Понятие о личности в психологии кратко: определение, структура и основные теории развития.

Понятие личности в психологии

Институт Психологии

 

 

 

Факультет: бакалавр психологии

Специальность: н.п. бакалавр психологии

Дисциплина: Психология личности

 

 

 

Реферат на тему:

«Понятие личности в психологии»

 

 

 

Студентка: Ромина Валентина Владимировна

Группа: ППША 31/10  С–1–Б

Курс: 4

 

 

 

Москва

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

I. Понятие личности в психологии………………………………………………….4

1.1 Сущность понятия «Личность»……………………………………………….4

1.2 Определение понятия личности в отечественной и зарубежной

      психологии……………………………………………………………………..8

II. Индивидуальные проявления и особенности личности……………………….15

2.1 Основные подходы к проблеме соотношения биологического и

      социального в личности…………………………………………………….

.15

2.2 Структура личности……………………………………………………….…17

2.3 Направленность личности……………………………………………………20

III. Развитие психологии личности в России………………………………….….23

Заключение……………………………………………………………………….…25

Список литературы………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. В своей курсовой работе я рассмотрю основные мнения в психологии на вопрос – «что же такое личность?».

Объект исследования: личность как психологическое явление.

Предмет исследования: основные теоретические подходы к изучению личности

Цель курсовой работы: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.

Задачи:

    1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии;

    2. Изучение современных психологических представлений о личности;

    3. Выделение содержания понятия личность.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    I. Понятие личности в психологии

     

    1.1 Сущность понятия «Личность»

    Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и

    прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.

    )

    Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

    Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

    Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

    Личность — сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она — продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития — с другой.

    Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

    Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

    Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

    Личность — это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

    Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

    В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

    Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения.

    Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

    Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство – неповторимость – называют индивидуальностью.

    Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

    Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

    Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.

    Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

    Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

     

    1.2 Определение  понятия личности в отечественной  и зарубежной         психологии

    В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» есть прекрасные строки о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство…

    Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность  остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».

    Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

    Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет

    специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность  описывается в научной психологии

    термином «личность».

    Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно – исторического познания.

    Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование  которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

    Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского. А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности  общественных отношений в индивиде».

    Что же такое  личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий  «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.

    Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т. д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как  личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.

    Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

    ЛИЧНОСТЬ (в психологии) — системное качество, приобретаемое индивидом, в предметной деятельности и обещании, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность формируется в процессе общественной практики и выступает как целое (по Платонову из словаря). Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и людьми.

    Личность характеризуется:

    1. целостностью
    2. активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности,
    3. направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.
    4. глубинными смысловыми образованиями (динамическими смысловыми системами, по Л. С. Выготскому) (см. Личностный смысл), формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов;
    5. степенью осознанности своих отношений к действительности: установка (Д. Н. Узнадзе).

    Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его «Я» (образ Я, Я-концепция). Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять самовоспитание. Личность рассматривается в четырёх аспектах, образующих единство:

    1) личность как относительно устойчивая совокупность индивидных качеств:

    особенности темперамента, способности (работы Теплова, Небылицына, Мерлина)

    2)   личность как индивидуальность;

    3)   личность как момент включенности индивида в межиндивидные связи

    4)   личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком преобразований интеллектуальной сферы других людей.

        Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность «быть личностью», реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования общественно ценных качеств личности. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

    В «Основах психологии» (1935) Рубинштейн обращается к проблеме личности. Он выдвигает идею личности как целого. К проблеме личности Рубинштейн подходит через характеристику всей системы связей человека с внешним миром.

    Изучение свойств личности — ее установок, способностей, черт характера, проявляется в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений — функций, процессов, психических свойств — входит в личность в единстве.

    Личность проявляется в целостности и единстве.

    Человек является личностью, т.к. он выделяет себя из природы и окружающего мира. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.

    Единство организма являются первой материальной предпосылкой единства личности. Подлинный источник развития личности нужно искать в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

    Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается личностью, представлены в равной мере. Личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. «В высших своих проявлениях это предполагает самостоятельность мысли, силу воли, собранность и внутреннюю страстность». Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей опустошает личность.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Расчет стоимостиГарантииОтзывы

    К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное.

    Личность – это то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я».

    «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

    У. Джемс надстраивал духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность – это единство.

    К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им, и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. Человек связывает свою личность с определенным внешним обликом, поскольку в нем отражается склад его жизни и стиль деятельности. Следовательно, Джемс делал ошибку, когда говорил о физической личности и личности духовной, т.к. личность – это единое образование.

    Из психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. Все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

    Реальная личность является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью.

    Эта установка личности нашла себе отражение в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джемс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал.

    Личность определяется отношением к труду. Сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором держится психология личности.

    Личностью человек не рождается; личностью он становится. Сущность человеческой личности: личность развивается; имеет свою историю.

        Каждый человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности. Поэтому, чтобы понять путь развития личности, человек должен рассматривать в определенном аспекте:

    1.      кем я был?

    2.      что я сделал?

    3.      чем я стал?

    Личность реализуется в продуктах своего труда, через них растет и формируется. Психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью.

    Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

    Личность есть понятие социальное, она не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Природа, общество, культура — три сферы мира, в которых живет личность. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.

    Особенная и не похожая на других личность характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

    Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама (самооценка, программа самосовершенствования, способность к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции).

    Личность характеризует:

    1.            познавательным потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания

    2.            ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

    3.            творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному), и мерой их реализации той или иной сфере труда

    4.             коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

    5.            художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

    Личность определяется тем,1) что и как она знает;2) что и как она ценит;3) что и как она созидает;

    4) с кем и как она общается;5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

        Быть личностью — значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

    «Личность — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).

    «Личность не свободна от социальных влияний, но от неё зависит, сдастся ли она или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Достоевский).

    «Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл).

          Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективпость, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека.

         По мнению Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений.

     Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

     Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

     Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

     И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

     Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

    А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

     К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    • Реферат

      Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

      От 250 руб

    • Контрольная работа

      Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

      От 250 руб

    • Курсовая работа

      Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

      От 700 руб

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

    Узнать стоимость

    Теории личности

    Личность — это сочетание поведения, эмоций, мотивации и моделей мышления, которые определяют человека. Психология личности пытается изучить сходства и различия в этих паттернах у разных людей и групп.

    Современная психология личности находится под сильным влиянием этих ранних философских корней и попыток определить, какие компоненты — такие как свобода воли, наследственность или универсальность — оказывают наибольшее влияние на формирование человеческой личности.

    Это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его характеристики, поведение и мышление. Это означает характеристики или сочетания характеристик, которые делают человека уникальным. Почти каждый день мы описываем и оцениваем личности окружающих нас людей.

    В то время как наши неформальные оценки личности, как правило, больше сосредоточены на личности человека, психологи используют концепции личности, которые применимы ко всем. Исследования личности привели к развитию ряда теорий, помогающих объяснить, как и почему развиваются определенные черты личности.

    5 теорий личности;

    Теория типов

    Теория типов распределяет личности по четко идентифицируемым категориям.

    Классификация по типам является началом большинства наук — типов горных пород, типов облаков, видов растений и так далее.

    Кречмеру и Шелдону приписывают эту классификацию. В типичных теориях стремились установить связь между чертами лица или тела и личностью.

    Так, невысокий отвесный человек считался общительным, расслабленным и уравновешенным; высокий худощавый человек характеризовался как сдержанный, застенчивый и склонный к изоляции. Человек с тяжелой мускулатурой Сета описывался как шумный, черствый и любящий физическую активность. Вторым основанием для типизации личности являются психологические факторы.

    Один из учеников Фрейда, швейцарский психолог Карл Юнг, разделил всех личностей на интровертов и экстравертов.

    Интроверты описываются как люди, обладающие такими характеристиками, как застенчивость, социальная изоляция и склонность к меньшему количеству разговоров. Из-за этих характеристик эти люди кажутся эгоцентричными и неспособными легко приспособиться к социальным ситуациям.

    Экстраверты по своей природе общительны, дружелюбны, разговорчивы и общительны. Они предпочитают социальные контакты и щедры, благосклонны и смелы.

    Теория признаков

    Признак отличается относительно постоянным или последовательным образом. Черта человека абстрагируется от его поведения и служит полезной «единицей анализа» для понимания личности.

    Во многих отношениях теория черт представляет собой модель теории нескольких типов, которая связана с определением основных черт, предоставлением осмысленного описания личности и поиском способа их измерения. Существует два способа оценки личностных качеств:

    1. Человек описывает себя, отвечая на вопросы о своем отношении, чувствах и поведении.
    2. Кто-то другой оценивает черты человека либо на основе того, что он знает о человеке, либо на основе непосредственного наблюдения за его поведением.

    Опросник личности представляет собой анкету, в которой человек сообщает о своих реакциях или чувствах в определенных ситуациях.

    При опросе личности каждому человеку задаются одни и те же вопросы, и ответы обычно даются в форме, которую легко оценить. Инвентаризация личности может быть разработана для измерения одного измерения личности или одновременного измерения нескольких личностных качеств.

    Есть 3 основных участника теории черт. Они:

    Гордон Олпорт

    Гордон Олпорт был одним из первых теоретиков современных особенностей. В 1936 году Олпорт и Генри Одберт проработали два самых полных из доступных словарей английского языка и извлекли около 18 000 слов, описывающих личность, которые были сокращены примерно до 4000 слов. Олпорт организовал эти черты в иерархию из трех уровней:

    • Кардинальные черты: Это черты, которые доминируют в жизни человека, часто до такой степени, что человек становится известным именно благодаря этим чертам. Люди с такими личностями часто становятся настолько известными благодаря этим чертам, что их имена часто становятся их синонимами. Олпорт предположил, что кардинальные черты встречаются редко и имеют тенденцию развиваться в более позднем возрасте.
    • Центральные черты: Эти черты идут следующими в иерархии. Эти общие характеристики, такие как лояльность, доброта, уступчивость, дружелюбие, интеллигентность, честность, застенчивость, тревожность и т. д., в той или иной степени присущи каждому человеку, считаются центральными чертами. Они являются основными строительными блоками, которые формируют большую часть нашего поведения.
    • Второстепенные черты: Эти черты иногда связаны с установками или предпочтениями и часто проявляются только в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. Например, дружелюбный человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой не беспокоится, но всегда нервничает, выступая публично.

    Олпорт выдвинул гипотезу о том, что внутренние и внешние силы влияют на поведение и личность человека, и назвал эти силы генотипами и фенотипами.

    Генотипы — это внутренние силы, связанные с тем, как человек сохраняет информацию и использует ее для взаимодействия с миром. Фенотипы — это внешние силы, которые связаны с тем, как человек принимает свое окружение и как другие влияют на его или ее поведение.

    Рэймонд Кеттелл

    В 1965 году специалист по теории черт личности Рэймонд Кеттелл сократил количество основных личностных черт из первоначального списка Олпорта, насчитывавшего более 4000, до 171, в основном за счет устранения необычных черт и объединения общих характеристик.

    Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он определил тесно связанные термины и в конечном итоге сократил свой список до 16 ключевых черт личности.

    Кеттелл утверждал, что необходимо рассматривать гораздо большее количество черт, чтобы получить полное представление о чьей-либо личности. Кеттелл собирал данные от разных людей через три разных источника данных.

    • L-данные – это данные о жизни, такие как школьные оценки, отсутствие на работе и т. д.
    • Q-данные — это анкета, предназначенная для оценки личности человека.
    • Т-данные — это данные объективных тестов, предназначенных для «подключения» к личностной конструкции.

    Кеттелл проанализировал Т-данные и Q-данные с помощью математической техники и определил 16 личностных черт/факторов, общих для всех людей.

    9010 1 Раздражительный, капризный 9010 1 Недалекий, настойчивый
    Фактор Низкий балл Высокий балл
    Теплота Холодный, Эгоистичный Поддерживающий, Успокаивающий
    Интеллект Инстинктивный, Неустойчивый Церебральный, Аналитический
    Эмоциональная Устойчивость Уравновешенный, спокойный
    Агрессивность Скромный, послушный Контролирующий , Жесткий
    Живой Мрачный, Сдержанный Дикий, Веселый
    Исполнение долга Нетрадиционный, Бунтарский Конформность, традиционная
    Социальная настойчивость Застенчивая, замкнутая Раскованная
    Чувствительность Грубая , Жесткий Обидчивый, Мягкий
    Паранойя Доверчивый, Беспечный Осторожный, Подозрительный
    Абстрактность Практичность, регулярность Странность, воображение
    Интроверсия Открытость, дружелюбие Частный, спокойный
    Тревожный Уверенный в себе Боящийся, неуверенный в себе
    Непредвзятый Любознательный, Самостоятельный
    Независимость Общительный, общительный Одиночка, жаждущий одиночества
    Перфекционизм Неорганизованный, беспорядочный Аккуратный, тщательный 9 0102
    Напряжение Расслабленный, хладнокровный Напряженный, неудовлетворенный

    На основе этих 16 факторов он разработал оценку личности, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому.

    Например, уровень теплоты описывает, насколько человек тепл, заботлив и мил к другим. Если этот человек набирает низкие баллы по этому индексу, он или она, как правило, более эгоистичен и холоден. Высокий балл по этому показателю означает, что он поддерживает и утешает.

    Несмотря на то, что список признаков Олпорта значительно сократился, теория 16PF Кеттелла все еще подвергалась критике за то, что она слишком широка.

    Ганс Айзенк

    Ганс Айзенк был теоретиком личности, который сосредоточился на темпераменте — врожденных, генетически обусловленных различиях личности.

    Он считал, что личность в значительной степени определяется биологией, и рассматривал людей как обладающих двумя специфическими личностными измерениями: экстраверсия против интроверсии и невротизм против стабильности.

    После сотрудничества со своей женой и коллегой-теоретиком личности Сибил Айзенк он добавил к этой модели третье измерение: психотизм против социализации.

    • Интроверсия/Экстраверсия
      Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия связана с сосредоточением внимания вовне на других людях и окружающей среде. Таким образом, человек с высоким уровнем интроверсии может быть тихим и сдержанным, а человек с высоким уровнем экстраверсии может быть общительным и общительным.
    • Нейротизм/эмоциональная стабильность
      В этом случае люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге и имеют сверхактивную симпатическую нервную систему. Даже при низком уровне стресса их тела и эмоциональное состояние склонны к реакции «бей или беги». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и поэтому считаются более эмоционально стабильными.
    • Психоз/социализация
      В этом измерении говорится, что люди с высоким уровнем этой черты, как правило, испытывают трудности в общении с реальностью и могут быть антисоциальными, враждебными, неэмпатичными и манипулятивными. Люди с высоким уровнем социализации, как правило, хорошо контролируют импульсы — они более альтруистичны, чутки, склонны к сотрудничеству и конвенциональны.

    Основная сила модели Айзенка в том, что он был одним из первых, кто сделал свой подход более поддающимся количественной оценке; поэтому это было сочтено более оправданным. Однако, в отличие от моделей Олпорта и Кеттелла, модель Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая.

    Через обучение можно приобрести знания, язык, взгляды, ценности, ручные навыки, страхи, личностные качества и самоанализ. Поэтому изучение процесса обучения проливает больше света на понимание человеческой деятельности.

    Есть два способа обучения: один — это подкрепление, которое представляет собой непосредственный опыт, а другой — наблюдение за другими.

    Теория социального научения фокусируется на моделях поведения и когнитивной деятельности в связи с конкретными условиями, которые вызывают, поддерживают или изменяют их. Акцент делается на том, что человек делает в данной ситуации.

    Некоторые из личностных переменных, которые определяют, что человек будет делать в конкретной ситуации, включают следующее:

    Компетенции

    Интеллектуальные способности, социальные навыки и другие способности.

    Когнитивные стратегии

    Привычные способы избирательного внимания к информации и организации ее в осмысленные единицы.

    Ожидание результата

    Ожидание последствий различного поведения и значения определенных стимулов.

    Субъективная ценность результата

    Даже если люди имеют схожие ожидания, они могут вести себя по-разному из-за различий в субъективных оценках ожидаемых результатов.

    Саморегулирующиеся системы и планы

    Индивидуальные различия в поставленных перед собой целях, правилах поведения, добровольных наградах за успех или наказании за неудачи, а также в способности планировать и выполнять шаги к цели ведут к различиям в поведении .

    Гуманистическая теория

    Хотя многие психологи разработали так много теорий личности, некоторые психологи считали, что эти теории игнорируют качества, которые отличают людей от животных, такие как стремление к самоопределению и самореализации.

    В 1950-х годах некоторые из этих психологов основали школу психологии под названием гуманизм. Они склонны оптимистично смотреть на человеческую природу.

    Они сосредоточены на способности людей мыслить сознательно и рационально, контролировать свои биологические побуждения и полностью раскрывать свой потенциал. С гуманистической точки зрения люди несут ответственность за свою жизнь и поступки.

    Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Джордж Келли прославились своими гуманистическими теориями.

    Абрахам Маслоу

    Одна из наиболее распространенных моделей, используемых в психологии, Иерархия потребностей, стала результатом исследований Абрахама Маслоу. Абрахам Маслоу считается духовным отцом гуманизма в американской психологии.

    Маслоу объяснил человеческие потребности пирамидальной фигурой.

    Внизу пирамиды находятся физиологические потребности, такие как воздух, пища, вода и т. д.

    Далее идут потребности в безопасности и защищенности, например, в крове, защите и т. д. Следующими должны идти любовь и принадлежность, т.е. , принятие, привязанность, дружба и т. д.

    Четвертая часть включает потребности в самооценке, такие как чувство господства, силы, признательности и т. д.

    На вершине лестницы человеческих мотивов Абрахама Маслоу находится потребность в самоактуализации; он сказал, что люди стремятся к самореализации или реализации своего полного потенциала. Это включает в себя реализацию своего потенциала для дальнейшего саморазвития и творчества.

    На этом этапе человек хочет сделать что-то сложное, и этот вызов приносит ему достаточно удовлетворения и мотивирует его к работе. Этот вид работы полезен как для этого человека в частности, так и для общества в целом.

    Маслоу считал, что нашей конечной жизненной целью является самореализация. Вот некоторые характеристики самореализовавшегося человека:

    • Автономный и независимый.
    • Точное восприятие реальности.
    • Способен принять себя, других и общество.
    • Часто чувствует себя единым целым с природой.
    • Демократичный и благодарный.

    Карл Роджерс

    Карл Роджерс, другой психолог-гуманист, предложил теорию, названную личностно-центрированной теорией.

    По мнению Роджерса, я-концепция является наиболее важной характеристикой личности и включает в себя все мысли, чувства и убеждения людей о себе. Роджерс считал, что люди осознают свою самооценку.

    По словам Роджерса, мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это соответствовало нашему представлению о себе и отражало то, кем мы хотели бы быть. Эта теория утверждает, что «я» состоит из концепций, уникальных для нас. Я-концепция включает в себя три компонента:

    • Самооценка: Это означает, что мы думаем о себе. Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивается в раннем детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом.
    • Self-Image: Это означает, как мы видим себя, что важно для хорошего психологического здоровья. Представление о себе включает в себя влияние образа нашего тела на нашу внутреннюю личность. На простом уровне мы можем воспринимать себя как хорошего или плохого человека, красивого или уродливого. Представление о себе влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире.
    • Идеальное я: Это человек, которым мы хотели бы быть. Он состоит из наших целей и амбиций в жизни и является динамичным. Идеальное «я» в детстве — это не идеальное «я» в подростковом возрасте или в конце двадцатых годов и т. д.

    Роджерс сказал, что представления людей о себе часто не совсем соответствуют действительности. Роджерс использовал термин «неконгруэнтность» для обозначения несоответствия между я-концепцией и реальностью.

    Конгруэнтность, с другой стороны, является довольно точным соответствием между я-концепцией и реальностью. Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более мы последовательны или конгруэнтны и тем выше наше чувство собственного достоинства.

    О человеке говорят, что он находится в состоянии неконгруэнтности, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отрицается или искажается в представлении о себе.

    Джордж Келли

    Гуманистическая теория Келли основана на Фундаментальном постулате, который гласит, что то, как человек предвосхищает события, психологически направляет его процесс. Это означает, что наши действия определяются нашими ожиданиями от внешнего мира, основанными на нашей интерпретации прошлого опыта.

    Например, если человек считает других открытыми и дружелюбными, он становится более общительным и открытым для людей. Однако, если он видит других грубыми и эгоцентричными, он склонен доверять только себе и становится безразличным.

    Келли считал, что мы могли бы начать с разработки набора личных конструктов, которые по сути являются мысленными репрезентациями, которые мы используем для интерпретации событий.

    Эти конструкции основаны на нашем опыте и наблюдениях. Келли также считал, что все происходящие события открыты для множества интерпретаций, что он называл конструктивным альтернативизмом.

    Когда мы пытаемся осмыслить событие или ситуацию, он предположил, что мы также можем выбирать, какую конструкцию мы хотим использовать. Иногда это происходит по мере развития события, но мы также можем размышлять о своем опыте и затем рассматривать его по-разному.

    Важно помнить об акценте на индивидуальности в теории личных конструктов. Конструкты по своей сути личностны, потому что они основаны на жизненном опыте каждого человека.

    Индивидуальная природа этих переживаний формирует различия между ними. люди. Келли считал, что у людей есть фундаментальная потребность предсказывать события, которые они переживают.

    Они делают это, разрабатывая систему личных конструктов, которые они используют для интерпретации новых событий. Конструкты выводятся из повторяющихся элементов чьего-либо опыта, но поскольку они разрабатываются каждым человеком отдельно, система конструктов каждого человека уникальна.

    Психоаналитическая теория

    Зигмунду Фрейду приписывают психоаналитическую теорию. За 40 лет писательской и клинической практики.

    Фрейд, признанный одним из интеллектуальных гигантов в истории современной мысли, разработал первую всеобъемлющую теорию личности. Это обширный корпус клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе. Фрейд предложил трехчастную структуру личности, состоящую из ид, эго и суперэго.

    Он действует по принципу удовольствия, согласно которому каждое желание следует удовлетворять немедленно, независимо от последствий.

    Ид, самая большая часть разума, связана с желаниями и импульсами и является основным источником основных биологических потребностей. Эго связано с рассуждениями и является сознательной, рациональной частью личности; он следит за поведением, чтобы удовлетворить основные желания, не страдая от негативных последствий.

    Суперэго, или совесть, развивается посредством взаимодействия с другими, чтобы соответствовать нормам общества. Фрейд предположил, что три структуры, т. е. ид, эго и суперэго, можно изобразить схематически, чтобы показать, как они связаны с сознательным и бессознательным.

    Психоаналитическая теория Фрейда была кем-то подвергнута критике.

    Одна из критических замечаний по поводу теории заключается в том, что подход не основан на фактах, поддающихся эмпирической проверке. Психоаналитические элементы в значительной степени являются гипотетическими конструкциями и не являются измеримыми, наблюдаемыми элементами, поддающимися научному анализу и проверке.

    Другая критика состоит в том, что она почти полностью основана на его наблюдениях за людьми с эмоциональными расстройствами. Это может не соответствовать описанию нормальной, здоровой личности.

    Фрейдистская теория личности

    Фрейдистская теория личности

    Зигмунд Фрейд считается отцом психиатрии. Среди его многочисленных достижений, возможно, самая далеко идущая схема личности в психологии: фрейдистская теория личности . Он был в центре внимания многих дополнений, модификаций и различных интерпретаций, данных его основным пунктам. Несмотря на множество перевоплощений, теория Фрейда подвергается критике многими (например, за предполагаемый сексизм), и сегодня она остается в центре горячих дискуссий о ее актуальности.

    Этимология

    Фрейд был уникальным мыслителем. Не может быть никаких сомнений в том, что на него повлияли более ранние размышления о человеческом разуме, особенно идея о том, что внутри разума существует активность на сознательном и бессознательном уровне, однако его подход к этим темам был в значительной степени концептуальным. Его теоретические мысли были столь же оригинальны, сколь и уникальны. Свидетельством мысли Фрейда является знание того, что независимо от того, согласны ли вы, не согласны или испытываете двойственное отношение к его теории, она остается теоретическим краеугольным камнем в его области знаний.

    Определение

    Человеческая личность: взрослая личность возникает как совокупность переживаний раннего детства, основываясь на том, как эти переживания сознательно и бессознательно обрабатываются на этапах человеческого развития, и как эти переживания формируют личность.

    Не каждый человек выполняет необходимые задачи на каждой стадии развития. Когда они этого не делают, результатом может быть психическое состояние, требующее психоанализа для достижения правильного функционирования.

    Этапы развития

    Полагая, что большая часть человеческих страданий определяется детским развитием , Фрейд делал акцент на пяти стадиях психосексуального развития. По мере прохождения ребенком этих стадий могут возникать неразрешенные конфликты между физическими влечениями и социальными ожиданиями.

    Эти стадии следующие:

    • Оральный (возраст 0–1,5 года): Фиксация на всем оральном. Если они не выполняются удовлетворительно, существует вероятность развития негативных оральных привычек или поведения.
    • Анальный секс (возраст от 1,5 до 3 лет): Как указано, этот этап в первую очередь связан с выработкой здоровых привычек приучения к туалету.
    • Фаллический (возраст 3–5 лет): Развитие здоровых заменителей сексуального влечения мальчиков и девочек к родителю противоположного пола.
    • Латентность (5-12 лет): Развитие здоровых дремлющих сексуальных чувств к противоположному полу.
    • Генитальный (12 – взрослость): Все задачи из предыдущих четырех стадий интегрируются в разум, что способствует возникновению здоровых сексуальных ощущений и поведения.

    Именно на этих стадиях развития опыт фильтруется через три уровня человеческого разума. Именно из этих структур и врожденных конфликтов, возникающих в уме, формируется личность. Согласно Фрейду, хотя между этими тремя уровнями существует взаимозависимость, каждый уровень также служит определенной цели в развитии личности. В рамках этой теории способность человека разрешать внутренние конфликты на определенных этапах их развития определяет будущую копинг-способность и способность к функционированию во взрослом возрасте.

    Супер-эго

    Каждая стадия обрабатывается в соответствии с концепцией Фрейда о человеческом разуме как о трехуровневой системе, состоящей из Супер-Эго, Эго и Ид. Супер-эго функционирует на сознательном уровне. Он служит своего рода центром скрининга того, что происходит. Именно на этом уровне общество и родительское руководство сопоставляются с личным удовольствием и выгодой в соответствии с указаниями ид. Очевидно, это приводит в движение ситуации, созревшие для конфликта.

    Эго

    Во многом подобно судье в суде, когда переживания перерабатываются через Супер-Эго и Ид, они попадают в Эго, чтобы обеспечить удовлетворительный результат. Первоначально Фрейд использовал слово «эго» для обозначения самоощущения, но позже пересмотрел его, чтобы обозначить набор психических функций, таких как суждение, терпимость, проверка реальности, контроль, планирование, защита, синтез информации, интеллектуальное функционирование и память.

    Id

    Эгоцентричный центр человеческой вселенной, Фрейд полагал, что внутри этого уровня Ид постоянно борется за то, чтобы иметь свой путь во всем, что мы предпринимаем.

    Критика

    Так что же это нас оставляет? Как сказал Джим Моррисон в песне, которую он написал для The Doors: «Я хочу весь мир, и я хочу его СЕЙЧАС!» кажется, на кончике губ многих людей. Он мог бы быть озаглавлен Ода Id .

    Есть много психических заболеваний, которые ставят Ид во главу угла при принятии решений. В частности, есть те, чья жизнь проживается на абсолютно нарциссическом уровне. Кроме того, есть люди с антисоциальными личностями, психотическими заболеваниями и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *