Дооперационная стадия когнитивного развития — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 29/12/2013
Согласно знаменитой теории Жана Пиаже, дооперационная стадия — второй этап развития человека.
Дооперационная стадия происходит примерно в возрасте от двух до семи лет, и одним из признаков этого периода является развитие речи. Пиаже отмечал, что дети на этой стадии еще не понимают конкретную логику, не могут мысленно преобразовывать информацию и не в состоянии принять точку зрения других людей — он это назвал эгоцентризмом.
Во время дооперационной стадии дети со временем всё больше и больше привыкают к использованию символов, о чём свидетельствует рост стремления играть и притворяться. Ребёнок склонен использовать различные объекты для того, чтобы вообразить что-либо: например, метла в воображении мальчика может рисоваться лошадью. Очень важно, что во время дооперационной стадии дети начинают примерять на себя роли взрослых. Особенно часто выбираются роли матери, отца или доктора.
Эгоцентризм
Пиаже использовал ряд интересных и творческих методов изучения мыслительных способностей детей. Один из самых известных методов, помогающих продемонстрировать эгоцентризм связан с использованием трёхмерного макета горной цепи — «задания трёх гор». Детей сначала просят выбрать картинку, на которой изображён этот макет с той стороны, с которой во время эксперимента на него смотрели они. Большинство из них в состоянии сделать это без особого труда. Затем их просят, чтобы они выбрали изображение того ракурса, с которого на макет смотрел кто-то другой.
Дети практически всегда выбирают именно тот вид, который отражает их собственный взгляд на макет горной цепи. Согласно Пиаже, дети испытывают подобные затруднения, потому что не в состоянии принять точку зрения другого человека.
Консервация
Другой, не менее известный опыт демонстрирует понимание ребёнком сохранения.
В ходе соответствующего эксперимента жидкость в равных количествах разливается по двум одинаковым контейнерам. Жидкость из одного контейнера затем выливают в сосуды различной формы — высокие и тонкие, короткие и широкие. Детей потом спросили, в каких чашках жидкости больше. Несмотря на то, что дети видели что в них одинаковое количество жидкости, они почти всегда выбирают сосуд, который им кажется полнее.Пиаже провёл ряд подобных экспериментов — с сохранением числа, длины, массы, веса, объёма и количества. Он выяснил, что в 5 лет немногие из малышей способны осознать, что все эти величины остаются неизменными.
Соображения Пиаже насчёт дооперационной стадии
Заметно, что Пиаже, говоря о данном этапе развития, в большей степени концентрируется на том, чего дети пока делать не могут. Введённые им понятия эгоцентризма и консервации сосредоточены на ещё не сформированных способностях детей; им не хватает понимания того, что для других людей окружающий мир выглядит по-другому и что предметы могут изменяться внешне, сохраняя при этом свои свойства.
Тем не менее, не все психологи согласны с подобной оценкой детских способностей. Исследователь Мартин Хьюз, например, утверждал, что причина того, что детям не удаётся справиться с заданием трёх гор, заключается в том, что они просто не способны его понять. В эксперименте с использованием кукол Хьюз показал, что дети уже в возрасте четырёх лет смогли изучить ситуацию с различных ракурсов — предположив, что дети становятся менее эгоцентричными в более раннем возрасте, чем полагал Пиаже.
Теги: интеллект, консервация, мышление, Развитие, теория развития, эгоцентризм
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Предоперационная стадия Пиаже Основные характеристики / Общая культура | Thpanorama
Предоперационная стадия Пиаже Это один из четырех этапов когнитивного развития, которые дети испытывают от рождения до полного созревания своего мозга. Будучи вторым из четырех, этот этап проявляется примерно в 2 года и распространяется примерно на 7.
Начало предоперационной стадии Пиаже происходит с приобретением речи. Дети начинают понимать символы и практиковать символическую игру, но они еще не способны понять или применить конкретную логику. Изучение четырех этапов когнитивного развития помогает психологам понять больше о созревании человеческого мозга.
Кроме того, эти исследования позволяют психологам лучше понять фазы, через которые проходят дети, становясь взрослыми. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия для развития, полного благополучия.
индекс
- 1 Основные характеристики
- 1.1 Отсутствие использования конкретной логики
- 1.2 Использование символов
- 1.3 Эгоцентризм
- 1.4 Центрация
- 1.5 Анимизм
- 1.6 Необратимость
- 2 Ссылки
Хотя приобретение разговорной речи является наиболее яркой характеристикой детей, находящихся на этой стадии когнитивного развития, оно не единственное. Вот некоторые из наиболее заметных:
— Недостаток понимания конкретной логики.
— Расширение использования символов, особенно в игре.
— Неспособность понять точку зрения другого человека (эгоцентризм).
— Центрирование или затруднение сосредоточиться на более чем одном аспекте ситуации одновременно.
— Анимизм, или вера, что все объекты живы или имеют цель.
— необратимость.
Отсутствие использования конкретной логикиИспользование логики впервые появляется на третьей стадии когнитивного развития, так что дети на дооперационном этапе все еще не могут ее использовать.
Это означает, что ребенок, находящийся на этой стадии, не сможет использовать вычет для того, чтобы делать выводы. Один из экспериментов, в котором вы можете лучше всего увидеть эту особенность, заключается в сохранении массы.
В этом эксперименте пластилиновый шарик был показан нескольким детям в возрасте от 2 до 7 лет. Попросив их взглянуть на его размер, исследователь раздавил его рукой, придав ему удлиненную форму. Детей спросили, когда было больше пластилина, будь то на балу или в «чурро».
Все без исключения дети в предоперационном периоде ответили, что в чурро больше пластилина, так как он занимал больше места. Этот эксперимент был одним из многих, которые были сделаны, чтобы продемонстрировать отсутствие логики у детей, которые находятся на этой стадии.
Использование символовСимволы — это объекты, слова или действия, которые используются для представления других понятий. Самым ярким примером символа, используемого на предоперационной стадии, является язык, который является не чем иным, как набором звуков, которые используются для обозначения других элементов мира..
Однако дети на этой стадии также используют символы во время игры. Именно в этом возрасте дети будут использовать картонную коробку, говоря, что это космический корабль, или они будут изображать из себя супергероев или рыцарей.
Использование символов позволяет им интуитивно понять, что их окружает; Таким образом, память и первые объяснения мира также появляются впервые на этой стадии. .
эгоцентризмОдна из наиболее интересных особенностей предоперационной стадии Пиаже заключается в том, что находящиеся в ней дети не способны различать свои мысли и эмоции от мыслей других..
Например, ребенок, который находится на этой стадии и чья любимая еда — пицца, поверит, что это также любимая еда каждого. Из-за этой характеристики дети от 2 до 7 лет чрезвычайно эгоистичны, так как они не понимают, что их потребности могут мешать другим..
С другой стороны, они не могут поставить себя на место других людей, поэтому, если они что-то знают, они подумают, что все остальные тоже это знают. Эта характеристика была продемонстрирована несколькими классическими экспериментами по психологии, наиболее известным из которых является эксперимент трех гор.
В этом эксперименте ребенка ставят перед столом с тремя горами, и его спрашивают, что увидит другой человек, движущийся под разными углами. Ребенок всегда будет отвечать, принимая во внимание мнение, которое он сам имеет, не принимая во внимание другого человека.
центровкаПоскольку их мозг все еще находится в полном развитии, дети на предоперационном этапе не могут сосредоточиться на нескольких аспектах одной и той же задачи одновременно. Наоборот, им нужно смотреть только на одну часть того, что они делают каждый раз.
Эта характеристика становится еще более выраженной в социальных ситуациях, таких как азартные игры. В этом типе заданий вы можете видеть, что дети могут думать только об одной идее за раз, быстро переключаясь между ними, но не имея возможности одновременно держать в уме несколько мыслей..
анимизмДругой характерной чертой предоперационной стадии Пиаже является анимизм, или вера в то, что все инертные объекты живы или выполняют определенную функцию..
Однако, в отличие от других характеристик этой стадии, анимизм трансформируется за годы, которые он длится и распространяется на следующие стадии.
— Дети до 4 или 5 лет считают, что почти все предметы и вещи живы и имеют определенное назначение.
— Дети до 7 лет, более или менее, считают, что живы только движущиеся объекты..
— На следующем этапе и до 9 лет ребенок считает, что только если объект движется самопроизвольно, он жив.
— Наконец, на последней стадии развития (между 9 и 12 годами) ребенок осознает, что только животные и растения имеют жизнь.
необратимостьНеобратимость — это неспособность найти начальную отправную точку ситуации, глядя на ее конечные результаты. Дети не развивают обратимость мышления до более поздней стадии когнитивного развития.
Примером задачи, которая включает в себя обратимость мышления, является дать ребенку номер (например, 13) и попросить его найти два числа, которые складываются в этот результат. По словам Пиаже, дети на дооперационном этапе не смогут выполнить эту задачу.
ссылки- «Предоперационная стадия когнитивного развития» в: Very Well Mind. Получено: 19 февраля 2018 г. от Very Well Mind: verywellmind. com.
- «Предоперационная стадия» в: Просто психология. Получено 19 февраля 2018 г. от Simply Psychology: simplypsichology.com.
- «Когнитивные стадии развития Piaget» в: Web MD. Получено 19 февраля 2018 года с веб-сайта MD: webmd.com.
- «Классика психологии: этапы когнитивного развития Пиаже» в: Психология в действии. Получено: 19 февраля 2018 г. из журнала «Психология в действии»: psychologyinaction.org.
- «Теория когнитивного развития Пиаже» в: Википедия. Получено: 19 февраля 2018 г. из Википедии: en.wikipedia.org.
4 этапа и советы по каждому из них
Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.
Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.
Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.
Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
Младенцы в возрасте от рождения до 2 лет используют свои органы чувств и телесные движения для понимания окружающего мира, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.
Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.
Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.
На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.
Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.
Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.
Примеры
Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.
Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:
- знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
- знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
- понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза
На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.
Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.
В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:
- Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
- Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
- Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
- Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
- Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.
Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.
Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.
Примеры
Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:
- подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
- рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
- притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
- воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
- придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.
Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.
Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:
- Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
- Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
- Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.
Примеры
Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:
- знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
- понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
- умение группировать мелки по цвету
- умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности
На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.
Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.
Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.
Примеры
На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.
Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.
На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.
В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.
Схема
Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.
Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.
Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.
Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.
Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.
Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.
Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.
Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.
Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.
Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:
- использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
- самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
- учиться на практике, даже если они делают ошибки
- взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
- получают ответы на свои вопросы о мире
- сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания
На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.
Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства. Тем не менее, родители и опекуны должны поговорить с педиатром, если у них есть какие-либо опасения.
Стадии развития Пиаже — это теория, согласно которой дети проходят определенные этапы от рождения до взрослой жизни, причем каждый этап приносит новые навыки и вехи по мере развития их знаний о мире.
Пиаже считал, что дети развиваются благодаря постоянному стремлению изучать и адаптировать схемы, которые представляют собой ментальные шаблоны, помогающие им понимать вещи. Его идеи до сих пор оказывают значительное влияние на детскую психологию и подходы к образованию.
Однако существует критика теории Пиаже, а также альтернативных моделей детского когнитивного развития, также пришедших из XX века, таких как идеи Льва Выготского и Марии Монтессори.
4 этапа и подсказки для каждого
Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.
Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.
Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.
Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
Младенцы в возрасте от рождения до 2 лет используют свои органы чувств и телесные движения для понимания окружающего мира, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.
Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.
Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.
На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.
Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.
Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.
Примеры
Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.
Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:
- знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
- знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
- понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза
На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.
Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.
В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:
- Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
- Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
- Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
- Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
- Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.
Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.
Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.
Примеры
Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:
- подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
- рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
- притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
- воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
- придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.
Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.
Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:
- Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
- Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
- Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.
Примеры
Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:
- знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
- понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
- умение группировать мелки по цвету
- умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности
На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.
Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.
Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.
Примеры
На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.
Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.
На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.
В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.
Схема
Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.
Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.
Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.
Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.
Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.
Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.
Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.
Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.
Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:
- использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
- самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
- учиться на практике, даже если они делают ошибки
- взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
- получают ответы на свои вопросы о мире
- сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания
На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.
Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.