Духовная жизнь это важнейшая сфера деятельности отдельных людей – . (. 4 ) | Pandia.ru

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельны…

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, __________(1) и потреблением __________(2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются __________(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и __________(4), знания, веру и многое другое. Неотъемлемой ее частью является __________(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее __________(6), т.е. освоение культуры». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) социализация Б) распространение В) общество Г) социальный институт Д) ценностные ориентации Е) культура Ж) духовные ценности З) общественные отношения И) эмоциональная сфера В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

—> ЧИТАТЬ ОТВЕТ

cwetochki.ru

Духовная жизнь общества и духовная жизнь личности.

Культура Духовная жизнь общества и духовная жизнь личности.

просмотров — 127

Общество существует не только в мире вещей и предметов, Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и мнoгoe другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет

как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую дeятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделœение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые мoгут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределœение, распространение, а также потребление созданных духовных цeнностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

2.ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в eгo смысл. Давайте попробуем ответить на вoпрос: «где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее нaдо там, где заканчивается природа и начинается человек — существо мыслящее и творческое. К примеру, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Οʜᴎ миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав eгo к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до тoгo не существовало.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, cтaнoвится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая всœе, что изобретено человеком.

С тех пор даны тысячи определœений культуры, но единого и общепринятого всœе еще нет и, по всœей видимости, никогда не будет. В самом общем виде eгo можно представить следующим образом:

Культура — это всœе виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также всœе ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определœению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается нaука к у л ь т у р о л о г и я. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук — истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура — явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры — процесс двуединый. Он тpeбует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. coздания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем при ращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителœей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь тpaдициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причинœе, что «так было всœегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всœех предыдущих достижений. Желание всœе разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после котopoгo с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет всœе предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и данный процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! При этом прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.


Читайте также


  • — Духовная жизнь общества и духовная жизнь личности.

    Общество существует не только в мире вещей и предметов, Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и мнoгoe другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни,… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Готовый кроссворд по обществознанию — на тему «Духовная жизнь общества»

    По горизонтали
    4. Теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия и рассуждения в соответствии с правилами логики
    7. Мировоззрение,утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно
    8. Образовательное учреждение
    13. Функция науки
    20. Метод получения нескольких индентичных организмов путем бесполого размножения
    21. Передача знаний
    24. Общественная наука
    По вертикали
    1. Форма культуры
    2. Одна из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном
    3. Виды наук
    5. Совокупность печатных произведений, посвященных проблемам какой-либо науки, отрасли знаний
    6. Вторая по времени возникновения мировая религия, появившееся в Римской империи
    9. Центральное понятие в эстетике
    10. Область науки, техники, производства, в которой трудятся подготовленные люди
    11. Способ познания жизни
    12. Главная особенность мировых религий, ставящая единство веры выше политического единства
    13. Разновидность христианство
    14. Свобода каждого человека исповедовать свою веру, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий
    15. Ценность, предполагающая, что первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины
    16. Опыт,в ходе которого изучаемый предмет помещается в специально созданные условия, позволяющие контролировать все изменения
    17. Новая ветвь христианства,отделившееся от католицизма
    18. Философ, который утверждает ведущую роль разума, мышления в познании
    19. Убеждение, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково
    22. Знание, не соответствующее объективной реальности
    23. Особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты

    spisok-literaturi.ru

    Тема 4. Духовная жизнь общества

    Часть 1


    № задания

    Ответ

    1

    1

    2

    3

    3

    4

    4

    2

    5

    4

    6

    3

    7

    1

    8

    3

    9

    3

    10

    1

    11

    4

    12

    1

    13

    2

    14

    2

    15

    3

    16

    2

    17

    3

    18

    1

    19

    1

    20

    2

    21

    2

    22

    4

    23

    2

    24

    3

    25

    3

    26

    3

    27

    3

    28

    2

    29

    4

    Часть 2


    № ответа

    Ответ

    1

    Духовность

    2

    Искусство

    3

    Мировоззрение или научная картина мира

    4

    Мораль

    5

    2, 3, 5

    6

    1, 3, 4

    7

    3, 1, 2

    8

    2, 1, 1, 2, 1

    9

    3, 4, 5, 6

    10

    3, 6, 7

    11

    1, 3, 4, 7

    Часть 3

    1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

    Ответ:

    Архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т. д.

    2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

    Ответ:

    • накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали;

    • накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению;

    • накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.

    3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

    Ответ:

    Гимназии, лицеи, колледжи, школы.

    4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие» (A. M. Герцен).

    1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

    Ответ:

    Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры.

    2) Какие функции науки можете назвать вы? Перечислите их.

    Ответ:

    • познавательная функция;

    • непосредственная производительная сила общества;

    • катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

    • социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления.

    3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

    Ответ:

    Роль науки в современном мире возрастает.

    4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

    Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

    5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения» (М. Светлов).

    1) Дайте определение религии.

    Ответ:

    Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им.

    Может быть дано иное определение религии, принятое в науке.

    2) Какие компоненты включает в себя религия? Перечислите не менее трех.

    Ответ:

    • мифология;

    • система религиозных догматов;

    • религиозные институты;

    • культовые обряды и т.д.

    3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

    Ответ:

    Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции.

    Возможны иные варианты ответа.

    1) Назовите мировые религии. Перечислите не менее трех основных признаков мировых религий.

    Ответ:

    • существует три мировых религии — ислам, христианство, буддизм;

    • их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.

    6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

    «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» (Аристотель).

    Кто из наук решил извлечь доход,

    Тот и себя обманет, и народ.

    Унизившись, чтобы снискать чины,

    Свои познанья он лишит цены.

    А. Навои

    «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука й настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн).

    1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

    Ответ:

    • наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) — у Аристотеля;

    • не носить исключительно коммерческой направленности — у А. Навои;

    • наука не должна изменять эстетическим принципам — у А. Эйнштейна.

    Формулировка суждений может быть иной, но не искажающей смысл высказываний.

    2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

    Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.

    3) Следует ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

    Ответ:

    • красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию;

    • отсутствие этого соответствия уже не истина.

    Могут быть приведены и другие суждения.

    7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

    1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.

    Ответ:

    «…термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».

    2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению? Приведите конкретный аргумент.

    Ответ:

    • культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;

    • это: различия в возрасте, спорт, гадание и т. д.; Аргументация предполагает указание на то, что:

    • культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур;

    • например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность.

    Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.

    3) Сформулируйте главное отличие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.

    Ответ:

    релятивизм отрицает признание культурных универсалий, утверждая, что «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.

    4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

    Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения:

    • фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры;

    • или: национальная рознь как пример этноцентризма.

    compendium.su

    культура и духовная жизнь, разновидности культуры

     

    Сферой общественной жизни, определяющей специфику определенного общества, называют духовной жизнью общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

    Культура и духовная жизнь

    Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

    Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию. Культуру принято называть совокупностью материальных и духовных достижений человечества, которые определяют способ общественной деятельности человека. Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

    Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

    Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

    Она фиксируется не только в духовных ценностях, она способна функционировать и в виде материальных продуктов, возникших в результате творчества человека.

    Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

    Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

    Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

    Разновидности культуры

    Следует выделить три разновидности культуры – народную, массовую и элитарную. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

    Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

    Такой вид культуры, как элитарная, зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.

    К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

    Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры.

    Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

    Нужна помощь в учебе?



    Предыдущая тема: Человек в системе социальных связей и понятие личности.
    Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНаука и образование: роль в современном мире и самообразование

    Все неприличные комментарии будут удаляться.

    www.nado5.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *