Дж локк: Джон Локк — урок. История, 8 класс.

Учение Локка о государстве и праве

Учение Локка о государстве и праве
 
  1. Рефераты на русском
  2. Политология
  3. Учение Локка о государстве и праве


Учение Локка о государстве и праве.
Учение Локка о государстве и праве.
В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, доселе проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он согласился установить конституционную монархию, что открывало и закрепляло реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлению делами государства. Между земельной и денежной аристократией, т.е. верхами дворянства и верхами буржуазии был заключен компромисс: произведен дележ публичной власти.
Так закончилась полоса революционных преобразований английского общества из феодального в капиталистическое и наступил период его эволюционных изменений.
Идеологом социального компромисса 1688 г. выступил Джон Локк (1632—1704), который свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.). Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Он раскритиковал махрово-реакционный опус Р.Фильмера и твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Равным образом им были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров.

Дж. Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. Дж. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма.

По принятому тогда обыкновению и эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. Строго говоря, сам по себе действительный генезис государственности во всей его специфичности и конкретности Дж. Локка прямо не интересовал. Историко-фактологическая проблема (происхождение государства) ставилась им как форма решения проблемы иной, нормативно-теоретической: какими должны быть организационные, этические и юридические основания государства.
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям.
Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».
Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (у Дж. Локка — политической) власти. Неверно, однако, выводить таковую из якобы врожденных, данных самой природой каждому отдельному лицу свойств-дозволений заботиться о себе (плюс об остальной части человечества) и наказывать проступки других. Дж. Локк именно в указанных «естественных» свойствах индивида усматривал первоначальное право и источник как «законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ». Здесь перед нами яркое проявление того индивидуализма, который пронизывает содержание практически всех либеральных политико-юридических доктрин.
Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности— окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу «и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.» Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом— собственность.
Отмеченное выше понимание «великой и главной цели» государства раскрывает в Дж. Локке идеолога, заинтересованного в неприкосновенности и развитии буржуазных частнособственнических отношений. В формулировании того тезиса, что целью деятельности государства должны быть охрана собственности, обеспечение гражданских интересов, правомерно также видеть определенное осознание Дж.
Локком факта зависимости государства от объективных условий жизни людей.
Реалистичность политического мышления Дж. Локка (чуткое восприятие и адекватная оценка насущных потребностей общественного развития) сказались не только в постановке перед государством такой основной цели, которая была ему «по плечу» и вполне отвечала зову времени, направлению происшедших в стране перемен. Не менее выразительно этот политический реализм проявился и в выборе Дж. Локком средств, призванных содействовать осуществлению данной цели (законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью и др.).
На закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле — отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа.
Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определение предвосхищала идею «правового государства», обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII—XIX вв.
Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Функция индивидуальной свободы не исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни отдельно взятого человека, ибо она является еще и неотъемлемой частью общего блага целостного политического организма. Вот почему нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Дж. Локка поднимали европейскую науку о государстве и праве на новый уровень политико-юридической культуры, стимулируя разработку одной из центральных проблем данной науки («государство— личность») в духе гуманизма.
Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно «двигалось туда, куда его влечет большая сила (отметим тут попутно влияние механики И. Ньютона на логику рассуждений Дж. Локка.— Л.М.), которую составляет согласие большинства». Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным». Тем самым Дж. Локк существенно скорректировал под углом зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его учении о государстве и праве. В свете такой корректировки было бы, вероятно, обоснованным квалифицировать это учение как либерально-демократическое.
Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости «уравновесить власть правительства (в данном контексте «правительство» есть синоним «государства».— Л. М.), вложив отдельные ее части в разные руки».
Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж. Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма. В особенности они были подхвачены и развиты Ш. Монтескье. Столетие спустя после опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).
Непосредственный социально-классовый смысл представлений Дж. Локка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге «славной революции» 1688 г. В результате этого компромисса в парламенте возобладали про буржуазные группировки (партия вигов), а в аппарате администрации осели по преимуществу сторонники знатного родового земельного дворянства (партия тори). Но концепция разделения властей заключала в себе еще и теоретико-познавательный смысл. В ней имелся момент осознания возникшей объективной потребности в разграничении деятельности публичного властвования, в технико-организационном и институциональном разделении усложняющегося труда по управлению государством.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Дж. Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию— политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной — все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность — «воззвать к небесам», применить силу «против несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Тезис о праве народа на восстание — не случайный в либерально-буржуазной доктрине Дж. Локка. Провозглашая его, мыслитель как бы реабилитировал уже произведенную государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал королевскую власть на будущее от посягательств на завоевания английской революции.
Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия — столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.
 
Список использованной литературы:
1. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. С. Нерсесянца. “История политических и правовых учений”. Москва., Издательская группа НОРМА_ИНФРА, 1998г.

  Рефераты на русском языке — Политология

Меню

Главная
Новости
Краеведение

История и современность

Герои ВКО

Почетные граждане

Искусство

Театр

История театра

Деятели театра

Музыкальное искусство

Народные композиторы

Певцы и композиторы

Изобразительное искусство

Танцевальное искусство

Киноискусство

Рефераты на русском
Рефераты на казахском
Литературная карта

Усть-Каменогорск

Катон-Карагай

Курчум

Тарбагатай

Зайсан

Улан

Семей

Глубокое

Риддер

Зыряновск

Большенарым

Аягуз

Шемонаиха

Образцы документов

                        

                           

                        

Сочинения в 3-х томах т.

1 (Философское наследие т.93)

Категория

Сборники

Учебники

Монографии

Журналы

Дисциплина

Логика

История философии

Онтология

Философия культуры

Философия науки

Философия образования

Философия политики и права

Философия религии

Философия сознания

Эпистемология

Эстетика

Этика

Традиции

Прагматизм

Аналитическая философия

Античность

Возрождение

Восточная философия

Немецкая классическая философия

Новое время

Русская философия

Спиритуализм

Средние века

Структурализм

Феноменология

Экзистенциализм

Рассылка статей Не пропускайте свежие обновления

Социальные сети

Вступайте в наши группы

YOUTUBE

×

ВКонтакте

Расширенный поиск

Скачать

.pdf

Локк Дж.

1985

Издательство:

Мысль

Для цитирования:

Локк Дж. Сочинения в 3-х т.: Т. І/Ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; Ред. I т., авт. вступит, статьи и примеч.
И. С. Нарский; Пер. с англ. А. Н. Савина. М.: Мысль, 1985. 621 с.

  • Аннотация

  • Содержание

В первый том сочинений английского просветителя, крупнейшего европейского философа-материалиста, основоположника материалистического сенсуализма Дж. Локка входят три первые книги его основного философского труда — «Опыта о человеческом разумении», одного из важнейших произведений мировой философской мысли. Для научных работников, а также для преподавателей, аспирантов и студентов.

Нарский. ДЖОН ЛОКК И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ

ПОСВЯЩЕНИЕ
ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ

КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая. Введение
Глава вторая. В душе нет врожденных принципов
Глава третья. Нет врожденных практических принципов
Глава четвертая. Дальнейшие соображения о врожденных
принципах как умозрительных, так и практических

КНИГА ВТОРАЯ
Глава первая. Об идеях вообще и их происхождении
Глава вторая. О простых идеях
Глава третья. Об идеях одного чувства
Глава четвертая. О плотности
Глава пятая. О простых идеях от разных чувств
Глава шестая. О простых идеях рефлексии
Глава седьмая. О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
Глава восьмая. Дальнейшие размышления о наших простых идеях
Глава девятая. О восприятии
Глава десятая. Об удержании [простых идей]
Глава одиннадцатая. О различении и других действиях ума (mind)
Глава двенадцатая. О сложных идеях
Глава тринадцатая. О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
Глава четырнадцатая. О продолжительности и ее простых модусах
Глава пятнадцатая. О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
Глава шестнадцатая. О числе
Глава семнадцатая. О бесконечности
Глава восемнадцатая. О других простых модусах
Глава девятнадцатая. О модусах мышления
Глава двадцатая. О модусах удовольствия и страдания
Глава двадцать первая. О силах [и способностях] (of power)
Глава двадцать вторая. О смешанных модусах
Глава двадцать третья. О наших сложных идеях субстанций
Глава двадцать четвертая. О собирательных идеях субстанций
Глава двадцать пятая. Об отношении
Глава двадцать шестая. О причине и следствии и других отношениях
Глава двадцать седьмая. О тождестве и различии
Глава двадцать восьмая. О других отношениях
Глава двадцать девятая. О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
Глава тридцатая. Об идеях реальных и фантастических
Глава тридцать первая. Об идеях адекватных и неадекватных
Глава тридцать вторая. Об идеях истинных и ложных
Глава тридцать третья. Об ассоциации идей

КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава первая. О словах, или о языке вообще
Глава вторая. О значении слов
Глава третья. Об общих терминах
Глава четвертая. Об именах простых идей
Глава пятая. Об именах смешанных модусов и отношений
Глава шестая. Об именах субстанций
Глава седьмая. О словах-частицах
Глава восьмая. Об отвлеченных и конкретных терминах
Глава девятая. О несовершенстве слов
Глава десятая. О злоупотреблении словами
Глава одиннадцатая. О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Джон Локк | Философия, общественный договор, два трактата о правительстве и факты

Джон Локк

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
29 августа 1632 г. Англия
Умер:
28 октября 1704 г. (72 года) Англия
Известные работы:
«Письмо о веротерпимости» «Эссе о человеческом разумении» «Очерки о законах природы» «Некоторые мысли об образовании» «Разумность христианства» «Два трактата о правительстве» «Два трактата о правительстве»
Предметы изучения:
правительство идея язык вторичное качество универсальный
Роль в:
Просветление

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Джон Локк?

Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком, родившимся в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия, и умершим в 1704 году в Хай-Лейвере, Эссекс. Он признан основателем британского эмпиризма и автором первого систематического изложения и защиты политического либерализма.

Подробнее читайте ниже: Джон Локк

Какие самые известные произведения Джона Локка?

Самыми известными работами Джона Локка являются «Эссе о человеческом понимании» (1689), в котором он разработал свою теорию идей и свое описание происхождения человеческого знания в опыте, и «Два трактата о правительстве» (первое издание). опубликовано в 1690 г., но существенно составлено до 1683 г.), в котором он защищал теорию политической власти, основанную на естественных индивидуальных правах и свободах и согласии управляемых.

Подробнее читайте ниже: Два трактата о правительстве

Подробнее читайте ниже: Эссе о человеческом понимании

Какой вклад Джон Локк внес в эпистемологию?

В эпистемологии (философской теории познания) Джон Локк выступил против существования врожденных идей (идей, присутствующих в уме естественным образом или при рождении), показав, что все человеческие идеи, кроме «пустяковых», могут быть получены из ощущений или размышлений. (наблюдение за действиями ума) и как знание может быть определено в терминах восприятия согласия или связей между идеями.

Подробнее читайте ниже: эпистемология: вера и разум

Какой вклад Джон Локк внес в политическую теорию?

В политической теории или политической философии Джон Локк опроверг теорию божественного права королей и утверждал, что все люди наделены естественными правами на жизнь, свободу и собственность и что правители, не способные защитить эти права, могут быть удаляются народом, при необходимости силой.

политическая философия: Локк

Узнайте больше о вкладе Джона Локка в политическую философию.

Как Джон Локк повлиял на Просвещение?

Философия Джона Локка вдохновила и отразила ценности Просвещения в признании прав и равенства людей, критике произвольной власти (например, божественного права королей), защите религиозной терпимости и общем эмпирическом и научном характере. .

Подробнее ниже: история Европы: влияние Локка

Как Джон Локк повлиял на структуру правительства США?

Политическая теория Джона Локка оказала непосредственное влияние на Декларацию независимости США в ее утверждении естественных прав личности и обосновании политической власти согласием управляемых. Локк также выступал за разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, что является особенностью формы правления, закрепленной в Конституции США.

Джон Локк , (родился 29 августа, 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — умер 28 октября 1704, Хай-Лейвер, Эссекс), английский философ, чьи труды лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Он был вдохновителем как европейского Просвещения, так и Конституции Соединенных Штатов. Его философское мышление было близко к мышлению основоположников современной науки, особенно Роберта Бойля, сэра Исаака Ньютона и других членов Королевского общества. Его политическая мысль основывалась на идее общественного договора между гражданами и важности терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, за что он выступал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688–1689 годов.и в Соединенных Штатах после провозглашения независимости страны в 1776 году.

Ранние годы

Семья Локка симпатизировала пуританству, но осталась в англиканской церкви, и эта ситуация отразилась на дальнейшей жизни и мышлении Локка. Выросший в Пенсфорде, недалеко от Бристоля, Локку было 10 лет в начале английских гражданских войн между монархией Карла I и парламентскими силами под руководством Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист, служил капитаном в кавалерийском отряде парламентариев и участвовал в некоторых ограниченных действиях. Таким образом, можно предположить, что с раннего возраста Локк отвергал любые притязания короля на божественное право на власть.

После того, как в 1646 году закончилась первая Гражданская война, отец Локка смог добиться для своего сына, явно проявившего академические способности, место в Вестминстерской школе в далеком Лондоне. Именно в это уже известное учреждение Локк поступил в 1647 году в возрасте 14 лет. Хотя школа перешла во владение нового республиканского правительства, ее директор Ричард Басби (сам выдающийся ученый) был роялистом. В течение четырех лет Локк оставался под руководством и контролем Басби (Басби был приверженцем дисциплины и очень любил березу). В январе 1649 г., всего в полумиле от Вестминстерской школы, Чарльз был обезглавлен по приказу Кромвеля. Мальчиков не пустили на казнь, хотя они, несомненно, были хорошо осведомлены о происходящих поблизости событиях.

Учебная программа Вестминстера сосредоточена на латыни, греческом, иврите, арабском языке, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым, академическая честь и финансовая выгода, которые позволили ему купить несколько книг, в основном классические тексты на греческом и латинском языках. Хотя Локк, очевидно, был хорошим учеником, ему не нравилось учиться в школе; в более позднем возрасте он нападал на школы-интернаты за их чрезмерный упор на телесные наказания и за нецивилизованное поведение учеников. В своей чрезвычайно влиятельной работе Некоторые мысли о воспитании (1693), он приводил доводы в пользу превосходства частного репетиторства для образования молодых джентльменов ( см. ниже Другие работы).

Викторина «Британника»

Философия 101

Оксфорд

Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем возрасте 20 лет, поступил в Крайст-Черч, крупнейший из колледжей Оксфордского университета и резиденцию двора Карла I во время Гражданских войн. Но роялистские дни Оксфорда остались позади, и пуританские последователи Кромвеля заняли большинство должностей. Сам Кромвель был канцлером, а Джон Оуэн, бывший капеллан Кромвеля, был вице-канцлером и деканом. Однако Оуэн и Кромвель стремились как можно скорее вернуть университет к нормальной жизни, и им это в значительной степени удалось.

Позже Локк сообщил, что считает учебную программу бакалавриата в Оксфорде скучной и неинтересной. В основном это был средневековый университет, сосредоточивший внимание на Аристотеле (особенно его логике) и в значительной степени игнорировавший важные новые идеи о природе и происхождении знания, которые были развиты в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Рене Декарта (1596). –1650) и других натурфилософов. Хотя их работы не входили в официальную программу, Локк вскоре начал их читать. Он получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра два года спустя, примерно в это же время он был избран студентом (эквивалентом члена) Крайст-Черч. В Оксфорде Локк установил контакт с некоторыми сторонниками новой науки, в том числе с епископом Джоном Уилкинсом, астрономом и архитектором Кристофером Реном, врачами Томасом Уиллисом и Ричардом Лоуэром, физиком Робертом Гуком и, что наиболее важно, с выдающимся естествоиспытателем и теолог Роберт Бойль. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), и вскоре он сотрудничал с Бойлем в важных медицинских исследованиях человеческой крови. Медицина отныне должна была играть центральную роль в его жизни.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Восстановление английской монархии в 1660 году было для Локка неоднозначным благословением. Это побудило многих его научных сотрудников вернуться в Лондон, где они вскоре основали Королевское общество, которое послужило стимулом для многих научных исследований. Но в Оксфорде новая свобода от пуританского контроля поощряла неуправляемое поведение и религиозный энтузиазм среди студентов. Эти эксцессы заставили Локка опасаться быстрых социальных изменений, что, несомненно, частично отражало его собственное детство во время Гражданских войн.

В своем первом серьезном политическом труде, Два трактата о правительстве (составленном в 1660 г., но впервые опубликованном три века спустя, в 1967 г.), Локк отстаивал очень консервативную позицию: в интересах политической стабильности правительство вправе издавать законы. по любому вопросу религии, который не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответ на предполагаемую угрозу анархии, создаваемую сектантскими разногласиями, была диаметрально противоположна доктрине, которую он позже изложил в Два правительственных трактата (1689).

В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в Крайст-Черч, и эта должность требовала от него наблюдения за учебой и дисциплиной студентов, а также чтения серии лекций. Полученные в результате очерка о законах природы (впервые опубликованные в 1954 г.) представляют собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Из них двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественному моральному закону, лежащему в основе правильности или неправильности любого человеческого поведения, и, во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные, знание, полученное из опыта и, следовательно, не врожденное. Эти утверждения должны были стать центральными в его зрелой философии как в отношении политической теории, так и эпистемологии.

Джон Локк | Философия, общественный договор, два трактата о правительстве и факты

Джон Локк

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
29 августа 1632 г. Англия
Умер:
28 октября 1704 г. (72 года) Англия
Известные работы:
«Письмо о веротерпимости» «Эссе о человеческом разумении» «Очерки о законах природы» «Некоторые мысли об образовании» «Разумность христианства» «Два трактата о правительстве» «Два трактата о правительстве»
Предметы изучения:
правительство идея язык вторичное качество универсальный
Роль в:
Просветление

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Джон Локк?

Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком, родившимся в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия, и умершим в 1704 году в Хай-Лейвере, Эссекс. Он признан основателем британского эмпиризма и автором первого систематического изложения и защиты политического либерализма.

Подробнее читайте ниже: Джон Локк

Какие самые известные произведения Джона Локка?

Самыми известными работами Джона Локка являются «Эссе о человеческом понимании» (1689), в котором он разработал свою теорию идей и свое описание происхождения человеческого знания в опыте, и «Два трактата о правительстве» (первое издание). опубликовано в 1690 г., но существенно составлено до 1683 г.), в котором он защищал теорию политической власти, основанную на естественных индивидуальных правах и свободах и согласии управляемых.

Подробнее читайте ниже: Два трактата о правительстве

Подробнее читайте ниже: Эссе о человеческом понимании

Какой вклад Джон Локк внес в эпистемологию?

В эпистемологии (философской теории познания) Джон Локк выступил против существования врожденных идей (идей, присутствующих в уме естественным образом или при рождении), показав, что все человеческие идеи, кроме «пустяковых», могут быть получены из ощущений или размышлений. (наблюдение за действиями ума) и как знание может быть определено в терминах восприятия согласия или связей между идеями.

Подробнее читайте ниже: эпистемология: вера и разум

Какой вклад Джон Локк внес в политическую теорию?

В политической теории или политической философии Джон Локк опроверг теорию божественного права королей и утверждал, что все люди наделены естественными правами на жизнь, свободу и собственность и что правители, не способные защитить эти права, могут быть удаляются народом, при необходимости силой.

политическая философия: Локк

Узнайте больше о вкладе Джона Локка в политическую философию.

Как Джон Локк повлиял на Просвещение?

Философия Джона Локка вдохновила и отразила ценности Просвещения в признании прав и равенства людей, критике произвольной власти (например, божественного права королей), защите религиозной терпимости и общем эмпирическом и научном характере. .

Подробнее ниже: история Европы: влияние Локка

Как Джон Локк повлиял на структуру правительства США?

Политическая теория Джона Локка оказала непосредственное влияние на Декларацию независимости США в ее утверждении естественных прав личности и обосновании политической власти согласием управляемых. Локк также выступал за разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, что является особенностью формы правления, закрепленной в Конституции США.

Джон Локк , (родился 29 августа, 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — умер 28 октября 1704, Хай-Лейвер, Эссекс), английский философ, чьи труды лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Он был вдохновителем как европейского Просвещения, так и Конституции Соединенных Штатов. Его философское мышление было близко к мышлению основоположников современной науки, особенно Роберта Бойля, сэра Исаака Ньютона и других членов Королевского общества. Его политическая мысль основывалась на идее общественного договора между гражданами и важности терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, за что он выступал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688–1689 годов.и в Соединенных Штатах после провозглашения независимости страны в 1776 году.

Ранние годы

Семья Локка симпатизировала пуританству, но осталась в англиканской церкви, и эта ситуация отразилась на дальнейшей жизни и мышлении Локка. Выросший в Пенсфорде, недалеко от Бристоля, Локку было 10 лет в начале английских гражданских войн между монархией Карла I и парламентскими силами под руководством Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист, служил капитаном в кавалерийском отряде парламентариев и участвовал в некоторых ограниченных действиях. Таким образом, можно предположить, что с раннего возраста Локк отвергал любые притязания короля на божественное право на власть.

После того, как в 1646 году закончилась первая Гражданская война, отец Локка смог добиться для своего сына, явно проявившего академические способности, место в Вестминстерской школе в далеком Лондоне. Именно в это уже известное учреждение Локк поступил в 1647 году в возрасте 14 лет. Хотя школа перешла во владение нового республиканского правительства, ее директор Ричард Басби (сам выдающийся ученый) был роялистом. В течение четырех лет Локк оставался под руководством и контролем Басби (Басби был приверженцем дисциплины и очень любил березу). В январе 1649 г., всего в полумиле от Вестминстерской школы, Чарльз был обезглавлен по приказу Кромвеля. Мальчиков не пустили на казнь, хотя они, несомненно, были хорошо осведомлены о происходящих поблизости событиях.

Учебная программа Вестминстера сосредоточена на латыни, греческом, иврите, арабском языке, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым, академическая честь и финансовая выгода, которые позволили ему купить несколько книг, в основном классические тексты на греческом и латинском языках. Хотя Локк, очевидно, был хорошим учеником, ему не нравилось учиться в школе; в более позднем возрасте он нападал на школы-интернаты за их чрезмерный упор на телесные наказания и за нецивилизованное поведение учеников. В своей чрезвычайно влиятельной работе Некоторые мысли о воспитании (1693), он приводил доводы в пользу превосходства частного репетиторства для образования молодых джентльменов ( см. ниже Другие работы).

Викторина «Британника»

Философия 101

Оксфорд

Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем возрасте 20 лет, поступил в Крайст-Черч, крупнейший из колледжей Оксфордского университета и резиденцию двора Карла I во время Гражданских войн. Но роялистские дни Оксфорда остались позади, и пуританские последователи Кромвеля заняли большинство должностей. Сам Кромвель был канцлером, а Джон Оуэн, бывший капеллан Кромвеля, был вице-канцлером и деканом. Однако Оуэн и Кромвель стремились как можно скорее вернуть университет к нормальной жизни, и им это в значительной степени удалось.

Позже Локк сообщил, что считает учебную программу бакалавриата в Оксфорде скучной и неинтересной. В основном это был средневековый университет, сосредоточивший внимание на Аристотеле (особенно его логике) и в значительной степени игнорировавший важные новые идеи о природе и происхождении знания, которые были развиты в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Рене Декарта (1596). –1650) и других натурфилософов. Хотя их работы не входили в официальную программу, Локк вскоре начал их читать. Он получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра два года спустя, примерно в это же время он был избран студентом (эквивалентом члена) Крайст-Черч. В Оксфорде Локк установил контакт с некоторыми сторонниками новой науки, в том числе с епископом Джоном Уилкинсом, астрономом и архитектором Кристофером Реном, врачами Томасом Уиллисом и Ричардом Лоуэром, физиком Робертом Гуком и, что наиболее важно, с выдающимся естествоиспытателем и теолог Роберт Бойль. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), и вскоре он сотрудничал с Бойлем в важных медицинских исследованиях человеческой крови. Медицина отныне должна была играть центральную роль в его жизни.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Восстановление английской монархии в 1660 году было для Локка неоднозначным благословением. Это побудило многих его научных сотрудников вернуться в Лондон, где они вскоре основали Королевское общество, которое послужило стимулом для многих научных исследований. Но в Оксфорде новая свобода от пуританского контроля поощряла неуправляемое поведение и религиозный энтузиазм среди студентов. Эти эксцессы заставили Локка опасаться быстрых социальных изменений, что, несомненно, частично отражало его собственное детство во время Гражданских войн.

В своем первом серьезном политическом труде, Два трактата о правительстве (составленном в 1660 г. , но впервые опубликованном три века спустя, в 1967 г.), Локк отстаивал очень консервативную позицию: в интересах политической стабильности правительство вправе издавать законы. по любому вопросу религии, который не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответ на предполагаемую угрозу анархии, создаваемую сектантскими разногласиями, была диаметрально противоположна доктрине, которую он позже изложил в Два правительственных трактата (1689).

В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в Крайст-Черч, и эта должность требовала от него наблюдения за учебой и дисциплиной студентов, а также чтения серии лекций. Полученные в результате очерка о законах природы (впервые опубликованные в 1954 г.) представляют собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Из них двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественному моральному закону, лежащему в основе правильности или неправильности любого человеческого поведения, и, во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные, знание, полученное из опыта и, следовательно, не врожденное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *