7. Последующая работа над решенной задачей
[ Учитель школы VIII вида зачастую не может быть уверен, что решение задачи (хотя задача разобрана и решена) понято всеми учениками. Поэтому очень полезно провести работу по закреплению решения этой задачи.
Работа по закреплению решения задачи (см. с. 354) может быть проведена различными приемами.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи. Например:
Сколько дней дети собирали яблоки с пришкольного участка?
Известно ли, сколько яблок дети собрали в первый день (во второй день, в третий день)?
Что неизвестно в задаче?
Что нужно узнать в задаче?
Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
Какого данного для этого не хватает?
Как решали задачу?
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обосно ванием выбора действий.
3. Ставятся вопросы к отдельным действиям или вопросам.
Например:
Почему в первом действии выполнили вычитание?
Для чего нужно было узнавать, сколько собрали яблок во второй день?
Почему во втором действии три слагаемых? И т. д.
С закреплением решения задач тесно связана последующая работа над решенной задачей, которая способствует осознанному выбору действий и подходу к решению задачи.
Для учащихся школы VIII вида важно не количество решенных аналогичных задач, а понимание предметной ситуации и зависимости между данными. Этой цели и служит последующая работа над решенной задачей, которую можно рассматривать как важный прием, формирующий умение решать задачи данного вида.
Рассмотрим несколько вариантов последующей работы над решенной задачей на примере задачи, разобранной выше:
357
Изменение отношений между данными условия задач] выяснение, как это изменение отразится на решении задачи, пример: «Если бы в задаче было сказано, что во второй собрано на 35 кг больше, чем в первый день, как тогда решалась задача?»
Изменение вопроса задачи. Например: «Если в главном! просе спрашивается, на сколько килограммов яблок собрано м| ше во второй день, чем в третий, как тогда бы решалась зада»;
Изменение условия задачи, привнесение в него дополнит] ного данного или изъятие какого-либо данного. Например: «I в условии задачи сказано, что в третий день собрано сто; яблок, сколько в первый и второй день вместе, тогда как решаться задача? Во сколько действий будет эта задача?» И т.*
Изменение числовых данных, сюжета задачи, решение за чи, аналогичной данной.
Конечно, не над каждой решенной задачей следует проводить такую последующую работу. Однако надо помнить, что это один из полезных приемов, который учит самостоятельному решению задач, пониманию зависимости между данными, между данными и искомым, а также тому, как эта зависимость отражается на выборе арифметических действий.
Для того чтобы учащиеся научились решать задачи данного вида и приобрели навык обобщенного способа решения таких задач, требуется многократное решение достаточного количества задач. Однако решать подряд задачи одного вида не следует, так как это может привести к «натаскиванию» учащихся в их решении только на короткий срок. Полезно чередовать решение разных видов задач, сравнивать их, выделять черты сходства и различия. Этому способствует использование приема сравнения.
Наблюдения показывают, что при сравнении учащиеся лучше понимают жизненную предметную ситуацию задачи, те существенные, а не случайные, чисто внешние признаки, которые влияют на выбор арифметического действия при решении задачи. Прием сравнения необходимо использовать уже в 1-м классе при обучении учащихся решению задач на нахождение суммы и на нахождение остатка, а также на всех последующих годах обучения.
Когда два вида задач сравниваются впервые, целесообразно решить эти задачи, а затем сравнить их решения, ответы, условия и вопросы задач. Затем сравнение условий двух простых задач должно предшествовать их решению.
358
Например, учащимся предлагаются для решения две такие за-
•чи:
‘ 1. В одной корзине 15 белых грибов, а во второй на 4 гриба больше. Сколько белых грибов во второй корзине?
2. В одной корзине 15 белых грибов, а во второй на 4 гриба меньше. Сколько грибов во второй корзине?
Сначала разбирается условие первой задачи. Решение. 15 гр.+4 гр. = 19 гр. Ответ. 19 гр. во второй корзине.
Затем разбирается и решается вторая задача: 15 гр.—4 гр.=11 гр. но второй корзине. Ответ. 11 гр. во второй корзине.
Далее сравниваются решения задач: «Каким действием решена первая задача? Каким действием решена вторая задача?» Затем шясняется причина решения первой задачи сложением, а второй — вычитанием: «Почему первая задача решена сложением? Почему вторая задача решена вычитанием?» От сравнения решений задач переходят к сравнению условий: «В первой задаче сказано, что во второй корзине на 4 гриба больше, а во второй задаче сказано, что во второй корзине на 4 гриба меньше. Сколько грибов в первой корзине (первая задача)? А во второй корзине? Известно ли, сколько грибов в первой корзине (первая задача)? А во второй? Что сказано о грибах во второй корзине в первой задаче? А во второй задаче? Что нужно узнать в первой задаче? Во второй задаче? В чем сходство этих задач? В чем их различие? От чего зависит действие в первой задаче? Во второй? Какой ответ первой задачи? Какой ответ второй задачи? Почему ответ первой задачи больше, чем второй, хотя числа одинаковые в обеих задачах?» Учитель делает вывод: первая задача решается сложением, а вторая — вычитанием, потому что в условии первой задачи сказано, что во второй корзине на 4 гриба больше, чем в первой, а во второй задаче сказано, что во второй корзине на 4 гриба меньше, чем в первой.
Необходимо учить детей сравнивать решенную задачу с новой, еще не решенной, а потом сравнивать две задачи до их решения. Очень важно показать учащимся, по каким параметрам идет сравнение, что нужно сравнивать. Сначала выделяются известные данные одной и другой задач (рассматриваются первые числовые данные, затем вторые, если второе числовое данное неизвестно, то выясняется, что о нем в задаче сказано). Далее сравниваются вопросы. Определяется конечное искомое в первой и во второй задачах. Выясняется, в чем сходство задач, в чем их различие,
359
как решается первая задача, как решается вторая задача, в чем их различие в решении и чем оно вызвано, какие данные в услонии или какие вопросы определили выбор (или количество) дейстнпн первой и второй задач.
Лучшему пониманию предметного содержания задач, завит мости между данными и искомыми способствует решен] «» задач с лишними или недостающими число ми данными или данными, записанными не ч] лами, а словами.
Дети с нарушением интеллекта на первых порах не замечают отсутствующее данное, привносят свои данные и начинают решать уже не ту задачу, которую учитель дал, а ту, которую составил сам ученик.
Поэтому решение задач с недостающими данными, данными, записанными не только числами, но и словами, с лишними числовыми данными, которые учащиеся должны отбросить, так как они не нужны для ответа на главный вопрос задачи («Маша нашла 3 белых гриба и 2 сыроежки, а Витя нашел 4 лисички. Сколько грибов нашла Маша?»), не только способствует более тщательному анализу условия задачи, а следовательно, и обучает их решению, но и играет значительную коррекционную роль.Сознательному отношению к выбору действий способствует решение задач, в которых слова осталось, стало, часто являющиеся для учащихся ориентирами для выбора действия, выступают в новом качестве. Например: «В одной коробке осталось 5 карандашей, а в другой — 3 карандаша. Сколько карандашей осталось?» Ученики убеждаются, что при выборе действий нельзя руководствоваться одним словом.
Наблюдения показывают, что лучшие учителя школ VIII вида широко используют как один из приемов обучения решению задач составление задач самими учащимися. Составление задач помогает школьникам с нарушением интеллекта лучше осознать жизненно-практическую значимость задачи (особенно если учитель постоянно ведет работу, направленную на решение и составление реальных, жизненно достоверных задач), глубже понять ее структуру, а также различать задачи различных видов, осознать приемы их решения.
Составление задач проводится параллельно с решением готовых задач. Опыт и наблюдения показывают, что легче всего для учащихся частичное составление задач. С него и следует начать обучение составлению задач.
360
В готовое условие вставляется одно, а затем и два пропу щенных числовых данных. Например: «Ученица заплатила за ка рандаш 2 р.
, а за тетрадь … . Сколько стоит покупка?»К готовому условию ставятся вопросы. Например: «В тетра ди 12 страниц. Мальчик исписал 5 страниц. Поставить вопрос к
задаче».
Когда учащиеся познакомятся с несколькими видами простых задач, то можно дать задание на постановку разных вопросов к условию (сюда относятся задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение).
3. К вопросу подбирается условие задачи. Например: «Соста вить задачу с таким вопросом: во сколько раз больше весит ведро с водой, чем пустое ведро?»
Для полного составления задач учащимся можно предложить самые разнообразные варианты:
Составление задачи по инсценировке. Учитель дает одному ученику 5 тетрадей, другому — 3 тетради и просит положить их в папку. Папку закрывает. «Составьте задачу», — говорит учи тель.
Составление задачи по иллюстрациям: по картине, плакату, схеме, чертежу, краткой записи условия.
Или, например, дана краткая запись задачи.
За три дня — … деталей
Составить и решить задачу.
I день — … деталей
II день — на … больше
III день — ?
Составление задач по числовым данным: «Составить задачу с числами 8 и 10».
Составление задач по готовому решению: «Составить задачу, которая решалась бы так: 5 ябл.+З ябл. = 8 ябл., 8 ябл.:2=4 ябл.»
Составление задачи по готовому плану.
Составление задач на указанное арифметическое действие: «Составить задачу, которая решалась бы сложением, умножени ем» и т. д.
361
Составление задачи определенного вида: «Составить задачу ш деление на равные части, на нахождение одной части от числа, и. ) увеличение числа на несколько единиц (в несколько раз)» и т. д.
Составление аналогичных задач: «Составить похожую задг! чу, но с другими числами и предметами».
Следует стимулировать составление учащимися задач с разно образными фабулами. Это способствует развитию их воображения, смекалки, инициативы. Очень полезно, когда для составлении задач учащиеся привлекают материал, «добываемый» ими во время экскурсий, из справочников, газет, журналов, хронологи ческих таблиц. Очень полезно, когда числовые данные получаю: сами учащиеся путем измерений, выполнения различных заданий практического характера. «Добывать» числовые данные могут уча щиеся старших классов, которых надо нацеливать на получение их в учебных мастерских, во время выполнения общественно полезной работы. Например, учитель может дать задание: записать размеры заготовок для изготовления табурета в столярной мастерской, расход материалов на пошив простыни, наволочки, пододеяльника, блузки и других изделий при различной ширине ткани, расход картона на изготовление того или иного изделия и т. п. Привлечение числовых данных для составления задач из учебных мастерских будет способствовать осуществлению связи преподавания математики с трудом, будет лучше готовить учащихся к жизни.
Удачно составленные учениками задачи надо хранить, можно составить даже небольшой «задачник» из задач, составленных учениками одного или двух классов, и предлагать их для решения в других классах. Это очень хороший стимул, мера поощрения для составляющих задачи. Да и ученики относятся с большим интересом к решению задач, составленных школьником.
Задание, требующее от учащихся составления задач, может носить и некоторый творческий характер. Например, учитель спрашивает: «Какие данные нужно знать, чтобы определить количество обоев для оклейки стен в твоей комнате? Получи эти данные». Составление таких задач, которые можно назвать задачами-расчетами или задачами с практическим содержанием, чрезвычайно полезно для учащихся школы VIII вида, именно такие задачи готовят их к повседневной практической жизни, например: получить данные и рассчитать стоимость завтрака, обеда и ужина для одного человека, для семьи, состоящей из трех, четырех, пяти
362
человек, стоимость одежды ученика, подсчитать стоимость электричества, газа, коммунальных услуг, квартплаты и т. д.
Учащихся старших классов школы VIII вида необходимо учить заполнять и писать деловые документы, связанные с теми или иными расчетами. Например, написать доверенность, заполнить бланк на оплату за электроэнергию, газ, заполнить бланк на денежный перевод и т. д.
Все указанные выше приемы могут быть широко использованы при решении всех видов задач как в младших, так и в старших классах школы VIII вида.
Дополнительная работа над решенной текстовой задачей
1 этап – восприятие задачи.
«В одной корзине лежало 24 кг яблок, а в другой лежали груши. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок. Сколько килограммов груш было в корзине?»
учитель | Ученик |
Докажи, что этот текст является задачей. | Есть условие и вопрос. Данные известные и неизвестные. |
Выполни иллюстрацию и схематический чертеж. | |
Попробуй сделать краткую запись задачи. | Я. – 24 кг |
Выбери неизвестное и обозначь его буквой. | Х – было груш |
2 этап – поиск решения задачи.
Учитель | ученик |
Найди план решения задачи по чертежу. | Искомый отрезок на чертеже
длиннее отрезка, изображающего количество
яблок на величину отрезка, который является
разницей между отрезками, обозначающими
10кг и 8 кг |
Запиши рассуждения: | Чтобы узнать, сколько груш
было, надо знать, сколько груш стало
(?) и сколько добавили груш (8) |
Составь уравнение, которое является планом решения задачи. | Так как яблок было 24кг, а величина, выраженная в килограммах и равная этой, записана выражением (х+8)-10, то можно составить уравнение (х + 8) – 10 = 24 |
3 этап – выполнение плана решения.
- Арифметический
1 способ:
- 24 + 10 = 34 (кг)
- 34 – 8 =26 (кг)
2 способ:
1) 10 – 8 = 2 (кг)
2) 24 + 2 = 26 (кг)
Формы записи можно оформить и с пояснениями и выражением
(24 +10) – 8 = 26
- Алгебраический
(Х + 8) – 10 = 24
Х +8 = 24 + 10
Х = 34 – 8
Х = 26
4 этап – проверка решения.
Учитель | Ученик |
Выполни проверку решения задачи одним из способов. | Подставим полученный результат(26) в условие задачи и проверим полученный текст на наличие противоречий. « В одной корзине лежало 24 кг яблок, а в другой лежало 26 кг груш. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок». В данном тексте противоречий нет. |
Формулировка ответа к задаче:
«Ответ: 26 кг груш было в корзине».
Составление обратной задачи:
« В одной корзине лежали яблоки, а в другой 26 кг груш. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок. Сколько килограммов яблок было в корзине?»
Сравнив ответ, полученный для обратной задачи, мы увидим, что между ними нет противоречий. Значит, задача была решена верно.
Вывод по 3 главе:
При включении в структуру
урока приёмов активизации
Не всегда использование нескольких приёмов активизации помогает учащимся в усвоении материала. В некоторых случаях более приемлемым будет использование всего лишь одного приёма.
Заключение
Работа над текстовой задачей остается одним из важнейших аспектов обучения в начальной школе, когда закладываются основы знаний; является движущим фактором в развитии младших школьников. Из текстов задач дети открывают новое об окружающем мире, испытывают чувство удовлетворения и радости от их успешного решения.
Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.
Введение в курс математики начальных классов специально подобранных задач и упражнений, направленных на активизацию учащихся на уроке, способствует как повышению качества знаний и умений, так и более интенсивному математическому развитию младших школьников, интересу к предмету.
Вследствие этого, необходимо ратовать за использование на уроках приёмов, повышающих активность учащихся.
Для развития познавательного интереса к математическим знаниям учителя используют разнообразные методы и приёмы обучения математике.
Список использованной литературы
1.Аргинская И. И. Математика. Методическое пособие к учебнику 4 — го класса четырёхлетней начальной школы. — Москва: Центр общего развития,2001. — 80 с.
2.Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе А. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
3.Баженова И. Н. Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
4.Баранов С. П. Педагогика: Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности № 2001 (Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы) — 2-е изд., переработанное — М.: Просвещение, 1987 — 368 с.
5.Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989 — 47 с.
6.Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогического спец. Высш. Учебного заведения. — М.: Просвещение, 1989 — 302 с.
7.Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ, Москва 1992.
8.Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
9.Методика преподавания математики : учебник для вузов / Е. С. Канин, А. Я. Блох [и др.]; под ред. Р. С. Черкасова. – М.: Просвещение, 1985. – 268 с.
10.Морева Н. А. Педагогика среднего образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Издательство центр (Академия), 1999. -304 с.
11.Нуралиева Г. В. Методика обучения математике в начальных классах: Уч. Пособие для учащихся школьного отделения педагогических училищ. –
Ставрополь, 1998. -328 с.
12.Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
13.Тоом А.Л. Между детством и математикой: Текстовые задачи в математическом образовании/ Математика, 2005, № 14
14.Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 88 с.
Приложение 1
19 способов улучшить свои навыки решения проблем на работе
by Duncan Muguku
В этой статье рассматриваются пошаговые способы улучшения ваших навыков решения проблем на работе.
Затрагиваемые темы включают в себя разбивку проблемы, чтобы лучше понять ее, копнуть немного глубже, чтобы выяснить, что вызвало проблему, и выяснить, насколько широко распространена проблема, включая количество людей, затронутых ею.
Другие описанные шаги состоят из выяснения потенциальных решений, а затем сужения круга для выбора наилучшего возможного варианта в данных обстоятельствах.
После того, как проблема выяснена, обработана или решена, дополнительные процессы влекут за собой отслеживание хода решения и принятие упреждающих мер для предотвращения проблем в будущем.
В конце решения проблем необходимо извлечь уроки и помочь другим, которые могут столкнуться с похожими проблемами, которые мы преодолели.
Вы можете быстро просмотреть все 19 советов по устранению проблем в оглавлении ниже, а затем щелкнуть любой совет, чтобы прочитать более подробную информацию. Пожалуйста, наслаждайтесь чтением. Спасибо.
СОДЕРЖАНИЕ
- Определение проблемы
- Выяснение причины проблемы/Проведение исследования
- Анализ влияния проблемы
- Мозговой штурм возможных решений
- Оценка альтернатив/решений
- Выбор наилучшего варианта
- Разработка плана действий/стратегии выполнения
- Внедрение решения/принятие мер
- Мониторинг прогресса
- Оценка результатов
- Если решение не работает
- Ошибки решения проблем
- Способы улучшить свои навыки решения проблем
- Проблемы и препятствия в решении проблем
- Причины проблем на работе
- Навыки решения проблем
- Учитесь у других, решивших аналогичные задачи
- Примеры проблем на работе
- Передовой опыт решения проблем
1.
Определение проблемыПочему проблема остается проблемой? Первый шаг в решении проблемы — начать с описания, объяснения или описания проблемы.
В своей простейшей форме проблема представляет собой проблему, которая выходит из-под контроля и требует внимания, исправления или исправления для достижения желаемых результатов.
Может возникнуть соблазн быстро перейти к поиску решений, однако, если проблема не совсем понятна, решения могут оказаться неэффективными, а драгоценное время и усилия могут быть потрачены впустую.
Запишите проблему, исходя из собственного понимания. Это помогает увеличить масштаб или сосредоточиться на конкретной проблеме. Подобно тому, как камера приближается к изображению перед тем, как сделать снимок. Если фокус размыт, изображение не будет четким.
В качестве альтернативы, подумайте об этом как об определении стартовой линии в гонке: как только вы определили начальную точку (проблему), вы подготовили почву для выяснения навыков, информации, знаний или ресурсов, необходимых для достижения финиша. линия (решение).
2. Выяснение причины проблемы/Проведение исследования
Что вызвало проблему? После того, как вы четко определили текущую проблему, следующим шагом будет копнуть немного глубже, чтобы выяснить основную причину или предысторию проблемы.
Некоторые вопросы, которые следует задать, включают следующее:
- Когда и где возникла трудность, препятствие или осложнение?
- Почему возникла проблема?
- Как это случилось?
- Что привело к проблеме?
- Было ли это вызвано одной или многими вещами?
- Какой информации не хватает?
- Где можно найти дополнительную информацию?
- Что могло предотвратить проблему?
- Что известно о подобных проблемах?
- Какие решения были опробованы ранее?
3. Анализ воздействия проблемы
Кого или что затрагивает проблема? Определите, насколько распространена проблема.
- Это затрагивает одного человека или многих? – Как это влияет на них?
- Как долго существует проблема?
- Есть ли тенденции?
- Это повторяющаяся проблема или совершенно новая?
- Что произойдет, если проблема не будет решена?
Поговорите с разными людьми, чтобы узнать из первых рук о влиянии проблемы. Установите, является ли это серьезным или управляемым.
4. Мозговой штурм возможных решений
Каковы возможные решения? Определите возможные решения с помощью мозгового штурма.
Во время мозгового штурма сформулируйте проблему, а затем попросите всех самостоятельно записать свои индивидуальные ответы.
После этого перечислите все предложенные ответы и предложите другим доработать и уточнить предложенные решения или предложить дополнительные решения.
Чтобы сеанс мозгового штурма был успешным, необходимо четко определить проблему, выделить достаточно времени, участники должны уделить время обдумыванию проблемы и поиску решений, а решения не должны оцениваться во время мозгового штурма.
Кроме того, наймите хорошего ведущего, чтобы внимательно слушать участников, поощрять всеобщее участие и вести дискуссию.
5. Оценка альтернатив/решений
Как выбрать лучшую альтернативу? После того, как будет собрано достаточное количество вариантов, следующим шагом будет просмотр альтернатив и определение наиболее приемлемых вариантов.
Также возможно, что лучшим выбором будет слияние одной или нескольких других альтернатив.
Определите преимущества и недостатки лучших вариантов.
Кроме того, сделайте шаг назад и запишите желаемые результаты, когда они должны быть достигнуты, а также как будут измеряться результаты, т.е. что ожидается после устранения или решения проблемы – представьте, как это будет, когда проблема решена.
Проанализируйте, насколько лучшие варианты приведут к желаемым результатам.
6. Выбор наилучшего варианта
Решит ли это решение проблему? Последним шагом мозгового штурма является выбор наилучшего решения среди лучших доступных альтернатив.
Этот шаг может быть одним из самых трудных и сложных и может вызвать колебания из-за боязни принять неправильное решение.
Может возникнуть тенденция продолжать копать дальше, чтобы найти больше информации или больше альтернатив.
Кроме того, выбор альтернативы может повлечь за собой компромиссы, и некоторым сторонам придется пойти на уступки, поэтому существует вероятность, что не все будут довольны окончательным решением.
Однако в какой-то момент процесс принятия решений должен будет закончиться. Следование своему внутреннему чутью и обращение за советом к другим может помочь в принятии решения.
Вы также можете сделать перерыв, чтобы проветрить голову, расслабиться, а затем принять решение с ясным умом и быть в состоянии легко объяснить, что – «это решение является лучшим, потому что …»
Проведение опроса аналогично простой способ определить решение, которое следует реализовать для более серьезных проблем.
7. Разработка плана действий/стратегии выполнения
Как вы подготовитесь к реализации решения? Запишите окончательное решение и придумайте план действий по его реализации.
Разбейте решение на более мелкие управляемые шаги.
Количество шагов, как правило, зависит от сложности проблемы: обычно чем сложнее проблема, тем больше шагов требуется для ее решения, и наоборот.
Опишите действия, которые необходимо выполнить, определите, кто и что должен сделать, сколько времени имеется в наличии, установите временные рамки, крайние сроки и критерии или способы показать, достигаются ли результаты.
Подумайте о возможных неожиданных чрезвычайных ситуациях и рисках, а затем наметьте план их устранения.
8. Внедрение решения/принятие мер
Как вы заставите решение работать? Вот здесь и делается настоящая работа. Твердо держите в уме желаемые результаты или конечную цель, а затем переходите к работе по одному шагу за раз.
Если вы работаете с другими, поделитесь планом решения проблемы. При необходимости проведите обучение тому, как достичь желаемых целей, собрать и распределить необходимые ресурсы и быть готовым ответить на возникающие уточняющие вопросы.
Во время работы периодически сверяйте свой прогресс с планом действий, чтобы убедиться, что вы продвигаетесь в правильном направлении.
Когда вы часто или регулярно работаете над внедрением различных решений, вы, вероятно, обнаружите лучшие, более простые и эффективные способы решения проблем.
Например, если решение проблемы в первый раз занимает x часов, после многократного решения одной и той же проблемы вы, скорее всего, уточните свои методы, что приведет к сокращению времени на решение проблемы и увеличению улучшений и эффективности. Более того, вы даже можете обучать других своим прорывам.
9. Мониторинг хода выполнения
Проблема решается? Отслеживайте ход выполнения, чтобы убедиться, что решение работает. Проверьте пульс, чтобы получить информацию и обратную связь.
В идеальных условиях, если решение правильное, проблема должна постепенно исчезать по мере реализации решения.
Как правило, необходимо вносить коррективы здесь и там либо для решения возникающих проблем, либо для обеспечения того, чтобы решение имело наилучшие шансы на успех.
Регулярно проверяйте, что идет хорошо, а что нет, и своевременно вносите коррективы.
Если есть значительные отклонения от предполагаемого, ожидаемого или прогнозируемого результата, выясните, что их вызывает.
Некоторые вопросы, которые следует задать при наблюдении за ходом решения проблемы, включают:
- Какой прогресс был достигнут на данный момент?
- Какой объем работы остался?
- Все ли знают, что они должны делать?
- Мы уложились в график?
- Мы в рамках бюджета?
- Достигнуты ли мы первоначальные вехи или цели?
- С какими проблемами мы уже столкнулись?
- Какие рекомендуемые изменения необходимы на данный момент?
- Какие следующие вехи?
10.
Оценка результатовПроблема устранена? В конце процесса решения проблемы полезно узнать, было ли решение успешным.
Несколько вопросов, которые вы можете задать при оценке результатов, включают следующее:
- Решили ли мы проблему в соответствии с ранее запланированным графиком, графиком или крайним сроком?
- Устранили ли мы проблему в рамках бюджета?
- Проблема полностью решена?
- Есть ли что-то, что не было завершено?
- Извлечены ли какие-то уроки?
Завершите документированием результатов. Некоторые элементы, которые необходимо задокументировать, включают дату устранения проблемы, кто установил, что проблема была решена, и как проблема была обработана или решена.
11. Если решение не работает
Проблема не устранена, что теперь? Реальность такова, что одни решения работают, а другие нет.
Некоторые решения могут решить часть проблемы, и наоборот, некоторые решения могут даже усугубить проблему или выявить еще более серьезную проблему.
Когда решение не срабатывает, как ожидалось, конечно, время и ресурсы были бы потрачены впустую, тем не менее, вернитесь к чертежной доске и придумайте другое решение.
Другие меры могут заключаться в увеличении времени, необходимого для того, чтобы решение заработало, в дополнительных ресурсах, средствах или экспертных знаниях.
Также важно проанализировать, почему исходное решение не сработало, чтобы не только учиться на ошибках, но и не допускать их повторения.
12. Ошибки при решении проблем
Ниже приведены примеры ошибок при решении проблем:
- Отказ признать существование проблемы.
- Ищу быстрые решения.
- Думал, что проблем не будет.
- Исправление симптомов вместо основной причины.
- Сосредоточение внимания на тушении небольших пожаров вместо решения общей проблемы.
- Спешка решить проблему до ее понимания.
- Боязнь поделиться нестандартными идеями во время мозгового штурма.
- Риск группового мышления во время мозгового штурма или подчинения тому, что предлагают все остальные.
- Непредвзятость во время мозгового штурма.
- Плохая организация сеансов мозгового штурма.
- Решение неправильной задачи.
- Ищу виноватого или тычу пальцем.
- Не слушая или не ища отзывов или решений от других.
- Думал, что у тебя должны быть ответы на все вопросы.
- Нечетко определенные решения.
- Отсутствие четкой связи.
- Предполагая, что люди уже знают, что делать.
- Неспособность отдать должное персоналу, устранившему проблемы.
- Страх принять неправильное решение.
- Неверные предположения.
- Страх или паника при возникновении проблемы.
- Промедление с принятием решения или выбором из альтернатив.
- Отказ подтверждения, когда решение не работает.
- Ничего не делать при возникновении проблемы.
- Требуется много времени, прежде чем заняться проблемой.
- Отсутствие гибкости или адаптации при изменении допущений и условий.
13. Способы улучшить свои навыки решения проблем
Я считаю, что один из хороших способов улучшить свои навыки решения проблем в офисе — это работать над решением многих проблем.
Вы можете сделать это, добровольно участвуя в группах или сессиях мозгового штурма и предлагая свой вклад и идеи, а также выслушивая мнения своих коллег.
Старайтесь активно работать над внедрением решений, позволяющих согнуть и растянуть мышцы, решающие проблемы.
Со временем вы сможете распознавать тенденции или закономерности в решении проблем, а также улучшите свою способность справляться с двусмысленностью и неизвестными в начале процесса решения проблем.
Другие способы улучшения навыков решения проблем включают следующее:
- Наблюдение за тем, как другие решают проблемы.
- Чтение о методах решения проблем.
- Практика различных методов решения проблем.
- Прохождение обучения по решению проблем.
- Стремитесь к тому, чтобы уметь решать проблемы и чувствовать себя комфортно при принятии решений.
- Работа над несвязанными областями, заданиями и различными отделами для перекрестного изучения новых переносимых предметов, навыков, методов и т. д.
- Игры, которые помогают стимулировать способности решать проблемы, такие как решение головоломок и игра в шахматы.
- Улучшение ваших исследовательских навыков.
14. Проблемы и препятствия в решении проблем
Причины, по которым проблемы могут быть не решены, включают:
- Игнорирование или уклонение от проблемы.
- Думать, что процесс решения проблемы требует слишком много времени или усилий.
- Отсутствие полномочий решать, какое решение следует внедрить.
- Промедление или инерция в решении проблемы, потому что поиск решений может занять много времени, особенно для сложных проблем.
- Думать, что проблема сложнее, чем она есть на самом деле.
- Думая, что ты должен во всем разобраться сам.
- Не просить о помощи.
- Нежелание принимать участие других людей.
- Страх, что реализация может быть сложной.
- Страх неудачи.
- Ограничение ресурсов; недостаточные ресурсы, такие как рабочая сила и финансы, для надлежащего решения масштабных проблем.
- Слишком много проблем или трудности с определением приоритетов проблем.
- Сопротивление изменениям или новым способам ведения дел.
- Несоблюдение решений после этапа мозгового штурма.
- Слишком быстро сдаваться, когда решение проблемы занимает много времени.
- Не измеряется прогресс.
- Изменение внешних факторов, вызывающих необходимость переосмысления или пересмотра решений.
- Неопытность в решении проблем.
- Нежелание иметь дело с неопределенностью.
15. Причины проблем на работе
Проблемы на рабочем месте могут быть вызваны такими проблемами, как микроуправление, отсутствие подотчетности, сложная рабочая среда, слишком много бюрократии, отсутствие возможностей продвижения по службе и отсутствие признания.
К другим причинам проблем в офисе относятся: плохая коммуникация, неопределенные процессы или процедуры, нехватка ресурсов, финансовые трудности, отсутствие надлежащей подготовки, скука, отсутствие мотивации и стресс на работе.
Дополнительными факторами являются большая рабочая нагрузка, низкая производительность, отсутствие планирования, нечеткие ожидания, плохое обслуживание клиентов, натянутые рабочие отношения, плохое управление, текучесть кадров, выгорание и несоответствие работе.
16. Навыки решения проблем
Навыки, которые могут помочь в улучшении решения проблем, включают: лучший в сложившихся обстоятельствах.
Коммуникативные навыки – помогает, во-первых, сообщить другим о наличии проблемы, затем, во-вторых, в описании того, как проблема будет исправлена, в-третьих, в распределении обязанностей и объяснении другим, что они должны делать, и, в-четвертых, в информировании других о том, что проблема проблема была решена.
Принятие риска – способность определить плюсы и минусы альтернативы, а затем вооружиться достаточным количеством информации для выполнения плана действий.
Расстановка приоритетов — при столкновении с множеством проблем на работе и возможности выделить самую срочную и важную проблему, которую следует решить.
Гибкость – условия и ситуации постоянно меняются, поэтому очень важна готовность повторно анализировать планы и предположения и корректировать их по мере необходимости.
Другие полезные черты включают готовность получать обратную связь, решительность и настойчивость, чтобы довести дело до конца, терпение, умение соединять точки или выяснять взаимосвязь между вещами и терпимость к неопределенности.
17. Учимся у других, решивших подобные проблемы
Возможно, проблема возникает не впервые, другие в организации или где-то еще могли столкнуться с подобными проблемами и успешно решить их.
Подобную проблему ранее мог решить коллега, руководитель, сотрудник другого отдела или офиса, консультант, исследователь и т. д.
Обучение у других помогает сэкономить время и повысить уверенность в решении проблем.
Особенно важно иметь задокументированные процедуры решения критических проблем, возникших в прошлом. Это действует как форма библиотеки знаний, которая хранится в организации и может передаваться от одного человека к другому.
18. Примеры проблем на работе
Типичные проблемы на рабочем месте включают следующее:
- Отсутствие связи.
- Нехватка ресурсов.
- Сроки сорваны.
- Недостижение цели.
- Трудности в общении с другими.
- Конфликты между сотрудниками.
- Сплетни.
- Плохое руководство.
- Финансовые проблемы.
- Перерасход средств.
- Плохое обслуживание клиентов.
- Слишком много обещаний или обязательств.
- Внешние вызовы и угрозы.
- Трудные коллеги.
- Отсутствие командной работы.
- Плохое отношение.
- Разъединение между руководителями и подчиненными.
- Недовольные клиенты.
- Недостаточная или недостаточная обратная связь.
- Стресс на работе.
- Трудные клиенты.
- Низкий боевой дух.
- Отсутствие признательности или признания.
- Плохая рабочая среда.
- Неэффективные или устаревшие системы.
- Дублирование усилий.
- Недостаточное обучение.
Пример проблемы:
Простым примером проблемы на рабочем месте является – «Недостижение годового плана продаж филиала?»
Вопросы, которые необходимо задать и проанализировать при диагностике и решении этой проблемы, могут включать следующее:
- Какова была годовая цель продаж?
- Какой процент цели мы достигли?
- Какой пробел?
- Как мы должны были достичь цели?
- Разбили ли мы цель на более мелкие достижимые задачи или вехи?
- Какие процессы или шаги мы планировали для достижения целей?
- Какое действие мы предприняли?
- Кто за что отвечал?
- С какими внутренними и/или внешними проблемами мы столкнулись?
- Какие системы или методы мы использовали для отслеживания прогресса в достижении цели?
- Почему мы не достигли цели?
- Когда мы поняли, что не достигнем цели?
- Каковы последствия невыполнения цели?
- Как исправить ситуацию?
- Сколько времени у нас есть, чтобы решить проблему?
- Как предотвратить повторение проблемы?
- Чему мы можем научиться на своих ошибках?
- Достигали ли мы цели по продажам в прошлом?
- Достигли ли другие филиалы своих годовых планов по продажам?
- Как другие достигли своих целей?
- Чему мы можем научиться у других?
19.
Передовой опыт решения проблемРешение проблем — это непрерывный процесс обучения. Хотя проблемы на работе нельзя полностью устранить, вы можете предпринять упреждающие шаги, чтобы улучшить организационные знания и способность справляться с проблемами.
Ниже приведены некоторые способы, которые могут помочь вам лучше подготовиться к решению новых и старых проблем, когда они возникают на рабочем месте:
- Совместная работа с другими для решения проблем.
- Документирование решений известных или решенных проблем; сохранение шагов, полученных при решении прошлых проблем.
- Постоянное совершенствование методов решения проблем по мере решения новых и старых проблем.
- Подготовка и использование контрольных списков для различных рабочих процессов.
- Написание и внедрение стандартных операционных процедур и политик.
- Использование справочников, руководств, руководств и блок-схем.
- Принятие процедур контроля качества на критических этапах.
- Регулярное составление прогнозов или прогнозирование и оценка прогресса в сравнении с первоначальными планами.
- Учиться на ошибках.
- Регулярное обучение персонала.
- Проведение анализа рисков и создание резервных планов или планов на случай непредвиденных обстоятельств.
- Использование аудитов для обеспечения соблюдения установленных процедур и выявления проблем с соблюдением требований.
- Регулярная проверка эффективности работы посредством наблюдения, отчетов, контрольных собраний и т. д.
- Использование сроков и крайних сроков.
- Получение информации из сбора данных.
- Внедрение более надежных систем мониторинга.
- Поощрение культуры постоянного совершенствования процессов.
- Инициатива решения проблем.
- Говорить или озвучивать проблемы на раннем этапе при обнаружении проблем.
- Стремление к хорошему и регулярному общению в организации.
- Выслушивание отзывов сотрудников.
- Поощрение предложений по улучшению процессов.
- Четкая постановка целей, включая долгосрочное и краткосрочное планирование и цели.
- Внедрение лучших технологий и систем.
- При необходимости использование внешних экспертов, например, консультантов.
- Отслеживание и информирование о внешних силах и изменениях, таких как изменение предпочтений клиентов, экономических условий, государственного регулирования, конкуренции, технологических достижений, политических изменений и т. д. .
- Регулярная оценка результатов.
Заключение
Решение проблем подразумевает внесение исправлений и улучшений, когда что-то идет не так, как ожидалось.
Некоторые проблемы можно устранить за короткое время, в то время как для решения других требуется больше времени.
Как минимум, столкнувшись с проблемой, найдите время, чтобы выяснить, в чем заключается настоящая проблема, что ее вызвало, и найти потенциальные альтернативы для решения проблемы.
После этого выберите наилучшее возможное решение, разработайте план реализации решения и реализуйте его. Завершите, наблюдая за своим прогрессом и оценивая, была ли проблема решена.
Дополнительные ресурсы о том, как улучшить свои навыки решения проблем на работе
Резюме
4 шага для решения любой проблемы на работе
getty
5 Проблемы существуют везде.
Но решения тоже.
На рабочем месте полно проблем, которые необходимо решать ежедневно, будь то жалобы клиентов, проблемы с качеством, сокращение бюджета или проблемы со связью и командной динамикой.
Со всеми этими проблемами, которые необходимо решить, неудивительно, что одна из главных черт, которую работодатели ищут при найме таланта, — это тот, кто отлично «решает проблемы»… но как это выглядит на самом деле?
За годы работы с клиентами, которые чувствуют себя застрявшими, им не нравится их нынешняя работа или они не знают, как начать бизнес своей мечты (все это проблемы, ожидающие своего решения), я пришел к выводу, что проблема- решение — это не просто способность устранять проблемы по мере их возникновения; все сводится к тому, сколько внимания вы можете уделить выявлению самой проблемы.
Как выразился Альберт Эйнштейн, «Если бы мне дали один час, чтобы спасти планету, я бы потратил 59 минут на определение проблемы и одну минуту на ее решение».
И все же в мире, где вместо того, чтобы слушать, мы часто готовим свои ответы другим, кажется, что мы редко следуем его советам.
В большинстве случаев мы сразу бросаемся в бой, чтобы потушить пожар, вместо того, чтобы тратить время на то, чтобы понять, откуда берется пламя. Мы не тратим время заранее, чтобы понять, в чем проблема, которую мы на самом деле решаем, что приводит к тому, что мы тратим время на аспекты, которые на самом деле не затрагивают суть проблемы.
ЕЩЕ ДЛЯ ВАС
Например, за годы работы с клиентами, которые ищут ясности, я обнаружил, что им действительно нужна не ясность; корень их дискомфорта и борьбы в том, что им нужно воссоединиться с тем, кем они являются на самом деле. Отключение — корень проблемы.
Будь то профессиональная или личная жизнь, я разработал простой четырехэтапный путь к правильному решению проблем.
1. Проверьте свои предположения.
Когда вы впервые определяете проблему, убедитесь, что в вашем заявлении нет следов решения. Например, если вы продавали онлайн-курсы, а продажи оказались не такими, как вы себе представляли, вы можете подумать, что было бы благоразумно сразу перейти к отправке большего количества электронных писем и перезапуску капельной воронки. Но что, если вашей аудитории даже не было в вашем списке адресов электронной почты? Или что, если предлагаемый продукт не был чем-то, в чем они на самом деле были заинтересованы? Существует множество возможных причин этой проблемы. Все эти предположения приводят к тому, что постановка задачи становится неясной, а решения — неузнаваемыми.
Во-первых, осознайте, что предположения — это врожденная человеческая характеристика, и каждый делает это, чтобы выжить на нашем самом первобытном уровне. Исследования показали, что мозг на самом деле вознаграждает предположения и запрограммирован убеждать нас в своей правоте, даже если мы можем ошибаться. Согласно исследованию, проведенному Бояной Кузманович из Института исследований метаболизма им. Макса Планка в Кельне, каждый раз, когда мы слышим информацию, подтверждающую наши предположения, мозг активирует две области префронтальной коры (часть мозга, отвечающая за принятие решений и когнитивные функции). поведение), связанное с вознаграждением.
Имея это в виду, превратите свои предположения в вопросы. Вместо того, чтобы верить предположению «Никто не купил мой продукт, потому что не видел рекламы по электронной почте», переформулируйте его в вопрос: «Почему никто не купил мой продукт?» Это немедленно выводит вас из режима предположений и открывает корень проблемы.
2. Докопаться до сути проблемы.
Недостаточно выявить проблему, если вы не понимаете, почему это проблема.
Исследования становятся невероятно ценным компонентом в процессе решения проблем. Хотя это потребует времени заранее, именно этот аспект решения проблемы сделает первое реализованное решение, вероятно, последним решением, которое вам нужно применить.
Начните разговаривать со своей аудиторией, будь то клиенты, лиды или коллеги. Найдите, где они проводят свое время в Интернете и лично, и начните с ними тесную связь, чтобы узнать их мысли о вашей проблеме. Возьмите книги и начните изучать других людей, которые живут в том же профессиональном пространстве, что и вы, чтобы лучше понять проблемы, которые они преодолели, и то, как они это сделали. Читайте обзоры продуктов конкурентов и уделяйте особое внимание разделу комментариев в их ленте, чтобы узнать, не возникают ли у них те же проблемы. Сделайте все это исследование, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
3. Максимально сформулируйте проблему.
Вы когда-нибудь убеждались, что единственная идея является решением ? Несмотря ни на что, эта идея — все, о чем вы можете думать. Если вы будете зацикливаться только на одной формулировке проблемы, это может привести к туннельному видению.
Когда вы испытываете стресс, ваш мозг истощается дофамином, но когда вы на чем-то гиперфокусируетесь, вы на самом деле активируете префронтальную кору, вызывая выброс дофамина в мозгу. В условиях сильного стресса ваши чувства блокируются, чтобы вы могли чувствовать себя хорошо и двигаться вперед.
Чтобы бороться с этим узким кругозором, составьте список потенциальных причин, по которым у вас может возникнуть проблема, какими бы глупыми, дикими или странными они ни были. Не осуждайте себя за проблемы, которые вы создаете; рассматривайте это просто как упражнение вашего мозга, чтобы заставить вещи двигаться и воссоединиться с вашим творчеством. После создания списка вернитесь к исходной постановке проблемы и обратитесь к собранным вами исследованиям, чтобы увидеть, появляются ли новые решения или истинная проблема.
Стикеры Post-it Notes, пенициллин, микроволновая печь и даже картофельные чипсы — все это было изобретено случайно: одна серия исследований и действий привела к тому, что эти массово используемые и потребляемые продукты вышли на рынок. В большинстве случаев изобретатели пытались применить их к аудитории или процессу, который им не подходил. После небольшого переосмысления и стремления рассмотреть альтернативные варианты правильные решения появились сами собой.