Джон Боулби: Привязанность читать онлайн бесплатно
Здесь есть возможность читать онлайн «Джон Боулби: Привязанность» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2003, категория: Психология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Привязанность: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Привязанность»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Впервые на русском языке публикуется книга классика психологии развития, выдающегося английского ученого Джона Боулби (1907-1990), положившего начало систематическому изучению формирования привязанности ребенка к матери. Теория Боулби основана на обширном фило- и онтогенетическом материале и реализует принципы междисциплинарного подхода. Для психологов и представителей смежных наук. Может служить учебным пособием для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области психологии и этологии.
Джон Боулби: другие книги автора
Кто написал Привязанность? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Уважаемые правообладатели!
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Привязанность — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Привязанность», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbolСбросить
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
1234567. ..245
Джон Боулби. Привязанность
Перевод с английского Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской
Общая редакция и вступительная статья кандидата психологических наук Г.В.Бурменской
МОСКВА 2003
© The Tavistock Institute of Human Relations, 1969
© «Гардарики», 2003
© Григорьева Н.Г., Бурменская Г.В. Перевод, 2003
© Бурменская Г.В. Вступительная статья, 2003
Данное издание выпущено в рамках проекта «Translation Project» при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия и Института «Открытое общество» — Будапешт
ПРОБЛЕМЫ ОНТО- И ФИЛОГЕНЕЗА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ В ТЕОРИИ ДЖОНА БОУЛБИ
Какова природа человеческой привязанности? Где ее истоки? Как зарождается и формируется привязанность маленького ребенка к взрослому? Наверно, трудно найти в психологии вопросы, которые затрагивали бы более интригующие и сокровенные стороны душевной жизни, чем эта. Ее исследование стало центральной темой всего научного творчества выдающегося английского психолога Джона Боулби (1907—1990), в том числе и представляемого читателям первого тома его фундаментальной трилогии «Привязанность и утрата».
Работы Боулби широко известны психологам всего мира, а сам он вместе со своей ближайшей и не менее знаменитой сподвижницей из США Мэри Эйнсворт считается основоположником целого направления современной психологии — психологии привязанности[1]. Около сорока лет назад исследования Боулби привели к коренному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи ребенка и матери, долгое время господствовавших в психологии. Они по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за разлуки, эмоциональной депривации или сиротства.
Но несмотря на то, что идеи Боулби более чем на полстолетия определили одну из основных исследовательских линий в психологии развития, а понятие «привязанность» широко используется и российскими психологами, его труды на русском языке практически не публиковались[2], так что предлагаемое вниманию читателей издание позволит хотя бы отчасти восполнить этот значительный и крайне досадный пробел в переводной психологической литературе.
Анализ творческого наследия Боулби и основных событий его жизненного пути открывает перед нами образ ученого дарвиновского типа — ищущего и основательного, критичного и широко мыслящего, строгого в своих рассуждениях и не терпящего поверхностных объяснений, наконец, сторонника понимания психологии как объективной науки. Боулби был теоретиком по складу ума, но в то же время обладал редкой чуткостью к новому опыту и реалиям жизненной практики, он был способен вести кропотливые и длительные эмпирические исследования, всесторонне и с разных точек зрения анализируя их результаты. Именно эти качества и подвели его к созданию концепции привязанности и открытию новой области исследований, связанной феноменом и механизмами влияния сепарации. Учитывая особенности научного творчества и сам склад мышления этого ученого, совсем не случайного, что последним значительным произведением Боулби, опубликованным уже после его смерти, стала работа, в которой делается попытка по-новому осмыслить биографию великого соотечественника Боулби Ч. Дарвина[3]. Идейная близость к эволюционному учению Дарвина в книгах Боулби нередко ощущается заметно больше, чем к теории З. Фрейда, несмотря на то, что именно психоанализ послужил конкретной отправной точкой для его исследований привязанности.
Что же привело Боулби к кардинальному переосмыслению ряда базовых положений фрейдовского учения и созданию новой теории в психологии развития личности? Как складывалась его научная биография?
Джон Боулби родился в 1907 г. в семье хирурга[4]. Следуя по стопам отца, он начал свое профессиональное образование с изучения медицины в Кембриджском университете, однако уже на третьем курсе резко изменил специализацию, поскольку почувствовал интерес к детской психологии и другим предметам, имеющим отношение к этой тематике, из которых позднее сложилась психология развития. Но, как оказалось впоследствии, его решение порвать с карьерой врача не было окончательным. После окончания университета в 1928 г. Боулби начал работать сразу в нескольких школах закрытого типа для так называемых трудных детей, имеющих разного рода эмоциональные и поведенческие нарушения. Возрастной диапазон учащихся этих школ был довольно широким — от дошкольного возраста вплоть до восемнадцати лет. Полученный в этот период опыт работы со сложный детьми, произвел на Боулби глубокое впечатление. По сути, он и определил главное направление научных интересов Боулби — влияние ранних лет жизни ребенка на его последующее развитие — психическое здоровье и личностные особенности.
Читать дальше1234567…245
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbolСбросить
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
Похожие книги на «Привязанность»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Привязанность» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Вячеслав Бодров Ирина Казаринова Джон Лайонз Павла Рипинская Волес Диксон Вячеслав Бодров
Обсуждение, отзывы о книге «Привязанность» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Джон Боулби: наше вдохновение
Ключевые идеи теории Боулби1. У ребенка есть врожденная потребность привязываться к одной основной/первичной фигуре привязанности (т.е. монотропия).
Монотропия — привязанность, определяемая как жизненно важная и тесная связь только с одной фигурой привязанности. Монотропная теория привязанности Боулби предполагает, что привязанность крайне важна для выживания ребенка. Поведение привязанности как у младенцев, так и у тех, кто за ними ухаживает, эволюционировало в результате естественного отбора. Это означает, что младенцы биологически запрограммированы на врожденное поведение, которое обеспечивает возникновение привязанности.
Если хотите больше узнать о феномене монотропии, посмотрите это видео.
Хотя Боулби не исключал появления других фигур привязанности у ребенка, в действительности он полагал, что существует первичная связь, которая гораздо важнее и ценнее любой другой. Обычно такая связь устанавливается с матерью.
Другие привязанности развиваются по иерархии ниже первичной. Таким образом, младенец имеет первичную монотропную привязанность к своей матери, а иерархия его привязанностей может включать отца, братьев и сестер, бабушку и дедушку и так далее.
Боулби считает, что эта первичная привязанность качественно отличается от последующих. Он утверждает, что отношения с матерью каким-то образом отличаются от других отношений. Существование монотропии подтверждается антропологическими исследованиями. К примеру, в племени Efe (Конго) женщины разделяют заботу о детях между собой и по очереди кормят детей грудью, но тем не менее, малыши возвращаются к «настоящим» матерям на ночь и формируют с ней надежную связь. Исследования привязанности, которые провел Бокс в 1977 в кибутцах (Израиль) показали сходный результат. В то время в кибутце существовал следующий порядок: матери отправлялись на работу на целый день, а все дети оставались под присмотром одного человека. По сути, дети видели маму только вечером. И не смотря на это, малыши все равно формировали сильную эмоциональную привязанность к матерям.
Джон Боулби (1988) предположил, что природа монотропии означает, что неспособность установить или разрушение привязанности к матери приведет к серьезным негативным последствиям.
Теория монотропии привела Боулби к формулировке гипотезы о материнской депривации.
Ребенок использует разные формы поведения, чтобы стимулировать появление контакта или близости с родителем. Когда ребенок испытывает повышенное возбуждение, он подает сигнал взрослому. Плач, улыбка, возня, цепляние глазами — примеры такого сигнального поведения. Инстинктивно воспитатели реагируют на поведение своих детей, создавая взаимную (реципроктную) модель взаимодействия.
2. Ребенок должен получать заботу от этой единственной первичной фигуры привязанности в течение первых двух лет жизни.
Боулби (1951) утверждал, что материнство почти бесполезно, если откладывается до двух с половиной-трех лет, а для большинства детей — до 12 месяцев, что говорит о существовании критического периода.
Если фигура привязанности «нарушена» в течение критического двухлетнего периода, ребенок будет страдать от необратимых долгосрочных последствий этой материнской депривации. Этот риск сохраняется до пятилетнего возраста.
Боулби использовал термин «материнская депривация» для обозначения разлуки или потери матери, а также неспособности развить привязанность к ней.
Основное предположение гипотезы Боулби о материнской депривации заключается в том, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным родителем (т.е. матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого ребенка.
3. Долгосрочные последствия материнской депривации могут быть разнообразными.
Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным заботливым взрослым (то есть матерью) приводит к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям у этого ребенка. Боулби полагал, что последствия будут постоянными и необратимыми, например:
• детская преступность,
• сниженный интеллект,
• повышенная агрессивность,
• депрессия,
• бесчувственная психопатия (affectionless psychopathy)
Бесчувственная психопатия — это неспособность проявлять привязанность или заботу о других. Такие люди действуют импульсивно, мало заботясь о последствиях своих действий. Например, у них может отсутствовать чувство вины за антиобщественное поведение.
4. Робертсон и Боулби (1952) считают, что кратковременная разлука с фигурой привязанности приводит к дистрессу
Джон Боулби, работавший вместе с Джеймсом Робертсоном (1952), заметил, что дети испытывают сильный дистресс, когда их разлучают с матерями. Даже когда таких детей кормили другие воспитатели, это не уменьшало беспокойства ребенка.
Ученые обнаружили три прогрессирующие стадии дистресса:
1. Протест (Protest): Ребенок плачет, кричит и сердито протестует, когда родитель уходит. Он пытается вцепиться в родителя, чтобы не дать ему уйти.
2. Отчаяние (Despair): протесты ребенка начинают прекращаться, и они кажутся более спокойными, хотя все еще расстроенными. Ребенок отказывается от утешения, которое предлагают другие взрослые, кажется замкнутым и ни к чему не заинтересованным.
3. Отстраненность (Detachment): Если разлука продолжится, ребенок снова начнет общаться с другими людьми. По возвращении он отвергнет родителя и проявит сильные признаки гнева.
Эти результаты противоречили доминирующей на тот момент поведенческой теории привязанности (Dollard & Miller, 1950), которая, как было показано, недооценивала связь ребенка с матерью. Поведенческая теория привязанности утверждала, что ребенок привязывается к матери, потому что она кормит и удовлетворяет его физиологические потребности.
Эта модель прогрессирующего дистресса разлуки в английском языке называется PDD. Назовем ее «модель ПОО» — Протеста, Отчаяния и Отстранённости. Рекомендуем посмотреть два небольших видео: Двухлетка попадает в больницу и Джон.
5. Отношения привязанности ребенка к основному заботливому взрослому становятся основой для его внутренней рабочей модели (Боулби, 1969).
Внутренняя рабочая модель представляет собой когнитивную структуру, включающую ментальные представления для понимания мира, себя и других. Взаимодействие человека с другими людьми определяется воспоминаниями и ожиданиями из внутренней рабочей модели. ВРМ помогает оценить контакт с другими (Bretherton, & Munholland, 1999).
Примерно в возрасте трех лет ВРМ становятся частью личности ребенка и, таким образом, влияют на его понимание мира и будущие взаимодействия с другими (Schore, 2000). По Боулби (1969), основная фигура привязанности выступает в качестве прототипа будущих отношений. Отношения с этой фигурой станут основой внутренней рабочей модели.
Три основные характеристики внутренней рабочей модели: (1) модель других как (не)заслуживающих доверия, (2) модель себя как (не)ценного и (3) модель себя как (не)эффективного во взаимодействии с другими.
Это ментальное представление определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, поскольку внутренняя рабочая модель ребенка определяет его реакцию на других людей.
Джон Боулби Биография — Жизнь британского психолога
Джон Боулби был британским психоаналитиком, психологом и психиатром, известным своей работой о последствиях разлучения детей и младенцев с их родителями или опекунами. Главный тезис Боулби заключается в том, что для того, чтобы любые отношения были успешными в жизни, должна быть связь между ребенком и его родителем или основным опекуном.
Ранние годы
Джон Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Он был четвертым из шести детей и воспитывался няней в соответствии с обычной британской модой его социального класса. Его отец был медицинским персоналом короля.
Обычно Боулби проводил около часа в день со своей матерью, хотя летом она была доступна. Она всегда считала, что баловать своих детей опасно, поэтому ласка и внимание противоположны тому, что нужно ребенку. В возрасте четырех лет его няня, которая была его основным опекуном, ушла из семьи. Позже он назвал это своей величайшей потерей.
Годы обучения
В возрасте семи лет его отправили в школу-интернат, что, как он позже утверждал, было вредно для его благополучия. Он действительно страдал от отсутствия родительской привязанности в школе. Именно этот опыт привел Боулби к разработке теории детского развития. Он не считал, что детям полезно разлучаться со своей семьей в нежном возрасте, хотя и предполагал, что удаление из дисфункциональной среды может принести пользу ребенку старшего возраста.
Боулби учился в Тринити-колледже, где изучал психологию и доклинические науки. Во время учебы в школе он проводил время, работая с детьми-правонарушителями. Затем он отправился в больницу университетского колледжа, чтобы изучать медицину. Он получил степень в возрасте 26 лет.
Изучая медицину в больнице университетского колледжа, он нашел время, чтобы поступить в Институт психоанализа и окончил его в 1937 году, получив квалификацию психоаналитика. Он также прошел обучение взрослой психиатрии в больнице Модсли.
Основные моменты карьеры
Став сертифицированным психоаналитиком в 1937 году, Боулби служил в Медицинском корпусе Королевской армии. Он продолжал работать в этой области в качестве заместителя директора Тавистокской клиники. Его ранняя работа с детьми-правонарушителями привела его к развитию интереса к области детского развития. Он заинтересовался тем, как разлука с родителями или опекунами влияет на детей. Изучив некоторое время этот предмет, он начал развивать свои теории о значении привязанности для развития ребенка.
Всемирная организация здравоохранения поручила Боулби подготовить отчет о психологическом здоровье беспризорных детей в Европе в 1949 году. Полученная в результате работа под названием Материнская забота и психическое здоровье была опубликована в 1951 году. После публикации его теория привязанности не остановился на этом. Он продолжал развивать его.
Опираясь на ряд предметов, включая психологию развития, когнитивную науку и эволюционную биологию, Боулби создал теорию, которая предполагает, что первоначальные привязанности детей к своим родителям или опекунам имеют большое влияние, которое сохраняется на протяжении всей их жизни.
Основные работы и достижения
Всемирная организация здравоохранения поддержала его теорию материнской депривации. Эти теории также были ответственны за изменения в уходе за госпитализированными детьми в Европе. Он подчеркнул важность материнской привязанности к психологическому благополучию ребенка, что привело к пересмотру правил посещения и вмешательству в отношении беспризорных детей и детей-сирот.
Поскольку Боулби твердо верил, что большая часть информации, касающейся разлучения детей с их опекунами, устарела, он использовал свой собственный опыт работы с детьми-сиротами и правонарушителями, чтобы объяснить свою теорию.
Работа Боулби получила признание в 1952 году, когда он снял фильм под названием Двухлетний ребенок попадает в больницу . Работа Джона также повлияла на других известных психологов, таких как Мэри Эйнсворт, которая внесла большой вклад в теорию привязанности. Его работа считается ранней формой эволюционной психологии.
Его последняя книга под названием Чарльз Дарвин: Новая жизнь была биографией Чарльза Дарвина. В этой книге рассматривается загадочная болезнь, которую Чарльз Дарвин испытал в конце своей жизни, и предполагается, что она могла быть психосоматической.
Личная жизнь Боулби
Боулби женился на Урсуле Лонгстафф, дочери известного хирурга, 16 апреля 1938 года, и у них было четверо детей, в том числе Ричард Боулби, который позже сменил своего дядю на посту третьего баронета Боулби. Джон Боулби умер 2 сентября 1990 года в своем доме в Шотландии.
Джон Боулби | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 17 мая 2018БИБЛИОГРАФИЯ
Джон Мостин Боулби был британским детским психиатром, который разработал теория привязанности, , в которой утверждалось, что плохие отношения (привязанность) к опекунам в раннем детстве являются основной причиной большинства детских расстройств. Впервые представленная в 1940-х годах, психоаналитическое движение избегало теории привязанности, потому что она противоречила некоторым принципам психоанализа, которые были популярны в то время. Теория привязанности в настоящее время высоко ценится как устоявшееся и хорошо изученное объяснение поведенческих и эмоциональных проблем в детстве.
Боулби родился в 1907 году в лондонской семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Он воспитывался в традиционной британской манере с нянями, пока в возрасте семи лет его не отправили в школу-интернат. После окончания в 1928 году медицинского колледжа Кембриджского университета он работал волонтером в двух домах, обслуживающих «неприспособленных и правонарушителей». Находясь там, он начал исследовать раннее влияние семьи на более поздние детские трудности. Для дальнейшего развития своих идей о влиянии семейных отношений на психическое здоровье детей Боулби вернулся в школу, чтобы изучать детскую психиатрию, психоанализ и психотерапию.
В Британском психоаналитическом институте Боулби обучался у инструкторов, которые были одними из самых влиятельных аналитиков того времени, включая Мелани Кляйн (1882-1960). Несмотря на то, что Боулби получил образование в основном в области взрослой психиатрии, он вернулся к своей работе в Лондонской детской психологической клинике в 1937 году. Боулби утверждал, что психоаналитики должны изучать «природу организма, свойства почвы и их взаимодействие» (19).40, с. 23), а не бессознательные побуждения или побуждения, характерные для фрейдистского подхода к пониманию детского поведения и эмоций. Находясь в лондонской клинике, Боулби начал систематические исследования, используя истории болезни пациентов, чтобы связать симптомы с родительской «депривацией и разлукой» (Bretherton 1992, стр. 761).
После Второй мировой войны (1939–1945) Боулби возглавил детское отделение в Тавистокской клинике и занялся изучением бездомных детей и детей, разлученных с родителями в результате госпитализации. В 1952 Боулби и его коллега Джеймс Робертсон (1911–1988) сняли документальный фильм «Двухлетний ребенок идет в больницу», , который встревожил клиницистов последствиями разлуки с матерью и побудил больницы изменить строгие правила посещения.
В 1957 году Боулби представил первое официальное изложение своей теории о том, что привязанность матери к ребенку имеет этологически-эволюционную основу, то есть дети, как и детеныши большинства животных, имеют врожденное поведение, способствующее контакту с родителем для повышения выживания. Боулби пришел к выводу, что выживание ребенка более вероятно, когда ребенок эмоционально связан и находится рядом с матерью. В конце концов Боулби полностью откололся от кляйнианской психоаналитической школы и основал исследовательское подразделение, занимающееся проблемой разделения матери и ребенка, продолжая свою работу с влиятельными исследователями, включая Мэри Эйнсворт (19).13–1999). Исследование Эйнсворт нормативных отношений ребенка и матери в различных культурах дополнило исследование Боулби. Выводы Эйнсворт подтвердили теорию Боулби о важности ранних родительских отношений для поведенческого и эмоционального благополучия детей.
Боулби продолжал развивать теорию привязанности и провел последние десятилетия своей жизни, вплоть до своей смерти в 1990 году, совершенствуя клиническое применение теории.
СМ. ТАКЖЕ Эйнсворт, Мэри; Теория привязанности; Тревога разлуки
Боулби, Джон. 1940. Влияние раннего окружения на развитие невроза и невротического характера. Международный журнал психоанализа 21: 154–178.
Бретертон, Инге. 1992. Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития 28: 759–775.
ван Дейкен, Сюзан. 1998. Джон Боулби: Его молодость , биографическое путешествие к истокам теории привязанности. Лондон: Свободная ассоциация.
ван Дейкен, Сюзан, Рене ван дер Веер, Маринус ван Эйзендорн и Ханс-Ян Койперс. 1998. Боулби до Боулби: источники интеллектуального отклонения в психоанализе и психологии. Журнал истории поведенческих наук 34 (3): 247–269. Международная энциклопедия социальных наук 003
Джон Боулби родился 26 февраля 19 года.07, изучал медицину в Кембридже, Англия, и психологию в Лондоне. Еще будучи студентом, он пошел волонтером в прогрессивную школу и начал свое обучение в Британском психоаналитическом институте. После окончания учебы он начал работать в Лондонской детской клинике.
Опыт Боулби за пределами академии был по крайней мере столь же формирующим, как и его академическая подготовка. Его руководители в прогрессивной школе убедили его, что неадекватное поведение некоторых детей было результатом того, что их основные опекуны бросили их. Его психоаналитическая подготовка заставила его осознать важность аффективных отношений в первые годы жизни. Наконец, его работа в детской психологической клинике привела его к контакту с несовершеннолетними правонарушителями, поведение которых, по мнению Боулби, коренится в неудовлетворительных эмоциональных отношениях.
Примерно с 1940 года Боулби выработал свое убеждение в том, что социально-эмоциональные проблемы детей возникают из-за недостатка постоянной родительской любви. Это побудило его сформулировать свою теорию привязанности. В своей окончательной форме теория привязанности включала в себя элементы психоаналитической теории, кибернетики, теории Пиаже и этологии. Например, в соответствии с этологией Боулби считал, что плач и улыбка — это поведение, направленное на поиск близости, которое вызывает родительское вмешательство и любовь и, таким образом, способствует выживанию младенца.
Эмпирическая поддержка идей Боулби исходила из исследований материнской депривации и госпитализации. Изобретение двух измерительных инструментов и сопутствующих им классификаций придало эмпирическому изучению поведения привязанности новый импульс. Этими инструментами были процедура «Странная ситуация» (SS), изобретенная психологом Мэри Эйнсворт, и «Интервью о привязанности взрослых» (AAI), изобретенная психологом Мэри Мейн.
СС — это стандартизированная лабораторная процедура, во время которой годовалый ребенок и его опекун дважды ненадолго разлучаются. Считается, что поведение ребенка при воссоединении с опекуном предает основные элементы их отношений. На основе этих воссоединений модели детской привязанности характеризуются как безопасные (В), избегающие (А), амбивалентные (С) или дезорганизованные (Г).
СС и классификация по паттернам привязанности привели к лавине эмпирических исследований, включая исследования факторов, влияющих на специфические паттерны привязанности (например, характеристики ребенка, поведение родителей, жизненные события), способы изменения неудовлетворительных паттернов привязанности и долгосрочные эффекты моделей привязанности, измеренные SS.
AAI представляет собой полуструктурированное интервью, разработанное для оценки взглядов взрослых на собственное детство в отношении привязанности. Считается, что то, как взрослые размышляют о своем детском опыте, свидетельствует о том, как они справились с этим опытом. Различные стили совладания приводят к классификации A, B, C или D, аналогичной той, которая используется в SS.
ИАИ использовался в многочисленных исследованиях для изучения того, как паттерны привязанности передаются из поколения в поколение, тем самым проверяя убеждение Боулби, что, например, неразрешенные конфликты родителей разыгрываются во взаимодействии с их собственными детьми. Хотя теория привязанности и инструменты ее измерения подвергались критике, количество исследований, вдохновленных теорией Боулби, все еще растет. Практические последствия теории привязанности для того, как мы воспитываем наших детей, потенциально огромны.
См. также: Возраст и развитие; Развитие ребенка, история концепции; детская психология; Фрейд, Анна; Фрейд, Зигмунд; Кляйн, Мелани.
библиография
Bretherton, Inge. 1992. «Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт». Психология развития 28: 759-775.
Холмс, Джереми. 1993. Джон Боулби и теория привязанности. Лондон: Рутледж.
Ван Дейкен, Сюзан, Рене ван дер Веер, Маринус Х. Ван Эйзендорн и др. 1998. «Боулби до Боулби: источники интеллектуального отклонения в психоанализе и психологии». Журнал истории поведенческих наук 34: 247-269. ВАН ДЕР ВЕЕР, РЕН 002 Английский психиатр и психоаналитик Эдвард Джон Боулби родился 26 февраля. , 1907 г., в Лондоне и умер 2 сентября 19 г.90, Скай Болл, Великобритания. Его детство было разделено между городской жизнью в Лондоне, где его воспитывали няни, и отдыхом в сельской местности с семьей. В 1938 году он женился на Урсуле Хонгстаффс, музыканте, от которой у него было четверо детей. Он начал свои медицинские исследования в 1929 году в Лондоне и начал анализ у Джоан Ривьер. Он работал психиатром в лондонской детской клинике до войны, когда пошел в армию.
Боулби изучал психоанализ, чтобы стать детским психоаналитиком. Его первый контролируемый психоанализ с Мелани Кляйн в 1937 году вскоре выявил фундаментальное различие между ними: для Боулби окружающая среда и ее роль недостаточно учитывались в теориях Кляйн. Основываясь на своей весьма оригинальной клинической подготовке (он работал с детьми-инвалидами и детьми, находящимися в специализированных учреждениях) и его чувствительности к функции связи матери и ребенка и окружающей среды, он разработал позицию, согласно которой инстинкт сохранения так же важен, как и сексуальность, и что связь матери и ребенка не зависит от инфантильной сексуальности.
Важен его прием в Британское психоаналитическое общество, которое тогда (в 1940 г.) раздиралось борьбой между кляйнианцами и сторонниками Анны Фрейд. Боулби признал свою связь с Анной Фрейд, сожалея при этом о ее отказе признать реальность травмы. В 1958 г. для появления статьи «Природа привязанности ребенка к матери» Боулби предложил ревизию метапсихологии: отказ от теории анаклиза, отказ от экономической точки зрения, акцент на динамической точке зрения. , и определение бессознательного как интериоризации межличностных переживаний. Он подвергся критике и неприятию со стороны Психоаналитического общества. Глубоко уязвленный реакцией своих сверстников, он постепенно вышел из Общества и обратился к другим модным тогда научным занятиям (этологии, кибернетике и теории систем). Он работал более двадцати лет над своей книгой о привязанности. Только после 1981, что его попросили вернуться к анализу и развить клинические и психотерапевтические следствия его теории.
Работа Боулби оказала огромное влияние на общественное здравоохранение, особенно в том, что касается лучшего понимания последствий разлучения с детьми младшего возраста и предотвращения этих последствий. Он также внес большой вклад в социальные науки: вклад в психологию развития и психиатрию, особенно роль безопасности, взаимности, интерсубъективности и межличностного развития мышления у маленького ребенка; вклад в понимание и управление пограничными состояниями; теоретизирование так называемых неспецифических факторов в психотерапии и лечение так называемых «недоступных» семей, подверженных множественным рискам.
Николь Геденей
См. также: Брошенный дом; Афанисис; Вложение; Великобритания; Материнская забота; Первичная потребность; Психоаналитическое исследование ребенка, ; Шур, Макс; Незнакомец; Клиника Тависток; Нежность.
Библиография
Боулби, Джон. (1944). Сорок четыре малолетних вора: Их характеры и семейная жизнь. Международный журнал психоанализа , 25 , 1-57; 207-228.
——. (1951). Охрана материнства и психическое здоровье . Женева: Монографии Всемирной организации здравоохранения.
——. (1969). Привязанность и потеря (Том 1). Лондон: Хогарт Пресс.
Игл, Моррис. (1995). Перспективы развития привязанности и психоаналитическая теория. В S. Goldberg, R. Muir, J. Kerr (Eds.), Теория привязанности. Социальные, развивающие и клинические перспективы (стр. 123-153). Хиллсдейл, Нью-Джерси, Лондон: The Analytic Press.
Холмс, Джереми. (1993). Джон Боулби и теория привязанности . Лондон: Рутледж.
Международный психоаналитический словарь Гу 18 британский психиатр, открывший понимание связи матери и ребенка.
Новаторская работа Джона Боулби об отношениях между матерями и детьми сыграла важную роль в формировании детской психологии в двадцатом веке. Его исследование, сосредоточенное на связи матери и ребенка — что это означало и что происходило, когда ее не было или не могло быть, — легло в основу новаторской работы, кульминацией которой стала его «теория привязанности» о материнском склеивание . Что еще более важно, он использовал свои исследования как на практике, так и в теории, работая непосредственно с пациентами и беря под свое крыло молодых и талантливых исследователей.
Родившийся в Лондоне 26 февраля 1907 года, Эдвард Джон Мостин Боулби был сыном майора сэра Энтони Боулби и бывшей Мэй Мостин. Сэр Энтони был врачом, служившим хирургом при короле Георге V. Когда родился Джон, один из шести детей, его отцу было 52 года, а матери — 40. Его детство был типичен для многих детей среднего и высшего класса в Великобритании; ранние годы провел с няней или гувернанткой, затем в интернате. Боулби не чувствовал, что его собственное воспитание было необычным, хотя можно было сделать вывод, что его собственная сдержанная манера поведения могла быть сформирована в раннем возрасте.
Боулби учился в Королевском военно-морском колледже и Кембридже, где готовился к поступлению в медицинскую школу. Он работал волонтером в течение года в больнице для неприспособленных детей, и этот опыт заложил основу для его дальнейшей работы. В частности, Боулби заинтриговали двое детей: подросток-одиночка, которого исключили из школы за воровство, и нервный семилетний ребенок, которого называли тенью Боулби, потому что он повсюду преследовал его. Эти двое детей произвели на исследователя неизгладимое впечатление.
Боулби поступил в Медицинскую школу Университетского колледжа в Лондоне, чтобы получить медицинское образование. Он заинтересовался психиатрией, посещая Британский психоаналитический институт, а также обучаясь в престижной больнице Модсли. В институте его курировала новаторский детский психоаналитик Мелани Кляйн. Хотя Боулби не соглашался со многими теориями Кляйн, ее руководство помогло ему обосновать его более поздние исследования.
После окончания медицинского института Боулби остался в Модсли. Первоначально он работал со взрослыми пациентами, но постепенно его работа перешла и на детей. Его первое эмпирическое исследование, по сути, отслеживало 44 ребенка, модели поведения которых включали тревогу и мелкие преступления. Он обнаружил у этих детей общую черту: в какой-то момент в детстве они были лишены матери.
Во время Второй мировой войны Боулби отказался от исследований детей и провел исследования критериев отбора офицеров для армии. Это дало ему возможность приобрести солидный опыт работы со статистикой, который помог его исследованиям после войны. В 1946 году он присоединился к персоналу Тавистокской клиники в Лондоне, где провел остаток своей карьеры. Во время своих лет в Тавистоке Боулби был заинтригован работой Конрада Лоренца , который исследовал «импринтинг» (например, как молодые птицы идентифицируют первое существо, которое они видят после вылупления, как свою мать), и его убеждение, что ранний опыт повлиял на позднее поведение усилилось. с 19С 50 по 1952 год Боулби работал консультантом Всемирной организации здравоохранения, в которой он работал с осиротевшими и помещенными в специальные учреждения детьми, которых разлучили их матери. В его отчете «Уход за матерью и ребенком и здоровье ребенка » (1951) говорится, что детям, лишенным матерей, нужна фигура матери для замены; отсутствие матери или замещающей матери отрицательно скажется на детях в более позднем возрасте.
В 1960-х годах Боулби начал работу над своей самой важной работой — трилогией «Привязанность и потеря». В книгу вошли Приложение (1969 г.), Разделение (1973 г.) и Утрата (1980 г.). Первоначально его теории подвергались нападкам со стороны традиционных психоаналитиков (включая Анну Фрейд ), которые утверждали, что он неверно истолковал идеи Фрейда. Но когда психологи и психиатры пересмотрели теории Фрейда, они поняли, что теории Боулби были одновременно новаторскими и точными.
Хотя Боулби официально вышел на пенсию в 1972 году, он продолжал активно заниматься исследованиями и писательством. Он продолжал общаться с Тавистоком, но также проводил больше времени в своем загородном доме на острове Скай, недалеко от шотландского побережья, со своими семейство . (Он женился на Урсуле Лонгстафф в 1938 году и имел четверых детей.) Его последняя книга, биография Чарльза Дарвина , была опубликована в 1990 году, всего за несколько месяцев до его смерти от инсульта 2 сентября на острове Скай.
Джордж А. Милайт
Дополнительная литература
Боулби, Джон. Привязанность и потеря, тома. 1-3. Нью-Йорк, Basic Books, 1969, 1973, 1980.
Холмс, Джереми. Джон Боулби и теория привязанности. Лондон, Рутледж, 1993.
Гейл Энциклопедия психологии Милите, Джордж А.
Гейл
просмотров обновлено 27 июня 2018Джон Боулби был английским психиатром, который разработал теорию привязанности, один из столетий самые влиятельные теории развития личности и социальные отношения. Родившийся в Лондоне, Англия, Боул-би окончил Кембриджский университет в 1928 году и начал свою профессиональную подготовку в Британском психоаналитическом институте в качестве детского психиатра. Он обучался неофрейдистскому подходу к психоанализу, основанному на объектных отношениях, который учил, что детские эмоциональные расстройства в первую очередь являются функцией их фантазий, порожденных внутренним конфликтом. Принимая психоаналитический акцент на важности ранних лет для здорового эмоционального развития детей, Боулби чувствовал, что этот подход пренебрегает важностью их реального раннего опыта общения с родителями.
После Второй мировой войны Боулби стал главой детского отделения в клинике Тависток, где он сосредоточил свои клинические исследования на эффектах разлучение матери и ребенка. Он написал для Всемирной организации здравоохранения монографию о печальной судьбе бездомных детей в послевоенной Европе и сотрудничал с Джеймсом Робертсоном в фильме «Двухлетний ребенок идет в больницу». Эти работы привлекли внимание детских врачей к потенциально разрушительным последствиям разлучения с матерью и привели к либерализации привилегий посещения семьи для госпитализированных детей.
Неудовлетворенный психоаналитической точкой зрения о том, что любовь ребенка к матери происходит от орального удовлетворения, Боулби принял этологические теории Конрада Лоренца и Нико Тинбергена, которые подчеркивают эволюционные основы поведения как источник объяснения отношений привязанности между матерью и ребенком. Он представил свои первые официальные заявления об этологической теории привязанности Британскому психоаналитическому обществу в 1957 году. Боулби утверждал, что привязанность матери и ребенка имеет эволюционную основу, способствующую выживанию ребенка за счет увеличения близости матери и ребенка, особенно когда ребенок находится в состоянии стресса или страха. . Таким образом, мать служит надежной базой для исследования мира маленьким ребенком. Боулби расширил свою теорию привязанности в своей трилогии «Привязанность и потеря» (том 1: «Привязанность», том 2: «Разлука» и том 3: «Потеря»). Теория Боулби была поддержана эмпирической работой его соавтора Мэри Динсмор Солтер Эйнсворт, которая исследовала нормативное развитие отношений привязанности в разных культурах, а также модели материнской заботы, которые предсказывают индивидуальные различия в качестве безопасности привязанности матери и ребенка.
Поначалу спорная теория привязанности стала доминирующим принципом социального и личностного развития к 1980-м годам, породила тысячи исследовательских работ и послужила теоретической основой для программ клинического вмешательства.