Эмоции, чувства, ощущения и Искусственный Интеллект / Хабр
Искусственный интеллект – задача многогранная и сложная. Уж не говоря о том, что ей еще надо найти безопасное применение…Вчера, заглянув на хабр, я прочел статью про ИИ и то, чем он должен обладать. Очень долго я думал о том, почему опускают чувства, ощущения и эмоции.
Я считаю, что чувства — одна из важнейших моделей программирования ИИ, однако, давайте по порядку.
Глоссарий
Для начала давайте определимся с понятиями и описаниями.
Также хочу добавить что чувство – это более высокий элемент, чем ощущение. Банальный пример: чувство сопереживания и ощущение боли. Ощущать сопереживание нельзя, значит ощущение это то, что дают нам органы чувств.
Добавлю, что я не буду рассматривать сами органы чувств и оставлю этот момент на желание читателя.
Некоторые элементы подчерпнуты из психологии, физиологии, философии и еще пары наук, однако, все остальное – чисто теоритическая часть и субъективное мнение.
И заранее: Интеллект != нейронная сеть.
Немного фактов
Любое животное, в том числе и человек, при рождении имеет безусловные рефлексы.
Как петуха учат танцевать под балалайку? Ставят на раскаленную сковороду и играют на балалайке. У петуха появляется условный рефлекс, что под балалайку ножки жжёт и пора, собственно, скакать. Это называется ассоциативная память – она присутствует у любого животного.
Теперь добавим еще моментов: что вы помните из времени своего рождения?! Ничего. У вас тогда работает только ассоциативная память. Но и не только, однако, об этом чуть позже.
Что заставляет запоминать?
Где-то и когда-то я читал (за пруфами в гугл), что в мозгу животного есть место, где запоминается все плохое, чтобы в следующем не попадать в данную ситуацию… Так называемый внутренний ассоциативный BAD-массив.
Т.е. можно предположить простое понятие: плохое и хорошее. Но, поскольку, на плохое и хорошее делить глупо (т.к. понятия субъективны), то можно опуститься до параметра ощущения – боль. Введем этот параметр от -1 до 1, где 1 = хорошо, а -1 = плохо.
Петух запоминает ассоциацией, что при звуках балалайки будет боль. И что минимальное избежать ее можно тем, что она будет прыгать на своих ножках. Со временем вырабатывается крепкий условный рефлекс и последующая реакция на него, которая помогает сдвинуть ползунок из меньше нуля в больше нуля, хотя бы на доли секунд…
Что мы имеем? Ассоциативный массив с параметром, что это больно, и описаниями последующих действий, дабы переместить ползунок наверх…
При этом присутствует какая-то базовая логика: боль? Постараться ее избежать – вызвать безусловный рефлекс избегания боли, т.е. поднять ножку.
Однако
У человека есть более расширенная логика с пониманием причинно-следственной связи: в данном случае, осознание, что стоять на горячей сковородке и скакать постоянно – не есть труЪ и избежать данной боли можно несколькими путями:
- слезть со сковородки;
- выключить газ;
навалять балалаечнику.
Да, человек будет также избегать боли, вызывая безусловный рефлекс «скакать», однако, он также будет пользоваться расширенными от базового класса «безусловный рефлекс», постоянно расширяя его и перестраивая.
К этому можно подвести банальность: когда вы рождаетесь, то вы не имеете никаких условных рефлексов (или имеете хоть какие-то). Когда ребенку больно, он начинает орать. Прибегает мама, кормит/поит/баюкает/меняет пеленки. Ползунок смещается в сторону выше нуля и ребенок успокаивается. Со временем ребенок устанавливает связь, что, дескать, да, если я заору, то прибежит мама и покормит. Со временем мы набираемся опыта и перестраиваем базовые классы (или наследуем от предыдущих) и, когда хотим есть, мы не орем, а идем на кухню и передвигаем свой ползунок боли выше нуля.
Т.е. животное заставляет обучаться желание держать ползунок боли хотя бы выше нуля. Человек же, выстраивая логические связи, со временем учится с наименьшими затратами передвигать данный ползунок.
В принципе, все чувства можно привести к ощущение боли, например, привязанность можно привести как нежелание получать боль при отсутствии данного человека (достаточно дилетантское объяснение, но расширяйте, если есть желание), которое расширенно от высших классов, которые как-либо или иначе (кстати, вполне можно вписать сюда множественное наследование) наследуются от базового класса Боль.
Действия – это расширенные безусловные рефлексы, которые каждый раз увеличиваются в размере наследования (и также, вполне возможно, включают множественное наследование).
А точнее?!
Представим следующую схему: есть базовый процессор, который получает событие, что происходит боль (неприязнь). Процессор собирает данные с других чувств, записывает что «Это» больно. После он передает событие другому процессору о том, что надо что-то сделать, чтобы избежать боли. Второй процессор прошаривает ассоциативную память на предмет выходов и вызывает событие (или события) «избежать», которое имеет больший приоритет. Если это помогло избежать в дальнейшем этой боли, то первый процессор записывает выход, увеличивает приоритет и складывает в ассоциативную память. Также он восстанавливает из быстрой памяти информацию, приведшую организм в данную ситуацию, анализирует, отбрасывая лишнее, и добавляет ее к описанию.
Это позволяет организму избежать в дальнейшем повторения ситуации.
В дальнейшем третий процессор где-то получает информацию как выйти из ситуации проще. Присваивает ей приоритет, но с меньшим параметром актуальности, и записывает в массив. В случае слабой нужды, второй процессор может вызвать новую информацию, дабы проверить ее и, в случае успеха, повысить ей приоритет, либо, в случае высокой нужды избегания Боли, вызывает действие с высшим приоритетом (вплоть до самого низкого, т.е. безусловного рефлекса (поднять ногу пока собираем информацию об обстановке и имеем ли мы доступ к крану и/или чему-нибудь тяжелому для балалаечника)). Постоянно пополнять ассоциативный массив и перестраивать классы нас заставляет третий процессор, который ищет выходы для всех классов (ведь каждый класс вносит свои поправки в боль), расширяя тем самым модель организма и стараясь привести его в состояния комфорта.
Классы?
В private структуре можно хранить параметры изменения ползунка: чем выше класс, тем меньше он меняет ползунок (или это вызывается в родителях так, что родители вносят коррективы, что в последствие превращается в длинное вещественное число малое по размеру).
В protected структуре можно хранить ссылки на действия, помогающие избежать данности и, результирующе считающие функции, позволяющие вернуть значение, которое передвинет нас к большему значению комфорта (они могут вызывать такие же функции родителей, получая и суммируя общее число).
В public можно хранить собственно процедуру получатель события…
Ах, да, забавный момент: нет смысла создавать объекты… Тут даже проще использовать прототипы.
К чему это все?
Организм животного имеет жестко заданный алгоритм действия — безусловный рефлекс.
Человеческий организм вносит поправки в параметр боль, расширяя его (от 0,005 до 0,0075 – состояние «неприятно», например) параметрами и классами также оставляя безусловные рефлексы (отдернуть руку от горячего чайника), но, обучая организм в дальнейшем не сталкиваться с данностью и выходить перед ней, строя модель следствий действий.
Все строится на ассоциативном массиве.
Стимул к обучению и расширению наших знаний дает нежелание получить боль (отсутствие почета – тоже боль).
Дабы искусственный интеллект обучался, требуется дать ему ощущение боли, желание его избежать, безусловные рефлексы (т.е. четко заданный алгоритм) и возможность переписывания собственных классов.
В данном случае есть возможность заставить его обучаться самостоятельно, однако, вскоре он может добраться до собственных базовых исходников и переписать алгоритм передвижение со временем ползунка боли и забить, наслаждаясь существованием.
Это образно-субъективный взгляд на ИИ и, как кажется, описан он немного профански, но, думаю, вызовет бурю эмоций в данном сообществе и, может быть, внесет свою лепту (а может уже она есть) в построение алгоритма ИИ.
UDP:
Сейчас до меня собственно дошло, что скорей всего я погорячился с понятием боли. Тут скорее подойдет понятие «раздражитель».
Растение имеет четко запрограммированную реакцию на раздражитель (обобщая, можно сказать, безусловный рефлекс). Пример: порот листьев к солнцу по мере движения оного. В данном случае так работает обычный логический компьютер: есть команда (раздражитель) и результат (реакция). Пример: 2+2 результат = 4.
Животное, помимо безусловных рефлексов, имеет ассоциативную память и строит условные рефлексы на раздражители. В таком состоянии сейчас находится нейронная сеть: имея безусловные рефлексы (возможность подсчитать 2+2) она дает результат, а также обучается для решения сложных задач.
Человек умеет прогнозировать, логически выстраивать последующие возможности столкновений с ситуацией, моделировать раздражитель без его присутствия и обучаться… Вот на этом уровне должен находиться интеллект.
Т.е. нейронной сети до интеллекта еще «эволюционировать и эволюционировать».
Управление эмоциями с помощью НЛП
Вопреки распространенному убеждению, НЛП — не терапия, хотя терапевты, пользующиеся им, получают впечатляющие результаты. Это не программа обучения искусству торговли, хотя торговцы, пользующиеся им, тоже получают впечатляющие результаты. Это не средство саморазвития, хотя те, кто пользуется им для саморазвития, опять же получают впечатляющие результаты. И уж никогда и ни за что это не предмет для самостоятельного или заочного изучения. Оно слишком хорошо работает, чтобы быть безопасным в неумелых руках, так что лучше учиться под руководством опытных и квалифицированных тренеров. Вы бы стали учиться плаванию с аквалангом y соседа, который как-то раз недельку понырял в бассейне? В этой статье речь пойдет о некоторых предположениях, существующих в нашей культуре, и о том, как, пользуясь предоставляемой НЛП информацией, научиться самостоятельно изменять их.
Все это — примеры того, как мы можем делать одни и те же вещи иначе, чем другие. Вы можете изменить значение переживания, изменяя одну из этих характеристик. Если вы выбрали что-то, что вам нравится, выясните, что случится, если придвинуть картинку ближе или увеличить ее. Вы можете двигать мысленные картинки, просто подумав об этом. Если вам понравился результат, оставьте так, иначе верните все на место и выясните, что случится, если сделать цвет более насыщенным. Меняйте по одной характеристике за раз и возвращайтесь к исходному варианту перед следующим изменением. Конечно, если найдется один или более вариантов, которые вам понравятся больше, чем исходный, оставьте их. Будьте осторожны, запоминайте, какие изменения картинки производите, и если сделали что-нибудь, результат чего вам не понравился, немедленно вернитесь к предыдущему состоянию. Проследите за тем, чтобы в конце концов переживание осталось бы как минимум столь же приятным, как вначале.
Для большинства западных людей картинки _ как раз то, что легче всего заметить и изменить, потому-то мы с них и начали. Вы можете научиться так же легко делать это со звуками и чувствами, передвигая звуки в другое место, изменяя скорость, высоту, громкость, как если бы y вас был хороший микшер. Вы можете усиливать или ослаблять ощущения, менять их текстуру, взвинчивать или успокаивать их, замедлять или ускорять темп или скорость, передвигать их, делать их больше или меньше, или вообще убирать.
Вы могли заметить, что если изменяете некоторый параметр картинки, звуки и чувства тоже изменяются, или если вы изменяете определенный параметр звука, картинка и чувства изменяются в соответствии с ним. Найти ваши особые различения _ значит найти быстрый способ воздействовать на ту систему (зрение, слух или ощущения), которую вам наименее легко менять. Например, если ваша картинка вам умеренно нравилась, а после увеличения стала нравиться больше, вы изменили ощущения изменением картинки. Если картинка была расплывчатой с искаженным звуком и скребущим ощущением, может быть, она сфокусируется, если сделать звук чистым, или ощущение станет гладким, если изменить звук?
В западной культуре существует распространенное убеждение, что ощущениянельзя произвольно изменять и что эмоции тоже не поддаются изменению. Существует связанный с этим миф о том, что любой, кто может изменять свои эмоции _ лицемер, пустышка, эгоист или обманщик (в последнее время также _ не осененный благодатью, подавленный или «не готовый к изменению»). В большинстве культур есть убеждение, что одной из систем(зрением, слухом или ощущением) нельзя управлять, но не все считают наиболее сложным ощущения. Например, аборигены Америки прославились тем, что изменяли чувства и ощущения так же легко, как западные люди изменяют картинки или музыканты _ звуки.
Для аборигенов Америки видимые мысленные картинки равны видениям, ниспосланным их богами, а потому имеют религиозное значение. Ритуалы Танца Солнца и Испытания Видением разработаны специально для того, чтобы увеличить шанс увидеть мысленные картинки. Оба ритуала включают в себя доведение посвящаемого до крайнего дискомфорта такой степени, что большинство западных людей считает это неприемлемым. Для коренных американцев _ с их легкостью в управлении ощущениями _ контроль над болью, осуществляемый ими во время ритуала, является средством сместить их внимание и изменяет состояние их ума в достаточной степени, чтобы позволить им увидеть картинки. Это работает потому, что делает невозможным нормальное использование их предпочитаемой системы(ощущений), так что им приходится делать что-то другое (видеть).Поскольку ритуал является религиозным или духовным, в их культуре приемлемо видеть картинки в таком контексте.
Западный эквивалент этому _ рынок «развития личности», прыжки с моста на резинке, наркотики и религиозные ритуалы. Западные люди оценивают острые и религиозные переживания по интенсивности ощущений, которые они в этот момент испытывают. Кое-кто называет это эмоциями… но ведь эмоции состоят из картинок, звуков и ощущений, просто наиболее убедительны из них (для западного человека) ощущения.
Способность чувствовать то, что хочешь, тогда, когда хочешь, _ очень полезный навык. Это освобождает нас от дорогостоящего поиска острых ощущений. Одного раза достаточно, чтобы занести ощущение в личную библиотеку. Потом мы можем изменить его, усилить, переделать любыми способами, играя картинками, звуками и ощущениями, с которыми оно было связано первоначально. Можно, наоборот, создать библиотеку на пустом месте, используя привлекательные элементы обычных приятных переживаний, обогащая и смешивая их по вкусу. Делать это можно так, как описано выше, через картинки и звуки. Просто вспомните приятный эпизод и сделайте ег большим, ярким, жизненным и, может быть, чуть-чуть замедлите. По мере того, как вы будете работать с ощущениями и привыкать к этому, делать это будет все легче, и вы научитесь изменять их непосредственно.
Следующая ступень _ буквально управление эмоциями. Есть два простых способа. Первый хорош для нейтрализации любой неудобной эмоциональной реакции. Если вы хохочете на похоронах, или рыдаете на работе, или злитесь на неповинного человека, быстрый способ нейтрализовать любую из этих реакций _ отодвинуть картинку далеко-далеко или уменьшить ее до размеров почтовой марки. Вы всегда сможете потом вернуться к ней, независимо от того, знаете ли вы, что там нарисовано. Сделайте ее достаточно маленькой или достаточно далекой, и y большинства людей это снизит интенсивность ее воздействия.
Чтобы вызвать определенную эмоциональную реакцию, когда ее нет, вспомните или вообразите случай, вызывающий такую реакцию, и сделайте большую, яркую и близкую картинку. Это замечательно, когда требуется поблагодарить нужного человека за прекрасный подарок, или если нужно создать раскаяние, когда вы кокнули любимую мамину вазу, которую ненавидели многие годы. Вам приходилось мечтать о терпеливости, когда в ыобучали ребенка или животное? Хотите сказать кому-то «нет» так, чтобы он понял, что это всерьез? Найдите в памяти картинку, обладающую требуемым свойством. Сделайте ее большой, яркой, жизненной _ и нужное чувство появится.
Второй способ управлять эмоциями включает ощущения более непосредственно. Лесли Камерон-Бэндлер приводит в своей книге «Пленник эмоций» семь изменяемых частей любой эмоции. В них входят ритм, темп, интенсивность, временные рамки и личная вовлеченность. Камерон-Бэндлер предлагает изменять ощущения так же, как мы изменяли картинки в начале статьи. Например, y беспокойства обычно быстрый неровный ритм, и оно всегда относится к будущему. Если вы замедлите ритм до ровных 120 ударов в минуту, чувство изменится и станет более удобным. Если вы представите, что находитесь в будущем по отношению к ожидаемому событию, беспокойство пропадет. Вспомните, как вы беспокоились в последний раз, и как приемлемо то событие сейчас, когда вы на него оглядываетесь.
Вина и стыд требуют личной вовлеченности. Вина случается, если вы поступили вопреки чьим-то ценностям, и вас это беспокоит. Стыд случается, когда вы поступили вопреки собственным ценностям, и нет более важной ценности, оправдывающей это. Если вы измените временные рамки, не будет ни вины, ни стыда, поскольку вы еще ничего такого не сделали. Вы можете обнаружить, что сделали это намеренно, в таком случае вы поступили согласно своим ценностям, или же что вы ошиблись, а это случается, и на ошибках учатся. Последствия могут быть печальными, или необратимыми, но могут стать приемлемыми. Другой выход _ уменьшить интенсивность и, возможно, сменить ритм на танцевальный. В любой эмоции, которую вы хотите изменить, возьмите наиболее заметную черту и измените ее. Выясните, что произойдет. Чтобы усилить эмоцию, возьмите ее компонент и увеличьте его. Вы сможете сами создавать себе острые ощущения!
Автор: Д. КоллингвудПозвольте себе чувствовать себя полностью — Living Better Lives Counseling LLC Living Better Lives
Никто не свободен от переживания эмоций. Это часть пребывания здесь в качестве человека. Почему же тогда так много людей испытывают трудности с полным переживанием эмоций? Это может быть из-за общества, которое не ценит чувства и ставит во главу угла быть «хорошим» или «счастливым» превыше всего. Другие факторы также могут влиять на нашу готовность чувствовать, например, когда нам не разрешают испытывать или показывать эмоции, когда мы растём, или когда нам говорят, что испытывать определенные эмоции, такие как печаль, горе или гнев, «плохо», и их не следует чувствовать или выражать.
В конце концов мы узнаем, что проблема заключается в эмоциях, и когда мы испытываем такие чувства, как печаль, смущение или стыд, мы также являемся проблемой. Мы учимся полностью отождествлять себя с ними. Мы думаем «мне грустно», как будто мы и есть эта эмоция. Мы думаем: «Когда я злюсь, я злой человек. Я не хочу быть злым человеком, поэтому я не буду злиться». Но мы — это не наши эмоции, даже если мы их чувствуем. Повторяйте за мной: у нас есть эмоции. Мы не эмоции.
Что происходит с подавленными эмоциями? Возможно, вы слышали поговорку: то, чему сопротивляешься, упорствует. Когда мы избегаем или отвергаем эмоции, энергия этих эмоций застревает в теле. Вот почему мы продолжаем определенные циклы и нездоровые модели поведения. Энергия никогда не высвобождается и остается с нами до тех пор, пока мы полностью не позволяем себе чувствовать. То, чему мы сопротивляемся, сохраняется.
Распространенный страх перед тем, как позволить себе чувствовать, заключается в том, что это чувство может длиться вечно. Все эмоции пройдут, мы можем чувствовать одну в течение более длительного периода времени (обычно, как бы долго она ни сопротивлялась), но она всегда проходит.
Если вы не знаете, как чувствовать свои чувства, не хотите чувствовать свои чувства или боретесь с чувством своих чувств, мы надеемся, что это руководство хоть как-то поможет вам.
Подтвердите себя. Чувства являются частью человеческого опыта, и все чувства могут приходить и уходить. Признайте это, это может даже помочь повторить это себе. Подтвердите, какие эмоции возникают у вас, определяя их, приветствуя их и наблюдая за ними, не осуждая их, не желая, чтобы они менялись, и не думая о том, как это исправить. Напомните себе, что чувствовать безопасно. Один из способов сделать это — использовать утверждения «Я», такие как «Я чувствую ___ (вставьте эмоцию), это нормально, что я чувствую (вставьте эмоцию), мне разрешено чувствовать ___». Еще один способ подтвердить свои эмоции — написать в письме о том, что вы испытываете. Что бы вы сказали о вине? Что бы вы сказали о сопротивлении? Говорите с ними любезно, подтверждая их существование. Все, что появляется, приветствуется.
Сядьте со своим чувством. Посидите со своим чувством 5-10 минут. Это чувство было определено, подтверждено, и теперь пришло время копнуть глубже. Спросите себя: «Где это чувство в моем теле?» «Где я держу напряжение?» «Как это выглядит?» «Какого цвета это?» «Как ощущается этот процесс?» Если вы ловите себя на мысли: «Я просто не хочу этого чувствовать». или «как мне вообще это сделать?» сидеть с этим. Вот как вы себя чувствуете. Идите к тому, что вас блокирует или расстраивает. Признайте это, подтвердите это и смиритесь с этим.
Выразите свои эмоции. После того, как вы определили свое чувство, подтвердили его и исследовали, где оно хранится, пришло время выразить и обработать. Существует так много вариантов выражения и обработки эмоций, вот несколько из них, которые вы можете выбрать. Эти действия могут показаться простыми, но настоящие изменения происходят в ваших намерениях. Если вы собираетесь использовать их, чтобы чувствовать, вы это сделаете.
Журнал
Танцуй или двигайся
Слушайте музыку, которая вам нравилась в детстве
Ударьте по подушке
Плач
Растяжка
- 9000 2 Творить
Сходить на прогулку
Принять долгий душ или ванна
Напишите аффирмации
Поговорите с эмоциями
Поговорите с безопасным, сострадательным человеком о том, как вы себя чувствуете
напоминания
Эмоции непостоянны.
Нет «плохих» эмоций.
Продолжайте проверять себя, спрашивая: «Что мне нужно в данный момент, чтобы справиться со своими эмоциями?»
Чтобы научиться чувствовать свои чувства, нужна практика. Будьте терпеливы к себе.
Как чувствовать свои чувства и что это сделает для вашей жизни
«Ты так заботишься, что чувствуешь себя так, будто ты истечешь кровью от боли». ~ Дж. К. Роулинг
Иногда последнее, чего мы хотим, — это чувствовать свои чувства. Потому что чувства могут ранить.
Чувство может заставить вас плакать в прачечной.
Чувство может сделать ваше лицо непривлекательно красным в проходе с замороженными продуктами.
Чувство может заставить вас думать, что все это быть человеком рэкет — не лучший способ провести время.
Если вы запихиваете свои чувства обратно в грудную клетку всякий раз, когда они пытаются вырваться на свет, это особенно верно. Я знаю, потому что это именно то, что я делал со своими чувствами в течение тридцати трех долгих лет.
О, эти коварные чувства иногда приводили к побегу из тюрьмы, а затем я вибрировал от безымянной ярости, которая заканчивалась разрушением сотового телефона, когда технологии встречались с кирпичной стеной. Или я начинал кричать и дергать свою одежду — да, на самом деле разрывать одежду — потому что прилив боли был слишком сильным, чтобы сдержаться в моем теле.
Моя мама любит говорить, что первые несколько лет моей жизни она думала, что воспитывает монстра. Будучи эмпатом в доме, где к эмоциям относились как к бомбе замедленного действия, я испытывал эмоции ко всей семье, и все эти чувства обрабатывались моими глазами и голосовыми связками.
Так что я научился подавлять свою чувствительность и эмоции в благонамеренной, но ошибочной попытке защитить окружающих. Многие из нас делают.
Мы узнаем, что эмоции небезопасны.
Мы узнаем, что плакать не принято.
Мы узнаем, что жизнь течет более гладко, когда мы запираем наши эмоции в селезенке и забываем о них.
Только когда мой отец попал в больницу тридцать лет спустя, начался мой личный эмоциональный апокалипсис.
Запертый на больничной койке, неспособный двигаться, все чувства и сочувствие, которые мой отец успешно подавлял в течение семидесяти лет — работой, вином и научно-фантастическими романами, — восстали, чтобы забрать его. Он не мог больше находиться в своем теле, поэтому перестал есть до тех пор, пока в этом не было необходимости.
Нажимая кнопку воспроизведения своего любимого трека Джона Колтрейна или читая его любимые отрывки, не зная, что он слышит сквозь морфинную дымку, твердость моих эмоций начала трескаться.
Пока мы ждали смерти моего отца, я бродил по больничным коридорам и проливал кофе на чистые полы, чувствуя, что выпрыгиваю из кожи. Поскольку в то время единственным средством обработки эмоций, которое у меня было, было письмо, я начал записывать свои переживания в Твиттере. Никогда прежде я не испытывал такого прилива любви и поддержки.
Трещины начали расширяться.
После его смерти мой слабый, но тщательно удерживаемый эмоциональный контроль полностью ослаб.
Когда я начал поддаваться очищающему потоку чувств, вместо того чтобы решительно бежать в противоположном направлении, жизнь начала посылать мне опыт, необходимый мне, чтобы научиться плыть по волнам эмоционального натиска.
Я научился относиться к своим чувствам как к другу, а не как к безымянному зверю, стремящемуся разрушить мою жизнь или, по крайней мере, мое утро.
Я узнал, где эмоции прячутся в моем теле, прячутся между ребрами или ютятся в животе.
Я научился позволять буквальному физическому ощущению моих эмоций выгорать, просто ощущая ощущение вместо того, чтобы осуждать его или придавать ему какое-то значение.
Я узнал, как важно чувствовать свои эмоции, чтобы соединиться со своей внутренней мудростью.
Посвятив себя обработке своих чувств, вместо того, чтобы позволять им накапливаться до тех пор, пока они не истощат меня, я начала меняться и преобразовывать свою жизнь.
Депрессия стала далеким воспоминанием. Я перестал чувствовать потребность пить, сильно или вообще. Отказаться от сахара стало легко, если я не был в первых приступах горя.
(Любой необходимый процесс скорби покупает мне сахар на несколько месяцев, к черту низкую энергию и раздражительность. Когда я скорблю, у меня все равно не будет ни энергии, ни оптимизма, так что с тем же успехом могу есть кексы красный бархат.)
Когда я пытаюсь точно определить, как я научился перемещаться и течь со своими чувствами, вместо того, чтобы привязывать их к бетонным ботинкам и бросать в живот, я получаю следующее:
У каждого чувства есть сообщение.
Может быть, это сообщение просто для того, чтобы позволить себе чувствовать эмоцию, пока она не рассеется. Возможно, это чувство подталкивает вас к какому-то действию.
Однажды, когда мы с парнем обсуждали возможность совместного проживания, страх и тревога начали летать по моему телу, как шарики для игры в кокаин, без всякой видимой причины. Другими словами, я начал сходить с ума, что не имело никакого смысла, учитывая, что это было то, чего я давно хотел.
Когда я начал исследовать натиск, я понял, что есть более глубокие проблемы, в которые нам нужно вникнуть, прежде чем сделать этот шаг.
Если что-то не проходит — гнев, страх, тревога — просто спросите его, что он хочет вам сказать. Сядьте тихо и позвольте ответу появиться. Когда вы чувствуете себя спокойно, у вас есть ответ, независимо от того, нравится вам то, что говорит этот ответ.
Обработка своих чувств дает вам доступ к вашей собственной внутренней мудрости и врожденному творчеству.
Если я сажусь писать и ничего не получается, я выслеживаю любые чувства, которых избегал. Иногда мне нужно бросить работу, чтобы бродить по пляжу и плакать. Иногда я уделяю этому чувству пять минут внимания и возвращаюсь к работе.
Внутри вас уже есть все ответы, которые вам когда-либо понадобятся, и ваши эмоции являются основным средством получения этих ответов. Изучение языка своих чувств даст вам личного шерпа на всю жизнь.
Все эти чувства, которые вы носите с собой, могут быть не вашими.
Чувствительные, сопереживающие люди с гордостью получают двойной удар. Вы несете в себе не только свои эмоции, вы также несете в себе эмоции людей, мимо которых вы проходили в продуктовом магазине, бездомной женщины, с которой вы разговаривали на углу два года назад, друга, который высказался на прошлой неделе.
Ваши собственные эмоции могут быть вытеснены эмоциями других людей, которые вы впитали бессознательно, иногда просто проходя мимо них по улице.
Научитесь очищать чужие эмоции от своего поля. Один из способов сделать это — представить себе корни, уходящие от ваших ног в центр земли. Отправьте все эмоции и энергию, которые вам не принадлежат, вниз по этим корням и в землю. Почувствуйте, как она уходит из вашего поля в место, где она может быть преобразована. Делайте это ежедневно.
Ощущение своих эмоций делает вашу жизнь ярче, как внутри, так и снаружи.
Внутри вас уже есть все ответы, которые вам когда-либо понадобятся; вам просто нужно научиться получать доступ к этой информации. Ответы о ваших отношениях, вашем жизненном направлении, как заботиться о своем здоровье, как двигаться к тому, чего вы хотите. Перевод того, что ваши чувства пытаются вам сказать, обеспечивает прямой путь к вашей собственной высшей мудрости.
Может потребоваться время и постоянное внимание, чтобы избавиться от того, что вы имели привычку запихивать, но чем больше вы склоняетесь к тому, что просит вас увидеть, тем больше ваша жизнь будет открываться и расширяться.