Связь психологии с философией – 34. Связь психологии с другими науками

34. Связь психологии с другими науками

Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», — писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.

studfiles.net

Психология и философия: психоанализ и теория личности

По мнению Сократа и Платона, философия добавляет к другим наукам общую информацию о мире и обществе. Декарт считал, что философия вбирает в себя разную информацию из других наук. Наиболее тесную связь с ней имеет психология, поскольку изучает человека и его бытие.

Определение понятий

Философия и психология тесно связанные науки. Психология имеет два направления: знание и совокупность черт человека, составляющих его характер. В первом значении это наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности общества. Во втором значении это обозначает психические процессы, происходящие в организме человека, которые делают его индивидуальным.

Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и человека. Она отражает состояние общества в определенный момент времени и развивается вместе с ним. Поэтому она непостоянна. В разные исторические эпохи в ней зарождаются течения, на основе которых появляются школы, а философы разделяются во мнении.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

  • влажные – менее благородные особи, склонные к грехам;
  • сухие – обладают благородными качествами.

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

  • разум – находится в голове;
  • воля – располагается в груди и отвечает за исполнение желаний;
  • низменные желания – располагаются внизу живота и являются общими для людей и животных;

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Взаимосвязь дисциплин

У этих двух отраслей есть общие и противоположные черты. Из-за длительного развития в составе философии, психология часто обращается к ней при решении каких-либо проблем. Философия дает общее представление об обществе, а психология работает с проблемами конкретного человека. Она воздействует на общество идеями и меняет его. Психология фиксирует проблемы, существующие в обществе, и вырабатывает способы их решения. Обе отрасли носят педагогический характер, но различаются по степени распространения.

Обе дисциплины опираются на опыт. Философия опирается на общественный и личный опыт. Философ не может выдвигать теории, не имея собственного опыта. Психология может помочь, основываясь на общественном опыте. Это наука базируется на опыте других людей, столкнувшихся с подобными проблемами. И на основе анализа методов, которые помогли в подобных ситуациях, они применяют их снова.

Психологи обращаются к философам при столкновении с серьезными вопросами. В 21 веке, основными проблемами современного общества являются: самореализация, поиск себя и смысла жизни. Всеми этими вопросами занимаются философы, поэтому без обращения к ним решить эти проблемы невозможно.

Совместная работа психологов и философов – плодотворна. Совместно они решают проблему познания окружающего мира. Они изучают природу человеческого интеллекта, пути его развития у детей.

Многие авторы исследований пишут на промежуточные темы между этими двумя науками, поскольку изучение одной из них невозможно без другой. К таким работам относятся исследования В. Франкла или К. Роджерса.

Психология рассматривает биологическую и психологическую стороны людей, протекающие в организме реакции и механизмы действий. Философия рассматривает человека, как личность и предоставляет общую информацию о его сущности и принципах бытия. Она выделяет детали общества, которые являются отличительными в определенный период развития человечества. Она не индивидуальна, а общественна, поэтому не оказывает существенную помощь конкретному индивиду в решении психологических проблем.

Философия и психоанализ связаны друг с другом из-за объекта изучения. Хотя объектом философского учения является не только человек, он занимает значительное место среди изучаемых вопросов. Психологическая отрасль изучает устройство человеческой психики более детально, но не может предоставить ответы на вопросы без обращения к философии.

mystroimmir.ru

связь наук, общие понятия, отличия

Психология и философия — обе в каком-то смысле — занимаются изучением человеческого разума и поведения. Но психология делает на этом особый акцент, что и отличает ее от философии, которая рассматривает более широкий набор понятий. Эта статья — попытка подчеркнуть различия и сходства между этими двумя дисциплинами, обеспечивая при этом понимание каждой отрасли знаний.

Философия и психология человека

Философия посвящена изучению природы жизни и жизни в будущем, тогда как психология занимается изучением ума и поведения человека. Психолог пытается понять роль функций ума в социальном поведении и исследовать нейробиологические процессы, которые определяют мышление и поведение. С другой стороны, философ исследует различные возможности установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Философия часто посвящается взаимоотношениям человека с Всемогущим и высшей силой, ответственной за создание жизни во Вселенной. Она также рассматривает метафизический аспект природы и вопросы жизни после смерти. В этом смысле психология, философия, эзотерика могут пересекаться. Психология, с другой стороны, помогает в установлении различных философских истин посредством логических выводов.

Современная психология и философия — это два разных предмета исследования и изучения, но истоки психологии лежат в философии.

История

Среди самых ранних произведений, касающихся психологии, был диалог между Аристотелем и Платоном около 3-го и 4-го веков до нашей эры о роли природы и роли воспитания в психологическом развитии.

Первая лаборатория психологии, основанная в Индии, была создана на Философском факультете Калькуттского университета в 1916 году. В следующем году в Университете был создан первый факультет психологии.

Теперь современная психология имеет совершенно другой путь и является самостоятельной дисциплиной.

Различия

Психология — это научное исследование поведения людей, умственных процессов и опыта в разных контекстах. Философия определяется как изучение фундаментальной природы знания, реальности и существования.

Психология пытается изучить структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума, в то время как философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей.

Обе науки происходят из одних и тех же корней, но психология, согласно академическим требованиям, включила в себя естественнонаучную методологию, а философия остается сугубо гуманитарной дисциплиной.

Общие черты

Философия смотрит на то, как мы относимся к знанию. Она смотрит на то, что можно узнать, и можно ли вообще что-либо узнать. Она рассматривает инструменты, которые работают в логике, и ловушки, которые могут нарушить стройность логической мысли. Философия определяет онтологию и эпистемологию, которые считаются ее разделами. Психология — это исследование того, почему мы думаем так, как думаем, и ведем себя так, как ведем, и что не так с нашим умом, почему иногда мы обращаемся ко злу и насилию, а иногда — и к саморазрушительному поведению. Общее психологии и философии коренится именно здесь, в области исследования человеческого сознания.

Философия психологии

Эта область знаний относится ко многим вопросам теоретических основ современной психологии. Некоторые из вопросов, изучаемых философией социальной психологии, являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования. Например:

  1. Какова наиболее подходящая методология для психологии: ментализм, бихевиоризм или компромисс?
  2. Являются ли самоотчеты надежным методом сбора данных?
  3. Какие выводы можно сделать из недоказанных гипотез?
  4. Можно ли объективно измерить способности человека (эмоции, желания, убеждения и т.д.)?

Другие вопросы в философии психологии — это философские вопросы о природе разума, мозга и познания, которые чаще всего рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума. Эти вопросы звучат следующим образом:

  1. Что такое когнитивный модуль?
  2. Являются ли люди разумными существами?
  3. Какие психологические явления соответствуют стандарту, требуемому для вызова его знаний?
  4. Что такое врожденность?

Философия психологии также внимательно следит за работой, проводимой в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии и искусственном интеллекте. Например, многие ученые все еще сомневаются, можно ли объяснить психологические явления с помощью методов нейронауки, эволюционной теории и вычислительного моделирования. Хотя все это тесно связанные области, некоторые проблемы по-прежнему возникают в отношении целесообразности импорта философских методов в психологию. До сих пор под вопросом также и то, является ли разум исключительно физиологическим явлением, достаточным для того, чтобы эволюционные исследования в этой области были достаточно плодотворными, и могут ли вычислительные модели сделать что-то большее, чем предлагать возможные реализации когнитивных теорий, которые ничего не говорят нам о разуме.

Новая область

Философия психологии — относительно молодая область, потому что «научная» психология, то есть психология, которая благоприятствует экспериментальным методам, стала доминировать в психологических исследованиях только в конце XIX века. Одна из проблем философии психологии — оценить достоинства многих различных психологических школ, которые были когда-то и существуют сейчас. Например, использование когнитивной психологии внутренних психических состояний можно сравнить с бихевиоризмом. Философия, психология и саморазвитие — тесно связаны, даже если вспомнить, к примеру, произведения русских классиков, мы видим, что молодые люди, занимающиеся саморазвитием, прежде всего начинают изучать философию.

Темы, которые входят в философию разума, заходят очень далеко. Например, вопросы о самой природе разума, качествах опыта и конкретных вопросах, таких как дискуссии между дуализмом и монизмом, обсуждались в философии на протяжении многих веков.

Философия психиатрии

К философии психологии также относятся философские и эпистемологические исследования о клинической психиатрии и психопатологии. Философия психиатрии в основном связана с ролью ценностей в психиатрии, основанной на философской теории ценностей и феноменологии. Основанная на гуманистических ценностях практика направлена ​​на совершенствование и гуманизацию клинического принятия решений в очень сложных условиях психического здоровья. Философия психопатологии в основном участвует в эпистемологической рефлексии о неявных философских основах психиатрической классификации и доказательной психиатрии. Ее целью является раскрытие конструктивной деятельности, лежащей в основе описания психических явлений.

Основные разделы

Философия психиатрии исследует философские вопросы, касающиеся психиатрии и психических заболеваний. Философ науки и медицины Доминик Мерфи идентифицирует три области исследования в философии психиатрии. Первая касается изучения психиатрии как науки, а также более широкого использования инструментов философии науки. Вторая подразумевает изучение понятий, используемых при обсуждении психических заболеваний, включая опыт психического заболевания и выдвигаемые им нормативные вопросы. Третья область касается связей и различий между философией разума и психопатологией.

Сходства и различия с точки зрения научной методологии

Психология зависит от философии по нескольким причинам. Прежде всего, философия дает психологии общее видение того, каково это — быть человеком. Это основа для значительной части психологических теорий. Обратное соотношение также верно. Философия иногда использует научную методологию для достижения своих целей. Обе дисциплины частично разделяют теории и объекты своих исследований.

Связь психологии с философией состоит также в том, что философия внесла некоторые темы в психологию. Некоторые примеры — ощущение, восприятие, интеллект, память и воля.

С другой стороны, философия вписывается в психологию двумя способами. Первый предполагает взаимодействие между дисциплинами через относительные гипотезы, такими как ум и правильные способы его изучения. Второй — через общие принципы, лежащие в основе научных исследований.

Хотя обе дисциплины исследуют поведение людей, они все же различаются. Некоторые различия заключаются в их методологиях, целях и вопросе морали. Что касается метода, философия работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Поэтому она открыта для любого метода.

Психология, с другой стороны, опирается на эмпирическую и статистическую основу. Она использует количественные и качественные исследования. Она фокусируется на экспериментах и ​​эмпирической проверке гипотез. Эксперименты — это способ понять наше поведение и проверить инструменты, такие как методы лечения, которые у нас есть.

Что касается конечных целей каждой области, философия имеет более абстрактные цели, в то время как психология фокусируется на терапии и других практических задачах. Философия создает философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности. Психология, вместо того чтобы изучать целую философию, стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

Поэтому психологические теории рассматривают нашу биологию. Одним из примеров является изучение химии человеческого мозга. Кроме того, психология рассматривает индивидуальные различия.

Мораль

Еще одно большое различие между ними заключается в их концепции морали. Философия стремится объяснить все, что включает в себя правильные способы поведения. Философия иногда описывает, что правильно, а что неправильно.

С другой стороны, психология вообще не затрагивает эту тему. Хотя психология предложила шкалы этики и морали, ее цель состоит не в том, чтобы изучать то, что морально, а что нет, а в том, чтобы изучить различные нравы. Тем не менее психология, педагогика, философия часто имеют общие цели и задачи в том, чтобы научить людей действовать в соответствии с моралью.

Обе изучают людей и их поведение. Они имеют сходства и различия, и даже интерпретируют одни и те же вещи по-разному. Тем не менее, они действительно разделяют некоторые общие теории и идеи.

Философия общественных наук

Философия общественных наук — это изучение логики, методов и основ социальных наук, таких как психология, экономика и политология. История философии и психологии имеет еще одну точку пересечения двух наук именно в этой области. Философы социальных наук занимаются изучением и установлением различий и сходств между общественными и естественными науками, причинными отношениями между социальными явлениями, возможным существованием социальных законов и онтологическим значением структуры и повестки этих наук. Вопросы происхождения социальных структур и человеческого разума вызывают большие дискуссии в социологии, психологии, философии.

Основные вопросы

Социальные структуры определяют поведение человека, или же все наоборот? В этом контексте «мышление» относится к способности отдельных лиц действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как «структура» относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия отдельных лиц (таких как социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и т.д.). Дискуссии о первичности структуры или мышления относятся к самому ядру социальной онтологии («Из чего состоит социальный мир?», «Что является причиной в социальном мире и каков эффект?»). Одной из попыток примирить постмодернистскую критику с всеобъемлющим проектом социальных наук было развитие, особенно в Британии, критического реализма. Для критических реалистов, таких как Рой Бхаскар, традиционный позитивизм совершает «эпистемическую ошибку», не справляясь с онтологическими условиями, которые делают науку возможной: то есть социальной структурой и самим мышлением. Это главная проблема философии социальной психологии.

fb.ru

Взаимосвязь философии и психологии — Научная психология — Каталог статей

Связь этих двух наук чрезвычайно значима, наука, занимающаяся изучением психических особенностей человека, возникла в рамках философии, и её отделение в самостоятельную область знания не означает, что она полностью стала автономной.

Бердяев А.Н. считал древнейшую из наук искусством понимания.

На самом деле, она способна воспитывать словом или мыслью. На ней строятся многие науки, в том числе и педагогика с психологией. Эти три науки объединяет общая цель — спасти исковерканные души. Философия формирует душу человека, позволяя творчески свободно мыслить. Так и психология, через развитие мышления формирует личность. В науке о психике человека все конкретные вопросы и теории возводятся к философским проблемам. В науке, изучающей человеческую психику, проявляются философские взгляды человека на окружающую действительность.

Опыт человека — это то, что лежит в основе учений этих двух старинных наук. Многие проблемы, касающиеся человеческой психики, не решаются при помощи естественнонаучных методов и не поддаются практическому анализу.

С такими проблемами справляется древнейшая из наук. Поскольку человек находится между природой и социумом, его нельзя понять только при помощи одной лишь науки. Общими для данных двух наук являются такие человеческие проблемы как поиск смысла жизни, формирование мировоззрения и моральных ценностей. В науке, изучающей психику человека, существует масса вопросов, на которые нельзя ответить при помощи лабораторно-экспериментальных методов. Чтобы ответить на эти вопросы, люди, изучающие внутренний мир человека, обращаются к философам. К таким вопросам относятся: понимание происхождения сознания человека, природа человеческого мышления и многие другие.

Этот мощный союз оказывает огромное влияние на развитие эпистемологии, науки, изучающей взаимосвязь человека с окружающей средой. Огромное количество учёных работают над вопросами развития интеллектуальных способностей у детей в Международном центре эпистемологии в Женеве. Большинство российских высших учебных заведений, подготавливающих будущих целителей души, довольно серьёзно относятся к изучению древнейшей из наук. Каждый уважающий себя исследователь человеческой души должен хорошо знать известных философов и применять в своей практике их гениальные мысли и изречения. Не к чему изобретать то, что было придумано и озвучено много веков назад. Нужно просто осовременить прописные истины и, тем самым, подарить им новую жизнь.

Купить мужское нижнее белье +в интернет магазине monamor.ru.

psysupport.org

Связь психологии с философией. — Психология

Лекция № 3

Тема: «Место психологии в системе наук и ее отрасли»

План:

1. Связь психологии с философией.

2. Психология и общественные науки.

3. Биологические науки и психология.

4. Связь психологии с техническими науками.

5. Отрасли психологических знаний.

Связь психологии с философией.

Психология имеет многогранные связи как с естественными, так и с социальными (гуманитарными) науками.

Существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другие.

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки – философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личность на общество, методологические проблемы психологии.

Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия – некая метанаука, «сверхнаука».

Психология, как вы помните, долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении становления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако – независимо от желания того или иного исследователя – их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке.

Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возмож­но только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Же­неве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его разви­тии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер пси­холого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных последователей 3.Фрейда — неофрейдистов. Например, работы психолога-нео­фрейдиста Э.Фромма часто используются современными зарубежными социоло­гами и философами.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Так, в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых, как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны прежде всего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественно­научным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психи­ческого и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось раз­витию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце XX в.

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаи­мопроникновение знании этих наук на теоретико-методологическом уровне.

student2.ru

Лекция 3. Связь психологии с другими науками.

1. Психология и история. Человек является органической частью природы, поэтому психология имеет тесные связи с другими науками: социологическими, биологическими, со всеми которые имеют то или иное отношение к человеку. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других животных веществ приблизительно 1,7 млн. лет тому назад, как субъект общественной жизни общества при всех его преобразованиях он живет приблизительно 50 тыс. лет. За это время благодаря созданному им самим материальную и духовную культуру он и стал человеком с высшими психологическими процессами, личностными свойствами, нравственными состояниями. В течении этого исторического периода люди овладели речью, преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Для того, чтобы понять как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратится к истории человечества, в первую очередь к истории развития материальной и духовной культуры. Без знания истории общества трудно понять психологическое отношение людей в современном мире. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, все, что характеризует психологию современного народа на продукты длительного развития. Союз истории и психология может быть внешним и внутренним. Внешние связи имеют место тогда, когда каждая из них для решения своих проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из первой науки для решения своих задач.

2. Психология и философия. Связь психологии и философии является более ограниченной, чем связь психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться одновременно. В течение ряда веков психология выступала как часть философии. Необходимость обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблемы, с которой они столкнулись. Многие отрасли психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучаются с помощью естественнонаучных методов. Многие проблемы психологии современного человека: личностный смысл, смысл жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности выступают как общие и для психологии и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, необходимо решать. При столкновении с такими вопросами психологи вынуждены обращаться к философии, как правило, пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители смежных наук.

3. Психология и социология. У психологии и социологии немало общих интересов, разработки, общих проблем связанных с обществом, личностью. В определенном смысле союз этих двух наук напоминает союз историей и психологией, т.е. взаимоотношение методами и фактами, но т.ж. похож на союз психологии с философией, т.е. интеграция знаний на теоретика- методологическом уровне. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психология широко пользуется традиционными социологическими приемами в сборе первичных научных данных.

Разработанная социологами концепция социального учения принята в социальной и возрастной психологии, предложенная психологическая теория личностей и малой группы находит применение в социальных исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными для решения проблем связанных с обществом в целом. Психологи обращаются к социальной теории и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общую закономерность поведения человека в обществе.

studfiles.net

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Эмоциональная сфера личности

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *