Что это самооценка: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Содержание

Самооценка — Психологос

01 января 2000 г., 07:26

Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» — или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). См.→

Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

​​​​​​​​​​​​​При всей близости понятий самооценку следует отличать от самоотношения: отношения к самому себе, куда входит любовь к себе и самоуважение, требовательность к самому себе и самопринятие, элементы самолюбования и самообвинения.

У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».

Самый простой вид самооценки — оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни.

«Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» — все это варианты различных личностных самооценок.

Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка –– обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, — эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.

Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» — позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.

Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.

Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: «Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!»

Два основных вида самооценки — общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и «якобы»…

Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире — самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. См.→

Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека — статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам — ведь это же «само»-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то — занижает.

На что влияет самооценка? Сама по себе — ни на что. Самооценка — только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит — вопрос отдельный… Один человек с низкой самоценкой опустит руки, другой — начнет работать над собой. Ваш выбор?

Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно.

Самооценка и уверенность

Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.

Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения.

«Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна» — высокая уверенность и невысокая самооценка.

«Ну, не знаю… Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!» — невысокая уверенность и высокая самооценка.

  • Самооценка

Комментарии (5):

Гость, 21 января 2015 г., 01:20

Наивысшая самооценка может быть у человека, не пользующегося самообманом и живущего в гармонии с собой и окружающим миром.

Гость, 06 мая 2017 г., 11:57

Николай Иванович, здравствуйте! Мой сын чрезмерное внимание обращает на «высокую активность» и «уверенность» других ребят, и необоснованно считает себя менее активным и менее уверенным на фоне всех, как ему кажется. При этом со стороны видно, что его внутренний моторчик работает превосходно: и подвижный, и спортивный. Но вот приводишь его на футбол, и он как в землю вкопанный, играет неуверенно, робко, и говорит, как я могу играть уверенно, когда вон ребята все , в его понятии, более уверенные, инициативные. Говорю ему, начни играть, бегай, внимательно за мячом следи, отдавай пас, сам забивай. Но для него веселость, дерзость и уверенность других- какой-то тормоз. Он не обращает внимания на то, что надо делать и как с этим можно встать в ровень, а всё внимание к тому, что кто-то его вдруг засмеют. Как ему грамотно можно объяснить что он не на то смотрит? Как сделать так, чтобы у него голова включилась?

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 08 мая 2017 г., 12:32

Боюсь, с этим вопросом может справиться только тренер, ваших возможностей здесь может не хватить. В любом случае в статье «Любите ребенка — приучайте его к спорту» скачайте книгу Бориса Раевского «В нашу пользу», она мне в свое время очень помогла. Есть хорошая вероятность, что она поможет и вашему сыну.

Гость, 29 сентября 2017 г., 00:51

Добрый день, Николай Иванович! Такая ситуация: в детстве была завышеннная самооценка у меня, притом я была очень дерзкой и старшим могла нахамить. Но лет в 15 оценка себя стала заниженной, я стала обращать внимание на мнение абсолютно всех людей в мой адрес, даже продавца в магазине. Пропала смелость, разговорчивость, стала более угрюмой. В 19 лет стала встречаться с парнем, который не устраивал всё моё окружение и родителей. Произошел нервный срыв, самооценка на нуле. Не хочу общаться ни с кем, в люди выходить. Кажется, что все на меня смотрят и осуждают. Нахожу недостатки в своей внешности. Сейчас замужем за тем парнем-человек он прекрасный, о выборе никогда не жалела. И окружение моё его полюбило, а самооценка всё на нуле у меня, и людей так же видеть не хочу. Что делать?

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 29 сентября 2017 г., 06:34

А вот спасибо за хороший вопрос! Слышу голос умного человека, который криво (глупо?) живет ровно потому, что его неверно сориентировали… Хорошая моя, зачем ты поверила тем, кто сказал тебе, что нужно слушаться своих «чувств» вместо того, чтобы пользоваться своей светлой головой? Разумные люди — те, кто хорошо соображают и ведут себя так, как следует. А как ведешь себя ты? Как тебе подсказывает тебе твой древний мозг? (именно он определяет гормональный фон твоего организма, в отличие от неокортекса, который заведует разумом). Ты должна заведовать своей самооценкой, а не самооценка тобой. Приходи на Дистанцию,»>http://www.prodelo.ru/distantniki/?ch=kommpsihologos»>Дистанцию, все поправишь.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

На что влияет самооценка

На что влияет самооценка? Сама по себе — ни на что. Самооценка — только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит — вопрос отдельный. В руках мудрого человека завышенная самооценка даст ему необходимый ситуативный ресурс: если очень верить в себя, прибавляется сил, можно сделать больше.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

От чего зависит самооценка

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности​. Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми…

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Показатели самооценки

О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» — или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь).

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Вера в себя

Вера в себя — убежденность человека в том, что у него все получится.

14Подробнее

01 окт. 2022 г.

Виды и уровень самооценки

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. 

1Подробнее

Самооценка

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.


Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.


Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.


Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности.

Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Самоуважение против уверенности в себе и как их улучшить – Hartstein Psychological Services

Опубликовано в 15:56 in Подростки, Блог, Дети, Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Уверенность, Навыки совладания, Уверенность в себе, Самоуважение, Стресс

как человек относится к себе. Хотя они очень похожи, это два разных понятия. Важно понимать их роль, если вы хотите улучшить свое общее самоощущение.

 Что такое самооценка?

Самоуважение относится к тому, как вы относитесь к себе в целом; сколько у вас уважения, позитивного отношения или любви к себе. Самооценка развивается из опыта и ситуаций, которые сформировали то, как вы смотрите на себя сегодня.

Что такое уверенность в себе?

Уверенность в себе — это то, как вы относитесь к своим способностям, и она может варьироваться от ситуации к ситуации. У вас может быть здоровая самооценка, но низкая уверенность в ситуациях, в которых вы никогда раньше не были (первый день в старшей школе), или в вещах, в отношении которых вы раньше чувствовали себя некомфортно или плохо (проблема по математике, которую вы провалили, или публичное выступление)

Когда вы начинаете принимать себя и свою уникальность, ваша самооценка повышается, что делает вас более уверенным в себе. Когда вы уверены в своей жизни, вы начинаете повышать общее чувство собственного достоинства. Вы можете работать над обоими одновременно.

Как выглядит низкая самооценка?

Я недостаточно хорош». «Я собираюсь все испортить», «Я не люблю себя» — эти фразы, среди многих других, являются примерами того, что чувствует человек, борющийся с низкой самооценкой. Эта концепция развивалась на протяжении всей жизни. Будь то нездоровая дружба, романтические отношения, семейные разногласия или травма, было много переживаний, которые создали этот образ мыслей и убеждений.

Эти модели мышления досаждают людям и проявляются в плохом самочувствии, но также могут способствовать депрессии, беспокойству, расстройствам пищевого поведения, членовредительству и многим другим психическим расстройствам.

Повышение самооценки

Когнитивно-поведенческие подходы оказались эффективными для многих людей, борющихся с проблемами низкой самооценки и уверенности в себе. Выявив свои негативные модели мышления и поведения, люди могут прервать эти мысли, заметив, что они основаны на страхе или ложных доказательствах. Для кого-то может быть очень важно понять, что неуверенность в том, что ты чувствуешь себя уродливым или глупым, не соответствует действительности. Это ложное убеждение, которое они усвоили из-за хулигана, вызывающего учителя или из-за многолетних трудностей в школе. Когда они увидят, что есть много других областей, в которых они преуспевают, мы можем помочь создать новые позитивные модели мышления, которые очень помогут повысить самооценку. Осознать свой негативный внутренний диалог сложно, и это можно сделать с помощью терапии и/или желания почувствовать себя лучше, КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) является одним из них.

Измените свои мысли

Когда вы поймете, что у вас хорошо получается и в чем вы преуспеваете, это может стать проблемой, и это также поможет вам получить доступ к внутренней уверенности, которая может дать вам толчок в области самооценки. Что другие говорят вам и во что вы верите? Вы тот человек, к которому они обращаются за советом или выслушивают, потому что вы действительно отличный друг? Вы человек, которого все просят помочь спланировать вечеринку, потому что вы умеете развлекаться? А как насчет модной помощи или украшения? Подумайте о тех сферах своей жизни, в которых вы преуспеваете, и используйте это чувство, чтобы начать процесс изменения своих негативных моделей мышления.

Противодействие негативному мышлению

Иногда негативные мысли кажутся неизбежными и неотвратимыми. Они бьют вас первым делом с утра, и к тому времени, когда вы ложитесь в постель, вы понимаете, что целый день тусовались с мыслями «Я отстой». Если вы выработаете привычку проверять себя и добавлять несколько положительных моментов, у вас будет больше возможностей разорвать цепочку.

  • Установите будильник несколько раз в день, чтобы отметиться и сказать себе аффирмацию или что-нибудь приятное.
  • Игра в адвоката дьявола с негативными мыслями: всегда ли это так? Вспомните случаи, когда ваши мысли были ошибочными
  • Подумайте о качествах, в которых, по мнению других, вы преуспеваете. Даже если вы немного верите им, это шаг в правильном направлении.
  • Составьте список сильных сторон. Подумайте, что бы вы сказали о себе, если бы были на собеседовании/
  • .

Чем больше мы признаем наши проблемы с уверенностью в себе и чувством собственного достоинства, тем больше мы понимаем улучшения, которые могут быть сделаны. В это время происходят положительные изменения.

— Эмили Робертс, Массачусетс, LPC                                                                                             

9 практических советов о том, как развить высокую самооценку

  • Что такое самооценка
  • Преимущества высокой самооценки
  • Как повысить самооценку
  • Как помочь детям повысить самооценку

Вы не устали от советов типа «Думай позитивно, и твоя самооценка повысится»?

Хотя это было бы красиво и удобно, большинство людей не могут продумать свой путь к повышению самооценки.

Прочтите дополнительные практические советы.

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка человеком своей ценности как личности ​1​ . Он отражает общее положительное отношение человека к себе. Люди с высокой самооценкой считают себя уважаемыми и принятыми, считают, что представляют ценность для других и могут положительно влиять на общество 2 .

Преимущества высокой самооценки

Почти во всех культурах высокая самооценка считается желательной.

Принято считать, что высокая самооценка необходима для успеха в учебе, на работе, на спортивных мероприятиях и даже на музыкальных концертах.

Повышение самооценки и предотвращение низкой самооценки широко считаются важными задачами, требующими вмешательства. Было создано большое количество литературы по самопомощи, чтобы научить людей формировать и поддерживать чувство собственного достоинства для лучшего качества жизни.

Скорее всего, вы читаете это, потому что ищете способы повысить свою самооценку или самооценку своего ребенка.

Но прежде чем углубиться, давайте посмотрим, что самооценка может и не может сделать для нас.

Высокая самооценка коррелирует с хорошими результатами

Между высокой самооценкой и позитивным взглядом на жизнь существует значительная положительная связь.

У детей высокая самооценка связана с хорошей успеваемостью ​3​ и просоциальным поведением 4 .

У подростков он предсказывает лучшее психическое и физическое здоровье, лучшие экономические перспективы и менее рискованное поведение.

Более высокий уровень самооценки у взрослых связан с менее преступным или антиобщественным поведением ​5​ .

В целом, стабильная и высокая самооценка коррелирует с улучшением психического здоровья ​6​ , например уменьшением тревоги и симптомов депрессии ​7​ .

Но является ли самооценка причиной или следствием

Однако не все психологи согласны с причинно-следственной связью между самооценкой и жизненными результатами. Некоторые считают, что высокая самооценка не является причиной, а является результатом положительных результатов ​8​ .

Эта теория имеет смысл, потому что, когда вы добиваетесь успеха в том, что делаете, вы чувствуете себя лучше и повышаете самооценку.

Хотя ответ на эту проблему курицы и яйца остается неясным, очевидны два типа выгод, будь то прямые или косвенные эффекты ​9​ :

  1. Расширенная инициатива

Люди с высокой самооценкой могут обладать уверенностью и инициативой, чтобы брать на себя ответственность или использовать новые возможности.

  1. Приятные ощущения

Высокое чувство собственного достоинства почти неотделимо от счастья. Почти каждый ищет счастья и удовлетворения жизнью в той или иной форме.

Как повысить самооценку

Повышение самооценки немного отличается от помощи ребенку в повышении его самооценки. Тем не менее, он следует тем же принципам, что и объяснялось.

Исследователи обнаружили, что самооценка имеет три аспекта: самоуважение, самоэффективность и подлинность ​10​ .

Самооценка: заслуживаю ли я?

Самооценка — это степень, в которой человек положительно относится к себе, в том числе чувствует ли он себя хорошим и ценным, считает ли себя заслуживающим уважения и принятия и испытывает ли он симпатию к себе. Часто это интериоризация того, как люди относились к ним в годы их становления ​11​ .

Самоэффективность: Способен ли я?

Самоэффективность — это вера в то, что человек компетентен, может влиять на окружающую среду и контролировать свою жизнь. Это здоровое чувство собственной компетентности. Это измерение строится на положительном опыте достижения цели или достижения положительных результатов посредством действий ​12​ . Некоторые исследователи сосредотачиваются на этих двух измерениях самооценки, называемых глобальной самооценкой , в то время как другие считают, что существует третье измерение — подлинность.

Подлинность: кто я?

Подлинность — это знание того, что человек может быть своим «настоящим я» для других, выражая себя способами, которые соответствуют их внутренним чувствам и мыслям. На него часто влияют убеждения, ценности и мораль в чьей-либо культуре ​13​ .

Принимая во внимание эти параметры, вы можете повысить свою самооценку несколькими способами.

Имейте тесный круг сверстников, которые вас ценят

Люди — социальные животные ​14​ .

Когда вы чувствуете, что в вашей жизни нет никого, кто принимает и уважает вас, может быть очень трудно поддерживать положительное чувство собственного достоинства.

Если у вас еще нет друзей, которые ценят вас за то, кто вы есть, выйдите из зоны комфорта и заведите новых друзей. У вас будет больше шансов встретить новых людей, которые помогут вам достичь ваших целей и вести более счастливую жизнь.

Уважение и признание за то, кто вы есть, позволяет вам быть самим собой, что является важным аспектом самооценки.

Посещение психотерапевта может быть полезным, если вам трудно завести новых друзей.

Держитесь подальше от отношений, которые тянут вас вниз

Возможно, у вас есть критически настроенные родители или друг-перфекционист, который стремится сделать вас лучше.

Но если вас постоянно критикуют или говорят, что вы ничего не стоите, может быть трудно чувствовать себя хорошо ​15​ .

Держитесь подальше от таких людей, если они есть в вашей жизни.

Прекратите сравнивать себя с другими

Сравнение себя с другими — опасная и бессмысленная игра. Это может легко подорвать вашу самооценку и не поможет вам продвинуться вперед.

У всех разные сильные и слабые стороны. Важно то, что вы продолжаете улучшать себя каждый день. Кроме того, сосредоточьтесь на том, чтобы любить себя и быть довольным тем, кто вы есть прямо сейчас.

Перестаньте грубить себе

Многие из нас более критичны к себе, чем к другим людям.

Прекрати. Перестань быть таким злым по отношению к себе.

Принимайте комплименты от других, отказывайтесь от негативных разговоров с самим собой, прощайте свои ошибки и опирайтесь на свои сильные стороны, а не зацикливайтесь на слабостях.

Бросьте вызов своим негативным мыслям

Отпустить негативные разговоры с самим собой легче сказать, чем сделать. Один из способов добиться этого — бросить вызов своим негативным мыслям.

Когда вы поймаете себя на том, что говорите о себе что-то негативное, остановитесь и подумайте, верна ли эта мысль.

Спросите себя, правдивы ли ваши негативные мысли, когда вы их заметили.

Например, если вы говорите себе: «Я просто не силен в этом», попробуйте задать себе несколько вопросов:

– Какие доказательства этому?

– Какие доказательства против этого?

– Что бы я сказал тому, кто боролся с тем же самым?

Внимательность и медитация

Внимательность и медитация — это практики, которые позволяют вам сосредоточиться на своем дыхании и мыслях и осознать свой настоящий момент.

Наблюдая за тем, как вы себя чувствуете и думаете, вы можете улавливать негативные модели мышления по мере их появления и работать с ними.

В исследованиях нейровизуализации исследователи обнаружили, что медитация осознанности изменяет нейронную активность в областях мозга, связанных с самооценкой ​16​ .

Практикуйте позитивный разговор с самим собой

Сделайте позитивный разговор с самим собой привычкой и ежедневно практикуйте аффирмацию.

Речь идет не только о позитивном мышлении. Это напоминание себе о своих сильных сторонах.

На самооценку положительно влияет позитивный разговор с самим собой, в то время как на депрессию это негативно влияет ​17​ .

Упражнения, особенно командные виды спорта

Если вы еще не занимались спортом или не занимались командными видами спорта, начните прямо сейчас.

Занятия спортом могут значительно повысить самооценку, особенно у людей с низкой самооценкой.

Физические упражнения могут повысить вашу самооценку ​18​ . Участие в групповых видах спорта также улучшает ваше чувство компетентности и чувство собственного достоинства ​19​ .

Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах

Самоэффективность, то есть ощущение способности, является неотъемлемой частью самооценки.

Найдите свою силу в разных аспектах жизни и развивайте ее. Это не должно быть связано с работой. Это может быть хобби, такое как ремесло, спорт, экскурсии, волонтерская работа или что-то еще, что вам нравится и хорошо получается ​20​ .

Как помочь детям повысить самооценку

Родители могут повысить самооценку своих детей, укрепляя три аспекта самооценки: самооценку, самоэффективность и подлинность.

Безусловная любовь и поддержка

Дети должны чувствовать, что их ценят, любят и поддерживают безоговорочно, чтобы иметь высокую самооценку ​21​ .

Лучший способ проявить безусловную любовь — принять, поддержать и ободрить, а не критиковать. Отмечайте положительное поведение и достижения вашего ребенка и покажите, что вы им гордитесь.

Не сравнивайте

Безоговорочно примите своего ребенка без социальных сравнений.

Каждый ребенок и даже братья и сестры могут иметь очень разные характеры и сильные стороны, поэтому не сравнивайте их друг с другом (или с собой).

Примите подлинное «я» вашего ребенка . Дайте им возможность открыть для себя то, что им нравится, и развить свои таланты, даже если они могут сильно отличаться от ваших ожиданий.

Найдите новые вызовы

Теория самоопределения предполагает, что у людей есть врожденная потребность в компетентности.

Способность решать сложные задачи и учиться на собственном опыте — отличный способ построить самоэффективность , необходимая для повышения уверенности в себе.

Найдите для своего ребенка новые задачи, достаточно сложные, но не невозможные для преодоления, чтобы развить у него чувство компетентности ​22​ .

Искренне хвалить

Это может показаться странным, но есть правильный и неправильный способ хвалить детей, чтобы развить у них чувство самоэффективности.

Одна из самых больших ошибок, которую совершают родители, состоит в том, что они думают, что щедрая похвала своего ребенка — лучший способ развить уверенность в себе. Но на самом деле это может иметь неприятные последствия, что приведет к низким самоэффективность .

Работа считается «хорошей», когда что-то делается лучше среднего. Если все «хорошо», то ничего хорошего. Это просто средний показатель.

Родители, которые хвалят все, что делают их дети, как «хорошую работу», по существу говорят, что они не возлагают на них завышенных ожиданий, потому что они не думают, что их дети могут их достичь.

Итак, хвалите искренне за то, что это ​23​ .

Хвалите их усилия или процесс, а не результат, чтобы воспитать мышление роста, чтобы они поверили в свои способности.

«Мне нравится, как творчески вы подошли к решению» лучше, чем «Работа прекрасна».

Похвала за усилия (творческие) и процесс (нахождение решения) побуждает их делать больше.

Когда дети получают похвалу за свои результаты, они могут думать, что должны делать работу идеально, в результате чего они боятся пробовать что-то новое.

См. также: Как хвалить ребенка

Стили воспитания

Нет недостатка в исследованиях взаимосвязи между стилем воспитания и самооценкой. К сожалению, результаты оказались неубедительными.

Однако существует общее мнение, что более принимающие и менее контролирующие родители помогают своим детям развивать чувство собственного достоинства. Эти родители доброжелательны, поддерживают и участвуют в образовании своих детей ​24​ .

Напротив, авторитарные, строгие или контролирующие родители, как правило, воспитывают детей с негативным отношением и отсутствием уверенности в себе. Это родители, которые могут иметь высокие стандарты, но холодны и критичны по отношению к своим детям ​25​ .

Жесткие правила и психологический контроль ограничивают их возможности делать выбор и выражать предпочтения.

Нависая над ними и оказывая помощь до того, как они в ней нуждаются, или спасая их при первых признаках затруднений, они лишаются возможности учиться, расти и развивать свою самоэффективность .

Обучение позитивному разговору с самим собой

Разговор с самим собой — это внутренняя речь или самоутверждение, которое человек говорит себе.

Люди с низкой самооценкой, как правило, имеют модели мышления, которые чрезмерно обобщают последствия негативного опыта. И тогда эти негативные убеждения еще больше снижают самооценку. Вместе они создают порочный круг негативного мышления.

Здоровая самооценка исходит из веры в то, что вы ценный и достойный человек .

Помогите детям разработать позитивные утверждения или замените негативные мысли позитивным внутренним диалогом. Узнайте об их негативных разговорах с самим собой и помогите им переоценить ​26​ . Помогите им ценить положительные моменты в жизни.

Уверенность в себе также можно развить с помощью ведения дневника, что позволяет ребенку выражать свои эмоции и размышлять о повседневном опыте ​27​ .

Остерегайтесь социальных сетей

В Интернете люди могут быть жестокими.

Исследование показывает, что остракизм может серьезно повлиять на самооценку ребенка, даже если преступники неизвестны, например, в социальных сетях.

Чувство принадлежности важно для развития хорошей самооценки, поскольку оно позволяет ребенку чувствовать себя принятым и связанным с другими.

Расскажите своему ребенку о важности выбора хорошей организации в Интернете.

См. также: Как социальные сети влияют на самооценку подростков

Не игнорировать запугивание

Преследование сверстников, такое как запугивание или агрессия в отношениях, связано с множеством негативных последствий, включая низкую самооценку .

Запугивание может привести к неблагоприятным последствиям для психического здоровья, особенно если ребенок младше или если запугивание продолжается в течение длительного времени ​28​ .

Поощрение физических упражнений

Физические упражнения могут улучшить не только физическое здоровье детей, но и их психическое здоровье. Недавние исследования показывают, что упражнения могут улучшить самооценку и самооценка у детей и подростков ​29​ .

Заключительные мысли о развитии высокой самооценки у детей

Помочь детям развить здоровый уровень самооценки означает дать им возможность стать лучшей версией себя. Самооценка, самоэффективность и подлинность играют важную роль. Сосредоточьтесь на них, и ваш ребенок поверит, что его любят и на что способны, не потому, что вы говорите ему, а потому, что он это чувствует.

Каталожные номера

  1. 1.

    Доннеллан М.Б., Тшесневски К.Х., Робинс Р.В. Самоуважение: непреходящие проблемы и противоречия. В: Справочник индивидуальных различий Уайли-Блэквелла . Уайли Блэквелл; 2011: 718–746.

  2. 2.

    Мартин-Альбо Дж., Нуньес Дж. Л., Наварро Дж. Г., Грихальво Ф. Шкала самооценки Розенберга: перевод и проверка у студентов университетов. Span J Psychol . Опубликовано в Интернете в ноябре 2007 г .: 458–467. doi:10.1017/s1138741600006727

  3. 3.

    Лейн Дж., Лейн А.М., Киприану А. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ, САМОУВАЖЕНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ. социальное поведение . Опубликовано в Интернете 1 января 2004 г .: 247–256. doi:10.2224/sbp.2004.32.3.247

  4. 4.

    Fu X, Padilla-Walker LM, Brown MN. Продольные отношения между самооценкой подростков и просоциальным поведением по отношению к незнакомцам, друзьям и семье. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в сети 10 апреля 2017 г . : 90-98. doi:10.1016/j.adolescence.2017.04.002

  5. 5.

    Trzesniewski KH, Donnellan MB, Moffitt TE, Robins RW, Poulton R, Caspi A. Низкая самооценка в подростковом возрасте предсказывает плохое здоровье, преступное поведение и ограниченные экономические перспективы во взрослой жизни. Психология развития . Опубликовано в Интернете в марте 2006 г .: 381–390. дои: 10.1037/0012-1649.42.2.381

  6. 6.

    Paradise AW, Kernis MH. Самоуважение и психологическое благополучие: последствия хрупкой самооценки. Журнал социальной и клинической психологии . Опубликовано в Интернете в октябре 2002 г .: 345–361. doi:10.1521/jscp.21.4.345.22598

  7. 7.

    Sowislo JF, Orth U. Является ли низкая самооценка предвестником депрессии и тревоги? Метаанализ лонгитюдных исследований. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете в январе 2013 г .: 213–240. дои: 10.1037/a0028931

  8. 8.

    Доннеллан М. Б., Тшесневски К.Х., Робинс Р.В. Самооценка. Справочник индивидуальных различий Уайли-Блэквелла . Опубликовано в Интернете 12 марта 2013 г .: 718–746. дои: 10.1002/9781444343120.ch38

  9. 9.

    Baumeister RF, Campbell JD, Krueger JI, Vohs KD. Приводит ли высокая самооценка к лучшей производительности, межличностному успеху, счастью или более здоровому образу жизни? Психология Общественные интересы . Опубликовано в Интернете, май 2003 г .: 1–44. дои: 10.1111/1529-1006.01431

  10. 10.

    Стетс Дж. Э., Берк П. Дж. Самоуважение и личности. Социологические перспективы . Опубликовано в Интернете 3 июля 2014 г .: 409–433. дои: 10.1177/0731121414536141

  11. 11.

    Тафароди Р.В., Суонн младший В.Б. Самосвязь и самокомпетентность как измерения глобальной самооценки: первоначальная проверка меры. Журнал оценки личности . Опубликовано в Интернете в октябре 1995 г .: 322–342. дои: 10.1207/s15327752jpa6502_8

  12. 12.

    Милн АБ. Разложение глобальной самооценки. J человек . Опубликовано в Интернете в августе 2002 г .: 443–484. дои: 10.1111/1467-6494.05017

  13. 13.

    Импетт Э.А., Сорсоли Л., Скулер Д., Хенсон Дж.М., Толман Д.Л. Подлинность отношений девочек и самооценка в подростковом возрасте. Психология развития . Опубликовано в Интернете, май 2008 г .: 722–733. дои: 10.1037/0012-1649.44.3.722

  14. 14.

    Массен Дж., Стерк Э., де Вос Х. Тесные социальные ассоциации у животных и человека: функции и механизмы дружбы. Поведение . Опубликовано в Интернете 2010: 1379-1412. дои: 10.1163/000579510×528224

  15. 15.

    Уэллс М., Гликауф-Хьюз С., Джонс Р. Созависимость: отношение широких масс к склонности к стыду, низкой самооценке и отцовству в детстве. Американский журнал семейной терапии . Опубликовано в Интернете, январь 1999 г .: 63–71. дои: 10.1080/019261899262104

  16. 16.

    Маршан ВР. Нейронные механизмы осознанности и медитации: данные исследований нейровизуализации. WJR . Опубликовано в Интернете 2014: 471. Дои: 10.4329/wjr.v6.i7.471

  17. 17.

    Бернетт ПК. Разговор детей с самим собой и положительные и отрицательные высказывания значимых других. Педагогическая психология . Опубликовано в Интернете, март 1996 г .: 57–67. дои: 10.1080/0144341960160105

  18. 18.

    Кролл Т., Кен М., Хо П.С., Гроа С. Шкала самоэффективности упражнений SCI (ESES): развитие и психометрические свойства. Int J Behav Nutr Phys Act . Опубликовано в Интернете 30 августа 2007 г. doi: 10.1186/1479.-5868-4-34

  19. 19.

    Педерсен С., Сейдман Э. Достижения в командных видах спорта и развитие самооценки среди городских девочек-подростков. Психология женщин Ежеквартальный выпуск . Опубликовано в Интернете в декабре 2004 г .: 412–422. doi:10.1111/j.1471-6402.2004.00158.x

  20. 20.

    Коулман П. Г., Ивани-Чалиан С., Робинсон М. Самооценка и ее источники: стабильность и изменения в дальнейшей жизни. Старение и общество . Опубликовано в Интернете, июнь 1993 г ​​.: 171–19.2. doi:10.1017/s0144686x00000842

  21. 21.

    Кернис М.Х., Браун А.С., Броди Г.Х. Хрупкая самооценка у детей и ее связи с воспринимаемыми моделями общения родителей и детей. Журнал Личности . Опубликовано в Интернете, апрель 2000 г .: 225–252. дои: 10.1111/1467-6494.00096

  22. 22.

    Комарраджу М., Дайал К. Академическая идентичность, самоэффективность и самооценка предсказывают самоопределение мотивации и целей. Обучение и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете, май 2014 г .: 1–8. doi:10.1016/j.lindif.2014.02.004

  23. 23.

    Henderlong Corpus J, Lepper MR. Влияние личной похвалы в сравнении с производительностью на мотивацию детей: пол и возраст как сдерживающие факторы. Педагогическая психология . Опубликовано в Интернете в августе 2007 г . : 487–508. дои: 10.1080/01443410601159852

  24. 24.

    Закери Х., Каримпур М. Стили воспитания и самооценка. Procedia – Социальные и поведенческие науки . Опубликовано в Интернете 2011: 758-761. doi:10.1016/j.sbspro.2011.11.302

  25. 25.

    Бан Дж.Р., Луизель П.А., Мисуканис Т.М., Мюллер Р.А. Влияние родительского авторитаризма и авторитетности на самооценку. Pers Soc Psychol Bull . Опубликовано в Интернете в июне 1988 г .: 271–282. дои: 10.1177/0146167288142006

  26. 26.

    Бернетт ПК. Разговор с самим собой у детей старшей начальной школы: его связь с иррациональными убеждениями, самооценкой и депрессией. J Rational-Emot Cognitive-Behav Ther . Опубликовано в Интернете в сентябре 1994 г .: 181–188. дои: 10.1007/bf02354595

  27. 27.

    Фритсон К.К. Влияние ведения журнала на самоэффективность студентов и локус контроля. Insight: научно-педагогический журнал . 2008;3:75-83.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *