Сочинение Человек должен быть интеллигентен
- Сочинения
- На свободную тему
- Человек должен быть интеллигентен
Каждая личность имеет права и обязанности. Многие имеют ложное представление, что человек несет долг только перед законом, но это не так. Конечно же, необходимо следовать общепринятым правилам, но прежде всего не забывайте, что люди несут обязанность перед социумом. И эта обязанность — быть интеллигентным.
Интеллигентный человек — это высокоразвитая, образованная личность, с высочайшей культурой поведения. В какой-то мере любой мужчина, или женщина, интеллигентны, ведь каждый имеет образование, принципы, собственную мораль, следует конституции и правилам поведения. Но воистину интеллигентный человек — безупречен во всех вышеперечисленных пунктах. Он тактичен, скромен, образован, может поддержать любой разговор, четко выражает мысли как в речи, так и на письме, легко и трезво оценивает искусство, объективно анализирует точку зрения оппонента, бережливо относится к окружающей среде, не выражается, и не употребляет речевого мусора, имеет интерес и тягу к получению новых знаний.
Интеллигентности можно, и нужно научиться. К сожалению, данное качество не заложено в человека с рождения, но его необходимо развивать. Каждая личность по-разному развивает интеллигентность. Кто-то читает часами книги, пополняя словарный запас, кто-то безостановочно работает над своим образованием, оставаясь на дополнительные занятия, и посещая репетитора, а кто-то прослушивает разнообразные курсы, работает над дикцией и речью. Но, прежде всего, интеллигентность — это доброта, любовь к себе, и желание оказывать незаметную, безвозмездную помощь окружающим. Интеллигентность — это совокупность разных черт характера, которые необходимо себе прививать, а затем развивать годами.
Интеллигентная личность безоговорочно получает отдачу от общества, ведь люди всегда ценили доброту, объективность и образованность. Именно поэтому, каждый человек должен ежедневно, все больше и больше стремится к совершенству интеллигентности, прививая себе новые качества, и творя добро.
Вариант 2
Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать, проявлять сочувствие, неравнодушно относиться к окружающим. Конечно же, культура, творчество и знания тоже часть интеллигентности человека, но в первую очередь это моральные принципы.
Русский и советский писатель С. Залыгин писал: «Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки».
Автор поднимает проблему реализации интеллигентного отношения в социальной среде. Он задает обществу вопросы: что означает творчество людей, музыка, литература и т.д. в контексте интеллигентного отношения. Люди разных поколений вкладывали в свои работы глубокий смысл, раскрывая собственную натуру и демонстрируя внутренний мир, в котором заложены понятия интеллигентности.
С. Залыгин говорит об ответственном отношении и высоких моральных установках человека, называющего себя интеллигентом. Потому что мерилом этого понятия становится не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности.
Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентное отношение строится не только на количестве знаний и опыте образования, а на конкретных поступках и действиях человека, его умении сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать их.
В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» встречается Андрей Болконский, образцовый герой с глубоким духовным миром. Он невероятно умен, образован и силен. Однако помимо этих качеств герою не чужды патриотические чувства, милосердие и духовность. Цинизм и ложь светского общества отвратительны князю Болконскому. Он постепенно отказывается от высшего света и начинает интересоваться военными действиями, чтобы посвятить себя родине. Герой прошел сложный и полный боли путь через сражения, но его душа все еще полна доброты, любви и сострадания. Эти качества делают персонажа романа истинным образом интеллигентности.
Таким образом, интеллигентность основана на добрых поступках, в независимости от образования человека. Она является отражением понимания, ответственности и сострадания ко всему окружающему.
Другие сочинения:← Что такое время?↑ На свободную темуДемократия →
Человек должен быть интеллигентен
Несколько интересных сочинений
Почему каждый человек должен быть интеллигентным?
Источник: Татьянин день
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго!
Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно.
В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Что такое интеллигентность?
Нельзя смешивать образованность с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Как интеллигентность связана с долголетием?
Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Фото: Антоний Тополов
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным
Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья.
Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.
Из: Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
Дмитрий Лихачев
(1906 — 1999) Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, пропагандист нравственности и духовности.
Что значит быть умным?
Громко вздыхая, Джимми Томпсон, тихий студент в первом ряду, левой рукой нервно приглаживает волосы назад. Его правая рука ритмично постукивает карандашом по столу ластиком вниз. Его ноги шаркают под столом в рассеянном, но шаблонном беспокойстве; правая лодыжка над левой, левая лодыжка над правой, ступни на полу; вспенить, промыть, повторить.
Кажется, у него проблемы с тестом по математике.
За последние двадцать минут он написал только свое имя, дату и симпатичный набросок Мастера Чифа из Halo на полях. Его ерзание приводит к тому, что внимание других студентов ослабевает от теста и вместо этого сосредотачивается на нем. Надеясь облегчить его разочарование, вы подходите к его столу, слегка наклоняетесь и шепчете: «Ты в порядке? Тебе нужна помощь? Он смотрит на вас, побежденный, и говорит слова, которые ни один учитель не хочет слышать: «Я слишком тупой для этого».
Чем ты занимаешься?
Если вы первым делом согласитесь с ним, возможно, вам придется искать другую профессию. Что сейчас нужно Джимми, так это немедленная положительная обратная связь. Его нужно подбадривать, чувствовать, что он чего-то стоит, и понимать, что это нормально иметь сильные и слабые стороны, отличные от других. К сожалению, это будет сложно сделать во время теста. В этот момент лучше всего сказать ему, что важно стараться, не сдаваться, и попросить его встретиться после занятий для ободряющей беседы.
Когда Джимми, волоча ноги, подходит к вашему столу после урока, будьте готовы к менее чем восторженной реакции на ваше ободряющее выступление. Он плохо себя чувствует, расстроен и, возможно, зол на вас за то, что вы вообще дали тест. Труднее всего знать, что сказать ему, чтобы мотивировать его.
Так что скажешь?
Прежде чем поговорить с Джимми о его интеллекте или, по крайней мере, о его (и вашем!) воспринимаемом уровне интеллекта, вам нужно сначала узнать, что это такое. Вы можете подумать, что легко узнать, кто умен, а кто нет, но в этом и заключается проблема. Хотя многие педагоги и родители приравнивают хорошие оценки и привычку учиться к интеллекту, это может оказать медвежью услугу многим вашим ученикам и детям.
Вы когда-нибудь слышали, как кто-нибудь говорит: «Она блестящая в математике, но у нее нет здравого смысла»? Или, может быть: «Он не может выбраться из бумажного мешка, но делает скудный тирамису»? Хотя смысл комментария в том, чтобы быть либо пренебрежительным, либо комплиментарным, неизвестно, это — это пример различных областей и уровней интеллекта.
Что ты знаешь?
Если бы кто-нибудь прямо сейчас попросил вас определить значение интеллекта, что бы вы сказали? Что делать, если кто-то спросил вас почему кто-то в вашем классе умный; вы знаете? Подумайте об этом на секунду, пока все сотни идей проносятся в вашем уме, когда вы быстро пытаетесь определить это. На курсе психологии, проводимом в Общественном колледже Мерсера в Нью-Джерси, была показана презентация в формате PowerPoint , в которой студентов просили дать определение интеллекта и теории, касающиеся его.
На самом деле довольно сложно объяснить индивидуальное восприятие интеллекта. Вас также может удивить, что ваши друзья и коллеги определяют интеллект или сообразительность не так, как вы.
Интеллект неофициально измеряется многими способами
Некоторых это может поразить, но об интеллекте судят субъективно. Это может вызвать проблемы при возникновении конфликтов. Гений одного человека — это средний индивидуум другого человека. Многие люди никогда не проходили тест IQ (коэффициент интеллекта), чтобы узнать свой номер, но это, вероятно, хорошо. Если бы мы исходили только из результатов тестов IQ, то ваш IQ должен был бы быть указан в вашем резюме, или, как предлагается в этой же статье, компьютерная томография должна проводиться на каждом собеседовании при приеме на работу.
На самом деле это может показаться хорошей идеей, особенно в отношении коллеги, которого вам не хватает, но не слишком радуйтесь. Хотя обязательное тестирование IQ и раскрытие числа потенциально могут «проредить стадо», это не будет истинным показателем того, что человек на самом деле может сделать.
Интеллект измеряется окружающими, а также собственными знаниями человека о мире. Вы заметили, как вас боготворят младшие школьники, которые думают, что вы знаете все, что нужно знать обо всем? Насколько им известно, вы сделать знать все!
К сожалению, как только им исполняется около двенадцати лет, в вашем древнем мозгу уже не остается серого вещества, и те же элементарные ангелы теперь недоумевают, как вы сами застегнули рубашку.
Это
Это Все относительно!Думать, что кто-то умный или умный, не только субъективно, но и относительно. Кто-то, кто не имеет музыкальных способностей, подумает, что пятнадцатилетний пианист из соседнего дома — музыкальный гений. Однако пятидесятилетний профессор игры на фортепиано, скорее всего, поморщится от убийственного исполнения «Лунной сонаты» Бетховена, написанного пятнадцатилетним подростком, и напомнит себе купить в аптеке беруши получше.
Гордость также влияет на интеллект. Бабушка считает своих трехлетних внуков-близнецов самыми умными малышами в истории за то, что задула свечи (вместе с небольшим количеством слюны) на их праздничном торте в стиле Губки Боба Квадратные Штаны.
Однако каждый раз, когда те же трехлетние малыши бьют маму игрушкой по голове, их предполагаемый уровень интеллекта падает, а кровяное давление у мамы повышается.
Но что такое
Разум?На протяжении многих лет интеллект определялся, переопределялся, обобщался и снова определялся, но до сих пор ни у одного человека нет такого же точного определения или идеи. Был даже написан документ под названием «Коллективные определения интеллекта», который включает примерно семьдесят различных определений или интерпретаций того, что влечет за собой интеллект. Семьдесят! Эти семьдесят определений были проанализированы, чтобы найти простое неформальное определение. Тот, который используется многими, исходит от С. Легга и М. Хаттера и гласит: «Интеллект измеряет способность агента достигать целей в самых разных условиях».
«Коллективные определения интеллекта», которые включают примерно семьдесят различных определений или интерпретаций того, что влечет за собой интеллект. Семьдесят!
Точно так же словарь Merriam-Webster Dictionary определяет это как «…способность учиться или понимать или справляться с новыми или сложными ситуациями… умелое использование разума… способность применять знания, чтобы манипулировать окружающей средой или думать абстрактно, как измеряется объективными критериями (как тесты)».
Суть в том, что чем умнее человек, тем лучше он может применять свои знания в новых ситуациях. Это звучит справедливо, но остается вопрос: как стать разумным?
Гауссовая кривая
Многие существующие в настоящее время представления об интеллекте были выдвинуты в 1994 году, когда была опубликована книга Гауссовая кривая . Ее написали профессор психологии из Гарварда Ричард Хернштейн и политолог Чарльз Мюррей. Несмотря на то, что многие исследователи вызвали споры, книга приобрела невероятную популярность. Педагоги, политики и широкая публика восприняли эту книгу как «ага!» момент и считали идеи и объяснения близкими и дорогими их сердцам.
Выводы, сделанные из книги, заключались в том, что интеллект является генетическим, тесты на IQ точны, и на IQ человека не влияют условия жизни, воспитание или окружающая среда. В книге также удалось донести мысль о том, что различия в IQ между расами также были генетическими, и внешние влияния, образовательные или иные, не влияли на IQ человека или даже на разницу в IQ между разными расами.
Не волнуйтесь, все эти выводы разобраны, проанализированы и переработаны. Педагоги очень хорошо знают, как внешние влияния влияют на интеллект ученика. Если на самом деле это не имеет значения, какой смысл вмешиваться или инициировать программы, пытающиеся дать учащимся больше шансов и помочь преодолеть разрыв между расами?
Что, если вы лучше всего учитесь, пересказывая идеи другому человеку, получая важную обратную связь, и рядом нет никого, кто мог бы сделать это за вас?
Понятие о том, что условия жизни или окружающая среда не влияют на IQ, кажется абсурдным, если подумать, но, честно говоря, это не так, если вы исходите из того, что «IQ является генетическим». Подумайте о том, где вы лучше всего учитесь. Это шумное, людное и замусоренное место? Может быть, здесь нет осуждения. Но что, если бы у вас была такая среда, и вы лучше всего учились бы в спокойной, тихой, чистой атмосфере?
И наоборот, что, если вы лучше всего учитесь, пересказывая идеи другому человеку, получая важную обратную связь, и рядом нет никого, кто мог бы сделать это за вас? Это определенно повлияет на интеллект. Если у человека нет инструментов, чтобы узнать, что делать в разных ситуациях, как он этого добьется? Несоответствие уровней интеллекта во многом связано с условиями, в которых живет человек.
Унаследованные умственные способности
Хотя в прошлом многие считали, что «умные порождают умных», это не всегда так. может быть генетическим, но возможность измерить его количество — это тест, который предстоит пройти в далеком-далеком будущем. Вы можете часто видеть хорошо образованных и умных родителей, имеющих «умных» детей, можно утверждать, что это было в такой же степени влияние окружающей среды, как и генетическое. Ведь есть интеллигентные родители с детьми, которые не такие сообразительные, как они, ну, по крайней мере пока.
Родители, которые учились в колледже и были заинтересованы в учебе, с большей вероятностью сделают то же самое для своих детей. Верно и обратное, хотя многие родители усердно работают, чтобы их дети могли добиться большего, чем они достигли в школьные годы.
Неравенство IQ
Неравенство часто может быть просто потому, что люди с более низким социально-экономическим статусом имеют меньше возможностей. Часто семьи с низким СЭС сталкиваются с бедностью, плохими условиями жизни и средой, не способствующей обучению. Чтобы получить данные, в этом исследовании приняли участие почти 49 000 матерей и их детей, насчитывающих почти 60 000 человек, все в разных условиях жизни и СЭС от рождения до семи лет.
Часто семьи с низким SES сталкиваются с бедностью, плохими условиями жизни и средой, не способствующей обучению.
В возрасте семи лет дети прошли тест по шкале интеллекта Векслера для детей. Из этого мы смогли установить, что чем выше СЭС, тем меньше сдерживающих факторов окружающей среды, а IQ выше, чем у людей с более низким СЭС.
Кривая нормального распределения не звучит так громко
Теперь, когда выводы Кривая нормального распределения были скорректированы, пришло время привлечь педагогов, родителей и политиков. Будем надеяться, что тех, кто все еще думает, что первоначальные выводы верны, очень мало. Чтобы не оставлять без внимания выводы в целом, было правильно, что тесты могут определять IQ, но не так, как думают люди.
IQ-тесты
IQ-тесты могут иметь определенную функцию, но баллы не должны использоваться в качестве определяющего фактора полного интеллекта. Эти тесты могут быть предиктором будущего успеха, но не гарантией. На самом деле тесты IQ измеряют два типа интеллекта: подвижный и кристаллизованный. Разумы работают вместе, но там, где кристаллизованный разум не может воздействовать на жидкость, текучий разум может воздействовать на кристаллизованный.
Fluid Intelligence
Подвижный интеллект контролируется префронтальной корой и измеряет способность предсказывать закономерности, решать проблемы и обучаться. На него может влиять объем рабочей памяти (где происходит мышление) и способность концентрировать внимание. Поскольку этот интеллект основан на обучении, он остается на уровне до середины взрослой жизни, а затем начинает ослабевать. Основываясь на этом определении, вы можете увидеть, где учащийся с СДВ или СДВГ может иметь более низкие баллы, даже если он очень умный.
[Нажмите здесь, чтобы узнать больше о привлечении учащихся с СДВГ.]
Кристаллизованный интеллект
Кристаллизованный интеллект контролируется множеством различных частей мозга и измеряет знания о мире и понимание того, что вещи могут изменяться, изменяться, добавляться и вычитаться. Это также включает в себя язык, понимание прочитанного и словарный запас. Кристаллизованный интеллект постоянно меняется и строится на протяжении всей жизни.
Множественный интеллект
Хотя эти два типа интеллекта измеряются, существует множество различных форм интеллекта. Доктор Говард Гарднер, имя которого знакомо большинству педагогов, разработал Теорию множественного интеллекта в 19 году.83. У людей есть девять различных видов интеллекта, и у многих их больше одного.
Это: лингвистический, логико-математический, музыкальный ритм, телесно-кинестетический, пространственный, натуралистический, межличностный, внутриличностный и экзистенциальный интеллект. У каждого есть что-то, что он умеет делать или чему учится, и это можно определить по одному из видов интеллекта. Некоторые люди также обладают социальным и эмоциональным интеллектом.
Если бы эти интеллекты можно было измерить формально, многие люди имели бы гораздо более высокий показатель IQ. Подумайте о ком-то из вашего класса, у которого есть проблемы, а затем посмотрите, сможете ли вы найти то, что у него хорошо получается, исходя из приведенного выше списка. Испытайте себя, как преподавателя, и посмотрите, где вы окажетесь в Множественном интеллекте.
Будем надеяться, что это межличностные отношения, то есть общение с другими.
О том, как быть умным и интеллектуальным
Как и в случае с интеллектом, слово «умный» часто слышно, и эти два слова часто взаимозаменяемы. Разница в том, что быть умным – значит уметь приспосабливаться. Вы знаете кого-то, кто более успешен, чем вы (не ограничиваясь деньгами), и никогда не учился в колледже? Они могут не иметь формального образования, но они были умны и делали что-то правильно.
Кто-то может быть книжным умом и без особых усилий повторять прочитанное, в то время как другие научились чинить автомобили и электроприборы, наблюдая за другими.
Итак, вернемся к Джимми…
Вот идет Джимми, шаркает ногами, боясь разговора с вами о своем тесте. Что ты скажешь? Не хочу быть зловещим, но это может стать решающим моментом для Джимми. У всех нас есть один учитель, на которого мы с любовью оглядываемся из-за чего-то, и обычно это из-за того, как он относился к нам, верил в нас и делал обучение веселым.
Напомните Джимми о том, что он может сделать, и не сосредотачивайтесь на том, что он не может сделать. [Подробнее о том, как правильно давать отзывы учащимся]
Укажите на рисунок Джимми, чтобы дать ему понять, что вы бы оценили его еще больше на большом листе бумаги, а не на тесте. Напомните ему, какой он хороший художник, и спросите, что, по его мнению, он может сделать хорошо. Вы можете быть удивлены, обнаружив, что этот тихий, разочарованный мальчик, который не может решить свои математические задачи, умнее, чем вы думаете.
Удивительные недостатки ума
Загрузка
Лучшее за 2015 год | Психология
(Изображение предоставлено Getty Images)
Дэвид Робсон, 14 апреля 2015 г.
Может ли высокий интеллект быть обузой, а не благом? Дэвид Робсон проводит расследование.
Лучшее за 2015 год
Наши главные новости
Если невежество — это счастье, значит ли это, что высокий IQ равен страданию? Народное мнение хотело бы, чтобы это было так. Мы склонны думать, что гении страдают от экзистенциальной тревоги, разочарования и одиночества. Подумайте о Вирджинии Вульф, Алане Тьюринге или Лизе Симпсон — одиноких звездах, изолированных даже тогда, когда они горят ярче всего. Как писал Эрнест Хемингуэй: «Счастье умных людей — это самое редкое, что я знаю».
Этот вопрос может показаться тривиальным для избранных, но информация, которую он предлагает, может иметь разветвления для многих. Большая часть нашей системы образования направлена на улучшение академического интеллекта; хотя его пределы хорошо известны, IQ по-прежнему остается основным способом измерения когнитивных способностей, и мы тратим миллионы на тренировку мозга и когнитивные усилители, которые пытаются улучшить эти показатели. Но что, если поиски гениальности сами по себе бессмысленны?
Беспокойство может быть обычным явлением среди высокоинтеллектуальных людей (Фото: Thinkstock)
Первые шаги к ответу на эти вопросы были сделаны почти столетие назад, в разгар американской эпохи джаза. В то время набирал обороты новомодный IQ-тест, зарекомендовавший себя в вербовочных центрах времен Первой мировой войны, и в 1926 году психолог Льюис Терман решил использовать его для выявления и изучения группы одаренных детей. Прочесав калифорнийские школы в поисках сливок, он отобрал 1500 учеников с IQ 140 и выше, 80 из которых имели IQ выше 170. Вместе они стали известны как «термиты», и взлеты и падения в их жизни изучаются и по сей день.
Как и следовало ожидать, многие термиты добились богатства и славы, в первую очередь Джесс Оппенгеймер, сценарист классического ситкома 1950-х годов «Я люблю Люси». Действительно, к тому времени, когда его сериал вышел в эфир на CBS, средняя зарплата Термитов была в два раза выше, чем у среднего офисного работника. Но не вся группа оправдала ожидания Термана — многие из них занимались более «скромными» профессиями, такими как полицейские, моряки и машинистки. По этой причине Терман пришел к выводу, что «интеллект и достижения далеки от идеальной корреляции».
Одиноко быть умным (Фото: Thinkstock)
По мере того, как Термиты впадают в маразм, мораль их истории — что интеллект не означает лучшей жизни — повторяется снова и снова. В лучшем случае высокий интеллект не влияет на вашу удовлетворенность жизнью; в худшем случае это может означать, что вы менее удовлетворены.
Это не значит, что все люди с высоким IQ — замученные гении, как могла бы предположить популярная культура, но, тем не менее, это озадачивает. Почему преимущества более острого интеллекта не окупаются в долгосрочной перспективе?
Тяжелое бремя
Одна из возможностей состоит в том, что знание ваших талантов становится чем-то вроде шара и цепи. Действительно, в 1990-х выживших термитов попросили оглянуться назад на события их 80-летней жизни. Вместо того, чтобы наслаждаться своими успехами, многие сообщали, что их мучило ощущение, что они каким-то образом не оправдали своих юношеских ожиданий.
Первопроходцы не всегда добиваются успеха (Фото: Thinkstock)
Это чувство бремени — особенно в сочетании с ожиданиями других — является повторяющимся мотивом для многих других одаренных детей. Самый заметный и печальный случай касается вундеркинда математики Суфии Юсоф. Поступив в Оксфордский университет в возрасте 12 лет, она бросила курс перед выпускными экзаменами и начала работать официанткой. Позже она работала девушкой по вызову.
Еще одна распространенная жалоба, которую часто можно услышать в студенческих барах и на интернет-форумах, заключается в том, что более умные люди каким-то образом лучше видят недостатки мира. В то время как остальные из нас ослеплены экзистенциальной тревогой, более умные люди не спят, мучаясь из-за человеческого положения или глупости других людей.
Постоянное беспокойство и в самом деле может быть признаком интеллекта, но не в том смысле, в каком воображали себе эти кабинетные философы. Опрашивая студентов в кампусе на различные темы для обсуждения, Александр Пенни из Университета Макьюэна в Канаде обнаружил, что те, у кого более высокий IQ, действительно чувствовали больше беспокойства в течение дня. Интересно, что большинство забот были мирскими, повседневными заботами; студенты с высоким IQ гораздо чаще повторяли неловкий разговор, чем задавали «большие вопросы». «Дело не в том, что их беспокойство было более глубоким, просто они чаще беспокоятся о большем количестве вещей», — говорит Пенни. «Если происходило что-то негативное, они больше думали об этом».
(Фото: Thinkstock)
Проведя более глубокие исследования, Пенни обнаружил, что это, похоже, коррелирует с вербальным интеллектом — типом, проверенным с помощью словесных игр в тестах IQ, по сравнению с мастерством решать пространственные головоломки (которые, по сути, уменьшали риск беспокойства). Он предполагает, что большее красноречие также может повысить вероятность словесного выражения беспокойства и размышлений над ним. Хотя это не обязательно недостаток. «Возможно, они решали проблемы немного больше, чем большинство людей», — говорит он, — что может помочь им учиться на своих ошибках.
Ментальные слепые зоны
Однако суровая правда состоит в том, что больший интеллект не означает более мудрых решений; на самом деле, в некоторых случаях это может сделать ваш выбор немного более глупым. Кит Станович из Университета Торонто провел последнее десятилетие, разрабатывая тесты на рациональность, и обнаружил, что справедливое и беспристрастное принятие решений в значительной степени не зависит от IQ. Рассмотрим «предвзятость моей стороны» — нашу склонность быть очень избирательным в собираемой информации, чтобы она подкрепляла наши прежние установки. Более просвещенный подход состоял бы в том, чтобы оставить свои предположения за дверью, пока вы строите свою аргументацию, но Станович обнаружил, что более умные люди почти не чаще делают это, чем люди с отчетливо средним IQ.
Это еще не все. Люди, успешно сдавшие стандартные когнитивные тесты, на самом деле немного чаще имеют «слепое пятно предвзятости». То есть они менее способны видеть собственные недостатки, даже если вполне способны критиковать недостатки других. И они более склонны поддаваться «ошибке игрока» — идее о том, что если подброшенная монета 10 раз выпадет орлом, то 11-го числа она с большей вероятностью выпадет решкой.
Заблуждение заключалось в том, что игроки в рулетку разорялись, планируя выпадение красного после череды черных, и это также может побудить инвесторов продавать свои акции до того, как они достигнут максимальной стоимости, полагая, что их удача рано или поздно закончится.Члены общества Mensa с высоким IQ не застрахованы от веры в паранормальные явления. или почему кто-то с IQ 140 примерно в два раза чаще использует свою кредитную карту.
Действительно, Станович видит эти предубеждения в каждом слое общества. «Сегодня в нашем мире много дисрационалий — людей, делающих иррациональные вещи, несмотря на более чем адекватный интеллект», — говорит он. «Люди, продвигающие мем против вакцинации родителей и распространяющие дезинформацию на веб-сайтах, как правило, обладают интеллектом и образованием выше среднего». Ясно, что умные люди могут быть опасно и глупо введены в заблуждение.
Люди с IQ выше 140 в два раза чаще переплачивают по кредитной карте (Фото: Thinkstock)
Итак, если интеллект не ведет к рациональным решениям и лучшей жизни, то что же? Игорь Гроссманн из Университета Ватерлоо в Канаде считает, что нам нужно обратиться к древней концепции: «мудрости». Его подход более научный, чем может показаться на первый взгляд. «Понятие мудрости имеет эфирное качество», — признает он. «Но если вы посмотрите на непрофессиональное определение мудрости, многие люди согласятся, что это идея кого-то, кто может выносить хорошие непредвзятые суждения».
В ходе одного эксперимента Гроссман поставил перед добровольцами различные социальные дилеммы — от того, что делать с войной в Крыму, до душевных кризисов, о которых рассказала Дорогая Эбби, страдающая тётя Washington Post. Пока добровольцы говорили, группа психологов оценивала их рассуждения и слабость как предвзятость: был ли это аргументированный аргумент, готовы ли кандидаты признать пределы своих знаний — свою «интеллектуальную скромность» — и не игнорировали ли они важные детали. это не соответствовало их теории.
Успешные люди склонны сожалеть об упущенных возможностях (Фото: Thinkstock) классически умные люди. Более мудрые рассуждения, казалось, даже обеспечивали более долгую жизнь — у тех, у кого были более высокие баллы, было меньше шансов умереть за прошедшие годы. Важно отметить, что Гроссманн обнаружил, что IQ не был связан ни с одним из этих показателей и, конечно же, не предсказывал большую мудрость. «Очень проницательные люди могут очень быстро генерировать аргументы [в пользу], почему их утверждения верны, но могут делать это очень предвзято».
Приобретенная мудрость
В будущем работодатели вполне могут начать проверять эти способности вместо IQ; Google уже объявил, что планирует проверять кандидатов по таким качествам, как интеллектуальное смирение, а не простое когнитивное мастерство.
К счастью, мудрость, вероятно, не высечена на камне — независимо от вашего показателя IQ. «Я твердо верю, что мудрости можно научиться», — говорит Гроссманн. Он отмечает, что нам часто легче отказаться от своих предубеждений, когда мы думаем о других людях, а не о себе. В соответствии с этим он обнаружил, что простое обсуждение своих проблем в третьем лице («он» или «она», а не «я») помогает создать необходимую эмоциональную дистанцию, уменьшая ваши предубеждения и приводя к более разумным аргументам.