Донаучная психология это: Донаучная психология

Содержание

Из истории донаучной психологии — Психологос

Раздел 1.Введение в психологию

Лекция 1 (2.09.97)

Клод Леви-Стросс изучал древние мифы и легенды. Мы не вполне понимаем их, мы воспринимаем эти мифы и легенды подчас как загадки, как вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаемся эти мифы расшифровать, узнать что за ними стоит. Так вот Леви-Строс однажды сообразил: вот это положение «миф-загадка», «миф-вопрос» надо перевернуть. Он говорит: «Миф (древняя легенда, древний текст) — это некий ответ на вопрос, который мы пока ещё не задали. Когда зададим вопрос – поймём ответ». Вот, что имеет ввиду Леви-Строс. Про конспект общей психологии вы должны знать главное: конспект – это совокупность ответов на те вопросы, которые вы пока себе даже не задавали. Эти вопросы могут возникнуть в будущей профессиональной жизни.

Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Вступление

Фильм «Лекции В.

В. Петухова»

​​​​​​​Термин «Психология» состоит из двух слов: «pshyche» и logos». Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова «pshyche» для грека – душа. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из богов Эроса. Она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.

Второе слово – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Обычно «logos» переводят на русский язык как «слово», но это будет не точно. Более точные варианты перевода: «разумное слово», «осмысленное слово». То есть «logos» это слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас «logos» будет переводиться как «понятие», ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово.

Понимание, осмысление, изучение – это всё разные значения слова «logos».

И тогда, если переводить слово «психология» вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начиная с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественно-научный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.

Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.

Как только мы рассмотрели термин «психология», дадим сразу определение психики – хотя это немножко огрублять суть дела. И всё же, определённое понимание психики универсально, его признает каждый. Для начала выделим две характеристики психики:

  1. Отражение. Психика — есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект , например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение.
  2. Регуляция. Это функциональная характеристика. Слово функция – это ответ на вопрос «Зачем?». Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой.

И если эти два слова отражение и регуляция вновь соединить, то мы получим такое определение. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением). Психикой обладает не только человек. Психикой обладает субъект: как человек, так и животное.

Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:

  1. Отражение. Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать. Именно тогда же в 1879 году основатель научной психологии — немецкий учёный Вильгельм Вундт, не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить: «Как изучать? Каким методом?». Первый метод научной психологии был назван – интроспекция (смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски иногда переводят, и это отчасти правильно, интроспекция – самонаблюдение . Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе.
  2. Регуляция. Сознание в мировой психологии многозначный термин, а в отечественной (пока давайте опираться именно на неё), сознание считается характеристикой только человека. Ну, хотя бы потому что только человек может дать отчёт о себе. Но не только поэтому. Это функциональная характеристика. Зачем необходимо сознание? Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. «Со» плюс «знание» — совместное знание . Для того, чтобы действовать совместно необходимо сознание.

Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «logos» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, его переводят как «разумное устройство» или «разумная организация». И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств), и поэтому у каждого из нас своя психология.

И когда мы используем слово «психология» в таком значение, то имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер (темперамент, менталитет). Менталитет это буквально «строение психики». Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью.

Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев.

Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.

Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.

Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской.

Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.

Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии

Для того, чтобы разговор был структурирован , попробуем опереться на цитату одного крупного психолога, работавшего в нашей стране, одного из основателей психологии в нашей стране. Это Сергей Леонидович Рубинштейн, который известен, прежде всего тем, что написал один фундаментальный учебник по общей психологии – «Основы общей психологии».

Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «Психология и очень древняя и очень молодая наука. Она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет.

Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)

Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст (Феофраст), который известен нам как автор книги «Характеры». Приведу несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажу следующее, наверняка, каждый по-своему знаком с психологическими тестами . Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Для определения черты надо описать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях, описать способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом описывает как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации. Отрывки из книги Теофраста «Характер»:

Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».

Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.

Грубость есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.

В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.

В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.

Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».

Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:

Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.

Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.

Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.

Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.

Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.

Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:

Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.

А не было ли тогда же попыток обобщить весь этот материал? Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины — Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).

Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.

В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы , затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.

Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг — ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.

20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:

  1. эмоционально устойчивый экстраверт — сангвиник,
  2. эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
  3. эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
  4. эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.

По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.

Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.

Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.

Психология и философия или психология внутри философии

Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»? Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса: Что такое душа? Какова стратегия (общее направление) познания души? Какова тактика (конкретные приемы) познания души? См.→

Сознание как первый предмет психологии

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3). См.→

Введение в психологию. Представление о душе – донаучная психология

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Введение в
психологию
Автор лекции: к. психол. н.
Мария Викторовна Косцова

2. I представление о душе – донаучная психология

Размышления о психике,
душе человека можно
найти у мыслителей
Древнего Китая, Индии,
Египта.
(IV-III тыс. до н.э.)
АНИМИЗМ-
мировоззренческие
представления, в котором
признаком
одушевленности
наделяются практически
все объекты,
находящиеся в какой либо связи с
человеческой
деятельностью.

6. V—IV вв. до н.э. — этап философской психологии Материализм и Идеализм

Атомизм
Впервые душа как материальный
орган
I психологический трактат
«О душе»
Аристотеля
Платон
Классификация душевных
явлений
ВОЖДЕЛЕНИЕ
МУЖЕСТВО
РАЗУМ
душа вечна, бессмертна;
тело бренно; Основная
обитель ее — мир идей.

7. 1879 г. – психология самостоятельная наука

Немецкий ученый
Вильгельм Вундт (1832-1920) –
создатель первой в мире
психологической
лаборатории.
Впервые экспериментально
были изучены:
пороги ощущений;
время реакции на различные
раздражители;

8. Психика — это

– психика —это
субъективное
отражение объективной
действительности в
идеальных образах, на
основе которых
регулируется
взаимодействие
человека с внешней
средой.

9. Основные функции психики:

Регуляция
поведения
и деятельности
Отражение
воздействий
окружающей
действительности
Осознание
человеком
своего места
в окружающем мире

10.

Физиологическая основа психических процессов:Нервная система — совокупность
специальных структур, объединяющая и
координирующая деятельность всех
органов и систем организма в постоянном
взаимодействии с внешней средой.
Головной мозг.
Спинной мозг.
Периферические
нервные сплетения.

11. Структура психики

12. Современный предмет и объект психологии:

Психология наука о
закономерностях развития и
функционирования психики как
особой формы жизнедеятельности
Объект: психика; внутренний
мир, возникающий в процессе
взаимодействия человека или животного
с окружающим внешним миром, в
процессе активного отражения этого
мира.
Предмет: психические
закономерности.

13. Задачи психологии

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Изучение законов психической деятельности в её развитие.
Формирование способностей человека ускоряющих научно
технический прогресс.
Выявление объективных связей социальных и природных
свойств человека, соотношения биологических и социальных
детерминант.
Определение основных закономерностей развития психики и
личности человека на каждом возрастном этапе.
Выяснение механизмов социализации и профессионализации
развивающейся личности.
Исследование психологических причин отклонений в
психическом развитии личности (для психотерапии).
Разработка новых методов точной диагностики развития
личности.
Другое.

14. 100 отраслей науки!!!

Современная психология
представляет собой не
единую науку, а целый
комплекс научных
дисциплин, многие из
которых претендуют на то,
чтобы считаться
самостоятельными
науками. Различные
авторы насчитывают до
Ста отраслей
психологии.
Основатель космической психологии
Владимир Лебедев

25. Методы психологии:

под методом подразумевают способы
получения фактов о психике и
способы их интерпретации.
Объективные методы
диагностики:

28. Субъективные методы:

31. 10 самых влиятельных психологов:

Б. Ф. Скиннер
В исследовании 2002 года
рейтинга 99 самых
выдающихся психологов
20-го века, Б. Ф.
Скиннер возглавляет
список. Скиннер внёс
огромный вклад в
развитие и
пропаганду бихевиоризма
. Методы терапии,
основанные на его
теориях, широко
используется и сегодня, в
том числе техники
модификации поведения.

32. 2. Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о
психологии, многие склонны
думать о Фрейде. Его работы
поддерживают мнение, что не
все психические заболевания
имеют физиологические
причины, и он также
предложил доказательство
того, что культурные различия
оказывают влияние на
психологию и поведение.
Его работы и труды
способствовали нашему
пониманию личности,
клинической психологии,
человеческого развития,
и патопсихологии.

33. 3. Блюма Вульфовна Зейгарник —

3. Блюма Вульфовна Зейгарник Женщина-психолог
поставила нехитрый опыт.
Она собрала определенное
количество людей и
попросила их за конкретный
промежуток времени
решить ту или иную задачу.
В результате проведенных
экспериментов Блюма
Вульфовна пришла к
выводу о том, что о
неоконченных действиях
человек помнит гораздо
лучше, чем об оконченных. Читайте подробнее на

34. 4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже оказали
глубокое влияние на психологию,
особенно в нашем понимании
детского интеллектуального
развития. Его исследования
способствовали росту психологии
развития, когнитивной психологии,
генетической эпистемологии,
и реформы образования.
Альберт Эйнштейн однажды описал
наблюдения Пиаже относительно
детского интеллектуального роста
и мыслительных процессов как
открытие, «Настолько простым, что
до него мог додуматься Только
гений.»

35. 5. Карл Роджерс

Карл Роджерс сделал упор
на человеческий потенциал,
который оказал огромное
влияние на психологию
и образование. Он стал
одним из важнейших
гуманистических
мыслителей. Как пишет его
дочь Натали Роджерс,
он был «Он относился
по жизни к людям
с сочувствием
и пониманием, и воплощал
свои демократические
идеалы в работе
преподавателем, писателем
и терапевтом».

36. Эрик Эриксон

Теория стадии
психосоциологического
развития Эрика
Эриксона помогла
пробудить интерес и
исследование в области
развития человека
через
продолжительность
жизни. Психолог
расширил теорию,
исследуя развитие в
течение жизни, включая
события детства,
взрослой жизни, и
старости.

37. 8. Иван Петрович Павлов

Иван Петрович
Павлов был российским
физиологом, исследование
которого повлияло на
развитие такого
направления в психологии
как бихевиоризм.
Экспериментальные
методы Павлова помогли
отодвинуть психологию от
самоанализа и
субъективных оценок к
объективному измерению
поведения.

38. 9. Курт Левин

Левин известен как отец
современной социальной
психологии из-за его
новаторской работы,
которая использовала
научные методы и
экспериментирование,
чтобы посмотреть на
социальное поведение.
Левин был оригинальным
теоретиком, устойчивое
воздействие которого на
психологию делает его
одним из выдающихся
психологов 20-ого
столетия.

39. 10. Лев Семенович Выготский

Моцарт психологии оставил
после себя несколько
фундаментальных работ,
огромное количество
монографий, вошедших в
собрание сочинений. В
своих трудах он освещал
проблемы психологического
развития личности, вопросы
влияния коллектива на
личность. Безусловно,
Выготский внес большой
вклад в науку о душе и
смежные с ней дисциплины:
языкознание, философию,
дефектологию, педагогику.

40. Заключение:

Уникальность психологической науки
обусловлена тем как предметом
научного познания, так и методами,
которые позволяют не только
описывать изучаемые явления, но и
объяснять их, открывать лежащие в их
основе закономерности и
предсказывать их дальнейшее
развитие.

English     Русский Правила

Ap Психология Модуль 1-1 Резюме — 1143 Слова

Модули 1-3
Модуль 1: История психологии
1-1 Донаучная психология У ранних философов были вопросы, похожие на наши сегодня
Платон и Сократ считали, что разум и тело разделены и что разум продолжает работать после смерти тела, позже Рене Декарт согласился и провел эксперименты, чтобы доказать это
Фрэнсис Бэкон из Великобритании также интересовался разумом и проводил эксперименты
Джон Локк сказал, что, когда мы рождаемся, наш разум пуст Это помогло сформировать эмпиризм в котором говорится, что то, что мы знаем, исходит из опыта и что наблюдения и эксперименты позволяют получить научное знание
1-2 Рождение психологической науки
1879- Вильгельм Вундт работал над машиной, проверяющей, сколько времени проходит у людей с момента, когда они слышат звук, до момента, когда они нажимают кнопку …показать больше содержания…
Декарт согласился с Аристотелем, который стало более популярным мнением
Чарльз Дарвин: Естественный отбор
Природа выбирает черты, наиболее подходящие для определенной среды, и воспроизводит их
Применяется как к структурам, так и к поведению
2-2 Три основных уровня психологического анализа
Поскольку существуют разные системы, существуют и разные уровни анализа
Множество исследований формируют комплексный биопсихосоциальный подход, который реализует биологические, психологические и социокультурные факторы
Каждый уровень подчеркивает что-то другое, и каждый из них представляет собой новую перспективу
Различные точки зрения
Поведенческий — какое событие заставляет человека действовать так, как он поступает
Биологический — изучение мозговых цепей или то, как наши унаследованные черты влияют на наш характер
Когнитивный — как наш взгляд на проблему влияет на наш характер
Эволюционный — Как гнев был важен для нашего выживания от наших предков
Гуманистический — Как чувство гнева влияет на потенциал роста человека
Психодинамический — Рассматривал бы истерику как форму бессознательной враждебности
Социально-культурный — Как социальные контексты влияют на гнев
2 -3 Подполя психологии
Различные виды исследователей, включая
Психометрия: раздел психологии, измеряющий наши способности, черты и отношения
Фундаментальные исследования: Помогает построить психологическую базу …показать больше содержания…
Может работать в таком месте, как школа или даже заниматься исследованиями в зоопарке — зависит от обстоятельств. Может работать в испытательной компании колледжа, исследовательской компании или в правительстве.
Социальные психологи — изучают, как мы взаимодействуем с другими, как мы влияем на людей и как люди влияют на нас.
Подобласти прикладных исследований. правоохранительные органы, юристы, консультации присяжных и многое другое. Они клинические психологи, но, возможно, также изучали закон 9.0003 Психологи здоровья — помогают людям бросить курить, похудеть, улучшить сон, остановить боль, не распространять венерические заболевания и многое другое, пропагандируя здоровый образ жизни. Могут помочь работникам повысить эффективность
Нейропсихологи — работают с людьми с заболеваниями и выясняют, как активность мозга влияет на ваше поведение0003 Школьные психологи — помогают детям с различными проблемами в школе.
Спортивные психологи — изучают факторы, влияющие на занятия спортом. Может помочь спортсменам раскрыть свой потенциал
Помощь

Получить доступ

AP Psychology Outline — 1407 Words

1407 Words6 Pages

Rachel Danzig АП Психология Доктор Эйзен 20 августа 2015 г. I. История психологии А. Истоки психологии 1. Донаучная психология а. Сократ и его ученик Платон утверждали, что человеческий разум отделен от тела и наше знание рождается внутри нас b. Аристотель, ученик Платона, не соглашался, заключая, что знание не может существовать заранее, и мы выращиваем его из нашего опыта в нашей памяти c. В 1600-х годах Рене Декарт считал, что разум может пережить смерть тела, а наш мозг содержит духи животных в своей жидкости и вытекает из мозга через нервы, обеспечивая рефлексы d. В 1620 году Фрэнсис Бэкон установил, что люди функционируют на основе порядка и закономерностей. К идеям Бэкона добавилась глава Иоанна 9.0010 …показать больше контента…
Будь умным сдающим тест i. Найдите время, чтобы прочитать подсказки, вопросы и систематизировать свои баллы III. Карьера в психологии A. Чем занимаются психологи различных профессий и где они работают 1. Подобласти фундаментальных исследований a. Когнитивные психологи изучают биологию и корреляции с памятью, восприятием, памятью и суждением, и они могут работать профессорами или специалистами в школах или на предприятиях b. Психологи развития изучают изменения в поведении, связанные с возрастом, они могут работать в образовательной и школьной психологии или геронтологии c. Педагоги-психологи занимаются психологией обучения, т.е. Обеспечить способы улучшения среды или методов обучения ii. Может быть нанят правительством или программами обучения сотрудников d. Психологи-экспериментаторы работают в научно-исследовательских учреждениях, на предприятиях или в государственных учреждениях и изучают поведение животных и людей, чтобы получить в своей области научную информацию для использования в будущем. e. Психометрические и количественные психологи изучают данные и методы для получения психологических знаний i. Психометрист может создавать и интерпретировать тесты для личности в школе и нейрокогнитивные тесты в …показать больше содержания…
Судебные психологи могут работать в исправительных учреждениях или научно-исследовательских организациях и помогать в уголовных расследованиях, а также оказывать помощь юридическому сообществу, но в основном это клинические психологи b. Психологи здоровья — это исследователи и практики, которые работают с психологией, укрепляют здоровье и борются с болезнями. i. Может выявлять болезни или решать психологические проблемы, возникающие после неизлечимых заболеваний, и работать в учреждениях здравоохранения, больницах, медицинских школах и университетах c. Промышленные организационные психологи изучают людей и их рабочую среду и могут работать в компаниях и правительстве или могут работать не по найму d. Нейропсихологи изучают неврологические процессы и наше поведение, чтобы диагностировать и оценивать расстройства в больницах или академических учреждениях, чтобы учить других e. Психологи-реабилитологи работают с пациентами, утратившими оптимальное функционирование, и работают над его восстановлением в школах, университетах или федеральных реабилитационных центрах. f. Школьные психологи работают над устранением препятствий, с которыми учащиеся сталкиваются в школе, и могут работать в школах, детских консультативных центрах или лабораториях g.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *