Джон вотсон – Уотсон, Джон Бродес — Википедия

биография, фото Джона Бродеса Уотсона

Джон Бродес Уотсон – фигура, прочно утвердившаяся в истории психологических учений. Не так давно, в начале XX века, научный мир узнал о теории бихевиоризма. Тогда она моментально вызвала множество споров в соответствующих кругах, однако всё равно продолжала развиваться. В настоящее время вряд ли встретятся её последователи, но влияние бихевиоризма распространилось практически на все сферы жизни, а его техники продолжают применяться повсеместно.

Детство

Джон Уотсон (1878–1958) родился в Южной Каролине, в небольшом городке Травелерс Рест. Его отец, Пайкенс Уотсон, вёл разгульный образ жизни, из-за чего в доме постоянно происходили разлады и не прекращались скандалы. Это привело к тому, что спустя 13 лет после рождения сына его папа покинул семью. В результате у мальчика осталась глубокая эмоциональная травма. Его мать Эмма была очень религиозной по своей натуре, что привело к строгим методам воспитания ребёнка, а также практически полному отсутствию свободы выбора дальнейших ориентиров. И если бы в 22 года Джон Уотсон не лишился матери, то вполне возможно, что мир не услышал бы о столь выдающемся психологе, так как она страстно желала для сына карьеры священника.

Юность

Окончив в 1900 году баптистскую школу при Университете Фермана, он покидает родной город и отправляется в Чикаго за своим следующим образованием. Джон Уотсон поступает на местное отделение философии, однако из-за специфики преподавания он отказывается от научного руководителя и обращает взор на психологию. Спустя всего лишь 3 года он защищает докторскую диссертацию на тему обучения животных, ради которой он провёл множественные эксперименты на крысах. Помимо того, что ему удаётся стать самым молодым студентом в истории учебного заведения, получившим учёную степень, он также является первым, кто посвятил такую масштабную работу опытам именно на этих грызунах. Этот момент определил направления дальнейшей деятельности Джона и очертил границы будущих исследований.

Бихевиоризм

По прошествии двух лет с момента становления доктором наук Джон Бродес Уотсон получает приглашение возглавить кафедру экспериментальной психологии в Университете Балтимора. Он охотно соглашается, тем самым открывая всё больше возможностей для погружения в собственные исследования и эксперименты. Этот период его жизни связан с разработкой той концепции, благодаря которой имя учёного вошло в анналы истории. Он становится автором и последователем теории бихевиоризма, которую он подробно описывает в своём манифесте под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». Он зачитал его публично 24 февраля 1913 года, в день, который по праву можно считать рождением этого направления. Уотсон заявляет всему миру, что психология является скорее объективной наукой, относящейся к сфере естествознания. Он критикует её современное положение и значение, говоря о том, что её изучение ошибочно опирается на внутренний мир человека, его мысли и чувства. Тогда как правильно было бы сосредоточить внимание на внешнем поведении, а также данных, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Научная карьера

Благодаря новизне теории и её последующему развитию, Джон Уотсон находится на вершине величия в научных кругах. Его оклад повышается вдвое, исследовательская лаборатория увеличивается в размерах, а от студентов, желающих попасть на лекции, нет отбоя. В 1915 году его назначают на должность президента Американской психологической ассоциации. Эти годы можно назвать расцветом направления бихевиоризма. Публикации прославившегося учёного то и дело появляются в различных изданиях, а под его редакцией выходят 2 научных журнала. В 1914-м его библиография пополняется весьма значимым трудом «Поведение: введение в сравнительную психологию», в котором сознание как предмет психологии полностью отвергается. Его теории также получают практическое применение, и сам Уотсон овладевает искусством управления человеческим поведением.

Личная жизнь

Во времена преподавания в университете основатель бихевиоризма женился на своей студентке Мэри Икес. Несмотря на то, что у пары родились двое детей, их брак нельзя было назвать удачным. В 1920 году очередное увлечение учёного юной аспиранткой разрушило не только брак, но и всю успешную карьеру, которую он выстраивал столько лет. Супруга обнаружила свидетельства романтичной переписки мужа и опубликовала их в прессе, что вызвало бурный скандал. Отныне ни о какой преподавательской деятельности не может быть и речи. Развод был очень громким, но несмотря на это, Розалия Рейнер и Джон Уотсон, фото которых представлено ниже, сразу же поженились. А в результате этого брака, оказавшегося удачнее предыдущего, на свет появились ещё двое Уотсонов, оба мальчики. Розалия рано покинула этот мир, на 23 года раньше супруга. Джон тяжело перенёс потерю, но всё равно продолжал работать. Правда, уже немного в другом направлении.

Реклама

В студенческие годы он успел побывать лаборантом, дворником и даже официантом, но в будущем это мало кого волновало, ведь миру он стал известен, как Джон Уотсон – психолог. Скандал с изменой вынудил его искать новые направления для реализации, и он выбирает практическую сферу применения полученных знаний. Если быть конкретнее, то он уходит с головой в рекламу. В те времен эта сравнительно новая сфера требовала детального исследования с целью выяснить механизмы управления поведением потребителей. А ведь именно этот контроль занимал центральное положение в психологии отрасли, поэтому Джон с головой погружается в рекламную карьеру. Начинает он, как и любой другой, с самых низов, в одном из агентств Нью-Йорка под управлением Стэнли Ризора. Вместе с другими кандидатами он проходит все этапы трудоустройства, даже несмотря на свои обширные познания и научные заслуги. Со временем он раскрепощается, приобретает новые навыки и полностью погружается в психологию торговли, применяя положения своих теорий на практике. Так, ему удаётся дослужиться до вице-президента компании и задержаться на этой должности несколько лет.

Наследие Уотсона

Работая в рекламной индустрии, Джон Уотсон продолжает облекать свои научные теории в книги. После его смерти будущим поколениям психологов и теоретиков остаётся ещё несколько произведений, в числе которых «Бихевиоризм», «Пути бихевиоризма» и «Психологический уход за ребёнком». Среди его самых известных последователей, работавших над теорией дальше, можно выделить Берреса Скиннера, который вместе с другими коллегами сумел добиться популяризации бихевиоризма. Однако концепция неоднократно подвергалась жестокой критике, по большей части из-за того, что больше напоминала инструмент принуждения. В последующие годы её изучение пошло на спад, оставив после себя лишь набор некоторых техник, и по сей день используемых в торговле, политике и других сферах.

Последние годы жизни и смерть

Спустя несколько лет после смерти жены бывший преподаватель принимает решение уйти из рекламного бизнеса и обосноваться на тихой ферме. Там и доживает свои последние дни Джон Уотсон. Биография его жизни обрывается в 1958 году. Несколькими месяцами ранее ассоциация, в которой он некогда состоял президентом, включила его в список своих почётных членов. Однако это не помогло забыть обиду за то, что когда-то его лишили любимой работы и права занимать определённые должности, поэтому в тот же год, в который он покинул этот мир, он устраивает пожар во дворе, отдавая пламени множественные научные труды. Это становится последним отголоском хоть какой-то деятельности Уотсона, однако этот поступок не тронул репутацию, ведь вклад именно Уотсона в психологию сделал его одним из самых выдающихся учёных прошлого столетия.

fb.ru

Джон Бродес Уотсон — Медицинская википедия

Джон Бродес Уотсон (1878-1958)

Вклад Д. Уотсона в психологическую науку значителен, как вклад человека, создавшего новое направление в психологии – бихевиоризм. Основываясь на опытах, которые он проводил с животными, Джон Уотсон сделал вывод о важной роли поведения при изучении психологии человека. Поведение, в отличие от сознания, может быть исследовано объективными методами, а значит, оно приближает психологию к естественным наукам. Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией. Тем не менее, он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года в штате Южная Каролина. Когда Джону было 13 лет, отец ушел из семьи, и мальчик остался с матерью, женщиной строгой и религиозной. В 1894 году Уотсон поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 году, он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.

В то время там работали известные ученые Джон Дьюи и Джеймс Энджел. Они во многом повлияли на то, что Уотсон увлекся психологией. Он окончил университет в 1903 году, став самым молодым доктором. В том же Чикагском университете он и работал преподавателем в течение последующих пяти лет. Кроме этого, он также занимался и научной работой под руководством профессора Энджела. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми. Самому ученому претила мысль об опытах на людях.

В 1908 году Уотсон перешел в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, где возглавил кафедру экспериментальной сравнительной психологии. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения. По мнению ученого, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств. Эти идеи были впервые изложены им в книге «Психология с точки зрения бихевиориста», изданной в 1913 году.

В этой работе Уотсон выразил мысль о необходимости проведения поведенческих исследований, поскольку подобные опыты, проводимые ранее, внесли вклад в теорию психических процессов, затрагивавших органы чувств человека. Однако этих исследований было недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований. Так ученый пришел к выводу о необходимости компромисса: либо психология будет изучать факты поведения как таковые, независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; либо бихевиоризм будет пониматься как отдельная наука, независимая от психологии.

Особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования человека и животного по своей сути не отличаются друг от друга, и, по мнению Уотсона, к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного. Основными при этом являются понятия стимула и реакции. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Таким образом, ученый утверждал, что по реакции можно сделать вывод о вызвавшем ее стимуле, а также, зная стимул, можно предугадать последующую реакцию.

В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил мнение, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке. Занимаясь в основном изучением сознания, психологи предпочитают основывать свои размышления на наблюдении, т.к. не могут проводить эксперименты. Таким образом, по мнению Уотсона, психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы. Бихевиоризм же, как писал Уотсон, — это экспериментальная и объективная область естественной науки. Поведение человека и животного изучается одинаково, без учета влияния сознания. С этой точки зрения факты, полученные при изучении поведения различных животных, значимы сами по себе.

Таким образом, в своей работе Д. Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам. Ученый признавал, что некоторыми проблемами при таком изменении предмета психологии придется пренебречь, однако считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть впоследствии переформулированы таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению.

В своих опытах по дрессировке крыс Д. Уотсон пользовался методом подкрепления. Те реакции, выработка которых была ему необходима, поощрялись, а все нежелательные влекли за собой наказание. Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что с помощью подкрепления на человека можно влиять, направляя поведение в нужную сторону.

Всего через два года после выхода книги Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках: социологии, антропологии, педагогике. По мнению Уотсона, при помощи принципа подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем чтобы получить желаемый результат. Он считал, что из ребенка можно вырастить представителя любой профессии, можно даже вырастить вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, склонностей, призвания или происхождения.

Этот подход был господствующим во многих воспитательных учреждениях в течение нескольких десятилетий. Считалось, что при правильном воспитании из любого ребенка можно воспитать гения. Если же педагога постигала неудача, это списывалось на недостаток воспитания.

Д. Уотсон женился в 1903 году на своей студентке. Однако в 1919 году развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал. Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер. Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться.

Д. Уотсон оставил науку и занялся коммерческой деятельностью. В 1921 году он устроился на работу в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице. Тем не менее, Д. Уотсон все же продолжал распространять свои идеи, но выбрал для этого уже несколько иной путь. Он сделал попытку популяризовать эти идеи, выступал на радио, печатал статьи в популярных журналах.

Розалия Рейнер стала новой женой Уотсона. Вместе они выпустили книгу «Психологический уход за ребенком», в которой изложили практические рекомендации для молодых родителей. Основные методы воспитания были, конечно же, основаны на принципах бихевиоризма. В 1930 году Д. Уотсон издал книгу, которую назвал «Бихевиоризм». Основой для этой работы стали лекции, прочитанные им ранее в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

В 1936 году Д. Уотсон сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 года. Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов. Наоборот, бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама. Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения рекламного сообщения. Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул.

В 1945 году Розалия умерла, что очень сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном месте и жил очень замкнуто. По свидетельствам друзей, время от времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой. Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил.

medviki.com

Джон Уотсон – отец бихевиоризма!

Двадцатый век стал бурным периодом для развития психологии. Зарождались новые течения, создавались новые методы. Сегодня наше внимание будет посвящено жизни и опытам человека, который заложил основы бихевиоризма. Это – Джон Уотсон. К его деятельности можно относиться крайне неоднозначно, но все же сложно не признать, что он был значительной фигурой для науки.

Непростое детство и начало ученой карьеры


Джон родился в небольшом городке Южной Калифорнии в январе 1878 года. Его мать была очень религиозной женщиной, так что мальчику многое запрещалось. Отец, напротив, любил разгульную жизнь. Неудивительно, что он ушел от жены. К этому моменту ребенку исполнилось 13 лет. Семья была вынуждена переехать из города на ферму, где их ждала непростая, бедная жизнь. Вспоминая о себе ребенке, Уотсон говорил, что рос непослушным, плохо управляемым, а учился плохо. Все ему предсказывали судьбу безалаберного отца.

Однако ожидания не оправдались. Джон закончил университет, выбрав философию и психологию как свою специализацию. К 1903 году он защитил докторскую по психологии, а к 1908 году начал преподавать сравнительную и экспериментальную психологию.

К этому времени основные идеи, позже заложившие основу нового психологического течения – бихевиоризма, уже сложились в голове молодого ученого. Частично его вдохновили опыты советского ученого Павлова. Уотсон пошел по его стопам, начал изучать физиологию, биологию, поведение детей и животных. Его не очень смущала разница между ними. Он принял для себя позицию, что человек – просто более сложное существо, но его поведение работает по тем же законам, что поведение животного. В ходе многочисленных экспериментов с живыми существами ученый пришел к выводу, что любое животное – это непростой

механизм, дающий разные реакции на разные ситуации по определенной схеме, сложившейся на основе опыта.

Какой вывод можно сделать из последнего заключения? Наконец-то ученые получили доступ к поведению человека. Если он лишь реагирует на стимулы окружающей среды, то можно просчитать все стимулы и реакции. Это будет непросто, но реально. Значит, поведение любого человека можно будет предсказать! Это ведь великое открытие. А еще поведением любого можно  манипулировать…

Вот такие грандиозные идеи вдохновляли Джона Бродеса Уотсона. Они оказались достаточно заразительными. Вокруг него быстро выстроился кружок единомышленников, которые основали непосредственно бихевиоризм – одно из популярнейших психологических направлений второй половины двадцатого века.

Бихевиоризм – противовес классической психологии

Уже в 1913 году вышел настоящий манифест бихевиоризма. Уотсон прочел лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста», которая стала программной. Он провел критику традиционных для того времени психологических методов исследования, а именно – самонаблюдение и самоанализ. По его мнению, если психология претендует считаться самостоятельной наукой, ей необходим объективный метод. Значит, необходимо отказаться от изучения сознания (уж слишком оно субъективно и слабо поддается измерению). Лучше заняться исследованием поведения, разработать способы прогнозирования поведения живых организмов и управления ими. Естественно, что ученый был не согласен со структурной моделью сознания Фрейда, отрицал роль наследственности в поведении человека.

Вплоть до 1920 года Джон преподавал в университете, пока скандал не принудил его уйти на другое поприще. Поговаривали о его романе с аспиранткой. Ученый вышел в отставку, ушел применять свои знания и опыт в рекламную индустрию.

Последние пять лет жизни Уотсон отдалился от мира, проживая в одиночестве на ферме в Коннектикуте. Перед смертью он сжег много писем, а также еще не опубликованных работ. Умер в сентябре 1958 года.

В наше время бихевиоризм потерял былую популярность. Однако он все же оказал сильное влияние на некоторые педагогические, а также родительские способы воспитания, на коррекцию асоциального поведения.

Малыш Альберт

Методы бихевиоризма с трудом можно назвать гуманными и этичными. Речь не только об экспериментах с крысами, где их в качестве отрицательного подкрепления били электрическим током. Уотсон экспериментировал также с детьми. Настоящей жертвой научного знания стал младенец Альберт (ему было 9-11 месяцев к началу опыта). Уотсон решил проверить на крохе, работают ли условные рефлексы, открытые Павловым, у людей. Альберту искусственно привили страх перед белой крысой (пугая резкими звуками молотка при ее демонстрации). Более того, ребенок начал бояться и других белых предметов: даже белого кролика или бороду Санта Клауса. К слову, став взрослым, он так и не смог избавиться от этой фобии.

Вот такие результаты (успешные и не очень) преследовали ранних бихевиористов. Гораздо позже на них выросло современное поколение НЛПистов, которые продолжают идеи управления человеческим поведением и манипулированием личности до сих пор.

А как вы относитесь к опытам Уотсона? Считаете ли вы приемлемыми опыты над животными? Жду ваших ответов в комментариях.

Спасибо за репост.  С уважением Александр Фадеев!

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

fadeev.su

Уотсон, Джон Бродес — это… Что такое Уотсон, Джон Бродес?

Джо́н Бро́дес Уо́тсон (редк. Джон Броадус Уотсон, англ. John Broadus Watson; 9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

Биография

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон — родители Джона — жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.

Джон Уотсон вырос в Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения.

Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:

  1. видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке.
  2. скрытые (привычные реакции (имплицит)) — мышление, которое мы считаем внутренним разговором.
  3. видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.)
  4. скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология).

С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и контроль за ним.

Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации 1915 года.

В 1920 году Уотсон был вынужден покинуть место в университете Джона Хопкинса из-за скандала, связанного с его разводом и романом с аспиранткой Розали Рейнер (соавтора работы по обусловливанию эмоций у 11-месячного мальчика, вошедшей в историю психологии как случай «маленького Альберта»). Позднее он женился на Рейнер. Ни один университет не соглашается принять его на работу. Он переезжает в Нью-Йорк, где получает работу в рекламной индустрии, в компании Дж. Уолтера Томпсона, одновременно читая лекции в Новой школе социальных исследований[1].

См. также

Примечания

  1. Ludy T. Benjamin, Ludy T. Benjamin, Jr. A History of Psychology in Letters. Blackwell Publishing, 2006, p. 156 ISBN 1-4051-2611-6

dic.academic.ru

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма

Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана.

По окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908?м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.

К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории – теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей. Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» – комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта.

В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания. По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного, и для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им. Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.

Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств – агентства Джеймса Уолтера Томпсона.

Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ. Скончался он 25 сентября 1958 года.

Бихевиоризм

Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным). По сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. И поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик. В наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, но его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках, дрессуре и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

УОТСОН ДЖОН.. 100 великих психологов

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в штате Южная Каролина. Когда Джону было 13 лет, отец ушел из семьи, и мальчик остался с матерью, женщиной строгой и религиозной. В 1894 г. Уотсон поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.

В то время там работали известные ученые Джон Дьюи и Джеймс Энджел. Они во многом повлияли на то, что Уотсон увлекся психологией. Он окончил университет в 1903 г., став самым молодым доктором. В том же Чикагском университете он и работал преподавателем в течение последующих пяти лет. Кроме этого, он также занимался и научной работой под руководством профессора Энд-жела. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми. Самому ученому претила мысль об опытах на людях.

В 1908 г. Уотсон перешел в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, где возглавил кафедру экспериментальной сравнительной психологии. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения. По мнению ученого, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств. Эти идеи были впервые изложены им в книг «Психология с точки зрения бихевиориста», изданной в 1913 г.

В этой работе Уотсон выразил мысль о необходимости проведения поведенческих исследований, поскольку подобные опыты, проводимые ранее, внесли вклад в теорию психических процессов, затрагивавших органы чувств человека. Однако этих исследований было  недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований. Так ученый пришел к выводу о необходимости  компромисса: либо психология будет изучать факты поведения как таковые, независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; либо бихевиоризм будет пониматься как от дельная наука, независимая от психологии.

Особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования человека и животного по своей сути не отличаются друг от  друга; по мнению Уотсона, к изучению человеческого поведения! нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного. Основными при этом являются понятия стимула и реакции. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Таким образом, ученый утверждал, что по реакции можно сделать вывод о вызвавшем ее стимуле, а так-же, зная стимул, можно предугадать последующую реакцию.

В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил мнение, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке. Занимаясь в основном изучением сознания, психологи предпочитают основывать свои размышления на наблюдении, т.к. не могут проводить эксперименты. Таким образом, по мнению Уотсона, психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы. Бихевиоризм же, как писал Уотсон, — это экспериментальная и объективная область естественной науки. Поведение человека и животного изучается одинаково, без учета влияния сознания. С этой точки зрения факты, полученные при изучении поведения различных  животных, значимы сами по себе.

Таким образом, в своей работе Д. Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам. Ученый признавал, что некоторыми проблемами при таком изменении предмета психологии придется пренебречь, однако считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть впоследствии переформулированы таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению.

В своих опытах по дрессировке крыс Д. Уотсон пользовался методом подкрепления. Те реакции, выработка которых была ему необходима, поощрялись, а все нежелательные влекли за собой наказание. Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что с помощью подкрепления на человека можно влиять, направляя поведение в нужную сторону.

Всего через два года после выхода книги Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках, социологии, антропологии, педагогике. Особенно активно он использовался в последней. По мнению Уотсона, при помощи принципа подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем чтобы получить желаемый результат. Он считал, что из ребенка можно вырастить представителя любой профессии, можно даже вырастить вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, склонностей, призвания или происхождения.

Этот подход был господствующим во многих воспитательных учреждениях в течение нескольких десятилетий. Считалось, что при правильном воспитании из любого ребенка можно воспитать гения. Если же педагога постигала неудача, это списывалось на недостаток воспитания.

Д. Уотсон женился в 1903 г. на своей студентке. Однако в 1919 г. развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал. Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер. Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться.

Он оставил науку и занялся коммерческой деятельностью. В 1921 г. он устроился на работу в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице. Тем не менее Д. Уотсон все же продолжал распространять свои идеи, но выбрал для этого уже несколько иной путь. Он сделал попытку популяризовать эти идеи, выступал на радио, печатал статьи в популярных журналах.

Розалия Рейнер стала новой женой Уотсона. Вместе они выпустили книгу «Психологический уход за ребенком», в которой изложили практические рекомендации для молодых родителей. Основные методы воспитания были конечно же основаны на принципах бихевиоризма. В 1930 г. Д. Уотсон издал книгу, которую назвал «Бихевиоризм». Основой для этой работы стали лекции, прочитанные им ранее в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

В 1936 г. он сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 г. Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов. Наоборот, бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама. Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения рекламног сообщения. Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул.

В 1945 г. Розалия умерла, что очень сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном  месте и жил очень замкнуто. По свидетельствам друзей, время от  времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой. Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил. Он умер в 1958 г.

Его вклад в психологическую науку значителен, как вклад человека, создавшего новое направление в психологии. Основываясь на опытах, которые он проводил с животными, Джон Уотсон сделал вывод о важной роли поведения при изучении психологии человека. Поведение, в отличие от сознания, может быть исследовано объективными методами, а значит, оно приближает психологию к естественным наукам. Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией. Тем не менее он продолжал разви-1 вать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Джон Уотсон | PSYERA

Джон Бродес xcdzxc Уотсон (1878-1958 гг.) родился на ферме недалеко от Гринвилла, штат Южная Каролина. Начальное образование он получил в сельской школе, где все классы располагались в одной комнате. Его мать была глубоко религиозным человеком, зато отец, напротив был неверующим, пил, был подвержен проявлениям буйного нрава и имел внебрачные связи. Семья жила на грани нищеты. Соседи относились к этой семье с жалостью и презрением. Когда Уотсону было тринадцать лет, его отец сбежал из семьи с другой женщиной, чтобы больше никогда не вернуться, и для Уотсона это была травма на всю жизнь. Много лет спустя, когда Уотсон стал богатым и известным человеком, его отец приехал в Нью-Йорк, чтобы увидеться с ним, но Уотсон отказался от встречи.

В возрасте шестнадцати лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником, как когда-то обещал своей матери. Молодой Уотсон изучал философию, математику, латынь и греческий язык и собирался следующей осенью, в 1899 г., закончить университет и поступить в Принстонскую теологическую семинарию.

Джон Уотсон получил степень магистра в 1900 г., но в этом году скончалась его мать, освободив его от обета стать священником. Вместо того чтобы поступать в Принстонскую теологическую семинарию, Уотсон направился в Чикагский университет. В то время будучи честолюбивым юношей, он был озабочен своим социальным статусом и стремился оставить свой след в науке.

Джон Уотсон выбрал Чикаго для написания своей диссертации по философии вместе с Джоном Дьюи, но через некоторое время его увлечение философией угасло. Ознакомившись с работами Энджелла в области функциональной психологии, Уотсон увлекся психологией.

В 1903 г. Уотсон получил степень доктора философии и стал самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году Уотсон женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес.

До 1908 г. Уотсон оставался в Чикагском университете в должности преподавателя. Он опубликовал диссертацию, посвященную физиологическому и неврологическому созреванию белой крысы, тем самым продемонстрировав свою приверженность к исследованиям на животных. В 1908 г. Уотсону предложили должность профессора в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Уотсон провел в университете Джонса Хопкинса 12 лет, и эти годы стали для него самыми плодотворными.

В возрасте 30 лет Уотсон стал заведующим кафедрой психологии и занял место редактора влиятельного журнала «Психологическое обозрение».

С 1903 г. он начал серьезно размышлять о более объективном подходе к психологии, а впервые публично высказал эти идеи в 1908 г. в Балтиморе, во время ежегодной конференции Южного общества психологии и философии. В 1912 г. по приглашению Кеттела Уотсон выступил с циклом лекций в Колумбийском университете.

В 1914 г. появилась книга «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой Уотсон выступает за признание зоопсихологии.

В возрасте 37 лет Джон Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Профессиональная деятельность Уотсона была прервана начавшейся первой мировой войной, он стал майором авиационной службы. После войны, в 1918 г, он начал проводить исследования на детях, что стало одной из самых первых попыток проведения экспериментальной работы с детьми.

В 1919 г. была опубликована его следующая книга «Психология сточки зрения бихевиориста».

Тем временем семейная жизнь Джона Уотсона постепенно шла к крушению. Его неверность огорчала жену. Он влюбился в свою аспирантку и ассистентку Розалию Рейнер — девушку вдвое моложе его по возрасту, из богатой балтиморской семьи. Любовные письма попали в руки его жены и были опубликованы в известной газете. Это положило конец многообещающей академической карьере Уотсона. Его вынудили подать в отставку и покинуть университет Джонса Хопкинса. Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда и не смог получить академической должности.

Безработный, обязанный выплачивать алименты бывшей жене и детям в размере двух третей заработка, Уотсон начал вторую профессиональную карьеру-прикладного психолога в области рекламы. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона. В течение трех лет стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.

После 1920 г. Уотсон уделял много времени популяризации идей бихевиоризма с помощью различных средств массовой информации. Единственным официальным контактом Уотсона с академической психологией явилась серия лекций, прочитанная им в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорк Сити. Эти лекции послужили основой его будущей книги «Бихевиоризм».

В 1928 г. он опубликовал книгу о воспитании детей «Психологическое воспитание ребенка», которая содержала множество рекомендаций по воспитанию в духе бихевиоризма. Эта книга преобразила принятую в Америке практику воспитания детей. Поколения детей, включая его собственных, были воспитаны в соответствии с установленными предписаниями. Сын Уотсона Джеймс, предприниматель из Калифорнии, вспоминал в 1987 г., что отец не мог позволить себе проявлений нежности по отношению к детям, никогда не целовал их и не прикасался к ним.

Розалия Рейнер Уотсон опубликовала статью в журнале для родителей, озаглавленную «Я — мать сыновей бихевиориста», в которой она высказывает некоторое несогласие с методами воспитания, практикуемыми ее мужем.

Жизнь Уотсона изменилась в 1935 г., когда умерла его жена Розалия. Он стал затворником, изолировал себя от всяких общественных контактов и полностью погрузился в работу. Он продал свое имение и перебрался в деревянный фермерский домик, который напоминал дом его детства.

В 1957 г., когда Уотсону исполнилось 79 лет, Американская психологическая ассоциация внесла его имя в почетный список.

Он умер в следующем году. Но прежде сжег все свои письма, рукописи и заметки, бросая их в огонь одно за другим, — он ничего не оставил историкам.

Статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» оценивается как манифест нового направления. В его книгах «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914), «Бихевиоризм» (1925) впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Находясь под влиянием философии позитивизма, Джон Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией-будь то физиологические (нервные) или психические-психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Связь психических функций и двигательной активности была в те годы точно установлена экспериментальной психологией. Эксперименты Уотсона, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как интериоризованных действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк.

С точки зрения Уотсона, было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление — это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности.

Джон Уотсон изучал этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения)мышечного напряжения: — внешняя речь — шепот — внутренняя речь (мышление). Данные Уотсона впоследствии были пересмотрены в работах Пиаже, Выготского, Блонского, выявивших другую, более точную динамику формирования внутренней речи.

Методологи бихевиоризма исходили из положения о прижизненности формирования основных психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул (опыт с кроликом).

Уотсон доказал, что эмоции являются результатом привычек и могут кардинально изменяться в зависимости от обстоятельств. Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы; считал, что открытые им факты доказывают возможность формирования определенной, строго заданной модели поведения у всех людей.

Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслугой является и то, что он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, не сводимые к внешне наблюдаемому поведению.

psyera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *