Долговременная память: виды, диагностика, развитие
Что это такое? Долговременная память – банк наших знаний, полученных за всю жизнь. В этом хранилище навыки катания на велосипеде, воспоминания об отпуске в 2018 году, стихотворение Пушкина, выученное наизусть в седьмом классе. Но бывает так, что память начинает давать сбои, и вот уже с трудом вспоминается то, что было три дня назад.
Как развить? Не стоит отчаиваться и впадать во фрустрацию, нужно прокачивать свой банк знаний. Для этого достаточно выполнять простые упражнения, можно даже вместе со своим ребенком в паре – так будет веселее. Глазом не успеете моргнуть, как долговременная память заработает как прежде, а может еще лучше.
В статье рассказывается:
- Что такое долговременная память
- Виды долговременной памяти
- Причины нарушения долговременной памяти
- Симптомы сбоев в долговременной памяти
- Диагностика долговременной памяти
- Развитие долговременной памяти
- Способы повторения информации
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое долговременная память
Под долговременной памятью понимают функции мозга, которые служат для кодирования и хранения длительное время практически неограниченных объемов различных данных, фактов и другой информации. Если говорить о воспоминаниях, то долговременная память хранит их многие годы.
Наличие данного механизма способствует безошибочному и самостоятельному выполнению обязанностей и дел, из которых складывается наш день. С этим типом памяти связана способность мозга накапливать и сохранять большое количество знаний, фактов, навыков и при необходимости доставать из своих хранилищ необходимое в данный момент воспоминание.
За поддержание этой комплексной способности в рабочем состоянии отвечают разные отделы головного мозга. Как известно, поражения мозга влияют на долговременную память. Но с этой проблемой можно справиться, используя специальные упражнения.
Виды долговременной памяти
Существующая классификация памяти в зависимости от длительности хранения информации разделяет ее на сенсорный, кратковременный, рабочий и долговременный типы. К видам долговременной памяти относят:
- Декларативную или эксплицитную,то есть такую, которая хранит информацию, воспроизводимую вербальным способом. Реализация таких способностей «поручена» промежуточному мозгу, медиальной височной доле и неокортексу. В свою очередь данный вид памяти делят на:
- Семантический подвид, отвечающий за наши представления об окружающем мире. Эти знания не получены в результате обучения. Они состоят из словарного запаса, академических сведений о каждой вещи, предмете или понятии. К примеру, мы имеем представление о яблоке как съедобном фрукте, растущем на соответствующем дереве, которое бывает желтым, зеленым или красным. Но вряд ли нам удастся соотнести эти знания с конкретным моментом их получения.
- Эпизодический подвид связан с воспоминаниями о происходивших с нами ситуациях и работает по принципу обучения. Сюда относятся все события жизни: мы помним, чем нас кормили вчера в гостях, где находится автобусная остановка, когда впервые были на море и т. п.
Виды долговременной памяти
- Недекларативную или иксплитицитную память, содержащую информацию, которая выражается невербальными средствами. Это такие «отпечатки», которые откладываются сами собой, через имплицитное обучение. Такая память лучше противостоит церебральным поражениям и меньше подвергается разрушению. Эти способности связаны с работой различных отделов мозга: неокортекса, миндалины, мозжечка и базальных ганглий. Данный подвид памяти подразделяется на:
- Процедурную, когда человек после многократного повторения запоминает все мускульные движения, и в нужное время они производятся автоматически. Сюда относятся такие навыки, как застегивание пуговиц, вращение педалей при езде на велосипеде, подбрасывание мяча, пользование компьютерной мышкой.
- Прайминг: здесь также имеется в виду предыдущая установка, которая помогает легко вспоминать подходящие по смыслу понятия. Память сразу выдает слова «животное» или «хищник», когда мы разговариваем о львах и тиграх.
- Классическое обусловливание: под этим подразумевается связь условного действия с реагированием на ранее полученный безусловный сигнал. К примеру, если прозвенел звонок (условный сигнал) и после этого на нас направили луч света (безусловный сигнал), то в следующий раз в ответ на трель звонка мы можем отреагировать, как на яркий свет, прикрыв глаза. Таким образом работает недекларативная память.
Причины нарушения долговременной памяти
Долговременная память мозга ухудшается под воздействием таких физиологических проблем, как:
- острая или хроническая интоксикация – отравление алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами или другими веществами;
- атеросклероз, инсульт, приведшие к нарушению мозгового кровообращения;
- развитие опухоли мозга;
- болезнь Альцгеймера;
- умственная отсталость в результате генетических трансформаций, патологии в период беременности.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 19912
Кроме того, память слабеет из-за нарушений психического свойства:
- длительных стрессов;
- невротических состояний;
- переутомления, проблем со сном;
- интенсивных эмоциональных, интеллектуальных нагрузок;
- психологических травм;
- депрессии.
Ухудшение долговременной памяти человека также связано с физическим и эмоциональным истощением.
Симптомы сбоев в долговременной памяти
Ниже приведем примеры нарушений, свидетельствующих о начавшихся проблемах с памятью:
- у человека трудности с запоминанием, он не может вспомнить дату события, выученное ранее стихотворение или слова песни;
- не получается восстановить последовательность событий прошлого – недавнего или из детства, юности, наблюдаются провалы памяти;
- путает участников событий, их действия, имена, сбой причинно-следственных связей;
- забывает привычный порядок действий, не может вспомнить, что хотел делать;
- заметно снижение интеллекта и ухудшение работоспособности;
- становится несобранным, не может долго концентрировать внимание на одном деле;
- не знает, что делать, теряется в привычной обстановке.
Процесс ухудшения характеристик долговременной памяти может развиваться в течение нескольких лет без явных симптомов, но бывает, что дают о себе знать сразу несколько признаков «сбоя программы».
Потеря памяти вызывает проблемы во всех сферах жизни личности. Родные и друзья не сразу понимают, что происходит с их близким человеком. Начинаются претензии от коллег и начальства из-за невнимательности, ошибок, снижения качества работы. Приступы амнезии, когда человек забывает, кто он, где живет, становятся причиной социальной дезадаптации.
Диагностика долговременной памяти
Состояние долговременной памяти можно определить с помощью различных тестовых методик.
Суть первого метода состоит в том, чтобы человек запомнил слова, не имеющие между собой логической связи. Каждому слову в списке соответствует номер. Для тестирования составляют два списка из 10 слов. Долговременная память детей возраста 6-12 лет проверяется с использованием одного списка. Ведущий может зачитать список вслух, но испытуемые при этом только слушают, ничего не записывая.
Взрослые могут прослушать слова 2-3 раза, дети 4-5 раз.
Примеры списков.
Диагностика долговременной памятиСписок №1:
- магия;
- кино;
- лодка;
- аптека;
- колесо;
- деньги;
- завтрак;
- серебро;
- циркач;
- мораль.
Точный инструмент «Колесо компетенций»
Для детального самоанализа по выбору IT-профессии
Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют
Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый
Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога
Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех
Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.
Только до 9 марта
Осталось 17 мест
Список №2:
- роза;
- танцы;
- горы;
- письмо;
- треугольник;
- волшебство;
- эфир;
- любовь;
- скука;
- какао.
Прослушав или перечитав список слов несколько раз, испытуемые записывают то, что запомнили, на листочке и без подглядывания. Отлично, если удастся сохранить порядок слов. После этого испытуемым предлагается другое занятие. Через полчаса тест проходят повторно.
Следующие проверки проводят на другой день и затем через неделю, при этом список зачитывают или прослушивают один раз. Результат рассчитывают с помощью формулы: С = В : А х 100, в которой С соответствует коэффициенту долговременной памяти, В – количеству правильно записанных слов, А – их общему количеству.
Результат в пределах от 75 до 100 указывает на высокий уровень долговременной памяти, от 50 до 75 – это средние показатели, от 30 до 50 − низкий уровень, а цифры до 29 говорят об очень слабой долговременной памяти.
При втором варианте проверки памяти тестируемый должен пересказать текст с сохранением смысла. В целом эти техники похожи одна на другую. Ведущий раздает всем участникам листочки с текстами. В каждом тексте выделяют основные мысли, которые необходимо запомнить и воспроизвести в письменном виде.
Диагностика долговременной памяти Данную технику применяют для выявления нарушений долговременной памяти у людей с 13-летнего возраста. Для проверки используется та же формула, но здесь В показывает, сколько выделенных мыслей записано верно, А – сколько всего выделений.Текстовый образец.
Каждый человек индивидуален и неповторим. Но ведь и про ветер можно сказать, что он проявляет свой характер в разные дни и времена года по-разному. Что такое ветер? Это движение воздушных масс, возникающее вследствие изменения температуры и давления в атмосфере планеты, которое мы чувствуем, как порывы, имеющие определенную силу.
Самый приятный по ощущениям – это легкий теплый ветерок, несущий прохладу в жаркий летний день. Особенно хорошо в этот момент идти по тропинке через луг к речке, касаясь ладонью цветущих ромашек и васильков. Бывает, что в некоторые дни сила ветра достигает штормовых показателей 18-20 м/с и может даже нести угрозу жизни. Во время смерча лучше спрятаться за крепкими стенами домов.
Осень приносит с собой непогоду, резкий сильный ветер с дождем, мокрым снегом. Он вырывает из рук зонтик, уносит шляпку, хлопает дверями, как разгневанный супруг. Но потом затихает, успокаивается, начинает играть опавшей листвой, словно котенок, для которого все может стать игрушкой. Вот и дорожки парка просохли, хватит плакать, пойдем гулять!
Развитие долговременной памяти
Хотя со временем долговременная память начинает слабеть, особенно если имеются генетические предпосылки, опускать руки не следует. Применяя специальные упражнения, можно выработать привычку лучше и быстрее запоминать то, что необходимо:
- Хорошо помогает метод, когда человек дополняет нужную информацию ассоциациями и образами. Образное мышление способствует лучшему «отпечатыванию» сведений.
- Для развития долговременной памяти важно полностью концентрировать внимание на том, что требуется запомнить. Иначе все данные просто улетучатся и не попадут в «отсек» памяти.
- Использование навыка разбивания большого информационного объема на небольшие куски. При таком способе сразу в голову приходят нужные ассоциации.
- Укрепление памяти тесно связано с режимом дня, правильным образом жизни, полноценным отдыхом. Ночной сон взрослого человека должен длиться не меньше шести или восьми часов.
- Для закрепления важной информации следует ее повторять через определенные промежутки времени. Такая активная методика позволит запоминать все больше нужных сведений.
Конечно, нельзя не упомянуть о таком важном моменте, как применение изученного в практических делах. Кроме того, полезно визуализировать действия, представляя их выполнение в виде фильма. Этот метод подходит к любому обучению.
Развитие долговременной памятиЧтобы механизм долговременной памяти служил эффективно и долго, можно обратиться к методу Цицерона. Здесь тоже речь идет о визуальной ассоциации. К примеру, когда нужно сходить за хлебом и молоком, можно представлять, что они лежат в холодильнике или на кухонном столе.
Чрезвычайно полезно заниматься развитием долговременной памяти у детей. Предложите ребенку сочинить небольшой рассказ, используя заданные слова. Или попросите выучить предложенный список слов, а спустя час проверьте, что он запомнил. Если упражнение вызвало трудности, просто повторите его еще раз, превратите тест в игру, которая понравится ребенку.
Способы повторения информации
При обучении профессии требуется запоминать много информации. Закрепить знания в памяти поможет способ, заключающийся в повторении через три дня, неделю, месяц и полгода.
Например, студентам рекомендуется за три дня до экзамена проделать следующее:
- прочитать изучаемую тему и сразу после этого повторить первый раз;
- второй раз вспомнить все, что прочитал, через 20 минут;
- третий − по истечении восьми часов;
- четвертый – на следующий день и желательно перед тем, как лечь спать.
Важный момент: в дни, когда будете заниматься повторением изучаемого предмета, в промежутках между этими повторениями нужно отвлекаться на другие дела: сходить прогуляться, приготовить еду, порисовать, убраться в комнате. Книги, Интернет, фильмы желательно исключить, чтобы усвоение материала было эффективным.
Изучение новых профессиональных навыков лучше совместить с отпуском, когда можно посвятить больше времени запоминанию, а не решению текущих задач, при этом хорошо высыпаться, находиться в спокойной домашней обстановке.
Удача сопутствует тем, кто стремится к самопознанию и расширению своих возможностей.
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
13. Долговременная память, её основные компоненты и механизмы.
Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, сон) могут разрушаться кольцевые реверберационные связи и снижаться возбудимость нейронов. При этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде.
Биохимическая теория развивает представление об активировании ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Было обнаружено, что при активации нейрональных процессов в них происходит интенсификация белкового обмена. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации необходимы специфические белки. Кроме того показано, что торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению консолидации следов в долговременной памяти. Уже можно с уверенностью сказать, что в механизмах долговременной памяти перестройка структур молекул ДНК и РНК в нейронах головного мозга играет первостепенную роль.
Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долгосрочную (консолидация памяти) обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях.
По одной из гипотез, получивших широкий резонанс, ввод информации в мозг сопровождается возникновением энграммы. В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.
Эта энграмма сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности модулирующих процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется параллельно через соответствующие структурнобиохимические изменения на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. С точки зрения этой гипотезы кратковременная память участвует в закреплении энграммы за счет преобразования синапсов (избирательное повышение эффективности синаптической передачи), а также повышении возбудимости постсинаптических нейронов, задействованных данной информацией.
Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе долговременной памяти. По мнению автора, информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре молекулы РНК. Т.е. в основе долгосрочной памяти лежат изменения белкового синтеза.
Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК. Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к тем специфическим изменениям, которые произошли в РНК, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне. В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.
Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез миелина, и тем самым облегчается проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.
Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговременную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством наличия определенных различий в механизмах кратковременной и долговременной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать текущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события.
Однако, с другой стороны, имеется ряд других воздействий оказывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе намного больше общего, чем различного; их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.
Долговременная память в психологии: типы, емкость и продолжительность
Долговременная память (LTM) — это заключительный этап модели памяти с несколькими хранилищами, предложенной Аткинсоном-Шиффрином, обеспечивающей длительное сохранение информации и навыков.
Теоретически объем долговременной памяти может быть неограниченным, и основным ограничением при воспроизведении является доступность, а не доступность.
Продолжительность может составлять несколько минут или всю жизнь. Предлагаемые режимы кодирования в основном семантические (смысловые) и визуальные (изобразительные), но могут быть и акустическими.
Используя аналогию с компьютером, информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (ваша кратковременная память), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени.
Типы долговременной памяти
Долговременная память не является единым хранилищем и делится на два типа: явную (знание что) и имплицитную (знание как).
Одно из самых ранних и наиболее влиятельных различий долговременной памяти было предложено Тульвингом (1972). Он предложил различать эпизодическую, семантическую и процедурную память.
Процедурная память
Процедурная память является частью имплицитной долговременной памяти, отвечающей за знание того, как что-то делать, т. е. память о двигательных навыках.
Он не предполагает сознательного (т. е. бессознательно-автоматического) мышления и не является декларативным. Например, процедурная память включает в себя знание того, как ездить на велосипеде.
Семантическая память
Семантическая память является частью эксплицитной долговременной памяти, ответственной за хранение информации об окружающем мире. Сюда входят знания о значении слов, а также общие знания.
Например, Лондон — столица Англии. Он включает в себя сознательное мышление и является декларативным.
Знание, которое мы храним в семантической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть семантическая память о том, что Париж — столица Франции.
Эпизодическая память
Эпизодическая память — это часть эксплицитной долговременной памяти, отвечающая за хранение информации о событиях (то есть эпизодах), которые мы испытали в своей жизни.
Он включает сознательное мышление и является декларативным. Примером может служить воспоминание о нашем первом дне в школе.
Знание, которое мы храним в эпизодической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть эпизодическое воспоминание о том, что мы сегодня сели на автобус до колледжа.
Коэн и Сквайр (1980) провели различие между декларативным знанием и процедурным знанием.
Процедурные знания включают «знание того, как» что-то делать. В него вошли навыки, такие как «умение» играть на фортепиано, ездить на велосипеде; завязать шнурки и другие двигательные навыки.
Это не связано с сознательным мышлением (т. е. это бессознательно — автоматически). Например, мы чистим зубы, практически не осознавая, какие навыки нам нужны.
Декларативное знание предполагает «знание того, что», например, Лондон — столица Англии, зебры — животные, день рождения вашей мамы и т. д. и «объявлено».
Доказательства различия между декларативной и процедурной памятью были получены в результате исследований пациентов с амнезией. Как правило, пациенты с амнезией испытывают большие трудности с сохранением эпизодической и семантической информации после начала амнезии.
Их память на события и знания, полученные до начала заболевания, как правило, остается неповрежденной, но они не могут сохранять новые эпизодические или семантические воспоминания. Другими словами, похоже, что их способность сохранять декларативную информацию нарушена.
Тем не менее, их процедурная память практически не пострадала. Они могут вспомнить навыки, которым уже научились (например, езда на велосипеде), и приобрести новые навыки (например, научиться водить машину).
Эксперимент с очень долговременной памятью
Bahrick, Bahrick и Wittinger (1975) исследовали то, что они назвали очень долговременной памятью (VLTM). Было протестировано около 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет.
Участников попросили перечислить имена выпускников своего класса, которые они могли вспомнить, в бесплатном тесте на запоминание.
Были различные условия, в том числе: бесплатный тест на припоминание, когда участники пытались вспомнить имена людей из выпускного класса; тест на распознавание фотографий, состоящий из 50 картинок; тест на узнавание имени для бывших школьных друзей.
Результаты исследования показали, что участники, прошедшие тестирование в течение 15 лет после выпуска, примерно на 90 % правильно называли имена и лица. После 48 лет они были точными на 80% для словесных и 70% визуальных.
Участники лучше распознавали фотографии, чем вспоминали. Свободный отзыв был хуже. Через 15 лет точность составила 60%, а через 48 лет — 30%.
Они пришли к выводу, что долговременная память имеет потенциально неограниченную продолжительность.
Сила этого исследования в том, что в нем использовались значимые стимулы. Бахрик и др. проверили воспоминания людей из их собственной жизни, используя школьные ежегодники. Исследование имеет более высокую внешнюю валидность по сравнению с исследованиями с использованием бессмысленных изображений (где показатели припоминания, как правило, ниже).
Но исследование не контролировало смешанные переменные (возможно, они репетировали свою память о фотографиях на протяжении многих лет), поэтому любое реальное приложение следует применять с осторожностью.
Ссылки
Bahrick, H.P., Bahrick, P.O., & Wittinger, R.P. (1975). Пятьдесят лет памяти для имен и лиц: кросс-секционный подход. Журнал экспериментальной психологии: Общие , 104, 54-75.
Коэн, Нью-Джерси, и Сквайр, Л.Р. (1980). Сохранение обучения и сохранение навыка анализа паттернов при амнезии: диссоциация знания «как» и знания «что». Наука , 210, 207–209.
Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (редакторы), Организация памяти (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Определение, потеря, психология и многое другое
Долговременная память состоит из воспоминаний, которые мозг хранит в течение длительного периода времени. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и десятилетия назад.
Люди с долговременной потерей памяти с трудом запоминают важные факты, события, людей или навыки.
Хотя старение может повлиять на долговременную память, многочисленные состояния здоровья также могут привести к потере памяти.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, что такое долговременная память, о некоторых состояниях, которые могут привести к потере долговременной памяти, и о том, как люди могут улучшить свою долговременную память.
Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который извлекает информацию из хранилища кратковременной памяти и создает длительные воспоминания. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и несколько десятилетий назад.
Долговременная память может хранить неограниченное количество информации в течение неопределенного периода времени. Кратковременные воспоминания становятся долговременными в области мозга, называемой гиппокампом. Другая часть мозга, называемая корой, хранит эти долговременные воспоминания.
Существует два типа долговременной памяти: процедурная и декларативная.
Процедурные долговременные воспоминания представляют собой информацию, относящуюся к действиям, усвоенным посредством практики и повторения, например, вождению автомобиля.
Декларативная долговременная память — это информация о фактах, правилах, событиях, определениях и опыте, которую можно вспомнить при необходимости.
Узнайте больше о типах памяти здесь.
Потеря долговременной памяти происходит, когда человек начинает забывать или не может вспомнить то, что он должен знать, или то, что он знал ранее.
Некоторые распространенные симптомы долговременной потери памяти включают:
- забывание важных дат, правил или фактов
- забывает, как выполнять важные действия, например, как водить машину, ездить на велосипеде или пользоваться компьютером
- забывает имена людей, как они выглядят или кто они такие слова, например, называть мобильный телефон книгой или стол стулом
- заполнять пробелы в памяти ложной информацией
- теряться в знакомых местах
С возрастом многие люди становятся немного более забывчивыми, и это может быть нормальной частью старения.
Однако, если забывчивость становится частой или влияет на способность человека функционировать в повседневной жизни, он может обратиться к врачу, чтобы узнать, есть ли у него основное заболевание.
Некоторые из наиболее распространенных причин долговременной потери памяти включают следующее.
Старение
По мере старения мозга могут происходить изменения, затрудняющие усвоение новой информации или навыков или восстановление воспоминаний. Тем не менее, старение само по себе обычно не вызывает серьезных проблем с долговременной памятью.
Нейродегенеративные состояния
Нейродегенеративные состояния вызывают постепенную гибель нервных клеток в головном мозге. Этот процесс часто приводит к потере памяти и другим изменениям мозга. Одним из примеров нейродегенеративного состояния является деменция.
Деменция вызывает необратимые изменения в способности человека к обучению, рассуждению и мышлению, а также вызывает кратковременную и долговременную потерю памяти.
Наиболее распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера, хотя деменция также является симптомом нескольких неврологических состояний, в том числе:
- сосудистая деменция
- Болезнь Гентингтона
- Деменция с тельцами Леви
Потеря долговременной памяти, как правило, возникает на поздних стадиях деменции и других нейродегенеративных состояний.
Инфекции головного мозга
Инфекции, поражающие головной мозг, такие как менингит, энцефалит и ВИЧ, могут вызывать повреждения головного мозга, приводящие к потере памяти.
Потеря памяти, связанная с инфекциями головного мозга, может исчезнуть при соответствующем лечении.
В зависимости от того, насколько серьезным или распространенным является повреждение или где оно произошло, человеку могут потребоваться лекарства, поддерживающая терапия или долгосрочная терапия, чтобы попытаться восстановить память или справиться с любой потерей памяти, вызванной инфекцией.
Опухоли головного мозга
Более 90% людей с опухолями головного мозга испытывают когнитивные проблемы, такие как проблемы с памятью, вниманием и исполнительными функциями. В некоторых случаях потеря памяти может исчезнуть или улучшиться с помощью хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии.
Узнайте больше об опухолях головного мозга здесь.
Сгустки крови, кровоизлияния в мозг и инсульт
Все, что ограничивает или останавливает приток богатой кислородом крови к мозгу, может повредить или разрушить клетки мозга, что может повлиять на память, в зависимости от вовлеченной области мозга.
Устранение потери памяти с помощью лечения, например хирургического вмешательства или лекарств, зависит от степени, тяжести и локализации повреждения головного мозга.
Узнайте больше о кровоизлияниях в мозг здесь.
Хроническое злоупотребление алкоголем
Если человек употребляет много алкоголя в течение длительного периода времени, это может привести к необратимому повреждению частей мозга, связанных с долговременной памятью, таких как гиппокамп и кора.
Узнайте больше о повреждениях головного мозга, связанных с алкоголем, здесь.
Травмы головы
Любая травма головы, которая нарушает приток крови к областям мозга или повреждает части мозга, отвечающие за долговременную память, такие как гиппокамп и кора, может вызвать проблемы с памятью.
В зависимости от серьезности, местоположения и степени повреждения потеря памяти может или не может исчезнуть с помощью лечения или реабилитационной терапии.
Некоторые лекарства
Многие лекарства, обладающие седативным действием или вызывающие сонливость, также могут влиять на память. Некоторые лекарства, связанные с проблемами долговременной памяти, включают:
- бензодиазепины, которые подавляют активность в областях мозга, участвующих в передаче информации из кратковременной памяти в долговременную
- антидепрессанты, которые блокируют активность основных химических мессенджеров в головном мозге, называемых серотонином и норэпинефрином
- противосудорожные препараты, подавляющие активность центральной нервной системы (ЦНС)
- наркотические препараты, которые ЦНС
- лекарства от высокого кровяного давления, которые блокируют активность химических мессенджеров в головном мозге, таких как норэпинефрин и адреналин
- лекарства от болезни Паркинсона, которые активируют пути в головном мозге для химического мессенджера дофамина
- снотворные препараты, действие и эффекты которых аналогичны бензодиазепинам
- антигистаминные препараты, блокирующие активность химического мессенджера мозга, называемого ацетилхолином
- лекарства от недержания мочи, которые также блокируют активность ацетилхолина важные питательные вещества, которые помогают мозгу функционировать должным образом, включая фолиевую кислоту, тиамин и витамин B12, могут вызвать потерю памяти.
Хронический дефицит тиамина может возникнуть из-за длительного злоупотребления алкоголем.
Гидроцефалия
Гидроцефалия возникает, когда спинномозговая жидкость накапливается в желудочках головного мозга. Цереброспинальная жидкость окружает головной и спинной мозг и защищает их от повреждений. Он также помогает доставлять питательные вещества в мозг и удалять отходы.
По мере того, как желудочки головного мозга увеличиваются из-за избытка спинномозговой жидкости, они могут повреждать или мешать окружающим тканям головного мозга, что может вызвать проблемы с памятью.
Узнайте больше о гидроцефалии здесь.
Заболевания щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы могут вызывать когнитивные изменения, такие как потеря памяти.
В случае гипотиреоза, при котором щитовидная железа не вырабатывает достаточного количества гормонов щитовидной железы, это состояние может вызвать уменьшение размера гиппокампа, который является важной областью мозга, участвующей в памяти.
Рекреационное употребление наркотиков
Многие рекреационные наркотики могут временно нарушать кратковременную память и мешать формированию новых долговременных воспоминаний. Чрезмерное или серьезное употребление наркотиков также может вызвать повреждение головного мозга, что, в свою очередь, приводит к долговременной потере памяти.
Артрит
Некоторые хронические заболевания, такие как определенные виды артрита, могут вызывать туман в голове, который проявляется трудностями при запоминании новой информации и воспроизведении старой информации.
Другие причины
Некоторые другие, менее распространенные причины потери долговременной памяти включают:
- лишение сна
- потерю слуха или зрения
- гипокальциемию и гиперкальциемию
- метаболические нарушения
гипонатриемию
- 0127 воздействие токсинов
- курение сигарет
- церебральный васкулит
В некоторых случаях психологические состояния могут вызывать изменение функционирования мозга или химических процессов, что может ухудшить создание, хранение и воспроизведение долговременной памяти.
Некоторые общие психологические или психические состояния, связанные с долговременной потерей памяти, включают:
- депрессию
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- стресс
- тревогу
Варианты лечения долговременной потери памяти зависят от причины.
В некоторых случаях лечение может улучшить или даже устранить потерю памяти. Однако состояния, которые вызывают повреждение головного мозга, могут привести к необратимым изменениям в мозге и необратимой неизлечимой потере памяти.
Некоторые распространенные методы лечения и средства для лечения состояний, вызывающих потерю памяти, включают:
- прием антибиотиков или противовирусных препаратов для лечения инфекций
- перенесение хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии при опухолях головного мозга
- принимать витаминные добавки или вносить изменения в рацион питания при дефиците витаминов
- принимать препараты гормонов щитовидной железы при заболеваниях щитовидной железы
- пробовать методы снижения стресса, такие как медитация, йога, контролируемое дыхание или физические упражнения
- пробовать антидепрессанты и терапию, например когнитивно-поведенческую терапия депрессии
- прием успокаивающих препаратов или использование методов снижения стресса при тревоге
- получение большего количества сна при недосыпании
- прекращение приема, снижение дозы или замена лекарств, вызывающих потерю памяти, но только под наблюдением врача употребление алкоголя, употребление рекреационных наркотиков или курение сигарет, которые могут потребовать консультирования или лечения
- перенесение операции по удалению избытка спинномозговой жидкости по поводу гидроцефалии
- прием кортикостероидов и иммунодепрессантов при церебральном васкулите
- прием обезболивающих и достаточное количество сна и физических упражнений при хронических болевых состояниях
Не существует методов лечения, которые могут обратить вспять или вылечить нейродегенеративные состояния, хотя некоторые лекарства могут помочь замедлить прогрессирование болезни Альцгеймера легкой и средней степени тяжести. Некоторые лекарства также могут помочь справиться с симптомами других нейродегенеративных состояний.
Национальный институт старения (NIA) предлагает несколько советов по управлению или улучшению забывчивости, в том числе:
- следовать распорядку дня
- планировать задачи заранее
- составлять списки дел или оставлять заметки на важных устройствах, таких как кофеварка, компьютер или пульт от телевизора, которые объясняют, как и когда их использовать
- ведение телефонные будильники или оповещения
- постоянное обучение новым навыкам и выполнение знакомых задач
- постоянное участие и тесная связь с системой поддержки, такой как семья или друзья
- волонтерство или более активная вовлеченность в свое сообщество или религиозные группы
- кладите важные предметы, такие как телефоны, кошельки, сумочки, пульты от телевизора и очки, в одно и то же место каждый день
- правильный сон и физические упражнения
- здоровое, сбалансированное питание
- контроль или профилактика высокого кровяного давления
- не употреблять алкоголь и не принимать рекреационные наркотики
- обращаться за лечением от депрессии, сильного стресса, беспокойства или посттравматического стрессового расстройства
- заниматься деятельностью, задействующей мозг, например разгадывать кроссворды, судоку и читать
Производители большого количества добавок, безрецептурных лекарств и головоломок утверждают, что их продукты могут обратить вспять потерю памяти или улучшить ее.
Тем не менее, NIA предостерегает от недоказанных методов лечения потери памяти, утверждая, что ни одно из них не имеет достаточного количества исследований, подтверждающих их использование. Некоторые могут даже вызывать непреднамеренные побочные эффекты или мешать другим лекарствам, которые принимает человек.
Узнайте больше советов по улучшению памяти здесь.
Людям, которые считают, что у них проблемы с памятью, следует обратиться за советом к врачу. Они могут оценить, являются ли симптомы нормальной частью старения или причиной основного состояния здоровья, которое может потребовать лечения.
Люди, которые думают, что кто-то из их близких может испытывать потерю памяти, также должны поощрять их или помогать им обращаться за медицинской помощью.
Если у кого-то проблемы с памятью, ему следует проходить обследование у врача каждые 6–12 месяцев, чтобы узнать, улучшается ли его состояние, ухудшается ли оно или остается стабильным.
Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который извлекает информацию из хранилища кратковременной памяти и создает длительные воспоминания.