Дух и душа. О нематериальных началах человека – Учительская газета
В христианской антропологии человек имеет тройственное строение (дух – душа – тело). Для наивно-языкового сознания указанную триаду заменяют две оппозиции: дух – плоть и душа – тело. Первые члены этих оппозиций (дух и душа) указывают на нематериальное начало в человеке, а вторые члены (плоть и тело) – на материальное начало. По-видимому, не случайно для нематериального начала человека в русском языке есть два слова дух и душа, ведь почти нет контекстов, в которых эти слова были бы взаимозаменимы – например, можно упасть духом (но не душою), но тяжело (легко, весело) может быть только на душе (не на духе). Если же в каком-то контексте можно употребить как то, так и другое слово, смысл кардинальным образом меняется – так, выражение в душе указывает на тайные мысли человека (ср. Она говорила: «Как я рада, что вы зашли», – а в душе думала: «Как это неуместно!»), а выражение в духе – на хорошее настроение человека (чаще это выражение употребляется с отрицанием – не в духе).
Дело, по-видимому, в том, что душа в наивно-языковом представлении воспринимается как своего рода невидимый орган, локализованный где-то в груди и «заведующий» внутренней жизнью человека. О том, что душа воспринимается почти как часть тела, как некий внутренний орган, свидетельствует и то, что с точки зрения языка она имеет «волокнистое» строение, состоит из фибр (ср. устойчивое выражение всеми фибрами души). Поэтому душа может болеть за кого-то (невозможно дух болит).Каждый человек обладает уникальною, неповторимою душою – сколько людей, столько душ, и поэтому людей удобно считать по душам. Именно такой способ счета и принят в России. Поэтому употребительное во многих западноевропейских языках латинское выражение per capita (буквально ‘на (одну) голову’) переводится на русский язык как на душу населения.
При этом душа воспринимается как некоторое вместилище внутренних состояний (именно тот факт, что душа концептуализуется как вместилище, дал Пастернаку возможность сказать о своей душе, что она стала усыпальницей замученных живьем и теперь стоит могильной урною, вмещающей их прах). Скрытые от посторонних мысли и чувства находятся в глубине этого вместилища (в душе или в глубине души), а те состояния, которые имеют внешние проявления или по крайней мере не противоречат таковым, находятся где-то на его поверхности (на душе). Поведать другому свои даже самые сокровенные мысли или чувства значит раскрыть душу, а нежелательное вмешательство в частную жизнь человека, приставания с целью выведать те мысли и чувства, которые он прячет от посторонних, описывается выражением лезть в душу. Если же неосторожным словом или поступком мы оскорбляем что-то, что человек бережно хранит в тайниках своей души, то мы плюем ему в душу.Во многих отношениях, поскольку речь идет о роли соответствующего органа во внутренней жизни человека, нематериальная душа подобна такому материальному органу, как сердце, и, напротив, имеет мало общего с человеческим духом. Дух вообще не концептуализуется как орган. Скорее, это некоторая нематериальная субстанция, которая не столько находится внутри человека, сколько окружает его и его душу, как своего рода ореол. Эта субстанция может проникать туда, где человек отсутствует физически, и оставаться там, откуда человек уже ушел, в виде своего рода воспоминания о нем. Чтоб духу твоего здесь не было! – говорят тому, кого не желают видеть в данном месте, и это означает гиперболический запрет не только физического присутствия, но и малейших нематериальных следов человека, желание уничтожить само воспоминание о нем.Поскольку дух является невесомой, летучей субстанцией, то человек может подниматься на большую высоту (в метафорическом смысле) именно при помощи духа (или, как говорят, воспарять духом). С другой стороны, человек может и упасть духом, и это означает, что он пришел в уныние, при котором достичь высот человеческого духа уже невозможно. Слово душа в стандартном употреблении не используется в контекстах подобного рода. Мы не можем ни воспарять душой, ни падать душой.
Правда, о сильно испугавшемся человеке говорят, что у него душа в пятки ушла. Здесь речь идет о том, что душа, охваченная страхом, переместилась не просто вниз, но, что важнее, из места своей постоянной локализации (из груди) в новое, неподходящее место. Дух не имеет постоянной локализации в теле человека, поэтому не имеют образной мотивации и не используются такие выражения, как дух ушел в пятки (или куда-либо еще). Точно так же о сильно встревоженном человеке говорят, что у него душа не на месте, дух же, не имея постоянной локализации, не может быть не на месте.Для души существенно не только местонахождение, но и положение: говоря о симпатиях и антипатиях человека, используют выражение душа лежит к кому-либо или чему-либо. Для духа расположение также важно, недаром говорят о хорошем или дурном расположении духа; но само выражение показывает, что речь идет не о том, что дух, находящийся внутри человека, как-либо расположен, а как бы о некоей субстанции, окружающей человека, который может пребывать в том или ином расположении духа.
Дух представляет собою именно субстанцию, он в отличие от души плохо поддается счету. Из этого вытекает целый ряд отличий в употреблении слов дух и душа. Если выражение ни души означает просто ‘никого’ (поскольку, как уже говорилось, людей обычно считают «по душам»), то ни духу используется лишь в таких устойчивых выражениях, как ни слуху ни духу, и означает отсутствие малейших вестей и даже воспоминания о человеке. Души в ситуации счета означает просто ‘люди’ (например, в выражении столько-то душ), и тогда душа выступает заместителем всего человека, включая тело; дух исключает тело, подчеркивает нематериальность, бесплотность, и поэтому духи означает ‘призраки’, ‘привидения’. Душа человека автономна и индивидуальна, тогда как человеческий дух существует прежде всего как часть некоторой межличностной субстанции, или, если использовать выражение из «Ракового корпуса», осколочек Мирового Духа. Приобщенность к данной межличностной субстанции позволяет человеку черпать из нее, и часто, для того чтобы предпринять какое-либо решительное действие, бывает необходимо набраться духу. Если же человек не сумел этого сделать, то можно сказать, что ему не хватило духу. Если душа человека формирует его личность, будучи вместилищем его сокровенных мыслей и чувств, то дух составляет его внутренний стержень. Поэтому в ситуации борьбы часто бывает важно сломить дух противника, после чего он утрачивает волю к победе или даже впадает в отчаяние. Не случайно боевая подготовка издавна – «от Саргона и Ассурбанипала до Вильгельма II», как говорил один персонаж из «Трех разговоров» Владимира Соловьева, – состояла в том, чтобы (опять пользуясь словами этого персонажа) «поддерживать и укреплять в своих войсках… боевой дух».
Для человека важно горение духа. Если дух угасает, это свидетельствует если не об отчаянии, то все же о некоторой потере энтузиазма. «Горение души» (выражение душа горит) – это нечто совсем другое; оно свидетельствует лишь об особого рода энтузиазме – о желании выпить. В критических ситуациях человеку бывает необходимо присутствие духа (но нельзя сказать: присутствие души: ведь душа у человека есть всегда, и притом как единое целое), и, прежде чем что-то предпринять, он часто должен собраться с духом (ср. также упоминавшиеся выражения набраться духа, не хватает духа). Роль души в человеческой деятельности иная. Не говорят набраться души или не хватило души. Существенно не наличие души у человека, а ее участие в конкретном действии: человек может вкладывать душу в какое-либо дело, делать его с душой (или без души).
Алексей ШМЕЛЕВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом культуры речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Существуют ли отдельно дух, душа, тело
Яков Кротов: Этот выпуск нашей программы будет посвящен душе и телу, я бы даже сказал, духу, душе и телу, но один из вопросов нашей программы состоит в том — а есть ли отдельно дух, душа, тело? Зачем понадобилось это разделение?
У нас довольно своеобразный состав участников. У нас в гостях и христианская часть — пастор Андрей Петров из Тушинской церкви, Иван Владимирович Лупандин из «Католической энциклопедии», у нас в гостях широкие атеистические массы, в лице Евгения Николаевича Понасенкова, историка, артиста, служителя муз.
Евгений Николаевич, русская народная поговорка говорит — Зачем попу гармонь. Зачем материалисту и атеисту искусство, пение, книги? Зачем все то, что относится к сфере духовной?
Евгений Понасенков: Это удовольствие. Это физически, физиологически обусловленное очаровательное удовольствие. И ту жизнь, которую нам отводит та самая физиология, надо прожить ярко, красиво, обаятельно, по-разному, чтобы не было скучно. Этим мы и отличаемся от прочего животного мира.
Яков Кротов: То есть жизнь похожа на бег собаки, которой к хвосту привязали связку пустых консервных банок. Они бегала, бегала. Потом поняла, что это ей не скинуть, села, высунув язык, и думает: «Ну, если от этого нельзя избавиться, то надо получить хотя бы удовольствие».
Евгений Понасенков: Это как верующий с Библией. Есть какие-то древние книжки. Верующим когда-то привязали эти книжки, и они с ними с большим грохотом бегают, пугают прохожих. Иногда эти книжки отрываются кому-нибудь под ноги, человек может упасть, расшибить лоб.
Андрей Петров: Действительно есть писания, и они древние. Для меня писания — это основа жизни. Потому что это не просто книжка, это вдохновленного Богом слово, которое писалось на протяжении 1600 лет более 40 авторами, которые не знали друг друга.
Когда сложили эти писания, ввели в канон, то это разговор Бога к человеку.Евгений Понасенков: Вы сейчас излагаете какие-то соображения вашей очень небольшой компании, которая недавно с точки зрения мировой истории возникла. Потому что слово «древний» для истории, для археологии 2,5 тыс. лет.
Яков Кротов: Вы первый употребили слово «древний» применительно к Библии.
Евгений Понасенков: Мы сейчас занимаемся немножко филологией. Давайте расставим точки над i.
Яков Кротов: Вам что не нравится в Библии, что она древняя или что она Богом вдохновенная?
Евгений Понасенков: Это же не аксиома, как утверждение.
Евгений Понасенков: А люди слушают и подумают — да, что-то бывает. Поэтому я сразу пытаюсь остановить — нет, товарищи, давайте задумаемся. Думать — это не так плохо, а то можно попасть в такие силки, что потом не вырвешься.
Андрей Петров: В 19 лет я поставил перед собой вопрос — а есть ли Бог? А не врут ли все эти книжки? Вполне логично — либо Бог есть, либо его нет. Наполовину он быть не может, потому что это уже будет не Бог. Бог есть абсолют.
Евгений Понасенков: Бог есть абсолют. Где все это точно проверено, сказано?
Андрей Петров: А это даже Вы можете предположить.
Яков Кротов: Слово «дух» разве религиозное?
Евгений Понасенков: Оно точно массовое.
Яков Кротов: Оно означает дыхание.
Андрей Петров: Один неверующий человек сказал так: «Если Бога нет, то слава Богу, а если Бог есть — не дай Бог!». Я думаю, что мы все равно крутимся вокруг определенных понятий, которые мы сердцем чувствуем. Я отношу себя к библейским христианам только потому, что помимо логического изучения этого слова, эмпирического, духовного, познания чего-то сакрального. ..
Евгений Понасенков: А чего сакрального?
Андрей Петров: Для меня жизнь устроена так, что любая книга несет в себе какую-то информацию. Библию, как и любую книгу, можно проверить. Если здесь написано, допустим, «Веруя, мы познаем как устроены веки». Значит, эта книга приоткрывает нам прошлое, куда никто из ученых забраться не может.
Евгений Понасенков
Яков Кротов: Вы читали краткий вариант. Потому что Господь сказал: «Если Вы имеете веру с горчичное зерно, то скажете этой горе передвинуться — она передвинется. А если у Вас есть разум хотя бы с горчичное зерно, то Вы не станете этого говорить». (Смех в студии)
Евгений Понасенков: Это перевод Маршака. Дальше мы идти не можем, если мы не будем принципиальными.
Андрей Петров: Писание — это сборник, в котором нужно учитывать не одну мысль, а совокупность их. А в совокупности есть такое, например, что когда к Христу подходили искушать, он парировал тем, что не искушай Господа Бога твоего. Мы можем своими действиями искушать Бога. Если это совершенно беспричинное действие, то зачем искушать Бога.
Евгений Понасенков: Вы говорите — искушать Бога. А я скажу — я буду искушать табуретку. Это будет весомо одинаково, потому что вы говорите филологию, я говорю филологию. Покажите, объясните — кто, где, когда, адрес Бога, из чего он состоит, как действует? Вы не можете доказать. Я искушаю тело. У меня есть тело. Я могу показать, доказать. Вы не можете. И я обязан принимать на веру просто все. А почему?
Яков Кротов: Во-первых, отец Андрей не говорил, что он собирается что бы то ни было доказывать. Откуда у Вас эта мысль всплыла?
Евгений Понасенков: Так это самое важное!
Яков Кротов: Это с Вашей точки зрения самое важное.
Евгений Понасенков: Мы должны докопаться до сути вместе с Пастернаком.
Яков Кротов: Мы должны обсудить проблему души и тела. Если речь зашла о доказательствах бытия Божия, то это точно по линии философской. И на этот вопрос лучше всего отвечали католические мыслители высокого Средневековья. Так могут быть доказательства?
Иван Лупандин: Смотря что мы считаем доказательством.
Яков Кротов: Доказательство — это сфера телесного. В сфере духа или в сфере веры, что то же самое, никаких доказательств быть не может. Это дух! Если Бога можно доказать, то Бог становится табуреткой. Он становится чем-то телесным. Вот разница между плотью, телом и духом, душой.
Евгений Понасенков: А кто сказал, что душа есть?
Иван Лупандин: Уже в V веке до н.
э. был такой Диагор, которого называли атеист. Он как-то пришел в храм Посейдона, где были изображения кораблей, которые преподнесли в дар, спас 60 от кораблекрушений. Он посмотрел на эти изображения и сказал: «Этих изображений было бы гораздо больше, если бы те, кто погибли в кораблекрушении, тоже принесли изображение». За эту смелую фразу его прозвали Диагор-атеист.Атеизм — это довольно древнее учение. И слово «атеист» само по себе было в древнегреческом языке.
Евгений Понасенков: Но для древних греков Ваш кумир совсем Богом не являлся.
Иван Лупандин: Я говорю о том, что это достаточно древнее представление. Все, что мы сейчас говорим, это было говорено и переговорено тысячу раз.
Евгений Понасенков: Они Библию не опровергали. Библии не было.
Иван Лупандин
Евгений Понасенков: Как это Библия еврейская?! Это наша, это исконно русская!
Иван Лупандин: Цивилизация развивалась в Средиземноморском бассейне. Это была римская, греческая…
Евгений Понасенков: Она была бездуховной.
Иван Лупандин: Проблема в том, что Библия была поначалу еврейской книгой, книгой одного народа. О ней мало кто знал — это факт.
Андрей Петров: Сам народ был изолирован.
Иван Лупандин: О ней узнала интеллигенция, скажем, греко-римская достаточно поздно.
Евгений Понасенков: А про душу?
Иван Лупандин
: А душа — это Платон, несколько диалогов Платона, где говорится о бессмертии души.Евгений Понасенков: Я не против Платона.
Иван Лупандин: Это никакого отношения к христианству вообще не имеет.
Евгений Понасенков: Как?! Душа не имеет отношения?
Иван Лупандин: Это было до всякого христианства.
Евгений Понасенков: Где она? Как она выглядит?
Иван Лупандин: Это другой разговор. Платон нас выводит из религиозного дискурса.
Яков Кротов: Знаменитое сочинение Марка Аврелия называется «Разговор со своей душой». Мы знаем, что и в греческой поэтики, в латинской, вот это обращение к психе было нормально. Человек не считал себя шизоидом от того, что спрашивает самого себя.
Евгений Понасенков
Яков Кротов: А вы знаете, что такое мозг и в душу не веруете?
Евгений Понасенков: Почему изобрели понятие «душа»? От безысходности, как и многое чего. Бог тоже от безысходности. Нужно было как-то что-то объяснить. Откуда приходят мысли, таланты и т. д. Не знали. Древние египтяне, откуда в Библии и взялась душа, они к мозгу относились очень наплевательски. Единственное, что они не мумифицировали — это мозг. Они его выбрасывали. Они не понимали его ценность. А теперь мы точно знаем, что именно оттуда идут все наши мысли.
Иван Лупандин: Если в машине нет бензина, то машина не поедет. Но это не значит, что машина едет только потому, что в ней есть бензин. Несколько условий должно быть для мыслительной деятельности. Конечно, здоровый мозг — это одно из необходимых условий жизни. Но кроме этого должно быть еще что-то во мне, что пользуется мозгом, как орудием. А может быть мозгом управляет еще какой-то сверхмозг.
Евгений Понасенков: А может быть эта табуретка есть не табуретка, а кремлевская стена.
Иван Лупандин: Я и говорю, что этот спор имеет историю.
Яков Кротов: Мозг — часть тела. Интеллект — это способность тела. Но ведь есть еще один трагический момент в нашей жизни — есть люди с такими серьезными повреждениями головного мозга, что говорить о сохранности интеллекта не приходится. Означает ли это, что у этих людей нет души, что их можно просто выкинуть, как выкидывают гардероб?
Андрей Петров: Вопрос, отчасти, сложный, потому что на него мы ищем с разных сторон ответ. И чем больше этих сторон мы приемлем в разговоре, тем, наверное, ближе мы приблизимся к исследованиям. Только честное исследование, честный предпосыл может привести нас с употреблением всех возможных предположений и оснований. Для меня основанием является это слово. И это слово я решился проверить в своей жизни. Вот и все. Если эта древняя книжка не действует, я буду, наверное, самым рьяным критиком и сидел бы рядом на стульчике, оппонировал бы. Если мы решились как-то сдвинуться в отношении каких-то понятий, я воспоминаю строчки, по-моему, Евтушенко про душу. Он там утверждал, будучи воспитанником атеистического общества…
Евгений Понасенков: Все верили в Ленина, который вечно жив как Христос.
Яков Кротов: Евгений Николаевич, не клевещите, а то нас оштрафуют за диффамацию. В 50-е-60-е уже никто особенно в Ленина не верил.
Евгений Понасенков: Сейчас некоторые сумасшедшие до сих пор верят.
Андрей Петров: Так вот, он сказал, рассуждая есть ли душа, да, мне так внедряли в мое сознание, что ее нет, но тогда скажите, что у меня болит.
Евгений Понасенков: Сейчас у него очень болят ноги.
Андрей Петров: Мы можем отслеживать какие-то вещи по поводу ног, раз уж мы тут юморим.
Евгений Понасенков: По поводу ног я не юморил. Давайте с главного. Это же очень важно — душа.
Андрей Петров: Ум — это анализатор, который является по Библии частью нашей души.
Евгений Понасенков: А где в Библии написано слово «анализатор»?
Андрей Петров: Это слово может быть синонимами — рассуждать, мыслить, предполагать и т. д. Я привожу современное слово, чтобы люди нас поняли. Если у человека убрать ум, то мы не знаем, что творится в его сердце. Есть еще такое понятие в Библии — мы не знаем, что творится в его душе.
Евгений Понасенков: Так, что такое душа?
Андрей Петров: Краткая формулировка. Душа — это совокупность эмоциональной, разумной и волевой деятельности человека.
Евгений Понасенков: А как она выглядит?
Яков Кротов: А она должна выглядеть?
Андрей Петров: По Библии мир устроен из видимых и невидимых вещей.
Евгений Понасенков: То есть это невидимое?
Андрей Петров: Невидимая сущность человека.
Евгений Понасенков: Это как с бюджетом. Когда украли бюджет — а это невидимое, это духовность. Почему когда кто-то мошенничает, оно сразу становится невидимым?
Андрей Петров: Вы сами себе противоречите. Это является понятием невидимым.
Евгений Понасенков: Это патриотическое понятие.
Андрей Петров: Покажите мне бюджет даже, когда его не украли.
Евгений Понасенков: У нас есть официальные банки. У нас есть золотой фонд.
Андрей Петров: Покажите мне понятие бюджет.
Яков Кротов: Видите, как много всего у атеистов. У нас, христиан, Небесный Иерусалим и Царство Божие.
Евгений Понасенков: Как раз у христиан огромное количество залежей всякого золота, серебра.
Яков Кротов: Человек от рождения лишенный интеллекта.
Евгений Понасенков: У нас есть Уголовный кодекс. Мы не имеем права его убивать.
Яков Кротов: А если бы у Вас не было Уголовного кодекса, то что, хочется?
Евгений Понасенков: У нас есть Уголовный кодекс, потому что мы разумом его создали.
Яков Кротов: Ах, он даже создан разумом, Уголовный кодекс?!
Евгений Понасенков: Конечно!
Яков Кротов: Вы сообщили мне чрезвычайно важную новую вещь!
Евгений Понасенков: С физиологической точки зрения — нет. И многие попы это подтверждают.
Андрей Петров: А причем тут попы? Я же спрашиваю у Вас. У Вас есть совесть или нет?
Евгений Понасенков: Я думаю, что все-таки нет.
Андрей Петров: А любовь?
Евгений Понасенков: А любовь есть.
Андрей Петров: Вы можете ее показать?
Евгений Понасенков: Если есть любовь — это значит счастье.
Андрей Петров: Я не верю, что у Вас есть любовь. Вы ее покажите и все.
Евгений Понасенков: Если бы у меня не было любви, то я бы сейчас не мог не двигаться, ни говорить. Любое движение это и есть любовь, влюбленность, физиология атома в атом, молекулы в молекулу. Если бы они вместе не совмещались, если бы не были восторге друг от друга, то мы бы сейчас были все мертвые.
Яков Кротов: Я так понимаю, что главный лирик всех времен и народов — это сэр Исаак Ньютон с законом всемирного притяжения?
Евгений Понасенков: Притяжения, тяготения и всех прочих дел. По поводу совести. Если человек счастлив, когда страна борется с НАТО, разве есть у него совесть? Вот я счастлив, а страна борется с НАТО. Я считаю, что я бессовестный человек.
Яков Кротов: Если человек роняет кирпич на голову другому, это тоже любовь?
Евгений Понасенков: Я никогда не ронял, не знаю.
Яков Кротов: Это вы следователю будете объяснять.
Андрей Петров: Таким образом, мы подтвердили хотя бы одну истину и продвинулись немножечко дальше, что даже атеист верит в то, что есть вещи, которые не материальны, но они существуют.
Евгений Понасенков: Минуточку! Я этого не говорил. Молекулы и атомы они…
Яков Кротов: Притяжение молекул и атомов — любовь.
Андрей Петров: Любовь. Покажите ее.
Евгений Понасенков: Это я и есть. Я — любовь.
Яков Кротов: То есть табуретка — любовь. В ней же тоже атомы притягиваются.
Евгений Понасенков: В ней есть любовь тех, кто ее создавал. Здесь разум есть.
Яков Кротов: Атомы тут есть?
Евгений Понасенков: Конечно. Это все любовь. Все вокруг любовь.
Андрей Петров: То есть табуретка может любить Вас?
Евгений Понасенков: Это другое.
Яков Кротов: Она себя любит. Атеизм — это себялюбие.
Иван Владимирович, первый вопрос, который задают, наверное, верующим людям и сами верующие — есть ли душа у кошки, у собаки и т. д.? В этом смысле, есть ли качественная разница, с точки зрения веры, между всем животным миром и человеком? Для атеиста нет. Атомы они и есть атомы.
Евгений Понасенков: Мне тоже интересно, есть ли душа, с вашей личной точки зрения, по поводу кошечки.
Иван Лупандин: Студия Радио Свобода это не то место, где решаются такие проблемы. Такие проблемы решаются в Институте Высшей нервной деятельности. Зачем в студии решать научные проблемы.
Евгений Понасенков: Вот золотые слова!
Яков Кротов: Мы не решаем научные проблемы. Мы решаем проблему религиозную.
Евгений Понасенков: Мы точно знаем — пищевод, почки, печень, головной мозг. Это проверено наукой. А я спрашиваю про душу.
Андрей Петров: Евгений, Вы не верите, что Бог есть?
Евгений Понасенков: Я не понимаю, что такое — верить или не верить. Я не против абсолютно чего бы то ни было. Если Вы мне представить серьезные доказательства, помимо басен древних иудеев, я буду счастлив. Если я узнаю, что душа есть некая субстанция, что она вечная, что мы не умрем, что я буду вечно жить, я буду счастлив, если Вы мне это докажете. Но пока у Вас ничего серьезного нет…
Яков Кротов: Вас же спросили — веруете ли Вы? Вера это то, что совершается без доказательств, по определению.
Евгений Понасенков: Я не сумасшедший. Без доказательств я не могу.
Яков Кротов: Мы сумасшедшие — мы веруем.
Евгений Понасенков: Вот табуретка и стул. Я считаю, что вот эта табуретка — это и есть Бог. И вот этот табуреток он создал все, что здесь есть — и вас, и нас. Вы скажете — Вы что, сумасшедший? Докажите. Я скажу — а вы докажите свое.
Яков Кротов: Мы такого никогда не скажем. Если Вы так веруете, это Ваш выбор, это Ваша вера. Я даже готов Вам подарить эту табуретку.
Евгений Понасенков: Проблема в том, что я-то не заставляю Вас в связи с этой табуреткой устраивать государственные праздники, тратить деньги народа, налогоплательщиков и т. д.
Яков Кротов: Мы тоже. Я Вас уверяю, что все трое здесь сидящих людей не имеют отношения…
Евгений Понасенков: Вы приличные люди. Вы не из той организации, которая заставляют.
Яков Кротов: Иван Владимирович, а нужно верующему человеку само слово «душа»? Может быть, без него обойтись?
Иван Лупандин: Душа — это замечательное понятие, которое мне очень дорого лично. Я не готов с ним расстаться. Дело в том, что все-таки, я считаю, что развитие, которое проходит все человечество, это не то, что мы, как змея, сбрасываем кожу, которая уже не нужна. Мне кажется, это как вино или коньяк, которое чем старше, тем становится более изысканным.
Евгений Понасенков: Вот буддисты не очень верят в душу. Ваши конфессии верят. За тело можно зацепиться, а здесь не за что. Вот душа. Когда ее Бог создал? Каким образом — руками, ногами, словом, чем, как она выглядит?
Андрей Петров: Бог создал нас по образу и подобию своему. В этом сразу мы видим…
Евгений Понасенков: Он на Вас похож или на меня?
Андрей Петров: Бог троичен, а он триедин, как мы верим в это. Для меня Бог есть. Вот дух человека — это как раз сердцевина сущности человека.
Евгений Понасенков: Сердцевина, сущность… Бог на кого похож? Он похож на Обаму, на Путина, на отца Якова, на кого?
Яков Кротов: Евгений Николаевич, без политики.
Евгений Понасенков: Это не политика, это антропология.
Яков Кротов: Он не видим, сказал отец Андрей.
Андрей Петров: Антропология может зиждется либо на атеистических взглядах, тогда будучи последователем материализма, Вы должны показывать вещи, которые не существуют.
Евгений Понасенков: Я показываю — вот я, вот Вы.
Андрей Петров: Вот объективная реальность. Я попросил показать Вашу любовь, Вашу совесть. Вы этого не сделали. Я имею право говорить, что у Вас ее нет.
Евгений Понасенков: Любовь — это я. Вы можете потрогать даже.
Андрей Петров: Это говорит о том, что мир существует из видимых и невидимых вещей.
Евгений Понасенков: Это ни о чем не говорит. Вы сказали, что мы созданы по образу и подобию Божьему. Но мы все очень разные. По какому образу кто создан? Мы, действительно, с точки зрения каких-то вещей разные, но при этом мы все обладаем одними и теми же правами.
Андрей Петров: Есть такой коперниканский поворот, который осуществил известный всем нам философ, если мы возвращаемся к развитию философской мысли, то Иммануил Кант сказал простые слова, когда я взираю на звездное небо, которое надо мной и на моральный закон внутри себя, через это познаю я руку Всевышнего.
Евгений Понасенков: С этой фразой мы уже в Аушвице расправились. По поводу Канта. Он не знал современной науки.
Андрей Петров: Он бы не был бы всемирно известен просто потому, если бы он не сделал одно. Почему его сравнивают с Коперником? Потому что мы все знаем, как раньше люди верили, что все вертится вокруг Земли, в т. ч. и Солнце, а на самом деле сама Земля вертится вокруг Солнца. Он поменял систему отчета. И это является самым простым доказательством Бога.
Евгений Понасенков: Вы спутали вопрос. Я спросил — есть Бог или нет? Мы решили, что Бог есть. Хорошо. Вот душа. Как ее создали, когда, каким образом, как он ее вложил?
Андрей Петров: Мы продвинулись. Если мы знаем, что есть Бог или хотя бы предполагаем, что он есть…
Евгений Понасенков: И все-таки, как сделали душу?
Яков Кротов: Иван Владимирович, можно ли сравнить душу в человеке с методом науки?
Евгений Понасенков: Простите, сравнить то, чего пока не выяснили — есть или нет и что это такое.
Яков Кротов: Но Вы не знаете — это Ваша проблема.
Евгений Понасенков: Расскажите, где, как, когда создается, вкладывается душа?
Яков Кротов: Душа в человеке аналогична методу в науке. Это нечто, без чего человека не существует, но при этом не может существовать отдельно.
Евгений Понасенков: Метод в науке можно проверить, пощупать — вот тело.
Яков Кротов: Тело не является методом. Метод и душа — они имеют какое-то сходство с точки зрения философии?
Иван Лупандин: Мысль. Что есть мысль? Вы играете в шахматы, и вдруг у Вас родилась мысль, как выиграть, и Вы делаете ход. Ход мы видим. А мысль мы не можем увидеть.
Евгений Понасенков: Мы их уже видим на компьютере.
Иван Лупандин: Если Вы будете смотреть, что происходит в моем мозгу в момент шахматной игры, Вы увидите какие-то там разряды.
Евгений Понасенков: А если Вы родитесь с размягчением мозга, никакая мысль у Вас не родится.
Андрей Петров: Мне посчастливилось иметь отношения с академиками действующей Академии, в частности, я был дома у человека. Человек делился замечательными открытиями. Но что удивительно! Будучи человеком атеистического воспитания, когда он сделал эти открытия, он пошел и покрестился в ближайшей Православной церкви. Теперь называет себя верующим. Потому что произошла состыковка того, что он сделал открытие в нейрофизиологии с Библией.
Евгений Понасенков: А как его зовут?
Андрей Петров: Петр Петрович Горяев. Его статья о том, что мысль материальна, о том, что Христос учил — будьте как дети.
Евгений Понасенков: А где он работает?
Андрей Петров: В Академии наук.
Евгений Понасенков: Он доцент, профессор?
Андрей Петров: Он академик. Что он открыл? Помимо него, его друг академик присутствовал на этой встрече. Он открыл, что вокруг каждой клетки, помимо биологической составляющей, которую можно изучать под микроскопом, существует поле, информационное поле.
Евгений Понасенков: А с помощью чего он это увидел?
Андрей Петров: Они делали опыт. Они направляли лазер на клетку, записывали фон. И когда они убирали ширмочку, то появлялся звук, подобный подключения к Интернету. Они записали как клетка «говорит».
Евгений Понасенков: Звук есть, волна есть. Все хорошо.
Андрей Петров: Что в Библии написано? Бог — есть свет. Как Бог создал жизнь? Светом. Потому что сначала он создал свет, а потом свет, жизнь и слово. Вот слово — это информация. Эта статья обошла все христианские издания.
Яков Кротов: Евгений Николаевич, Вы действительно не знаете, что есть верующие нейрофизиологи?
Евгений Понасенков: Есть, и есть те, кто в самых разных науках, и называют себя верующими. Другой вопрос, что называть себя верующими может любой. Но есть конкретика. У Вас конкретная книжка. Вы ее сжимаете в руках. Я попросил по этой книжке доказать, что Вы верующий.
Яков Кротов: Вы получили ответ. Вам объяснили, что вера начинается там, где заканчиваются доказательства.
Иван Владимирович, с Вашей точки зрения, Вам что дороже спасение души или спасение тела?
Иван Лупандин: Конечно, спасение души, потому что тело в любой момент может отказать, а душа бессмертна.
Евгений Понасенков: Только мы еще не доказали, что она бессмертна.
Иван Лупандин: Почему Сократ в тюрьме не боялся смерти? Платон об этом пишет, Сократ не боялся смерти, потому что с душой ничего нельзя сделать.
Простое объяснение — Дэвид Эрнандес Министерства
Я дух, у которого есть душа, который живет в теле. Ты дух, у которого есть душа, живущая в теле.
Теперь же Бог мира да сделает вас святыми во всем, и да сохранится весь ваш дух, и душа, и тело без порока, пока Господь наш Иисус Христос не придет снова (1 Фессалоникийцам 5:23, NLT)
ТЕЛО
Ваше тело — это ваш «костюм земли». Ваше тело – это ваша связь с этим миром. Ваше тело — это средство, с помощью которого вы познаете мир природы. Каждое взаимодействие, которым вы делитесь с другими, происходит через ваше тело. С телом вы говорите и общаетесь. Своим физическим существом вы видите, слышите и осязаете окружающий мир. Вопреки тому, во что нас внушают некоторые религиозные идеологии, само тело не является греховным и испорченным. Конечно, тело разлагается и умирает. И да, ваше физическое тело можно натренировать, чтобы оно стало инструментом греховной природы, но это не значит, что ваше тело само по себе греховно. Ваше тело может быть использовано либо для греха, либо для святости. Выбор ваш. Фактически, ваше тело может быть носителем славы Божьей.
Разве вы не понимаете, что ваше тело – это храм Святого Духа, живущего в вас и данного вам Богом? Вы не принадлежите себе (1 Коринфянам 6:19, NLT)
Ваше тело может быть святым воинством присутствия Святого Духа. Вы можете быть физической связью Святого Духа с этим миром.
ДУША
Душа — это царство решений. В душе живет ваш разум, воля, эмоции и личность. Ваш ум — то, что вы представляете. Ваша воля — чего хотите. Ваши эмоции — то, что вы чувствуете. Душа – это нейтральная почва между телом и духом. Это место, где проявляется свобода воли.
Душа вечна, и у каждого есть душа — как искупленная, так и неискупленная. У нечестивых есть душа.
Душа нечестивого желает зла: ближний его не находит благоволения в глазах его (Притчи 21:10, KJV).
У благочестивых есть душа.
Возлюбленный, больше всего желаю, чтобы ты преуспевал и был здоров, как преуспевает душа твоя (3 Иоанна 1:2, KJV).
У каждого человека есть душа.
В чьих руках душа всего живого и дыхание всего человечества (Иов 12:10, KJV).
Дыхание жизни в душе. Душа дает оживление, сознание. Душа — это место, где проявляется ваша свободная воля.
ДУХ
Ваш дух — это ваша связь с Богом. Это самая сокровенная часть вашего существа, ваш центр, источник вашей личности. Ваш дух — самая глубокая часть вас, и ваш дух знает совершенное общение с Богом.
Но именно нам Бог открыл это Своим Духом. Ибо его Дух исследует все и показывает нам глубокие тайны Бога. Никто не может знать мысли человека, кроме собственного духа этого человека, и никто не может знать мысли Бога, кроме собственного Духа Бога. И мы получили Божий Дух (не дух мира), чтобы мы могли знать чудеса, которые Бог даром дал нам (1 Коринфянам 2:10-12, NLT)
Никто не знает ваши мысли так, как ваш дух. То же самое относится и к Богу. Святой Дух знает мысли Бога. Святой Дух, который есть Дух Божий, исследует глубины Божьи. Святой Дух знает Божьи секреты, намерения и желания. Святой Дух знает волю Божью. Святой Дух совершенно и полностью понимает Божью природу и силу. Все, что нужно знать о нашем бесконечно сложном Боге, знает Святой Дух. Святой Дух не узнает о Боге. Святой Дух знает Бога. Он знает Себя полностью.
Святой Дух сообщает вашему духу то, что Он знает о Боге. Божий Дух делится откровениями с вашим духом. Сокровенное Существо Бога делится тайнами с вашим сокровенным существом. В этом месте внутреннего единства передаются божественные тайны. Благодаря Святому Духу каждый верующий имеет эту привилегию внутренней, вечной связи с Самим Богом.
Неважно, как вы себя чувствуете телом или душой, ваша связь в духе сохраняется. Вы живете не для связи с Богом, а для связи с Богом.
Ваше тело принадлежит Богу. (1 Коринфянам 6:19, NLT)
Ваш Дух един с Богом. (1 Коринфянам 6:17, NLT)
И, да, даже ваша душа наполнена и принадлежит Богу. (Ефесянам 1:14, AMP)
Вы дух, у которого есть душа, которая существует в теле.
НАСЛАЖДАТЬСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫМ БЛОГОМ ДЭВИДА? НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ , ЧТОБЫ ПОДПИСАТЬСЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ.
Как связаны тело, душа и дух?
Этот вопрос предполагает тройственную природу человека, которая состоит из материальной части (тела) и нематериальных частей (души и духа), в отличие от двусоставного взгляда, который считает, что человек изначально был единством в двойственности тела и душа/дух (используются взаимозаменяемо).
Библейская поддержка точки зрения человечества
Библейское основание для этой точки зрения можно найти как в Ветхом, так и в Новом Завете.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Бытие 2:7, KJV).
Из этого стиха мы можем узнать, что Бог сотворил тело человека из праха земного, а слово «дыхание» (иврит: нешамах ) относится к дух (Притчи 20:27), и благодаря этим творческим работам человек стал живой душой (иврит: nephesh ).
В Иова 12:10 мы также можем видеть различие между душой и духом, в котором «жизнь» каждого существа называется «душой» ( nephesh ), в то время как «дыхание» каждого человеческого существа как «дух» ( ruah , то же слово используется в Притчах 18:14).
Это откровение было подтверждено Павлом, когда он написал, как оказалось, самый популярный стих, поддерживающий эту точку зрения:
И сам Бог мира да освятит вас во всей полноте; и я молю Бога, чтобы весь ваш дух и душа и тело сохранились без порока до пришествия Господа нашего Иисуса Христа (1 Фессалоникийцам 5:23, KJV).
Этот стих ясно говорит нам, что люди состоят из тела, души и духа (о которых Павел молился, чтобы Бог полностью освятил и сохранил каждого верующего Христа безупречным в Его пришествие).
Роли человеческого тела, души и духа
Тело — это физическая структура человека, включая кости, плоть и органы. Каждая клетка нашего тела имеет очень подробный уникальный генетический код, переносимый длинной молекулой, называемой ДНК, которая дает указание клеткам развиваться, функционировать, расти, выживать и размножаться. Именно через наши тела мы воспринимаем физический мир, используя пять чувств — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Душа — нематериальная часть человеческого существа, часто считающаяся бессмертной, которая придает нам индивидуальность. Наши души воспринимают психологические сферы через наш разум, эмоции и волю.
Хорошо обобщающее описание человеческой души звучит так: «Наша душа — это наша личность, кто мы есть. Душой своей мы думаем, рассуждаем, рассматриваем, вспоминаем и удивляемся. Мы испытываем такие эмоции, как счастье, любовь, печаль, гнев, облегчение и сострадание. И мы можем решать, выбирать и принимать решения» (Библии для Америки).
Дух — это нематериальная часть человека, которая соединяется и общается с Богом, который есть Дух (Иоанна 4:24). Человек — единственное земное существо, обладающее духом, который есть дыхание жизни от Самого Бога (Бытие 2:7).
Следовательно, человеческий дух может воспринимать духовные сферы или материи и вещи Бога. Человеческий дух — самая глубокая часть человека.
Связь между телом, душой и духом
Итак, Писание говорит, что мы страшным и чудесным образом сотворены Богом по Его собственному образу.
Я буду славить Тебя, ибо я устрашающе и дивно устроен; Чудны дела Твои, и хорошо знает душа моя (Пс. 138:14, NKJV).
Итак, Бог сотворил человека по Своему образу; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их 90 096 (Бытие 1:27, NKJV).
Наши тела, души и духи вместе определяют наше существование. Однако, несмотря на разные части и роли, они связаны и влияют друг на друга, и здесь мы увидим связи между телом, душой и духом.
1. Отношение к нашему здоровью или благополучию
Наука показала, что наш разум, эмоции и воля очень сложным образом связаны с телом через нашу эндокринную, нервную и иммунную системы.
Хорошее физическое здоровье связано с эмоциональным здоровьем. Популярная классическая латинская фраза mens sana in corpore sano , означающая «в здоровом теле здоровый дух», часто используется в спортивных и образовательных контекстах, чтобы подчеркнуть важность физических упражнений для психического и психологического благополучия.
Библия утверждает, что существует тесная связь между нашим физическим, эмоциональным и духовным здоровьем. Например, написано: «Веселое сердце благотворно для врачевания, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22, NIV). Этот стих говорит нам, что состояние нашей души и духа влияет на наше физическое здоровье.
2. В отношении нашей работы и служения
Павел также осознал важность физической дисциплины в своем служении (евангелизации): «Но я вразумляю свое тело и покоряю его, чтобы, проповедуя другим, я я должен быть лишен права» (1 Коринфянам 9:27, NKJV).
Даже Иисус показал важность гармонии между телом и духом, особенно во время молитвы, когда он предупредил своих учеников: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, но плоть немощна» (Матфея 26:41, NKJV).
Иисус понимает, что нам нужен баланс между работой и личной жизнью. Он повелел нам работать (Иоанна 6:27; 9:4) и отдыхать в Нем (Матфея 11:28). Это означает, что Иисус признает и заботится обо всем нашем существе, то есть о связях между телом, душой и духом.
3. В отношении нашего поклонения или преданности Богу
Принято считать, что Бог больше заботится о нашем внутреннем существе, чем о внешнем виде. Хотя верно то, что Господь смотрит на сердце (1 Царств 16:7), это не означает, что Он не заботится о наших телах.
На самом деле Библия говорит нам, что мы истинно и правильно поклоняемся Богу, принося свои тела в жертву живую, святую и угодную Ему:
Поэтому умоляю вас, братья и сестры, ввиду милости Божией , принести тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу, — это есть истинное и подобающее вам поклонение (Римлянам 12:1, NIV).
Как верующие, наши тела являются храмами Божьего Духа, поэтому мы должны чтить Его своими телами (1 Коринфянам 6:19-20) и предлагать Ему каждую часть себя как орудие праведности (Римлянам 6:13) .
Когда мы приходим к Богу в поклонении, мы выражаем благодарение с нашими душами через песни восхваления Ему, за то, кто Он и за то, что Он сделал в нашей жизни, как Мария сказала: «Моя душа прославляет Господа и моя возрадовался дух о Боге, Спасителе моем» (Луки 1:46-47, NIV).
Интересно, что так же, как наши физические тела наделены пятью чувствами, наши души также наделены духовными чувствами, поскольку мы рождаемся свыше, возлагая свою веру на Иисуса Христа.
Библия дает примеры, которые показывают, что нам действительно даны способности различать духовные материи (или дела Божьи) посредством этих духовных органов чувств: зрения (Псалом 34:8; Матфея 5:8), слуха (Римлянам 10:8). 17), осязание (Матфея 9:29), обоняние (Филиппийцам 4:18; Ефесянам 5:2; 2 Коринфянам 2:15) и вкус (Псалом 34:8; 1 Петра 2:3).
Другими словами, мы можем переживать проявленное присутствие Бога в поклонении через эти духовные чувства: видеть Его сердце, слышать Его голос, чувствовать Его прикосновение, обонять Его любовь (по мере того, как мы ходим в любви, принося Ему благовонное приношение и жертву, согласно Ефесянам 5:2), и вкусить Его благости в нашей жизни.
4. Отношение к Божьему спасению
Божье полное спасение охватывает все существо человека. Его план включает в себя возрождение нашего духа, преображение нашей души и преображение нашего тела.
В качестве первого шага Он возрождает дух человека через новое рождение, которое происходит в момент спасения, когда человек принимает и верит в Иисуса Христа (Иоанна 3:5-6). В этом новом рождении к нашему духу добавляется Божья собственная жизнь (т. е. Святой Дух). Это новое рождение также является исполнением Божьего обетования: «Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иезекииль 36:26).
В результате регенерации в центре нашего существа начало происходить изменение жизни. Эта преображающая работа осуществляется через присутствие Святого Духа, обновляющего наш разум (Римлянам 12:2), дающего нам желание и силу делать то, что угодно Ему (Филиппийцам 2:13) и, в конечном счете, преобразовывающего нас в славный образ Бог во Христе Иисусе (2 Коринфянам 3:18).
Следуя продолжавшемуся всю жизнь процессу преобразования нашей души, Бог завершит Свой процесс спасения, преобразив наши смертные тела (1 Коринфянам 15:52-53; Филиппийцам 3:21). Это преображение нашего тела является окончательным завершением Божьего спасения.
Цель всего этого процесса — сделать нас такими же, как Христос, во всех трех частях нашего существа.
Что это значит?
Наши тела, души и духи созданы Богом для Его славы. Во Христе Иисусе мы являемся Божьим творением, поэтому мы должны чтить Бога нашими телами, славить и возвеличивать Его своими душами и поклоняться Ему в духе и истине.
Дух дает жизнь. Мы спасены Божьей благодатью через нашу веру в Иисуса Христа. Эта живая и спасительная вера должна проявляться в добрых делах, иначе это мертвая вера, как мертво тело без духа (Иак. 2:26).
Посвятим все свое существо тому, чтобы радовать Его сердце и прославлять Его имя. Аминь.
Для дальнейшего чтения:
Дух, душа и тело – как нас создал Бог
Библейская поддержка трехчастного человека
В чем разница между душой и духом?
Что такое плоды духа?
Что на самом деле означает выражение «Твое тело — храм»?
Фото: ©iStock/Getty Images Plus/Мария Корнеева
Филип Виджая, доктор философии. в настоящее время живет в Ванкувере, Канада, со своей женой Сандрой и дочерью Шалом. Его интерес к науке и вера в Бога побудили его активно писать в своем личном блоге (philipwijaya.