Эдипальный период – Эдипов комплекс — Википедия

«Давай избавимся от матери!» — эдипальный период у детей. Когда паниковать?

 

«Мама, ты будешь моей женой?», − робко спрашивает сын у своей матери. «Папа, когда я вырасту и мама станет старой буду твоей парой» кокетничает с отцом маленькая дочь. Думаю, вы слышали подобные фразы из уст своих детей и скорее всего сами говорили подобное в дошкольном возрасте. Это, так называемый — «эдипальный период» или «эдипов комплекс» влечение к родителю противоположного пола. Вы ужаснулись, в голове прокрутилось страшное слово «инцест»? Не волнуйтесь, к нему эдипальный период отношение имеет косвенное (в него углубляться не будем, это уже проблемы с психикой) Вот как реагировать на ребенка в эдипальной фазе развития, чтобы не навредить? Об этом и поговорим.

Все по Фрейду

Эдипов комплекс описал в своих работах Зигмунд Фрейд в начале ХХ века. Выражается он в романтической влюбленности ребенка в родителя противоположного пола. Обычное нормальное становление личности, которое проживают все без исключения дети

от трех до шести лет. Еще в 50-х годах известный доктор Спок в книге «Ребенок и уход за ним» описывал эдипальный период так: «Мальчики испытывают любовные чувства к матери, а девочки — к отцу. До сих пор любовь мальчика к матери определялась его сильной зависимостью от неё и мало чем отличалась от чувств младенческою возраста. Но теперь в ней появляются романтические черты, он начинает питать к ней чувства, которые свойственны, скорее, отцу. В 4 года, например, он решает жениться на матери, когда вырастет. Малыш еще не совсем понимает суть брака, но твердо знает, какая из женщин более всего привлекает его на этом свете. У девочки, примером для которой продолжает оставаться мать, развиваются те же чувства к отцу. Подобная романтическая привязанность способствует духовному росту детей, развивает здоровые чувства к противоположному полу
. Все это в будущем поможет детям создать нормальные сем
ьи. Но у этих чувств есть другой аспект, вносящий в жизнь ребенка определенный дискомфорт…..  Взрослея, девочка также все более хочет стать единственным любимым существом для своего отца. В ней иногда возникает желание, чтобы с матерью, которую она продолжает крепко любить, что-нибудь случилось и они остались с отцом вдвоем. Например, она может заявить матери: «Если хочешь, можешь надолго уехать. Мы с папой отлично управимся сами. Но ей кажется, что мать тоже ревнует её к отцу, и начинает испытывать глубокие внутренние переживания».

Маменькин сынок 

Забавно наблюдать, когда сын признается в любви к матери, когда он переживает к ней романтические чувства и обещает жениться, несмотря на наличие отца. Эдипальный период для мальчиков очень важен. Он впервые (и не в последний раз) вступает в борьбу за внимание. Он может испытывать к отцу чувство отчуждения, нежелание с ним делить маму, ревность. Мальчик осознает свою принадлежность к сильному полу, пытаясь завоевать свое место в семейной иерархии. При этом, всячески подражая папе. После эдиапального периода его жизнь не будет прежней. Соперничество плотно войдет в нее.

Папина доця 

Внешне девочки эдипов комплекс переживают более спокойно, чем мальчики. На деле их переход еще более болезненный. Мальчикам не нужно выбирать между «первой любовью». Ею остается мама. Девочка должна сделать выбор. Он не в пользу матери. Так как природа девочек и мальчиков разная, мальчишки завоевывают мир агрессией, девочка кокетством. Она пытается быть похожей на маму, всячески окручивая папу нежностью и вниманием. Внутри же у нее бурлит вулкан ревности, она не хочет делить отца ни с кем. Детям вообще сложно совладать с эмоциями, когда они стоят на грани любви и ненависти

и подавно.

Как помочь пережить?  

Родители зарубите на носу: ребенок должен пережить эту фазу. Ее не нужно облегчать, она не менее важна, чем правильность формирования половых органов. Родители не должны высмеивать чувства ребенка. Мама не должна холодно относиться к влюбленным заявлениям сына. Ее игра в «Снежную королеву» выльется в боязнь строить отношения, влюбится, в страх перед женщинами. Мама не должна остро реагировать на соперничество с дочерью. Маленькая девочка, высмеянная матерью, может вырасти с глубокими комплексами перед мужчинами, половой забитостью или, наоборот, распущенностью. Папа, в свою очередь, не должен отбивать жену у «соперника» или глумится над чувствами сына, тем более наказывать физически за них. Агрессивные реакции перерастут в ненависть к отцу и невозможность строить адекватные, партнерские отношения с мужчинами в будущем.

Как реагировать?

Как бы мило не звучали призывы сына женится на маме, мама должна объяснить — это невозможно, она замужем, у нее есть мужчина папа. В будущем сын встретит прекрасную девушку и женится на ней. Каким бы мимимишным кокетством не обкручивала дочь папу, папа должен также реагировать спокойно, объясняя, что от мамы он избавляться не будет – она его женщина. Родители, максимально сосредоточьтесь на своих отношениях, не давая даже малейшей надежды занять место одного из вас в треугольнике. Любовь к ребенку выражайте через любовь друг к другу. Вы не должны прятаться по углам, в страхе уязвить чувства ребенка. Нежность и уважение при детях  способствует правильному становлению сексуальной личности ребенка. Он должен прожить ревность. И точка. Тогда к шести годам, сын смирится и отпустит маму, чтобы завоевать признательность противоположного пола.  Дочь, возьмет отца, как пример идеального партнера и начнет искать его вне стен дома.

Если же вы видите, что эдипальный комплекс у ребенка проходит крайне тяжело, есть чрезмерная агрессия или замкнутость – лучше обратится к специалисту. Помогите спокойно пройти детям этот нелегкий период становления.

comments powered by HyperComments

badmama.com.ua

От 0 до 5-ти. Тезисы о теории психосексуального развития. Эдипальный конфликт.

От 0 до 5-ти. Тезисы о теории психосексуального развития. Эдипальный конфликт

Психосексуальное развитие – это строгая последовательность стадий разворачивания инстинктивной энергии, направленная на перевод физического содержания в психическое измерение и адаптацию организма к среде. Конечной задачей развития является формирование сознания и социализация.

Инстинктивная энергия (либидо) с течением времени мигрирует от одной эрогенной зоны к другой. Каждая из этих зон в разные периоды жизни лучше всего приспособлена для разрядки инстинктивного возбуждения и связана с выполнением особой задачи развития.

Проблемные точки этого процесса обозначаются как фиксации на определенной стадии психосексуального развития. Это может быть связано либо с чрезмерной фрустрацией, либо со сверхзаботой. Наличие фиксации приводит к появлению специфических характерологических компонентов в зрелом возрасте, а также регрессу к ранним формам удовлетворения в сложных жизненных ситуациях, сопровождающихся срывом адаптации.

Маленький ребенок полиморфно перверсен, то есть управляется недифференцированной сексуальностью. Задачей психосексуального развития является дифференциация сексуального возбуждения, привязывание сексуальной активности к гениталиям и разворачивание аутоэоротизма к гетероэротизму.

Стадия
Возрастной период
Зона сосредоточения либидо
Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная
0—18 месяцев
Рот (сосание, кусание, жевание)
Отвыкание (от груди или рожка).

Отделение себя от материнского тела

Анальная
1,5–3 года
Анус (удержание или выталкивание фекалий)
Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая
3—6 лет
Половые органы (мастурбация)
Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

На оральной стадии ребенок занимает сначала орально-пассивную, а затем орально-садистическую позицию. Фиксация на этой стадии приводит к формированию орального характера. Взрослый человек с подобными характерологическим особенностями будет неосознанно подавлять свои потребности, считая их чрезмерными для окружающих и, таким образом, будет хронически оставаться голодным. Компенсаторный механизм такого характера – стремление к оральному удовлетворению в виде отношений зависимости с человеком или химическим агентом.

В анальном периоде также выделяются две стадии – изгоняющую и удерживающую. На анальной стадии ребенок обучается управлять своим окружением благодаря формирующейся способности контролировать функции кишечника.

На фаллической стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг половых органов. Мастурбация позволяет управлять своим возбуждением, обучает управлению сильными впечатлениями.

На фаллической стадии возникает очень важное психическое образование, известное как Эдипов комплекс. Лучше говорить об эдипальном конфликте, поскольку он связан с желанием обладать и невозможностью добиться этого в реальности. Разрешение эдипального конфликта приводит к переходу от желания обладать матерью к необходимости интроецировать значимые качества отцовской фигуры. Эдипальная ситуация сопровождает человека всю оставшуюся жизнь. Проявлением эдипальной ситуации являются переживания соперничества, конкуренции, зависти, ревности, возможное обладание партнером, зависимости любовной привлекательности от достижений. Также эдипальная ситуация может символически обозначать желание регресса к ранним симбиотическим отношениям с помощью сексуального действия.

Эдипальный конфликт выполняет несколько важных задач. Во-первых, в эдипальной ситуации впервые появляется третий. Ребенок от симбиоза с матерью сначала переходит к отношениям с частичными объектами, затем к диадным отношениям с матерью, затем к триадным с матерью и отцом. Таким образом, постепенно осуществляется переход к жизни в социальной группе.

Во-вторых, в эдипальной ситуации ребенок еще раз сталкивается с принципом реальности. В мифе об Эдипе правда становится известной после того, как преступление уже состоялось. Фантазия о реальности разбивается самой реальностью В эдипальной ситуации ребенок вынужден признать страшную правду о том, что он не взрослый. Но при при хорошем разрешении эдипального конфликта, отношения с ним продолжаются. С точки зрения Мелани Кляйн эдипальная ситуация разрешается одновременно с переходом от параноидной стадии к депрессивной, при которой ребенок интегрирует опыт хороших и плохих отношений в одном человеке и при этом сохраняет постоянство отношений с ним. Ребенок впервые видит разницу между притязанием и возможностью, физическим и психическим.

В-третьих, нахождение в так называемой третьей позиции – не в виде участника, а в виде наблюдателя – закладывает зачатки того, что в будущем становится особым психическим образованием, известным как наблюдающее Эго.

В-четвертых, с разрешения эдипального конфликта начинается формирование Супер-Эго. Поздние идентификации приводят к тому, что ребенок интроецирует не реальных родителей, а идеальных, очищенных от всего искажающего и человеческого. Идентификация осуществляется легче в отношении того объекта, который обладал большим фрустрирующим потенциалом.

В отличии от остальных стадий психосексуального развития, во время которых ребенок имеет своей задачей преодолевать сопротивление среды, на фаллической стадии, во время эдипального конфликта он должен проиграть и быть символически изгнан из родительской пары. Если этого не происходит, неразрешенная эдипальная ситуация может становится частью перверсий.
Можно говорить о том, что с разрешением эдипальной ситуации начинает формироваться организация характера невротического уровня. Невроз как культурный феномен является выражением конфликта между стремлением к индивидуации и потребностью в принадлежности. Эдипальный конфликт позволяет приступить к решению вопроса о том, как жить в мире, в котором присутствуют другие. До фаллической стадии ребенок преимущественно озабочен проблемами физического выживания, а также вопросами сепарации и зависимости в диадных отношениях. В этом смысле эхо эдипальной ситуации, как и утверждал Фрейд, действительно преследует человека всю оставшуюся жизнь.

xn—-otbnhbbcn2f4a.xn--p1ai

Блог Светланы Дутты — Сон в маминой постели: опасности «Эдипова периода» ребёнка

Тема родительской пары чаще всего проявляется в психоанализе в контексте Эдипальной проблематики. Что такое Эдипов комплекс (он же Эдипов конфликт) попробуем разобраться сегодня.

Свое название это явление получило благодаря мифу о Царе Эдипе, который по незнанию убил своего отца и женился на своей матери.  Согласно З. Фрейду, по достижении ребенком примерно трех лет, он вступает в фазу развития, которая приходится на развитие и расцвет Эдипова конфликта. Суть этого внутреннего конфликта заключается в том, что у ребенка появляется неосознанное желание обладать родителем противоположного пола, устранив одновременно родителя одного с ним пола.  Разумеется, сам ребенок не догадывается о том, что с ним происходит и в бытовой ситуации это выглядит, как: «Мамочка, ты самая лучшая. Когда я вырасту, я на тебе женюсь» или: «Папочка, посмотри какое у меня красивое платьице. Ты женишься на мне, когда я вырасту?» Или ребенок все чаще предпринимает попытки перейти спать в родительскую спальню, при этом мальчик может озвучивать папе что-то вроде предложения уйти «наподольше» или  остаться ночевать на работе.

З. Фрейд полагал, что большинство детей понимает суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают взрослые. Когда-то эта идея шокировала аристократическое общество, в котором существовало множество запретов. Сегодня, спустя сто лет, «шокируют» некоторые взрослые, зачастую обнажаясь в домашней обстановке перед своими чадами, позволяя проникать во взрослую кровать, которая безусловно ребенку представляется удобнее его собственной, переодеваясь перед ребенком и не закрывая двери, которые должны быть закрыты.

Ребенок, основываясь на фразах, эпизодах, наблюдениях, интуиции, рисует в голове – «первосцену». Но здесь крайне важным является то, что детское развитие не имеет никакого отношения к взрослой сексуальности – это две абсолютно разные истории, а потому, когда речь идет о первичной сцене, мы должны понимать, что это – фантазия. Другими словами, каждый ребенок себе это фантазирует, но в норме – ни один ребенок не должен видеть, что происходит в родительской спальне. С детьми – язык нежности, а не страсти. Детей – не ласкают, а обнимают. У ребенка нет возможности перерабатывать взрослое возбуждение и справляться с ним. Детские страхи, неврозы, гиперактивность, капризность, истерики – лишь некоторые последствия отрицания разницы между взрослыми и детьми. Как ребенок может уважать Мать или Отца (бабушку, дедушку, любого старшего), если папа спит в детской или на полу, а сын спит с мамой в одной кровати.

Равно как фантазия о «первосцене» должна оставаться фантазией, так и фантазия ребенка об «устранении» родителя своего пола в норме не должна совпадать с реальностью. Едва ли есть что-то страшнее и хуже для ребенка, чем реальная смерть родителя своего пола, пришедшаяся по времени на его Эдипов период. Это было бы травмой, с которой невозможно справиться самостоятельно. Известный пример – история Ф. М. Достоевского с его «Преступлением и Наказанием», ведь маленький Федя хотел, чтобы папа умер, когда слышал, как он бьет мать, и как мать несчастна. А отец действительно умер. И тогда «нет наказания сильнее внутреннего», ибо тогда это как будто он сделал, он виновен, отец умер (или мать), потому что он так захотел или подумал.    

Переживание в детстве смерти родителя своего пола может повлечь так называемый Эдипов триумф, который, однако, будет иметь наряду с триумфальностью драматичные и, возможно, даже трагичные последствия, так как смерть родителя бессознательно будет восприниматься как исполнение собственного желания.  Эдипов триумф возможен также и в тех случаях, когда мать презирает всех мужчин, включая отца ребенка, но при этом боготворит самого ребенка (особенно, если он – мальчик), если на Эдипов период ребенка приходится развод родителей или если отца (матери) вовсе нет и с ним (с ней) не приходится конкурировать.

Что же должен говорить достаточно хороший родитель в случае Эдипа? Мама могла бы сказать сыну «Сынок, ты никогда не сможешь на мне жениться, потому что я уже замужем за твоим отцом, а ты всегда будешь моим сыном». Также папа может предложить дочери «дождаться своего «принца», потому что он уже женат на маме. То есть мы понимает, что существует Закон, накладывающий запрет. Но когда вводится запрет? Вы часто запрещаете  ребенку есть много лука или чеснока? В этом нет логики! Приходится запрещать то, что сладко и небезопасно для здоровья, а лук он и сам есть не станет, предпочитая шоколад и сладости. Запрет нужен лишь потому, что есть бессознательные тенденции каждого человека, проявляющиеся во влечении к родственникам, на которых нельзя жениться и которым можно препятствовать благодаря табу.

З. Фрейд находил подтверждение Эдипова комплекса в родственных связях, клановых отношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах. С точки зрения Фрейда, феномен Эдипова комплекса является универсальным, то есть свойственным всем людям без исключения. Просто в обществах, цивилизованных и социально развитых есть запрет на кровосмешение (инцест). Причем у оставленных детей, у брошенных в детдоме этот конфликт также имеет место быть. Но они – пленники своего происхождения, всю жизнь пытаются найти мать, отца, встретить братьев или сестер. И, по мнению некоторых психологов, ведущей фантазией тогда может являться влюбленность по незнанию в кровного родственника.

Согласно психоаналитической теории все в нашей психике выстраивается и структурируется вокруг Эдиповой проблематики, отсюда и все ситуации, заставляющие нас страдать – вокруг ревности, зависти, удовольствия и неудовольствия, вокруг чувства собственной исключенности. Если нас исключают из группы, то мы страдаем. Если нам изменяют, мы страдаем. Если мы даже просто фантазируем, что кого-то любят больше, мы также страдаем от фантазии, как если бы это было в реальности.

В истории государства Российского известны примеры, когда Эдипов конфликт разворачивался в реальности, выходя за рамки фантазийного и приводя к трагическим последствиям. Это происходило не тогда, когда наследники находились в Эдиповом возрасте, но разворачивалось позже, по сути, представляя собой реальное отцеубийство, а в некоторых случаях, чтобы его «предотвратить» отцы шли на сыноубийство. Иван Грозный убивает собственного сына. В царской семье Романовых убийства происходили уже не от «горячего нрава», не от душевных болезней, а в результате заговоров. Петр I Великий, крайне разочарованный в своем старшем сыне Алексее отправляет его на смертную казнь. Алексей, однако, не доживает до исполнения приговора и умирает при загадочных обстоятельствах. Павел I оказывается свергнут и убит в результате заговора сыном Александром I.

После З. Фрейда отношение к Эдипову комплексу было пересмотрено, расширено, но он всегда остается в фокусе внимания интереса психоаналитиков. Так как только благодаря нормальному разрешению Эдипова конфликта, при помощи взрослых у ребенка формируется представление о разнице полов: мужчины-женщины; о ролевых моделях поведения: что делают мальчики, что делают девочки; о разнице поколений: «старших надо уважать, малышей не обижать». В норме Эдип должен разрешиться к 6-7 годам: мальчику предстоит «отказаться» от желания жениться на маме, девочке – от желания выйти замуж за папу (по определенным причинам девочке это сделать сложнее).  И принять факт, что придется ждать своего времени.

просмотров: 10569

www.mk.ru

Утерянная связь: родительская сексуальность в Эдиповом комплексе

Для Фрейда Эдипов комплекс был комплексом ядерным — со времени его открытия в 1897-м году и до конца жизни самого Фрейда (Freud, 1897, 1924d). Центральным в развитии индивида он оставался и для Мелани Кляйн. Она переняла термин «эдипальная ситуация» и включала в него то, что Фрейд называл первичной сценой, то есть сексуальные отношения родителей, как воспринимаемые, так и воображаемые (Klein, 1928; Klein, 1945).

С самого начала своей работы с детьми Мелани Кляйн была поражена вездесущестью эдипальной ситуации и ее уникальной значимостью. Также она полагала, что начинается эта ситуация раньше, чем считал Фрейд, и что происходит это по отношению к частичным объектам, прежде чем развернется в знакомый Эдипов комплекс, который относится к обоим родителям, воспринимаемым как целостные объекты — то есть, как личности. Таким образом, согласно Кляйн, эдипальная ситуация начинается в младенчестве с фантазий отношения к груди и пенису и фантазий взаимоотношения между этими двумя частичными объектами, за которыми следуют идеи о родителях, формирующиеся под влиянием этих предшествовавших фантазий. Кляйн полагала, что установка ребенка и отношение к этой развивающейся ситуации имеет огромное значение для побуждения к знанию, которое она называла эпистемофилическим импульсом, и для отношения индивидуума к реальности.

В 1926-м году она писала:

«в очень раннем возрасте дети знакомятся с реальностью посредством лишений, которые она налагает на них. Они защищают себя от реальности, ее отрицая. Однако фундаментальным моментом и критерием всей дальнейшей способности к адаптации к реальности является степень их умения переносить лишения, порождаемые эдипальной ситуацией» (Klein, 1926).

Прошло более десяти лет, прежде чем она описала то, что называла «депрессивной позицией» — период интеграции и узнавания, который влечет за собой понимание характера мира вне самости и характера внутренних амбивалентных чувств к нему, иными словами — начало понимания внешней и внутренней реальности и взаимоотношений между ними. С того времени, как это центральное понятие кляйнианской мысли получило отчетливые очертания, становилось все более очевидным, что способность постигать реальность и соотноситься с ней определяется проработкой депрессивной позиции. Кляйн вновь и вновь подчеркивала, что Эдипов комплекс развивается рука об руку с образованиями, которые составляют депрессивную позицию, и в одной из своих статей я предположил, что проработка одного влечет за собой проработку другого (Britton, 1985).

Исходное признание родительских сексуальных отношений включае

psyjournal.ru

Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы. Анальная, эдипальная, латентная фазы и пубертат, Психотерапия – Гештальт Клуб

ЭТАП ТРЕТИЙ — АНАЛЬНАЯ ФАЗА

Примерно с одного года до трех лет ребенок переживает анальную стадию психосексуального развития, на которой формируется анально-навязчивый радикал личности. На этом этапе проявления шизоидной расщепленности, характерные для предшествующей фазы развития отходят как бы на второй план, хотя и не уходят полностью, а лишь преобразуются: происходит разделение на «плохое» и «хорошее». На анальной стадии важно, чтобы ребенок четко стоял на ногах. Двухлетний ребенок умеет ходить, знает тяжесть своего тела, знает, где находится «верх» и «низ». Это умение ориентироваться в пространстве распространяется на социальные переживания. Так как ребенок уже научился ощущать себя в окружающем мире, у него возникает потребность разобраться в социальных ролях окружающих его людей. Возникает вопрос о «вожаке стаи», о главе семьи. «Могу ли я ему противостоять?» — как бы задает себе вопрос ребенок. Наступает «троц-фаза» — фаза протеста.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жесткое, слишком строгое, ригидное и консервативное воспитание «ломает» ребенка в этот период, делает его сверхпослушным, сверхприспособленным, подавляет его собственную активность. Сейчас известно, что это небезопасно для развития ребенка. Безинициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишне жестким воспитанием и чрезмерными ограничениями на анальной стадии развития.

Если на анальной стадии психосексуального развития ребенок решается на проявление агрессии, а взрослые его в этом жестко ограничивают, ругают и наказывают, то потом ребенок может испытывать сильное чувство вины. В это время ребенку требуется гораздо больше любви и внимания со стороны матери и других значимых взрослых, чем обычно.

Как уже упоминалось, на анальной фазе начинается дифференциация в понятиях ребенка на «плохое» и «хорошее». «Плохое» выталкивается вовне подобно тому, как выталкивается из организма кал. При этом включаются мышцы-сфинктеры, служащие для контроля за выделительной функцией. Процесс пищеварения и даже выделения кала у ребенка происходит на неосознанном уровне. Ребенок не осознает, что все, что он заглатывает, переваривается в однообразную массу. Если происходит фиксация и застревание на анальной фазе, то у ребенка развивается тенденция делать все одинаково и много.

На этой стадии дети любят играть с водой и песком. Ребенок с преобладающим анально-навязчивым радикалом в структуре личности, впрочем, так же, как и шизоидный ребенок, играя с песком, проявляет тенденцию «все выше, все больше». В экстренных случаях подобная тенденция развивается в навязчивое стремление: получать все больше материальных благ, посредством которых можно занимать все более высокое социальное положение.

В социальном плане ребенок уже способен «отграничиться», то есть воспринимать себя как отдельную личность. Анальные тенденции включаются в дальнейшем в проблему авторитета, начинается выяснение отношений в семье. Это время приучения к опрятности и порядку, но если за какую-либо неопрятность подвергать детей чрезмерному наказанию, могут возникнуть садо-мазохистские тенденции в психике ребенка. Насилие над ребенком, жестокость наказания приводит к ранней сексуализации: развиваются анально-садистистический эротизм или анально-пассивная установка.

Именно в этот период времени ребенок учится говорить. Психоаналитики считают, что еще на первом году жизни в нашей психике образуются интроекты — внутренние образы внешних объектов. Внутренние символы появляются с 18-месячного возраста. Но в современном психоанализе существует и другая точка зрения. Последние исследования младенцев показали, что малыши многие вещи могут делать гораздо лучше, чем нам раньше представлялось. Но символической памяти у них все же еще нет.

Очень важные данные приводит известный немецкий исследователь Мартин Дорнес в своей книге «Компетентный младенец». Он пишет, что если мама во время беременности громко читала сказку, ребенок ее узнает после рождения, он интенсивнее и с большим удовольствием сосет соску. Это доказывает, что и в столь раннем возрасте уже существует память на узнавание, и ребенок в отсутствии матери удерживает ее образ. Сказка ассоциативно связана с мамой, и поэтому у ребенка увеличивается активность при сосании соски. Ребенок обращается к интроецированному материнскому образу. В глубинах нашей психики хранятся переживания, связанные с рождением. В психотерапии по методу символдрамы они часто проявляются в образах «пещера» и «дупло».

На анальных тенденциях в характере базируется развитие структуры «Сверх-Я» и способности к вытеснению. Ребенок усваивает, что можно и что нельзя, что нужно в себе контролировать, а чего нужно стесняться и прятать от окружающих. Ребенок учится вытеснять запретные желания. Анальные тенденции могут проявляться как в навязчивой структуре характера, так и, наоборот, в эмоциональной неустойчивости. Нередко наблюдается «выстреливающая» агрессия. Можно провести определенную аналогию между навязчивостью в характере и взрывом агрессии, с одной стороны, и характерным для анальной стадии психосексуального развития получением удовольствия от удержания экскрементов и от резкого освобождения от них, с другой стороны.

Для анальной фазы характерно, что ребенок осознает запрет и наказания. Это первая социализация и, в то же время, первая манипуляция взрослыми со стороны ребенка, первое сознательное контролирование своих действий.

В ходе психотерапии по методу символдрамы установки анальной стадии психосексуального развития у пациентов могут проявляться следующим образом. Во время сеанса психотерапии ребенок с анально-навязчивой структурой личности может выражать свои желания в такой форме: «Я не хочу об этом говорить». Он может спрашивать: «А это нужно?» Иногда такие дети могут отказываться закрывать глаза для представления образов. В этом проявляется действие шизоидного радикала в структуре личности. Когда дети с фиксацией на анальной стадии развития представляют образы, они, как правило, активны, показывают силу, инициативны, легко выигрывают. Наряду с этим вокруг них часто появляется грязь. Если сложилась анально-навязчивая структура личности, то все образы будут идеально правильными и чистыми. Иногда в образах могут появляться заборы, символизирующие то, что проход запрещен. Это соответствует внутренним запретам в осуществлении анальных желаний. В стандартном мотиве «луг» представляемый образ часто заболочен. В связи с тем, что на анальной стадии начинает формироваться структура «Сверх-Я», в образах, которые представляют дети с фиксацией на анальной фазе психосексуального развития, появляются символы сверхавторитетов (тучи, гроза, гром, выражающие недовольство папы или мамы). У пациентов с явно выраженным анальным характером в представляемых образах нередко появляется золото, символизирующее анальные тенденции либидо как высшую ценность — удовольствие от обладания и соприкосновения с экскрементами.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ — ЭДИПАЛЬНАЯ ФАЗА

Классический психоанализ рассматривает эдипальную фазу психосексуального развития (от 3 до 61/2лет) как кульминацию всего детского развития, оказывающую решающее воздействие на формирование характера. В то же время развитие на этом не заканчивается, оно продолжается и дальше.

З. Фрейд описывал эдипальную проблематику как универсальную, определяющую практически все человеческие конфликты и болезненные симптомы. В современном мире эдипальная симптоматика в том виде, в каком о ней говорит классический психоанализ, встречается не так часто. Современный психоанализ несколько иначе рассматривает особенности развития на эдипальной стадии. Нет ненависти к родителю противоположного пола, как это утверждал основатель психоанализа. В то же время в возрасте от 3 до 5 лет действительно резко возрастает интерес к гениталиям; появляются фантазии о женитьбе на маме или, соответственно полу ребенка, на папе; эмоциональная жизнь ребенка становится более оживленной. Будущая истероидная структура личности закладывается именно в этот период психосексуального развития. Для истероида важно, какое впечатление он производит на партнера, на противоположный пол, что соответствует основным переживаниям ребенка на эдипальной стадии развития.

Во время психотерапии по методу символдрамы истероидная структура личности проявляется в том, что образы оживленно представляются и оживленно описываются.

Фиксация на эдипальной стадии психосексуального развития может иметь некоторые негативные проявления, выраженные в характерной задержке психического развития ребенка или в переживаниях по поводу неосуществленных эдипальных желаний. В этих сучаях в процессе работы по методу символдрамы заметно расхождение между переживаемыми образами и сопровождающими их неадекватными эмоциями. Например, пациент представляет, что сидит на скамейке и говорит при этом: «Как здесь здорово. Это просто фантастика — быть здесь». Взрослый человек может вообще «потерять дар речи», охваченный эмоциями. Чем старше человек, тем больше опасность внутренних нарушений. Это может быть компенсировано либо навязчивостью, либо через истерическую надстройку — эдипальную проблематику. Эдипальный пациент будет испытывать чувство соперничества, нежелания, чтобы у этого психотерапевта был другой пациент.

ЭТАП ПЯТЫЙ — ЛАТЕНТНАЯ ФАЗА

Эта фаза длится с 7 до 12 лет. Ребенок вступает в латентную фазу изменившимся, повзрослевшим. Он становится самостоятельным, развиваются интеллектуальные функции и память, появляется интерес к спорту.

На эдипальной стадии дети верят в Деда Мороза, в волшебство, в различные фантасмагории. На латентной фазе психосексуального развития утверждается «проверка реальности». Ребенок часто задает себе вопрос: «Так ли это?» И вообще, формула латентной фазы: «Человеку свойственно сомневаться!»

Человеку с латентной структурой личности тяжело фантазировать, зато легко играть на компьютере. Обычно на данной фазе развития дети уже знают все марки машин, начинают проявлять бульшую техническую эрудицию. Одновременно у ребенка на латентной стадии появляется потребность в доверии к авторитету или «главарю» со стороны. Нередко это бывает несколько «главарей». Основная тенденция ребенка при этом — идентифицировать себя

gestaltclub.com

эдипальный период — Психолог для Тебя

Ситуация, когда в отношения двоих  входит третий, очень распространена. Такие отношения могут длиться продолжительное время и приносить очень разрушительные эмоции. Почему люди идут на это? Что движет? И как выйти из этого треугольника?

Отношения троих знакомы каждому из нас в связи с семейной историей. В психологии этот период в жизни человека называют Эдипальный (3-7 лет). Девочка вступает в конкурентные отношения с мамой за внимание и любовь папы. Мальчик конкурирует с папой за внимание и любовь мамы. Для чего в природе существует этот период? Для того, чтобы он закончился глубинной полоролевой идентификацией. Не конкурируя с мамой, девочка не сможет обнаружить все детали в поведении мамы, как она себя ведет в отношениях с папой, её поведение было бы лишено пола. Также мальчик, конкурируя с папой, учится мужскому поведению. Удачное проживание этого периода приводит к оформленной половой идентификации в том случае, если отношения между родителями и родителями и детьми были благоприятными.
Среди основных факторов, влияющих на сложности протекания периода, можно выделить:

Первое, отношения мамы с папой не построены на взаимном уважении и любви, родители часто ругаются. В идеале очень значимым является умение отца делать комплименты или просто отмечать достоинства жены, тогда девочка учится именно этому. Очень значимо умение мамы подчеркнуть поступки и действия отца, чтобы мальчик мог ориентироваться на развитие именно этих качеств. Когда родители недовольны друг другом. Дети теряют ориентиры, либо они становятся ложными. Девочка учится «гонять» мужчин, а мальчик уверен, что пассивное терпение женщин во взаимоотношениях норма.
Второе, после рождения детей мама посвящает себя детям, он ухаживает за ними, заботится. Муж ей не нужен, кроме его материальной поддержки. В результате забота о детях оборачивается уходом от своей женской сущности, а значит дети так и не увидят женского, кроме материнского, и мужского, кроме материального.
Третье, мама не заботится о детях, беспокоится о своей личной жизни, которая скрыта от глаз ребенка, ребенок учится женскому поведению без мужского взгляда и мужских приоритетов.

Наличие полной семьи не гарантирует успешное прохождение этого периода. Если мама одна воспитывает ребенка и при этом грамотно выстраивает отношения с мужчинами, либо в доме есть представитель мужского пола, например, дедушка, то Эдипальный период проходит гладко. Очень важно понимать, что в возрасте от 3 до 7 лет  ребенок более сензитивен (чувствителен) к полоролевому поведению окружающих людей и учится моделям поведения мужчины и женщины, это не значит, что после 7 это человека не интересует. Человек всю жизнь может учиться быть мужчиной или женщиной, но база задается в детстве именно в этом возрасте.

По прошествии многих лет, забыв все нюансы и детали того давнего периода, мужчина и женщина сталкивается с ситуацией, когда он или она вступают в конкурентные отношения в связи с любовью. Чаще всего соперники или соперницы принижают достоинства противников, превышая себя в глазах любимого или любимой, либо, наоборот, принижают себя, превышая достоинства другого. Ни тот, ни другой вариант не приводит к тому, что человек, осознавая единство пола, идентифицируется с ним. Часто именно понимание другого, сочувствие приводит к разрешению ситуации конкуренции. Для этого не обязательно приходить к дружеским отношениям (это блеф), подходящий больше для юмористических сценок и псевдомудрых высказываний. Достаточно нейтрально относится, по-человечески понимая идентичность сложившейся ситуации.  По мере того, как исчезает конкуренция, партнер изучен, произошли внутренние изменения , человек готов и способен сделать свой выбор. В этом смысле именно человек одного пола важен гораздо больше, чем противоположного, ибо от него он учится большему. Вся страсть подобных взаимоотношений содержит мало любви, она содержит конкуренцию, в том числе и сексуальную.

Психолог не может дать конкретного выхода из ситуаций любовных треугольников, ибо прохождение этого периода значимо для личностей в ней находящихся, в том числе и личностного роста и в виду не достаточно пройденной когда-то в детстве идентификации. Человек, находящийся «между двух огней», должен понимать, что его фигура и значимость в этих отношениях гораздо меньше, чем он об этом думает, а страсть — есть плод конкурентной борьбы, а не любви, и «сливки» снимать можно только после долгой и утомительной пастеризации взаимоотношений (ругани, выяснений и т.д.), одно не возможно без другого. И лишь искреннее желание познания любви и красоты взаимоотношений могут разрешить ситуацию любовного треугольника, необходимого лишь для нуждающихся в страсти и конкуренции!

 

psychohelping.ru

Эдипальная фаза развития — Svetlana Khuchua — LiveJournal

Фрейд:
«Первым эротическим объектом ребёнка является питающая его материнская грудь, любовь возникает в связи с удовлетворением потребности в питании. Конечно, вначале ребёнок не отличает грудь от своего собственного тела. Когда она отделяется ребёнком от своего тела, передислоцируясь «вовне», так как уж слишком часто ребёнком обнаруживается её отсутствие; тогда грудь берёт с собой в качестве «объекта» часть (первоначально нарцизной) либидозной оккупации. Позднее этот первый объект дополняется до персоны матери, которая не только кормит, но и заботится, вызывая у ребёнка некоторые другие, как приятные, так и неприятные, ощущения в теле. Проявляя заботу о теле ребенка, мать становится его первой соблазнительницей.В обоих отношениях коренится своеобразное, ни с чем не сравнимое, остающееся в течение всей жизни неизменным значение матери в качестве первого и сильнейшего объекта любви –у представителей обоих полов. При этом филогенетическая обусловленность настолько сильно берёт верх над персональными случайными переживаниями, что не имеет значения, сосёт ли ребёнок грудь или питается из бутылочки, никогда не наслаждаясь нежностью материнской заботы. В обоих случаях развитие ребёнка идет по одному и тому же пути, правда, в последнем случае тоска по матери может стать сильнее. Даже если ребёнок будет питаться материнской грудью, то долгое время после отлучения от неё он всё равно будет убеждён, что всё закончилось слишком рано и было явно недостаточным.
Знание этого необходимо, чтобы более чётко представить интенсивность Эдипова комплекса. Когда мальчик (в период с 2 до 3 лет) вступает в фаллическую фазу развития либидо, то он начинает испытывать наслаждение от своего полового члена и научается по своему желанию обострять ощущения посредством мануального раздражения, превращаясь в фантазиях в любовника матери. Он желает обладать ею физически в той форме, которая подсказана ему его наблюдениями и предположениями о сексуальной жизни. Ребёнок пытается соблазнить мать, показывая ей свой мужской член, обладанием которым он гордится. Говоря другими словами: рано пробудившаяся мужественность мальчика пытается заместить во взаимоотношениях с матерью отца, которому ранее он завидовал из-за его физической силы и приписываемого ему авторитета. А теперь отец становится соперником, стоящим на его пути, с которого мальчик стремится его убрать. В отсутствии отца мальчику удаётся разделять постель с матерью, а после его возвращения становиться изгнанным, мальчик глубоко переживает при исчезновении отца – удовлетворение, а при его возвращении – разочарование. Это составляет материал Эдипова комплекса, который переводит греческую сагу из фантазийного мира ребёнка в якобы существующую реальность. В нашей культуре Эдипову комплексу уготовлен ужасный конец.
Матери прекрасно понимают, что сексуальное возбуждение ребёнка относится к их собственной персоне. В какой-то момент они начинают догадываться, что не стоит поощрять сексуальную активность ребёнка, считая себя обязанными запрещать сыну мануальную активность со своим членом. Правда, запрет этот мало помогает, самое большее, приводя к модификации стиля самоудовлетворения, пока мать не обращается к самому сильнодействующему средству, она угрожает оторвать вещь, из-за которой сын оказывает сопротивление. Обычно мать смещает реализацию угрозы на отца, чтобы всё выглядело ещё ужаснее. Она расскажет обо всём отцу и тот отрежет член. Интересно то, что эта угроза действует лишь тогда, когда до этого и  после этого соблюдается другое условие. Ребёнку кажется совершенно немыслимым, что может произойти нечто подобное. Но если при высказанной угрозе ребёнок может припомнить вид женских гениталий или вскоре после угрозы их увидит, гениталии, в которых отсутствует такая чрезмерно ценная часть тела как пенис, тогда мальчик начинает верить в серьёзность угроз, и переживает, подпадая под воздействиекастрационного комплекса, сильнейшую травму в своей юной жизни. (Кастрацию мы встречаем и в саге об Эдипе, так как выкалывание глаз, которым Эдип наказывает себя после открытия тайны своего преступления, в связи с данными интерпретации сновидений является символическим эрзацем кастрации. Нельзя исключать и того, что в испытываемом необычайном ужасе от угроз виновны также филогенетические следы памяти о жизни в доисторической семье, так как в древности ревнивый отец действительно лишал сына гениталий, если тот становился его соперником в отношениях с женщинами. Древнюю традицию обрезания, являющегося ещё одним замещающим символом кастрации, можно понимать лишь как проявление принятия воли отца (см. ритуалы примитивных народов для подростков, вступающих в период половой зрелости). Пока не исследовано то, каким образом проявляется ход событий у народов и культур, которые не подавляют детскую мастурбацию.)Воздействия угрозы кастрацией разнообразны и необозримы, они отражаются на любых отношениях мальчика к матери и отцу, а позднее и вообще в отношениях с женщинами и мужчинами. Чаще всего мужественность мальчика не выдерживает этих первых потрясений. Чтобы спасти свой половой член, мальчик в большей или меньшей степени отказывается от обладания матерью, часто его половая жизнь на все времена оказывается обременённой запретами. Если у мальчика были в наличии сильно выраженные женские компоненты, то в результате пережитой угрозы они усиливаются ещё больше. Он начинает проявлять по отношению к отцу пассивную установку, которую приписывал матери. Из-за угроз мальчик вынужден отказаться от мастурбации, но только не от сопровождающей её фантазийной деятельности. Причём фантазии, становясь теперь для ребёнка единственной формой сексуального удовлетворения, скорее ещё более активируются. Хотя в фантазиях мальчик продолжает идентифицироваться с отцом, одновременно, а возможно и чаще идентификация происходит с матерью. Дериваты и продукты метаморфоз ранних онанистических фантазий добиваются для себя доступа в появляющееся позднее Я, участвуя в формировании характера. Независимо от такой формы усиления женственности страх и ненависть по отношению к отцу существенно увеличиваются. А одновременно мужественность мальчика отступает назад, приобретая форму упрямства по отношению к отцу, упрямства, которое неизбежно сказывается на позднейшем поведении в человеческом обществе. В качестве реликта эротической фиксации на матери часто обнаруживается чрезмерная от неё зависимость, проявляющаяся позже в форме подчинённости женщине. Мальчик больше не отваживается любить мать, но и рисковать отвергнуть её любовь он тоже не осмеливается, так как боится попасть в опасную ситуацию из-за выдачи матерью его секретов отцу, который подвергнет сына кастрации. Вся гамма переживаний вместе с их предпосылками и последствиями, из которых мы упомянули лишь некоторые, подлежит самому энергичному вытеснению. В соответствии с законами бессознательного, царящими в Оно, все активировавшиеся тогда конфликтующие друг с другом реакции и чувственные побуждения сохраняются в бессознательной сфере. Они готовы позднее, после пубертатного периода, мешать формированию Я. Когда соматический процесс сексуального созревания оживляет заново, казалось бы, уже преодолённые прежние фиксации либидо, сексуальная жизнь оказывается парализованной, разобщённой, распавшейся на конфликтующие друг с другом стремления.
Конечно, воздействие на зачаточную сексуальную жизнь мальчика угрозы кастрации не всегда имеет такие опасные последствия. А впрочем, количество причинённого и предотвращённого вреда зависит от количественных соотношений. Такое положение дел, в котором можно усматривать центральное переживание детских лет, наибольшую проблему детства и опаснейший источник позднейших провалов, настолько основательно вытесняется, что его реконструкция в аналитической работе наталкивается на самое решительное недоверие со стороны взрослых пациентов. Отторжение заходит столь далеко, что любое упоминание о предосудительном предмете игнорируется, искажая любые ассоциативные цепочки с ним посредством поражающей интеллектуальной слепоты. Так, например можно услышать возражения, что сага о короле Эдипе вообще ничего общего с конструкциями анализа не имеет, так как это совершенно другой случай, ведь Эдип же не знал, что встретился с отцом, которого убил, и с матерью, на которой женился. Такие критики не замечают, что в творчестве писателей при написании поэтического произведения неизбежна установка подобного рода, ничего чуждого она не привносит, а только умело использует существующие в данной теме моменты. Незнание Эдипа оказывается законным намёком на бессознательное, в котором пребывают прежние переживания у взрослых людей, а предсказание оракула, делающего героя безвинным, говорит о неизбежности судьбы всех сыновей, осуждённых пережить Эдипов комплекс. Психоанализ также показал, насколько легко разрешается загадка другого поэтического героя, изображённого Шекспиром – Гамлета, отличающегося чрезмерной нерешительностью. Достаточно указать на Эдипов комплекс. Так как принцу не удаётся справиться со своей задачей, он наказывает другой объект, не адекватный материалу его Эдиповых желаний. Принципиальная таинственность литературного мира показывает, насколько сильно масса людей готова к тому, чтобы придерживаться своего инфантильного вытеснения. (Имя Вильям Шекспир, вероятно, является псевдонимом, за которым скрывается неизвестное нам лицо. Так авторство Шекспировских произведений приписывается Edward de Vere, Earl of Oxford. Ещё в детстве он потерял горячо любимого, обожаемого отца и отрёкся от матери, которая довольно скоро после смерти мужа вступила в новый брак.)

Ещё более чем за столетие до появления психоанализа француз Дидро убедительно показал значение Эдипова комплекса, выявив различие между первобытными и культурными временами. Могу сказать, что если бы заслугой психоанализа было одно только открытие вытесненного Эдипова комплекса, то этого было бы достаточно для того, чтобы считаться ценным культурным явлением в истории человечества.
Воздействие кастрационного комплекса на маленьких девочек более однообразно, но не менее радикально. Естественно, что им не приходится бояться потери пениса, зато приходится переживать из-за того, что они им не обладают. С самого начала девочки завидуют мальчикам за то, чем те наделены природой, можно даже сказать, что всё развитие девочек проходит под знаком зависти к пенису. Вначале девочки предпринимают безуспешные попытки сравняться с мальчиками, а позднее – усилия (причём с гораздо большим успехом) компенсировать свой дефект, что, в конце концов, может привести к нормальной женской установке. Когда девочка, находящаяся в фаллической фазе, пытается, как и мальчик, добиться наслаждения посредством мануального раздражения гениталий, она редко достигает достаточного удовлетворения, расширяя впечатление о неполноценности своего рудиментарного пениса на всю свою персону. Как правило, вскоре девочка отказывается от мастурбации, так как не желает, чтобы что-нибудь напоминало о превосходстве брата или товарища-мальчика по играм; девочка начинает вообще игнорировать сексуальность.
Когда маленькая женщина сохраняет своё первоначальное желание стать «пацаном», то в экстремальных случаях это завершается манифестной гомосексуальностью, а обычно проявляется преобладанием мужских черт в дальнейшей жизни, выбором мужской профессии и т. д. Другой путь идёт через отделение от матери, которую, испытывая зависть к пенису, дочь не может простить за то, что та послала её в мир, недостаточно хорошо сформировав. Испытывая злобу, девочка отказывается от матери и замещает её в качестве объекта любви другой персоной – отцом. Последующей реакцией на потерю любимого объекта является идентификация, причём объект этот замещается внутри психики посредством идентификации. Этот механизм превосходно помогает маленькой девочке. Привязанность к матери преодолевается посредством идентификации с ней. Дочурка ставит себя на место матери, что в играх она делала и прежде, стараясь заместить мать во взаимоотношениях с отцом. Прежде любимую мать дочь ненавидит по двум мотивам: из-за ревности и из-за обиды за обделённость пенисом. Новым в отношениях к отцу вначале является желание располагать пенисом, а завершается желанием получить от отца в качестве подарка ребёнка. Таким образом, вместо желания обладать пенисом возникает желание иметь ребёнка.
Интересно, что взаимоотношения между Эдиповым и кастрационным комплексом у женщины формируются совершенно иначе, и даже противоположно ходу событий у мужчин. Как мы знаем, у последних Эдипов комплекс завершается при появлении угрозы кастрации, а у женщин, наоборот, обнаружение отсутствия пениса приводит к Эдипову комплексу. Менее неблагоприятное воздействие на женщин Эдипов комплекс оказывает тогда, когда они наделены женственной установкой (что иногда называют «комплексом Электры»). В таких случаях женщина выбирает будущего мужа похожим на отца, с готовностью подчиняясь его авторитету. А неутолимая страсть к обладанию пенисом может быть удовлетворена тем, что любовь к органу дополняется любовью к его носителю, наподобие метаморфозы, происходящей при переходе от любви к материнской груди к любви ко всей персоне матери».

Отсюда.

khuchua.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *