Краткое содержание «Игрока» Достоевского: история обыкновенного безумия
«Игрок» — третий по счету роман великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. Ему предшествовали знаменитые «Униженные и оскорбленные» и «Бедные люди». Роман был опубликован в знаменательном для писателя 1866 году. В этом же году на страницах журнала «Русский вестник» стало печататься легендарное «Преступление и наказание».
Роман «Игрок» называют «историей обыкновенного безумия», «историей азарта», «произведением жестоким до жестокости», «романом об идее-страсти» и о герое, съеденном идеей. Автор рассказывает об игровой зависимости молодого человека, анализируя факторы, которые привели его к рулетке. О подобной проблеме Федор Михайлович знал не понаслышке, ведь к написанию «Игрока» его вдохновил собственный печальный пример.
История создания и автобиографичность романа
За три года до публикации «Игрока» Достоевский вместе со своей подругой – 23-летней студенткой Полиной Сусловой – приехал на немецкий курорт Висбаден. Здесь мэтра особенно привлекли местные казино, в которых он успешно просадил все свои деньги и деньги Полины. На фоне игорного угара, в котором пребывал Достоевский, разворачивалась еще и любовная драма. Пока мэтр просиживал за рулеткой, молоденькая барышня увлеклась студентом Сальвадором, что еще больше усугубило психологическое состояние писателя.
Вернувшись домой, Федор Михайлович был вынужден в короткие сроки расплатиться с долгами. Так, нужда и малорадостная перспектива долговой тюрьмы стали катализаторами к написанию очередного шедевра русской литературы.
В качестве места действия Достоевский выбрал вымышленный курорт с говорящим названием Рулетенбург. Именно так сперва и назывался роман, но во время последней редакции название было изменено на «Игрока». Под ним роман и вошел в мировую литературу.
Кстати, во время работы над романом Достоевский сошелся с своей стенографисткой Анной Сниткиной. В 1867 году Анна стала женой писателя. У Сниткиной и Достоевского родилось четверо детей (Софья, Любовь, Федор и Алексей). После висбаденского инцидента Достоевский еще четыре раза ездил в Бад-Хомбург, где в местных казино просаживал крупные суммы денег. И только Анне удалось повлиять на писателя. Он поклялся любимой никогда не играть, и в самом деле больше не садился за игорный стол.
Главные герои и их характеристика
Главный герой романа, он же повествователь, Алексей Иванович — умный, образованный молодой человек 25 лет от роду. Из-за бедности Алексей Иванович вынужден работать учителем в семье генерала Загорянского. Престарелый генерал и сам находится на грани бедности. Он заложил свое имение французскому маркизу Де Грие и живет в ожидании наследства богатой тетушки Антонины Васильевны Тарасичевой, которая, по злой насмешке судьбы, никак не распрощается с жизнью, несмотря на свои 75 и полный букет болезней.
После непродолжительного отпуска Алексей Иванович возвращается в Германию, где Загорский в компании французских псевдоприятелей ведет праздную жизнь на курорте Рулетенбург. Молодому человеку претит тамошнее общество, но он не может покинуть службу у Загорского в силу своей огромной страсти, и имя ей Полина.
Полина Александровна — красавица-дочка Загорского — вот уже несколько лет не выходит из головы Алексея Ивановича. Однако Полина влюблена во француза Де Грие. Как только состояние тетушки перейдет к ее отцу, они смогут сыграть свадьбу. Алексей Иванович же вынужден довольствоваться унизительным положением раба гордой красавицы и лишь надеяться на ее возможное расположение.
У престарелого Загорского также есть страсть — это молоденькая француженка мадемуазель Бланш, особа алчная и безнравственная. Бланш видит в Загорском только перспективу обогащения, но ветхий ловелас слеп, он всецело очарован французской девушкой.
Единственный, к кому Алексей Иванович испытывает уважение, это Астлей — богатый англичанин, также отдыхающий на курорте Рулетенбург. Несмотря на деньги, которых у него в изобилии, Астлей не утратил человеческого обличья. Он честен, справедлив, милосерден и является, пожалуй, единственным положительным персонажем в образной структуре «Игрока».
Бабушка Антонида Васильевна
В первой части романа образ умирающей «бабушки» присутствует незримо. Она — бестелесный мешок с золотом, схороненный на просторах далекой России, ее основная миссия — умереть и открыть путь ко всеобщему счастью. Именно поэтому появление старухи Тарасичевой во второй части вызывает настоящий фурор.
Несмотря на то что родня давно записала ее в мертвецы, Антонида Васильевна умирать не собирается. Пусть ноги Тарасичевой разбил паралич, но ей хватило сил прикатить на своем инвалидном кресле в Германию и показать родственничкам, что списывать со счетов ее еще рано.
Острохарактерная, вспыльчивая, резкая, она беззастенчиво срывает маски с каждого участника этого лживого балагана. Затем бабуленька отправляется в казино и лихо проигрывает в рулетку добрую часть своего состояния. Сопровождает ее при этом Алексей Иванович. Желая отыграться, Антонида Васильевна снова посещает игорный дом и на этот раз спускает практически все. Старушка, однако, не очень тужит по проигранным деньгам. Теперь они, по крайней мере, не достанутся стервятникам, кружащимся над ее могилой. Заняв денег у Астлея, Тарасичева возвращается в свое имение на родине.
Появление бабушки в самом деле срывает маски с героев. Спектакль окончен, занавес. Теперь перед нами не актеры, а реальные люди. И вот маркиз Де Грие уже больше не любит Полину, он отдает ей 50 тысяч с заложенного имения и уезжает восвояси. Мадемуазель Бланш также не интересуется нищим генералом, у нее есть кандидатуры куда более перспективные. И только отношение Алексея Ивановича к Полине никак не изменилось — ему не важно, богата она или бедна. Желая помочь любимой, он садится за рулетку и (о чудо!), выигрывает астрономическую сумму — 200 тысяч франков. Он отдает деньги Полине, но понимает, что его неудержимо тянет обратно, за игорный стол. В ту ночь, когда он выигрывал, бедный учитель чувствовал себя царем и богом, властителем мира, титаном, высшим разумом. Он признавался: «… мною вдруг действительно без всякого вызова самолюбия владела ужасная жажда риску». Так у главного героя появилась новая страсть, которая постепенно вытеснила все остальные мысли и желания, и имя ей — Игра!
Главная идея романа
В романе «Игрок» препарируются темы игры, денег, успеха и его тайны, гордости, одиночества и силы страсти над человеческой натурой. Главная психологическая тема произведения – вытеснение любви к женщине страстью к игре. Игра настолько сильно завладела Алексеем Ивановичем, что Полина (самое дорогое существо на свете) больше не занимала его мыслей чувств, как прежде. Он не разлюбил ее, но отправил на далекое второе место.
Одержимость учителя видна уже в сцене, когда он приносит Полине первый выигрыш. Находясь наедине с возлюбленной, Алексей Иванович смотрит не нее, а на груды билетов и свертки золота. Полина замечает это, она уязвлена, ведь на самом деле никогда не любила мерзкого Де Грие, ее сердце всегда принадлежало Алексею Ивановичу. Однако гордячка и на этот раз не открывает своих чувств. Чтобы максимально очернить их светлое чувство, она отдается Алексею Ивановичу, а на утро бросает ему в лицо ненавистные деньги.
В своем романе Достоевский изобразил порочное общество безнравственных алчных лицемеров. Они не скрывают своей натуры, для них такое поведение норма: «Зачем деньги, вы спрашиваете? Как зачем? Деньги — все». В начале романа этому обществу противопоставляется Алексей Иванович, человек «смеющий не верить» и восставать на авторитеты. Однако под влиянием гнилого окружения он опускается, «все его жизненные соки, буйство, смелость пошли на рулетку». Он игрок, но не простой игрок. Он поэт, который стыдится своей поэзии и жалко оправдывает ее перед самим собой. Ну, а если отбросить поэзию, то это просто рассказ о том, как человек третий год подряд играет в рулетку.
Анализ произведения
Структурно роман «Игрок» поделен на 17 глав. В роли повествователя выступает 25-летний учитель Алексей Иванович, игрок. В первой главе Алексей Иванович только приезжает на курорт Рулетенбург, главный герой чист, влюблен, непорочен. Последняя глава, она же своеобразный эпилог, представляет нам абсолютно другого героя — это законченный человек, одержимый игрок. Сможет ли он избавиться от зависимости, не известно, но автор оставляет читателю смутное предзнаменование — мы расстаемся с Алексеем Ивановичем накануне игры, он ждет ее с нетерпением, и он счастлив. Для этой чудовищной метаморфозы потребовался 1 год и 8 месяцев, ровно столько времени разделяет первую и последнюю главы романа.
Для понимания структурно-смысловой композиции произведения следует обратить внимание на деление на части. В «Игроке» их три. Первая часть (1-6 главы) — это завязка действия, знакомство с героями, тема Игры здесь фигурирует лишь отдаленно и не касается главного героя. Вторая часть (7-12 главы) — появление «бабуленьки», кардинальная переоценка действующих лиц, сбрасывание масок. На сцену выходит Игра, она притягательная, яркая, азартная, она приносит удовлетворение, заставляет рисковать, она творит чудеса — за ночь одного она делает богачом, а другого нищим. Главный герой вступает в связь с Игрой, он влюблен в нее, как ни в кого в жизни. Третья часть (13-17 главы) — действие стремительно движется к катастрофе. Судьбы героев рушатся, один за другим они покидают сцену, и только Игра остается, теперь у нее главная партия. Она уродлива, губительна, ужасна, она приносит горе и страдание, в ней нельзя победить и отыграться. Главный герой теперь ее раб, и он не видит способа выйти из подчинения.
С момента публикации «Игрока» прошло полтора века. Стоит ли говорить, что его тематика и проблематика не утратила своей актуальности. Секрет прост, о нем говорил еще Булгаков устами своего фантастического кота:
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен.
Автор: Виталий Дубына
Достоевский Федор Михайлович: Униженные и оскорбленные
Дарим до 50 бонусов за отзыв
Варвара Денисова
Роман Достоевского, в котором главные герои отнюдь не счастливы, впрочем, как и все персонажи романов Федора Михайловича. У Достоевского удивительным образом получилось описать душевные сомнения и страдания героев, так и не сделав к концу романа никого из них по-настоящему счастливыми. Каждый наказан за содеянное по-своему, и каждый вынужден исправлять свои ошибки нелегким жизненным трудом. Мне безумно понравилось.
Ольга Фомина
Нежно люблю этот роман Достоевского, небольшой по объёму (по сравнению с романами «великого пятикнижия»), но такой глубокий по содержанию. Проблемы людей униженных, то есть малоимущих, всегда волновали Фёдора Михайловича. Это вопросы о человеческом достоинстве: зависит ли оно от положения в обществе, и что есть истинная честь и благородство, а также милосердие? Восхитителен образ повествователя, доброго и великодушного человека, о котором после прочтения я вспоминаю с особенным теплом. Серийное оформление издания меня радует по-прежнему: лаконичная обложка с миниатюрой, тёмный корешок, бумага плотная, хоть и не офсет, но читать глазам приятно. Великолепный бюджетный вариант книги, который будет к тому же хорошо смотреться на полке и долго служить читателю.
Вячеслав Костин
Книга понравилась, не затянутая достаточно понятна и актуальна по сегодняшний день. В домашней библиотеки не было данного произведения по этому купил в магазине. На сайте точно такая же стоит дешевле. Советую заказать и прочитать. Приятный твердый переплет, нормальный шрифт, страницы плотные немного шероховатые. Приятное издание, хорошешее произведение.
Татьяна Адронова
Никогда не интересовался жизнью Фёдора Михайловича, но почему-то всегда он мне представлялся ни более ни менее как врачом психлечебницы. И, натолкнувшись на его биографию, понял, что был недалеко от истины. Чтобы писать такие характеры, нужно не просто иметь хорошее воображение. Необходимо хорошо знать людей, их душевные болезни, вникать в их суть, искать первопричины. Кроме всего прочего, Достоевский не был бы Достоевским, если бы не насыщал разговоры неисчислимым количеством глубоких философских мыслей.
Алена Алена
При прочтении этой книги у меня были самые разные эмоции: непонимание, грусть, злость, радость, раздражение. Наверное, это и есть Достоевский. Несколько судеб, интересных каждая по-своему. И это странное ощущение, когда описывается человек, про которого уже все всё знают, и никто ему не верит, но он обманывает сам себя, продолжая жить этим обманом. На меня это произвело самое большое впечатление.
Reviews — قرية ستيبانتشيكوفو وسكانها
Reviews
قرية ستيبانتشيكوفو وسكانها, by إدريس الملياني, Fyodor Dostoevsky, فيودور دوستويفسكي
Only show reviews with written explanations
kiishiar’s review against another edition
Go to review page
emotional средний темп
- Сюжет или характер? Микс
- Сильное развитие персонажа? Это сложно
- Симпатичные персонажи? это сложно
- Разнообразие персонажей? н/д
- Недостатки персонажей в центре внимания? Да
4.
0Рецензия Ленгрея на другое издание
Перейти на страницу обзора
3.0
Достаточно хорошо, если вы сможете пройти начало, где персонажи утомительно описаны, прежде чем они будут представлены. Ранняя попытка Достоевского создать комедийную пьесу, которая закончилась абсурдным романом о абсурдно неблагополучной жизни общества, в основе которого лежит персонаж тирана-дурака-ученого.
Обзор santino1215 по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
сложно темный эмоциональный грустный медленный
- Сюжет или характер? Участок
- Сильное развитие персонажа? Да
- Симпатичные персонажи? Да
- Разнообразие персонажей? №
- Недостатки персонажей в центре внимания? №
4,5
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
«Деревня Степанчиково» или «Друг семьи» (другие переводы) Ф.
Констанс Гарнетт Перевод
«Деревня Степанчиково» — второй полнометражный роман Федора Достоевского, первый сериализовано и опубликовано в 1859 году. Это произведение было написано много лет спустя после сибирской ссылки Достоевского, изменившей его как личность и как христианина. В романе, рассказанном от первого лица, рассказывается история Сергея Александровича, молодого человека, которого вызывают из Санкт-Петербурга в титулованное село Степанчиково, чтобы он был посредником и надзирал за местными делами села, а также надзирал за действиями его циничного, пассивного -агрессивный и самовлюбленный шарлатан Фома Фомич Опискин. История также следует за борьбой трех главных героев, главного героя Сергея, его дяди полковника Егора Ильича Ростанева и другого местного Мизинчикова, за женитьбу на бедной степанчиковской девушке Настеньке. Хотя Опискин предлагает Ростаневу жениться на богатой Татьяне.
Итак, как будет развиваться история?
МОИ МЫСЛИ:
Это был первый роман Достоевского, который я прочитал в августе, и я был рад этому. Этот роман, наряду с «Униженными и оскорбленными», должен быть на одном уровне с четырьмя крупными романами Достоевского по своей тематике. Честно говоря, я не знаю, почему эти два других романа недооценены?
Этот роман следует темам Прелюбодеяния, Ревности, Смерти и Мести. В этом романе действительно есть что рассказать о сюжетах предательства, недоверия и гротеска. Сергей — добросердечный главный герой из-за того, что он угодил Настеньке, все остальные женихи Настеньки — почти победители.
Этот роман очень важен. Сергей знал, что проиграет, и с лоббированием Фомы будет непопулярен в самой Деревне и среди жителей Деревни. Готическая атмосфера, задумчивый и почти гротескный сюжет, который еще должен был случиться, но, к счастью, этого не произошло.
Этот роман стоит прочитать, я чувствую себя виноватым, потому что я не смог прочитать или запомнить для этого произведения столько, сколько «Униженные и оскорбленные». Я собираюсь написать рецензию на последний роман в ближайшее время.
Дата прочтения:
23.08.22- 24.08.22
Рецензия Донживаго на другое издание
Перейти на страницу обзора
1,0
Это худшее, что я когда-либо читал в своей жизни. Это не гипербола.
Обзор аннениколина в сравнении с другим изданием
Перейти на страницу обзора
3.0
«Деревня Степанчиково » Федора Достоевского заслуживает четырех или, может быть, пяти звезд за написание и язык и три звезды за сам рассказ. Причина этого в том, что некоторые части я просто хотел пропустить, потому что сюжет временами двигался очень медленно. Что поддерживало меня, так это, безусловно, красивый язык и письмо; Я чувствовал себя Ромео, когда он увидел Джульетту на балконе с луной над головой. Это действительно так хорошо.
Этот роман также является одним из второстепенных произведений Достоевского, но я, как большой поклонник его знаменитых книг, просто обязан был прочитать и этот. Как он сложился как писатель, очень понятно, если сравнить Деревня Степанчиково с Преступление и наказание или даже Братья Карамазовы , однако я все же думаю, несмотря на то, что этот роман — комедия, где каждый персонаж меняет личность от страницы к странице, в этом есть большая глубина, которой так известен Достоевский.
обзор сацоку по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
смешно беззаботный расслабляющий медленный
- Сюжет или характер? Микс
- Сильное развитие персонажа? Это сложно
- Симпатичные персонажи? н/д
- Разнообразие персонажей? №
- Недостатки персонажей в центре внимания? №
3.0
обзор gioivb по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
смешно беззаботный медленный
- Сюжет или характер? Микс
- Сильное развитие персонажа? Это сложно
- Симпатичные персонажи? №
- Разнообразие персонажей? №
- Недостатки персонажей в центре внимания? Да
3. 0
обзор msgtdameron по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
4.0
Эта работа не для чтения. Это смех читать. Юмор мрачный, но он заставит вас улыбнуться. Если вы читаете этот обзор, вы понимаете, что русский юмор черный в лучшие дни, и это не исключение. Если вам нравится юмор или вам нравится Достоевский, это хорошее чтение.
Обзор gerolencia по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
5,0
«… é que sendo um tolo é mais fácil viver nesse mundo! Se eu soubesse, teria me registrado entre os tolos quando эра bem mais jovem, е talvez agora fosse inteligente. Mas como quis ser inteligente cedo, acabei virando um velho tolo».
обзор kateofmind по сравнению с другим изданием
Перейти на страницу обзора
5,0
Иногда забавная, восхитительно депрессивная новелла, которая научит вас (как и всем нужно учиться) тому, насколько это может быть отстойно, когда вы не противостоите своей матери, когда она начинает привлекать шарлатанов, шарлатанов и обычных засранцев в ваше счастье.
Подробнее…
Используя The StoryGraph, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Мы используем небольшое количество файлов cookie, чтобы обеспечить вам удобство.
Узнать больше
Унижение и оскорбление
Перейти в конец галереи изображений
Перейти к началу галереи изображений
PDF Предварительный просмотр
Lieferzeit
2-3 Tage
Материал для работы/производительности
Gerald Barry (Composer)
для SATB Chorus и Orchestra
. 9Издание 0006: Материал исполнения
Подробная информация о продукте
лиц
Спектакли
Сортировать по: RelevanceTitle — AscendingTitle — DescendingDate — AscendingDate — Descending Установить восходящее направление
Отображать:
5 10 20 30 40 50
Джеральд Бэрри
Униженный и оскорбленный
Униженный и оскорбленный
Дирижер: Джеймс Феддек
Оркестр: Королевский шотландский национальный оркестр
6 мая 2017 г. | Глазго (Великобритания) , Королевский концертный зал Глазго
Джеральд Бэрри
Униженный и оскорбленный
Униженный и оскорбленный
Дирижер: Джеймс Феддек
Оркестр: Королевский шотландский национальный оркестр
5 мая 2017 г. | Эдинбург (Великобритания), Usher Hall — Национальная премьера
Джеральд Бэрри
Униженный и оскорбленный
Униженный и оскорбленный
Дирижер: Ганс Граф
Оркестр: Национальный симфонический оркестр RTÉ
10 февраля 2017 г.