Душевное развитие: Эмоциональное и душевное развитие личности. Статья. Интуитивно-эмпатийный подход. Самопознание.ру

Эмоциональное и душевное развитие личности. Статья. Интуитивно-эмпатийный подход. Самопознание.ру

Эмоциональное (душевное) развитие — это развитие способности чувствовать, переживать, откликаться на эмоциональное состояние других людей, испытывать эмпатию. Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия даёт больше поводов для чувств и эмоций — отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания «эмоциональный», хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный. Поэтому я предпочитаю говорить о душевном, а не об эмоциональном развитии. Это хоть и близкие, но не тождественные понятия. К эмоциональному развитию эмпатийность прямого отношения не имеет, а в душевном развитии занимает одно из центральных мест. Душевный человек — это человек, умеющий ставить себя на место других людей, отзывчивый к их состоянию.

Таким образом, можно выделить две составляющие душевного развития:

  • эмпатийность;
  • развитие добрых эмоций.

Именно добрых, а не злых. Деление эмоций на положительные и отрицательные в данном случае не отражает суть того, что следует развивать. Если я испытываю страх за судьбу близких или ненависть к тем, кто мешает нам нормально жить и развиваться — это хоть и отрицательные, но в то же время добрые эмоции, такие, которые и должны быть у нормального, душевного человека, а если я испытываю радость при виде страданий другого человека — это злые эмоции, не имеющие ничего общего с душевным развитием личности.

Как развить в себе эмпатию, если изначально её у вас не хватает? Учитесь понимать сначала свои чувства, анализируйте их, задавайте себе вопросы, почему вы испытываете ту или иную эмоцию. Лучше это делать вечером, вспоминая прошедший день. Будьте внимательнее к своим партнёрам, учитесь подмечать их эмоциональные реакции на ваши слова и действия. Можно потренироваться в этом, просматривая фильмы и анализируя чувства героев и их внешние проявления. Старайтесь ставить себя на место своего партнёра, друга, коллеги и постарайтесь проникнуться его проблемой, почувствовать его эмоции. Думайте, что лично вас расстроило бы, а что обрадовало? Но в то же время помните, что все люди разные, и что может обрадовать одного, вполне способно огорчить другого. Поэтому старайтесь «вживаться» в образ другого человека, постарайтесь понять, что его может огорчить, а что — обрадовать?

Теперь поговорим о развитии собственно эмоциональности. Если упрощённо, эмоции — это отношение к воспринимаемому. Как в этом направлении развиваться? Если вы чувствуете, что с вашей эмоциональностью всё плохо — начните с простого. Цвет, вкус, запах, звук — базовая сенсорика. Какой у вас любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идёт не о том, какой цвет подходит в одежде, а о том, какой цвет нравится. Мне, например, нравится ярко-красный, хотя я избегаю его в одежде, понимая, что, особенно в нашем сибирском климате, это будет смотреться чересчур экстравагантно.

Вообще, если вы собираетесь заниматься развитием эмоций, то привыкайте сразу ко всему формировать отношение. На какой цвет приятнее смотреть? Какой оттенок вызывает состояние радости? Окружите себя этим цветом. Здесь, конечно, нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить, например, потолок в чёрный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Когда смотришь на любимый цвет, то различаешь именно это восприятие — «нравится«. Это искомая эмоция — старайтесь её запомнить максимально точно. Аналогично со вкусами, запахами, звуками. Напишите себе список своих любимых ощущений и возвращайтесь к ним регулярно для тренировки эмоциональности. Эмоции тренируются так же, как и мышцы — чем более регулярно вы испытываете приятную эмоцию, тем сильнее способность её испытывать, и тем больше вещей начинает нравиться вокруг. Если делать это регулярно, то увидите, что ваши симпатии расширились. Ведь вам нравится не один единственный цвет. Наверное, есть и другие любимые цвета и оттенки. И вы можете составить иерархию того, что нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами.

Это первый шаг в развитии эмоций. Когда вы чётко составили список того, что нравится в жизни из базовых цветов, вкусов, запахов и звуков, переходите к вещам и предметам. Вот приятный диван, а этот стул тоже ничего, но нравится меньше. Когда вы сформируете у себя привычку, вы заметите, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета, и эмоций в жизни постепенно становится всё больше. Дальше можно переходить к эмоциям от общения с людьми. Но люди транслируют на нас свои эмоции, и если стол и стул можно созерцать достаточно «чисто», то общение с человеком постоянно будет накладывать отпечаток от его эмоций.

Поэтому к формированию отношения к людям подходите гораздо более внимательно, чтобы различить, где ваши эмоции, а где их. Как только выдастся свободная минутка, делайте простое упражнение — смотрите вокруг, отмечайте, что вы видите, и формируйте эмоциональное отношение. Если этого покажется вам не достаточным для развития эмоциональности, можно 10–15 минут в день делать специальную эмоциональную гимнастику. Эмоциональная гимнастика — это отработка различных эмоций, эмоциональных состояний — восхищение, удивление, радость, гнев, печаль и т.д. Каждая эмоция должна быть как можно более искренней и правдоподобной. Разумеется, стремиться надо к позитивным переживаниям, поэтому начните формировать свою жизнь и окружение таким образом, чтобы окружать себя приятными вещами и людьми. Одной из самых позитивных эмоций является благодарность. Она может полностью изменить внутреннее состояние человека и привлечь в жизнь ещё больше того, за что он благодарен. Эта эмоция способна помочь стать счастливым, богатым и успешным. К сожалению, чаще всего люди думают о том, чего им не хватает, и не умеют быть благодарными за то, что им подарила судьба. Быть благодарным нужно не только за всё хорошее, что случается, но и за горький опыт и жизненные уроки. Когда вы чем-то недовольны, вы испытываете негативные эмоции, тем самым ещё больше привлекая их в свою жизнь. И, наоборот, когда благодарность занимает почётное место в вашей жизни, хорошее настроение и достаток становятся её частью. Если вы будете признательными, то станете получать от судьбы больше подарков, этому способствует закон притяжения. Будьте благодарны за всё, но не останавливайтесь на пути к достижению новых вершин. Обязательно благодарите (хотя бы мысленно) за мелочи. Ведь они и есть наша жизнь. Научитесь получать удовольствие от самых простых вещей. Выполняйте свои простые обязанности с удовольствием. Заведите себе специальную тетрадку и записывайте в неё то, за что вы признательны судьбе, окружающим, родным, близким и т.д., а также то, за что вы хотите быть им признательны в будущем. Каждый день возвращайтесь к этому списку. В скором времени вы начнёте замечать, как дела пойдут в гору, начнёте концентрироваться на хорошем, перестанете жалеть себя и жаловаться на жизнь. Живя благодарностью, вы притягиваете в свою жизнь достаток и изобилие. Поменьше думайте о том, чего не достаёт, а благодарите за то, что имеете и желаете иметь. Испытывая искреннюю благодарность снова и снова, вы станете более счастливым, окрылённым и весёлым. Это чувство поможет в достижении успеха. Если вы хотите, чтобы ваши желания сбывались и жизнь наладилась, общайтесь с миром на языке благодарности!

Но есть ещё один нюанс. Мы говорили, что следует развивать в себе, в первую очередь, положительные эмоции, позитивные переживания. Но, допустим, я вижу, как мужчина избивает женщину. Попробовать, как советуют некоторые психологи, изменить своё восприятие и выработать позитивное отношение к происходящему? Вряд ли. Во-первых, негативные эмоции здесь наиболее уместны, а, во-вторых, следует не ограничиваться негативными эмоциями, а вмешаться и прекратить безобразие. Теперь более мягкий пример: кто-то курит в неположенном месте, кто-то перешёл улицу в неположенном месте и т.п. Вмешиваться, пожалуй, не стоит (хотя при желании можно вмешаться и в этих случаях), но негативные эмоции будут уместнее и здесь. А вот теперь пример, вроде бы похожий, а вроде бы, и не похожий на предыдущие. Вижу парня на ярко-красной машине, женщину, покрасившую волосы в неестественный цвет, молодёжь, одетую экстравагантно и, на мой взгляд, неприлично. Многие скажут, что негативные эмоции уместны и здесь: «На красных тачках только бабы ездят, ни один уважающий себя пацан на красной тачке не поедет!», «Ты бы ещё полголовы выбрила, дура!», «Выдрать бы вас всех ремнём и в армию!» Стоп! Видите разницу с предыдущими примерами? Я вижу. Поэтому вот здесь, действительно, меняем настроение на позитивное. «Какой молодец, не живёт стереотипами, порадуюсь за него и сам буду брать с него пример!», «Вот умница, не боится экспериментировать с внешностью, даже если эксперимент неудачный, не попробовав, не узнаешь!», «Были и мы молодыми и тоже любили взрослых провоцировать, это нормальное поведение для молодёжи». Хотя есть и ещё кое-что в приведённых примерах, если разобраться с ними совсем уж глубоко. Вспомним, что мы только что говорили про эмпатию. Эмпатичный человек наверняка почувствует, что красный автомобиль, яркие и экстравагантные цвета в причёске и в одежде, скорей всего, свидетельствуют о том, что человек хочет привлечь к себе внимание, а это может происходить от одиночества, от недостатка общения, от комплексов, от проблем, от неуверенности в себе. Такому человеку следует посочувствовать, как минимум, про себя, а как максимум — словами, делами, поступками, возможно, ему правда требуется ваша помощь.

Таким образом, начиная с развития эмоциональности, следует расширяться и переходить к развитию эмпатийности, а ещё шире — к развитию душевности — умения чувствовать других людей, понимать их и помогать им по мере сил и возможностей.

Статьи автора

С одной стороны, каждый из вас уже знает ответ на этот вопрос. Какого-то универсального, единого для всех ответа как раз не существует, люди все разные, и каждый из вас, в первую очередь, сам для себя решает — зачем и для чего это нужно лично ему. Но, с другой стороны, я уже неоднократно сталкивался… Читать дальше

О чём обычно, чаще всего мечтает обычный человек, обыватель? О том, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически и как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений для большинства людей наиболее значимыми являются положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные… Читать дальше

Многие люди в погоне за личностным ростом, а также за коммуникабельностью, креативностью, духовностью, эффективностью, успешностью и т.д., посещают бесконечное число тренингов, лекций, семинаров и прочих мероприятий. А дело, тем не менее, не сдвигается с мёртвой точки. Причин здесь две. Во-первых… Читать дальше

Конкретный мотив, почему вы хотите сделать то, что хотите (стать сильным, смелым, добрым, богатым, знаменитым и т. д.; развить свой внутренний духовный мир или своё тело; заработать много денег, прочитать много книг, выучить иностранный язык и т.д.), у каждого из вас может быть разным.

Для кого-то… Читать дальше

Другие статьи автора

Читайте также

Уметь определять как свои собственные эмоции, так и эмоции собеседника — первый из шагов на пути к взаимопониманию. Это одна из важнейших составляющих развитого эмоционального интеллекта.

Многие, обладая этим талантом, пользуются им неосознанно. Но в современной культуре не принято уделять внимания… Читать дальше

9 упражнений для души

Метеорологи уже давно добились впечатляющих результатов в управлении погодой. Им ничто не стоит разогнать тучи или предотвратить снегопад (при соответствующем финансировании, конечно!). За это им честь и хвала!
Что же касается внутренней, душевной погоды, то оказывается — ею тоже… Читать дальше

Я не просто так поставил «Или» между двумя понятиями… двумя чувствами, потому как, с одной стороны, страх это противоположность любви, а с другой — выбирая любовь, мы растворяем страх.

Долгое время я в своей жизни убегал от страха, скрывался от него. Но проходило время, и он накрывал меня с новой… Читать дальше

Столь важное и многогранное понятие, часто рассматриваемое людьми с негативной стороны этого акта, упуская при этом очевидные, важные и необходимые аспекты её существования. Начнём по порядку.

Агрессия — это направленная сила, это энергия жизни, это всегда динамика.

В зависимости от того, как мы будем… Читать дальше

  • ВКонтакте

Душевное развитие — Психология PRO

Уже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.

Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.

Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.

Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.

И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?

Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.

Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется.

Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.

Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.

Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».

А если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.

Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.

Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.

Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.

Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.

Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.

А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.

Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.

С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Как полюбить себя
  • Выбор и спонтанность
  • Смирение и сила

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес

реальный вклад в развитие progressman.ru!

Рост и развитие: умственное и эмоциональное развитие

Рост и развитие: умственное и эмоциональное развитие

(Информация в этой статье была взята или адаптирована из Учебного пособия по программе высокоэффективного коучинга.)

Умственное/когнитивное развитие Умственные и когнитивные способности подростков имеют огромное влияние на то, как тренеры обучают и развивают навыки игроков в спорте или любой другой деятельности или функции. Одним из широко используемых и цитируемых источников по этому умственному и когнитивному развитию является Пиаже. На основании ранних наблюдений за развитием детей Пиаже пришел к выводу, что нас должно интересовать не столько количество того, что ребенок знает, сколько качество его или ее мышления и способ решения проблем. Пиаже предложил три основные концепции когнитивного развития:

ассимиляция, аккомодация и схема . Ассимиляция — это «принятие» и адаптация информации или опыта в дополнение к существующим знаниям или стратегиям человека. Аккомодация — это изменение и корректировка своих стратегий и концепций для получения нового опыта и информации. Наконец, схема — это действие или стратегия, являющаяся результатом ассимиляции и приспособления.

В возрасте от 8 до 11 лет ребенок способен понимать конкретные мыслительные концепции. Он или она принимает или усваивает большое количество информации. В этот период дети лучше принимают любую информацию, которую им дают, с небольшими вопросами. Пиаже называет этот период времени бетонные операции . В этот период ребенок может достаточно хорошо принимать правила и структурировать.

В возрасте от 12 до 15 лет человек подвергает сомнению информацию, которую ему или ей дают, что часто создает большую путаницу. Прямое принятие команд и инструкций уменьшается по мере того, как преобладают большие объемы информации и более продвинутые мыслительные процессы. Пиаже называет этот период формальными операциями . В этот период человек учится манипулировать идеями более сложными способами и систематически и методично решать проблему. Люди на этом этапе смогут решать проблемы более систематически, чем дети в возрасте от 8 до 11 лет.

Наконец, в возрасте от 16 до 18 лет подростки становятся способными к более сложным выделениям и понятиям. Они могут лучше понимать различия и решать проблемы на более высоком уровне. Люди в этой возрастной группе будут оспаривать правила и будут меньше принимать жесткие и быстрые правила в коучинговых ситуациях.

Эмоциональное развитие

До подросткового возраста дети хотят работать и производить. Они хотят делать все хорошо, и они гордятся этим и заслуживают похвалы учителей, тренеров и родителей. В это время дети будут усердно практиковаться, изучать правила и реагировать на цели, поставленные авторитетными фигурами.

По мере того, как дети становятся подростками, с сильным влиянием сверстников и быстрыми физическими изменениями, поиск идентичности становится первостепенным. Хотя подростки боятся выделиться среди сверстников, внутри они борются с тем, кем они хотят стать, когда вырастут. Они часто примеряют разные роли, чтобы понять, подходят ли они им. Этот поиск идентичности необходим, если молодые люди хотят быть способными вступать в интимные отношения с другими. Они не могут хорошо любить другого, пока не узнают, кто они.

 

 


 

 

Когнитивное развитие | HHS Управление по делам народонаселения

Другие темы на этой странице

  • Уникальные проблемы когнитивного развития
  • Как родители и заботливые взрослые могут поддержать когнитивное развитие

Общие когнитивные изменения опыта подростков

Когнитивное развитие относится к изменениям в мозге, которые подготавливают людей к мышлению и обучению. Как и в раннем детстве, мозг подростка претерпевает значительный рост и развитие. Эти изменения укрепят способность подростков принимать и выполнять решения, которые помогут им процветать сейчас и в будущем. Мозг растет и укрепляется тремя способами:

Выращивание новых клеток мозга. Подростковый возраст — один из немногих периодов, когда мозг производит большое количество клеток с очень высокой скоростью. На самом деле мозг создает намного больше клеток, чем потребуется. Дополнительные клетки мозга дают подросткам больше места для хранения информации, что помогает им осваивать новые навыки.

Обрезка лишнего роста. Недостатком наличия дополнительных клеток мозга является то, что они также снижают эффективность работы мозга. По мере того, как подростки ходят в школу, живут и работают, мозг сокращает лишний рост в зависимости от тех частей мозга, которые подросток активно использует. Этот процесс сокращения создает структуру мозга, которая позволяет подросткам легко получать доступ к информации, которую они используют чаще всего.

Усиление соединений. Связи между клетками мозга позволяют использовать информацию, хранящуюся в мозге, в повседневной жизни. Мозг укрепляет эти связи, обертывая клетки специальной жировой тканью, чтобы защитить и изолировать их. Эти изменения помогают подросткам запоминать информацию и эффективно ее использовать.

Как бы быстро ни происходили изменения, эти процессы требуют времени. Различные отделы мозга развиваются в разное время, причем часть мозга, отвечающая за абстрактное мышление, планирование и принятие решений, развивается последней. В целом, мозг не полностью развит и защищен, пока люди не достигают двадцати пяти лет.

Изменения в мозге подростка влияют на мыслительные способности подростков. В частности, молодые люди получают следующие преимущества по мере того, как мозг растет, сокращает и укрепляет связи:

Расширенное обучение. Новые синапсы или промежутки между нервными клетками, через которые передаются импульсы, превращают мозг подростка в обучающую машину, способную усваивать факты, идеи и навыки.

Абстрактное мышление. Маленькие дети в основном понимают только то, что можно увидеть или потрогать. Они могут понимать часть абстрактных идей, таких как любовь, справедливость или дроби, но их понимание ограничено. По мере развития мозга в подростковом возрасте молодой человек получает более широкое понимание более абстрактных идей.

Продвинутое мышление. У детей обычно ограниченное мышление, которое фокусируется на имеющейся информации. Напротив, подростки могут предсказывать результаты своих действий, используя логику, чтобы представить несколько вариантов и различных ситуаций. Эта новая способность помогает молодым людям планировать свое будущее и учитывать, как их выбор повлияет на это будущее.

Метапознание. Еще один новый навык, который развивают подростки, — «думать о мышлении» — или метапознание. Эта практика позволяет молодежи подумать о том, как они пришли к ответу или заключению. Этот новый навык также помогает подросткам думать о том, как лучше всего учиться, и находить способы улучшить усвоение новой информации.

Подростковый возраст — идеальное время в жизни человека для приобретения и закрепления новых навыков. Изменения в мозге и то, как они формируют мышление молодого человека, помогают подготовить подростков к принятию решений взрослыми. Тем не менее, родители и другие заботливые взрослые должны помнить, что мозг подростка еще не полностью развит. В частности, подростки могут бороться с импульсивным контролем и с большей вероятностью будут принимать решения, основанные на эмоциях, чем на логике. Кроме того, процессы мышления и принятия решений подростком могут меняться изо дня в день. Помня об этих проблемах, взрослые могут оказывать поддержку подросткам, в которых они нуждаются по мере развития их мозга.

Уникальные проблемы когнитивного развития

Когнитивное развитие, как и физическое развитие, происходит в разном темпе у каждого подростка. В результате подростки того же возраста могут не иметь одинаковых навыков мышления и рассуждения. Кроме того, развитие мозга происходит с другой скоростью, чем физическое развитие, а это означает, что мышление подростка может не соответствовать внешности подростка. Вот некоторые другие факторы, влияющие на развитие мозга подростков и их мышление:

Стили обучения и множественный интеллект. Каждый подросток усваивает и обрабатывает информацию по-своему. Подростки могут обнаружить, что некоторые академические предметы им легче учить или они интереснее других. Теории образования предполагают, что представление информации и оценка обучения разными способами помогают молодым людям с разными стилями обучения.

Инвалиды. Нарушения способности к обучению, такие как нарушение слуховой обработки, дислексия и синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), могут повлиять на когнитивное развитие. Проблемы будут различаться в зависимости от инвалидности, но знание проблем может помочь взрослым связать подростков с подходящими инструментами и ресурсами для их процветания. Кроме того, в соответствии с федеральным законом, Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), государственные школы K-12 должны предоставлять приспособления для учащихся с ограниченными возможностями, в том числе с ограниченными возможностями обучения. Родители также могут поддержать специальное обучение своих детей. Студенты колледжей с ограниченными возможностями могут получать поддержку в соответствии с Законом об американцах-инвалидах.

Травма. У некоторых подростков развитие мозга может быть затруднено из-за перенесенной ранее или продолжающейся травмы. Мозг реагирует на окружающую среду. Насилие, пренебрежение или жестокое обращение могут остановить рост мозга. Осведомленность о травме и ее потенциальном воздействии, будь то в раннем детстве или в подростковом возрасте, и помощь подросткам в преодолении трудностей может иметь большое значение для улучшения благополучия молодых людей.

Психические расстройства. Многие расстройства психического здоровья впервые появляются в подростковом возрасте, отчасти из-за изменений в физическом развитии мозга. У подростка, борющегося с проблемами психического здоровья, может быть снижена мотивация, и ему труднее справляться с когнитивными задачами, такими как планирование и принятие решений. Взрослые могут поддерживать подростков, обращая внимание на тревожные признаки психического здоровья и предоставляя лечение подросткам, которые сталкиваются с проблемами психического здоровья.

Употребление психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ может сильно снизить потенциал подростков, замедляя и останавливая развитие мозга. Мозг особенно уязвим для зависимости на этом этапе жизни. Употребление алкоголя, табака и наркотиков в подростковом возрасте связано с повышенным риском расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ у взрослых. Напротив, если подростки воздерживаются от определенных веществ (например, от табака), они с меньшей вероятностью будут употреблять эти вещества во взрослом возрасте.

Одним из самых больших изменений и проблем в подростковом возрасте является увеличение склонности к риску. Когнитивное развитие в подростковом возрасте предрасполагает молодых людей к большему риску, чем взрослые, а риск является важной частью взросления. Пробование новых вещей дает подросткам возможность получить опыт, который поможет им перейти к независимой взрослой жизни, например, найти работу, создать собственную семью или переехать в новое место.

По мере развития мозга подростков и появления новых когнитивных навыков способность рассуждать и обдумывать последствия делает скачок вперед. На самом деле подростки могут даже соответствовать способностям взрослых в оценке риска, но подростки не всегда принимают самые здоровые решения, потому что в игру вступают другие факторы, помимо оценки риска, такие как их эмоции или социальное вознаграждение. Взрослые могут помочь защитить подростков от вредных для здоровья рисков, зная об этих факторах и создавая среду, которая подталкивает молодых людей к здоровому выбору:

Различные награды. Поскольку задняя часть мозга подростка развивается раньше передней, части мозга, отвечающие за поощрение, формируют более прочные связи раньше частей, отвечающих за контроль импульсов. Этот разрыв означает, что даже если подростки знают о рисках в будущем, они все равно могут больше ценить краткосрочное вознаграждение. Например, если молодой человек посещает вечеринку, где пьют, он может осознавать риск несовершеннолетнего или пьянства, но больше ценить награду за общественное признание.

«Горячая» и «холодная» среда познания. Еще один элемент, влияющий на решения подростков, заключается в том, должны ли они делать выбор в «горячей» или «холодной» среде. Ситуация «горячего познания» — это ситуация, в которой решение необходимо принять быстро или сгоряча. Ситуация «холодного познания» — это ситуация, в которой у подростков есть время подумать и взвесить свои варианты. Горячие среды познания также, как правило, связаны с большим количеством эмоций. Взрослые могут помочь подросткам принимать позитивные решения, поощряя их обдумывать ситуации в условиях холодного познания и практиковаться в том, что делать в пылу момента. 1

Поиск ощущений. Подростки различаются по степени риска, на который они готовы пойти. Некоторые подростки сознательно ищут ощущений, а это означает, что они очень наслаждаются новыми, стимулирующими переживаниями и ищут их. Поиск такого опыта не делает их плохими в принятии решений и не предполагает, что они обратятся к негативному поведению в отношении здоровья. Взрослые могут поддержать этих подростков, предоставив им позитивные возможности, которые бросают им вызов и стимулируют их.

Как родители и заботливые взрослые могут поддержать когнитивное развитие

На когнитивное развитие в значительной степени влияет то, что физически происходит в мозгу подростков. Тем не менее, родители и другие заботливые взрослые могут поддерживать оптимальное здоровье и развитие, помогая подросткам применять некоторые из их новых мыслительных способностей и предлагая поддержку в тех областях, где подростку еще есть куда расти. Вот несколько способов, которыми родители и другие взрослые, работающие в сфере здравоохранения, образования и общественных программ, могут помочь:

Задавайте открытые вопросы по сложным вопросам. Подростки стремятся улучшить свои навыки абстрактного мышления. Задавая наводящие вопросы, например: «Что вы думаете о [x событии]?» или «Как бы вы по-другому подошли к [y ситуации]?» а непредвзятое общение с подростком может дать толчок развитию навыков рассуждения и абстрактного мышления подростка. Взрослые могут дополнительно вовлекать подростков в развитие аспектов высшего познания, давая им возможность планировать и организовывать мероприятия. Например, родитель может попросить подростка спланировать конкретное семейное мероприятие.

Помогите подросткам обдумать последствия действий в разные моменты времени. Подросткам иногда трудно сопоставить будущие риски и сиюминутные выгоды, особенно в пылу момента. Попросив подростков подумать о плюсах и минусах различных действий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, взрослые могут помочь подросткам улучшить их способность думать о будущем. Например, попросите подростка подумать о преимуществах и недостатках того, чтобы поздно ложиться спать с друзьями, по сравнению с тем, чтобы ложиться спать раньше в школьную ночь.

Предоставляйте больше возможностей для обучения, сопряженных с риском для здоровья. Риск может быть полезным и способствовать росту. Риски для здоровья могут включать в себя попытку заняться новым видом деятельности, например, новым видом спорта или художественным проектом, посещением сложных занятий или участием в жизни общества. Поощрение здоровых рисков и отделение их от негативных рисков (таких как употребление психоактивных веществ или опасное вождение) может дать подросткам навыки, необходимые для оценки риска и преодоления его.

Поощряйте здоровый сон. Подросткам нужно много спать, чтобы их мозг мог нормально функционировать. Во время сна мозг помогает памяти и функциям обучения. Хороший ночной отдых также связан с улучшением внимания и энергии и является защитным фактором от депрессии, беспокойства и употребления психоактивных веществ. Эксперты рекомендуют подросткам спать от восьми до десяти часов в сутки, но менее 30 процентов старшеклассников сообщают, что спят как минимум восемь часов. 2 Изменения в мозге меняют цикл сна подростка, и многим подросткам трудно заснуть до 23:00. Тем не менее, среднее время начала занятий в школе — 8 часов утра. Из-за такого сочетания позднего подъема и раннего подъема подросткам трудно получить необходимое количество отдыха. Родители могут помочь подросткам выработать привычки здорового сна, устанавливая режим и поощряя такие действия, как ограничение использования электронных устройств в спальне.

Способствовать предупреждению травм. Помогите подросткам защитить свой мозг во время быстрого и критического развития. Подростков следует поощрять к принятию мер предосторожности для предотвращения сотрясений мозга и других травм головного мозга. Эти меры предосторожности включают в себя всегда пристегнутый ремень безопасности во время вождения и шлем во время занятий спортом и активного отдыха, таких как езда на велосипеде, катание на коньках, катание на лыжах или скалолазание. Кроме того, если подросток участвует в командных видах спорта, родители, тренеры и другие заботящиеся взрослые должны понимать риски и научиться выявлять потенциальные травмы головного мозга.

Ищите возможности для подростков учиться. Отличный способ для подростков учиться и улучшать свои когнитивные способности — искать возможности проверить свои новые навыки на лидерских качествах. Подростки могут найти занятия по обучению и лидерству, которые помогут им развить навыки предвидения, видения и планирования, в школе, на внеклассных мероприятиях, в сообществах или дома. Родители и другие заботливые взрослые могут предлагать различные виды деятельности и способствовать участию подростков (например, помогая им найти способ добраться до клуба и обратно).

Поддержка подростков с ограниченными возможностями обучения. Если родители считают, что у подростка проблемы с учебой, они должны убедиться, что подросток прошел обследование. Чем раньше профессионал сможет диагностировать неспособность к обучению, тем скорее молодой человек сможет получить помощь. Кроме того, взрослые могут работать со школами – PDF и поставщиками медицинских услуг, чтобы убедиться, что учащиеся с ограниченными возможностями обучения имеют навыки и поддержку, необходимые им для достижения успеха.

Объяснение развития подростков

Дополнительную информацию о развитии подростков можно найти в руководстве «Объяснение развития подростков», разработанном Управлением по делам народонаселения.

Стать взрослым (серия веб-семинаров, посвященных развитию подростков)

На этом веб-семинаре эксперты исследуют, как меняются разум и тело в подростковом возрасте. Посмотрите запись на YouTube или просмотрите слайды.

Сноски

1 Араин, М., Хак, М., Джохал, Л., Матур, П., Нел, В., Раис, А., … Шарма, С. (2013). Созревание мозга подростка. Нейропсихиатрические заболевания и лечение , 9, 449-461. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3621648/ вернуться к началу

2 Канн, Л., Макманус, Т., Харрис, В. А., Шанклин, С. Л., Флинт, К. Х., Куинс, Б.,… Этье, К. А. (2018). Наблюдение за рискованным поведением молодежи – США, 2017 г. Резюме наблюдения, 67 (8), 1-114. https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *