Почему полезно думать о смерти – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Приближение к теме смерти в экстремальных ситуациях, а также в переживаниях и размышлениях способствует серьезной переоценке ценностей. Но настоящие изменения происходят тогда, когда человек открыт новому опыту. К такому выводу пришли Кеннон Шелдон, Майк Прентис и Тим Кассер в результате проведенных экспериментов. Полный отчет опубликован в журнале «Death Studies».
Что случится, когда вы умрете
Эксперимент проводился на Среднем Западе США в два этапа. Для первого ученые набрали добровольцев из числа студентов колледжа, изучающих психологию. Всего в эксперименте приняли участие 30 человек, средний возраст испытуемых составил 19 лет. Респондентов разделили на три группы. Первым предложили представить, что они находятся на 20 этаже горящего здания, предпринимают попытку спастись, но безуспешно. После этого испытуемых просили описать мысли и эмоции, которые к ним приходят в процессе представления такого сценария, как бы они переживали последние минуты. Также участникам предлагалось поразмышлять о том, какую жизнь они вели до момента гибели, и как бы предположительно семья восприняла их смерть.
Другой группе исследователи предложили написать эссе на тему чувств, которые рождаются при размышлениях о собственной смерти. Им предлагали подумать, как процесс умирания ощущался бы на физиологическом уровне и что происходило бы с телом. Третью (контрольную) группу просили ответить на такие же по структуре вопросы, но касающиеся не смерти, а зубной боли.
С помощью специальных методик ученые измеряли у респондентов уровень открытости опыту и склонность к тем или иным устремлениям. Одна группа таких устремлений связана с деньгами, имиджем и популярностью. И это в рамках исследования соотносится с внешними ценностями. А внутренним соответствует самопринятие, чувство общности и ценность бытия с другими.
Как измеряется уровень открытости опыту
Открытость опыту — один из пяти факторов Большой пятерки (Big Five) — модели, описывающей личность человека. Включает такие аспекты, как способность фантазировать, эстетическую восприимчивость, чувствительность, готовность к новым видам активности, открытость идеям.
В рамках исследования открытость опыту измерялась с помощью специальных методик. Например, респонденты оценивали, насколько под описание их собственной личности подходят те или иные прилагательные, характеризующие степень открытости опыту, в какой мере они способны видеть красоту в вещах, которую другие могут не замечать и т.д.
Участники были погружены в размышления о смерти в течение шести дней — в первый день в лабораторных условиях, затем они отвечали на вопросы по интернету. Спустя два дня ученые проверили, насколько изменились ценностные установки участников. Полученные результаты показали, что продолжительные размышления на тему смерти в сочетании с высокой открытостью опыту способствуют переориентации человека от внешних ценностей к внутренним.
Размышления на менее важные темы, как в данном случае зубная боль, не связаны с ценностным сдвигом вне зависимости от уровня открытости опыту. Это подтвердилось в ходе второй стадии эксперимента с большим количеством участников и более тщательными замерами. На втором этапе в качестве испытуемых также выступили молодые люди, обучающиеся в большой государственной школе и посещающие курсы психологии. Общее количество респондентов – 56 человек, средний возраст — 18,6 лет. Здесь добровольцев разделили на две группы. Одна была погружена в ситуацию размышлений о собственной смерти, вторая — о зубной боли. Замеры ценностных установок после шестидневных размышлений проводились два раза — спустя два дня и спустя двенадцать дней после выполнения последнего письменного задания.
У испытуемых с высоким уровнем открытости опыту после размышлений о смерти ценностная картина менялась. После размышлений о зубной боли, даже в случае высокого уровня открытости, ценностного сдвига не происходило.
Оказаться на грани не всегда достаточно
Смерть — довольно табуированная тема. Мысли об этом могут провоцировать экзистенциальное беспокойство и неуверенность, а также защитные реакции. В ходе предыдущих исследований было доказано, что краткосрочное столкновение с темой смерти, поверхностные размышления о ней способны развернуть человека в сторону «внешних» ценностей. А именно — роста ожиданий относительно своего финансового положения в будущем, большей ориентации на потребление высокостатусных товаров и т.д. В списках главных приоритетов могут оказаться деньги, популярность, имидж.
Ученые резюмируют, что от продолжительности, глубины размышлений на тему смерти и открытости опыту зависит характер ценностного сдвига. Полученные результаты исследования помогают объяснить, почему не так часто происходит посттравматический личностный рост и почему многие возвращаются или к дотравматическому уровню восприятия, или оказываются в состоянии посттравматического стрессового расстройства.
Возможно, люди, которые открыты опыту, способны сохранять интерес к жизни, оставаться в какой-то степени ее исследователями, что способствует ценностной и мотивационной переориентации после столкновения с темой смерти, комментируют ученые. Они добавляют, что для людей с высокой степенью открытости опыту размышления о смерти могут быть чем-то вроде ресурса, способствующего пониманию себя, своих устремлений и позитивным внутренним изменениям.
Правда, насколько стабильны такие изменения — пока вопрос для исследователей. У одних люди с высокой степенью открытости опыту возможно навсегда поменяются убеждения и ценности, но не исключено, что другие вернутся к прежним или обнаружат для себя новые приоритеты. Вопрос о стабильности ценностных изменений в целом сложный, комментирует Майк Прентис. Необходимо еще много исследований на эту тему.
Авторы исследования:
Кеннон Шелдон, научный руководитель международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор университета Миссури (США)
Майк Прентис, PhD, департамент психологии университета Уэйк Форест, Северная Каролина (США)
Тим Кассер, профессор департамента психологии Knox College, Иллинойс (США)
См. также:
Работа с ценностями спасает от отчаяния
Психической травме противостоит ценность жизни
Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 16 августа, 2017 г.
Все материалы автора
Психология смерть ценности
Как мысли о смерти меняют наше мировоззрение
- Джонатан Йонг
- Университет Ковентри
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Thinkstock
Чтение этой статьи может повлиять на ваши политические убеждения, предрассудки и пристрастия, а также на процесс принятия решений. Более того, возможно, у вас возникнет желание стать знаменитым. Почему? Очень просто: мысли о смерти до основания меняют наш взгляд на себя и на мир, убежден автор BBC Future.
Если смерть — где-то все еще запретная тема, то возможно, что это уже ненадолго.
В наше время предпринимается все больше попыток активизировать обсуждение темы смерти — как в домашней обстановке, так и на публике.
Например, в кафе смерти, первое из которых было открыто в Швейцарии в 2004 году, и которые затем распространились по всему миру.
В подобных заведениях люди могут обсудить свои страхи за чашкой чая или кофе, заедая свои тревоги вкусным пирожным.
- Другие статьи сайта BBC Future на русском языке
Наше нежелание говорить о смерти часто воспринимается как признак боязни, заставляющей нас подавлять мысли о неизбежном конце.
Однако прямых указаний на то, что это действительно так, очень мало.
Страх за близких
Итак, какой уровень тревоги, вызываемой мыслями о смерти, можно считать нормальным? И как это проявляется?
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Если судить по результатам исследований, проведенных методом анкетного опроса, можно сделать вывод, что мы, очевидно, куда больше боимся потери наших близких, чем собственной смерти. (Данные австралийских ученых опубликованы в 2001 году в журнале о смерти и умирании Omega – Ред.).
Аналогичные изыскания показали, что нас скорее сильнее страшит процесс умирания, включая, например, присущие ему боль и одиночество, чем собственно окончание жизни. (Данные опроса канадских студентов опубликованы в научном альманахе «Смерть», Death, в 2008 году – Ред.).
В общем и целом, когда нам задают вопрос, боимся ли мы умереть, большинство из нас это отрицает, демонстрируя невысокий уровень беспокойства.
Меньшинство, т.е. люди, демонстрирующие высокий уровень тревоги в связи с неизбежностью смерти, даже считаются психически ненормальными – пациентами, страдающими танатофобией (болезненным страхом смерти), которым следовало бы обратиться за медицинской помощью.
Автор фото, iStock
Подпись к фото,Стоит раз-другой задуматься о могиле, которая всех нас ждет впереди, и ваши предрассудки и предубеждения изменятся
С другой стороны, тенденция проявлять невысокий уровень тревоги по поводу смерти, который характерен для многих из нас, может оказаться результатом нашего нежелания признаться в собственном страхе — как другим, так и самому себе.
Танато-консерватизм
Основываясь на этой гипотезе, психологи уже на протяжении почти 30 лет изучают социальные и психологические последствия столкновения лицом к лицу с тем фактом, что все мы смертны.
В ходе более чем 200 экспериментов людям предлагали вообразить себе, что они умирают.
Первое такое исследование было проведено в США в 1989 году на примере судей муниципальных судов. Их попросили назначить сумму залога для воображаемой проститутки в рамках гипотетического судебного разбирательства.
Как правило, те судьи, которым до вынесения решения напоминали о том, что они смертны, назначали гораздо более весомый залог, чем их коллеги, избежавшие таких напоминаний.
Первые в среднем устанавливали залог в 455 долларов, вторые – 50. С тех пор были обнаружены и многие другие последствия [размышлений о собственной смерти], отразившиеся на представителях различных категорий людей и населения в целом во многих странах мира.
Помимо того, что мысли о смерти повышают нашу склонность карать других, они еще и усиливают наши националистические предрассудки, заставляя нас с предубеждением относиться к представителям иных расовых, религиозных и возрастных групп.
В совокупности, результаты десятков такого рода исследований показывают, что напоминания о смерти делают более прочной нашу привязанность к тем слоям и группам людей, к которым мы принадлежим, в ущерб тем, кто отличается от нас. (Материалы опубликованы в специализированных научных изданиях по социальной психологии с 1997 по 2009 годы – Ред.).
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,Исследования показывают, что нас больше тревожит перспектива потерять своих родных и близких, чем собственная смерть
Напоминание о смерти оказывает любопытное воздействие на наши политические и религиозные взгляды.
С одной стороны, это приводит к усилению поляризации: либералы становятся либеральнее, а консерваторы – более консервативными.
Аналогичным образом, религиозные люди более рьяно начинают отстаивать свои верования, тогда как нерелигиозные – активнее проповедуют собственное неверие.
В то же время в ходе этих изысканий выяснилось: когда напоминание о смерти становится особенно настойчивым и участники опросов не упорствуют в своих политических пристрастиях, тогда либералы и консерваторы в равной мере склонны поддерживать консервативные идеи и консервативных кандидатов.
По мнению некоторых авторов, этим можно объяснить сдвиг вправо в США после терактов 11 сентября 2001 года.
Но почему же смерть делает нас столь склонными карать, а также такими консервативными и религиозными?
Согласно различным теориям, мысли о смерти подталкивают нас к поискам бессмертия.
Жизнь вечная
Многие религии обещают бессмертие в буквальном смысле, однако наши светские привязанности, такие как принадлежность к тому или иному национальному государству или этнической группе, могут обеспечить символическое бессмертие.
Отождествление себя с определенной государственной или социальной общностью и следование традициям, которые переживут нас – часть нашей идентичности.
Защита наших культурных норм повышает остроту чувства принадлежности к соответствующей общности, а повышенная склонность к наказанию лиц, нарушающих культурные нормы, — проявление этой тенденции.
В соответствии с этой концепцией ученые также установили, что напоминания о смерти стимулируют наше стремление к славе и желание иметь детей.
И то и другое ассоциируется с символическим бессмертием. Выходит, что мы хотим добиться бессмертия благодаря своему труду и передаче нашей ДНК потомкам.
Автор фото, iStock
Подпись к фото,Мысли о смерти влияют на степень консерватизма принимаемых нами решений
Когда нам задают прямой вопрос [о смерти], мы, похоже, даже не отдавая себе в этом отчета, не испытываем страха смерти.
Нам также не приходит в голову, что мысли о смерти могут оказывать столь разнообразное воздействие на наши отношения в обществе. Но существуют, однако, пределы наших способностей к самоанализу.
Мы плохо можем предсказывать, какие чувства испытаем и как поведем себя в тех или иных ситуациях в будущем.
Мы также плохо анализируем причины, почему чувствуем себя именно так, а не иначе, или почему мы повели себя определенным образом.
Итак, осознаем мы это или нет, похоже, что когда мы извлекаем на поверхность мысли о собственной смерти из глубин собственного сознания, мы открываем ящик Пандоры.
Какой же вывод следует из всех этих усилий, направленных на то, чтобы путем откровенного разговора сдернуть завесу мистики со смерти и умирания? Трудно сказать.
Присутствие отчетливого образа смерти в нашем воображении, будь то в личной или общественной жизни, может сделать нас более склонными к наказанию других людей и подверженными предрассудкам, — что, собственно, и вытекает из данных разнообразных исследований.
Но в то же время, возможно, эти негативные последствия и возникают именно по той самой причине, что мы не привыкли думать и говорить о смерти.
Метод экспозиционной терапии, прибегая к которому, врачи деликатно демонстрируют больным причину их тревог – предмет, животное или даже воспоминание – уменьшает страхи пациентов.
Вероятно, эта недавно наметившаяся тенденция к нарушению одного из самых традиционных табу станет своего рода психологической прививкой и сделает нас сильнее перед лицом смерти.
- Эта статья первоначально опубликована на портале The Conversations и перепечатывается на условиях лицензии Creative Commons.
Я все время думаю о смерти
Смерть — это естественная часть жизни, и думать о ней время от времени — это нормально. Но люди, страдающие психическими заболеваниями, очень часто думают о смерти больше, чем обычно. Постоянно думать о смерти может быть неудобно или страшно. Вы можете задаться вопросом, почему вы так много думаете об этом, задаетесь вопросом, нормально ли это, или задаетесь вопросом, прекратится ли это. Это становится особенно беспокойным, если мысли о смерти приводят к мыслям о самоубийстве.
Откуда берутся эти мысли?
Есть множество причин, по которым вы часто думаете о смерти. Понимание этих причин может дать вам подсказки о том, как остановиться. Вот несколько примеров:
- Вы в депрессии. Распространенным симптомом у людей с депрессией являются мысли о смерти. Это может быть зацикленность на ужасных вещах в мире, на том, чем все закончится, или на том, в чем смысл жизни людей. Когда вы испытываете депрессию, очень легко зацикливаться на негативных мыслях. Когда мы в депрессии, негативные мысли, такие как мысли о смерти, «прилипают». Лечение лежащей в основе депрессии может помочь вам сосредоточиться на более позитивных мыслях.
- У вас навязчивые или навязчивые мысли. Навязчивые мысли о смерти могут исходить как от тревоги, так и от депрессии. Они могут включать беспокойство о том, что вы или кто-то, кого вы любите, умрете. Эти навязчивые мысли могут начинаться как безобидные мимолетные мысли, но мы зацикливаемся на них, потому что они нас пугают. Если это похоже на вас, попробуйте наш интерактивный инструмент «Преодоление негативных мыслей» или наш рабочий лист по работе с негативными мыслями.
- Ты скорбишь. Наше естественное любопытство к смерти становится более личным, когда мы переживаем горе. Возможно, вы потеряли члена семьи, друга или домашнее животное. Когда кто-то, о ком мы заботимся, умирает, естественно задуматься о том, что это значит. Вам может быть интересно, что такое смерть на самом деле, что случилось с вашим любимым человеком… и что будет с вами , когда вы умрете. Смерть — естественная часть жизни, и эти вопросы время от времени возникают у каждого. Дайте себе время погрустить. Многие люди находят утешение в просмотре телепередач или фильмов о горе и утрате, чтении книг или стихов об этом, разговоре с духовным лидером или кем-либо еще, кому вы доверяете, о том, через что вы проходите. Запись своих чувств в дневник также может помочь вам почувствовать себя лучше.
Когда мысли о смерти приводят к мыслям о самоубийстве
Если вы испытываете навязчивые мысли о самоубийстве или думаете, что покончить с собой можно, мы очень надеемся, что вы обратитесь к окружающим вас людям, чтобы найти безопасность и внести изменения, которые могут помощь. Если вы не лечились от депрессии или беспокойства и никому не рассказывали о своих чувствах, эти шаги помогут вам улучшить ситуацию.
Если вы не знаете, с кем поговорить или как поговорить с кем-то, вы можете позвонить по телефону или отправить текстовое сообщение на линию помощи для самоубийц и кризисных ситуаций 988 или в чате на 988lifeline. org. Вы также можете отправить текстовое сообщение «MHA» на номер 741-741, чтобы добраться до строки экстренного сообщения. Горячие линии — отличное место для некризисной поддержки.
Почему я в последнее время так боюсь смерти?
Блог › Почему я так боюсь о…
Если мы не можем этого избежать, мы должны найти способ принять это.
Смерть может быть одной из немногих вещей, которые у всех нас есть, и все же ирония заключается в том, что наши страхи вокруг нее могут в конечном итоге заставить нас чувствовать себя ужасно одинокими.
Здесь, в западном мире, тема смерти по-прежнему табуирована. Это то, о чем мы просто не говорим. Это означает, что когда возникают страхи, мы можем испытывать нежелание делиться ими с окружающими нас людьми.
Возможно, мы не хотим показаться болезненными или «ослаблять» настроение, или, может быть, мы чувствуем такой страх, просто думая о смерти, что делаем все, что в наших силах, чтобы даже не упоминать эту тему в разговоре.
Рано или поздно каждый из нас столкнется со страхом смерти. В конце концов, что происходит, когда гаснет свет, остается одной из самых больших загадок жизни.
Не только нормально бояться неизвестного, но и в эти нынешние неопределенные времена мы, вероятно, обнаружим, что наши мысли еще больше обращаются к нашей собственной смертности.
И это не обязательно плохо. На самом деле размышления о смерти могут подтолкнуть нас к важным изменениям в жизни. Это может заставить нас задаться вопросом, живем ли мы жизнью, основанной на наших ценностях — вещах, которые важны для нас.
Но — и это важное но — думать о смерти нормально, но одержимо беспокоиться о ней — нет. Если вы обнаружите, что застряли в колее беспокойства и делаете все возможное, чтобы не думать или говорить о смерти, то это может указывать на более глубокую проблему.
В этой статье мы рассмотрим «страх смерти» и некоторые признаки и симптомы, на которые следует обратить внимание.
Почему я так много думаю о смерти?Как следует из названия, танатофобия — или боязнь смерти — это фобия. А фобии, как правило, либо ловят, либо им обучают.
Многие люди начинают беспокоиться о смерти после потери близкого человека. Потеря любимого человека может пролить свет на хрупкость нашей собственной жизни. Точно так же «близкий вызов» или околосмертный опыт также могут привести к озабоченности смертью. Точно так же, как врачи и медсестры, работающие в отделении неотложной помощи, которые регулярно сталкиваются со смертью, могут быть подвержены развитию страха смерти.
Тем не менее, вам не обязательно подвергаться смерти, чтобы у вас развилась тревога смерти. Он также может развиваться, казалось бы, на ровном месте.
Как сказал Юнг, «то, чему мы сопротивляемся, сохраняется». Поскольку мы выросли в культуре, которая избегает разговоров о смерти, когда мы делаем думаем о ней, мы можем попытаться подавить эти страхи. Возможно, мы пытаемся отвлечься от тяжелых мыслей и чувств, используя неадекватные стратегии преодоления трудностей — выпивая, куря, смотря телевизор, делая покупки и т. д.
Но вот в чем загвоздка: чем больше мы стараемся избегать тяжелых мыслей и чувств, тем более интенсивными они могут стать.
Итак, то, что начиналось как естественные, здоровые мысли о смерти, может легко привести нас к негативному циклу беспокойства.
Симптомы страха смерти- Сильный страх или тревога всякий раз, когда вы думаете о смерти
- Думать или беспокоиться об этом каждый день
- Избегание ситуаций, когда, как вам кажется, вам, возможно, придется подумать или поговорить об этом
- Физические симптомы при мысли о смерти – учащенное сердцебиение, потливость, боли в животе, тошнота и т. д.
- Проблемы со сном
- Опасаясь худшего каждый раз, когда вы с чем-то сталкиваетесь, или проводите часы в поисках симптомов в Интернете. (Тревога о здоровье и тревога смерти часто сочетаются друг с другом — обе связаны с контролем и трудностью терпеть неопределенность).
Хотя тревога смерти сама по себе не является расстройством, экзистенциальные страхи лежат в основе многих тревожных и депрессивных расстройств. Это означает, что это часто связано с такого рода проблемами психического здоровья, в частности с генерализованным тревожным расстройством (ГТР), которое характеризуется частым и неконтролируемым беспокойством.
Важно четко понимать, что только то, что вы думаете о смерти, не означает, что у вас проблемы с психическим здоровьем. Страхи вокруг смерти становятся проблематичными, когда они возникают ежедневно и носят очень стойкий характер (на протяжении 6 месяцев и более). Когда это происходит, вполне вероятно, что эти мысли и страхи начали мешать вам получать удовольствие от повседневной жизни.
Преодоление страха смертиПреодоление страха смерти обычно включает в себя контроль над тревогой в целом.
Как только мы сможем признать и признать , что у нас есть проблема, мы даем себе возможность предпринять необходимые шаги для ее восстановления.
Therapy предоставляет безопасное место, где можно поделиться своими страхами и научиться более здоровым способам справляться с трудными мыслями и чувствами о смерти, когда они возникают.
По словам Эпиктета, «Смерть необходима, и ее нельзя избежать. Я имею в виду, куда я собираюсь пойти, чтобы уйти от этого?»
Смерть — нормальная, естественная часть жизни. Как бы это ни пугало нас, мы не можем тратить свою жизнь на беспокойство о том, что, как мы знаем, мы никогда не сможем изменить.
И если мы не можем этого избежать, то должны найти способ принять это.
Одним из ключевых принципов диалектической поведенческой терапии (ДПТ) является радикальное принятие , которое фокусируется на принятии реальности, а не на борьбе с ней или попытке «избежать» ее. Радикальное принятие не означает, что мы должны делать что-то вроде , это просто означает признание реальности. Отрицание реальности только причинит нам больше страданий в долгосрочной перспективе.
Когда мы находим согласие с нашим непостоянством, мы понимаем, что все, что у нас есть, — это настоящий момент. Вместо того, чтобы бояться смерти, мы можем сосредоточиться на жизни, проживая каждый момент так, как это имеет значение.