Духовная социальная политическая экономическая сферы: Ошибка 403 — доступ запрещён

Общество как форма жизнедеятельности людей — что это, определение и ответ

Общество (в узком смысле) – совокупность людей, объединенных для удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.

Школьный класс, рабочий коллектив, общество любителей кошек.

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (всё человечество в прошлом, современности и перспективе).

Человечество в целом: через миллионы лет инопланетные формы жизни исследовали Землю и нашли следы деятельности человечества.

Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем.

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

  1. Наличие подсистем общества и отдельных элементов

Экономическая, социальная, политическая и духовные сферы.

  1. Постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость

Отмирают одни элементы и им на смену приходят другие: отмирание института рабовладения.

  1. Наличие своих субъективных законов исторического развития

Законы исторического развития возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.

  1. Непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития

Общество может двигаться в сторону прогресса, например, совершенствование нравственности людей, так и наоборот регресса: уничтожение окружающей среды.

  1. Способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу

Строительство заводов, мостов, небоскрёбов и т.д.

  1. Самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования и др.

Ряд государства, вступивши в союз, начали создавать программу по решению проблемы голода в странах Африки.

Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей и социальных групп.

Экономическая сфера

  • Отношения в процессе производства, обмена и потребления

  • Отношения по поводу права собственности

  • Отношения в процессе предпринимательской деятельности

  • Взаимосвязь государства и экономики

Пример: экономические системы; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица и т. д.

Политическая сфера

  • Отношения по поводу власти и управления обществом

  • Отношения человека и государства

  • Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Пример: политика; власть; государство; разделение властей; политические партии; выборы; гражданское общество и т. д.

Социальная сфера

  • Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей)

  • Порядок и принципы этих взаимоотношений

Пример: структура (стратификация) общества; социальные группы социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.

Духовная сфера

  • Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр. )

  • Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей

Пример: культура; искусство; образование; наука; религия; мораль; нравственность и т. д.

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга:

  1. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города (политическая сфера). В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений (социальная сфера).

  2. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения (экономическая сфера). Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе (социальная сфера).

  3. Сегодня Иран — религиозное государство (политическая сфера): вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка (духовная сфера).

Социальные нормы — правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет.

Формы социальных норм:

Вы можете переходить дорогу на зелёный цвет светофора

Вы должны переходить дорогу на зелёный цвет светофора

Вам нельзя переходить дорогу на красный цвет светофора

Общество имеет длительную историю и прошло несколько ступеней развития.

Ступени общественного развития:

Характеристики традиционного (аграрного) общества:

  1. Господство натурального хозяйства

  2. Семья – главный производитель благ в обществе

  3. Высокая роль в социальной жизни церкви и армии

  4. Господствуют традиционные религиозные ценности и преобладает устная передача информации

Племя в Африке ведёт натуральное хозяйство, используя ручные орудия труда. Главой племени является старейшина. Все решения в деревни принимаются в соответствии с традициями и обычаями.

Характеристики индустриального общества:

  1. Господство промышленного производства

  2. Решающая роль в социальной жизни промышленников и бизнесменов, производящие блага в обществе

  3. Сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве. Рост численности городского населения

  4. Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура

В одном из Европейских городов открылась первая фабрика, поэтому большая часть сельского населения переехала в город для работы на фабрике.

Характеристики постиндустриального (информационного) общества:

  1. Главный фактор производства ‒ информация

  2. Производство ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества

  3. Производство услуг в экономике преобладает над производством товаров

  4. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на все-стороннее образование

В одной из Восточных стран информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Большинство населения занято в сфере услуг. В этой стране происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

Современное общество относится к постиндустриальному (информационному) типу общества.

Обществознание 1.5

 


1. Понятие модернизации.
2. Теория модернизации.
3. Типы модернизации.


 

Сам термин пришел к нам из английского языка: modern – обновленный, современный. Отсюда и слово «мода», которое и означает «новейший, пользующийся спросом, востребованный».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.

В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Рис. 1. Элементы модернизации

Как правило, этот глобальный переход в развитии общества происходит через:

• промышленный переворот,
• индустриализацию,
• развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры
• создание либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).

В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние. Модернизация необходима постольку, поскольку она позволяет обществу избегать застоя, развиваться и соответствовать вызовам истории.

Модернизация это всё тоже развитие, которое характеризуется:
Направлением
— может быть со знаком плюс (тогда мы говорим о прогрессе)
— со знаком минус (и тогда мы подразумеваем регресс)


Методами становления
— революция

— реформы

Последствия перехода от сельскохозяйственных обществ к индустриальным так сильно сказались на социальных нормах, что породили совершенно новую дисциплину — социологию, которая стремится описать и понять эти изменения.

Практически все великие социальные мыслители конца XIX века — включая Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма — посвятили свои исследования выяснению природы этого перехода. Так на свет появилась теория модернизации.

В большинстве классических концепций модернизации акцент делается на формировании индустриального общества, модернизация рассматривается как процесс, протекающий параллельно индустриализации, как превращение традиционного аграрного общества в индустриальное.

Она рассматривается с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.

С таких позиций различают «первичную» и «вторичную» модернизацию.

Под «первичной» модернизацией понимают процесс, осуществленный в эпоху промышленных революций (XVII – XVIII вв.) — классический «чистый» тип, благодаря которому появились ведущие экономические страны (Великобритания, Германия, Франция, США и т.д.).

Рис. 2. Nota bene!

Под «вторичной» модернизацией понимается процесс, сопровождающий формирование индустриального общества в странах третьего мира — она происходит в условиях наличия уже апробированного опыта развития в странах запада.

Социологи признают, что решающим фактором модернизации выступает замена традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность:

— разработка, создание и распространение новых технологий
— генерирование новых экономических отношений.

Поэтому среди историков, социологов и философов уже в начале ХХ века распространились теории, учитывающие влияние культурных трансформаций.

Они базируются на иной точке зрения, согласно которой процесс модернизации в её западном варианте начинается с трансформации тех или иных форм общественного сознания и культуры.

В основном процесс модернизации рассматривается в рамках либеральной теории модернизации. По мнению представителей этой теории, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Её основными чертами должны стать такие западные черты общества и государства, как:

 рыночная экономика,
 открытое общество,
 новые информационные технологии,
 развитые сети коммуникаций,
 социальная мобильность,
 рациональность,
 плюрализм,
 демократия,
 свобода.

Либеральная теория подверглась критике. Она носит явный идеологический характер Западной европейской цивилизации. Эта теория предполагает экспансию западных ценностей и моделей, зависимый характер развития, непригодный, по мнению критиков, для других (не европейских) цивилизаций.

Несмотря на позитивный эффект проявлений модернизации, исследователи признают, что существуют не только положительные, но и отрицательные её последствия:
• уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов,
• социальная дезорганизация

• аномия
• рост девиантного поведения и преступности.

Кое-где это приводит к затяжному кризису социальной системы, в состоянии которой общество не может даже контролировать процесс накопления отклонений.

Так же, как модернизация общества изучается и модернизация личности. На основании социологических исследований построена аналитическая модель современной личности, имеющей следующие качества:

• открытость к изменениям;
• готовность к плюрализму мнений;
• ориентация на современность и будущее, а не на прошлое;
• экономия времени, пунктуальность;
• убежденность в способности организовать жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия;
• планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;

• вера в предсказуемость социальной жизни;
• чувство справедливости распределения — вознаграждение по возможности зависит от мастерства и вклада;
• высокая ценность образования;
• уважение достоинства других независимо от их статуса.

Составляющие процесса модернизации.

Модернизированное общество часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Рис. 3. Роботизация и инноватизация производства

Экономическая модернизация:
• замена силы человека или животного на силу пара, электричества или атомную энергию;

• замена орудий труда машинами и сложными технологиями;
• рост производства и торговли при сокращении добычи сырья;
• растущая индустриализация.

Модернизация привела к росту товарно-денежных отношений в производстве, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло распространение рыночных отношений.

Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Политическая модернизация:
• создание современного суверенного государства;
• усиление роли государства;
• рост численности граждан.

Политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

В то же время она привела и к образованию мировых колониальных империй (начало XVI в.) и — в XIX в. — к развитию империализма как способа, направленного на разделение мира на зависимые территории.

Социальная модернизация:

предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры.

Культурная модернизация:

предполагает формирование унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, счастья, на развитии индивидуализма:
• распространение грамотности и светского образования;
• вера в науку и технологии;
• осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладу индивидуума, а не каким-нибудь другим его особенностям.

В западных странах культурная модернизация привела к Реформации и Контрреформации, важными этапами культурной модернизации были позднее Возрождение, эпоха Гуманизма, Просвещения.

Вследствие культурной модернизации в ХVIII–ХХ вв. имели место уменьшение роли традиционных ценностей (семьи, религии, морали), освобождение сексуального поведения от власти традиций (сексуальная революция), появление массовой культуры

.

Различают два типа модернизации:
органическая
неорганическая

Органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним коренным изменениям в сфере культуры, мировоззрения.

Её становление связывают с первой промышленной революцией и внедрением равных гражданских прав, демократизацией.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствования чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций.

Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация.

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости.

Обычно догоняющая модернизация создаёт острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания.

Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создаёт очевидное неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реальны эти шансы не для всех, растёт социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии — к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции.

Проблемы стран, ставших на путь самостоятельного развития, состоят в том, чтобы эффективнее, экономичнее и рациональнее применить модернизационную модель, перенести её на национальную почву за счёт сочетания собственных традиций и ресурсов и определенной внешней помощи.

Теперь «эталонный» подход к модернизации вытеснен взглядами на модернизацию как национальный проект, осуществляемый странами ради уменьшения неравномерности уровней развития и как средство преодоления колониального состояния.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 2
§ 6 стр. 42-47

Составление конспекта по плану:

1. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
2. Человек в системе экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое модернизация с различных точек зрения?
2. Является ли модернизация обязательным условием успешного развития?
3. Перечислите основные типы и виды модернизации?

программ и центров | Гарвардская школа богословия (HDS)

Академические и учебные ресурсы Гарвардской школы богословия расширены, а ее духовная и общественная жизнь обогащена программами и специальными проектами, которые являются неотъемлемой частью школы.

Центр изучения мировых религий

С конца 1950-х годов Центр изучения мировых религий способствовал рассмотрению исторических и современных взаимосвязей между религиями, а также теологических, философских, сравнительных, политических и этических проблем, с которыми сталкиваются религиозные сообщества и те, кто их изучает сегодня. В настоящее время под руководством Чарльза М. Стэнга CSWR в первую очередь привлекает академическое сообщество, начиная с преподавателей, студентов и сотрудников HDS, а затем более широкое научное сообщество, но также приветствует религиозных практиков, политиков и более широкую общественность, которая заинтересована в религии.

Проект плюрализма

В 1991 году Проект плюрализма в Гарвардском университете начал новаторское исследование меняющегося религиозного ландшафта Америки. Под руководством Дайаны Л. Экк студенты, сотрудники и партнеры документируют контуры нашего многоконфессионального общества, изучают новые формы межконфессионального взаимодействия, изучают влияние религиозного разнообразия на гражданскую жизнь и контекстуализируют эти результаты в рамках глобального контекста. Проект Pluralism разрабатывает тематические исследования, веб-ресурсы и другие инструменты для содействия более активному участию.

Программа развития духовности

Программа развития духовности, запущенная в 2020 году Дэном Маккенаном, поддерживает научное изучение новых духовных движений, маргинальных духовных течений и инновационных граней устоявшихся религиозных традиций. Он также готовит студентов к служению в этих движениях. Благодаря конференциям, практическому опыту, предложениям курсов и публичным лекциям программа расширяет опыт HDS в таких темах, как духовность среди поколения миллениалов, экологическая духовность и этика власти в духовных сообществах.

Проект о шиизме и глобальных делах

Проект по шиизму и глобальным отношениям, который поступил в HDS из Центра международных отношений Уэзерхеда Гарвардского университета в 2022 году, включает в себя междисциплинарный подход с акцентом на историю, социологию, теологию, культуру и политику различных шиитских мусульманских общин. и нации по всему миру, численность которых превышает 200 миллионов человек, в основном проживающих на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, Африке и на Западе. Паям Мохсени является директором проекта.

Религия и общественная жизнь в Гарвардской школе богословия

Религия и общественная жизнь в HDS под руководством Дайан Л. Мур, основанной в 2020 году, обеспечивает основу для программ и научных исследований в Гарварде, которые исследуют, как религия переплетается с социальными, политическими и экономическими аспектами человеческого опыта и институтов.

Программа женских исследований в области религии

Программа «Женские исследования религии» была основана в 1973 году для изучения фундаментальной роли религиозных традиций в определении ролей женщин и мужчин. Исследования религии и гендера проливают свет на вопросы об изменении роли женщин как внутри религиозных сообществ, так и в более широких общественных сферах. Целью WSRP, которую сейчас возглавляет Энн Д. Брауде, является проведение новых первичных исследований, посвященных этим и связанным с ними вопросам, и распространение этой информации посредством курсов, публикаций и общедоступных программ.

Духовность в обществе | Духовность: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДуховность: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийХристианская духовность и религиозный опытОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДуховность: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийХристианская духовность и религиозный опытОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Шелдрейк, Филип, «Духовность в обществе», Spirituality: A Very Short Introduction , Very Short Introductions (

Oxford

, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199588756.003.0006, по состоянию на 23 апреля 2023 год.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДуховность: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийХристианская духовность и религиозный опытОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДуховность: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийХристианская духовность и религиозный опытОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Мы часто связываем духовность с индивидуальным опытом, но это неверно, если мы рассматриваем духовность мировых религий. осознанное мировоззрение. В нем исследуется, как нынешнее понимание духовности за пределами религии перешло от заботы о самореализации к отношению к социальным и общественным ценностям в таких областях, как здравоохранение, экономика, городская мысль, политика и Интернет. Как изменения, произошедшие в 20 веке, повлияли на понятие духовности? К концу 20-го века мы начали сомневаться в понятии истины и осмысленной жизни.

Ключевые слова: архитектура, Будда, буддизм, христианство, экономика, Зигмунд Фрейд, ислам, иудаизм, Тич Нат Хан, священный, добродетель

Тема

Христианская духовность и религиозный опыт Альтернативные системы убеждений

Серия

Краткие сведения

Коллекция: Очень краткое знакомство

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *