Духовная сфера это важнейшая сфера деятельности отдельных людей: приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова,

Содержание

Духовная сфера и ее виды. Основные сферы духовной жизни человека

Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве — воспитательная.

Что такое духовная сфера

Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

Таким образом, духовная сфера — это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

Духовная сфера: виды

Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

Наука выполняет несколько важных функций:

  • познавательную;
  • прогностическую;
  • объяснительную;
  • мировоззренческую.

Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей — объективность.

Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

Религия как социальный институт выполняет такие функции:

  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегративную;
  • коммуникативную.

В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами — художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

Искусство выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • воспитательную;
  • эстетическую.

Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура — сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова — это только высоконравственные духовные ценности и поступки — героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них — три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) — представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей — поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино — мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения — они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу — «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.

    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования — науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов.

Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них — одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    — — Публий Сир, древнеримский поэт — —

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей.

Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Духовная сфера общества — комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она — плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек — это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Духовная система в системе сфер жизнедеятельности человека и общества — Мегаобучалка

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.



Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовное производство — в марксизме: коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов. Духовное производство лежит в основе науки, искусства и религии[1]. Оно рассматривается как дополнение к материальному производству

 

Духовная сфера — Студопедия

Поделись  

Духовная сфера общества – сфера жизнедеятельности общества, включающая: мораль, религию, искусство, науку, философию, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Духовная жизнь– это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия; деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.

Культурав первоначальном смысле означало возделывание, обработка и уход за землей. В широком смысле – это все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Культура – это создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний, процесс и продукт духовного производства.

Критерии деления культуры:

1. По способу выражения – материальная и духовная;

2. По направленности – массовая, элитарная, народная;

3. По принадлежности – национальная, наднациональная.

Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства, качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целостное предназначение и цивилизационную роль. В материальную культуру входят все виды материальных ценностей, являющимися результатами человеческого труда.

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле – часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культурной деятельности. Духовная культура включает: познание, нравственность, воспитание, право, философию, науку, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию. Духовная культура – весь духовный опыт человечества, накопленный за тысячелетия существования, нынешний уровень его существования, эстетического развития.

Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социокультурных ценностей, моральных норм и идеалов.

Субкультура – определенная часть, входящая в культуру всего общества, но в то же время отличающаяся по ряду специфических признаков от господствующих в обществе культурных эталонов, образцов поведения, норм, ценностей, одобряемых большинством.

Массовая культура – это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производиться в больших объемах. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации. Цели массовой культуры – заполнение досуга, снятие напряжения, стимулирование потребительского сознания, формирование некритического восприятия этой культуры человеком, отвлечение масс от социальной активности, приспособление к существующим условиям, конформизм. Это культура имеет коммерческую направленность и использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс.

Народная культура –культурные образцы, созданные анонимными авторами, представителями народа (частушки, былины, сказки, народные песни).

Элитарная культура (от фр. elite. – лучшее, отборное) – культура особого слоя общества (элиты), наиболее способного к духовной деятельности; субкультура некоторых общественных групп, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом.

Маргинальная культура – совокупность культурных ценностей, традиций, верований, образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате процессов в обществе (миграций), вынужденных усваивать чуждые им культурные ценности и социальные роли, будучи носителями иных культур, иных традиций, иных верований.

Образование – 1) Совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. 2) Социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения и индивида в различные сферы общества, приобщая его к культуре данного общества, передачи культурного наследия от одного поколения к другому.

Самообразование – приобретение знаний, навыков, умений самостоятельно, без помощи других лиц.

Функции образования:

· Трансляция и распространение культуры в обществе, передача от поколения к поколению ценностей культуры;

· Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов;

· Социальное и культурное изменение общества в процессе научных достижений и открытий, интеграции науки, высшего образования и производства.

· Социализация личности.

Уровни образования: начальное, основное среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное).

Основные направления развития современного образования: гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация, интернационализация, демократизация.

Гуманизация образования – гуманное отношение к личности ребенка, её психологии, запросам и интересам. Ребенок должен стать активным субъектом образования.

Гуманитаризация образование — включение в программы образования предметов гуманитарного цикла.

Демократизация– расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и приятия решений.

Компьютеризация – использование новых современных технологий обучения.

Интернационализация образования — приведение системы образования к единым мировым стандартам.

Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Главные функции науки: познавательно-объяснительная (помогает познать и объяснить устройство мира и законы его развития) практически действенная, прогностическая (наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений). При помощи научных моделей ученые могут показать, возможно, опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению, мировоззренческая (наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение).

Религия( от лат. благочестие, набожность) – мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости по отношению к тайной силе, дающей опору; стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютом, обычно именуемым Богом и, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия.

Фетишизм –вера в сверхъестественную силу вещей (амулеты, обереги). Фетиш – буквально значит «наделенный магической силой».

Тотемизм – вера в существование родства между родом, племенем и определенным видом животного или растения.

Магия – колдовство.

Анимизм – вера в существование души и духов. Одушевление окружающего мира.

Политеизм– многобожие, почитание многих богов.

Монотеизм – единобожие.

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. К признакам мировых религий относят: огромное количество последователей во всем мире; космополитизм – они носят наднациональный характер, выходя за пределы наций и стран; они эгалитарны – проповедует равенство всех людей.

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий (середины VI в до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама. Слово «Будда» — просветленный. Утверждает, что сущность жизни есть страдание. Причина страданий – стремление к наслаждению. Для освобождения от страданий необходимо избавиться от желаний. Только тогда можно достичь Нирваны. Нирвана – внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности. Нирвана – состояние абсолютного покоя.

Христианство – одна из мировых религий (I в.н.э.). Зародилось среди приверженцев иудаизма. Заимствование идеи мессии – божьего посланца, призванного спасти народ. Важнейшие догматы: благовоплощение, искупление, воскресение Иисуса Христа, вознесение. В 1054 г. произошел раскол на Восточную – православную церковь и Западную – католическую. В XVI в.от католичества откололась новая ветвь христианства – протестантизм. Его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Ислам – (начало VII в.н.э.) – одна из мировых религий. Основатель ислама — пророк Мухаммед, «посланец Аллаха». Священная книга мусульман – Коран. Бог – Аллах, создатель неба и земли. Шариат – свод норм мусульманского права, определяет все нормы отношений человека в семье и обществе, нравственные и культурные предписания.

Теократия –форма управления государством, при которой власть находиться в руках руководителей церкви, духовенства.

Национальные религии –религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, конфуцианство, синтоизм).

Родоплеменные религии –религиозные верования в системе первобытной мифологии (шаманизм).

Функции религии:компенсаторно-утешительная,терапевтическая, регулятивная, культурнотранслирующая, мировоззренческая.

Атеизм – система взглядов, отвергающая веру в существование Бога, отрицание религии вообще

Свобода совести – свобода вероисповедания, равенство граждан в выборе религии или атеизма.

Мораль –форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль – это представления и правила, которые обычно существуют в виде неписанных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, ретранслирующая (передача общественных ценностей).

Золотое правило нравственности –правило взаимности. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности человека к моральному самоконтролю, «внутренний контролер».

Честь – это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения со стороны общества.

Достоинство– самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей мировоззрения, выполненного долга и общественного значения



Введение: Одиночная сфера | Одинокая сфера в эпоху Вергилия

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Solitary Sphere in Age of VirgilClassical LiteratureBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Solitary Sphere in Age of VirgilClassical LiteratureBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Kachuck, Aaron J. ,

‘Introduction: The Solitary Sphere’

,

The Solitary Sphere in the Age of Virgil

(

New York,

2021;

online edn,

Oxford Academic

, 22 июля 2021 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780197579046.003.0001,

по состоянию на 21 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Solitary Sphere in Age of VirgilClassical LiteratureBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Solitary Sphere in Age of VirgilClassical LiteratureBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этом введении представлено изучение латинской лексики, обозначающей одиночество, в качестве основы для замены двух частей римской жизни (например, otium 9). 0074 и negotium , «публичный» и «частный») с трехсторонней моделью, включающей публичную, частную и одиночную сферы. В нем описывается применимость этой модели к греческой литературе и философии, римской религии и римскому праву, что приводит к обсуждению римской спальни ( cubeculum ) и уединенного чтения и письма, для которых она могла быть домом. Рассматривая историю изучения римского общества, религии и литературы с древности до наших дней, он демонстрирует, как и почему одиночество было вычеркнуто из изучения римской культуры и как проблема одиночества связана с вопросом об индивидууме в древнее общество. Наконец, он исследует отношение литературы к уединенной сфере Рима в эпоху Вергилия, обращаясь к проблемам периодизации, отношениям между литературной критикой, философией и литературным производством.

Ключевые слова: уединение, индивидуальность, романтизм, неготиум, отиум, спальня, чтение, периодизация, публичная сфера, частная сфера

Тематика

Классическая литература

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

китайских религий и философий | Национальное географическое общество

Конфуцианство, даосизм и буддизм считаются «тремя столпами» древнекитайского общества. Как философии и религии они не только влияли на духовность, но и на правительство, науку, искусство и социальную структуру. Хотя их определенные верования и учения иногда противоречили друг другу, они часто пересекались. Вместо того, чтобы одна традиция взяла верх и вытеснила другие, три философии повлияли на общество вместе друг с другом, изменили друг друга, а иногда и смешались. Понимание уникального взаимодействия между этими тремя традициями дает глубокое понимание древнего китайского общества, а также современности.

Конфуцианство

Хотя конфуцианство ближе к философии, чем к истинной религии, оно было образом жизни древних китайцев и продолжает влиять на китайскую культуру сегодня. Основатель конфуцианства по имени Конфуций жил с 551 по 479 год до н. э. Он был философом и политическим деятелем, жившим в то время, когда традиционные китайские принципы начали разрушаться под влиянием конкурирующих политических государств. Он взял старые религиозные заповеди и перевел их в принципы социальных нравов. Его учения давали руководство на всех уровнях древнекитайской жизни, от взаимодействия между членами семьи и в общественной сфере до образовательных стандартов и того, как следует управлять государством. Конфуций считал, что каждый аспект жизни состоит из обязательств между людьми и сущностями, а также ритуалов, передающих взаимную зависимость между ними. Его учения были сосредоточены на гуманизме, включая обращение с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Он учил, что если каждый будет выполнять свои роли и обязанности с уважением и добротой по отношению к другим, это построит более сильное государство. В то время как религиозные ритуалы упоминались наряду со всеми другими ритуалами, которые должен был выполнять человек, Конфуций не сосредотачивался на духовных проблемах, таких как загробная жизнь, боги и богини или мистицизм. Вот почему конфуцианство считается философией, а не религией, хотя его часто смешивают с другими основными религиями.

Конфуцианство стало доминирующей политической философией во времена династии Хань с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Поскольку конфуцианские учения были консервативными и призывали людей сохранять свою роль в общественном порядке, государство использовало эту философию для сохранения статус-кво с того времени. Структура китайского общества и его акцент на ритуалах, семейном уважении и обязанностях, поклонении предкам и самодисциплине по-прежнему находятся под сильным влиянием Конфуция и его учений.

Даосизм

Даосизм (также известный как даосизм) — китайская религия, возникшая немного позже конфуцианства, около двух тысяч лет назад. В отличие от конфуцианства, даосизм в основном занимается духовными элементами жизни, включая природу вселенной. Руководящий принцип даосизма примерно переводится как «Путь», который представляет собой гармоничный естественный порядок, возникающий между людьми и миром, и к достижению которого даосы должны стремиться. В даосской структуре вселенной люди должны принимать и подчиняться Дао и делать только то, что естественно и соответствует Дао. Это концепция у-вэй, которая переводится как «бездействие», но на самом деле означает следовать истинной природе мира и не слишком сильно стремиться к желаниям. Это противопоставляет даосизм конфуцианству по-другому: он не заботится о гуманистической морали, правительстве и обществе, которые даосы считают изобретениями людей и не обязательно частью Дао. В то же время даосов интересовало долголетие, как человеческого тела, так и души. Достижение духовного бессмертия через слияние с природой является важной частью даосской религии.

Несмотря на различия, даосские и конфуцианские идеи не полностью противоречат друг другу, поэтому китайское общество смогло воспринять концепции обеих традиций. Даосизм оказал влияние на литературу и искусство, но самая большая область даосского влияния была в науке. Сосредоточенность даосов на природных элементах и ​​наблюдение за тем, как работает мир природы, помогли создать китайскую медицину. Подобно современному научному методу, даосы экспериментально наблюдали, как различные лекарства воздействуют на людей и животных. Их коллективные знания, полученные в результате попыток увеличить продолжительность жизни человека, внесли огромный вклад в науку о здоровье.

Буддизм

Буддизм был третьей по значимости системой верований древнего Китая. Он был основан Сиддхартхой Гаутамой, также называемым Буддой, который жил в Индии примерно в шестом веке до нашей эры. Буддизм — это философия, направленная на личное развитие и достижение глубоких знаний. Буддисты стремятся достичь просветления посредством медитации, духовного обучения и практики. Они верят в реинкарнацию и в то, что жизнь непостоянна и полна страданий и неопределенности; путь к обретению мира лежит через достижение нирваны, радостного состояния за пределами человеческих страданий. Существует множество различных сект, которые придают разное значение различным аспектам буддизма. Двумя крупнейшими течениями являются буддизм Тхеравады, распространенный в основном в Южной Азии, и буддизм Махаяны, распространенный в Восточной Азии, включая Китай.

После своего основания в Индии буддизм распространился и стал популярным в Китае в первом веке нашей эры. Одной из причин, по которой буддизм стал популярным в Китае, был даосизм. Некоторые буддийские практики были похожи на даосские, и буддийские монахи использовали даосские концепции для объяснения буддизма китайцам, преодолевая культурный и языковой барьер между индийцами и китайцами. Буддизм также повлиял на даосизм своей институциональной структурой, которую даосы скопировали и модифицировали. Между буддизмом и даосизмом возникло соперничество за большее количество последователей и большее влияние правительства, и это соревнование увеличило жизнеспособность обеих религий. По мере того, как буддизм становился все более распространенным, его концепции сливались с даосскими и конфуцианскими идеями, чтобы стать основой древнего китайского общества и правительства. Его влияние заметно в китайском искусстве, архитектуре и литературе.

Ценности и идеи конфуцианства, даосизма и буддизма до сих пор широко распространены в китайской культуре. Несмотря на различия и случайные противоречия между тремя традициями, древнее китайское общество придавало большое значение каждой из этих философий и включало различные учения во многие сферы жизни.

Знакомство со сферой защиты — древний орден друидов в Америке

О ритуале сферы защиты

только суть нашей работы, но и связь с некоторыми из самых глубоких тайн AODA. СОП — старейшая часть нашей традиции. Распространенной в различных эзотерических кругах и религиозной философии является идея о том, что ежедневная защитная и энергетическая работа является важной частью духовного развития человека. СОП также используется как в ритуалах открытия уединенной рощи AODA, так и в стандартных ритуалах открытия рощи.

СОП была создана в 1970-х годах верховным друидом доктором Джоном Гилбертом с использованием материалов, взятых из нескольких старых ритуалов АОДА. Сфера состоит из трех фаз: открытие, закрытие и средняя часть, в которой выполняется основная работа. Открытие называется Элементарным Крестом, средняя часть — Призывом Элементов, а завершение — Сферой Света. Процесс изучения Сферы Защиты сопряжен с определенной степенью сложности, поскольку ожидается, что каждый человек, изучающий и практикующий ее, обогатит ее личностно значимой символикой.

Есть много причин для выполнения СОП, и некоторые из них вы обнаружите для себя по мере продвижения, а некоторые из них будут раскрыты вам в более высокой степени. Что представляет собой эта практика и что она делает для вас, можно сформулировать несколькими способами (и в качестве недогматического порядка мы рекомендуем вам выбрать теорию этой практики, которая соответствует вашему собственному пути):

  • Как энергетическая практика призыва и изгнания энергии
  • Как практика выравнивания с универсальными архетипами, энергиями или божеством
  • В качестве ежедневного ритуала балансировки
  • Энергетическая практика
  • В качестве практики фокусировки и движения
  • В качестве ежедневного ритуала
  • Способ защитить или усилить ритуальное или творческое рабочее пространство

В самом общем смысле, когда мы идем по жизни каждый день, мы собираем много эфирной грязи — подумайте о том, когда вы были свидетелем чего-то, чего не хотели видеть, когда вы пережили травму, когда вы действительно напряжены из-за работы и т.  д. — эта дрянь наваливается на нас и отягощает. Это затемняет свет наших душ, наши дары миру, нашу способность творить и заниматься бардовским искусством, быть целыми и реализованными людьми. Ежедневная Сфера Защиты помогает нам каждый день очищать нас и защищать от худшей грязи. Считайте это своим энергетическим буфером на день.

Несмотря на все вышесказанное, прямо сейчас то, как вы представляете себе этот ритуал, не имеет важного значения на данном этапе вашего пути в друидизме. Важно, чтобы вы хорошо выучили этот ритуал и практиковали его ежедневно.

Краткий обзор СОП

Чтобы обсудить ритуал и представить его вам, ниже приводится очень краткий обзор (прежде чем переходить к подробным инструкциям и изображениям). Ритуал СОП состоит из трех основных частей: Элементального Креста, Призыва Врат и Циркуляции Света. СОП также включает четыре вида действий: визуализация, энергетическая работа, словесные фразы и физические движения. Во-первых, Друид начинает с вызова элементов или божества и физически и энергетически формирует Стихийный Крест. Во-вторых, друид вызывает четыре элементальных врата, призывая положительные качества четырех стихийных энергий (Воздух, Огонь, Вода, Земля) и изгоняя негативные качества этих элементов. Положительные аспекты — это те, которые питают и обогащают друида и других, в то время как отрицательные аспекты — это те, которые считаются вредными для друида или других. Например, для элемента воздуха к положительным качествам относятся сосредоточенность, ясность, справедливость, рассудительность, обучение и ясное изложение идей, а отрицательными качествами могут быть гордость, отчужденность, гнев или отрешенность. Элемент огня может включать в себя положительные качества страсти, решимости, вдохновения и творчества, в то время как отрицательные качества могут включать в себя интенсивность, эгоизм или опрометчивость. Элемент воды может включать в себя положительные качества интуиции, сострадания, сопереживания и гармонии с собственным сердцем, а отрицательные качества могут включать эмоциональную непостоянство, раздражительность и чрезмерную чувствительность. Положительные качества земли могут включать стойкость, никогда не сдаваться и оставаться на своем курсе, а отрицательные качества могут включать упрямство и не отпускать. Эти примеры – лишь некоторые из многих качеств элементов, с которыми вы можете работать, практикуясь и изучая СОП.

Затем друид вызывает оставшиеся три врата: теллурический поток (Дух внизу), солнечный поток (Дух вверху) и лунный поток (Дух внутри), используя язык, действие и визуализацию. Заключительная часть СОП опирается на эти семь энергий и распространяет свет в защитной сфере. Эта защитная сфера чаще всего размещается вокруг человека или священной рощи для выполнения ритуальной работы, но у нее может быть много других применений, некоторые из которых будут раскрыты на более поздних уровнях.

Хотя это кажется большим, СОП представляет собой ритуал повторяющихся паттернов, и его можно эффективно выполнить менее чем за пять минут после того, как он будет выучен. Ключ в том, чтобы научиться этому и сделать его естественной частью вашего пути.

СОП как шаблон

Важно понять, как AODA преподает ритуал   Защиты – это то, что мы обучаем шаблону ритуала, который затем можно адаптировать к обстоятельствам и практикам каждого отдельного друида. В этом руководстве мы представляем полную версию ритуала, а также основные инструкции по изучению ритуала и символики. Чтобы изучить ритуал, мы предлагаем прочитать полный образец, а затем полный набор инструкций по обучению (см. Приложение А для полного образца ритуала). Затем начните с выполнения каждого шага ритуала (на каждый шаг уходит неделя), пока не соберете весь ритуал воедино. Мы рекомендуем вам начать с изучения полной версии ритуала, представленного здесь, в Справочнике друидов, Справочнике по магии друидов или в Руководстве AODA Grove, а затем адаптировать его после того, как вы его изучили.

Изучение Сферы Защиты

Хотя СОП может показаться достаточно простой для выполнения после изучения, это мощная практика, для освоения которой требуется время и практика. Частично это связано с тем, что сфера защиты работает с четырьмя различными типами действий:

Движение: Движение физического тела во время ритуала.

Визуализация: Визуализация мысленным взором аспектов этого ритуала, в частности символов, света и сферы энергии. Визуализация — это навык, для совершенствования которого требуется время и практика, как и для любого другого навыка.

Аудитория: Части ритуала произносятся вслух, твердым голосом.

Энергетический: В конечном счете, когда вы выполняете этот ритуал, вы работаете с тонкими потоками энергий земли (теллурическая) и небес (солнечная) и элементов (земля, воздух, огонь и вода). Ощущение их и работа с ними являются частью долгосрочной и выгоды СОП.

Два способа изучения СОП

Существует два способа изучения СОП. Один из способов, подробно описанный великим почетным архидруидом Джоном Майклом Гриром в «Справочнике по друидизму» и «Справочнике по магии друидов», состоит в том, чтобы выучить СОП по частям, сначала тратя время на изучение элементального креста, а затем добавляя в призыв и изгоняя из четырех элементов и духа вверху, внизу и внутри, в конечном итоге вращая сферу света. Части изучаются вместе (с визуализацией, слуховыми элементами, движением) по одной, прежде чем двигаться дальше. Этот метод работает для большинства людей, которые его изучают, и мы настоятельно рекомендуем вам начать с чтения разделов в Справочнике по друидизму и Справочнике по магии друидов и использовать их для изучения СОП.

Второй метод изучения СОП не является последовательным, а основан на его разбивке на четыре отдельных действия, которые включает СОП. Именно этот метод представлен здесь в качестве альтернативы материалу, изложенному в «Справочнике друидов» и «Справочнике по магии друидов».

Использование данного руководства

Обучение Сфере Защиты на основе деятельности начинается с набора движений. Со временем движения могут стать частью нашей мышечной памяти.

Чтобы использовать этот метод изучения СОП, мы предлагаем следующий порядок: Сначала изучите движения, пока они не будут выполняться с хорошим эффектом. После того, как вы освоите движения и будете практиковать их ежедневно в течение нескольких недель, добавляйте слуховые элементы для каждого движения. Снова попрактикуйтесь в них в течение нескольких недель и запомните. Наконец, как только вы почувствуете уверенность в движениях и слуховых элементах, добавьте визуализацию. В конце концов, вы сделаете все шаги в подходе к связному движению (обычно обводите символ, произнося слова, а затем добавляете визуализацию). Обратите внимание, что у некоторых людей возникают трудности с визуализацией; мы предложим альтернативы визуализации позже в этой главе. СОП используется как в повседневной практике, так и в рамках открытия нашей рощи AODA. Это руководство предназначено для того, чтобы помочь вам выучить СОП в качестве ежедневной практики (с некоторыми примечаниями о том, как немного адаптировать ее для практики в роще).

Сфера Защиты. Шаг за шагом

Часть I: Крест Элементалей, Шаг 1

Движение: Сначала Друид начинает с того, что встает, раскинув руки по бокам, лицом на восток (ежедневная практика). В ритуале рощи друид вместо этого стоял на севере лицом к югу.

Визуализация: Представьте себе Солнце, стоящее в зените высоко над вашей головой, и эквивалентную ему сферу серебристо-зеленого огня, которая находится в сердце Земли, далеко под вашими ногами. Осознайте себя стоящим между этими двумя сферами.

Элементальный крест, шаг 2

Движение: Друид поднимает обе руки вверх по дуге, ладони соединяются над головой, прежде чем опустить их вместе, чтобы коснуться точки между бровями.

Аудиальная: «Клянусь небом надо мной».

Визуализация: Друид представляет луч света, нисходящий от Солнца и формирующий в его/ее голове сферу золотого света.

Элементальный крест, шаг 3

Движение: Друид проводит соединенными ладонями вниз, чтобы коснуться точки солнечного сплетения.

Аудиальная: «Клянусь землей подо мной».

Визуализация: Представьте себе луч света, спускающийся из головы и формирующий вторую сферу золотого света в солнечном сплетении, затем продолжающийся через них и за их пределы, пока не достигнет сферы зелено-золотого огня в сердце Земли. .

Элементальный крест, шаг 4

Движение: Друид оставляет левую руку на месте и поворачивает правую руку наружу в локте, так что правая рука заканчивается под углом вниз и наружу по прямой линии от плеча, поворачивая голову и смотря вправо.

Аудиальный: «У огня справа от меня»

Визуализация: Представьте луч света, вырывающийся из сферы света в вашем солнечном сплетении в бесконечное расстояние вправо.

Элементальный крест, шаг 5

Движение: Друид повторяет тот же жест левой рукой, так что теперь обе руки наклоняются вниз и наружу от плеч, поворачивая голову и смотря влево.

Аудиальный: «У вод слева от меня»

Визуализация: Представьте себе луч света, вылетающий из сферы света в солнечном сплетении в бесконечное расстояние влево.

Крест стихий, шаг 6

Движение: Друид скрещивает руки на груди, правую над левой, поворачивает голову и смотрит вперед.

Аудиальная: «Пусть силы Природы благословят и защитят меня/эту рощу, сегодня и всегда».

Визуализация: Представьте себе два луча света, вылетающих из сферы света в солнечном сплетении, впереди и позади них, в бесконечное расстояние (все лучи см. на рисунке ниже).

Крест стихий, шаг 7

Движение: Друид опускает обе руки во время заклинания.

Аудитория: «А-О-Эн».

Визуализация: Нет.

Пауза перед началом призыва стихий

Часть II: Вызов стихий

Обратите внимание, что каждый из этих призывов состоит из нескольких шагов. Однако вы заметите, что шаблоны повторяются и очень похожи для каждого из четырех элементов. После того как вы усвоите первый шаблон, остальные элементы будет выполнять проще.

Мы предусмотрели визуализацию, однако для вызова элементов вы можете вместо этого просто наблюдать за элементами вокруг вас (что особенно полезно, если вы находитесь рядом с окном и/или в естественной обстановке). Это настоятельно рекомендуется как часть вашей регулярной практики Друида.

Во всех приведенных ниже символах символ обычно визуализируется, а затем произносятся слова.

Зов Воздуха

Первое движение: Друид смотрит на восток или идет в восточную часть Рощи. Друид чертит перед собой символ стихии Воздуха.

Первая визуализация: Представьте символ воздуха, нарисованный ярко-желтым светом, и круг, заполненный более бледным и прозрачным желтым цветом.

Первая аудитория: «Желтыми вратами мчащихся ветров, березой новых начинаний и майским ястребом в утренней выси я взываю к Воздуху.

(Пауза) Пусть сегодня я получу благословение Воздуха».

Вторая визуализация: Представьте сцену за пределами символа, соответствующую символике востока, например, весенний луг на рассвете с восходом Солнца, свежий ветер, дующий к вам с ароматом травы и цветов, большие волны облака вдалеке с золотистыми от солнечных лучей краями и т. д.

Вторая Аудитория: «Я благодарю Воздух за его дары».

Изгнание Воздуха

Движение: Друид снова обводит символ воздуха, но теперь круг против часовой стрелки от самой верхней точки, затем рисует линию вверх.

Аудиальная: «И с помощью сил Воздуха я изгоняю из внутри и вокруг себя все вредные и беспокоящие влияния и всякий дисбаланс природы Воздуха. Я изгоняю эти вещи подальше от этого места».

Визуализация: Друид представляет себе все неуравновешенные проявления и влияния, дующие с ветром и растворяющиеся, как туман, в просторах Воздуха.

Calling of Fire

Первое движение: Друид смотрит на юг или идет в южную часть Рощи. Друид чертит перед собой символ стихии Огня.

Первая визуализация: Друид представляет символ, нарисованный ярко-красным светом и залитый более бледным и прозрачным красным цветом.

Первая аудитория: У красных врат яркого пламени, огня кедра и белого оленя летнего зеленого леса я призываю огонь. (Пауза) Пусть сегодня я получу благословение огня».

Вторая визуализация: Представьте сцену за пределами символа, соответствующую символике юга, например, пустыню, подобную той, что на юго-западе Америки в полдень летнего дня, с красными скалами на среднем расстоянии и красноватым песком. рядом, солнце палит над головой, жар заставляет воздух мерцать и излучаться к вам; душный летний день и так далее.

Вторая аудитория: «Я благодарю Огонь за его дары»

Изгнание Огня

Движение: Друид снова рисует тот же символ, но теперь треугольник обращен против часовой стрелки от самой верхней точки.

Аудиальная: «И с помощью сил Огня я изгоняю из внутри и вокруг себя все пагубные и беспокоящие влияния и всякий дисбаланс природы Огня. Я изгоняю эти вещи подальше от этого места».

Визуализация: Друид представляет все неуравновешенные проявления и влияния, сгорающие в костре и превращающиеся в мелкий пепел.

Зов Воды

Первое движение: Друид смотрит на запад или идет в западную часть Рощи. Друид чертит перед собой символ стихии воды.

Первая визуализация: Друид представляет символ, нарисованный синим светом, с более бледным и прозрачным синим цветом.

Первая аудитория: «Голубыми вратами могучих вод, боярышником, что стоит между мирами, и лососем мудрости в священном бассейне, я призываю Воду.

(Пауза) Пусть сегодня я получу благословение Воды».

Вторая визуализация: Представьте себе сцену за пределами символа, соответствующего символизму запада, например, океанский пляж на закате в осенний день, с огромными волнами, катящимися к вам издалека, дождем, падающим из облаков. над головой заходящее солнце едва видно на горизонте сквозь просвет в облаках, и его лучи заставляют облака и море светиться, и так далее.

Вторая аудитория: «Я благодарю Воду за ее дары».

Изгнание Воды

Движение: Друид снова обводит тот же символ, но треугольник теперь против часовой стрелки от самой верхней точки.

Аудиальная: «И с помощью сил воды я изгоняю из внутри и вокруг себя все вредные и мешающие влияния и всякий небаланс в природе воды. Я изгоняю эти твари далеко отсюда».

Визуализация: Произнося эти слова, Друид представляет, как все неуравновешенные проявления смываются дождем или волнами воды.

Зов Земли

Первое движение: Друид смотрит на север или идет в северную часть Рощи. Друид чертит перед собой символ стихии земли.

Первая визуализация: Друид представляет символ земли, нарисованный зеленым светом, и круг, заполненный более бледным и прозрачным зеленым цветом.

Первая аудитория: «Зелеными вратами высоких камней, плодами яблони и великим медведем звездного неба я призываю Землю.

(Пауза) Пусть сегодня я получу благословения Земли».

Вторая визуализация: Представьте сцену за пределами символа, соответствующего символике севера, например, лесную сцену в полночь зимой, со снегом на земле и деревьях, луной и звездами, ярко сияющими в ясном ночное небо, далекие горы за ними с вершинами, освещенными лунным светом, и так далее.

Вторая аудитория: «Я благодарю Землю за ее дары».

Изгнание Земли

Движение: Друид снова рисует тот же символ, но теперь круг рисуется против часовой стрелки от самой нижней точки.

Аудиальная: «И с помощью сил Земли я изгоняю из внутри и вокруг себя все вредные и мешающие влияния и всякое разбалансирование природы Земли. Я изгоняю эти вещи подальше от этого места».

Визуализация: Произнося эти слова, Друид представляет себе, как все неуравновешенные проявления растворяются и просачиваются сквозь почву, поглощаемые землей и камнем.

Призыв Теллурического, Солнечного и Лунного Потоков
Призыв Теллурического Потока/Духа Снизу

Движение: Друид смотрит на восток или идет к северной стороне алтаря в роще лицом на юг. Друид чертит символ Духа Внизу вниз и перед собой как бы над алтарем, по кругу по часовой стрелке от самой нижней точки.

Первая визуализация: Представьте символ, нарисованный ярко-оранжевым светом, наполненный более бледным и прозрачным оранжевым цветом.

Первая аудитория: «У оранжевых ворот земли под этой рощей, укоренившегося дуба и великой почвенной паутины жизни я призываю Дух Внизу». (Пауза). «Пусть теллурический поток поднимется и благословит меня / эту рощу благословением и силой Земли».

Вторая визуализация: Представьте себе землю и камень под вами, простирающиеся вниз до зеленого огня в сердце Земли. Почувствуйте его стабильность, его богатство, его огромную силу и так далее.

Вторая аудитория: «Я благодарю Духа Внизу за его дары».

Вызов Солнечного Потока/Духа Сверху

Движение: Друид остается лицом на восток или остается на северной стороне алтаря в роще лицом на юг. Друид чертит символ Духа Вверху, круг по часовой стрелке от самой верхней точки.

Первый визуал: Представьте символ, нарисованный ярким фиолетовым светом и залитый более бледным и прозрачным фиолетовым цветом.

Первое прослушивание: «Пурпурными вратами небес наверху, болиголовом [или другим высоким доминирующим деревом] и Солнцем в его славе, я призываю Дух Наверху. (Пауза). Пусть солнечный поток сойдет и благословит меня/эту рощу благословением и силой солнца».

Второй визуал: Представьте небеса над вами, сияющие звездами и галактиками, простирающиеся за пределы досягаемости вашего мысленного взора. Солнце сияет посреди всего, прямо над вашей головой. Почувствуйте красоту, тишину и необъятность космоса и так далее.

Вторая аудитория: «Я благодарю Духа Сверху за его дары.

Призывание Лунного Потока

Первая визуализация: Друид осознает шесть уже призванных сил в шести окружающих их направлениях.

Аудиальная: «Шесть сил, призванных здесь и присутствующих, и великое слово, которым были сотворены миры — АВЕН (напевая это слово А-О-Эн, растягивая гласные) — я призываю Внутренний Дух . Пусть луч лунного тока благословит и защитит [меня, эту рощу и т. д.]. (Если есть жертвенник, коснись его правой рукой.) Пусть он создаст сферу защиты вокруг [меня/этой рощи] и всего, что в ней».

Создание Сферы Света

На заключительном этапе ритуала слова и жесты используются только в конце. Остальную работу выполняет исключительно воображение (визуализация). Обратите внимание, что для достижения этой визуализации потребуется некоторая практика.

Первая визуализация: Представьте, что солнечные и теллурические потоки вступают в контакт перед вами (или на вершине алтаря в роще) и образуют сферу ярко-белого света.

Вторая визуализация: Увидьте, как цветной свет из каждого из шести направлений излучается в большую сферу белого света, так что она переливается цветами радуги.

Третья визуализация: Затем представьте сферу света, расширяющуюся наружу, пока не окружит вас (или вашу священную рощу). Не торопитесь с этой визуализацией и создавайте образ так сильно и прочно, как только сможете. Сконцентрируйтесь на мысли, что сфера образует барьер, непроницаемый для любого враждебного или вредоносного влияния, защитную стену.

Движение: Когда вы установите сферу как можно прочнее, скрестите руки на груди.

Аудитория: «Я благодарю силы за их благословения».

Затем приступайте к церемонии или, если Сфера Защиты практикуется сама по себе, сделайте паузу на несколько минут, почувствовав вызванные вами энергии, а затем отпустите образы из своего разума.

Адаптация СОП

Мы призываем каждого кандидата в AODA адаптировать Сферу защиты к своей личной космологии и практике друидов. Вышеупомянутая Сфера Защиты, с ее акцентом на животных, традиционных для возрождения друидов, и деревьях Северной Америки, предлагает лишь одну из бесчисленных возможностей. Члены нашего ордена использовали СОП способами, подходящими для их собственной разнообразной практики — как только вы изучите базовую схему, не стесняйтесь экспериментировать и адаптироваться по мере того, как вы растете как друид.

Несмотря на то, что отдельный друид может изменить направления СОП, чтобы привести их в соответствие с другой системой направлений, обратите внимание, что изменение этих направлений может также потребовать изменений в других аспектах ритуала и церемонии AODA, поэтому это решение должно быть принято целенаправленно. и осторожно. Вызов теллурических, солнечных и лунных токов не следует изменять. Три потока являются основными источниками силы в ритуале рощи АОДА, а ритуал Сферы Защиты — это способ, которым эти силы вызываются в рощу и связаны с ее символикой и основными практиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *