Дж локка – Локк, Джон — Википедия

Дж. Локк Википедия

Джон Локк
John Locke
Дата рождения 29 августа 1632(1632-08-29)
Место рождения Рингтон, Сомерсет, Англия
Дата смерти 28 октября 1704(1704-10-28) (72 года)
Место смерти Эссекс, Англия
Страна
Альма-матер
Язык(и) произведений английский
Школа/традиция британский эмпиризм
Направление английская философия
Период Философия XVII века
Основные интересы Метафизика, эпистемология, политическая философия, философия сознания, образование
Значительные идеи tabula rasa, общественный договор; естественное право; право на жизнь, свободу и собственность
Оказавшие влияние Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Гоббс
Испытавшие влияние Беркли, Юм, Кант, и многие политические философы после него, особенно основатели США, Шопенгауэр
Цитаты в Викицитатнике

ru-wiki.ru

ЛОКК ДЖОН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ЛОКК ДЖОН (англ. John Locke) — английский фи­ло­соф и по­ли­тический мыс­ли­тель.

Вос­пи­ты­вал­ся в пу­ри­тан­ской се­мье юри­ста. Учил­ся в Вест­мин­стер­ской шко­ле (1646-1652), в кол­лед­же Крайст-черч Окс­форд­ско­го универ­си­тета (1652-1656), где за­тем пре­по­да­вал греческий язык, ри­то­ри­ку и мо­раль­ную фи­ло­со­фию. Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся ес­те­ст­во­зна­ни­ем, по­мо­гал Р. Бой­лю в его хи­мических экс­пе­ри­мен­тах, про­во­дил ме­тео­ро­ло­гические на­блю­де­ния и изу­чал ме­ди­ци­ну.

В 1668 году из­бран чле­ном Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества. В 1667 году Локк ос­та­вил кол­ледж, став ком­пань­о­ном и до­маш­ним вра­чом лор­да Ан­то­ни Эш­ли Ку­пе­ра (бу­ду­ще­го 1-го гра­фа Шеф­тс­бе­ри), од­но­го из ли­де­ров оп­по­зиции ре­жи­му Рес­тав­ра­ции. Ко­гда Ан­то­ни Эш­ли по­сле не­удав­ше­го­ся ан­ти­пра­ви­тельственного за­го­во­ра бе­жал в Гол­лан­дию, Локк так­же был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать (1683).

В Гол­лан­дии, где Локк сбли­зил­ся с кру­гом прин­ца Виль­гель­ма Оран­ско­го, он за­кон­чил ра­бо­ту над сво­им глав­ным фи­лософским сочинением «Опыт о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии» («An essay concerning human un­der­standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из­дал ано­ним­но «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под­го­то­вил фун­даментальный труд по по­ли­тической фи­ло­со­фии «Два трак­та­та о прав­ле­нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы­те о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии», над ко­то­рым Локк ра­бо­тал около 20 лет, он из­ло­жил сис­те­му эм­пи­рической фи­ло­со­фии, од­ной из главных за­дач ко­то­рой бы­ло до­ка­зать не­ос­но­ва­тель­ность до­пу­ще­ния в по­зна­нии каких-либо умо­зри­тель­ных пред­по­сы­лок и вме­сте с тем не­воз­мож­ность ме­та­фи­зи­ки, за­ни­маю­щей­ся транс­цен­дент­ны­ми про­бле­ма­ми. В свя­зи с этим Локк про­ти­вопос­та­вил свою кон­цеп­цию воз­зре­ни­ям кар­те­зи­ан­ст­ва, кем­бридж­ских пла­то­ни­ков и уни­вер­си­тет­ской схо­ла­стической фи­ло­со­фии. По Локку, не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ких вро­ж­дён­ных идей и прин­ци­пов — ни тео­ре­ти­че­ских, ни прак­ти­че­ских, вклю­чая идею Бо­га. Всё че­ло­ве­че­ское зна­ние про­ис­те­ка­ет из чув­ст­вен­но­го опы­та — внеш­не­го (ощу­ще­ния) и внут­рен­не­го (реф­лек­сии). В ос­но­ве зна­ния ле­жат про­стые идеи, чув­ст­вен­ные об­ра­зы, воз­бу­ж­дае­мые в уме различными ка­че­ст­ва­ми ве­щей — пер­вич­ны­ми, с ко­то­ры­ми эти идеи сход­ны (про­тя­жён­ность, фи­гу­ра, плот­ность, дви­же­ние), или вто­рич­ны­ми, с ко­то­ры­ми идеи не сход­ны (цвет, звук, за­пах, вкус). По­сред­ст­вом при­су­щей уму спо­соб­но­сти со­еди­не­ния, со­пос­тав­ле­ния и аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния из про­стых идей об­ра­зу­ют­ся слож­ные и об­щие идеи. Есть идеи яс­ные и смут­ные, ре­аль­ные и фан­та­сти­че­ские, аде­к­ват­ные сво­им про­об­ра­зам и не­аде­к­ват­ные. По­зна­ние ис­тин­но, ес­ли идеи и их со­еди­не­ния или обо­зна­чаю­щие их зна­ки со­об­раз­ны обо­зна­чае­мым ими объ­ек­там. Зна­ние бы­ва­ет ин­туи­тив­ное (са­мо­оче­вид­ных ис­тин, на­ше­го собственного су­ще­ст­во­ва­ния), де­мон­ст­ра­тив­ное (по­ло­же­ний ма­те­ма­ти­ки, эти­ки, бы­тия Бо­га) и сен­си­тив­ное (су­ще­ст­во­ва­ния еди­нич­ных ве­щей). В «Опы­те…» рас­смат­ри­ва­ют­ся ос­но­ва­ния и сте­пе­ни ве­ро­ят­но­го зна­ния, а так­же при­ро­да и ос­но­ва­ния ве­ры, или мне­ния, при этом эпи­сте­мо­ло­гия Локка за­час­тую об­ре­та­ет чер­ты пси­хо­ло­гии соз­на­ния.

«По­сла­нию о ве­ро­тер­пи­мо­сти» пред­ше­ст­во­ва­ли ос­тав­шие­ся в ру­ко­пи­сях «Опыт о ве­ро­тер­пи­мо­сти» и «За­щи­та нон­кон­фор­миз­ма». В «По­сла­нии…» Локка вы­ска­зал взгляд на сво­бо­ду со­вес­ти как на не­отъ­ем­ле­мое пра­во ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Пра­во вы­бо­ра и ис­по­ве­да­ния ре­ли­гии со­от­вет­ст­ву­ет ин­те­ре­сам и сво­бо­де лю­дей и по­это­му долж­но быть при­зна­но го­су­дар­ст­вом, юрис­дик­ция ко­то­ро­го про­сти­ра­ет­ся толь­ко на их гражданские пра­ва. Сво­бо­да со­вес­ти от­ве­ча­ет и ин­те­ре­сам ис­тин­ной Церк­ви, ко­то­рая в сво­ей дея­тель­но­сти не мо­жет ру­ко­во­дство­вать­ся на­си­ли­ем. Од­на­ко ве­ро­тер­пи­мость не мо­жет рас­про­стра­нять­ся на тех, кто всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми об­ще­ст­ва, кто сам не­тер­пим в во­про­сах ре­ли­гии или ис­поль­зу­ет её для по­лу­че­ния при­ви­ле­гий и кто во­об­ще от­ри­ца­ет су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. «По­сла­ние…» со­дер­жа­ло тре­бо­ва­ние пре­дос­тав­ле­ния ре­лиг. об­щи­нам рав­ных прав и от­де­ле­ния Церк­ви от го­су­дар­ст­ва.

В «Двух трак­та­тах о прав­ле­нии» впер­вые из­ло­же­на по­ли­тическая док­три­на ли­бе­ра­лиз­ма. 1-й трак­тат со­дер­жит оп­ро­вер­же­ние взгля­дов роя­ли­ста Р. Фил­ме­ра: его пат­ри­ар­халь­но-аб­со­лю­ти­ст­ской кон­цеп­ции про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти от вер­хов­ной вла­сти Ада­ма, по­лу­чен­ной им от Бо­га; 2-й — тео­рию про­ис­хо­ж­де­ния государственной вла­сти из об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра. Лю­ди, вна­ча­ле жив­шие в ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии, по со­гла­ше­нию объ­е­ди­ни­лись в не­ко­то­рое по­ли­тическое це­лое — го­су­дар­ст­во — для за­щи­ты сво­их не­от­чу­ж­дае­мых ес­тественных прав, дан­ных им За­ко­ном При­ро­ды, — прав на жизнь, лич­ную сво­бо­ду и соб­ст­вен­ность. В ес­тественном со­стоя­нии лю­ди сво­бод­ны и рав­ны и все при­род­ные бла­га при­над­ле­жат им в рав­ной ме­ре. Но то, к че­му че­ло­век при­ло­жил свой труд, вы­хо­дит из все­об­ще­го дос­тоя­ния и ста­но­вит­ся его ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью. Выс­шая за­ко­но­дательная власть в го­су­дар­ст­ве ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на­ро­дом; она из­да­ёт за­ко­ны, на­прав­лен­ные на со­хра­не­ние об­ще­ст­ва в це­лом, на обес­пе­че­ние бла­га его чле­нов и за­щи­ту ка­ж­до­го от про­из­во­ла и на­си­лия со сто­ро­ны дру­гих. Ис­пол­нительная власть пре­тво­ря­ет за­ко­ны в жизнь и сле­дит за их ис­пол­не­ни­ем. Фе­де­ра­тив­ная же власть осу­ще­ст­в­ля­ет внеш­ние сно­ше­ния, ре­ша­ет во­про­сы вой­ны и ми­ра, уча­стия в ме­ж­ду­народных коа­ли­ци­ях и сою­зах. Локк оп­ре­де­ля­ет взаи­мо­от­но­ше­ния этих вет­вей вла­сти в го­су­дар­ст­ве, слу­чаи воз­мож­ной узур­па­ции вла­сти, пре­вра­ще­ния её в ти­ра­нию, а так­же ус­ло­вия рас­па­да сис­те­мы прав­ле­ния. Пра­ви­тель­ст­во долж­но под­чи­нять­ся за­ко­ну, рав­но как и гра­ж­да­не, ибо имен­но за­кон ох­ра­ня­ет их пра­ва и сво­бо­ды. На­род ос­та­ёт­ся без­ус­лов­ным су­ве­ре­ном и име­ет пра­во не под­дер­жи­вать и да­же нис­про­вер­гать без­от­вет­ст­вен­ную власть, на­ру­шив­шую об­щественный до­го­вор.

Локк воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну в 1689 году по­сле «Слав­ной ре­во­лю­ции» и ак­тив­но вклю­чил­ся в ра­бо­ту ад­ми­ни­ст­ра­ции но­во­го английского ко­ро­ля Виль­гель­ма III. Про­дол­жая за­щи­щать свои взгля­ды на ре­ли­гию и Цер­ковь от кри­ти­ков, Локк опуб­ли­ко­вал вто­рое (1690) и третье (1692) по­сла­ния о ве­ро­тер­пи­мо­сти (чет­вёр­тое ос­та­лось не­за­кон­чен­ным), в 1695 году из­дал трак­тат «Ра­зум­ность хри­сти­ан­ст­ва, ка­ким оно пред­став­ле­но в Свя­щен­ном Пи­са­нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри­сти­ан­ст­ве, ос­во­бо­ж­дён­ном от позд­ней­ших на­слое­ний, он ви­дит са­мое ра­зум­ное нрав­ст­вен­ное уче­ние. Де­лая ак­цент на един­ст­ве Бо­га, Локк не­яв­но опус­кал не­ко­то­рые дог­ма­ты, пре­ж­де все­го дог­мат Тро­ич­но­сти. Это не­ор­то­док­саль­ное со­чи­не­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло двум но­вым те­че­ни­ям ре­лигиозной мыс­ли: ла­ти­ту­ди­на­риз­му — ши­ро­кой ве­ро­тер­пи­мо­сти, ко­то­рая на не­ко­то­рое вре­мя во­зоб­ла­да­ла в Анг­ли­кан­ской церк­ви, и английскому де­из­му.

Свои пе­да­го­гические взгля­ды Локк из­ло­жил в книге «Мыс­ли о вос­пи­та­нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со­дер­жа­лись ре­ко­мен­да­ции, как вы­рас­тить из ре­бён­ка здо­ро­во­го те­лом и ду­хом бла­го­вос­питан­но­го джент­ль­ме­на, по­лез­но­го для сво­ей стра­ны гра­ж­да­ни­на. Локк от­да­вал при­ори­тет фи­зическому и нрав­ст­вен­но­му вос­пи­та­нию пе­ред об­ра­зо­ва­ни­ем: ре­бён­ку сле­ду­ет да­вать лишь те зна­ния, ко­то­рые бу­дут по­лез­ны ему в по­сле­дую­щей жиз­ни и дея­тель­но­сти. При этом вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние долж­ны быть стро­го ин­ди­ви­ду­аль­ны и учи­ты­вать ес­тественные склон­но­сти и спо­соб­но­сти де­тей.

Локка за­ни­ма­ли так­же про­бле­мы эко­но­ми­ки и фи­нан­сов. Он опуб­ли­ко­вал со­об­ра­же­ния о пу­ти пре­одо­ле­ния ин­фля­ции, уча­ст­во­вал в про­ве­де­нии де­неж­ной ре­фор­мы и в уч­ре­ж­де­нии Бан­ка Анг­лии. По­след­ний государственный пост, ко­то­рый он за­ни­мал, — упол­но­мо­чен­но­го по де­лам тор­гов­ли и ко­ло­ний. Бо­лезнь лёг­ких по­бу­ди­ла его ос­та­вить Лон­дон и по­след­ние го­ды жиз­ни про­вес­ти в сель­ской ме­ст­но­сти (в местечке Отс), в усадь­бе сво­их дру­зей — суп­ру­гов Ма­шем.

Идеи Локка по­ло­жи­ли на­ча­ло идео­ло­гии Про­све­ще­ния, их влия­ние ис­пы­та­ли мн. мыс­ли­те­ли са­мой раз­ной фи­лософской ори­ен­та­ции. В Ве­ли­ко­бри­та­нии — А. Шеф­тс­бе­ри, Б. Ман­де­виль, Дж. То­ланд, А. Кол­линз, Д. Гарт­ли, Дж. При­стли, Дж. Берк­ли и Д. Юм; во Фран­ции — Воль­тер, Ж.Ж. Рус­со, Э.Б. де Кон­диль­як, Ж.О. де Ла­мет­ри, К.А. Гель­ве­ций и Д. Дид­ро, в Северной Аме­ри­ке — С. Джон­сон и Дж. Эд­вардс. По­ли­тическая фи­ло­со­фия Локка по­лу­чи­ла раз­ви­тие у Ш. Л. Мон­тес­кьё и бы­ла вос­при­ня­та идео­ло­га­ми Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Северной Аме­ри­ке 1775-1783 годов — Б. Франк­ли­ном, С. Адам­сом и Т. Джеф­фер­со­ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea­tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las­lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer­ning human understanding / Ed. by P. Nid­ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак­та­та о прав­ле­нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб­бо­ти­на. М., 2009.

 

w.histrf.ru

Джон Локк, биография, история жизни, факты.

Этот английский философ даже не подозревал, что его теория конституционализма вдохновит американских сепаратистов. Французские просветители Монтескье и Руссо взяли на вооружение его принцип разделения властей, добавив к законодательной и исполнительной еще и судебную. Джон Локк писал свои трактаты о правлении в оправдание королевской власти, но французы воспользовались  им для ниспровержения собственного короля. Эмпиризм, который он проповедовал, есть протест против аристотелевской схоластики, которая, может быть и упражняла мозг, но ничего не давала развитию естественных наук. Таким образом, Джон Локк внес свой вклад в методику научного познания, где любой постулат нужно доказать опытным путем. «Чтобы я не написал, как только я узнаю, что это неправда, я немедленно брошу это в огонь».

Юные годы

Жизнь Джона Локка младшего началась незадолго до начала гражданской войны в Англии, вызванной революцией. Джон Локк старший был сельским адвокатом. Философ-эмпирик родился в пуританской семье 29 августа 1832 года. Представители этой христианской секты в массовом порядке перемещались в заокеанские колонии, надеясь обрести там землю обетованную, но вот грянула революция. Множество пуритан-протестантов записалось в революционную армию Оливера Кромвеля. Некоторые из них сделали неплохую военную карьеру. Таким был и отец Локка, закончивший свой путь воина в чине капитана парламентской кавалерии.

В 1846 году по протекции командира отца Джон поступает в лучшее учебное заведение Англии тех времен – Вестминстерскую школу. Учеба продолжилась в Оксфордском университете, куда лучший ученик школу поступает в 1652 году. Джон Локк становится бакалавром, а затем и магистром этого университета. Лучшие ученики – первые предатели. Пресытившись схоластикой, Локк испытывает разочарование. Не здесь кроются настоящие знания. Он пробует себя в медицине, участвуя в экспериментах физика и богослова Роберта Бойля. Научных открытий Локк не сделал, но этих знаний хватило, чтобы заняться врачеванием.

В 1667 году его приглашают в качестве домашнего врача и воспитателя к сыну лорда Эшли. Будущий основатель партии вигов (сторонники конституционной монархии) был обязан Локку жизнью. Будущему графу Шефтсбери угрожало нагноение кисты. Лорд Эшли замечает, что перед ним не только толковый врач, но и интересный собеседник, хотя и абсолютист. У лорда собирались умнейшие люди, общение с которыми оказалось для Локка вторым университетом. Здесь он знакомится с новейшими клиническими методами и становится философом. Лорд Эшли делает политическую карьеру и тянет за собой способного протеже.

Лорд Эшли понимал, что процветание Англии зависит от торговли и религиозной терпимости. Пусть каждый верит, во что он хочет, участвуя в хозяйственной жизни страны. Абсолютная монархия препятствует росту экономической инициативы граждан, а, значит, она должна быть ограничена. Под влиянием его либеральных идей сформировалась философия Джона Локка, которая обосновывала зарождающийся в Англии порядок. В имении лорда Эшли он пишет свои «Послания о веротерпимости».

Это были веселые времена, поэтому Локк, нисколько не таясь, пишет проект конституции для провинции Каролина. Знал бы он, чем закончится эта игра в свободное волеизъявление граждан. В 1668 году Локк избран членом Королевского общества по развитию знаний о природе. Сфера его интересов обширна: медицина, естествознание, политика, педагогика. Реставрация в Англии делает его изгнанником. Локк живет и работает с 1663 по 1689 год в Голландии, где вызревает Английская буржуазная революция. Как известно, она закончилась воцарением нового, конституционного короля Вильгельма Оранского.

Основы правового государства

Локк не участвовал в заговоре, но его считают одним из основателей нового политического устройства Британии. Вернувшись на родину, он публикует «Два трактата о государственном правлении», оправдывая правление короля Вильгельма. Его идея об общественном договоре ниспровергала католическую догму о богоизбранности монарха. Любой правитель сидит на троне постольку, поскольку этого хочет народ. С этим народом он заключает договор, обязуясь прислушиваться к его мнению, доносимому членами парламента. Король не может творить, что ему заблагорассудится, ограничен в своих желаниях и действует в согласии с народными представителями. Сегодня нам это кажется банальным и понятным, но в конце XVII века все было совсем по-другому. Петр Первый, посетивший Англию примерно в это время, так ничего и не понял в политическом устройстве этой страны. Его интересовали технические достижения запада, но никак не свобода и веротерпимость.

Люди имеют право на восстание, если король не выполняет условий заключенного с ним договора. «Два трактата», написанные еще в бытность философа в Англии, помогли его соотечественникам справиться с чрезмерным консерватизмом. Свержение Стюартов и воцарение новой династии вполне соответствовало представлению о коронованном слуге народа. Говоря о веротерпимости (tolerantia, как это написано в оригинальном названии), он вовсе не проповедует абсолютную свободу. Католикам и атеистам нет места на английской земле. Первые – предатели априори, поскольку их повелитель сидит в Ватикане, а слову безбожника нельзя верить. Предметом его размышлений были отношения церкви и государства. Поскольку вера – личное дело каждого, никакая религиозная организация не должна претендовать на особую роль в государстве, на заботу о нравственности граждан и участие в образовании. Именно англиканцу Локку принадлежит авторство идеи об отделении церкви от государства.

Идеи Локка, так или иначе, растворены во всех современных конституциях, начиная с Декларации о независимости США. Именно он постулировал права граждан, неприкосновенность частной собственности, свободу слова и вероисповедания, верховенство закона, суверенитет государства, священное право на жизнь и народное представительство. Озирая далекое прошлое, Локк создает (вполне себе религиозную) концепцию о некоем золотом детстве человечества. В естественном состоянии царили свобода и равенство, а законы природы давали человеку мир и безопасность. Жан-Жак Руссо, вдохновленный этой идеей, придумает миф о добром дикаре, носителе утраченных современным человеком добродетелей. Ученые-антропологи достаточно хорошо изучили нравы дикарей, ничего общего не имеющие с фантазиями Руссо. Однако и по сей день милые людоедские замашки африканских племен вызывает умиление.

Методы воспитания джентльмена

 Младенец – чистый лист бумаги («tabula rasa», по выражению философа), на которой родители и педагоги пишут его судьбу. Подавляющее число людей стали такими, какими они есть, всецело благодаря воспитанию. Пример и среда, в которой растет дите, являются главным воспитательным средством. Интерес и любознательность детей лежит в основе правильного их развития. Джон Локк формулирует принципы воспитания джентльмена, которые, в общем и целом, лежат в основе современной педагогики. В здоровом теле – здоровый дух, повторяет философ цитату из древних. Закаливание, строгий режим и физические упражнения помогают сформировать характер и полезные привычки. С младых ногтей следует приучать ребенка к умственной деятельности, а религиозное воспитание способствует в нем формированию правильного мировоззрения. Нравственное воспитание приучает к самоограничению и уважению к ближнему своему, особенно, к старшим. Трудовые навыки важны для представителей любого сословия, ведь высший смысл любого человека – приносить пользу обществу, в котором живешь. Освоение ремесел поможет избавиться от праздности, матери всех преступлений.

Локк отдает предпочтение «ненасильственным» методам укоренения знаний в головы юношей, советуя прибегать к розге в самых крайних случаях. Знания должны носить практический и полезный характер. Правописание, чтение, арифметика, география, история, геометрия, бухгалтерия и т.д. Локк настаивал на внедрении в образование танцевальной культуры. Умение держаться в обществе и естественность движений также относится к добродетелям благородного человека, каковым является джентльмен. Локк изрядно критиковал так называемое классическое образование, с его упором на древние языки и латинские изречения. Нация торговцев и завоевателей не сможет удержать подвластный им мир с помощью цитат из Горация и Августина. Искусство фехтования и конной езды представляется философу более важным, чем богословие и музицирование.  Джон Локк – истинный сын своей прагматической нации.

В сухом остатке

Джон Локк был первым современным мыслителем. Взамен заоблачных высей схоластики он поставил утилитарность знаний. Иногда он перегибал палку, отвергая поэзию, музыку и богословие. Впрочем, ни поэзии, ни музыке нельзя научиться в массовой школе. Богословие также является уделом избранных. Задача образования – стать полезным своему обществу на том маленьком отрезке места и пространства, куда человек поставлен Божественного промыслом.

Его идеи растворены в нашем мире. Ценности европейской цивилизации, которые мы с гордостью противопоставляем другим цивилизациям, во многом сформулировал Джон Локк. Он был империалистом и до последнего дня был интеллектуальным лидером вигов. Джон Локк – один из реформаторов денежной системы, которая, в конечном итоге, привела к могуществу доллара, ведь бывшая британская колония восприняла передовой опыт применения бумажных денег. В его эмпирической философии не было места догматике. Этот здоровый прагматизм, иногда переходящий в беспринципность, англо-саксонское сообщество исповедует и по сей день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Локк Джон Википедия

Джон Локк
John Locke
Дата рождения 29 августа 1632(1632-08-29)
Место рождения Рингтон, Сомерсет, Англия
Дата смерти 28 октября 1704(1704-10-28) (72 года)
Место смерти Эссекс, Англия
Страна
Альма-матер
Язык(и) произведений английский
Школа/традиция британский эмпиризм
Направление английская философия
Период Философия XVII века
Основные интересы Метафизика, эпистемология, политическая философия, философия сознания, образование
Значительные идеи tabula rasa, общественный договор; естественное право; право на жизнь, свободу и собственность
Оказавшие влияние Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Гоббс
Испытавшие влияние Беркли, Юм, Кант, и многие политические философы после него, особенно основатели США, Шопенгауэр
Цитаты в Викицитатнике

ru-wiki.ru

Джон Локк: биография, фото, видео

Джон Локк (29 августа 1632 г., Рингтон — 28 октября 1704 г., Эссекс) — британский педагог и философ, влиятельный мыслитель эпохи Просвещения. Его идеи оказали большое влияние на развитие политической философии.

Жизненный путь

Будущий философ родился в семье адвоката. В 1646 г. он был зачислен в Вестминстерскую школу. Джон стал одним из лучших учеников этой школы. Затем он поступает в Оксфордский университет. В 1658 г. Локк становится магистром этого университета. Что происходило дальше?

1667 г. – стал домашним врачом и воспитателем сына лорда Эшли. В это же время он приобщился к политической деятельности. Так, по поручению графа Шефтсбери Локк участвует в составлении конституции для Каролины (Северная Америка).

1668 г. — становится членом Королевского общества. В область его интересов входили естествознание, педагогика, политика, медицина, экономика, свобода совести и проблема веротерпимости.

1671 г. — начинает исследовать познавательные способности человеческого разума. Трудом под названием «Опыт о человеческом разумении» он писал 16 лет.

1672-1679 гг. — получает видные должности в правительственных учреждениях Англии.

1683 г. – эмигрирует в Голландию.

1688 г. – участвует в подготовке так называемой Славной революции, в результате которой Вильгельма III Оранского провозгласили королем Англии. Локк оказал большое идейное влияние на будущего короля.

1689 г. – после успеха Славной революции Локк возвращается на родину, где снова ведёт широкую литературную и научную деятельность.

1704 г. – умирает от астмы в особняке своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

Философские взгляды

Локк оказал влияние на шотландских и французских мыслителей Просвещения, а также американских революционеров. Некоторые его идеи отражены в американской Декларации независимости.

Он первым из мыслителей пытался раскрыть личность через непрерывность сознания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей, и знание определено лишь опытом, полученным через чувственное восприятие.

По мнению Локка, опыт состоит из единичных восприятий. Они в свою очередь делятся на ощущения и рефлексии. Идеи являются следствием абстрагирования восприятий. Джон Локк придерживался принципа эмпирии: первичность ощущений перед разумом.

Принципы мировоззрения Локка были следующими. Вечный и премудрый Бог создал мир, который отражает в себе его свойства. Мир является стройным космосом, где все существа действуют по своей природе и имеют определенное назначение. К примеру, назначение человека — прославление Бога и познание.

Что касается идей о нравственности, то Локк отмечает, что «человеку свойственно избегать страданий и искать счастья». Счастье, по его мнению, состоит во всем том, что удовлетворяет дух и нравится, а страдание, наоборот, беспокоит и мучит дух. Предпочитать кратковременное наслаждение наслаждению постоянному, значит быть врагом собственного счастья.

Педагогические идеи

Локк был уверен, что действия человека зависят от воспитания. Он считал, что воспитание должно вырабатывать характер, развивать волю, нравственно дисциплинировать. Цель воспитания — воспитать джентльмена, который сможет толково и предусмотрительно вести свои дела, при этом будет утончённым в обращении.

Локк не отделял обучение от воспитания физического и нравственного. Цель физического воспитания – образовать тело, послушное духу. Цель духовного воспитания – создать прямой дух, поступающий сообразно с достоинством разумного существа. Ученый считал, что детей нужно приучать к самовоздержанию, самонаблюдению и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает:

  • Физическое воспитание: развитие здорового тела, выработка настойчивости и мужества. Укрепление здоровья, строгий режим, простая пища, закаливание, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно быть подчинено формированию образованного делового человека и развитию характера.
  • Религиозное воспитание должно направляться не на приучения к обрядам, а на формирование почтения и любви к Богу.
  • Нравственное воспитание, цель которого воспитывать способность идти наперекор своим склонностям, следуя советам разума. Не менее важна выработка изящных манер.
  • Трудовое воспитание должно помогать в овладении ремеслом.

В обучении нужно опираться на любознательность и интерес детей. Главные воспитательные средства – пример и среда. Положительные привычки можно воспитать кроткими внушениями и ласковыми словами. Физическое наказание допустимо только при дерзком и систематичном неповиновении.

Политические идеи

Локк отмечал, что право на собственность – это естественное право. Под собственностью он понимал свободу, жизнь и имущество. Под свободой мыслитель понимал право на свободный труд, его результаты и на свободу передвижения. Он поясняет, что свобода существует только там, где каждый признан «владельцем собственной личности». Локк отрицал любые отношение личной зависимости (крепостной и помещик, патрон и клиент). Также он отрицал деспотизм.

Джон Локк был сторонником теории общественного договора и конституционной монархии. Кроме того, он являлся теоретиком правового демократического государства и гражданского общества. Именно Локк предложил принцип разделения власти: на законодательную, федеративную и исполнительную. Федеративная власть отвечала за дипломатические вопросы. Помимо этого Локк обосновал идею демократической революции. Он неоднократно отмечал, что народ имеет право на восстание против тирании. Локк стал основателем школы, целью которой было построение государства на основе личной свободы. Также его считают основателем теории конституционализма.

Что касается отношений государства и религии, то ученый считал, что нельзя давать преимущество одной церкви. Более того он настаивал на полном отделении церкви от государства.

Среди сочинений Локка стоит выделить:

  • «Мысли о воспитании»;
  • «Предсмертная речь цензора»;
  • «Опыт веротерпимости»;
  • «Элементы натуральной философии»;
  • «Рассуждение о чудесах»;
  • «Опыт о человеческом разумении».

Интересные факты

Именем Локка назван ключевой персонаж телесериала «Остаться в живых».

Педагогические идеи мыслителя оказали существенное влияние на жизнь России середины 18 в.

Высказывания Джона Локка:

  • Нельзя никого заставить быть здоровым или богатым против его воли.
  • Настоящее мужество выражается в невозмутимом выполнении долга и в спокойном самообладании.
  • Чем раньше начать относиться к сыну как к мужчине, тем скорее он в него превратится.
  • Можно научиться многому, если браться за немногое.
  • Лучше правильно мыслить, чем много знать.

stories-of-success.ru

ДЖОН ЛОКК это что такое ДЖОН ЛОКК: определение — Философия.НЭС

Локк Джон

1632-1704 гг.) — английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка — теория познания, развитая в традиции материализма Ф. Бэкона. Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, на практических (нравственных), включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЛОКК Джон

1632-1704) — англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в интересах тех, кто желал бы властвовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению существования бога как причины движения материи. Л. — сторонник «естеств. религии», близкой к деизму. Отстаивал необходимость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на католиков и атеистов.

Оцените определение:

Источник: Атеистический словарь

Локк Джон

1632-1704) — английский философ-просветитель. Главное произведение «Опыт о человеческом разуме». Душа человека с момента рождения наподобие «чистой доски» ( tabula rаза), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В своей политической философии, Локк, примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит идея разделения властей — законодательной, исполнительной (куда включалась и судебная), и «федеративной» (внешние сношения).

Оцените определение:

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ЛОКК Джон

английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побудил его к занятиям физикой, химией, медициной и политикой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о человеческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающаяся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трак

terme.ru

ДЖОН ЛОКК это кто такой ДЖОН ЛОКК — Философия.НЭС

Локк Джон

1632-1704 гг.) — английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка — теория познания, развитая в традиции материализма Ф. Бэкона. Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, на практических (нравственных), включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЛОКК Джон

1632-1704) — англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в интересах тех, кто желал бы властвовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению существования бога как причины движения материи. Л. — сторонник «естеств. религии», близкой к деизму. Отстаивал необходимость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на католиков и атеистов.

Оцените определение:

Источник: Атеистический словарь

Локк Джон

1632-1704) — английский философ-просветитель. Главное произведение «Опыт о человеческом разуме». Душа человека с момента рождения наподобие «чистой доски» ( tabula rаза), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В своей политической философии, Локк, примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит идея разделения властей — законодательной, исполнительной (куда включалась и судебная), и «федеративной» (внешние сношения).

Оцените определение:

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ЛОКК Джон

английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побудил его к занятиям физикой, химией, медициной и политикой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о человеческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающаяся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трактата о государственном правлении» (1690) разрабатывают теорию либерального общества. Кроме того, ему принадлежит трактат «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где зачаточное христианство представлено как религия, естественным образом присущая человеческой душе.

Оцените определение:

Источник: Философский словарь

terme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *