Душа психология: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Душа | Понятия и категории

ПСЮХЕ (греч. ψυχή — душа), термин древнегреческой философии, душа, исконно этимологическое значение — «дыхание» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера псюхе употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного «призрака» (είδωλον), после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и памяти («Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция псюхе распространяется начиная с 6 века до н. э. в пифагореизме и орфизме: псюхе понимается как «демон», т. е. бессмертное существо божеств. происхождения, её странствия по телам животных и растений…

Tags: 

Психология

Философия

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный душе, принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом.

Tags: 

Психология

ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражается термином «нафс». В классический период выделяются две линии трактовки души: одна сближает ее с понятием «зат» (самость, см. Сущность), с дальнейшим отождествлением самости с «я» (‘ана) и «явленностью» (зухур), с чем связано понимание ее как простого начала познания вообще и интуиции в частности, другая рассматривает душу в соответствии с перипатетической традицией. Первая линия преобладает или по меньшей мере проявляется во всех направлениях и школах, вторая в основном связана с арабоязычным перипатетизмом и исмаилизмом.

Tags: 

Философия

ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Николай Кузанский опровергает существование души мира: «Нет середины между абсолютным и ограниченным, как это воображают те, кто думает, будто имелась некая душа мира после Бога и до ограничения мира. Один только Бог есть душа и разум мира…» («Об ученом незнании», II 9). Точно так же Виссарион Никейский, защищая Платона от нападок Георгия Трапезундского, утверждавшего несовместимость платонизма и христианства, подчеркивает тем не менее, что в вопросе предсуществования душ, а также существования душ неба и светил Платон противоречит христианству.

Tags: 

Философия

ДУША. В научной литературе (философской, психологической и пр.) термин «душа» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». В повседневном словоупотреблении Д. по содержанию обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживания», «сознание».

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 212.

Tags: 

Психология

ДУША (греч. ψυχή, лат. anima) – одно из центральных понятий европейской философии. Появляется уже в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных раннепифагорейских учений – учение о бессмертии души и метемпсихозе; Пифагору приписывалось сочинение «О душе» (Diog. L. VIII 7) и рассказы о его четырех реинкарнациях (там же, VIII 4 со ссылкой на Гераклида Понтийского – фрг. 89 Wehrli). Геродот говорит, что пифагорейцы выдавали египетское учение о бессмертии души за свое (II 81. 123). Вера в бессмертную душу сочеталась у пифагорейцев с учением о том, что душа погребена в теле как в гробнице, причем безрассудная часть души легко поддается переубеждению и бросается из одной крайности в другую…

Tags: 

Философия

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии души — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 40.

Tags: 

Психология

Философия

Душа. [Психическое, психика, личность, персона, анима] В процессе моих исследований, посвященных структуре бессознательного, мне пришлось установить логическое различие между душой и психическим. Под психическим или психикой я понимаю целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных. Со своей стороны, под душой я мыслю определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как “личность”. Для более ясного описания того, что я при этом имею. в виду, я должен привлечь сюда еще некоторые точки зрения.

Tags: 

Психология

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии Д. — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В эллинской философии существование Д. не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о Д. — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный Д., принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о Д. и выдвинуты и обоснованы некоторые важные положения. Аристотель определяет Д. как сущность живого тела — особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит…

Tags: 

Философия

Психология

В соответствии с крайними буддийскими воззрениями душа сама но себе является неотъемлемой частью чувственного мира, так что для того, чтобы оторваться от этого мира, душе необходимо уничтожить себя. Во всяком случае, ей придется уничтожить те свои элементы, которые для христианина являются важнейшими составляющими ее существования: прежде всего чувство любви и чувство сострадания.

Это совершенно отчетливо прослеживается в х и наян истек о и форме Буддизма, но присутствует и в махаяне, даже при том, что приверженцы махаянистской школы неохотно рассуждают о высшем смысле собственных теорий.

Tags: 

Религия

Буддизм

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Душа и тело. Любите ли вы себя? | Психология

Внимание к телу, к его позе помогает во многих жизненных ситуациях. Вот пример: вам надо сделать важный звонок. Если вы будете сидеть на кончике стула с минимальной опорой и напряженными ногами, в голосе появятся неуверенные нотки, вы будете звучать скованно, сбиваться на просящий тон. Если перед этим звонком вы плотно, всей попой, расположитесь на стуле, поставите на пол обе стопы, чуть-чуть подышите, у вас будет спокойный, уверенный тон, который создаст определенный настрой у собеседника. И даже если на этот раз вам откажут в чем-то важном для вас, из такой «увесистой» позиции пережить отказ будет легче.

Существует выверенная система, в которой каждая часть тела соответствует нашим общечеловеческим функциям. Если провести разделительную черту вдоль позвоночника и поделить тело на правую и левую половины, то правая будет отвечать за наши социальные контакты, общественную жизнь, отражать наши межличностные взаимодействия. Левая половина — это наши чувства и эмоции, представления о себе, внутренняя жизнь.

Проведите эксперимент — постойте на одной ноге. На какой ноге вам проще держать равновесие? Если на правой — вы сейчас хорошо сбалансированы со своим окружением. Если на левой — у вас сегодня гармония со своими чувствами. Если с равновесием проблемы — надо успокоиться, медленно подышать, плотно усевшись на стуле, и попробовать еще раз… Фото: Depositphotos

Отчего в теле появляются мышечные зажимы и перекосы, оказывающие заметное влияние на здоровье? Оттого, что цивилизация заставляет нас подавлять наши естественные реакции на стресс — негативные эмоции. Если животное испугано, что оно делает? Убегает. А если злится? Нападает. А мы?

На нас орет начальник, и мы по привычке, опустив голову, переминаемся с ноги на ногу — это в лучшем случае! — и терпеливо ждем, когда отпустят с экзекуции. При этом у нас либо ком в горле, либо спазм в животе. Мы напряжены. Скованы. А потом — головная боль, запор, кашель… Все это — реакция на стресс.

Как быть? Если от этого самодура зависишь материально? Или карьерой? Положением в фирме? И нет возможности постоять за себя? Меня в таких случаях поддерживала детская штука — фига за спиной или в кармане… С одной стороны — вот тебе! С другой, когда на нас орут, а мы искренне переживаем — мы этого оруна кормим. Своим страхом, беззащитностью. А фига — магический замок — попробуй, откуси!

И, конечно, когда более-менее успокоимся, имеет смысл попробовать разобраться, насколько все-таки реально мы зависим от пугающих, унижающих нас начальников, мужей, любовников и т. п. Ведь наши представления об угрозах очень часто оказываются чрезмерными. Страхи — надуманными.

Очень рекомендую после травмирующего контакта или события подвигаться. Глубоко подышать. Если сильно злимся, хорошо бы еще проораться где-нибудь на природе — но это по возможности. Дойти до дома быстрым шагом, отменив на сегодня маршрутку. Закрыться в комнате и побить-попинать подушку. Выплеснуть обиду и злость на что-нибудь неодушевленное. Иначе может ведь и близким достаться — надо же где-то ее разместить… Или аукнется какой-нибудь хворью. Фото: Depositphotos

К сожалению, в культуре нашего поколения принято тело либо ругать, либо игнорировать его нужды и потребности. Рада, если вы искренне себя любите, проявляете заботу о здоровье тела, наполнены благодарностью к нему и поддерживаете его всегда. Однако опыт большинства другой… Как мы обычно смотрим на себя в зеркало? Пристально, как на провинившегося, не оправдывающего наших ожиданий и надежд. Провинившегося растяжками на бедрах, складками на талии, морщинками вокруг глаз… Все, продолжать отказываюсь!

Психологи не раз проводили опросы женщин, из которых становилось ясно, что большинство из нас оценивают свою внешность гораздо хуже, чем выглядят на самом деле. А ведь тело — дом нашего сердца и души, самый доступный для нас источник удовольствий!

Я сама этим всю жизнь грешу… Как-то проводила группу, и родилось такое упражнение с целью полюбить себя: каждое утро, независимо от того, что показывает зеркало, улыбнуться себе и сказать: «Здравствуй, красавица!» Конечно, сама начала это делать каждое утро, и группа потом отзывалась, что утро, начатое с такого приветствия, проходит веселей… И незаметно, день за днем, прибавляется позитив в принятии себя, поправляется душевное здоровье… Фото: Depositphotos

А как вам идея поблагодарить свои ноги за то, что они вас поддерживают всю жизнь? Руки — за то, что столько всего нужного и полезного умеют? Живот — за то, что дал жизнь вашим детям? Попу — за то, что на ней так удобно сидеть? Шею — за то, что она может так гордо нести вашу голову? Можно еще долго продолжать…

И даже если тело нас иногда подводит, болеет, отказывается перенапрягаться или соответствовать навязчивым стандартам, будьте к нему снисходительны, вспомните о любви к себе. Постарайтесь услышать, о чем оно пытается вас предупредить, против чего протестует своими сигналами.

Поговорите с телом, прислушайтесь к его потребностям, приласкайте его душистой ванной, ароматным кремом, симпатичной обновкой. И оно откликнется. Порадует вас новым тонусом мышц, готовностью служить вам верой и правдой…

Что еще почитать по теме?

Как принять себя любой? Гармония личности и мира
Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Любить себя… Это как?

Теги: негативные эмоции, поза, забота о здоровье, переживания, влияние на здоровье, полюбить себя, любовь к себе

психология души

Сара Бавол

Сара является зарегистрированным психологом Колледжа психологов Альберты, членом Ассоциации психологов Альберты и прошла обучение по EMDR и ART (терапия ускоренного разрешения).
Она является преданным терапевтом с более чем 16-летним опытом работы в области психического здоровья. Сара гордится тем, что развивает искренние отношения с клиентами, оказывая им честь и помогая им двигаться к своим целям.
Работая с точки зрения силы и используя интегративный подход, она верит в способность исцелять и развивать разум и тело в любой момент жизни. Ее можно найти и проверить Psychology Today.

Taylor Isley

Я являюсь зарегистрированным временным психологом и имею степень магистра наук в области клинической психологии со специализацией в области судебной медицины. При этом я столкнулся с различными связями между психологией и правовой системой. Я также являюсь членом Ассоциации психологов Альберты. Жизнь может быть чередой испытаний, переживаний и эмоций, с которыми иногда нам нужна помощь. Я стремлюсь поддерживать непредубежденную, свободную от суждений среду, в которой клиенты могут чувствовать себя в безопасности и получать поддержку, сосредоточившись на своих личных поездках. Я могу оказать поддержку и навыки тем, кто имеет дело с тревогой, депрессией, борьбой в отношениях, поддержкой родителей, послеродовым периодом, снижением самооценки, стрессом, горем и многим другим нуждающимся людям. В своей практике я использую подходы, основанные на фактических данных, в частности, когнитивно-поведенческую терапию, а также интегрирую различные другие методы и стратегии по мере необходимости, чтобы наилучшим образом подойти каждому отдельному клиенту. Я с нетерпением жду совместной работы, чтобы найти для вас лучшие инструменты и стратегии для преодоления текущих и будущих препятствий.

В Soul Psychology

Мы верим в неоспоримую связь между разумом и телом. Наш опыт позволяет нам предлагать эффективную индивидуализированную психологическую помощь для укрепления здоровья, исцеления и хорошего самочувствия. Мы лечим ряд психических расстройств и обеспечиваем нейтральную терапию для отдельных лиц и семей.

Treatment Focus

Наша цель — помочь людям исцелиться, зарядиться энергией и осознать свои внутренние силы. Мы достигаем этого, предоставляя нейтральное безопасное пространство, выслушивая ваши опасения и разрабатывая индивидуальный план лечения.

Миссия

Мы хотим помочь вам преодолеть трудности, исцелиться от боли и двигаться вперед к тому, чего вы хотите в жизни.

Связь и рост

Психология души — Random House Books

Глава 1
 
Что такое психология души?
 
Бог равен человеку минус эго.
 
—САИ БАБА
 
Мы живем в необычайное время в истории эволюции Земли. За последнее тысячелетие были достигнуты невероятные успехи. Только за последние сто лет мы стали свидетелями поразительных прорывов в технологиях, медицине и коммуникациях. Мы приземлялись на другие планеты, выводили на орбиту космическую станцию, выращивали детей из пробирки и клонировали овец. Посреди этих невероятных достижений человечество никогда не было так не в ладах с самим собой и так лишено внутреннего мира. Почему это?
 
Сказать, что есть один ответ, значит просто упростить сложные вопросы. Хотя есть много аспектов, которые следует учитывать, есть два основных шаблона, вплетенных в этот гобелен ответов. Во-первых, это одержимость человечества материальным расширением и ускоренными изменениями за счет сосредоточения внимания на психодуховном развитии. Вторая нить не принимает во внимание степень, в которой отношение человека к психологическому «я» влияет на его или ее духовную жизнь. Проще говоря, если мы не в порядке с самими собой, тогда все отношения в нашей жизни, включая наши отношения с Богом, будут скомпрометированы.
 
Всю свою жизнь я изучал психологию или делил свои дни с теми, кто работает в этой области, включая моих родителей, мачеху и сестру, которые являются профессионалами в этой области. Это раннее и частое воздействие не дало мне ответов на все жизненные проблемы; тем не менее, я чувствую, что мой личный и профессиональный опыт, включая мой многолетний опыт работы лицензированным консультантом по вопросам брака, семьи и детей, а также лицензированным служителем и духовным учителем, дал мне некоторые ценные идеи. В частности, это помогло мне понять и на собственном опыте испытать ограниченные средства, которые традиционные формы психологии использовали для решения этих двух важнейших проблем.
 
Я очень уважаю традиционную психологию и тех благонамеренных людей, которые ее практикуют. И мне повезло, что я прошла традиционную психологическую подготовку. Это дало мне прочную основу, на которой я основывал свои исследования альтернативных методов и моделей, что в конечном итоге привело меня к созданию моей практики, основанной на принципах психологии души. Как вы, вероятно, можете понять из самих слов, психология души выводит нас из области традиционной психологии, имея дело с элементами человеческого существования, которые традиционная психология часто полностью игнорирует или упоминает лишь вскользь.
 
В то время как традиционные формы психологии в первую очередь связаны с тем, чтобы помочь людям справиться с кризисами и помочь им приспособиться к своей личности, психология души расширяет работу с личностью человека, чтобы интегрировать метафизические аспекты человеческого существования. Независимо от нашей духовной или религиозной ориентации, большинство из нас согласится с тем, что термин «душа» является удобным термином для той части человеческого опыта, которая находится за пределами тела, ума и эмоций.
 
Цель этой книги — построить мост, соединяющий замечательную работу, проводимую в области психологии на уровне личности (традиционная психология), и новую традицию психологии, основанной на душе. Когда я просиживал лекцию за лекцией и читал учебник за учебником в рамках своего традиционного обучения, меня поразило то, что лишь немногие из психологических теорий, с которыми я сталкивался, упоминали хотя бы один из самых важных аспектов человеческой жизни — наши отношения с Богом, в какой бы форме мы ни находились. воспринимать его/ее/это. В то время я занимался своей духовной работой и просто не мог понять, почему ни один из наиболее уважаемых психологов-теоретиков не занимался непосредственно нашей духовной стороной. Возможно, их потребность охранять хрупкое положение психологии как рациональной науки помешала им сделать это. Господствующее убеждение, что быть «правильным» с научной точки зрения важнее, чем помочь людям стать полноценными людьми, беспокоило меня как в студенческие годы, так и позже.
 
Когда я получил степень бакалавра, магистра и доктора философии. программ, профессора преподавали психологию, бросая нам множество различных психологических теорий, не ведя нас к пониманию того, какие из них верны, а какие нет. Это было потому, что никто из преподавателей не мог сказать нам об этом с уверенностью. У каждого профессора была любимая теория. Наша работа как студентов заключалась в том, чтобы попытаться развить некоторое понимание всех из них и самостоятельно выбрать тот, который мы предпочли. Это стало основой того, как мы практиковали и как мы жили. Моя проблема заключалась в том, что я не мог принять ни одну из теорий саму по себе. Все они содержали то, что я бы назвал «осколками правды». Может быть, если сложить их все вместе, получится полуправда. Но каждый теоретик утверждал, что он или она открыли всю правду.
 
Это не значит, что эти осколки правды не могут иногда помочь некоторым людям. Тем не менее, если бы вы построили горизонтальный график с числами на концах от 0 до 100 (где 0 представляет самый низкий уровень сознания, а 100 — самый высокий уровень — царство Вознесенных Владык), то традиционная психология могла бы быть в состоянии помочь некоторым людям достичь 30-го уровня. Это никогда не поднимет вас выше. Даже если вы посещаете традиционного психолога пять раз в неделю в течение следующих пятидесяти лет, вы не сможете дожить до 30. Почему? Потому что традиционная психология 98 процентов лишены духовности.
 
В моей первой книге «Руководство по вознесению» я говорил о трех уровнях самоактуализации — уровне личности, уровне души и монадическом уровне. В лучших традициях традиционной психологии (и даже это спорно) она может помочь вам достичь самореализации на уровне личности. Я приписываю ему 30-процентный уровень сознания. Некоторые люди сказали бы, что 30-процентное сознание приемлемо. Многие другие стремятся к чему-то более высокому. Если вы читаете эту книгу, вы, вероятно, принадлежите ко второй группе и интуитивно понимаете, что традиционная психология не может помочь вам обрести Я души, над достижением которого вы работаете.
 
Из многих теорий, которые я изучал в школе, я могу вспомнить только три, которые признавали духовную реальность, — теории Карла Юнга, Абрахама Маслоу и Роберто Ассаджиоли. Большинство людей, в том числе многие изучающие традиционную психологию, вероятно, никогда не слышали о Роберто Ассаджоли. Он был итальянским психологом, разработавшим теорию психосинтеза и одним из первых практиков того, что мы сегодня называем трансперсональной психологией. Поскольку это относительно новая область в нашей стране, его работа мало повлияла на традиционную психологическую теорию. Ассаджоли считал, что после бурных войн человечество больше не может безопасно идентифицировать себя с группами, которые мы когда-то стремились помочь установить свою идентичность, — семьей, племенем, кланом, классом или нацией. В результате людям пришлось вернуться к себе как к личностям.
 
В отличие от психоаналитической теории Фрейда, которая основывалась на анализе (буквально, на разделении на части), психосинтез направлен на расширение нашего сознания, чтобы мы могли интегрировать все части нашей личности, включая духовные компоненты, в более целостное «я». Он основан на том принципе, что жизнь имеет цель и смысл, и мы являемся частью этой упорядоченной вселенной.
 
Абрахам Маслоу, который, вероятно, наиболее известен разработкой концепции иерархии человеческих потребностей, упоминает о ценности духовного аспекта жизни, но очень мало пишет непосредственно на эту тему. Когда один интервьюер спросил его, верит ли он в Бога, Маслоу ответил, что ему не нужно верить; он знал. Что меня больше всего интересует в его работах, так это его убеждение, что тело и, в некоторой степени, психика действуют по принципу гомеостаза или равновесия. Наконец, именно Маслоу ввел термин самоактуализация. Он заявил, что это потребность человечества высшего порядка, и что, если другие наши потребности не будут удовлетворены в первую очередь, мы никогда не сможем достичь самореализации. Однако его теория терпит неудачу, потому что она имеет дело только с самоактуализацией на уровне личности.
 
Карл Юнг был одним из немногих известных традиционных психологов, которые вырвались из стаи и интегрировали духовность в свои теории. Он был поистине великим катализатором глубинной психологии и области, известной как теория развития взрослых. Он признал идеал себя и порвал с зацикленностью Фрейда на сексуальности. Он был мастером толкователя снов и верил в реинкарнацию, хотя и не хотел, чтобы эта вера была известна. Среди его многочисленных вкладов — концепции интроверсии и экстраверсии, синхронности, архетипа и коллективного бессознательного. Он учил нас, что, честно сталкиваясь с повседневными личными конфликтами, с которыми мы все сталкиваемся, мы также сталкиваемся с проблемами, связанными с самыми фундаментальными духовными проблемами, вызывающими всеобщее беспокойство. Я с большим уважением отношусь к работе Юнга и рекомендую вам прочитать ее. К сожалению, хотя Юнг был великим катализатором в этой области, даже его работа была довольно ограниченной по сравнению с более полным пониманием психологии души, которое развивается сегодня.
 
Помимо отсутствия в традиционной психологии духовного компонента, традиционная психология и психология души различаются по нескольким другим важным параметрам. Одно из основных убеждений, лежащих в основе психологии души, состоит в том, что мы можем выбирать между двумя способами мышления в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *