Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е.Л. Доценко
Вы здесь
Пьесы » Психология » Практическая психология » Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита" Е.Л. Доценко
Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии, как психология общения и психология личности.
скачать полностью книгу «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е.Л. Доценко
Практическая психология
- ‹ Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» Е.Л. Доценко
- Введение в психологическое консультирование» А.Н. Елизаров ›
Автор пьесы
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Произведения
0 1 3 5 A C D E F H M N P R S T X А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Популярные статьи
- Пьеса для двух чашек кофе
- Бред
- Ромео и Джельетта
- Лицензия на убийство
- Три песни о Родине
- Время и семья Конвей
- Дрейф
- Финикиянки
- Милые странные девочки из прозрачного фарфора
- Банкомат
- Созвездие Муравьеда
- Город N
- Внутренняя жизнь твердых предметов
- Женский улей
- Сатира
- Сладкоголосая птица юности
- Внуки Ильича
- Гамлет Догга
- Кто-то ходит за окном
- Якутия
Популярные организации
- Кинофестивали
- Модельные агентства СНГ
- Российские киностудии и кинокомпании
- Санкт-Петербург
- Балетные школы
- Документальные студии
- Кинотеатры Минска
- Театры Москвы
- Анимационные студии
- Цирковые училища
- Модельные агентства России
- МГУКИ
- Театры Минска
- Театральные кассы
- другие театральные вузы Москвы
- Зарубежные кинокомпании
- Школы кино и телевидения
- Цирки Москвы
- Кинотеатры Москвы
- Учебные заведения кино, телевидения и радио
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4 Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности. Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми. ISBN 5-88711-088-4 © Е. Л. Доценко, 1997 © ЧеРо, 1997 Оглавление МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН ……….7 Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ….. 15 1.1. Выбор парадигмы …………… 16 1.1.1. Парадигмальные координаты……… 17 1.1.2. Соотношение парадигм………… 22 1. 1.3. Почему герменевтика? ………… 24 1.2. Герменевтика действия…………. 29 1.2.1. Действие как текст…………. 30 1.2.2. Доступность контекстов……….. 32 1.2.3. Квалификация толкователя……… 35 1.2.4. Проблема языка описания………. 37 Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ……… 42 2.1. Феноменологическое описание ……… 42 2.1.1. Феноменологическая представленность или усмотрение?…………… 43 2.1.2. Происхождение термина «манипуляция» … 44 2.1.3. Метафора манипуляции……….. 47 2.2. Психологическое определение манипуляции … 48 2.2.1. Исходные рубежи………….. 49 2.2.2. Выделение признаков………… 60 2.2.3. Формирование критериев ………. 62 2.2.4. Определение манипуляции………. 68 2.3. Психологическое воздействие………. 60 Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ……. 63 3.1. Культурные предпосылки манипуляции. …. 65 3.2. Манипулятивная природа социума……. 68 3.3. Межличностные основания……….. 73 3.3.1. Межличностная общность………. 74 3.3.2. Деформации общения………… 77 3.3.3. Манипулятивные уклонения……… 79 3.4. Имя ему — легион (Манипулятор в каждом из нас)……………. 84 3.4.1. Множественная природа личности…… 86 3.4.2. Внутриличностное взаимодействие…… 88 3.4.3. Внутренний мир манипулятора и его жертвы……………. 92 3.5. Технологические требования………. 97 3.6. Место манипуляции в системе человеческих отношений……………… 100 Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника тайной стражи……………. 105 3 Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ….. 108 4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия …………….. 109 4.1.1. Целенаправленное преобразование информации. …………… 109 4.1.2. Сокрытие воздействия……….. 113 4.1.3. Средства принуждения……….. 114 4.1.4. Мишени воздействия……….. 114 4.1.6. Роботизация…………… 116 4.2. Подготовительные старания манипулятора 117 4.2.1. Контекстуальное оформление…….. 117 4.2.2. Выбор мишеней воздействия…….. 122 4.2.3. Установление контакта ………. 126 4.3. Управление переменными взаимодействия … 128 4.3.1. Межличностное пространство ……. 129 4.3.2. Инициатива……………. 131 4.3.3. Направленность воздействия…….. 132 4.3.4. Динамика…………….. 136 4.4. Информационно-силовое обеспечение….. 137 4.4.1. Психологическое давление……… 137 4.4.2. Информационное оформление……. 140 Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………… 146 5.1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры. ….. 146 5.2. Механизмы психологического воздействия . . . 148 6.2.1. Удержание контакта………… 148 5.2.2. Психические автоматизмы……… 150 5.2.3. Мотивационное обеспечение…….. 163 5.3. Виды и процессы манипулятивного воздействия…………….. 156 5.3.1. Перцептивные марионетки……… 157 5.3.2. Конвенциональные роботы……… 160 5.3.3. Живые орудия………….. 162 5.3.4. Управляемое умозаключение…….. 163 5.3.5. Эксплуатация личности адресата…… 165 5.3.6. Духовное помыкание ……….. 168 5.3.7. Приведение в состояние повышенной покорности……………. 169 5.3.8. Комбинирование………….. 170 5.4. Обобщение модели психологической манипуляции…….. 172 5.5. Деструктивность манипулятивного воздействия…………….. 175 Опыт «изготовления» трагического Моцарта ………… 178 4 Глава 6. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ ……. 185 6.1. Понятие психологических защит……. 186 6.1.1. Психологическая защита в разных теоретических контекстах …. 187 6.1.2. Семантическое поле и определение понятия «психологическая защита» …. 191 6.2. Виды психологических защит……… 194 6.2.1. Межличностные защиты и защиты внутриличностные……… 195 6.2.2. Базовые защитные установки……. 199 6.2.3. Специфические и неспецифические защиты……………… 204 6.3. Механизмы психологических защит…… 208 6.3.1. Неспецифические защитные действия . . . 209 6.3.2- Протекция личностных структур…… 210 6.3.3. Защита психических процессов …… 213 6.3.4. Навстречу манипулятивной технологии . . . 215 6.4. Проблема распознавания угрозы манипулятивного вторжения……… 217 6.4.1. Возможные индикаторы………. 219 6.4.2. Распознавание манипуляции в живом общении. ………… 223 6.5. Надо ли защищаться от манипуляции? …. 227 Начальник тайной стражи при Понтии Пилате защищается…….. 228 Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………. 231 7.1. Защитные действия в условиях манипулятивного воздействия . . . 232 7.1.1. Планирование…………… 232 7.1.2. Процедура…………….. 238 7.1.3. Результаты……………. 240 7.1.4. Обсуждение……………. 242 7.1.5. Свободное истолкование видеофрагмента………….. 244 7.2. Мошенник и жертва: кому больше досталось? ……….. 252 7.2.1. История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства ……………. 252 7.2.2. Был ли великий комбинатор великим манипулятором?……… 260 7.3. Диалог как метод исследования…….. 262 Глава 8. ОБУЧЕНИЕ ЗАЩИТЕ ОТ МАНИПУЛЯЦИИ…………. 265 8. 1. Нужна ли защита?………….. 266 5 8.2. Создание «радара»………….. 270 8.2.1. Чувственный уровень……….. 271 8.2.2. Рациональный уровень……….. 272 8.3. Расширение мирного арсенала…….. 275 8.4. Психотехники совладания ………. 278 8.5. Личностный потенциал………… 281 Глава 9. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ?………. 286 9.1. Управление или помыкание?……… 288 9.2. Образование или развитие?………. 295 9.3. Коррекция или нормирование?…….. 303 Заключение…………………. 315 Приложения…………………. 318 Литература…………………. 328 Предметный указатель…………….. 335 Summary………………….. 342 МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН (вместо введения) «Я работаю главным редактором регионального телевидения. Недавно мне срочно понадобилась одна из уже прошедших в эфире передач: хотелось освежить в памяти некоторые детали, чтобы не получилось разночтений. .. Захожу в студию и объясняю, что мне требуется, режиссеру, которая в это время занималась личными делами. Понятно, что ей не хотелось разыскивать нужную мне пленку, поэтому она сделала вид, что ничего подобного не помнит. Я пробую объяснить, о чем была та передача. Режиссер все так же продолжает «не понимать». Не сдержался — что-то грубое сказал ей и вышел. В коридоре злость отхлынула и мне в голову пришла великолепная идея. Захожу в отдел редакторов и как бы ни к кому не обращаясь, говорю, что недавно у нас в эфире прошла неплохая передача о… Надо посмотреть, можно ли ее на конкурс представить. Автор этой передачи чуть не срывается с места: «Это моя передача. Сейчас принесу.» Не успел кофе себе приготовить — пленка уже была у меня на столе.» История, описанная работником телевидения, примечательна тем, что в ней один и тот же человек в течение короткого времени побывал в двух ситуациях, содержащих успешную манипуляцию. Разница лишь в том, что в первой он оказался потерпевшей стороной, а во второй сам превратился в манипулятора. Манипулятор и его жертва — основные роли, без которых манипуляция не состоится. Соответственно, и подходы к манипуляции у этих двоих будут различны… Однако, если для реализации манипулятивного воздействия достаточно указанных двух позиций, то при рассмотрении манипуляции количество точек зрения увеличивается. К позициям манипулятора и жертвы, включенных в процесс взаимодействия, добавляется множество внешних. В рассматриваемом контексте выделим позицию психолога-исследователя, психотехника и философа-моралиста. Предоставляю слово всем, чьи позиции только что были упомянуты. Каждый из них по-своему сможет объяснить, зачем написана данная книга. 7 Итак, психолог-исследователь. Начиная с В. Вундта, разрабатывавшего раздельно физиологическую психологию и психологию народов, психологическая наука развивалась с двух платформ: со стороны отдельной человеческой психики — в индивидуальном аспекте, и со стороны культуры — в социальном аспекте. Одновременно происходило их постепенное сближение, а стык между ними нередко оказывался одной из точек роста психологии. Современное состояние интересующей нас области подтверждает эту мысль: в последние годы интенсивно разрабатывались как психология общения, так и психология личности, а на их стыке обнажилась малоисследованная зона, содержащая тайну психологического взаимодействия. Соответственно, можно выделить три возможных точки рассмотрения. Во-первых, манипуляция может быть рассмотрена как социально-психологический феномен. Основные проблемы проистекают из вопросов: что такое манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется, при каких условиях наиболее действенна, каковы производимые ею эффекты, возможна ли защита от манипуляции, как последняя может быть организована? Во-вторых, манипуляция представляет собой узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и другие. Литература по психологическому воздействию содержит множество интересных эмпирических исследований и наблюдений, еще ждущих своего теоретического осмысления, вскрытия закономерностей, стоящих за этим многообразием. Есть надежда, что решение пакета проблем применительно к ма-нипулятивному воздействию даст средства решения подобных задач и для всего круга проблем психологии воздействия. И в-третьих, интерес к механизмам защиты от манипуляции перемещает нас в область психологии личности, поскольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихи-ческой динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интеграцией и диссоциацией. Изучение манипуляции в данном аспекте высвечивает новые грани проблемы взаимопереходов между внешней и 8 внутренней активностью, смещая предмет исследования в плоскость общей психологии. Таким образом, изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными. Практический психолог (часто как психотехник). Уже более десяти лет мы являемся свидетелями ранее невиданного для отечественной психологии процесса активного участия психологов в выполнении прямых заказов «со стороны». В дополнение к трудноуловимому социальному заказу психологи стали получать вполне конкретные финансово подкрепленные заявки на выполнение работ, отличительная черта которых — организованное воздействие на людей: групповые тренинги, групповая психотерапия, деловые игры, обучение методам управления, делового общения и т. п. Наличие готовых технологий такого воздействия создает возможность использования их и неспециалистами. Производимый этими технологиями психотехнический эффект создает у заказчика впечатление высокой профессиональной подготовки исполнителя-технолога. В результате технология, начав самостоятельную жизнь по законам рынка, допускает возможность своего употребления как средства достижения и негуманных целей. При каких условиях технология психологического воздействия становится манипулятивной — вопрос, поиск ответа на который составляет одну из задач настоящей работы. Нередко и сам психолог — хочет он того или нет — становится наемным манипулятором. Это случается, например, когда ему заказывают психодиагностическое обследование с тем, чтобы уже принятому администрацией решению придать вид научно (или психологически) обоснованного. Подобное порой наблюдается и при аттестации кадров или формировании резерва на руководящие должности — обследование становится средством оказания давления на подчиненных или даже сведения счетов с неугодными. Манипулятивные нотки довольно часто слышатся уже в самом запросе заказчиков: научи управлять, скажи как воздействовать, посоветуй, что мне/нам с ним/ней/ними сделать и т. п. В большинстве случаев психолог находится в сложной ситуации выбора: с одной стороны, нельзя становиться инструментом в чужой игре, а 9 с другой, отказать — значит самоустраниться, уступив место непрофессионалу, потерять возможность изменить представления заказчика на более конструктивные и гуманные. Знание закономерностей манипулирования позволяет специалисту более грамотно выстраивать свою линию поведения в подобных условиях. Немало случаев, когда сами клиенты ожидают от психолога манипулирования ими, а иногда и прямо ставят его в позицию манипулятора по отношению к себе. Несколько образцов типичных манипуляций по отношению к психологу-консультанту описаны у Э. Берна. Иногда психолога просят научить или помочь защититься от чьих-либо манипуляций. Примером может послужить жалоба клиентки на то, что муж запугивает ее, делает жизнь несносной. Находясь в формальном разводе, не уходит, более того — намерен переселиться к ней в получаемую ею квартиру. Выяснилось, что все сцены начинаются с его «особого взгляда», приводящего эту женщину в состояние страха и готовности снести все издевательства. Довольно часто проблема защиты от манипуляции является составной частью других, комплексных проблем. Поэтому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм. Философ-моралист. Волшебная сила слов проявляется в их «живучести» и « напористости ». Первое означает, что раз появившееся понятие нельзя уничтожить — можно лишь видоизменить. С одной стороны, понятие задает бытие обозначаемого явления — порождает его «жизнь» в представлениях людей. Как только широкой публике становится известно, что в мире существует, скажем, манипуляция, то эту манипуляцию начинают замечать везде. И тогда возникает соблазн — особенно у заинтересованных исследователей или политиков от науки — растянуть это понятие на возможно больший класс явлений. При желании манипуляцию — или по меньшей мере ее элементы — можно обнаружить практически в любом фрагменте взаимодействия. Но так ли это на самом деле — вопрос, требующий ответа. С другой стороны, содержание понятия гибко подстраивается под запросы новых поколений и задачи нового времени. С манипуляцией, первоначально обозначавшей лишь ловкость 10 и квалифицированные действия, случилось то же самое — сейчас этот термин употребляется по отношению к взаимодействию людей. Смена поразительна тем, что в первом значении к манипуляциям (например, медицинским или инженерным) относились с почтением к мастерству выполнявших их людей. Во втором же значении манипуляция обозначает нечто предосудительное. Это относительно «живучести». «Напористость» слов отражает их поразительную активность и действенность. Практика использования какого-либо термина со временем ведет к видоизменению других понятий, особенно смежных. Как только одно и то же явление из «макиавеллианизма» перекрасилось в «манипуляцию», оно начало придавать новые оттенки таким понятиям как «управление», «контроль», «программирование» и т. п. Кроме того, понятие, обозначившее какое-нибудь явление, требует, чтобы с этим явлением что-то делали. В случае с манипуляцией нередко возникает желание испытать ее силу в чистом виде — и это не может не настораживать. Вместе с тем параллельно разговорам о манипуляции возникает и проблема того, как от нее можно защититься — а это уже следует признать позитивным результатом появления термина «манипуляция» в данном значении. Исследовать отмеченные моменты — также в ряду задач настоящей монографии. Манипулятор. Почему-то принято считать, что манипуляция — это плохо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны. Таких примеров только в фольклоре можно найти десятки. Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль средства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно Довелось общаться. В значительной степени поэтому манипуляция вызывает интерес не только исследователей, но и широкой публики. Еще одна причина такого интереса заключается в том, что 11 многим людям, управленцам в частности, пока еще трудно представить себе эффективное управление без использования манипуляции. Взгляды как идейных так и стихийных манипуляторов устремляются за помощью к психологии в надежде найти подсказки. Армия заинтересованных читателей перерывает массу литературы в поисках сведений о том, как влиять на людей. Неудивительно, что появление книг, специально посвященных данному вопросу, неизменно встречает и внимание, и поддержку. Психологические знания действительно помогают эффективней управлять людьми. Например, если известно, что толстяки как правило добродушны и любят поесть, то имеет смысл учесть это, чтобы в случае необходимости суметь настроить такого человека на благосклонное отношение к себе. Или наоборот — привести его в дурное расположение духа, если то необходимо. Другой пример. Если, скажем, принять положение К. Юнга о том, что род души человека и его биологический пол не совпадают, то становится понятно, как можно помыкать мужчиной, мужественность которого вне всяких сомнений. Достаточно в нужный момент ставить эту мужественность под сомнение — и мужчина снова и снова будет бросаться доказывать свою мужественность. Короче, почти любая книга по психологии — пока последняя находится в нынешнем своем состоянии — помогает эффективней манипулировать людьми. Тем более это справедливо по отношению к данной книге о манипуляции. Поскольку многие манипуляторы — всего лишь самоучки, то несомненна польза в книгах, которые помогли бы манипуляторам повысить свое мастерство. Вопрос ведь не в том манипулировать или нет — все люди регулярно делают это. Важно научиться манипулировать аккуратно, не вызывая подозрений со стороны своих жертв — зачем рубить сук, на котором сидишь… Жертва манипуляции. Почти вся академическая психология строится на мани-пулятивных основаниях. Человек в ней мыслится как испытуемый, нередко вообще как объект — восприятия, получения информации, воздействия, образования, воспитания и т. п. Примеров много: стремление разделить людей на типы, выявить корреляционные связи, позволяющие прогнозиро- 12 вать поведение человека в зависимости от тех или иных условий, стремление установить всеобщие (верные для всех людей) закономерности и т. п. Все это ведет к стереотипному подходу, к унификации знаний о человеке. Психология индивидуальных различий в таком контексте выглядит как слабое исключение, подтверждающее Большое Правило. Спору нет — получаемые академической наукой сведения полезны и нужны. Сейчас же речь о том, что эти знания и подходы — великолепный подарок манипуляторам. А раз уж так получилось, то, возможно, психологии пора заняться еще и тем, как от обученных ею манипуляторов защищаться. С одной стороны, важно выяснить, что происходит в душе человека, на которого оказывается манипулятивное давление. Бывает ни сейчас, ни потом, когда тебя уже одурачат, не удается понять, откуда появляется та или иная эмоциональная реакция, почему возникает желание взорваться и наговорить глупостей, хотя внешне все выглядит так мирно… Детальный анализ внутренних процессов, как известно, способствует овладению ими. С другой стороны, не менее важно также изучить опыт успешной защиты: как происходит совладание с внешним давлением, откуда черпается сила для отпора, какими средствами и приемами люди при этом пользуются и т. д. Все это поможет нам научиться решать задачу защиты от манипуляции практически: в чем можно найти опору для организации отпора агрессору, какие для этого средства могут быть использованы, каким образом такие средства могут быть созданы, какие тактики могут быть употреблены и т. п.? Не менее важна также проблема создания условий, в которых необходимость защиты от манипуляции была бы снижена. Такая проблема возникает там, где создаются психологические службы. Известно, что всякая психологическая служба, если она стремится стать полноценной, развивается в сторону тотального охвата людей, для воздействия на которых она создается. Как сделать, чтобы служба обслуживала, а не подавляла — пусть и несколько утопический, но не лишенный смысла (особенно здравого) вопрос. * См., например, [Ковалев 1987, 1989; Гроф С. 1993]. 13 * * * Итак, уважаемые читатели, теперь вам известен круг проблем, относящихся к теме межличностной манипуляции. Решающим соображением, которое подтолкнуло меня к работе над данной темой, было то, что хорошая манипуляция, имеющая точно намечавшийся и достаточное время сохраняющийся эффект, является произведением искусства — искусства влиять на людей. В манипулятивном спектакле восхитительным образом сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Разрушить столь искусственную (сколь и искусную) конструкцию в большинстве случаев несложно, тогда как придумать и успешно воплотить хорошую манипуляцию труднее, чем от нее защититься. Поэтому защита от манипуляции — это в значительной степени технология. А как известно, технологией (или ремеслом) овладевать легче, чем искусством. Поэтому пристальное рассмотрение проблемы манипуляции, как мне представляется, дает больше преимуществ жертвам манипулятив-ного вторжения, а не манипуляторам. Рефлексия способов порождения знаний, средств их преобразования и путей использования составляет предмет методологической заботы исследователя в любой отрасли знания. Психология особенно чувствительна к методологическим проблемам. Объяснить эту особенность можно ее двойственным положением в статусе то ли естественной, то ли гуманитарной. Спор о том, относить психологию к гуманитарным или естественным наукам, похоже, все еще не завершен. Оснований для вынесения как одного решения, так и другого можно, как и во всяком длительном споре, привести множество. По-видимому, как это часто бывает, спор ведется исходя из разных, до сих пор не отрефлексированных, оснований. Психологам в силу такого положения нашей науки достается немало хлопот в том, чтобы определиться в собственной логике работы. Проблема встает с особенной остротой, когда предметом психологических исследований становится общение людей, глубинные или вершинные внутриличностные процессы. «В результате приходится констатировать, что живая реальность человеческих отношений либо недоступна научно-психологическому анализу вообще, либо требует другой методологии» [Смирнова 1994, с. 8]. Стремление определиться в собственной логике исследования и вызвало к жизни эту главу. Сфера действия заявленных положений и сделанных выводов при этом ограничена только настоящим исследованием. Речь идет не о предложении новой методологии и не о призыве к коллегам изменить логику психологических исследований, а лишь о прояснении — удобства в работе ради — собственной позиции. Начало настоящей главы посвящено поиску оснований, позволяющих объяснить выбор методологической платформы, в рамках которой выполнена данная работа. Затем внимание читателей будет при- 15 влечено к обоснованию адекватности избранной методологической парадигмы применительно к поставленным исследовательским задачам. 1.1. Выбор парадигмы Трудность, с которой сталкивается психолог-исследователь, заключается в том, что ему приходится лавировать между общенаучными нормами и внутренней сущностью изучаемой реальности. С одной стороны стоят традиции университетского психологического образования, которые (в части программ) отражают ценности и требования экспериментальной науки, явно ориентирующие на физику как «образцовую» науку. Примеры постулатов естественнонаучного способа мышления: • факты — превыше всего, • законы природы — это обнаруживаемые исследователями устойчивые тенденции или факторы, действительно существующие там, где мы их обнаруживаем — в природе, • истина — одна для всех, • любое суждение является или истинным, или ложным — третьего не дано и т. п. С другой стороны психолог соприкасается с несколькими классами психических феноменов, которые упрямо отказываются подчиняться естественнонаучной логике: факты возникают в результате желания их иметь; почти каждое утверждение оказывается относительным и допускает множественность истолкований; как факты, так и суждения видоизменяются при смене контекста; взаимосвязанность всего со всем столь велика, что «установить наличие зависимости» можно между всем, что угодно… Научные нормы предписывают проводить подробный анализ, который, препарируя и умерщвляя живую ткань жизни, ведет к более детальному описанию — ив этом смысле пониманию — изучаемой реальности. Но платить за это приходится потерей целостности понимания [Гадамер 1988; Хёйзинга 1992; Гроф 1993; Крипнер и де Карвало 1993; Бейтсон и Бейтсон 1994; Федоров 1992, 1995]. Прогрессирующее дробление предмета исследования ведет к узкой спе- 16 циализации, в результате — к утрате контекста. Сущность психологической феноменологии, наоборот, требует умения восстанавливать этот контекст, более того, включать его в работу, буквально «держать под рукой». В противном случае от нас ускользает само качество психического. В естественнонаучной логике идеалом является умение предсказать некое явление, основываясь на законе, которому это явление подчиняется. Психическая же реальность такова, что основную свою сущность выражает в непредсказуемости [Налимов 1990]. Стремление предсказывать неизбежно сдвигает исследователя на изучение следствий из этой сущности, более поверхностных ее проявлений. Психологам приходится отказываться также и от привычки мыслить в рамках дихотомии «или верно, или неверно». Взамен приходит суждение «все верно и все неверно одновременно», которое предполагает проводить тщательную рефлексию исходных оснований при вынесении оценочных суждений. Каталог: media -> uploads Скачать 4.24 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Катализируемое родием [2π + 2π + 2π]-циклоприсоединение алкиниламидов и сероуглерода к индолотиопиранов тионам ()
Бенджамин Дассонневиль, Феликс Хинкель, Хайнер Детерт
Международный журнал органической химии Том 13 № 1, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/ijoc.2023.131003 18 загрузок 84 просмотров
Синхронная папиллярная карцинома щитовидной железы и почечная эпителиоидная ангиомиолипома с метастазами в печень или сочетанием: клинико-патологические характеристики и исход ()
Дук Тхань Ле, Тхи Ван Нгуен, Туан Ань До, Чин Трунг Ву, Кхоа Хонг Фам, Ту Ван Дао, Чу Ван Нгуен
Журнал библиотеки открытого доступа Том 10 №3, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/oalib.1109736 6 загрузок 34 просмотров
Гангрена Фурнье у ребенка, госпитализированного в педиатрическое отделение неотложной помощи клинической больницы имени Габриэля Туре ()
Дембеле Адама, Сиссе Мохамед Эльмулуд, Того Пьер, Таль Курейсси, Майга Белко, Кейта Дженеба, Думбия Абдул Карим, Кулибали Умар, Исса Амаду, Амаду Ибрагим, Кулибали Бакари, Траоре Калиру, Того Бубакар
Открытый журнал педиатрии Том 13 № 2, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/ojped.2023.132027 6 загрузок 35 просмотров
Систематический обзор и метаанализ рандомизированных контрольных испытаний для проверки роли нестероидных противовоспалительных препаратов в качестве защитного фактора у субъектов с болезнью Альцгеймера ()
Акаш Астана, Шашанк Трипати, Рахна Агарвал
Успехи в лечении болезни Альцгеймера Том 12 № 1, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/aad.2023.121001 9 загрузок 60 просмотров
Влияние хитина, биоугля и навоза на урожай и качество баклажанов и зеленого перца ()
Джордж Ф. Антониус, Анудж Чилувал, Анджан Непал
Сельскохозяйственные науки Том 14 №3, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/as.2023.143024 11 загрузок 50 просмотров
Исследование генетической структуры и разнообразия маниоки ( Manihot esculenta ) Зародышевая плазма африканской мозаики маниоки и выход корней при хранении в свежем виде()
Джанату Вероника Сесай, Айя Лебби, Ричард Уодсворт, Эфраим Нуваманья, Сулейман Бадо, принц Эммануэль Норман
Open Journal of Genetics Vol.13 No.1, 14 марта 2023 г.
DOI: 10.4236/ojgen.2023.131002 9 загрузок 36 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаУкраина сообщает о разграблении херсонских музеев российскими войсками | International
Select:
- — — —
- España html?ed=es_despl»> América
- México
- Colombia
- Chile
- Argentina
- USA
International
International
Russian offensive in Ukraine
Before покидая освобожденный город, оккупанты погрузили ценные работы для переселения в Крым, где 10 000 штук хранятся на «охране» в Симферополе
Полотно Ивана Айвазовского (1817-1900), похищенное из Херсонского художественного музея.Перед тем, как покинуть украинский город Херсон, оккупационные российские войска загрузили бесценные произведения, принадлежащие двум главным музеям города, и организованно увезли их на грузовиках и автобусах в направлении Крыма. Это подтвердила EL PAÍS Алина Доценко, директор Херсонского художественного музея, который вместе с Херсонским краеведческим музеем был разграблен отходящими войсками.
Подобные истории появились и в других районах, оккупированных русскими войсками: одни указывают на разрушения, другие на грабежи, а порой и на ощущение, что за фасадом первых может скрываться второе. «Русские вошли в Херсон 1 марта. Они пришли в музей, но изначально ничего не трогали. Мы солгали им, сказав, что наша коллекция была эвакуирована, и в течение двух месяцев нам удавалось держать их в страхе», — сказал Доценко EL PAÍS из Киева. «Русские вернулись позже, одетые в штатское, но вооруженные», — добавляет директор, который на этой неделе отправляется в поездку в Херсон, чтобы ознакомиться с состоянием музея после вывода московских войск из города.
«Когда пришли российские войска, музей был закрыт, потому что мы вели реставрационные работы. Наша коллекция была упакована и хранилась в специальном запираемом хранилище, которое находилось внутри здания», — поясняет Доценко. «4 мая мне [оккупационные власти] позвонили и предложили организовать выставку к 9 мая, приуроченному к Дню Победы [годовщине окончания Великой Отечественной войны]. Я им объяснил, что музей закрыли на ремонт и что предметов из нашей коллекции там больше нет. Я также сказал им, что не хочу связываться с оккупационными властями.
«Нам сказали, что пришли освобождать нас от радикальных националистов и спросили меня, почему я не последовал примеру своего коллеги, директора Краеведческого музея, который принял их с букетом цветов и добровольно передала свою коллекцию.
«Обвинив меня в неуважении к властям, которые, конечно же, собирались остаться здесь навсегда, на следующий день вызвали меня в прокуратуру. Я знал, что это означало, что меня отвезут в подвал, место, откуда была опасность уплыть вниз по Днепру…» — говорит Доценко.
‘Казаки’ Васильковского Сергия.В ту ночь директор сбежала из Херсона, а через три дня добралась до Киева проселочными дорогами. Ее коллега из Краеведческого музея, который встречал россиян «с цветами», исчез, как и трое сотрудников Херсонского художественного музея, которые, по словам Доценко, должны были сотрудничать с россиянами и предоставить им доступ к коллекции.
«31 октября рядом с музеем появились первые грузовики. К тому времени они уже больше недели загружали коллекцию Краеведческого музея под присмотром его директора, который сейчас является подозреваемым в проводимых Киевом расследованиях», — говорит Доценко. Погрузка в Художественном музее продолжалась до 4 ноября. Машины не выстраивались в колонну, а уезжали одна за другой по мере заполнения, добавляет Достенко.
Из коллекции Херсонского художественного музея, состоящей из 14 000 каталогизированных произведений искусства, около 10 000 были перемещены в Центральный музей Тавриды в Симферополе, Крым, подтвердил в понедельник EL PAÍS его директор Андрей Мальгин. «У нас есть 10 000 штук, и мы их инвентаризируем. Министерство культуры Крыма устроило так, чтобы мы держали их здесь, пока нам не скажут обратное», — сказал Мальгин, по словам которого работы находятся в его музее для «защиты» от военных повреждений и хранятся «в концертном зале, потому что это единственное достаточно большое место.
«Коллекция принадлежит Херсонскому художественному музею, и мы вернем ее им, когда начальство скажет», — добавил он. «Наша задача — следить за тем, чтобы они не были потеряны или повреждены». На вопрос, зависит ли возвращение предметов в Херсон от того, находится ли город под контролем России или Украины, Мальгин уклонился от ответа и повторил, что решение остается за властями. «Мы не лезем в политику», — заключил он.
«Это огромная потеря, потому что эти музеи [в Херсоне] рассказывали историю юга Украины», — говорит Хана Мамонова, журналист, в настоящее время занимающаяся документированием военных преступлений, в том числе преступлений против культуры.
Плита XV века, принадлежавшая церкви, разрушенной в советское время.Важность Херсонского художественного музея в том, что он разрушил пропагандистский нарратив Москвы о том, что юг Украины — это Россия. В этом музее были экспонаты с XVII века до наших дней, в том числе коллекция икон, написанных в Украине, которые частично — все, что осталось от храмов, разрушенных в советское время», — говорит Мамонова из Киева. Были также работы представителей русского реализма и движения передвижников. В коллекции музея были полотна Ивана Айвазовского (1817-1919 гг.).00), Зинаиды Серебряковой (1884–1967), Константина Маковского (1839–1915), Ивана Крамского (1837–1887), Николая Пимоненко (1862–1912), Татьяны Яблонской (1917–2005) и других.
Коллекция Херсонского краеведческого музея передана Херсонесскому музею под Севастополем в аннексированном Крыму, сообщают музейные источники в Севастополе и Киеве. Особое значение в этой коллекции имеют археологические находки, документирующие историю северного Причерноморья, где поселились древние цивилизации, в том числе скифы и греки. Среди пропавших предметов есть предметы из города Ольвия, процветавшего в устье Днепра в VI веке до нашей эры, а также несколько инкрустированных плит XV века из крепости Белгород на реке Днестр недалеко от Одессы.
Случаи грабежей зафиксированы и в Мелитополе, где, по словам мэра города, был разграблен Губернский музей, где хранилось золото скифской эпохи. Одной из самых больших потерь для культурного наследия Украины стал сгоревший во время бомбежки музей греческого художника-пейзажиста Архипа Куинджи в Мариуполе. Куинджи (1840-1910) был уроженцем города и одним из крупнейших художников-пейзажистов своего времени.
Подпишитесь на наш еженедельный информационный бюллетень , чтобы получать больше новостей на английском языке от EL PAÍS USA Edition
Дополнительная информация
Российская подпольная пресса бросает вызов путинской пропагандистской машине
Хавьер Г. Куэста | Москва
Договариваться или не договариваться с Путиным? Союзники Киева разделились после отступления русских из Херсона
Макарена Видаль Лий / Мария Р.