Доведение до абсурда — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Доведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние», др.-греч. Εις άτοπον απαγωγή), — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.
Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного.
В математической логике
Метод приведения к абсурду используется в математической логике в виде умозаключения[1]. Если требуется доказать истинность некоторого утверждения A{\displaystyle {\mathfrak {A}}}, то образуют отрицание этого утверждения A¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}} и находят такое утверждение B{\displaystyle {\mathfrak {B}}}, что оказывается возможным одновременно доказать выводимости A¯⊢B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\mathfrak {B}}} и A¯⊢B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\overline {\mathfrak {B}}}}, то есть прийти к абсурду. На основании этого делают логическое заключение, что утверждение A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} истинно.
Метод приведения к абсурду основан на тождественно истинном высказывании: ((A¯⇒B)∧(A¯⇒B¯))⇒A{\displaystyle (({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}})\land ({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}))\Rightarrow {\mathfrak {A}}}. Следовательно, формула A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} выводима из формул A¯⇒B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}}} и A¯⇒B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}}.
Видео по теме
Риторический приём
Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и приём пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).
Примеры
- В 2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Нико Альм подал соответствующее заявление три года назад, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Так как фотографии с головными уборами разрешены в Австрии только из религиозных побуждений, он обосновал свой поступок принадлежностью к пастафарианству [2]. «Моя главная цель — заставить людей задуматься над адекватностью системы», — заявил он[3].
- В 2013 году то же самое проделал житель Чехии Лукаш Новый[4].
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
- Эдельман С.Л. Математическая логика. — М.: Высшая школа, 1975. — 176 с.
Доведение до абсурда — Wikiwand
Доведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние», др.-греч. Εις άτοπον απαγωγή), — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.
Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного.
В математической логике
Метод приведения к абсурду используется в математической логике в виде умозаключения[1]. Если требуется доказать истинность некоторого утверждения A{\displaystyle {\mathfrak {A))}, то образуют отрицание этого утверждения A¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A)))) и находят такое утверждение B{\displaystyle {\mathfrak {B))}, что оказывается возможным одновременно доказать выводимости A¯⊢B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A))}\vdash {\mathfrak {B))} и A¯⊢B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A))}\vdash {\overline {\mathfrak {B)))), то есть прийти к абсурду. На основании этого делают логическое заключение, что утверждение A{\displaystyle {\mathfrak {A))} истинно.
Метод приведения к абсурду основан на тождественно истинном высказывании: ((A¯⇒B)∧(A¯⇒B¯))⇒A{\displaystyle (({\overline {\mathfrak {A))}\Rightarrow {\mathfrak {B)))\land ({\overline {\mathfrak {A))}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B))}))\Rightarrow {\mathfrak {A))}. Следовательно, формула A{\displaystyle {\mathfrak {A))} выводима из формул A¯⇒B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A))}\Rightarrow {\mathfrak {B))} и A¯⇒B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A))}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B)))).
Риторический приём
Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и приём пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).
Примеры
- Земля не может быть плоской; в противном случае мы бы обнаружили, что люди падают с края. Пример утверждает, что отрицание предпосылки привело бы к нелепому выводу вопреки свидетельству наших чувств.
- Нет наименьшего положительного рационального числа, потому что, если бы оно было, то его можно было бы разделить на два, чтобы получить меньшее. Это математическое доказательство от противоречия, в котором утверждается, что отрицание предпосылки приведет к логическому противоречию (существует «наименьшее» число, и все же число меньше его).
- В 2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Нико Альм подал соответствующее заявление три года назад, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Так как фотографии с головными уборами разрешены в Австрии только из религиозных побуждений, он обосновал свой поступок принадлежностью к пастафарианству [2]. «Моя главная цель — заставить людей задуматься над адекватностью системы», — заявил он[3].
- Эдельман С.Л. Математическая логика. — М.: Высшая школа, 1975. — 176 с.
www.wikiwand.com
Доведение до абсурда — Lurkmore
Доведение до абсурда (лат. Reductio ad absurdum) — полемический прием, состоящий в усилении тезисов/аргументов/позиции оппонента до той степени, в которой явно проявляются их недостатки. При правильном использовании является хорошей, годной и корректной техникой. Среди интеллигенции же распространено некошерное совмещение доведения до абсурда с подменой тезисов — что уже относится напрямую к демагогии.
Побочным эффектом частоты неправильных применений является настойчивое — и ошибочное — причисление дебилами интеллектуалами самого приема к заведомо некорректным, следы чего обширно рассыпаны дебилами авторами по этой самой статье.
[править] Вместо предисловия
Не стоит путать софизм подмены тезисов оппонента с методом «доведения до абсурда». Корректно доводятся до абсурда только изначально обобщенные высказывания и убеждения вида «все, всегда, ничто, никогда, ничего, на 100%» и т. п. В таком виде получается близкий родственник обычного опровержения примером.
Если высказывание не обобщенно на 100%, то присутствует как минимум одна неизвестная, а то и больше. Это дает демагогу возможность не особо заметно подтыкать к аргументу противника изначально там отсутствующие соображения, которые и предопределяют финальную бредовость.
Также при ложном доведении до абсурда часто искажается реальная суть аргумента. Возьмем для примера диалог, ставящий многих в тупик даже во вполне зрелом возрасте:
— Мама, можно мне погулять до девяти? — Нет, сынок, чтоб дома был в восемь! — Но мама, все остальные дети гуляют до девяти! — А если остальные дети пойдут топиться, ты тоже пойдешь? |
Обратите внимание, как нечеткая формулировка аргумента ребенком открыла матери возможность подменить его смысл: имелось в виду, конечно, что можно всем, можно и мне, однако доведен до абсурда искаженный тезис что делают все, то нужно делать и мне, который, очевидно, куда более сомнителен. И да, таки имеет место ответ от xkcd: «Если 95 моих друзей, часть которых панически боится высоты, сиганули с моста, то что более вероятно: что все они ВНЕЗАПНО словили приступ шизы, или что мост горит?»
А вот доведение до абсурда из классика современности Пелевина:
— Из этого следовали парадоксальные выводы, — продолжал Борис. — Например, по правилам люди делают все только за деньги. Поэтому истинное зло должно быть бескорыстным. Совершающий его не должен рассчитывать на награду. — И? Борис грустно вздохнул. — Смешно вспомнить. Я совершенно бескорыстно сжег несколько больших помоек и одну старую «Волгу», чем, наверно, окончательно подкосил какого-то пожилого пенсионера. Еще я расстрелял из рогатки множество голубей и повесил одного щенка. И только тогда понял свою ошибку. Я ведь хотел стать черным магом не для того, чтобы служить злу, а чтобы зло служило мне! А раз я этого хотел, значит, я все же рассчитывал на награду — и по собственной логике переставал быть адептом зла… Румаль Мусаевна, как раз разливавшая чай, даже поставила задрожавший в ее руке чайничек на стол. — То, что вы говорите, просто ужасно, — сказала она. — Птичек-то за что? — Бросьте. Этим занимаются все мальчишки. И они, кстати, уж точно не рассчитывают на награду и действуют бескорыстно. По моей логике выходило, что подлинными служителями зла были именно они. И я задумался — кому же тогда служу я? Аристотель Федорович негромко засмеялся. — Да-с, — сказал он, — дилемма. |
[править] Практическое применение метода
К сожалению, поскольку существенная часть данного абзаца писана интеллектуальным большинством, читателю предстоит самостоятельно отделять примеры по теме от обычной демагогии с подменой тезиса. Вас предупредили.
Этот абзац написан интеллектуальным большинством. В итоге от чтения ни пользы, ни удовольствия. Поскольку с самим большинством мы ничего сделать не в состоянии, хотя бы абзац следует переписать или спрятать куда-нибудь. |
1. Метод доведения до абсурда рекомендовался ещё древними греками, но не в качестве инструмента демагога, а для проверки идеи на вшивость. То есть: если некая разумная идея даже после доведения до степени абсурда выглядит разумной, значит, это действительно хорошая, годная идея. Если же утрирование с гиперболизацией низводят всю эту красоту ниже плинтуса, не всё в ней так хорошо. ИЧСХ из всего множества с виду дельных и рациональных мыслей подобную проверку выдерживают единицы — даже идея «пожрать» не всегда.
2. Политики широко используют данный метод в своих кампаниях перед широкой общественностью. Например, на предвыборных плакатах Януковича был призыв «За справедливость».
Абсурдическим является в принципе упоминание справедливости в нынешних условиях, но массы ведутся каждый раз снова и снова. Таким образом приём стал просто незаменимым, когда надо ещё больше засрать мозг.
Например, корректное опровержение идеалов демократии древнегреческими методами:
— Идеальная политическая система должна учитывать мнение каждого! — Убийц и маньяков, клинических дебилов и иных ценных членов общества? — Ну, гмъ, нет, конечно, каждого нормального… — Ага, то есть кто-то как-то таки будет отделять «нормальных» от «каждых»? |
3. Прием доведения до абсурда также незаменим, когда надо быстро отвлечь внимание быдлоты, если у той внезапно открылись глаза на правду. КГБшники прекрасно продемонстрировали его действие на Манежной площади, разогревши фашистскую националистическую идею до абсурда. Состоявшаяся драчка, на радость властям, неплохо развлекла народ и отвлекла от коррупции — значит, и самим можно передохнуть.
4. Бабской логикой. С целью выноса мозга, сшибания бабла, выуживания комплиментов, воспитания детей. Приём чаще всего любим прекрасными половинками нищебродов. Так как получить что-либо от нищеброда можно только в крайне абсурдной ситуации, на то он и нищеброд:
- «Нечего надеть»
- «Ты на меня совсем не смотришь»
- «Что люди скажут?»
Женщины применяют данный метод по жизни даже без какой-либо практической пользы. Просто в силу повышенной эмоциональности и паралогичности мышления. По отношению к своим личинкам также можно наблюдать обратное использование, например в ситуациях типа «игрушки у тебя все старые и поломанные? Ну не могу же я тебе каждый день покупать новые игрушки!»
5. Сознательными демагогами. Особенно любит этот прием Гоблин. Любой его высер пестрит какбэ ироничными издевками над оппонентами с применением бабского аргумента. Например, форсированный посетителями тупичка мем «Миллиард расстрелянных лично Сталиным» стал стандартным ответом гоблиновских хомячков на любую критику сталинских репрессий.
6. Начальники, директора и прочие задроты менеджеры доводят цели и задачи до абсурда, требуя их исполнения от подчиненных. Практическая польза от применения данного приема не совсем понятна, но существует факт, что некоторые подчиненные чувствуют себя поцами. Это доставляет начальничку или помогает ему себя не чувствовать поцом.
7. Троллями всех мастей для самоудовлетворения, иногда через анал.
8. Нищеброду при возникновении различного рода страхов, вызванных присутствием неизвестных, метод доведения до абсурда тоже поможет.
— Что будет, если подорожает бухло? — Ну, ты же не станешь из-за этого бухать меньше. — Придется экономить на закуси и пересесть на троллейбус. — Тогда начнутся проёбы на работе чаще. — Ну, хуй с той работой. — А как же жрачка? — Так сдохнешь без жрачки скорее. — Ура! Лучше так, чем унылое говно. |
И в этом месте оппонент получает облегчение, так как понимает, что, в общем-то, ничего страшного произойти не может.
[править] Примеры кагбе разоблачающие собеседника в абсурде
Тоже, разумеется, в массе своей хуй знает что делающие в этой статье. Увы, грамотная полемическая логика — редкость в интернетах.
Этот абзац написан интеллектуальным большинством. В итоге от чтения ни пользы, ни удовольствия. Поскольку с самим большинством мы ничего сделать не в состоянии, хотя бы абзац следует переписать или спрятать куда-нибудь. |
Коммунистический: «Вам нравится ваш частный домик? То есть вы готовы продаться в анальное рабство злобным капиталистам?»
Либерастический: «Вам нравится бесплатная медицина и обучение в СССР? Тоскуете по ГУЛАГу?»
Поцреотический: «Вы за то, чтобы у нас учились по обмену студенты из Азии, — хотите, чтобы русских женщин насиловало 100500 чурок?» Возможный ответ: «Нет, я хочу ездить в Китай и насиловать няшных китаянок в компании 100500 соотечественников!»
Религиозный: «Вы не признаёте Б-га? Вы вообще опасный маньяк, отвергающий любые законы общества или сектант, по ночам режущий 666 собак на пентаграмме!»
Атеистический: «Вы за строительство церкви в городе? Хотите, чтобы по ночам там сжигали учёных?»
Феминистский: «Вы против феминизма? То есть, вам нравится быть босыми, беременными и на кухне, пока ваш муж вас хлещет кнутом?»
Мачистский: «Ты даришь ей цветы? Если она прикажет лизать ей каблук, ты тоже будешь это делать?»
Зоозащитнический: «Вы за отстрел бездомных собак? Тогда может предложите расстреливать бедных пенсионеров и инвалидов?»
Антизоозащитнический: «Вы против отстрела бездомных собак? Тогда может начнёте защищать права тараканов, мух и микробов?»
Антисемитский: «Вы не бьёте жидов? Даже если жид вашего младенца переработает на мацу?»
ЕРЖ: «Ви шо, таки пrотив ввода изrаильских войск в Палестину? Так ви шо, за холокост и газенвагены?»
Сторонников веществ: «Вы за запрет наркоты? То есть, вы за запрет лекарств?»
Противников веществ: «Вы за легалайз наркоты? Так может, и героинчик с коксом в детских садах начать раздавать?»
Трезвенников: «Вы за свободную продажу водки? Может, её в школьных столовых и в кукольных театрах продавать?»
Мамин № 2: «Не хочешь учиться? Тогда может дворником пойдёшь работать?»
Ювенально-юстиционный: «Вы против цензуры? В вас говорит педофильское лобби!»
Говнарский: «Не слушаешь русский рок? Иди слушай своего Билана, гопник!»
Гопнический: «Не слушаешь шансон? Иди слушай своего Билана, пидор!»
И так далее, в любом сраче на любую тему, в поддержку тезисов любой бредовости.
«Доведение до абсурда» имеет отношение к универсальным ответам. | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
nouveau.lurkmore.to
Доведение до абсурда — Howling Pixel
Доведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние», др.-греч. Εις άτοπον απαγωγή), — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.
Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного.
В математической логике
Метод приведения к абсурду используется в математической логике в виде умозаключения[1]. Если требуется доказать истинность некоторого утверждения A{\displaystyle {\mathfrak {A}}}, то образуют отрицание этого утверждения A¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}} и находят такое утверждение B{\displaystyle {\mathfrak {B}}}, что оказывается возможным одновременно доказать выводимости A¯⊢B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\mathfrak {B}}} и A¯⊢B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\overline {\mathfrak {B}}}}, то есть прийти к абсурду. На основании этого делают логическое заключение, что утверждение A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} истинно.
Метод приведения к абсурду основан на тождественно истинном высказывании: ((A¯⇒B)∧(A¯⇒B¯))⇒A{\displaystyle (({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}})\land ({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}))\Rightarrow {\mathfrak {A}}}. Следовательно, формула A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} выводима из формул A¯⇒B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}}} и A¯⇒B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}}.
Риторический приём
Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и приём пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).
Примеры
- Земля не может быть плоской; в противном случае мы бы обнаружили, что люди падают с края. Пример утверждает, что отрицание предпосылки привело бы к нелепому выводу вопреки свидетельству наших чувств.
- Нет наименьшего положительного рационального числа, потому что, если бы оно было, то его можно было бы разделить на два, чтобы получить меньшее. Это математическое доказательство от противоречия, в котором утверждается, что отрицание предпосылки приведет к логическому противоречию (существует «наименьшее» число, и все же число меньше его).
- В 2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Нико Альм подал соответствующее заявление три года назад, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Так как фотографии с головными уборами разрешены в Австрии только из религиозных побуждений, он обосновал свой поступок принадлежностью к пастафарианству[2]. «Моя главная цель — заставить людей задуматься над адекватностью системы», — заявил он[3].
См. также
Примечания
- ↑ Эдельман, 1975, с. 49.
- ↑ Австриец добился возможности сняться на права в дуршлаге — по религиозным убеждениям — NEWSru.com, 14 июля 2011 г.
- ↑ Вера в дуршлаг победила закон — Metro Архивная копия от 12 января 2012 на Wayback Machine
Ссылки
Литература
- Эдельман С.Л. Математическая логика. — М.: Высшая школа, 1975. — 176 с.
Андре́й Влади́мирович Але́ксин (фамилия при рождении — Они́щенко) (род. 6 июля 1968, город Алексин) — российский музыкант, лидер группы «Алексин». Победитель телевизионного фестиваля песни Песня года (2008, 2009), музыкальной премии Золотой граммофон (2002, 2009) и национальной телевизионной премии в области популярной музыки Премия Муз-ТВ (2010) в качестве автора слов и музыки к песням, член Общественно-Экспертного Совета Российского профсоюза студентов.
Закончил тульское музыкальное училище, позднее тульское училище культуры по специальности «руководитель оркестра народных инструментов». После окончания училища культуры и до призыва в ряды Советской Армии Андрей Алексин работал преподавателем музыки в детском саду, после срочной службы 5 лет работал учителем музыки в общеобразовательной школе г. Алексин, одновременно играя на дискотеках и ресторанах в основанной им группе «Белая гвардия» (не путать с группой Зои Ященко).
Аркигрэм«Аркигрэм» (англ. Archigram, иногда неверно «Архиграм», «Архигрэм», «Арчигрэм») — английская архитектурная группа, оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры; положила начало такому направлению дизайна и архитектуры, как «антидизайн».
Наиболее значимыми членами группы «Аркигрэм» были Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон (Ron Herron), Дэнис Кромптон, Майкл Уэбб (Michael Webb) и Дэвид Грин.
Беспощадная толерантность«Беспощадная толерантность» — сборник современных фантастических рассказов с последовательным уклоном в социальное моделирование, при котором «традиционные ценности» заменяются новыми, часто совершенно противоположными. В сборник, составленный фантастом Сергеем Чекмаевым, вошли произведения Юрия Бурносова, Кирилла Бенедиктова, Владимира Березина, Дмитрия Володихина, Олега Дивова, Леонида Каганова, Сергея Чекмаева и некоторых других отечественных писателей. Тираж сборника — 3 тысячи экземпляров. Вслед за «Беспощадной толерантностью» вышли в свет ещё два сборника Чекмаева, продолжающие поднятые темы — «Либеральный апокалипсис» (2013) и «Семьи.net» (2014). В 2017 году вышло второе издание книги.
Когда отступают ангелы«Когда отступают ангелы» (1986) — повесть Любови и Евгения Лукиных.
Евгений Харитонов в статье «Евгений Лукин: Вполголоса о главном… (Беглые заметки о творчестве Е. и Л. Лукиных)» рассматривает эту повесть как доведение до абсурда идеи уравнительной утопии.
Литература абсурдаЛитература абсурда (от лат. absurdus — «нелепый») — особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.
Для литературы абсурда характерны демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения. Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы: психология, социум, кризис духовности, культурные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным.
Эдвард Лир (1812—1888) важный пример писателя работавшего в жанре литературы абсурда. Льюис Кэрролл также один из основателей такого рода литературы.
Хорошо известными представителями литературы абсурда являются Франц Кафка, Сэмюэль Беккет и Эжен Ионеско. Философски литература абсурда наиболее близка к экзистенциализму, но её первоистоки наблюдаются ещё в творчестве Антона Чехова.
Французский писатель Альбер Камю также использовал абсурд как главную движущую силу в своих произведениях. Официально считается, что только с Альбером Камю и появилось направление абсурда.
Активно использовали абсурдизм в русской литературе Обэриуты (Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников). В своём манифесте они заявили: «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Основные способы построения текста — языковые и речевые аномалии, орфографические ошибки, «пятое значение», опровергание собственных слов, фрагментарность, отсутствие логики и другие.
Среди современных авторов, пишущих в жанре абсурда, можно отметить нидерландского писателя Тоона Теллегена, а также польского драматурга и прозаика Славомира Мрожека.
«Традиции французского театра абсурда в русской драме существуют на редком достойном примере. Можно упомянуть Михаила Волохова. Но философия абсурда до сего дня в России отсутствует, так что её предстоит создать.» По мнению О. Бурениной-Петровой: «Абсурд — это логика умных, поэтому в России он даже не ночевал».
Фактически, литературой абсурда являются многие литературные направления эпохи постмодерна. Не исключение — такие ответвления, как метафизический реализм, новый реализм и даже фантастика, с уходом модерна потерявшая прогрессистскую идеологическую окраску.
Новая хронология (Фоменко)«Но́вая хроноло́гия» (сокращённо НХ) — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная группой под руководством академика РАН, математика А. Т. Фоменко.
Отвергнута научным сообществом как противоречащая установленным фактам, а её методы и гипотезы были опровергнуты. В частности, против «Новой хронологии» выступили историки, археологи, лингвисты, математики, физики, астрономы, химики и представители других наук.
Теория утверждает, что существующая хронология исторических событий в целом неверна, что письменная история человечества значительно короче, чем принято считать, и не прослеживается далее X века нашей эры, а древние цивилизации и государства Античности и раннего Средневековья являются «фантомными отражениями» гораздо более поздних культур, вписанными в историческую летопись из-за неправильного (ошибочного или тенденциозного) прочтения и интерпретации источников. Авторы предлагают собственную реконструкцию истории человечества, в основе которой лежит гипотеза о существовании в Средние века гигантской империи с политическим центром на территории Руси, охватывающей почти всю территорию Европы и Азии (а согласно позднейшим публикациям — даже обе Америки). Противоречия «Новой хронологии» с известными историческими фактами её авторы объясняют глобальной фальсификацией исторических документов.
«Новая хронология» использует более ранние идеи русского революционера и учёного Н. А. Морозова по глобальному пересмотру хронологии мировой истории, пропагандировавшиеся в 1970-х годах на механико-математическом факультете МГУ М. М. Постниковым. Первоначальный вариант теории был сформулирован в начале 1980-х годов в серии публикаций А. Т. Фоменко и с 1981 года развивается им совместно с Г. В. Носовским при эпизодическом участии других соавторов.
В середине 1990-х годов теория преобразовалась в коммерческий проект. К началу 2011 года по «Новой хронологии» издано более 100 книг общим тиражом около 800 тысяч экземпляров.
ПастафарианствоПастафариа́нство (англ. Pastafarianism), или Це́рковь Лета́ющего Макаро́нного Мо́нстра (англ. Church of the Flying Spaghetti Monster), — пародийная религия, основанная физиком Бобби Хендерсоном, выпускником Университета штата Орегон, в 2005 году в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс концепцию «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению. В открытом письме на своём веб-сайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного создателя, похожего на макароны и тефтели — Летающего Макаронного Монстра (ЛММ), и призывает к изучению пастафарианства в школах наряду с другими религиями, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (доведение до абсурда).
Название основано на игре слов и ассоциируется с растафарианством и итальянским словом «паста» (итал. pasta), означающим макаронные изделия, а последователи называют себя пастафарианами.
Летающий Макаронный Монстр, пастафарианское божество, был впервые описан в открытом письме, написанном Бобби Хендерсоном в 2005 году в знак протеста против решения Совета по вопросам образования штата Канзас преподавать теорию «Разумного замысла» наравне с теорией эволюции. В этом письме Хендерсон высмеивает креационизм, возвещая веру в Летающего Макаронного Монстра. В том числе, в письме говорится, что всякий раз, когда учёный проводит радиоуглеродный анализ, его божество изменяет результат измерения своей макаронной десницей. Хендерсон утверждает, что его убеждения не менее логичны, чем теория «Разумного замысла», и призывает изучать его теорию наравне с теорией эволюции и теорией «Разумного замысла». После публикации Хендерсоном этого письма на своём сайте Летающий Макаронный Монстр стал символом противостояния обучению теории «Разумного замысла» в обычных школах.
Пастафарианские принципы (часто пародирующие креационизм) представлены на созданном Хендерсоном сайте Пастафарианской Церкви и в написанном им в 2006 году Евангелии Летающего Макаронного Монстра. Центральным является то, что невидимый и неощутимый Летающий Макаронный Монстр создал Вселенную. Пираты почитаются как первые пастафариане. Хендерсон утверждает, что снижение количества пиратов на Земле стало причиной глобального потепления.
Из-за своей популярности пастафарианство часто используется в качестве современного варианта чайника Рассела — аргумента о том, что бремя доказательства лежит на тех, кто теорию выдвинул, а не на тех, кто её опровергает. Пастафарианство одобряется научным сообществом и критикуется креационистами. Пастафариане были вовлечены в споры с креационистами, например, в округе Полк во Флориде, где они сыграли важную роль в отговаривании школьного совета от принятия новых правил преподавания эволюции.
Патологическое накопительствоПатологи́ческое накопи́тельство (также силлогомания, хординг, синдром Плюшкина и др.) — вид навязчивого поведения, заключающийся в собирании и хранении неиспользуемых вещей, чаще всего — предметов домашнего обихода в настолько больших количествах, что они препятствуют использованию помещений по прямому назначению.
Например, проживающие не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу (из-за обилия вещей на столе и кухне принимать пищу приходится держа тарелку на коленях, пользование кухонной техникой и раковиной затруднено), справлять естественные надобности (из-за чрезмерного загромождения уборной невозможно закрыть дверь), отдыхать (кровать и прилегающее пространство заставлено, на стенах развешаны пакеты с вещами), воспитывать детей (свободные на момент рождения детей комнаты оказываются завалены вещами, дети находятся вместе с родителями, где у них нет места для игр и развития, негде даже ползать по полу).
Подверженные данному расстройству люди рационализируют своё поведение и считают его нормальным даже при крайней степени выраженности.
Во многих случаях склонность к патологическому накопительству появляется в связи с серьёзными жизненными потрясениями, такими как развод, тяжёлая болезнь или смерть близкого человека, что стимулирует первоначально хранить вещи близкого человека, но постепенно навязчивое накопительство начинает охватывать и остальные предметы и принимает угрожающий характер. Человек, одержимый патологическим накопительством, крайне трепетно относится к своим вещам, душевные муки он испытывает, даже если его вынуждают выбросить сущую мелочь — газету или полиэтиленовый пакет.
ПрасангакаПрасангака — буддийское направление в философской школе Мадхъямаки.
Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признаётся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.
Прасангака — школа, доминирующая в тибетском буддизме, большая часть источников осталось только в тибетском переводе.
Основатель школы — Буддапалита, ученик Самгхаракшиты . Именно он стал активно использовать приём прасанга, преимущественно для доведения до абсурда доводов оппонентов, поэтому прасанга понимается также как доведение до абсурда.
Страдания диких животныхСтрадания диких животных — это страдания, испытываемые животными в природе по естественным причинам, таким, как болезни, травмы, голод, стихийные бедствия, паразитизм и убийства другими животными. Страдания диких животных и отношение к ним людей на протяжении всей истории человечества рассматривались в контексте философских воззрений в различных религиях, например, проблема соотношения добра и зла. В настоящее время ряд ученых предполагает, что масштаб рассматриваемого вопроса должен изучаться со светской точки зрения как общая моральная проблема, для разрешения которой люди могли бы принять меры.
Последний пункт данного утверждения вызывает в обществе значительные разногласия. Так, существует мнение, что вмешательство человека в природу было бы либо неэтичным, либо неосуществимым, либо и тем и другим. Сторонники иной точки зрения отмечают, что люди постоянно вмешиваются в природу — иногда весьма существенными способами — для своих собственных интересов и для достижения целей защиты окружающей среды, поэтому есть много способов, которые люди успешно используют, чтобы помочь диким животным: вакцинация; лечение раненых и больных животных; спасение животных при пожарах и стихийных бедствиях; кормление голодных животных; обеспечение водой жаждущих животных и уход за детенышами-сиротами.
Сторонники регулируемых вмешательств человека в природу полагают, что если широкомасштабные вмешательства могут быть невозможны с текущим уровнем знаний, они могут стать осуществимыми в будущем с ростом знаний и передовых технологий. По этим причинам на данном этапе важно повышать осведомленность о проблеме страданий диких животных, распространять сведения о том, что люди должны помогать животным, страдающим в подобных ситуациях, и поощрять исследования в области принятия эффективных мер, которые могут улучшить благосостояние диких животных, не причиняя при этом дикой природе большего вреда.
Теорема ЕвклидаТеорема Евклида является фундаментальным утверждением в теории чисел, утверждающее, что существует бесконечно много простых чисел. Имеется несколько хорошо известных доказательств теоремы.
Хендерсон, БоббиБобби Хендерсон (англ. Bobby Henderson, род. 18 июля 1980 года, Роузбург, Орегон, США) — американский физик, основатель пародийной религии пастафарианство.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Доведение до абсурда — Википедия. Что такое Доведение до абсурда
Материал из Википедии — свободной энциклопедииДоведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние», др.-греч. Εις άτοπον απαγωγή), — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.
Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного.
В математической логике
Метод приведения к абсурду используется в математической логике в виде умозаключения[1]. Если требуется доказать истинность некоторого утверждения A{\displaystyle {\mathfrak {A}}}, то образуют отрицание этого утверждения A¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}} и находят такое утверждение B{\displaystyle {\mathfrak {B}}}, что оказывается возможным одновременно доказать выводимости A¯⊢B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\mathfrak {B}}} и A¯⊢B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\overline {\mathfrak {B}}}}, то есть прийти к абсурду. На основании этого делают логическое заключение, что утверждение A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} истинно.
Метод приведения к абсурду основан на тождественно истинном высказывании: ((A¯⇒B)∧(A¯⇒B¯))⇒A{\displaystyle (({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}})\land ({\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}))\Rightarrow {\mathfrak {A}}}. Следовательно, формула A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} выводима из формул A¯⇒B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\mathfrak {B}}} и A¯⇒B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\Rightarrow {\overline {\mathfrak {B}}}}.
Риторический приём
Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и приём пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).
Примеры
- В 2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Нико Альм подал соответствующее заявление три года назад, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Так как фотографии с головными уборами разрешены в Австрии только из религиозных побуждений, он обосновал свой поступок принадлежностью к пастафарианству[2]. «Моя главная цель — заставить людей задуматься над адекватностью системы», — заявил он[3].
- В 2013 году то же самое проделал житель Чехии Лукаш Новый[4].
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
- Эдельман С.Л. Математическая логика. — М.: Высшая школа, 1975. — 176 с.
wiki.sc
Доведение до абсурда Википедия
Доведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние», др.-греч. Εις άτοπον απαγωγή), — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.
Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного.
В математической логике[ | ]
Метод приведения к абсурду используется в математической логике в виде умозаключения[1]. Если требуется доказать истинность некоторого утверждения A{\displaystyle {\mathfrak {A}}}, то образуют отрицание этого утверждения A¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}} и находят такое утверждение B{\displaystyle {\mathfrak {B}}}, что оказывается возможным одновременно доказать выводимости A¯⊢B{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\mathfrak {B}}} и A¯⊢B¯{\displaystyle {\overline {\mathfrak {A}}}\vdash {\overline {\mathfrak {B}}}}, то есть прийти к абсурду. На основании этого делают логическое заключение, что утверждение A{\displaystyle {\mathfrak {A}}} истинно.
Метод приведения к абсурду основан на тождественно истинном высказывании:
ru-wiki.ru
доведение до абсурда — это… Что такое доведение до абсурда?
- доведение до абсурда
- доведение до абсурда
сущ., кол-во синонимов: 1
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
- добытчик денег
- копивший деньги
Смотреть что такое «доведение до абсурда» в других словарях:
Доведение до абсурда — (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведение», др. греч. Εις άτοπον απαγωγή) логический приём, которым доказывается несостоятельность какого нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него… … Википедия
Абсурд в литературе — У этого термина существуют и другие значения, см. Абсурд (значения). Абсурд (от лат. absurdus нелепый) нелепость, бессмыслица. С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны… … Википедия
Чичерин, Георгий Васильевич — Чичерин Г. В. (1872 1936; автобиография) родился, по метрике, 20 ноября, а фактически 12 ноября 1872 г. в Карауле, имении его дяди Бориса Николаевича. Он происходил из среднедворянской семьи, проникнутой умеренно либеральными традициями. Его дед … Большая биографическая энциклопедия
Прасангака — буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин. Прасангака школа … Википедия
Прасанга — Прасангака буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.… … Википедия
Прасангика — Прасангака буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.… … Википедия
Крученых, Алексей Елисеевич — [1886 ] поэт и теоретик русского кубо футуризма. Род. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз., практике и теории которого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является … Большая биографическая энциклопедия
Крученых — Алексей Елисеевич (1886 ) поэт и теоретик русского кубо футуризма (см. Футуризм). Р. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз. (см. Заумь), практике и теории к рого им посвящен… … Литературная энциклопедия
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития … Философская энциклопедия
Новая хронология (Фоменко) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новая хронология. «Новая хронология» (сокращённо НХ[1]) псевдонаучная[2][3][4][5] теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика… … Википедия
Книги
- Жизнь по понятиям, Сергей Карамов. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все… Подробнее Купить за 124 руб
dic.academic.ru