Достоинства и недостатки эксперимента в психологии: достоинства и недостатки, отличительная особенность

Содержание

классификация, выбор метода и обработка результатов :: BusinessMan.ru

Молодая наука психология долгие десятилетия подвергалась гонениям и не воспринималась научным сообществом. Выделиться из философии ей удалось только в конце девятнадцатого века, но и после ей приходилось доказывать свою состоятельность. Делалось это, в первую очередь, посредством экспериментально-психологических методик. Они позволили отыскать обоснование многим научным теориям и сделать несколько значимых для мирового сообщества открытий.

Стоит отметить, что в этот период времени методы экспериментального исследования были основными и единственными. Ученые только накапливали знания в данной области, поэтому остро нуждались в поисках новых подходов к предметам своего исследования. Со временем применение экспериментального метода исследования стало всего лишь частью методологии и сейчас используется наравне с другими способами доказать справедливость той или иной теории.

Однако на сегодняшней день экспериментальная психология вызывает множество споров. Ученые не могут определить ее допустимые границы и то место, которое ей можно отвести в системе знаний. Несмотря на эти сложности, методы проведения экспериментальных исследований вызывают с каждым годом все больший интерес у специалистов в данной области и людей, которые желают применять психологические знания на практике.

Методы научных исследований: краткая характеристика

Перед тем как полностью погрузиться в классификацию методов экспериментального исследования, необходимо составить общее представление о методиках исследований, без которых сложно представить деятельность ученых.

Простым языком их можно охарактеризовать как совокупность приемов и способов, дающих возможность специалистам получить достоверные сведения об объекте исследований. Это позволяет выстроить очередную научную теорию, а также разработать ряд практических рекомендаций, которые будут активно использоваться в дальнейшей работе другими учеными.

Так как психологию сложно представить без исследовательских методик, то на примере этой науки их разобрать проще всего. К тому же методы исследования в психологии крайне ограничены, в них несложно разобраться даже стороннему человеку. А результат их применения может оказаться очень впечатляющим.

Методы исследования в психологии: виды

Основные методы разделяют на две группы:

  • наблюдение;
  • эксперимент.

Первый метод можно охарактеризовать как целенаправленный сбор данных по объекту исследования и анализ полученной информации. По итогу он должен дать объяснение тем или иным психологическим факторам, регулирующим поведение личности.

Метод наблюдения имеет ряд требований, на которых мы остановимся кратко:

  • естественные условия;
  • четкая направленность;
  • регистрация всех полученных результатов.

При этом методика имеет свою процедуру и делится на несколько подвидов. Так как это не является темой нашей статьи, то мы не станем акцентировать внимание читателей на данной информации. А вот о методах экспериментального исследования мы поговорим более подробно.

Эксперимент: краткая характеристика и отличительные черты

Методы экспериментального исследования можно описать как целую стратегию и совокупность действий. Она включает в себя отслеживание того или иного процесса, а также влияние на него с помощью изменения тех или иных условий. Благодаря этому проверяется та или иная гипотеза, ее можно подтвердить или опровергнуть. Причем возможность влиять на процесс и менять изначальные условия дает более полную информацию об объекте исследования.

Главное отличие метода экспериментального исследования от наблюдения заключается в том, что ситуация, в которой будет находиться объект исследования является искусственно смоделированной. Причем организатор активно вмешивается в нее. Он может в зависимости от поставленных задач эксперимента менять одну или несколько переменных, фиксируя происходящие изменения. Можно сказать, что исследователь изучает не только сам объект и его реакции, но и то, каким образом взаимодействуют между собой и объектом переменные.

Также хочется уточнить, что экспериментальная методика подразумевает полный контроль за исследуемым и переменными, вводимыми для отслеживания реакций. В этом заключается еще одно различие между обеими методиками. Если наблюдение не дает возможности предвидеть какие-то процессы, то эксперимент позволяет их спрогнозировать и смоделировать. Также часто исследователи осознанно вызывают те или иные реакции, манипулируя переменными. Это позволяет наиболее полно изучить объект. Считается, что данная методика единственная, которая может в полной мере доказать состоятельность той или иной теории либо гипотезы.

Специфика методики и ее достоинства

Основная специфика эксперимента крайне проста – это вмешательство в процесс исследования для того, чтобы менять условия, пока не будут получены все данные. Именно это и является основной целью применяемых методов опытно-экспериментального исследования.

Нельзя не упомянуть о достоинствах методики. Они довольно многочисленны, что и объясняет ее востребованность в научном мире:

  • возможность осознанно вызывать определенные психические явления;
  • возможность воздействия на условия эксперимента;
  • выявление причинно-следственных связей.

Экспериментальным путем можно получить достаточно много фактов, ведь он позволяет четко устанавливать взаимосвязь между изменяющимися условиями и психологическими процессами.

Ограничения в применении эксперимента

Выбор метода экспериментальных исследований подходит не для всех ситуаций. Ведь организовать грамотный эксперимент довольно сложно. Специалисты утверждают, что он должен быть смоделирован таким образом, чтобы объект исследования даже не подозревал о своем участии в тех или иных процессах.

К сожалению, это удается не всегда, и тогда возникает опасность того, что сам объект исследования начнет влиять на результаты процесса. Испытуемый может ощущать страх, желание подать себя в более выгодном свете, что не позволит получить информацию о его истинных психологических реакциях.

Также в некоторых психологических экспериментах недопустимо произвольно менять переменные. Данное действие не позволит выявить причинно-следственные связи и сводит на нет все преимущества обсуждаемой методики.

Еще одна сложность заключается в том, что в ряде экспериментов исследователь и объект изучения должны тесно общаться между собой. При этом между ними устанавливается эмоциональная связь, которая способна повлиять на поведение объекта. В этом случае результат не может считаться абсолютно чистым и требует дополнительных исследований. Возможно, в этом случае должны использоваться иные методики.

Виды эксперимента

В научном мире принято выделять два вида эксперимента:

  • лабораторные методы исследования;
  • естественный эксперимент.

Если их охарактеризовать кратко, то лабораторный эксперимент заключается в тщательной подготовке. Он проходит в специальных помещениях с большим количеством оборудования, при этом все объекты отдают себе отчет в том, что принимают участие в исследованиях. Однако истинные цели происходящего могут быть от них скрыты.

Естественный эксперимент подразумевает тщательное сокрытие от объекта всех данных о его вовлечении в научный процесс.

Лабораторный эксперимент

Рассматривая лабораторные методы исследования более широко, можно представить их как моделирование деятельности объекта в ограниченном пространстве. При этом используются все возможные методы изучения, очень важным нюансом является применение современных технических средств и разработка специальной инструкции. Ее должен придерживаться индивид, принимающий участие в эксперименте, и все его участники.

Полученные в результате научные данные должны быть максимально чистыми, это возможно лишь при условии стопроцентного повторения естественных условий в ограниченном пространстве. Однако стоит учесть, что полностью воспроизвести данные условия невозможно. Обычно это делается лишь фрагментарно. В этой методике сочетаются главные достоинства и недостатки эксперимента, как психологического исследования. С одной стороны, она позволяет максимально точно контролировать все введенные в процесс переменные, а с другой – не дает скрыть вовлеченность объекта в исследовательский процесс.

Естественный эксперимент

Экспериментально-теоретический метод исследования, названный позже «естественным», был впервые введен в практику в начале двадцатого века. Его суть заключается в неведении объекта исследования о проведении эксперимента и условиях, максимально приближенных к его привычной среде обитания.

Главным плюсом данной методики является возможность исследователя активно влиять на испытуемого и сам процесс, но при этом оставаться не вовлеченным во все действия. Это дает невероятную чистоту полученных данных, но одновременно лишает возможности повторить эксперимент. Попадая в сходные условия еще раз, объект начинает понимать, что они созданы целенаправленно.

Последние годы в научном мире регулярно ведутся диспуты на тему этичности подобной методики. Дело в том, что в процессе эксперимента используется скрытая техника. Жизнь индивида становится источником пристального внимания, при этом исследователи не получают его согласия на участие в процессе. Эксперимент может стать настоящей психологической травмой в случае раскрытия его условий.

Этапы эксперимента

Стоит учитывать, что каждый эксперимент состоит из определенных этапов. Этот нюанс очень важен для чистоты процесса:

  • Определение целей и задач. Данный этап считается определяющим, на нем выявляется актуальность проблемы. Параллельно выстраивается план, который должен учитывать все накопленные по изучаемой теме знания.
  • На втором этапе непосредственно и происходит эксперимент. Он состоит в воздействии исследователей на окружающий мир. При этом вырабатывается специальная методика. Она напрямую зависит от поставленных задач и изучаемых проблем. Причем она вполне может стать и универсальной, все зависит от того, насколько востребована проблематика эксперимента.

При этом методы обработки экспериментальных исследований в зависимости от задач остаются неизменны. Главным в этом процессе остается, повторимся, чистота полученных данных.

Классификация экспериментов

Данный вопрос требует детального рассмотрения, так как на сегодняшний день классификация находится в прямой зависимости от многих факторов. Обычно она ставится в зависимость от двух характеристик. О них стоит поговорить подробно.

По результату воздействия выделяют три вида экспериментов:

  • Констатирующий. В процессе исследования у объекта не формируются какие-либо новые установки, не появляются новые свойства, а уже имеющиеся не получают должного развития. Согласно данной классификации экспериментатор занимает позицию, сходную с поведением стороннего наблюдателя.
  • Формирующий. Здесь участие организатора эксперимента является наиболее активным. Во многих случаях объект полностью изменяется, зачастую эти изменения носят необратимый характер. При этом сама организация эксперимента позволяет не просто регистрировать полученные данные, но и раскрывать динамику, механизмы воздействия, этапы формирования тех или иных психологических процессов и так далее.
  • Патопсихологический. Данный эксперимент можно поставить в особенный разряд, так как исследователя мало интересуют итоговые результаты. В процессе своего воздействия на объект выявляются и изучаются способы, которыми индивид приходит к данному результату. Можно сказать, что основной оценке подвергаются мыслительные процессы.

Специалисты классифицируют эксперименты и по уровню осознанности:

  • полная осведомленность объекта обо всех нюансах будущего эксперимента;
  • частичная осведомленность индивида, где кроме конкретных фактов ему могут предоставить и ложные гипотезы;
  • сокрытие задач, целей и сроков эксперимента (зачастую испытуемый даже не имеет представления, что стал объектом наблюдения).

Кроме перечисленных категорий можно еще назвать контрольный и пилотажный эксперименты.

Работа с испытуемым и обработка данных

Объект исследований и сам экспериментатор должны находиться в некоем взаимодействии. Этот момент является самым сложным, поэтому методика не может работать без разработки инструкции.

При этом необходимо учитывать, что главной задачей является не сама разработка подобного текста, а понимание его участниками эксперимента. Именно за это в первую очередь отвечает психолог, ведь зачастую в одинаковых условиях люди абсолютно по-разному воспринимают информацию. Одни сразу же понимают все требования, указанные в инструкции, а вот другим требуется некоторое время. Эксперимент нельзя начинать, пока не будут готовы все его участники.

Еще одной проблемой является отбор объектов. По результатам, показанным той или иной категорией испытуемых, будут делаться выводы по довольно обширной социологической группе. Поэтому исследователи часто подбирают первые объекты ошибочно, и только потом формируются более подходящие группы индивидов. Но даже в этом случае они разделяются на две группы.

Инструкция, выдаваемая объектам, создается по общим правилам. Она должна отражать следующие моменты:

  • цель и задачи;
  • ход и особенности происходящего.

К тому же текст должен быть максимально информативным и лаконичным.

Обработка результатов требует долгого времени. При этом важно учитывать, насколько были искажены они в процессе эксперимента. Психология знает случаи, когда исследователь, глубоко убежденный в состоятельности своей теории, влиял на поведение объектов. Также сами участники эксперимента могут в процессе угадать задачи и цели всего происходящего, непроизвольно подстраиваясь под ожидаемый результат.

Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки

     Такого  вопроса для бихевиористов, обосновавших использование объективного метода в психологии, не стояло. Объектом исследования они сделали поведение, доступное  внешнему наблюдению. Достаточно было зафиксировать из внешней позиции систему реакций индивида, установить вызвавшие их стимулы, чтобы объяснить поведение человека. Для поведенческой психологии этого было вполне достаточно. Не было необходимости объяснять поведение человека или животного внутренними причинами – образами, мыслительными конструкциями, потребностями и мотивами и т.п.

     Наш жизненный опыт, знания житейской  психологии говорят о том, что  мы можем по внешним проявлениям  поведения человека – жестам, мимике, походке, интонациям, особенностям дыхания, действиям, поступкам и т. п. – судить о внутренних причинах, их вызвавших, о психологических состояниях, намерениях. Систематическое наблюдение повторяющихся форм поведения у данного человека дает основание для заключения о наличии у него определенных черт характера, интересов, склонностей, способностей и т.п. Иначе говоря, на уровне житейской психологии не существует дилеммы, можно или нельзя по фактам поведения судить о явлениях субъективного мира. Здесь ответ однозначно положителен.

     Научная психология также утвердительно  отвечает на этот вопрос. Но отвечает языком понятий. Бихевиоризм предложил  свой вариант ответа – всю психологию он свел к системе внешних поведенческих  реакций, сделав ненужными внутренние процессы. В рамках отечественной психологии был предложен другой ответ, сформулированный на основе принципа единства сознания и деятельности. В соответствии с этим принципом психика, сознание человека изучается в единстве внутренних и внешних проявлений.

     «Взаимосвязь  психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики» [8].

     Вся сложность реализации принципа единства сознания и деятельности в исследовании заключается в установлении характера связи и отношения внутренних процессов и внешних проявлений. Отношение между ними не данность, но всегда заданность, а потому оно должно быть специально исследовано. «Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу» [9].

     Таким образом, методологической основой объективного метода в психологии является принцип единства сознания и деятельности, а областью применения объективного метода является взаимосвязь внешних и внутренних проявлений психологии человека.

     Основными исследовательскими методами в психологии – как и в естествознании в целом – являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.

     Метод эксперимента является основным методом  объяснительной психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела одновременно с экспериментальным методом. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей.

     С. Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента.

     Во-первых, в эксперименте исследователь сам  вызывает изучаемое им явление в  отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.

     Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.

     В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

     В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать  также и количественное соотношение  условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных [12].

     Выделяют  три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический).

     К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. В этом отношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное же родство эксперимента и теста состоит в том, что тест вырастает из эксперимента, создается на его основе.

     Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении  норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается  в количественных показателях. Тесты  имеют различного рода нормы-шкалы  значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.

     Метод опроса используется в психологии в  двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в  опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

     Если  опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

     Получение информации в процессе непосредственного  общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям.

Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

     Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки  о связи внутренних психических  процессов и внешних форм поведения  и деятельности. Изучая объективные  продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

     Специфической формой метода анализа результатов  деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными  психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

     Контент-анализ и графология представляют собой  научно обоснованные, формализованные  и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков и т.п.

     Математические  методы в психологии используются как  средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

     Надо  подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как  вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

     Проблема  возможностей и границ использования  математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного  направления настаивают на необходимости  превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Сравнение двух подходов в психологии 

     Объяснительная  и описательная психологии демонстрируют  два принципиально отличных подхода к человеку.

     Объяснительная  психология ориентируется на требования и познавательные средства естествознания и стремится «объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного». Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Из этих элементов конструируется вся душевная жизнь человека. Высшие душевные процессы сводятся к элементарным ассоциациям и процессам.

     Такая психология представляет собой «учение о душе без души», она неспособна проникнуть в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.

     Описательная  психология, согласно В.Дильтею, строится на противоположных основаниях. Она исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Поэтому для описательной психологии гипотезы как предположения о связи частей в целом не имеют определяющего значения.

     Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описательной психологии «должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей целостности ее» [4].

     Постижение  целостности душевной жизни возможно посредством внутреннего восприятия, мысленного абстрагирования, различения, приравнивания, установления степеней различия, обобщения и других логических приемов. Важной особенностью постижения душевных состояний является его неразрывная связь с переживанием. В переживании представлены процессы всего душевного склада человека, каждый отдельный процесс поддерживается в переживании всей целостностью душевной жизни.

     В истории современной науки неоднократно повторялись попытки различения  объяснительной и описательной психологии.

     Христиан  Вольф видел в отделении рациональной психологии от эмпирической особую заслугу  своей философии. На его взгляд, эмпирическая психология представляет собой опытную науку, дающую познание того, что происходит в человеческой душе. Она может быть сравнима с экспериментальной физикой. Она не предполагает рациональной психологии, как не предполагает вообще никакой другой науки. Наоборот, она служит для проверки и подтверждения того, что априорно развивает психология рациональная. Рациональную психологию Вольф называет также объяснительной.

     Опытным обоснованием ее является эмпирическая психология. При поддержке ее она  априорно развивает из онтологии  и космологии то, что возможно благодаря человеческой душе. И подобно тому, как она в эмпирической психологии имеет свою опытную основу, она в ней же находит и свой контрольный орган.

     И. Кант, правда, доказывал невозможность рациональной психологии, – тем не менее, из вышеприведенных положений Вольфа уцелело ценное ядро в виде различения между описательным и объяснительным методом, а также признание того, что описательная психология является опытной основой и контрольным органом для психологии объяснительной.

Преимущества и недостатки экспериментального метода, образец эссе

Содержание

История вопроса

В экспериментальном методе исследователи/исследователи/экспериментаторы манипулируют одной переменной в исследовании, одновременно контролируя и рандомизируя другие переменные. Экспериментальный метод применяется, когда формулируется исследовательский вопрос или гипотеза, затем планируются эксперименты, собираются данные, а затем анализируются как результаты. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, существует ли связь между результатом и одним или несколькими предикторами.

Преимущества экспериментального метода

Одним из основных преимуществ экспериментального метода является возможность установления причинно-следственной связи. Поскольку существуют зависимые и независимые переменные (переменные), эксперимент стремится установить, существует ли связь между результатом и предикторами. Важно определить, есть ли вмешивающиеся переменные, которыми можно манипулировать вместе с независимыми переменными. Они могут привести к неправильным выводам, а при выборе переменных с использованием случайности уменьшаются эффекты смешанных переменных / искажающих факторов. Это может включать в себя размещение переменных в экспериментальных и/или контрольных группах, а также можно осуществлять контроль над вмешивающимися факторами.

Поскольку исследователи могут многократно повторять результаты, можно определить достоверность результатов. С контролируемыми переменными манипулируют в одинаковых условиях и в разных контекстах, чтобы оценить взаимодействие между переменными. Когда результаты точны, а систематическая ошибка незначительна или отсутствует, это облегчает применение результатов, поскольку можно обобщать экспериментальные данные. Следует проявлять осторожность при воспроизведении результатов для определения используемых переменных и применения результатов исследования, поскольку результаты могут быть неприменимы в определенных контекстах.

Экспериментальный метод фокусируется на систематической цене и хорошо организованном процессе исследования, когда исследователи оценивают взаимосвязь между переменными. Когда исследователи делают выводы, они должны определить, что это не результат различий между группами. Таким образом, можно упростить сложные отношения, когда есть различные независимые переменные. Точность результатов зависит от того, как проводятся эксперименты и как предполагается манипулировать переменными. Поскольку в экспериментах переменным присваиваются определенные условия, это полезно при выводах о причинах и следствиях.

Недостатки экспериментального метода

Несмотря на различные преимущества экспериментального метода, поскольку исследователи могут изолировать и контролировать переменные, у этого подхода есть недостатки. Одним из недостатков является влияние настроек на результаты и вероятность того, что исследователь может повлиять на результаты. Настройки могут даже не иметь отношения к цели эксперимента. При использовании людей в качестве респондентов они могут по-разному реагировать на лабораторные условия. Если эксперимент проводится в искусственных условиях, результаты не обязательно повторяются. Это создает проблему при обобщении данных, поскольку результаты могут не соответствовать внешней достоверности при обобщении результатов исследования на популяции и переменную измерения.

Как правило, исследователь начинает с гипотезы перед проведением экспериментов, и это влияет на ожидания эксперимента. Проблема в том, что на результаты исследования можно повлиять, и необходимо приложить усилия, чтобы исключить влияние ожиданий эксперимента. Например, когда исследователь не знает гипотезы, менее вероятно, что результаты будут предвзятыми, поскольку у него нет стимула манипулировать данными, чтобы они соответствовали данным. Этическое поведение следует соблюдать всегда, чтобы избежать манипулирования результатами исследования и сообщения о неточностях.

Не все явления можно изучать экспериментальным методом, а при слабом контроле это сказывается на точности результатов. Тщательный контроль переменных делает эксперимент более искусственным, и исследователь, скорее всего, не будет обобщать результаты таких ситуаций, чтобы делать выводы. Также невозможно контролировать все предикторы во всех экспериментах, и когда эксперименты проводятся в реальных ситуациях, исследователи могут не контролировать некоторые переменные по своему желанию. Даже если переменные контролируются, метод фокусируется только на результатах и ​​отношениях между переменными, а не на причине результата.

Неэкспериментальные исследования: что это такое, виды и советы

Неэкспериментальное исследование — это тип исследования, в котором отсутствует независимая переменная. Вместо этого исследователь наблюдает за контекстом, в котором происходит явление, и анализирует его для получения информации.

В отличие от экспериментального исследования, где переменные остаются постоянными, неэкспериментальное исследование проводится в ходе исследования, когда исследователь не может контролировать, манипулировать или изменять объекты, а полагается на интерпретацию или наблюдения для заключения.

Это означает, что метод не должен полагаться на корреляции, опросы или тематические исследования и не может демонстрировать реальную причинно-следственную связь.

Характеристики неэкспериментального исследования

Некоторые основные характеристики неэкспериментального исследования необходимы для получения окончательных результатов. Давайте поговорим о них, чтобы определить наиболее важные их части.

  • Большинство исследований основано на событиях, которые произошли ранее и анализируются позже.
  • В этом методе контролируемые эксперименты не проводятся по таким причинам, как этика или мораль.
  • Образцы исследования не созданы; напротив, образцы или участники уже существуют и развиваются в своей среде.
  • Исследователь не вмешивается непосредственно в окружающую среду образца.
  • Этот метод изучает явления именно так, как они произошли.

Виды неэкспериментальных исследований

Неэкспериментальные исследования могут принимать следующие формы:

Кросс-секционное исследование: Кросс-секционное исследование используется для наблюдения и анализа точного времени проведения исследования для охвата различных исследовательских групп или выборок. Этот тип исследований подразделяется на:

  • Описательные: Когда значения наблюдаются там, где представлены одна или несколько переменных.
  • Причинность: отвечает за объяснение причин и взаимосвязей, существующих между переменными в данный момент времени.

Продольное исследование: В лонгитюдном исследовании исследователи стремятся проанализировать изменения и развитие взаимосвязей между переменными во времени. Лонгитюдные исследования можно разделить на:

  • Тенденция: когда они изучают изменения, с которыми сталкивается исследовательская группа в целом.
  • Эволюция группы: Когда исследовательская группа представляет собой меньшую выборку.
  • Группа
  • : отвечает за анализ индивидуальных и групповых изменений, чтобы обнаружить фактор, который их вызывает.

УЗНАТЬ О: Квазиэкспериментальное исследование

Когда использовать неэкспериментальное исследование

Неэкспериментальное исследование можно применять следующими способами:

  • Когда вопрос исследования может касаться одной переменной, а не статистической связи две переменные.
  • Существует непричинно-следственная статистическая связь между переменными в вопросе исследования.
  • Исследовательский вопрос имеет причинно-следственную связь, но независимая переменная не может быть изменена.
  • В поисковом или широком исследовании, когда сталкивается с конкретным опытом.

Преимущества и недостатки

Некоторые преимущества неэкспериментальных исследований:

  • Очень гибкий процесс исследования
  • Причина явления известна, и его последствия исследованы.
  • Исследователь может определить характеристики исследовательской группы.

К недостаткам неэкспериментальных исследований относятся:

  • Группы не являются репрезентативными для всего населения.
  • Могут возникать ошибки в методологии, приводящие к предвзятости исследования.

Неэкспериментальные исследования основаны на наблюдении явлений в их естественной среде. Таким образом, их можно изучить позже, чтобы прийти к заключению.

Разница между экспериментальным и неэкспериментальным исследованием

Экспериментальное исследование включает изменение переменных и случайное назначение условий участникам. Поскольку это может определить причину, экспериментальные исследования используются для исследований в области медицины, биологии и социальных наук.

Планы экспериментальных исследований имеют строгие стандарты контроля и установления достоверности. Хотя для них может потребоваться много ресурсов, они могут привести к очень интересным результатам.

Неэкспериментальное исследование, с другой стороны, обычно носит описательный или корреляционный характер без каких-либо явных изменений, сделанных исследователем. Вы просто описываете ситуацию как она есть или описываете взаимосвязь между переменными. Без какого-либо контроля трудно определить причинно-следственные связи. Валидность остается проблемой в этом типе исследований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *