Душа это в психологии: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Душа. Здравствуй, Душа! [Раздел I]

Душа

Тело мы видим, ощущаем, чувствуем; душа же невидима. Поэтому некоторые говорят, что души нет. Говорят это и многие психологи. Люди, призванные изучать психику, т. е. душу, отрицают само ее существование. Но точно так же невидимы и наша память, внимание, воля, чувства — все проявления нашей психики, души. Однако никому не приходит в голову отрицать их существование.

Для серьезного ученого видимость явления вовсе не обязательный признак его существования. Мы видим и слышим далеко не все, что несомненно существует: так, у нашего глаза ограничена способность зрительного восприятия, он видит лишь в определенном диапазоне длин волн; то же относится к слуховому восприятию. Поэтому говорить: «Души нет, потому что ее не видно», — все равно что уподобиться слепому и глухому, отрицающему существование мира. Столь же несостоятелен аргумент невидимости при отрицании бытия Бога.

О людях мы говорим: «душевный человек», «добрая душа», «чистая душа».

И все понимают, о чем идет речь. Мы чувствуем состояние своей души: «душа не на месте»», «душа ушла в пятки», «душа горит» и т. д.

«Душа», несомненно, побуждает к ассоциациям с многочисленными философскими, религиозными и культурными контекстами. Еще в начале века это понятие стало постепенно вытесняться из европейского научного психологического обихода, заменяясь более приемлемым для академической психологии словом «психика».[11]

Как отметил Бруно Беттельхайм в своей краткой, но исключительно ценной работе «Фрейд и душа человека» (Bettelheim, 1984), сам Фрейд, говоря о психическом инструментарии, использовал слово «Seele», означающее в немецком языке понятие «душа»; тем самым он показывал, что подразумевает самую глубокую внутреннюю «сущность» человека.

Хиллман считает, что душа, как правило, скрывается за нашими обычаями, догмами и застывшими верованиями. Она с наибольшей вероятностью проявляется в такие «патологические» моменты, когда мы переживаем разрушение своих верований, ценностей и утрачиваем ощущение безопасности.

Ибо именно в эти мгновения происходит усиление воображения, эмоций, желаний и мы с наибольшей полнотой ощущаем сущность и реальность психического. Здесь Хиллман открывает перед нами возможность высвобождения священной внутренней самости, искры божественного света, скрытого внутри человеческой личности. По Хиллману, сам момент разрушения наших застывших идей, относящихся к психологии или другим сферам, открывает возможность получить откровение относительно самой психики.

В архетипической психологии представление о душе имеет ряд совершенно специфических смысловых оттенков, из которых наиболее значимыми, вероятно, являются, ранимость, меланхолия и глубина. Истоки последней можно обнаружить в юнговской теории, предполагающей наличие независимого фактора, который Юнг однажды назвал глубиной души. Здесь имеется в виду то, что личность может достичь весьма высокого экономического или образовательного уровня и, тем не менее, остаться психологически тупой, неразвитой в душевном плане, находящейся ниже себя по культуре, чувственности, способности к эмоциональным проявлениям, к самопроникновению и т.

 д. Глубинный анализ, в частности, способствует созиданию души, «углубляя» пространство психических событий, будь то чувства, инсайты, особенности патологического проявления или фантазии. И когда Юнг говорит, что он боится за «современного человека, ищущего душу», то речь идет как раз о несоответствиях и поверхностности на психологическом уровне (Jung, 1973, р. 235).

В то время как некоторые современные психологи с одобрением отнеслись к призыву Хиллмана вернуть душе центральное место в психологии, другие рассматривали его идеи настороженно, ссылаясь среди прочего на то, что работы Хиллмана трудны для понимания, содержат крайне провокационные высказывания и характеризуются критическим отношением к традициям гуманизма.

Хиллман перечисляет ряд свойств, касающихся природы души: душа (1) делает возможными любые значения, (2) превращает события в переживания, (3) дает переживаниям глубину, (4) передается в любви и (5) особым образом связана со смертью (Хиллман, 2004а, с. 108). В дальнейшем он добавляет:

«…под словом „душа“ я подразумеваю творческую способность к воображению, заложенную в нашей природе, обретение опыта посредством рефлективного размышления, сновидения, образа и фантазии — такого способа, который осознает все реалии, главным образом как символические или метафорические» (Hillman, 1976, p. XVI).

Как следствие этих пяти характеристик, душа для Хиллмана является «имагинативной возможностью нашей природы», возможностью, которая осознается в рефлективном размышлении, сновидении, образе и фантазии. Смерть весьма значима для души, поскольку возможность (а следовательно, воображение) вытекает из экзистенциального признания своей конечности: только то, что конечно, может воображать свои возможности, часть из которых будет реализована, другие же (по причине смерти) нет (Hillman, 1992).

Хиллман употребляет термин «душа», отражающий «нарочито неясное понятие, которое не поддается значимому определению» (Hillman, 1965, р. 46). Хиллман отвергает сильное, подверженное инфляции, поверхностное Эго и защищает душу, которая признает слабое, угнетенное и глубокое. «Душа заставляет Эго чувствовать дискомфорт, неопределенность, потерянность. И эта потерянность и есть знак души. Вы не можете иметь душу или отождествляться с душой, если не чувствуете, что потеряли ее» (Hillman, 1983, р. 17). «Душа, — говорит он в другом месте, — не есть нечто данное; ее надо созидать» (Hillman, 1965, р. 18, 47–48). В этой связи он приводит слова Китса: «Если угодно, назовите мир „юдолью созидания Души“. Тогда вы поймете предназначение мира» (Hillman, 1975b, p.IX). Здесь содержится косвенное указание на неоплатоническое выражение «душа мира», или anima mundi, которое Хиллман переводит как «душа-в-мире». Созидание души в мире приводит к углублению опыта, при котором Эго подавляется и сдерживается. Вместо Эго, которое нисходит в бессознательные глубины только для того, чтобы индивидуироваться по отношению к самости, и затем восходит к сознательной поверхности, Хиллман защищает Эго, которое погружается в архетипические глубины и остается там, чтобы ожить в виде души.

Хиллман, как и Юнг, подчеркивает, что «анима», собственно, и означает «душу». В этом отношении цель анализа, по Хиллману, состоит не в индивидуации, а в «одушевлении».

В дальнейшем, в период создания «экопсихологического дискурса», Хиллман стал подчеркивать, что душу имеют не только индивиды, но и мир или материальные предметы мира.

В отличие от субъектобъектного дуализма Декарта и всех его последователей, Хиллман заявляет, что природные (нечеловеческие) «вещи» тоже имеют душу (Hillman, 1983). Фактически архетипическая психология является «анимистической» психологией. В отличие от традиционного представления о том, что мир преимущественно состоит из «мертвой» материи и материальные предметы (не только природные, но и культурные предметы, или артефакты) неодушевлены, Хиллман утверждает, что они одушевлены, или «живы». Он имеет в виду, что не только индивиды, но и объекты обладают определенной «субъективностью» (там же, р. 132), что вещи несут в себе некоторое «бытие». По словам Хиллмана, мир не мертв, но он и не здоров: он жив, но болен.

Наряду с анализом индивидов, Хиллман полагает необходимым анализ мира или материальных объектов в мире, так, словно они субъекты. С этой точки зрения мир нуждается в терапии не меньше, чем индивиды. Таким образом, архетипическая психология оказывается в определенном отношении психологией «окружающей среды», или «экологической» психологией.

Рассмотрением этой проблемы занимается сегодня ряд архетипических психологов, например Роберт Сарделло. Психологию души популяризировал в своих работах Томас Мур. Согласно Хиллману, душа обычно скрывается под покровом повседневной рутины, догм и застывших верований. Она готова проявиться в «патологические» моменты, когда мы переживаем распад или утрату своих убеждений, верований или теряем чувство безопасности. Именно в такие моменты наши образные переживания, эмоции, желания и ценности усиливают свою интенсивность, и мы в наибольшей степени осознаем психическое в его сущностной форме. Происходит высвобождение внутренней божественной самости, той самой искры священного света, которая скрывается внутри человеческой личности. Хиллман полагает, что сам момент деконструкции устоявшихся идей в психологии или где-то еще обеспечивает нас условиями для психического откровения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Душа

Душа Тело мы видим, ощущаем, чувствуем; душа же невидима. Поэтому некоторые говорят, что души нет. Говорят это и многие психологи. Люди, призванные изучать психику, т. е. душу, отрицают само ее существование. Но точно так же невидимы и наша память, внимание, воля, чувства —

Заключение: ЭГО И ДУША

Заключение: ЭГО И ДУША Итак, мы представили все, что хотели описать в рамках этой книги. Но в определенном смысле это лишь начало исследования следующего поколения НЛП. Существует множество процессов и техник, которые мы не включили в эту книгу, и постоянно возникают

Глава 2 Душа и Бог

Глава 2 Душа и Бог [42] На вторую ночь я обратился к своей душе:[43]«Я устал, моя душа, мое странствие длилось слишком долго, мой поиск себя за пределами себя. Теперь я прошел через происшествия и нашел за ними тебя. Ибо через происшествия, людей и мир я открыл, что я заблудший. Я

Душа человека

Душа человека Сознание цивилизованного человека — это часть психики, надежно отделившаяся от первичных инстинктов, которые, впрочем, никуда не делись. Они лишь утратили контакт с сознанием и вынуждены напоминать о себе окольными путями. Например, через симптомы невроза

Душа трехмерная

Душа трехмерная А теперь мы можем возвратиться к Центрам сознания и той ситуации, которую обсуждали ранее: муж задержался, что может переживать жена? Центр власти поставит вопрос о контроле, Центр удовольствия поищет кайф, Центр беды-успеха рассмотрит эти перспективы,

Счастье и душа

Счастье и душа О, мы живем очень счастливо, нетомящиеся среди томящихся; среди томящихся людей живем мы, не томящиеся. О, мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждебных; среди враждующих людей живем мы, не враждующие. О, мы живем очень счастливо, небольные среди

Внешняя душа

Внешняя душа И отделил Человек внешнюю душу от внутренней, и увидел, что это хорошо. Новая Библия Ваня полез под стол, но, неловко повернувшись, сильно ударился об угол стула. Пискнул, сдержался, но, откидываясь в другую сторону, теперь треснулся затылком. Тут уж он завыл. Я

Потерянная душа

Потерянная душа Участница: Речь идет об одном уроженце Эритреи, которому 47 лет. В 16 лет он ушел из своей деревни. Он из семьи аптекарей, т. е. из богатой семьи. После в Аддис-Абебе он ушел в подполье. Он вступил в коммунистическую партию и боролся против военного

Душа и дыхание

Душа и дыхание Душу и дыхание обычно не принято увязывать друг с другом, несмотря на то, что в эстонском языке эти слова имеют общий корень, и это могло бы навести на мысль, что и то и другое являют собой принципиально ту же энергию. Покуда человек дышит, душа его движется.

Глава I. Душа рас

Глава I. Душа рас Как натуралисты классифицируют виды. — Приложение к человеку их методов. — Слабая сторона современных классификаций человеческих рас. — Основания психологической классификации. — Средние типы рас. — До какой степени позволяет их установить

Душа и Скума

Душа и Скума Скума, как считали предки, это Замысел с большой буквы, задача, ради которой вы пришли на землю, задача всего воплощения.В нашем древнем языке буква Х переходит в СК. Скума – хума – наоборот муха. Мухой даже сейчас в деревнях называют порчу: «Закрой рот, муха

Душа и желания

Душа и желания Как мы учимся слышать желания души? Когда мы не следуем вдоль внутреннего, настоящего душевного желания, мы испытываем боль и насилие над собой. И тут наш взор обращается внутрь: мы затихаем и слушаем, ищем настоящее желание. А потом мы учимся следовать ему,

Платон. Учение Платона о душе

Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.

🧍‍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.

🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.

🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.

Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.

😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.

Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.

⚙️ Части души — функциональные части. Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.

Платон выделяет три части души 👇

🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.

💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.

😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.

👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.

🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.

🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.

Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇

1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.

2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.

⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.

🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

JP Moreland’s Web » Восстановление субстанции души психологии

  • Название: Восстановление субстанции души психологии
  • Дата: 1998
  • Источник: Journal of Psychology and Theology 26:1 (1998): 29-43.
  • Тип статьи: Журнальная статья
  • Аудитория: Продвинутый, Средний
  • Категории Царства: Жизнь Разума

Описание:

В настоящее время в литературе (если не в клинической практике) разговоры и размышления о себе заменили душу в качестве главного предмета многих психологических теорий.

Я утверждаю, что этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно природы и обоснования субстанциального дуализма. Я также утверждаю, что такое сосредоточение на себе без рамок, трактующих его как субстанциальную душу, приводит к ряду концептуальных проблем и терминологической двусмысленности. Более того, я показываю, что некоторые черты общепринятых представлений о себе, по-видимому, действительно требуют субстанциальной души, чтобы иметь смысл.

Чтобы обосновать эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда существующих заблуждений относительно природы вещества (например, что вещество является статичной вещью, не связанной с другими вещами) и решение ключевых проблем с текущими моделями самость (например, что самость является языковой конструкцией). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на свойства-вещи. Раздел III проясняет сущность дуализма субстанций, описывая пять состояний души и природу способности души. Раздел завершается кратким описанием основных типов соображений, оправдывающих веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые особенности некоторых психологических моделей «я», по-видимому, требуют дуализма субстанций, чтобы иметь смысл, и разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете того, что было доказано. ранее.

Связанный контент : Если эта статья вас заинтересовала, вы также можете рассмотреть следующее:

  • «Психология разумного замысла и эволюционная психология: сравнение конкурирующих парадигм» (статья)
  • «Психология разумного замысла и эволюционная психология сознания: превращение воды в вино» (статья)
  • Сознание и существование Бога (книга)
  • Непокорный Imago Dei (книга)
  • Тело и душа (книга)
  • Натурализм (книга)
  • Философские основы христианского мировоззрения (книга)
  • Blackwell Companion to Natural Theology (книга)
  • Христианские взгляды на то, как быть человеком (книга)

В настоящее время «я» заменило душу в качестве основного
центра многих психологических теорий. Я утверждаю, что
этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно
Природа и обоснование субстанциального дуализма. Я
также утверждаю, что такое сосредоточение на себе, без рамки,
трактующей его как субстанциальную душу, приводит к
количеству концептуальных проблем и терминологической
двусмысленности. Более того, я показываю, что некоторые черты общепринятых представлений о себе на самом деле требуют наличия субстанциальной души, чтобы иметь смысл. Чтобы обосновать
эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда
текущих недоразумений относительно природы
0065 субстанции (например, что субстанция является статичной вещью,
не связанной с другими вещами), и рассмотрение ключевых проблем
с текущими моделями самости (например, что самость является
конструктом языка). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на
свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального
дуализма, описывая пять состояний души и
природу способности души. Раздел завершается
описанием основных типов соображений, которые
оправдывают веру в субстанциональный дуализм. В заключительном разделе,
, я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые
особенности некоторых психологических моделей «я»
, по-видимому, требуют дуализма субстанций, чтобы иметь смысл, и
, разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете
. того, что утверждалось ранее. В настоящее время «я» заменило душу в качестве главного

фокус многих психологических теорий. Я утверждаю, что

это смещение происходит из-за ряда недоразумений относительно

природа и обоснование субстанциального дуализма. Я

также утверждаю, что такое сосредоточение на себе, без рамки,

трактующей его как субстанциальную душу, приводит к ряду

концептуальных проблем и терминологических

двусмысленностей. Более того, я показываю, что некоторые черты

общепринятых представлений о себе на самом деле кажутся

требующими субстанциальной души, чтобы иметь смысл. Чтобы обосновать

эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение набора

текущего непонимания природы

вещества (например, что вещество является статичной вещью, не связанной

с другими вещами), и решение ключевых проблем

с текущими моделями себя (например, что self — это

языковая конструкция). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на

свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального

дуализма, описывая пять состояний души и

природа способности души. Раздел завершается

наброском основных типов соображений, которые

оправдывают веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе,

, я утверждаю, что самость является душой, показывая, как ключевые

особенности некоторых психологических моделей самости

, по-видимому, требуют субстанциального дуализма, чтобы иметь смысл, и

, разъясняя набор психологических терминов/ концепции в

свете того, что утверждалось ранее.

Преимущества:

  • В нем исследуется и аргументируется важность размышлений о том, что вещества являются незаменимой метафизической категорией для психологии и философии сознания.
  • Он способствует философским, теологическим и психологическим дискуссиям о дуализме субстанций.
  • Предлагает удобное введение в основательную христианскую философскую антропологию.

Загрузите этот предмет.

Психиатрия и темная ночь души

TomWang/AdobeStock

«Есть много способов не быть счастливыми, которые не равны депрессии». — Томас Мур 1

Кристиану Роббинсу было 16 лет, когда он покончил с собой в первый месяц пандемии. Согласно The Washington Post 2 и отцу мальчика, Кристиан понес ряд потерь, связанных с пандемией, включая закрытие его школы; отмена семейного отдыха; и изоляция от друзей. Вполне понятно, что его скорбящего отца не дает покоя вопрос: «А что, если бы пандемии никогда не было? Будет ли мой сын жив?»

Конечно, это невозможно узнать. Центры по контролю за заболеваниями сообщили, что в период с 24 июня 2020 г. по 30 июня 2020 г. примерно каждый четвертый молодой человек (в возрасте от 18 до 24 лет) серьезно думал о самоубийстве в течение 30 дней до завершения опроса CDC. 3 Но приписывание законченного самоубийства в первую очередь пандемии, вероятно, является значительным упрощением. Например, в случае с Кристианом Роббинсом, В отчете Washington Post отмечается, что молодой человек «в течение нескольких месяцев боролся с депрессией и ранними симптомами биполярного расстройства». Более того, Кристиан рассказал отцу о «внутреннем голосе, который шептал, какой он бесполезный, как все его ненавидят». 2  

Заманчиво предположить, что самоубийство Кристиана было в значительной степени результатом (биполярного) большого депрессивного эпизода, возможно, осложненного психотическими особенностями. Пандемия и сопутствующие ей потери, вероятно, стали непосредственными причинами. Но недавние исследования предлагают другие возможности и вынуждают нас рассматривать психические и эмоциональные состояния, которые, насколько мне известно, вообще не обсуждаются в DSM-5, и могут приводить к высокому риску самоубийства, даже если человек не соответствует полным критериям DSM. для большого депрессивного эпизода. 4

Более того, иногда есть веские причины сместить нашу точку зрения со строго клинической на духовную; в частности, к тому, что некоторые мистики и богословы назвали «темной ночью души». Однако сначала нам нужно изучить два тесно связанных понятия, которые не являются частью нозологии DSM.

Деморализация и отчаяние

Деморализация кратко описана в недавнем итальянском исследовании пациентов с трансплантированной почкой 5 :

Деморализация — это синдром, клинически отделенный от депрессии. Для него характерно сочетание дистресса и субъективной некомпетентности; потеря смысла и цели в жизни; отсутствие воспринимаемой социальной поддержки; чувство загнанности в угол и личная неудача; когнитивное отношение пессимизма и безнадежности/беспомощности. Более того, это психологическое состояние играет значительную роль в негативном влиянии на качество жизни пациента, его стили совладания и достоинство. Это связано с [суицидальными] мыслями; высшее желание скорейшей смерти; и ухудшение прогноза у пациентов, пострадавших от соматического заболевания.

Более экзистенциальное описание деморализации дает психолог Джон Ф. Шумейкер: деморализация — это «всеобъемлющий психо-духовный кризис, при котором жертвы чувствуют себя в целом дезориентированными и неспособными найти смысл, цель или источники удовлетворения потребностей». 6

Обратите внимание, что оба описания связаны с потерей смысла и цели в жизни. Мы можем легко представить многих людей, страдающих эмоционально во время нынешней пандемии, которые могут не соответствовать критериям DSM-5 для большого депрессивного расстройства, но которые подходят под эти описания деморализации — и которые вполне могут стать склонными к суициду из-за этого психического и эмоционального состояния.

Отчаяние

В недавней статье под названием «Умереть без мечты» 7 психиатр Кеннет Гилберт, доктор медицинских наук, описал черту, которую он наблюдал у многих людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, которые заканчивались фатальной передозировкой опиоидов. Он высказал мнение, что эти люди, похоже, не «чувствуют, что их собственные жизни стоит защищать» или что «их собственные жизни стоят того, чтобы жить». Гилберт далее описал такие смертельные исходы как смерть от отчаяния и задался вопросом, «без чувства смысла или участия у [этих людей] может не быть причин защищать свою жизнь».

Отчаяние в широком смысле понимается как «полное отсутствие надежды». 8 Я считаю, что Гилберт прав, рассматривая это как экзистенциальную проблему, имеющую важные последствия для психиатрии. Действительно, исследование, проведенное Уильямом Э. Коуплендом, доктором философии, и его коллегами, связывает отчаяние с более высоким уровнем злоупотребления психоактивными веществами и суицидальными наклонностями среди молодых людей. 9 Используя данные структурированных интервью, Коупленд и соавт. выделили 7 индикаторов отчаяния: чувство безнадежности, беспомощности, чувство нелюбви или бесполезности, переживания беспокойства, жалости к себе и одиночества.

Важно отметить, что хотя многие участники с депрессией также сообщали об отчаянии, большинство людей, сообщивших об отчаянии, не соответствовали формальным критериям депрессивного расстройства. 9 Смысл исследования Коупленда и соавторов заключается в следующем: мы должны выйти за рамки категорий депрессии по DSM, если мы хотим распознать молодых людей (и, возможно, других), которые действительно страдают и подвержены риску злоупотребления психоактивными веществами и самоубийства.

Темная ночь души

Фраза «темная ночь души» часто используется неформально для описания крайне тяжелого и болезненного периода в жизни, например, после смерти близкого человека; расторжение брака; или диагноз опасного для жизни заболевания. Для многих одиночество, изоляция и страх, связанные с коронавирусной болезнью 2019Пандемия — это действительно темная ночь души. В этих неформальных употреблениях нет ничего плохого, и они имеют очевидную связь с понятиями деморализации и отчаяния, как мы их определили. Но они значительно отличаются от первоначального значения и контекста фразы, впервые придуманной испанским мистиком Иоанном Креста (1541-1597 гг. н.э.).

Джон был членом религиозного ордена кармелитов, который он пытался реформировать. В благодарность он получил заключение своих братьев-кармелитов, во время которого Иоанн написал свою замечательную поэму «Темная ночь души». 10 (Канадская певица Лорина МакКеннитт очень красиво положила стихотворение на музыку. 11 ) Стихотворение начинается:

Темной ночью,
Вспыхнувшая в любви тоской – о, счастливый случай! –
I ушел незамеченным,
Мой дом сейчас в покое.

Поэма Иоанна, по сути, является духовной одиссеей. В нем рассказывается о «путешествии души из ее телесного дома к ее союзу с Богом». 12 Эта мистическая концепция может показаться слишком эзотерической, чтобы иметь отношение к клинической психиатрии; но, как мы увидим, темная ночь может быть понята более экзистенциально, что имеет большое значение для нашей профессии.

Пережить темную ночь

В своей книге Темные ночи души психотерапевт и бывший католический монах Томас Мур делает важное наблюдение. Он пишет: «Темная ночь требует духовного отклика, а не только терапевтического». Темная ночь призывает затронутого человека «остаться в настоящем, не быть связанным или обманутым прошлым и не заключенным в навязчивую и защитную идею о будущем… единственное освобождение от давления темной ночи». 1

К сожалению, не все переживут темную ночь души. Некоторые из упомянутых Муром, например, поэтесса Энн Секстон, умрут от собственной руки. Те, кто выжил, осознали, как выразился Мур, что «жизнь никогда не бывает такой яркой, успешной и значимой, как вы можете себе представить». 1 И все же эти выжившие нашли — или, скорее, создали — новый смысл в своей жизни.

Мур приводит в пример пианиста Леона Флейшера, недавно умершего в возрасте 9 лет.2. В возрасте 36 лет Флейшер страдал загадочным неврологическим недугом, который по существу парализовал его правую руку и чуть не положил конец его карьере. Ни одно из лечений, которые он получил, не помогло, и Флейшер впал в двухлетний период отчаяния, вплоть до мысли о самоубийстве. Но затем прозрение: как выразился Флейшер, «я внезапно осознал, что моя связь с музыкой была больше, чем просто двуручный пианист». 13 Флейшер, по сути, заново изобрел себя, став педагогом, дирижером и исполнителем репертуара для левшей для фортепиано. По словам Мура, «его спасло расширение его музыкального видения». 1

Акушерка и темная ночь души

Как терапевты, мы, прежде всего, должны ценить и признавать темную ночь души, когда она поражает и преображает наших пациентов. Нам также необходимо распознавать и оценивать степень деморализации и отчаяния, которые могут испытывать наши пациенты, поскольку они имеют последствия для злоупотребления психоактивными веществами и суицидальных наклонностей.

В то же время нам нужно отличать темную ночь души от различных состояний болезни и расстройства, таких как большое депрессивное расстройство, которое в некоторых неудачных случаях может быть результатом неудачного духовного путешествия. Темная ночь сама по себе не болезнь, а часть цены, которую мы платим за то, что мы уязвимы.

Нам не нужно быть строго религиозными, чтобы помочь нашим пациентам пережить их темную ночь, и нам не нужно входить в мистический мир Иоанна Креста. Скорее, мы можем действовать как акушерки во внутренней трансформации наших пациентов, поддерживая и ободряя их, когда они изо всех сил пытаются родить, часто болезненно, новый смысл своей жизни. Как выразился философ Питер Уилберг, этот вид исцеления: «больше не отождествляется с ментальным, эмоциональным или телесным «выздоровлением», а скорее с самопознанием — рождением нового телесного ощущения себя… [и] метафора maieusis – врач как повивальная бабка». 14 Термин maieusis происходит от греческого слова «maieutikos», что означает «акушерство». В одном из «Диалогов» Платона ( Theaetatus ) Сократ — сын повивальной бабки — применяет термин maieutikos к своему методу порождения новых идей посредством рассуждений и диалогов. Он думал, что эта техника «аналогична той, которую акушерка использует при родах». 15 Майевтическая концепция помощи не требует, чтобы мы отказывались от нашей медицинской подготовки или биологических знаний, которые являются неотъемлемой частью нашей идентичности как врачей-психиатров. Скорее метафора акушерки расширяет наше понимание медицинского исцеления, включая наше служение душе, особенно в ее самую темную ночь.

Д-р Пайс   — почетный профессор психиатрии и лектор по биоэтике и гуманитарным наукам Медицинского университета штата Нью-Йорк; клинический профессор психиатрии Медицинской школы Университета Тафтса; и главный почетный редактор  Psychiatric Times TM .

Что вы думаете? Делитесь комментариями с коллегами по электронной почте [email protected]. Комментарии могут быть опубликованы в Интернете в ожидании проверки и редактирования для стиля.

Ссылки

1. Мур Т. Темные ночи души. Книги Готэма; 2004.

2. Ван В. В течение нескольких месяцев он помогал своему сыну сдерживать суицидальные мысли. Затем пришла пандемия. Вашингтон Пост . 23 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г.

https://www.washingtonpost.com/health/2020/11/23/covid-pandemic-rise-suicides/

3. Czeisler MÉ, Lane RI, Petrosky Э и др. Психическое здоровье, употребление психоактивных веществ и суицидальные мысли во время COVID-19пандемия — США, 24–30 июня 2020 г. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2020;69:1049–1057.

4. Бауэр Б. «Смерти от отчаяния растут». Пришло время дать определение отчаянию. Новости науки. 2 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.sciencenews.org/article/deaths-of-despair-depression-mental-health-covid-19-pandemic

5. Battaglia Y, Zerbinati L , Пьяцца Г и др. Использование шкалы деморализации у итальянских реципиентов почечного трансплантата. Дж. Клин. Мед .2020;9,2119.

6. Шумейкер Дж. Деморализованное сознание. Новый интернационалист. 1 апреля 2016 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://newint.org/columns/essays/2016/04/01/psycho-spiritual-crisis

7. Гилберт К. Умереть без сна. Психиатрические времена. 24 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.psychiatrictimes.com/view/dying-dream

8. «Отчаяние, н.» Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета; 2020.

9. Copeland WE, Gaydosh L, Hill SN, et al. Ассоциации отчаяния с суицидальными наклонностями и злоупотреблением психоактивными веществами среди молодых людей. Открытие сети JAMA . 2020;3(6):e208627.

10. Святой Иоанн Креста. Темная ночь. Собрание сочинений св. Иоанна Креста . Транс. Киран Кавана и Отилио Родригес. Публикации ICS; Пересмотренное издание, 1991 г.

11. Лорина МакКеннит. Темная ночь души. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.youtube.com/watch?v=MclLF473XtA

12. Темная ночь души. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://makeheaven.com/st-john-of-the-cross.html

13. Huizenga T. Leon Fleisher, пианист, который заново изобрел себя, умер в возрасте 92 лет. National Public Radio . По состоянию на 2 декабря 2020 г.

14. Уилберг П. Феноменологическая медицина и органическая терапия. По состоянию на 3 декабря 2020 г. https://existentialmedicine.wordpress.com/phenomenological-medicine-and-organismic-therapy/

15. Майевтика. Словарь Мерриам-Вебстер. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.merriam-webster.com/dictionary/maieutic

Для дальнейшего чтения:

Pies RW: Забота о душе во время Covid-19. Психиатр Таймс . 23 марта 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.psychiatrictimes.com/view/care-soul-time-covid-19

Pies RW. Страна переживает пандемию психического здоровья? Психиатрические времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *