизнь, рост, наука и вклад
Иван Павлов: биография
Иван Павлов – известный российский ученый, чьи труды высоко оценены и признаны научным сообществом. Ученый сделал важные открытия в физиологии и психологии. Павлов — основоположник учения о высшей нервной деятельности человека.
Портрет Ивана ПавловаИван Петрович родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Он был первым ребенком из десяти в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (в девичестве Успенская) воспитывалась в семье священников. До замужества она была сильной, жизнерадостной девушкой. Роды отрицательно сказывались на здоровье женщины, поскольку следовали одна за другой. Образованной она не была, но от рождения была интеллигентной, приземленной и прилежной.
Молодая мать правильно воспитала детей. Она привила качества, которые помогли ребятам в будущем успешно реализовать свой потенциал. Петр Дмитриевич, отец Ивана, был правдивым и самостоятельным священником крестьянского происхождения. Он служил в бедном приходе. Он часто вступал в конфликт с церковным персоналом; любил жизнь, никогда не болел, охотно работал в саду и огороде.
Памятник Ивану ПавловуСо временем Петр Дмитриевич благодаря своей доброте и пастырскому усердию стал настоятелем храма в Рязани. Отец был примером настойчивости в достижении целей и стремления к совершенству. Иван уважал отца и прислушивался к его мнению. В 1860 году мальчик по настоянию родителей поступил в церковное училище и прошел начальный курс духовной семинарии.
В раннем детстве Иван редко болел, рос веселым и крепким мальчиком, играл с детьми и помогал родителям по хозяйству. Отец и мать привили детям привычку к труду, научили поддерживать порядок в доме и быть осторожными. Родители много работали и того же требовали от детей. Иван с младшими братьями и сестрами таскал воду, колол дрова, топил огонь и занимался другими домашними делами.
Портрет Ивана ПавловаМальчик начал учиться в восемь лет, но в школу пошел в 11. Причиной тому стал сильный ушиб, полученный им при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он начал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогло. Он начал выздоравливать, когда измученного болезнью ребенка отвезли в Троицкий монастырь. Его опекуном был игумен божественной обители, когда-то гостивший в доме Павловых.
Ему удалось восстановить здоровье и жизненные силы благодаря гимнастическим упражнениям, хорошему питанию и свежему воздуху. Игумен был образован, начитан и вел подвижническую жизнь. Иван выучил и знал книгу, подаренную опекуном, наизусть. Это был сборник басен Крылова, ставший впоследствии его настольной книгой.
Семинария
Иван решил поступить в семинарию в 1864 году под влиянием духовного наставника и родителей. Он изучал естественные науки и другие интересные предметы, активно участвовал в дискуссиях. Всю жизнь он был ярым полемистом. Он яростно сражался с врагом, противодействуя любым доводам оппонента. Иван был лучшим учеником в семинарии, дополнительно занимался репетиторством.
Молодой Иван Павлов в семинарииПознакомился с произведениями великих русских мыслителей. Студент проникся их желанием бороться за свободу и лучшую жизнь. Со временем он сосредоточился на естественных науках. Большую роль в этом сыграла монография И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Он понял, что карьера церковника ему неинтересна. Иван начал изучать предметы, которые были необходимы для поступления в университет.
Физиология
В 1870 году Павлов переехал в Петербург. Он поступил в университет и хорошо учился. Сначала он не получал стипендию, так как ему приходилось переходить с одного факультета на другой. Позднее успешному студенту вручалась императорская стипендия. Физиология была его главной страстью, а через три года стала главным приоритетом. Под влиянием ученого и экспериментатора И. Ф. Циона молодой человек окончательно выбрал и посвятил себя науке.
В 1873 году Павлов начал исследовать легкие лягушек. Он написал научную работу о влиянии гортанных нервов на кровоток вместе с одним из учеников и под руководством И. Ф. Циона. Позже он изучал поджелудочную железу вместе со студентом М. М. Афанасьевым. Научно-исследовательская работа была отмечена золотой медалью.
Физиолог Иван ПавловПавлов закончил обучение через год, в 1875 году, так как ему пришлось год повторять. Его исследования отнимали много времени и сил, поэтому он провалил выпускные экзамены. По окончании учебы Ивану было всего 26 лет. Он был очень амбициозен и ожидал большого успеха.
С 1876 года Павлов получил должность ассистента профессора К. Н. Устимовича в Военно-медицинской академии и одновременно занимался физиологией кровотока. Работы этого периода были высоко оценены С. П. Боткиным. Профессор пригласил молодого исследователя поработать в своей лаборатории. Там Павлов изучал физиологические особенности крови и пищеварения.
Иван Павлов в Императорской Военно-медицинской академии, 1913 г.Иван Петрович проработал в лаборатории С. П. Боткина 12 лет. Биография ученого этого периода включает в себя события и открытия, принесшие ему мировую известность. Это был период перемен.
Добиться этого простому человеку в дореволюционной России было непросто. Судьба дала ему шанс после ряда неудачных попыток. Весной 1890 года ему предложили должность председателя Варшавского и Томского университетов. В 1891 ученого пригласили в Институт экспериментальной медицины для организации и создания кафедры физиологии.
Павлов руководил этим отделом до конца жизни. Он проводил исследования по физиологии пищеварительных желез в университете. В 1904 году он получил Нобелевскую премию, став, таким образом, первым русским лауреатом Нобелевской премии по медицине.
Иван Павлов во время операцииБольшевистская революция оказала положительное влияние на ученого. В.И. Ленин высоко ценил его работы. Академик и все сотрудники имели благоприятные возможности для плодотворной работы. Лаборатория была преобразована в Институт физиологии при советской власти. К 80-летию ученого открыли студенческий городок под Ленинградом, он опубликовал свои исследования в лучших издательствах.
Открыли клиники при институтах, закупили современное оборудование, увеличили штат. Павлов получал средства из бюджета и дополнительные деньги на расходы, чувствовал благодарность за такое отношение к науке и к себе.
Собака Павлова
Особенностью метода Павлова является способность видеть связь между физиологией и психическими процессами. Работа над механизмами пищеварения стала отправной точкой для развития нового направления в науке. Павлов изучал физиологию более 35 лет. Он создал понятие условного рефлекса.
Иван Павлов — автор проекта «Собака Павлова»Эксперимент, получивший название «Собака Павлова», заключался в изучении рефлексов животного в ответ на внешний раздражитель. В ходе него он давал собаке еду по сигналу метронома. После нескольких повторений у собаки началось слюноотделение в ответ на раздражитель без еды. Ученый вывел понятия о рефлексе, который формируется на основе опыта.
Собака ПавловаВ 1923 году было опубликовано первое исследование двадцатилетнего опыта на животных. Павлов внес наиболее серьезный вклад в изучение функций мозга в науке. Советское правительство поддерживало исследования, которые имели большое значение.
Личная жизнь
Первую возлюбленную, будущую учительницу Серафиму Карчевскую, талантливый юноша встретил в конце 1870-х гг. Молодые люди имеют общие интересы и идеалы. Они поженились в 1881 году. В семье родились две дочери и четыре сына.
Семья Ивана ПавловаПервые годы семейной жизни были трудными, так как своего дома не было, денег на жизнь не хватало. Трагические события, связанные со смертью первого ребенка и еще одного малолетнего ребенка, подорвали здоровье его супруги. Это сбило Ивана с толку и привело его в отчаяние.