Достоинства и недостатки беседы как метода исследования: Общие дети, г. Воронеж

Достоинства и недостатки метода беседы

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Достоинства метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности ис­пытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установ­ление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания бесе­ды находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

 

Контрольные задания

1. По записи наблюдения определите его цель, вид и фор­му регистрации. (А.А. Леонов, В.И. Лебедев. Восприятие про­странства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. С.73) [9].

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта.

В это время был несколько встре­вожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характер­но. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совер­шения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблю­далась еще в течение часа.

2 день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4 день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия пара­шюта на 10 секунд. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспе­чил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед при­землением развернулся в подвесной системе по ветру. После при­земления настроение приподнятое.

6 день. На старте перед посадкой в самолет был, как обыч­но, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медика­ми. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отли­чался юмором.

14 день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50 — секундной задержкой раскрытия парашюта.

На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

2. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор А.Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

«Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным воз­буждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торо­пится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опо­здать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за тем­пом движений и речи существуют разнообразные упражнения, об­щие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить». (Практиче­ские занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни.

— М. 1977. С. 133) [9].

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было предметом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?

3. К какому виду относится наблюдение Л.Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав выход своему бешенству, я упивался им, и мне хоте­лось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее вы­сокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход сво­ему бешенству — схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо» [9].

4. Проанализируйте приведенный выше отрывок из высту­пления Б.В. Зейгарник на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1986 году о клинической беседе. Сравните на основании имеющихся у вас данных беседу и клиническую беседу. Выделите критерии для сравнения. Сравнение произведите в таблице:

 

 

Критерий для сравнения Беседа Клиническая беседа
1.    
2.    
     

 

Знание теоретического материала, изложенного в п.п. 1.1 и 1.2. и выполнение контрольных заданий являются необходимым условием для допуска к прохождению учебно-психологической практики.

 

 

Литература

1. Айламазьян A.M. Метод беседы в психологии. — М., 1999.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над деть­ми / Избранные психологические произведения. — М., 1975.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 1997.

4. Общие основы психологии. Часть П. Возрастная психология / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. — Калуга, 1998.

5. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. — С-Пб., 1996.

6. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. — М., 1994.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

 

 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В этом разделе описывается исследование, проводимое студентом в ходе практики. Перед проведением исследования сту­дент составляет индивидуальный план прохождения практики. Ин­дивидуальный план утверждается методистом. Срок представления плана — начало второго дня практики. Исследование проводится по этапам. На каждом этапе решается определённая задача (или зада­чи). По результатам исследования составляется отчёт. Общие ука­зания к составлению отчёта даны в разделе 3.

 

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Плюсы и минусы метода наблюдения

Плюсы и минусы метода наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:41

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект»,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.
  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.;;

5Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа

Популярные статьи:

  • Вопросник Основы семейного договора
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • Невротик

Хиты недели:

  • Вопросник Основы семейного договора
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • Невротик

Преимущества и недостатки личного сбора данных

Преимущества и недостатки личного сбора данных

Взгляните на преимущества и недостатки метода сбора данных лицом к лицу

Как и в любом исследовательском проекте, сбор данных невероятно важен. Однако в процессе сбора данных в игру вступают несколько аспектов. К трем наиболее важным аспектам относятся: стоимость выбранного метода сбора данных; точность собранных данных; и эффективность сбора данных.

Несмотря на рост популярности онлайн-опросов, личные опросы с использованием мобильных устройств или бумажные опросы по-прежнему остаются популярными методами сбора данных. Платформы расширенных опросов предлагают проведение опросов в автономном режиме, когда надежное соединение с мобильным устройством недоступно.

Очное интервью имеет преимущества перед другими методами сбора данных. К ним относятся: 

  • Точная проверка. Личные интервью помогают проводить более точную проверку. Опрашиваемый человек не может предоставить ложную информацию во время проверочных вопросов, таких как пол, возраст или раса. В онлайн- и мобильных опросах можно обойти контрольные вопросы. Онлайн-опросы и опросы с мобильных устройств, предлагающие поощрения, на самом деле могут поощрять фальсификацию ответов. Люди могут вводить неверную демографическую информацию, чтобы они могли пройти опрос и получить поощрение. Все ответы, которые дает человек, могут быть правдивыми, но для целей анализа данные будут неточными и вводящими в заблуждение.
  • Захват вербальных и невербальных вопросов. Опрос лицом к лицу, без сомнения, позволит зафиксировать вербальные и невербальные вопросы, но этот метод также позволяет зафиксировать невербальные вопросы, включая язык тела, что может указывать на уровень дискомфорта от вопросов.
    И наоборот, это также может указывать на уровень энтузиазма по поводу тем, обсуждаемых в интервью. Давайте обсудим, например, собеседование с сотрудником. Учет невербальных вопросов может иметь значение при выборе сотрудника, который менее квалифицирован, но демонстрирует огромный энтузиазм в отношении этой должности. Захват невербальных вопросов невозможен в онлайн или мобильных опросах.
  • Сосредоточься. Интервьюер — это тот, кто контролирует ход интервью и может удерживать внимание собеседника и следить за его завершением. Онлайн-опросы и опросы     для мобильных устройств часто проводятся в удобное для респондента время, но часто в разгар других отвлекающих факторов, таких как текстовые сообщения, чтение и ответы на электронные письма, потоковое видео, веб-серфинг, обмен в социальных сетях и многое другое. Личные интервью проходят в режиме реального времени, без технологических отвлекающих факторов.
  • Захват эмоций и поведения. Интервью лицом к лицу, без сомнения, могут уловить эмоции и поведение интервьюируемого. Онлайн-опросы и мобильные опросы, как и невозможность уловить вербальные и невербальные вопросы, также не могут фиксировать необработанные эмоции и поведение.

Как и любой другой метод сбора данных, личные интервью также имеют некоторые недостатки по сравнению с другими методами сбора данных. К ним относятся:

  • Стоимость. Стоимость является основным недостатком личных интервью. Им требуется штат людей для проведения интервью, а это означает, что будут расходы на персонал. Персонал — это самая большая статья расходов, которую может понести бизнес. Трудно удерживать расходы на низком уровне, когда необходим персонал.
  • Качество данных интервьюера. Качество получаемых вами данных часто зависит от способностей интервьюера. Некоторые люди обладают естественной способностью хорошо проводить интервью и собирать данные. Вероятность того, что весь интервьюирующий персонал обладает этими навыками, низка. У некоторых интервьюеров также могут быть свои предубеждения, которые могут повлиять на то, как они вводят ответы. Это, вероятно, произойдет в опросах общественного мнения на горячие темы.
  • Ручной ввод данных. Если интервью проводится на бумаге, собранные данные нужно будет вводить вручную или сканировать, если создается сканируемая анкета для интервью. Ввод данных и сканирование бумажных опросов может значительно увеличить стоимость проекта. Необходимо нанять персонал для ввода данных. Кроме того, ввод данных может продлить процесс анализа. Мобильные опросы на iPad, планшетах или других мобильных устройствах могут сократить затраты на ввод данных вручную, а информация готова для анализа.
  • Ограничить размер выборки. Размер выборки ограничен численностью вашего персонала, проводящего опрос, регионом, в котором проводятся опросы, и количеством квалифицированных респондентов в этом районе. Возможно, потребуется провести несколько опросов по нескольким направлениям, что опять же может увеличить затраты.

Узнайте больше о платформе опросов для личного сбора данных

Похожие темы

  • личный опрос, интервью, интервью-опрос, мобильный опрос, мобильные опросы, онлайн-опрос, онлайн-опросы

Вас также может заинтересовать:

Готовы узнать, на что способна наша платформа для опросов? Нажмите ниже, чтобы начать.

(кредитная карта не требуется)

Качественные исследования ~ Преимущества и недостатки

25.08.22 Качественный и количественный Время чтения: 7 минут

0 Отзывы



Качественное исследование позволяет собирать данные при изучении причин, по которым эти данные были предоставлены. В этой статье показано, для чего используется этот тип исследования, кто его использует, как собирать качественные данные, как их анализировать, а также основные преимущества и недостатки этого типа исследования.

Inhaltsverzeichnis

  • 1 Качественные исследования – часто задаваемые вопросы
  • 2 Качественные исследования: определение
  • 3 Методы качественных исследований
  • 4 Качественные исследования: как анализировать данные?
  • 5 Преимущества и недостатки
  • 6 В двух словах

Качественные исследования — Часто задаваемые вопросы

Кто использует качественные исследования?

Этот тип исследования используется людьми, которые ищут субъективные ответы, которые позволят им исследовать идеи. Он часто используется для изучения смысла количественных данных. В качестве альтернативы, качественные данные могут указать направление до используется количественное исследование .

Каковы преимущества качественного исследования?

Качественные исследования направлены на получение как можно большего количества данных из относительно небольшого размера выборки. Это более гибкий подход, чем количественное исследование , поскольку он позволяет участникам выражать свои мысли при предоставлении данных.

Каковы основные подходы качественных исследований?

Наиболее распространенные подходы к сбору качественных данных включают исследование действия, этнографию, обоснованную теорию, нарративное исследование и феноменологическое исследование.

Насколько большим должен быть размер выборки?

Качественные исследования требуют от 20 до 60 участников. Результаты исследования используются для обеспечения действенного руководства и не могут быть оценены количественно.

Сколько вопросов нужно задать?

Количество вопросов зависит от формата исследования. При ведении фокус-группы должно быть от трех до восьми вопросов, которые определяют ход обсуждения.

Качественные исследования: определение

Качественное исследование включает в себя сбор и последующий анализ данных, записанных в нечисловом виде, таких как видео, аудио или текст. Данные используются для понимания сложных концепций, опыта и мнений. Качественные исследования используются для разработки нового понимания проблем или для выработки новых исследовательских идей.

Таким образом, качественное исследование противоположно количественному. Эта последняя форма исследования использует числовые данные для поиска закономерностей и выполнения статистического анализа.

Качественные данные можно использовать в любой области, но чаще всего они используются в гуманитарных и социальных науках. Этот метод исследования популярен в таких предметах, как антропология, история, социология и так далее.

Советы по доработке окончательного формата вашей диссертации Настройка формата в соответствии с требованиями вашего университета обычно является последним шагом. После нескольких раз корректуры многие становятся слепыми к своей работе и пропускают ошибки форматирования. Функция 3D Look Inside, представляющая реальную версию, которую можно отредактировать, практически позволяет по-новому взглянуть на ошибки форматирования и помогает обнаружить их снова.

Откройте глаза с помощью этой функции бесплатно!

Методы качественных исследований

Наиболее распространенными типами качественных исследований являются интервью, фокус-группы и этнографические исследования.

1. Интервью
Интервью являются наиболее распространенной формой качественного исследования. Как правило, они проводятся один на один и носят чисто разговорный характер. В ходе интервью интервьюер стремится получить развернутые ответы по конкретным темам от участника исследования.

Интервью — эффективный инструмент для сбора данных о убеждениях людей и их мотивах. Квалифицированные исследователи способны задавать полезные дополнительные вопросы, чтобы получить больше данных по полезным темам.

Интервью можно проводить лично, по телефону или с помощью приложения для видеочата. Обычно они длятся от 30 минут до двух часов. Личные интервью предоставляют больше всего возможностей для сбора данных, поскольку они дают возможность получить дополнительную информацию из таких вещей, как язык тела.

2. Фокус-группы
Фокус-группа включает в себя сбор от шести до десяти человек и коллективное задание им вопросов. Участники должны быть выбраны на основе их знаний или опыта в вопросе исследования.

Фокус-группы задают вопросы, сосредоточенные вокруг «как», «что» и «почему». Одним из преимуществ этих групп является то, что исследователи могут задать первоначальный вопрос, а затем позволить естественному разговору между членами группы.

Фокус-группы являются одним из наиболее сложных методов качественного исследования, поскольку они требуют одновременного присутствия большого количества людей с аналогичным опытом. Тем не менее, фокус-группы — это эффективный способ позволить участникам исследования изучить концепции, которые слишком сложны для того, чтобы отдельные люди могли их эффективно понять.

3. Этнографические исследования

Этнографические исследования являются наиболее углубленной формой качественного исследования и включают изучение людей в их естественной среде. Исследователи стремятся наблюдать за своей аудиторией, оставаясь при этом незамеченными, адаптируясь к среде своей аудитории.

Вместо того, чтобы полагаться на свидетельства людей об их переживаниях, этнографические исследования стремятся интерпретировать эти переживания непосредственно по мере их возникновения. Изучение аудитории таким образом делает этнографические исследования одним из самых медленных способов сбора данных. Исследование такого типа может занять от нескольких дней до нескольких лет. Этнографические исследования также сильно зависят от способности исследователя извлекать полезные данные из своих наблюдений.

Качественные исследования: как анализировать данные?

Качественный анализ данных может быть выполнен с использованием следующих трех этапов:

1. Разработка и применение кодов.
Коды можно рассматривать как категории данных. Каждому созданному коду нужен осмысленный заголовок, состоящий из слова или короткой фразы. Событиям, поведению, значениям действий и многому другому можно присвоить один из этих трех типов кода.

Открытое кодирование. Первоначальная сортировка всех необработанных данных в каком-то порядке.
Осевое кодирование. Создание связей между категориями кодов.
Выборочное кодирование. Соединение категорий вместе, чтобы сформулировать историю.

2. Определение тем, закономерностей и взаимосвязей

Не существует универсальных методов выявления закономерностей в данных качественных исследований. Однако существует набор приемов для выявления общих тем и отношений со ссылкой на ранее созданные коды. Вот самые популярные методы интерпретации качественных данных:

  • Сканирование данных на наличие слов или фраз, которые обычно используются во время ответов.
  • Сравнение результатов сеансов сбора первичных данных с результатами из вторичных источников и анализ различий между двумя наборами.
  • Сканирование данных на наличие слов или фраз, которые ожидались, но не появились. Отсутствие обсуждения аспекта также дает информацию.
  • Сравнение первичных данных исследования и сопоставление их с явлениями из другой области с использованием соответствующих метафор и аналогов.

3. Обобщить данные

Заключительный шаг — соединение данных исследования с гипотезами. Выделите основные темы и тенденции, используя заслуживающие внимания цитаты из данных, а также возможные противоречия.

Одним из ключевых аспектов качественных данных является отсутствие единого формального подхода к сбору и анализу данных. Каждый исследовательский проект потребует своего набора методов и приемов. Ключ заключается в изучении уникальных требований каждого проекта и корректировке методология исследования соответственно.

Как избежать вычета баллов

Вычет баллов также может быть произведен при цитировании отрывков, написанных не вашими словами. Не рискуйте и проверьте свою статью через нашу онлайн-проверку на плагиат. Вы получите результаты всего за 10 минут и сможете с уверенностью отправить свою статью.

В программу проверки на плагиат

Преимущества и недостатки

  • Качественное исследование способно фиксировать отношения по мере их изменения. Мнения могут меняться и развиваться в ходе разговора, и качественные исследования могут это зафиксировать.
  • Качественные методы исследования не связаны ограничениями, в отличие от количественных методов. При сборе нечисловых данных есть возможность для пояснений, раскрывающих больше данных.
  • Сбор и анализ качественных данных обеспечивает большую гибкость.
  • Техники и методы, которые не работают, можно изменить в соответствии с обстоятельствами.
  • Качественные методы позволяют проводить спекулятивные исследования в областях, которые исследователи считают полезными.
  • Сбор качественной информации может быть более непосредственно ориентирован на участников исследования.
  • Размер выборки, используемой в качественном исследовании, обычно невелик.
  • Исследователи несут ответственность за создание полезных вопросов и определение применимых данных. Это может привести к искажениям, влияющим на результаты.
  • Поиск добровольцев для участия в интервью или участия в фокус-группах приводит к предвзятости при самоотборе.
  • Качественное исследование собирает людей, чтобы ответить на вопросы в искусственной среде. Это может изменить то, как участники предоставляют данные, изменив их отношение к предмету.
  • Трудно быть уверенным, что задаваемые вопросы являются правильными или наилучшими для проекта. Исследователям может быть трудно выбрать наиболее эффективные вопросы, особенно когда ограничивающим фактором является время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *