Достоинства и недостатки типов общения: 23. Типы общения. Императивный, манипуляторный, диалогический

23. Типы общения. Императивный, манипуляторный, диалогический

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.

Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями.

Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению».

При коммуникативной стороне общения – информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При одинаковом понимании ситуации общения происходит эффективная передача информации. Однако не маловажна и обратная связь, при её отсутствии не происходит обмена информацией. Во время интервью рекрутер подробно рассказывает информацию о вакансии, полученную от заказчика, кандидат – о своей личности. Впоследствии вакансия может корректироваться, но это зависит от обратной связи, которую даст рекрутер заказчику.

При интерактивной стороне общения речь идет о тех компонентах общения, которые связаны с организацией совместной деятельности. В рекрутинге такой деятельностью выступает подбор подходящей работы, которую рекрутер и кандидат совместно осуществляют. Теория взаимодействия выделяет несколько стилей поведения в ходе общения: ритуальный – задан традициями, манипулятивный – воздействие, гуманистический – взаимная поддержка. Конечно, на практике часто происходит смешение стилей, но наиболее соответствует смыслу взаимодействия гуманистический.

Также существуют различные позиции взаимодействия. Согласно Э. Берну, это позиции Родителя («Надо»), Взрослого («Хочу и Надо»), Ребенка («Хочу»). Для рекрутера наиболее эффективна позиция Взрослого. Однако, как утверждает Г. М. Андреева, главное – адекватное согласование стилей.

Перцептивная сторона общения является обязательной составляющей частью процесса коммуникации. Существуют механизмы межличностного восприятия, такие как идентификация (отождествление себя с другим), эмпатия (эмоциональный отклик на проблему человека), рефлексация (осознание действующим партнером, как он воспринимается другим партнером), каузальная атрибуция (процесс приписывания другому человеку причин его поведения). Самое интересное заключается в эффектах межличностного восприятия: эффект первого восприятия (влияние первичной информации), эффект ореола (влияние ранее сформированного образа), эффект первичности и новизны (порядок предъявления информации), стереотипизация.

2. Коммуникативные черты личности: достоинства и недостатки

 Этика и эстетика

Культура общения является одной из наиболее важных форм внешнего проявления внутренней культуры личности. Моральные нормы определяют содержание определенных действий и поступков, мотивов поведения, а культура общения свидетельствует как именно реализуются моральные требования, манера и стиль поведения человека как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности или в обществе друзей и коллег. Внешняя вежливость и тактичность иногда может быть показательной — только ради того, чтобы произвести на окружающих хорошее впечатление, в то же время человек может в душе может оставаться равнодушной и черствой. Бывает и наоборот, когда добрая и милосердная человек проявляет свою чуткость и заботу без особых манер и условностей. Поэтому важна не столько форма и манеры общения, сколько искреннее уважение, почтительность, которые комуніканти проявляют не с целью выглядеть привлекательно, а потому, что их душевные качества не позволят по-другому вести себя с окружающими.

Этическая оценка человеческой деятельности вытекает из единства субъективного и объективного, духовного и практического, взаимозависимости мотивов, действий и результатов. Добрые поступки и добрые намерения бесспорно характеризуют высокую моральную культуру личности. Однако нельзя судить о такую культуру на основании одного или нескольких поступков. „ Когда человек совершает какой-либо моральный поступок, — писал Ф.Гегель, — то это еще не делает ее благотворительной; благотворительной она становится только тогда, когда такой способ поведения является постоянной чертой ее характера”. Направленность поведения, постоянная склонность поступать так, а не иначе, определяет сущность индивидуальной нравственности.

Надо учитывать, что человеческое общение многофункциональное, а потому в разных случаях одна и та же личность может вести себя по-разному: здесь на манеру общения влияют обстоятельства, окружение, собственное самочувствие, особенности коммуникативной ситуации (по-разному может вести себя человек в радостных или трагических случаях). Но никогда моральный человек в общении не позволяет себе прибегать к агрессии, пренебрежения, нетерпимости, грубой брани. Коммуникативные навыки человека формируются в течение всей жизни в процессе воспитания и самовоспитания, когда устоявшимися становятся определенные манеры, движения, слова, а также способ отношения к другим. В этом контексте принято говорить о так называемой „привычное поведение”. В народе говорят: „Посеешь привычку, пожнешь характер” и добавляют: „Какой характер, такое и жизнь”. Привычки закрепляются в результате многократного повторения определенных действий, часто унаследованных, но в основном приобретенных путем подражания и систематической работе над собой через обучение и воспитание.

Моральный человек воспитывает в себе привычку уважительного отношения к окружающим, дисциплинированности, организованности, порядочности. Такой человек вежливый, тактичный, заботится о других, умеет прощать и доверять. Положительное значение привычки в том, что она не требует предварительного осмысления, ибо осуществляется уже механически. Так. Ф.Бекон, считал привычки всевластными над телами душами людей, а потому подчеркивал: „поскольку привычка является главным правителем человеческой жизни, то и надо все силы направить на установление добрых нравов”. Привычки становятся прочными, если опираются на убеждения, то есть глубокое понимание того, что малейшее отступление от нравственности унижает достоинство других и не добавляет чести собственной персоне. Но в определенных ситуациях субъект поведения может изменять своим привычкам, когда оказывается перед сложной проблемой нравственного выбора: человек не всегда может предвидеть некоторые отрицательные последствия своих, на первый взгляд, правильных действий.

И. Кант советовал: „Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для любых целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них когда-нибудь станут твоими”. Важно уметь творчески регулировать свои навыки, чтобы не быть рабом собственных привычек. Отступление от собственных морально-этических норм обязательно вызывает в моральной человеку состояние неудовлетворенности собой, внутреннее беспокойство, угрызения совести и раскаяние. Противоречия в процессах коммуникации неизбежны, они появляются вновь и вновь, а поэтому своевременное конструктивное решение каждого противоречия позволяет удерживать межличностную общение на должном уровне. К „золотых правил” общение относятся: равенство, взаимное уважение, доброжелательность, милосердие, терпимость, деликатность, беспристрастность, умение выслушать другого человека, понять ее, тактичность, доверие. Аморальными же чертами в процессе общения считаются: эгоизм, корыстолюбие, бестактность, месть, предательство, коварство, шантаж, неуважение, хамство, грубость, жестокость.

Искусство общаться предусматривает умение перевоплощаться и мастерски играть определенные роли, что принято называть искусством „быть другим”. Известно, что существует существенное различие между человеком, какой она есть „на людях”, в обществе, и человеком, какой она есть „дома”, в одиночестве. Входя в контакты с другими людьми, просто выходя в человеческое сообщество, будто человек надевает маску и становится другим. „Люди-маски” — это те люди, которые умеют перевоплощаться, вести себя иначе, выдавать себя за других в зависимости от ситуации. Мастерство точно играть роль зависит от того, насколько искренне эта роль сыграна. Ведь сознательно или бессознательно человек подражает других, перенимает их привычки, манеры, воспроизводит поступки и действия известных литературных персонажей, киногероев, артистов и т.д. Как отмечает психолог В.Леві: „Сквозь нашу телесную оболочку, как постояльцы отеля, проходит много различных „Я”. Как искусством является умение „быть другим”, так же искусством является и умение „быть собой”.

Этого искусства можно достичь благодаря большой работы над собой, всю жизнь направляясь через „других” к себе, пока не достигнешь высшего идеала, когда уже лишним станет играть роли, а сформируется собственный стиль поведения, придет мудрость и появится способность человека быть естественным и искренним. Сегодня это в основном считают признаками наивности и слабости, хотя на самом деле именно эти черты характеризуют интеллигентную и высокодуховную личность, которая отличается целостностью и умением сочетать различные образы, постоянно изменяться в процессе самосовершенствования.

Культура и стиль поведения лица удостоверяет наличие личного имиджа. Сегодня этот срок слишком популярным, особенно в сфере делового общения. Но личный имидж и образ каждого индивида. Он определяется всей совокупностью внутренних и внешних факторов и элементов, которые предоставляют человеку во взаимоотношениях с другими людьми стабильных излияний. Как правило, человек должны проводить сравнение собственного «же-имиджа» и своего имиджа в восприятии других людей. Различают несколько вариантов имиджа, в частности: зеркальный, реальный, идеальный, созданный. Зеркальный — это наше представление о себе, — реальный взгляд на себя со стороны, — идеальный подход к носителя имиджа, который может быть назван ідеалізуючим; создан — это образ субъекта, который является продуктом действий іміджмейкерської кампании. Если созданный имидж „изнашивается”, то есть уже себя не оправдывает, то его заменяют другим.

Современные исследователи по-разному определяют содержание понятия „имидж” (англ. image — образ, образ, изображение, которое связано с лат. — imitari — имитировать), но в основном трактуют как знаковый продукт, который отражает основные черты портрета человека. В основном этот термин употребляют в значении искусственно созданного образа лица или любого объекта, например, фирменного товарного или политического и т.д. Процесс его создания является целенаправленно организованным на достижение четко заданных характеристик. Как подчеркивает исследователь Д. Бурстін: „Речь имиджей царит везде. Она повсюду заменила язык идеалов”. Имидж — это представление о человеке, который передает видимую, фасадную сторону ее образа; в имидже манеры, жесты, мимика, отдельные языковые выражения выступают в качестве наиболее выразительных характеристик. Человек, который является настоящей личностью (героем), удостоверяет свою сущность делами. Герой творит себя сам, олицетворяя возвышенный идеал, созданный имидж временем может и не иметь ничего общего с реально существующим его носителем, то есть имидж носит условное символическую природу. Но заданный человеку имидж может побудить ее к подкрепления его содержания жизненно важными делами. Имидж может стимулировать повышение собственной самооценки, добавлять уверенности, повышать социальную и личную ответственность, способствовать развитию положительных моральных качеств, как-вот доброжелательность, приветливость, вежливость, душевность, и т.д. Следовательно, чтобы совершенствоваться духовно, утверждаться в деятельности, получать уважение среди окружающих человек обязан заботиться о свой личный имидж, постоянно менять его в лучшую сторону, достигая гармонии между своим внешним образом и внутренней сущностью. Конечно, наиболее постоянными имиджами человека есть те, что она обида и создала сама.

Итак, имидж помогает выработать свой личный стиль поведения, который включает в себя и манеру общаться (по фр. манера означает способ действий, приемы общения), которая предстает почти тождественным понятию „стиля”, но больше касается характеристик каких единичных, отдельных, индивидуальных особенностей поведения определенного лица. Способы будто внешними проявлениями внутренней природы отдельного человека, поэтому они частично приобретаются, а частично нам дарованы. Хорошие манеры, учтивое обращение с другими людьми не даются от рождения и не возникают сами по себе. Большое влияние на манеры поведения оказывает социальное микро среду, а также полученное в семье и школе воспитания. Добрыми средствами общения при желании можно овладеть, потому что если человек не задумывается над формой общения, то никакие этикетные кодексы и правила не повлияют на изменение его поведения. В то же время в манерах каждого человека есть несколько он нее самой, от ее начальной психо-физиологической организации, от ее генетики и ауры.

Сформирована и зрелая личность не является безразличной к тому, как его воспринимают окружающие. Такой человек обязательно строит свой идеальный образ (имидж) и критически оценивая себя, пытается выработать и усовершенствовать манеры и приемы общения, которые продиктованы определенным уровнем морального сознания. Именно в молодые годы формируются те добродетели, которые определят способ поведения. Хотя в молодежной среде и культивируются определенные нормы, которые свидетельствуют о принадлежности к определенным группировок, преданность определенным кумирам, все же они не могут быть оторванными от общепринятых правил общественного поведения. Моральные добродетели удостоверяют отношения человека к моральных норм и ценностей. Как утверждал Б.Спіноза, для человека нет ничего более полезного, чем человек. Моральные нормы и ценности реально влияют на человеческое поведение, когда хорошо осознаются, становятся личными жизненными смыслами. Ведь моральные императивы не возможно кому насильно навязать, заставить признать те или другие эталоны морали (что является даже аморальным). Каждый человек опирается на собственный опыт, имеет собственные наклонности, которые творят целостность ее морального образа. Если человек пытается буквально воплотить, повторить в своей жизни тот идеал, который кажется ей абсолютно совершенным, то она рискует мифологизировать свою жизнь, поддаваясь искушению воспроизвести миф в собственной жизни. Поэтому отношение к идеалу должна быть несколько дистанцирован, когда идеал не воспринимается как объект буквального воспроизведения, а служит орінтиром для творческого и самостоятельного осмысления и регулирования собственной жизни. „Очарование идеалом” может лишить человека стремление искать собственный, индивидуальный путь утверждения моральных добродетелей.

Для полноценного общения прежде всего необходимо сочетание вышеперечисленных правил, но первым его гарантом выступает вежливость, по поводу которой М.Сервантес, писал, что „ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Радушие и позитивный настрой одного к другому обеспечивают комфортный климат общения, добавляют настроения, предотвращают конфликты. Внешним проявлением вежливости любезный выражение лица, заинтересованный взгляд, привержены жесты, улыбка. Конечно не всегда человек может находиться в хорошем настроении. Иногда обстоятельства служат основанием для грусти, раздражение, а это требует от другого корректности и тактичности. Тактичность предусматривает меру, которой надо придерживаться в разговоре. Корректная и тактичный человек способен почувствовать грань, за которую нельзя выходить во взаимоотношениях. Внимание к другому не должна быть навязчивой и наглой, что коррелируется такой чертой, как деликатность. Она добавляет уравновешенности и сдержанности, помогает лучше владеть собой, оставаться естественным в поведении.

Уважение предполагает уважительное отношение к партнеру, а также показывает степень собственного самоуважения, потому что уважающий себя человек не будет прибегать к оскорблений и унижения достоинства другого. Уважение в этике означает признание ценностного статуса другого, а потому по своей сути имеет глубоко гуманистическая подоплеку. Уважение не сводится к некоему единичного формального акта, а касается целостной морального линии поведения человека, направленной на признание чести и достоинства другого лица. Уважение, как реализация принципа достоинства в процессе общения предполагает добродетель и справедливость в отношении к каждому несмотря на социальный статус (даже преступники имеют право на уважение и защиту собственного достоинства в местах отбывания наказания). В современном обществе мы часто становимся свидетелями неуважения к окружающим, грубых выпадов действий „крутых” безудержных хамов, разъяренных чиновников, унижение слабых, женщин или детей, попустительство элементарных человеческих прав со стороны государственных чиновников и т.д. Человеческое достоинство не позволяет мириться с таким наплывом позора, а поэтому единственным средством сопротивления становится самоуважение. Ведь с моральной точки зрения у человека могут отобрать лишь то, с потерей чего она уже согласна заранее. Морально устойчива человек никогда не согласится на унижение собственного достоинства, не позволит себя позорить. Высокий уровень самоуважения человека — это тот барьер, который не сможет одолеть безудержная грубость и хамство.

Самой ценной особенностью из-среди других в процессе общения моралисты определяют толерантность, которое происходит от латинского слова tolero — „несу”, „терплю”. Эта добродетель базируется на необходимости мириться с неизбежными разногласиями взглядов, ориентаций, стилей жизни. Толерантной называют человека, который признает за другим право быть не таким как „Я”, по-другому мыслить и действовать, хотя сама занимает непримиримо другую позицию. Например, в „Энциклопедии философии” под редакцией П.Едвардса толерантность толкуется как „терпеливая сдержанность относительно того, что не нравится и не приветствуется… Она предполагает существование того, что считается неприемлемым или злым”. Толерантность не употребляется в отношении к тому, к чему мы относимся приветливо. Потому что покрывать — значит мириться с тем, что осуждаем. В сегодняшних не менее драматических обстоятельствах, в чрезвычайно широком и бушующем мире толерантность утверждает право на несовместимость, что позволяет сохранить свободу и самобытность людей, как и определенных социальных групп, политических сил, религиозных общин, культурных организаций.

    Сострадание и милосердие относятся к ценным этических характеристик добропорядочного человека. Эти добродетели особенно преподносит христианская этика, построена на принципе всепоглощающей любви к ближнему. Если мы обнаруживаем уважительное и почтительное отношение к другому, а в душе остаемся равнодушными и черствыми, то такое уважение является ничем иным как фикция. Смысл общения не сводится к исполнению ритуала почтительности, а предполагает проникновение заботами и проблемами другого. Сочувствие и является таким экзистенциально-моральным императивом, который обращен к внутренних переживаний другого субъекта. Сочувствия, сопереживания, сострадания чужие эгоистичным натурам, а чужое горе, неудачи приятные людям злым. „ Сострадании есть главнейший и, может быть, единственный закон всего человечества» — говорит главный герой романа Ф.достоевского „Идиот” князь Мышкин. Проявлять сострадание и сочувствие к другим, делить с ними горе и радость способны лишь высокие духовно лица. В книге Экклезиаста сказано: „Сердце мудрых — в доме плача” (Еккл. 7, 4).

В практическом аспекте соболезнования соотносится с милосердием, которое можно определить как деятельное стремление помочь тому, кто в том потребность. Деятельную помощь под влиянием сердечного сопереживание следует отличать от простых человеческих актов милосердия, которые составляют нравственную ценность сами по себе. Как уважение обращена к признанию ценностного статуса другого, так и милосердия заключается в деятельной помощи другом реализовать свой жизненный смысл. Деятельно помогать другому в самореализации, осуществлении своей миссии — в этом смысл категории милосердия. Если милосердия опирается на толерантность и уважение, то приобретает действительно высокого духовного значения. Религиозная этика определяет для верующего необходимость соблюдения такой добродетели, как милосердие ради спасения собственной души. Искреннее деяния милосердия отнюдь не унижает, а наоборот возвышает человека, что его проявляет. Например, общество, которое потакает права обездоленных, не обнаруживает деятельной заботы о немощных, инвалидов, малоимущих, нельзя считать социально справедливым: оно не является морально здоровым и содержит признаки деградации.

Любовь, что является „формой всех добродетелей”, выступает в этике единственным средством достижения добродетели. Внутренняя способность человеческой воли творить добро и составляет сущность любви; следовательно, любовь — это первая и самая важная нравственная добродетель. На это указывают слова св. Августина, что любовь является формой добродетелей. Добродетель (на греческом arête, а на латинском virtus означают выдержку, мужество, склонность) требует усилий ради достижения некой совершенства, а потому обращена к свободе. В этом смысле следует понимать разницу между моральной добродетелью и природными способностями. Ведь люди от природы могут быть более доброжелательными, чуткими, мужественными, или трусливыми, ленивыми, жадными, и т.д. Природные склонности требуют определенного исправления или усиления в процессе обучения и воспитания. Так, человек, по природе отважная, должна избегать лихачества, амбициозная — напыщенности, добросовестная — излишней щепетильности. Усилиями собственной воле можно приобрести новых моральных качеств, даже если человек не имела природных способностей, которые облегчают формирование определенной черты. Более дорогостоящей и глубже станет кротость того, кто должен был преодолеть врожденную вспыльчивость, чем того, кто от природы спокойный и не склонен к агрессии. Добродетель, как следования к благу, предусматривает любовь, которая способна развить в человеке то, что сделает ее более духовной и гуманной. Сутью каждой любви есть самопожертвование — готовность отдать жизнь другому лицу, например мать — ребенку, друг — собрату, любимый — любимой. Добродетель — это проявление любви и природный ее фундамент. Любовь — это „связь совершенства” (Кол. 3, 14), потому что все добродетели к ней ведут.

„Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, но сорадуется истине,

Все покрывает, верит, всего надеется, все переносит.

Никогда любовь не перестает!” (I Кор., 13, 1-8).

Приведенная цитата из послания ап. Павла звучит как гимн любви, а также раскрывает содержание понятия добродетели как воплощение действенной любви. Ведь любовь без дела мертва. Конечно, не всякое общение вдохновляется любовью, однако плохое такое общение, которое не стремится к этому, не ориентируется на идеал любви, даже в отдаленной перспективе. Если любовь является краеугольным камнем общения, то это углубляет уровень доверия, открытости, взаимопонимания партнеров. В свою очередь, любовь сама по себе возникает как совершенный тип общения, в котором его смысловые, экзистенциальные и моральные аспекты раскрываются в своей наиболее адекватной форме.

Все разнообразие существующих определений любви от простой чувственности и элементарного источники положительных эмоций к сугубо интеллектуального или божественного феномена, от сугубо интимного чувства к пылкой патриотической любви, лишь отражает всю реальную многовекторность проявлений этой основополагающей человеческой добродетели. Ведь мы различаем родительскую любовь, материнскую, сыновнюю, сестринское, патриотическую, а еще „любовь земную”, „любовь небесную”, любовь-страсть, любовь-радость, любовь-благоговение, любовь-самопожертвование, любовь-сострадание, любовь-милость и т.д. Древнегреческий язык фиксирует внимание на таких типах любви как „эрос”, „филиал”, „строгое”, „агапе”, что в итоге указывает на то, что сущность любви является неисчерпаемой и всеобъемлющей, а это подтверждает уже приведенную тезис о любви как добродетель добродетелей, как способность творить добро.

Антагонистической противоположностью моральных добродетелей есть недостатки, которые трактуются как постоянная склонность и способность воли совершать зло. Правда зла ради зла человек обычно не стремится. Иногда мы поступаем зло, желая блага. В основном зло — это ошибки, которые осуществляются тогда, когда добро видят там, где его нет. Тогда речь идет не так зло, как о ошибочное действие, неудачный поступок. Тогда чем отличается моральный изъян от ошибки? Моральное зло осуществляется тогда, когда человек знает, что благо, которое она выбирает, ей не принадлежит, например, вор грабит банк ради денег, или убийца убивает кого, чтобы завладеть имуществом жертвы. Моральный изъян, как и добродетель, является постоянным навыком или пагубной привычкой, которая заключается в сознательной готовности выбора такого блага, которое человек выбирать не должна; при том она уже даже не испытывает угрызений совести. Недостаток дезориентирует личность и в конце концов губит ее. Временная недостаток подчиняет человеческую волю определенном благу, которое заменяет все другие.

Так, вино, выпитое в меру, веселит человека, поднимает настроение, но алкоголик вращает это благо в тяжкое зло для окружающих и погибает сам. Всеобщая бездействие по борьбе с алкоголизмом лишь способствует перерастанию его в большое общественное зло. Сегодня в Украине проблема алкоголизма приобретает катастрофические масштабы. Это уже становится общенациональной недостатком. Курение сигарет диктуется необходимостью успокоить нервы, но курильщик на самом деле порабощает себя, подвергаясь вредной привычке, что лишь усиливает нервозность.

Недостатки в основном порожденные непоміркованістю и скоростью, например в еде и питье. Кто добился значительных успехов в духовной сфере, стал популярным, высокообразованным может подвергнутся такой вади как гордость и тщеславие. Гордость как недостаток заключается в иллюзорном чувстве собственного превосходства над другими. Не одного политика поразила эта вада, что подтверждает истинность высказывания Є.Леца, что „прикосновение трона меняет человека”. К наиболее распространенных пороков принадлежит зависть, которую с гордостью объединяет тот самый фальшивый критерий собственного превосходства, не умение распознать тех истинных благ, которые возвышают человека, преподносят ее материальный достаток или социальный статус. То, что подпитывает гордость одного лица, став предметом зависти ближнего, по-сути „съедает” его. Зависть в крайних формах ведет к желание лишить других тех благ, которыми не обладает сам завистник.

Распространенной человеческой недостатком является гнев, который бывает оправданным как реакция на зло. Но гнев как недостаток основывается на том, что человек подвергается этому чувству, когда не достигает желанного блага, не может преодолеть те препятствия, которые возникают на пути его реализации. Итак, гнев не устраняет, а лишь умножает зло. Гнев является проявлением не столько силы, сколько слабости человека. Хотя в гневе человек является страшной. Ведь сдержаться значительно труднее, а раздражение и гнев возникают легко. О недостатках стоит говорить, чтобы лучше понять их природу с тем, чтобы исправлять, а не приумножать. Недостаток, как и всякое зло, выступает в оболочке блага, поэтому лучше осознать притягательную силу добра. Чем лучше понимаешь благо, тем более тускнеет привлекательность зла.

В межличностных отношениях понимание природы зла и различных человеческих пороков играет особую роль. Дружеские взаимоотношения возможны только при условии высокой нравственной культуры каждого. Они опираются на такие определяющие правила: не посягать на интересы другого и не проявлять равнодушие к партнеру, критически относиться к себе и замечать не столько чужие пороки, как свои собственные недостатки, совершенствовать свою личную культуру, овладевать нормами и правилами морального поведения, основанной на доброжелательности, вежливости, принципиальности и терпимости к окружающим.

В этом контексте особо следует подчеркнуть значении такой добродетели, как рассудительность, которую еще называют кардинальным, потому что она связана с необходимостью преодоления основных природных инстинктов (страха смерти, полового влечения, алчности). Умеренность является добродетелью меры и основная ее задача сводится к овладению чувством жажды. Аристотель, в частности, предоставляет ей определяющего значения, потому что всякая добродетель составляет „золотую середину” между двумя крайностями — дефицитом и избытком. Например, добродетели отваги противостоит трусость, как недостаток смелости, но ее успех порождает такую отрицательную черту как бравада, которая толкает отчаянную человека к неоправданному риску. Без воспитания в себе добродетели рассудительность не возможно достичь надлежащего уровня нравственности, так необходимого для эффективного общения.

Итак, человеческое общение имеет целый ряд условий и правил оптимального осуществления, однако именно оно, безусловно, опирается на важные человеческие моральные характеристики; моральные добродетели и пороки и влияют на процессы и качество общения, и оказываются и корректируются в последнем.



Назад  

Преимущества и недостатки различных типов связи

Связь определяется множеством различных терминов, четыре типа которых обычно используются в бизнес-среде. Стиль общения влияет на то, как будет получено любое сообщение и, в конечном счете, на то, как кто-то будет воспринят. Существуют преимущества и недостатки различных стилей, о которых следует помнить при общении с коллегами, подчиненными и потребителями.

Пассивное общение

Пассивные коммуникаторы склонны избегать конфликтов, воздерживаясь от регулярного выражения чувств и мнений. Этот стиль воспринимается окружающими как терпеливый и спокойный, но несколько отчужденный. Пассивные коммуникаторы избегают зрительного контакта и длительных разговоров. Несмотря на пассивность, люди с таким стилем общения могут быть склонны к взрывным вспышкам после продолжительного разочарования, фрустрации и критики.

Преимущество этого стиля общения в том, что человек выглядит дружелюбным и всегда заботится о других. Коллегам нравится находиться рядом с теми, кто не поднимает шумиху постоянно и соглашается безропотно браться за работу. Однако всплески, безусловно, негативные. Для коммуникатора беспокойство, вызванное растущими, но сдерживаемыми разочарованиями, является еще одним недостатком. Этот тип коммуникатора регулярно поддается идеям других и демонстрирует низкую самооценку или самооценку.

Распознайте этот стиль по кратким и сердечным ответам по электронной почте без каких-либо дополнительных сведений.

Напористое общение

Напористое общение противоположно пассивному общению. Этот стиль коммуникатора эффективно высказывает свое мнение и защищает себя. Это может быть руководство командой или просьба о повышении. Напористые коммуникаторы смотрят вам в глаза и уверенно передают идеи. Менеджеры, торговый персонал и коммуникаторы получают наибольшую пользу от уверенного общения.

Поскольку напористый стиль общения учитывает мнения других и ценит обе стороны, он является предпочтительным стилем общения в бизнесе.

Агрессивное общение

Агрессивный коммуникатор всегда отстаивает личное мнение, идеи и потребности. Общение вербальное, а иногда и физическое. Агрессивное общение руководства может привести к подавлению подчиненных в рабочей среде. Это также создает напряжение среди членов команды, которые считают, что коммуникатор всегда ведет себя конфронтационно.

С положительной стороны, агрессивные коммуникаторы знают, чего хотят, и готовы идти вперед, несмотря на трудности. Этот стиль больше подходит юристу, чем помощнику по административным вопросам. Многие продавцы являются агрессивными коммуникаторами, но они будут более успешными при напористом стиле общения.

Будь то электронная почта, заметки или другие рабочие средства коммуникации, этот коммуникатор говорит другим, что делать, и спорит, если нет согласия.

Пассивно-агрессивная коммуникация

Пассивно-агрессивное общение нежелательно на рабочем месте, потому что пассивно-агрессивные люди не правдивы в своих чувствах и мнениях. Этот стиль саботирует здоровые рабочие отношения и проекты, потому что пассивно-агрессивные коммуникаторы кажутся пассивными по стилю, но имеют постоянную внутреннюю злость на других. Распознайте этот стиль общения по саркастическим замечаниям, жалобному бормотанию шепотом и деструктивному поведению, такому как использование чата для сплетен о коллегах, которые часто находятся в одной комнате.

Это токсичный стиль общения, с которым нужно быстро справляться в деловой среде, чтобы предотвратить разногласия между командой, клиентами или потребителями.

Преимущества и недостатки вербального общения в баллах

Содержание

Представление 11 преимуществ и недостатков вербального общения с примерами, типами, формами и вербальными навыками. Помимо важности вербального общения на рабочем месте.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение в бизнесе относится к общению, которое использует язык для передачи сообщения или информации. Язык можно было говорить, писать или использовать сигналы и жесты. Официальные организации часто используют словесное общение для повышения эффективности презентаций, телефонных звонков, встреч и т. д.

Различные компоненты такого общения включают язык тела, тон, визуальные эффекты, выбор слов и поведение глаз. Все эти компоненты помогают сделать сообщение максимально полным для получателя.

11 Преимущества и недостатки вербального общения

Организации должны знать о различных плюсах и минусах вербального общения, чтобы использовать его наилучшим образом.

Преимущества устного общения: 

1. Экономия времени: Одно из самых больших преимуществ использования устного общения в организациях заключается в том, что оно облегчает немедленную передачу сообщений или информации, поэтому человек на принимающей стороне не приходится ждать, пока сообщение будет доставлено через выбранный носитель, что экономит много времени.

2. Мгновенная обратная связь: К положительным сторонам устного общения относится возможность мгновенной обратной связи, которая часто невозможна при письменном общении. Быстрая обратная связь в разговоре также завершает петлю цикла общения между отправителем и получателем.

3. Удобство: Вербальная коммуникация облегчает обмен сообщениями или информацией с большей ясностью и выразительностью, тем самым способствуя лучшему пониманию среди получателей.

4. Никаких задержек: Еще одним достоинством вербального общения является то, что оно способствует мгновенному обмену мыслями и идеями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и помогает избежать каких-либо задержек в принятии решений.

5. Личный контакт: Поскольку при вербальном общении используются тон, тон и мимика, это придает сообщениям человеческий и личный характер. В конечном итоге это помогает отражать в сообщениях дружелюбный и теплый дух, а не властный тон.

6. Эффективность с финансовой точки зрения: Устное общение является одним из наиболее эффективных с финансовой точки зрения способов общения в официальном бизнесе, поскольку оно не обязательно требует оформления документов или других формальностей.

7. Предлагает мотивацию: Одним из наиболее важных преимуществ вербального общения является то, что оно мотивирует сотрудников к участию и поощряет их на личном уровне к участию в различных деловых коммуникациях.

8. Повышенная конфиденциальность: Поскольку сообщения или информация передаются в основном через личный контакт при устном общении, становится легче сохранять конфиденциальность сообщения отправителю.

9. Поддержка нескольких носителей : Вербальная коммуникация всегда позволяет отправителю свободно использовать различные другие формы коммуникации для доставки сообщения. Эти формы могут быть визуальными, звуковыми, письменными сообщениями, презентациями и многим другим.

10. Возможны изменения: Вербальное общение часто открыто для любых изменений в плане решений или в соответствии с любыми предыдущими сообщениями в организации. Это также помогает в устранении любой путаницы и недопонимания среди сотрудников.

11. Быстрое делегирование обязанностей: Устное общение позволяет делегировать полномочия или ответственность между сотрудниками в организации, не тратя время на формальности, такие как оформление документов. Сотрудники могут мгновенно вернуться, если у них есть какие-либо вопросы, которые они могут задать в устной форме.

Недостатки вербального общения:

1. Вероятность непонимания: Поскольку вербальное общение не совсем организовано, оно может искажать сообщение из-за внешнего шума — одного из основных элементов общения и создавать недоразумения.

2. Неэффективен для длинных сообщений: Одним из самых больших недостатков вербального общения является то, что передача важных или длинных сообщений может оказаться неэффективной. Отправитель может не объяснить, или получатель может не понять все сразу.

3. Добавление не относящейся к делу информации: Поскольку вербальное общение отличается некоторой спонтанностью, любая не относящаяся к делу информация может легко просочиться, и основная тема может потерять свою важность. Это часто приводит к дальнейшим задержкам в успешном общении.

4. Риск отказа: Одним из наиболее важных недостатков вербального общения является то, что отправитель или получатель может отказать в передаче сообщения или информации в будущем. Этот риск существует, если вербальное или устное общение не было записано.

5. Не подходит для дальней связи: Из-за элементов, используемых для вербального общения, это может быть неприемлемо, когда расстояние между двумя людьми больше. Это также может привести к отсутствию одного или нескольких принципов эффективного общения.

6. Нет предыдущей записи: Одним из различных ограничений устного общения является то, что оно часто не записывается и, следовательно, на него нельзя ссылаться или использовать в качестве доказательства в будущем. Это может создать критические проблемы при разрешении конфликтов между двумя идентичностями.

7. Меньшая аутентичность: Вербальному общению часто не хватает аутентичности, поскольку оно имеет личный и неформальный характер. Это делает его менее подходящим для формальной организации, где сообщения должны быть аутентичными и подлинными.

8. Легко забыть: поскольку вербальное общение не имеет записи, получатель может легко забыть о нем. Кроме того, это может привести ко многим проблемам и задержкам в формальной коммерческой деятельности.

9. Требование соответствующих навыков: Общение — это дорога с двусторонним движением, поэтому для успешного устного общения необходимы соответствующие навыки говорения и слушания на обоих концах.

10. Снижение формальности в отношениях: Устное общение может иногда снижать формальность в организационных отношениях и в конечном итоге приводить к тому, что сотрудники не воспринимают всерьез свое начальство.

11. Трата времени: Вербальное общение легко становится пустой тратой времени, когда люди, вовлеченные в процесс, отвлекаются на ненужные разговоры. Это также может привести к бесплодному процессу общения.

Пример вербального общения

Виды вербального общения Используются различные виды вербального общения.

1. Межличностное общение:  Это общение происходит между двумя людьми, в основном лицом к лицу. Он часто носит неформальный характер и показывает поведенческие качества человека.

2. Внутриличностное общение:  Это общение происходит внутри человека без участия других людей. Он включает в себя самоанализ, размышления, самостоятельную речь и т. д. 

3. Общение в малых группах: Когда более двух человек взаимодействуют друг с другом посредством вербального общения, это называется общением в малых группах.

4. Общение с общественностью:  В этом общении участвует человек, взаимодействующий с большой группой людей на собрании. Это предполагает обращение к определенному типу публики одновременно.

Формы устного общения: 

Устное общение обычно делится на две формы: устное общение и письменное общение.

Устное общение:

Устное или устное общение относится к сообщениям или информации, передаваемым с помощью произнесенных слов. Идеи, мнения или чувства здесь выражаются в разговоре лицом к лицу, по телефону или с помощью голосовых заметок. Одним из самых больших преимуществ устного общения является то, что оно может быть успешно осуществлено только с помощью одного среднего звука.

Письменное общение: 

Когда информация или сообщения передаются в письменной форме, это называется письменным общением. В бизнес-организации эта форма устного общения может осуществляться с помощью различных способов, таких как письма, записки, уведомления, электронные письма и т. д. Одним из самых больших достоинств письменного общения является то, что оно всегда обеспечивает запись сообщений, на которые можно ссылаться в будущем. — что обычно не возможно в устной форме вербального общения.

Каковы преимущества устного общения на рабочем месте?
  • Беглость в работе: Одной из основных функций вербального общения является обеспечение беглости в работе и помощь в плавной координации между сотрудниками на разных уровнях.
  • Повышение морального духа: Устное общение на рабочем месте побуждает сотрудников общаться и участвовать на личном уровне и повышает их моральный дух, чтобы работать лучше.

Каково значение вербальных навыков?
  • Индивидуальные отношения: В официальной организации методы и навыки вербального общения помогают людям строить отношения на личном уровне и укреплять связи.
  • Быстрая передача: Навыки вербального общения имеют решающее значение в формальной организации, поскольку они помогают быстро распространять/передавать информацию или сообщения без каких-либо ненужных задержек.
  • 1. Избегайте слов-паразитов: четкость и краткость при отправке сообщения.

    2. Активное слушание: При получении ответа в качестве отправителя или информации в качестве получателя необходимо активно слушать и понимать, чтобы выполнить успешное устное общение. Наряду с умением слушать, наблюдательность также имеет решающее значение.

    3. Сосредоточьтесь на проблеме: Для хорошо организованного вербального общения в организации внимание должно быть сосредоточено на теме обсуждения, а не на личном уравнении, которое сотрудники разделяют между собой.

    4. Признание других: Важно признавать других при устном общении. Выражение благодарности, подтверждение своих чувств и положительная обратная связь в общении отражают качества доброты и улучшают отношения.

    Что такое невербальное общение?

    Невербальное общение – это процесс, при котором для общения не используются слова, то есть передаются бессловесные сообщения. Сообщения передаются с помощью таких элементов, как выражение лица, одежда, тон и высота голоса и т. д. Невербальное общение часто отражает настроение, мнение или чувства человека и может сочетаться с письменным или устным общением.

    Преимущества и недостатки невербального общения

    Преимущества невербальной коммуникации:

    1) Простота передачи: Поскольку невербальная коммуникация использует различные способы коммуникации, такие как изображения, диаграммы, аудиовизуальные материалы и т. д., она позволяет легко передавать любые вид сообщения с большей ясностью и подробностями.

    Недостатки Невербальная коммуникация: 

    1) Дорого: Подготовка подробного сообщения или информации в невербальной коммуникации требует много времени и усилий. Создание хорошего сообщения также обходится дороже с финансовой точки зрения, поскольку оно использует визуальные и аудиовизуальные режимы.

    Must Read: Check out our detailed guide to the advantages and disadvantages of non-verbal communication

    Difference between Verbal & Non-verbal Communication

     Basis of differentiation

    Вербальное общение

    Невербальное общение

    Средний

    Вербальная коммуникация может осуществляться с использованием одного средства.

    Невербальная коммуникация часто использует различные средства одновременно для передачи сообщения.

    Расшифровка 

    Расшифровывать сообщения при вербальном общении сравнительно легче, поскольку есть слова, которые нужно понимать.

    При невербальном общении труднее расшифровать сообщение, так как необходимо внимание к различным факторам общения, таким как язык тела, мимика и жесты.

    Непрерывность

    Вербальная коммуникация происходит в прерывистых частях. Общение заканчивается, когда один или несколько человек перестают участвовать.

    Невербальная коммуникация часто непрерывна. Даже если один человек прекращает участвовать, его невербальные элементы продолжают что-то сообщать. В некоторых случаях может иметь место и внутриличностное общение в невербальной форме.

    Преимущества и недостатки общения

    Преимущество: 

    1. Взаимное доверие: Эффективное общение в формальной организации способствует взаимному доверию и пониманию между сотрудниками на всех уровнях. В конечном итоге это способствует созданию позитивной рабочей атмосферы.

    Недостаток: 

    2. Непонимание или причинение вреда: Коммуникация в любой форме требует значительных усилий с обеих сторон для достижения успеха. Недостаток усилий или различные барьеры могут вызвать непонимание среди сотрудников и даже привести к обиде.

    Часто задаваемые вопросы

    Q1) Каковы преимущества устного общения?

    Ответ: Преимущества устного общения заключаются в том, что оно быстрее, доступно, открыто для изменений и обеспечивает более высокую конфиденциальность.

    Q2) Каковы недостатки устного общения?

    Ответ: Недостатки вербального общения в том, что всегда есть вероятность недопонимания и риск отказа, и оно не подходит для общения на расстоянии.

    Q3) Каковы преимущества и недостатки вербального и невербального общения?

    Ответ: Преимущество вербального общения в том, что оно позволяет быстро делегировать обязанности, а его недостаток в том, что оно не имеет никаких записей для дальнейшего использования. Преимущество невербального общения в том, что для общения можно использовать несколько средств. Недостатком невербального общения является то, что в некоторых случаях его выполнение может стать дорогостоящим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *