1.3. Духовные идеалы . Дух человека
Духовные идеалы выступают в форме абстракции, но в реальной жизни не проявляются в идеальной форме. Они необходимы для сознания человека, чтобы познать жизненные явления в «чистом» виде, абстрагировавшись от конкретных деталей, характеристик, случайностей и т. д. Нужны определенные допущения, чтобы в сознании духовные идеалы появились в виде образов, идеальных картин бесконечно сложных и разнообразных явлений действительного мира. Формы духовных идеалов многообразны и всегда характеризуют устремлённость человеческого духа к Свету, Солнцу, нравственному совершенству.
Идеальное человеческое общество – Шамбала, обитателями которой являются Сыны Света. Они живут в мире духовно-нравственного расцвета человеческого сознания. В теософии, учении о божественной мудрости, Шамбала – это местонахождение Великих Учителей, продвигающих человечество к духовным идеалам, твердыня Великого Знания Света. Духовный идеал – это достижение просветления или освобождения духа человека от его меркантильной привязанности к природе.
Платон отразил духовные идеалы в форме «титанической» природы атлантов, выступавших против хаотического состояния мира в сознании человека: «Правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом. Они соблюдали истинный и во всем великий строй мысли, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью. Ни во что не ставили богатство. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью» [142, с.495]. Платон учит направлять взоры сквозь ширму еще не исследованных идей – туда, где сокрыты важнейшие вопросы духовного мира.
Добродетельное общество как духовный идеал находит свое отражение в трудах многих мыслителей.
Аль-Фараби в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» описывает виды человеческого общества, черты добродетельного города, формы управления и справедливые методы управления во главе с «первым правителем – имамом» [9, с.201]. В терминологии аль-Фараби «имам» – это философ, наделенный всеми добродетелями, блюститель нравственности, мудрый правитель.Провозвестник «коммунизма» Морелли в XVII веке объявил в «Кодексе природы» собственность злом: «…там, где не было никакой собственности, не могло бы существовать ни одно из ее пагубных последствий…» и сформулировал «Основные и священные законы, которые уничтожили бы в корне пороки и несчастья общества: отсутствие частной собственности, каждый должен быть обеспечен работой и получать необходимое содержание, труд – по способностям, согласно священным законам, между гражданами не должно быть ни продажи, ни обмена. Единственный вид торговли – только между нациями. Формула всякого общественного приказа будет: «Разум требует, Закон приказывает» [127, с.
Экономическая структура современного общества подчинена «приказам» Капитала, в основе которого лежит закон стоимости, который, соответственно, и регулирует не только экономические, но и социально-политические отношения. Современные «сивиллы» судьбу развития духовного мира человека читают по линиям изгибов на ладонях Капитала. При этом исходят из культа «пользы» в образе «Золотого тельца». Этот образ дает ответы на вызовы времени. Средствами для познания образов «золотого тельца» является весь арсенал средств массовой информации. Образы «золотого тельца» превращены в политически действенный инструмент в манипулировании сознанием. Насаждаются идеи «либеральной демократии», которая оживляет дух человека, разрыхляет почву его внутреннего мира.
В результате человек превращается в некое агрессивное существо, которое в борьбе за свои права, свободу, демократию вступает в боевые схватки между собой за образы «золотого тельца».Духовные идеалы присущи человеку с древних времен. Божественные идеи Платона не опирались на экономический фундамент, а витали в межмировых пространствах. На экономическую составляющую духовных идеалов начали обращать внимание с тех пор, как во весь голос заявил о себе капитал в стране своего происхождения – в Англии начала XIX века, и симптомы которого обозначились в Европе, начиная с XVII–XVIII веков. ранний капитализм всколыхнул лучшие умы европейских просветителей, но они, за исключением Адама Смита, не искали точки опоры духовных идеалов на экономической почве. Великие просветители Европы чувствовали пульс смены эпохи в обществе и все же оставались в рамках прекрасных намерений и выстроенными по зову сердца мировоззрениями на духовные идеалы. Тонкий и деликатный мир духовных идеалов не соприкасался с суровыми реалиями экономической жизни.
Реформаторский позыв утопистов шел от сердца, от чувственного восприятия реалий общественной жизни, а не от холодного рассудка и разумного мышления. Чувственный императив «полюби своего ближнего» подпитывал сознание идеалом светлого будущего. Но не более того. Жесткую посадку духовных идеалов осуществил Карл Маркс.
«Капитал» Маркса – это книга по подготовке библейского «Страшного суда» для общества, сознание которого отравлено стремлением получить блага природы в ущерб духовному миру. Вся эпоха капитализма, сколько бы они ни длилась, лишь подготовительный период для восхождения на более высокую ступень развития. Маркс не делал попыток заглянуть за горизонт духовных идеалов и дать картину неопределенного будущего человечества в форме коммунистического общества. Само понятие «коммунизм» из своего сакрального значения «Communio Sanctorum» – таинства общности людей, было полностью извращено, превратившись в политический жупел. Вместо «коммунизма», как «светлого будущего человечества» Маркс дал беспощадный анализ реалий движения капитала: «Во всех сферах общественной жизни львиная доля попадает в руки посредников. Так, в экономической области предпринимательские сливки снимают финансисты, биржевики, купцы, лавочники. В области гражданского права адвокат обдирает тяжущиеся стороны. В политике депутат значит больше, чем его избиратели, министр больше чем государь. В религии бог отодвигается на задний план «святыми заступниками», а эти последние – попами, которые являются посредниками между пастырем добрым «и его стадом» [110, с.754].
Маркс научил нас смотреть не только на жестокости экономической жизни, подвергнув глубокому исследованию капиталистическую систему, но и призвал смотреть на общественную жизнь как на Communiо Sanctorum – Святая Святых сущности человеческой жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Духовные ценности: понятие, признаки, виды
Духовные ценности — это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.
Это наверное самая абстрактная тема в обществознании при подготовке к экзаменам. Мало кто вообще понимает, что они в себя включают. В этой статье мы кратко дадим четкое определение, структуру этих ценностей. Как всегда материал разберем на примерах.
Определение коротко и ясно мы привели в начале статьи.
То есть в сущности мы имеем здесь дело с любыми неформальными нормами, которые определяют жизнь человека в обществе. Также эти ценности определяют некие духовные вершины, к которым общество должно стремиться. Дальше разберем примеры.
Мораль
Мораль это система представлений и норм и добре и зле, о том, какое поведение правильное и приводит к добру и о том, какое не правильное и приводит к злу. Более подробно про мораль читайте здесь. А тут также расписал про функции моральных норм.
Например, морально: помогать младшим братьям и сестрам, родителям по дому; помочь перейти престарелому человеку через дорогу; не лгать и пр.
Стремление к морали отражает двойственную природу человека
Аморально: делать всё наоборот — предавать, в глаза лгать человеку, который тебе доверяет; посылать престарелого человека на три буквы, когда он просит уступить ему сидячее место в транспорте. Такое поведение также называют девиантным и асоциальным.
Мера соответствия поведения человека моральным нормам называется нравственностью. Представления о морали и нравственности человек должен усвоить в ходе вторичной социализации. Весомую роль в этом играют агенты социализации: учителя, воспитатели, родители, правоохранительные органы и пр.
Высокие моральные стандарты должны быть свойственны для политической элиты общества. Тогда в целом и само общество будет воспроизводить эти ценности.
Традиции
Традиции — это еще один пример духовных ценностей. Они включают в себя неформальные нормы, которые воспроизводились обществом на протяжении сотен, а подчас и тысячи лет! В силу такого огромного времени, мало кто вообще понимает, что делает, в чем смысл соблюдения той или иной традиции.
Ну, например, есть традиция на кладбище в России огораживать каждую могилу. Или традиция поедания пищи прямо на кладбище, прямо на могилке — в такой христианский праздник, как Троица, или родительская суббота. Ну то есть — миллионы россиян идут на кладбище, устраивают там пир на весь мир, напиваются алкогольными напитками и никакие возвращаются домой. Странно? Да! Но такова традиция. Есть еду на кладбище как минимум — не гигиенично. Распитие спиртных напитков на святой земле, да еще в христианский праздник (ну, если ты считаешь себя правоверным христианином) как минимум — кощунство.
Но такова традиция! Сюда же относится и народная культура.
Или к примеру — традиция в этикете — пропускать девушку вперед. И ведь обижаются, если ты мужчина — сам проходишь вперед нее. А ведь это неразумно. Мало ли что там может с ней, с девушкой за дверью случится: снег в башку попадет, кирпич упадет; да и вообще как минимум там незнакомое пространство, в которое первым должен заходить мужчина! Но, такова традиция.
Или еще пример. Вот ёлку ставить на Новый год. Елки эти (живые деревья так-то) массово вырубают, продают, наряжают в игрушки, а через неделю — выбрасывают на помойку. Массовое жертвоприношение елок на Новый год! Грин пис отдыхает! Но, такова традиция!
Также про другие примеры интересных обычаев и традиций можно почитать тут.
Этикет
Этика — это наука о правильном и должном поведении. Существуют разные школы этикета. Понятно, что на обыденном уровне принято принимать пищу не руками, а инструментами (как минимум вилкой или ложкой), не ругаться нецензурной бранью в общественных местах, уступать места престарелым людям в транспорте и многое другое.
Этикет, как система представлений о должном общении между людьми. Тут важно всё: от одежды до манер
Понятно, что чем выше по уровню развития общества, тем и этикет будет сложнее. Например, в Японии не дай Бог не рассчитать угол наклона тела при приветственном поклоне, или обратиться не подобающим образом к тому или иному человеку — сочтут невеждой.
Или например, на Кавказе как принято пить вино: каждый говорит тост, а затем все выпивают. В общем, норм этикета очень много, и все они рознятся от одного государства к другому.
Эстетика
Эстетика — это система норм о прекрасном и безобразном. То есть существуют устойчивые, и даже научные представления о прекрасных вещах и безобразных! А вы как думали?! На эту тему настоятельно рекомендую прочесть книгу «Источник» Айн Рэнд. Очень завораживающее художественное произведение о том, что на самом деле прекрасное. Кстати, про актуальные виды искусства узнаете тут.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства и образец представлений о прекрасном
Или например, лет 120 — 150 назад красивой считалась полная девушка — тем полнее, тем лучше. Такая тебе и воды из колода на носит, и корову подоит, и траву покосит, и детей нарожает! А сейчас, как понимаете — наоборот — чем тоще, тем лучше!
А вообще подробнее про искусство можно почитать здесь.
Религия
Религия — это система представлений и верований в сверхъестественные силы. Подробнее про религию читайте здесь. Сегодня в мире масса всевозможных религий: есть мировые — Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм; есть попроще — фетишизм, язычество, магия. Кстати, актуальный список здесь.
Религия выполняет множество функций: от социализации и контроля — до компенсаторной — то есть религия может компенсировать страх смерти верой в загробную жизнь, например. В общем, полезная штука!
Древнерусские подвижники и святые, например, в христианстве, являются не только образцами высоких моральных ценностей и нравственности, но и служат примером для подражания, выступая таким своеобразным незримым агентом социализации.
Думаю, вы получили представление о духовных ценностях. Также рекомендую Вам мои статьи: про духовную культуру и про духовную жизнь общества.
Поделиться в соц. сетях
Девять атрибутов настоящего мужчины
Как человек, который почти всю свою жизнь был без отца, я обнаружил, что определение мужественности обманчиво сложно.
У меня не было никого рядом, чтобы продемонстрировать истинное и здоровое мужское достоинство. Отсутствие моего отца было источником горя и сожаления, но это чувство стремления привело меня к Богу за ответами, удовлетворением и сыновством. Он мой единственный верный Отец, мой небесный.Найти четкое и точное определение мужественности особенно сложно, если мы обратимся к миру, а не к Библии. Просто задумайтесь на мгновение, что мы узнаем о мужественности из нашего общества. Как правило, мальчику не требуется много времени, чтобы увидеть эротическое изображение, откровенную историю или крайне неуместную шутку. Даже если его родители успешно ограждают его от неприемлемого контента на телевидении и в Интернете, его друзья могут передать то, что они видели и слышали. Понимание мальчиком сексуальности часто искажено с раннего возраста, и это искаженное представление о сексе глубоко влияет на взгляд мальчика на мужественность.
Тем временем индустрия развлечений предлагает нам одно ошибочное изображение мужественности за другим, прославляя распутство Джеймса Бонда, стоическую стойкость и эмоциональную дистанцию Джейсона Борна и одержимость жадностью, властью и контролем Гордона Гекко. Когда мы становимся старше, фармацевтические компании продают нам множество товаров, которые предполагают, что если у нас есть дисфункция мужской производительности, мы «потеряли» свою мужественность и нуждаемся в лекарстве, чтобы вернуть ее.
Как понять, что такое мужественность, если куда ни глянь, она кажется такой запутанной?
Бог Создает Мужчин
Нам нужно лучшее определение мужественности, а кто может лучше определить, что такое мужественность, чем сам Творец? Когда Бог создал жизнь, он потянулся вниз, чтобы коснуться и слепить человека из земли. С заботой и близостью он создал человека особым образом. В конечном итоге мы узнаем, что Бог вкладывает в человека Свой собственный образ.
Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек существом живым. (Бытие 2:7)
В соседних стихах Бытия 2 мы наблюдаем, как Бог определяет цель этого единственного мужчины до сотворения женщины: цель его работы, степень его власти, параметры его послушания и даже рост желания иметь жену.
Мужественность находит свое определение только в Боге — не в мире, не в культуре, не на рабочем месте. В конечном счете и полностью мужественность определяется Богом, создающим мужчин.
Богочеловек
Но сюжет закручивается.
Читая великую историю о Боге в Библии и ища идеальные образы людей среди царей, священников, пророков, воинов и лидеров, которых мы встречаем, мы чувствуем, что что-то всегда не так. Грех повредил отражение идеальной мужественности. Один библейский герой за другим оказывается раненым, сломленным, испорченным, склонным к непослушанию и даже к прямому злу. И все же в тех же мужчинах мы видим небольшие проблески мужской славы: непоколебимая вера, непоколебимая убежденность, смиренное служение и самопожертвование. Но опять только проблески.
«Иисус — это совершенное божественное воплощение мужественности. Он определяет истинную мужественность».
Пока сам Бог снова не ворвется во время и пространство, чтобы дать нам образец человека. Его Сын, Иисус, является совершенным божественным изображением мужественности. Он определяет истинную мужественность.
Глядя на жизнь Иисуса, мы находим бесчисленные качества и обязательства, которые показывают нам, как жить как человек, верный призванию Отца. Если вы мужчина, стремящийся к истинной мужественности, подумайте, окажут ли эти девять обязательств (среди многих других) значительное влияние на вашу мужественность, если их активно применять в роли лидера, работника, мужа, отца и сына.
1. Мужчина обязуется следовать более высокому авторитету.
[Иисус] сказал: «Следуй за мной». Но [человек] сказал: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца». И сказал ему Иисус: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. А ты иди и возвещай Царствие Божие». Еще один сказал: «Я пойду за Тобой, Господи, но позволь мне сначала проститься с теми, кто в моем доме». Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Луки 9:59–62)
2. Он обязуется пожертвовать всем ради ученичества.
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Луки 14:26)
3. Он обязуется решительно и радостно повиноваться.
После этого многие из его учеников повернулись назад и больше не шли с ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: «Вы тоже хотите уйти?» Симон Петр ответил Ему: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни, и мы уверовали и узнали, что ты Святый Божий». (Иоанна 6:66–69).)
4. Он придерживается духовной дисциплины.
Встав весьма рано утром, когда было еще темно, [Иисус] вышел и вышел в пустынное место, и там помолился. (Марка 1:35)
5. Он обязуется хранить слово истины.
Иисус сказал уверовавшим в него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанна 8:31–32)
6. Он занимается ростом и производством, особенно духовными плодами.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и таким образом окажетесь Моими учениками». (Иоанна 15:8)
7.
Он обязуется выполнять Божью миссию.«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот, Я с вами всегда, до скончания века». (Матфея 28:19–20)
8. Он обязуется искренне любить других.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу». (Иоанна 13:34–35)
Подумаем, как побуждать друг друга к любви и добрым делам, не пренебрегая совместными собраниями, как есть у некоторых обычай, но ободряя друг друга, и тем более, чем увидишь приближение Дня. (Евреям 10:24–25)
Мужская духовность | Encyclopedia.com
Поскольку культурные конструкции, понимание и практика мужской духовности менялись от одной социальной группы к другой и внутри любой данной группы с течением времени. Они были позами одновременно частными и общественными, личными и социальными, священными и мирскими, духовными и физическими. Современная религиозная жизнь Америки включает в себя множество моделей, каждая из которых имеет глубокие исторические корни.
Концепции и практики мужской духовности коренных американцев широко варьировались, но в основном касались отношений между телесным опытом, групповым выживанием и окружающей средой. Выраженная в видениях, танцах и других обрядах перехода, исцеления, сексуальности, охоты, посадки растений и войны, мужская духовность, особенно духовность мужчин-шаманов, жрецов и тайных обществ, специализирующихся на ритуалах, регулировала личные и групповые отношения с духами, мифическими героями, животными, растениями и людьми, населявшими и формировавшими окружающий мир. Поскольку физическая и культурная среда коренных американцев была изменена белыми поселениями, они наполнили традиционные выражения мужской духовности новыми значениями. Некоторые отождествляют мужскую религиозность с красным Богом справедливости. У других были видения, призывающие к энергичной физической защите своих сообществ, территории, природной среды и традиционных ценностей от предполагаемых внешних угроз. Третьи продвигали мужскую духовность, которая делает упор на этическую и мирную жизнь и включает в себя такие белые христианские ценности, как умеренность и трудолюбие.
В отличие от коренных американцев христиане-протестанты, колонизировавшие Америку, приняли дуализм между духом и телом, в котором первое определялось как мужское и доминирующее, а второе — как женское и требующее контроля. Таким образом, пуританские мужчины семнадцатого века определяли свое благочестивое подчинение Богу как «женское начало», принимая при этом свое духовное превосходство и пользуясь религиозной властью в церкви, государстве и семье. Духовная сила мужчин должна была проявляться в строгом соблюдении нравственного закона и в практике благочестия, смирения, самоконтроля, усердного труда и моногамной репродуктивной сексуальности. Эти практики сохранились как отличительные черты американской мужской духовности, но социальные, экономические и культурные изменения, сопровождавшие рост коммерческого капитализма и модернизацию американской жизни, к началу девятнадцатого века сделали мужскую духовность более проблематичной. Мужчины отдалились от дома; новые модели мужественности изображали их как сексуальных и экономических агрессоров, побуждая их к конкурентному, аморальному стремлению к успеху в бизнесе в общественной сфере и строго контролируемой сексуальности, определяя благочестие, чистоту, домашнее хозяйство и эмоциональное выражение как личные позы, наиболее подходящие для женщин. Результатом стало противоречие между духовностью и мужественностью, между христианской приверженностью, самообладанием и смирением, с одной стороны, и материальным успехом и личными амбициями, с другой.
Начиная с викторианской эпохи и до наших дней, американские мужчины-протестанты реагировали на это кажущееся несоответствие поиском смысла мужской духовности. Некоторые радикальные мужчины-протестанты середины девятнадцатого века нашли это, отвергнув возникающие гендерные и сексуальные конструкции в пользу гендерного равенства, общинной жизни и основанных на Библии сексуальных практик, начиная от практик общины онейда, где христианская любовь означала раскрепощенную, но контролируемую сексуальность нескольких партнеров и мужское воздержание, до шейкеров, которые сублимировали мужскую сексуальность в безбрачии, усердном труде и экстатических танцах. Миллионы либеральных протестантских мужчин обратились от того, что они считали «женскими» церквями и сентиментальной теологией, к братским орденам, где они нашли христианское мужское общение, маскулинизированную теологию греха и возрождения, мистические обряды инициации и эмоциональное освобождение. (Хотя мужчины-евреи и католики меньше беспокоились о феминизации поклонения, мужчины-евреи и католики также находили в братском ритуале утверждение мужской духовной идентичности.) Протестанты-евангелисты продвигали «мускулистое христианство», которое приравнивало духовное к физической мужественности и призывало мужчин компенсировать расслабляющее воздействие офисной работы и женского сентиментализма мужской силой Христа. Движение вперед мужчин и религии 19 лет11–1912 гг. сочетали мускулистое христианство с мужским домашним хозяйством на религиозных собраниях, состоящих только из мужчин, которые отождествляли мужскую духовность с церковным лидерством, деловым социальным служением и семейным счастьем.
Мускулистое христианство и братство пришли в упадок в 1920-е годы, но подобные современные движения иллюстрируют непрекращающиеся попытки сформулировать мужскую духовность среди глубоких технологических изменений, постиндустриального сокращения, изменения демографических характеристик семьи и рабочей силы и современного феминизма. Самопровозглашенные «Дикие мужчины» отвергают феминистскую критику мужественности, утверждают отчетливо мужскую духовную и физическую сущность и призывают мужчин, отчужденных современным обществом, оживить эту сущность, ища мифические модели воинов-героев, а также сближение и эмоциональное освобождение чисто мужских шаманских ритуалов. На спортивных стадионах и в небольших группах Хранители обещаний во главе с футбольным тренером внедрили феминизм, отказавшись от соперничества, агрессии и карьеризма в пользу благочестия, мужской дружбы, эмоциональности и семейных обязательств. Некоторые евангелисты и спортсмены возродили сверхмужскую духовность и мускулистого Иисуса мускулистого христианства, в то время как более либеральные богословы предлагают альтернативную модель мужской духовности, основанную на женственном, феминистском Иисусе и концепции Бога, которая выходит за рамки фаллической твердости, чтобы принять реалии мужского физического желания и слабости.
Католики из среднего класса девятнадцатого и двадцатого веков присоединились к протестантским усилиям по определению мужской духовности, но обращались к католической мысли, а также к протестантским моделям, пытались утвердить католицизм в американской жизни и обращались к культуре рабочего класса с ограниченными экономическими возможностями и сильными традициями мужского безбрачия и гомосоциального веселья. И они, и протестанты в равной степени приняли противоречие между мужественностью и благочестием и призывали к усердию, бережливости, трезвости, регулярному поклонению и супружеской сексуальности как к мужским духовным идеалам. Но они преуменьшали духовные преимущества исключительно мужских пространств, противопоставляли мужественный католицизм феминизированному протестантизму и отвергали предполагаемую протестантскую премию за соперничество, стяжательство и амбиции в пользу терпения, честности, смирения, семейной преданности и доиндустриального католического представления о принятии положения. Большая часть этого идеала сохранилась, особенно среди американцев ирландского происхождения, хотя ему противодействовало сопротивление рабочего класса стандартам среднего класса и, вплоть до двадцатого века, сопротивление церковной иерархии, в которой доминируют ирландцы, среди таких неирландских католиков, как итальянцы и американцы мексиканского происхождения. Перемещение католических этнических групп в пригороды после Второй мировой войны привело к тому, что церковь выпустила целую серию этнически нейтральной литературы, призывающей мужчин искать духовные блага домашней преданности, но эта литература скорее подчеркивала, чем разрешала проблемы мужской духовности, которые католики разделяют с другими американскими мужчинами. Феминистские вызовы мужской церковной иерархии и переосмысление традиционных гендерных представлений о Боге после Второго Ватиканского собора активизировали попытки разработать новые модели католической мужской духовности.
Для мужчин еврейско-американского происхождения проблема мужской духовности связана с вопросами этнической идентичности и социальной маргинальности. Духовность и мужественность тесно связаны в традиционном иудаизме, в котором священное обучение является исключительно мужской обязанностью, ожидается, что отцы возглавят семейную молитву и обеспечат духовное благополучие своих сыновей, а места на богослужении разделены по половому признаку. Ортодоксальные группы в Америке поддерживают эти аспекты мужской религиозности, но евреи-реформисты и консервативные мужчины-евреи с тревогой стремятся примирить мужскую духовность доминирующей американской культуры с духовностью традиции. Верность семье, традиционно понимаемой как средоточие этнической и религиозной идентичности, считается всеми этими группами важнейшим элементом мужской духовности. Но американский антиинтеллектуализм, гипермужественность и антисемитизм заставили некоторых поставить под сомнение ветхозаветное отождествление высшей духовности с физической деликатностью и материнской ориентацией, мужской императив к духовному изучению и концепцию обрезания как высшего акта мужского благочестия. Некоторые также бросили вызов давно влиятельной модели мужественности, разработанной в Европе как механизм выживания, которая отвергает амбиции, высокомерие и гнев в пользу смирения, сдержанности, эмоционального хладнокровия и примирения. Мужчины-реформаторы в викторианской Америке изменили определение мужской духовности, включив в нее гендерно-интегрированное (или «семейное») поклонение; Консерваторы последовали за ним в начале-середине двадцатого века. Многие американские евреи также приняли этику достижений, в то время как в последнее время другие видели в израильских мужчинах конструктивное преодоление гнева и сочетание духовной силы с физической силой. Патриархальные элементы мужской еврейской духовности также были оспорены в американской среде, наиболее успешно в либеральных группах, женским вызовом мужской религиозной власти и секуляризирующими течениями, которые увлекли еврейских мужчин от священного обучения к профессиональным амбициям. Но стойкость такой мужской духовности даже в реформистском иудаизме проявляется в продолжающемся отцовском руководстве такими домашними ритуалами, как пасхальный седер.
Даже в большей степени, чем мужчины-евреи, афроамериканцы построили модели мужской духовности на опыте угнетения и маргинальности. Но их модели, сформированные наследием рабства и сопротивлением белому расизму, подчеркивают расовую гордость, достоинство, независимость, восстановление эксплуатируемого и стереотипного тела и повестку дня социального и политического освобождения. Рабская религия идеализировала Моисея-освободителя, а также более мягкого Иисуса как подходящую модель черной духовности. Представители чернокожих и появляющиеся афроамериканские конфессии девятнадцатого века определяли мужскую религиозность как упорное, яростное, а иногда и насильственное сопротивление расовому угнетению и прославление физической и культурной черноты. Некоторые призывали к переселению в Африку на том основании, что африканский мужчина олицетворял духовную мужественность, которую невозможно реализовать в белом обществе. Эти позиции остаются центральными в духовности чернокожих мужчин. Афроамериканские христиане 19 в. 50-е и 1960-е сформировали теологию освобождения, которая связывала мужскую духовность с христианской приверженностью и энергичной, но ненасильственной борьбой за уважение и социальную справедливость. Нация ислама, известная в стране с 1950-х годов, предложила альтернативное определение духовной мужественности, которое постулирует черного Бога и превосходство черных, утверждает власть черных, ставит под сомнение христианское ненасилие, санкционирует праведный гнев, советует строгую мораль и призывает к воинственному и, если необходимо, физическому сопротивлению господству белых. Недавний Марш миллионов мужчин, который, как и Хранители обещаний, призвал мужчин к духовному общению и семейным обязательствам, успешно объединил обе модели.
Удовлетворяя религиозные, психические, культурные и социальные нужды мужчин, мужская духовность была и остается такой же динамичной и разнообразной, как и сама американская жизнь.
См. также Афроамериканские религии; Принадлежность, Религия; Тело; безбрачие; экстази; Феминистская духовность; Феминистское богословие; Гендерные роли; иудаизм; теология освобождения; Основной протестантизм; Нация ислама; Хранители обещаний; обряды перехода; ритуал; Римский католицизм; тайные общества; шаманизм; Дух; Духовность; Умеренность; Ватикан II.