Эдипова комплекса это: Эдипов комплекс — что это у взрослых мужчин и женщин

📖 Эдипов комплекс, Глава 3. Основные понятия психоанализа, Часть 1. Введение в психоанализ. Психоанализ: учебное пособие. Лейбин В. М. Страница 20. Читать онлайн


Эдипов комплекс

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Фрейдом для обозначения амбивалентного, то есть двойственного, отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены Фрейдом в 1897 году в одном из писем к берлинскому врачу В. Флиссу. На основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ревности к отцу. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, убил своего отца Лая — царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, ослепил себя.

Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание — на отца.

Если идея двойственного отношения ребенка к своим родителям возникла у Фрейда в период его самоанализа (1897), то понятие эдипова комплекса было введено им в 1910 году. Он утверждал, что по своей природе данный комплекс одинаков для мальчиков и девочек.

Для обозначения эдипова комплекса у девочек Юнг ввел понятие комплекса Электры. Это понятие было использовано им в 1913 году для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить мать в ее отношениях с ним, а затем и желанием устранить мать, мешающую реализации детского желания.

Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла ему убить мать, повинную в смерти их отца.

Из истории психоанализа

В 1906 году в день пятидесятилетия Фрейда ученики и ближайшие друзья основателя психоанализа подарили ему памятную медаль, выполненную скульптором Карлом Мариа Швердтнером. На одной стороне медали был изображен профиль великого учителя. На другой — Эдип, разгадывающий загадку Сфинкс. Изображаемую сцену венчала по-гречески написанная строка из трагедии Софокла «Царь Эдип»: «И загадок разрешитель, и могущественный царь». Говорят, что когда при вручении ему памятной медали Фрейд прочитал строку из трагедии Софокла, то он побледнел и был сильно взволнован. Узнав, что идея надписи на медали принадлежала П. Федерну, он поведал своим ученикам свою давнюю мечту. По его собственному признанию, во время обучения в Венском университете он часто прогуливался во внутреннем дворике, разглядывая бюсты знаменитых профессоров, расположенных в галерее, обрамляющей дворик, и мечтал когда-нибудь в будущем увидеть свой бюст, на котором были бы начертаны именно те слова, которые он прочел на медальоне.


Впоследствии мечта молодого Фрейда сбылась. В 1921 году скульптор Кенигсбергер создал бюст основателя психоанализа. На этом бюсте имелась соответствующая строка из драмы Софокла. 4 февраля 1955 года состоялась торжественная церемония по установке бюста Фрейда в галерее внутреннего дворика Венского университета. Подаренная Фрейду памятная медаль имела глубокий смысл. Она олицетворяла собой то великое достижение основателя психоанализа, который, подобно Эдипу, сумел разгадать загадку Сфинкс. Согласно древнегреческой мифологии, всех проходящих мимо нее Сфинкс просила разгадать одну загадку: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех? Того, кто не мог дать правильный ответ, ждала печальная участь. Сфинкс безжалостно расправлялась с ними.

Долгое время никто не мог дать правильный ответ. Наконец нашелся один человек, который сделал это, – Эдип, сказавший, что речь идет о человеке. Именно человек в детстве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох. Памятная медаль была своеобразным символом, запечатлевшим подвиг Фрейда, сумевшего понять, что представляет собой человек. Речь шла об эдиповом комплексе, который являлся для Фрейда важной отправной точкой для понимания человека, поскольку, согласно его воззрениям, этот комплекс лежит в основе возникновения неврозов, религии, нравственности и культуры.

В отличие от Юнга Фрейд не использовал понятие «комплекс Электры», а предпочитал говорить об эдиповом комплексе. Он считал, что этот комплекс в равной степени присущ всем людям, независимо от их половой принадлежности. В этом смысле любовь к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола у мальчиков и девочек аналогичны. Поэтому, когда в работах Фрейда говорится об эдипове комплексе, следует иметь в виду, что речь идет у него о таких отношениях между детьми, будь то мальчик или девочка, и родителями (или их заместителями), которые имеют место в детстве каждого человека.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

Представления об эдиповом комплексе содержались в следующих работах Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «О психоанализе» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Гибель Эдипова комплекса» (1924), «Некоторые психические следствия анатомического различия между полами» (1925), «Сопротивление психоанализу» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Очерк о психоанализе» (1940).

В своем понимании эдипова комплекса Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начала) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.

Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.

В представлении Фрейда, эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Разрушение и гибель эдипова комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее латентному (скрытому) периоду, – нормальный путь развития человека. Считается нормой, если в конце этого раннего сексуального периода эдипов комплекс преодолен, смягчен и переформирован, а результатом такого превращения будет возможность хороших успехов в последующей душевной жизни. Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого. Благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия.

Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводят к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Стало быть, эдипов комплекс у мальчика погибает вследствие угрозы кастрации.

Развитие и преодоление эдипова комплекса у девочки имеет иной характер. Обнаружив, что, в отличие от мальчика, она не имеет пениса, девочка воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Это приводит к тому, что, в то время как эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу.

По мнению Фрейда, девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви.

В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается внутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.

Согласно Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом. Эдипов комплекс составляет ядро неврозов.

Фрейд не утверждал, что эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, которое может быть сложным и многообразным. Более того, он считал, что этот комплекс может претерпевать изменения. Вместе с тем он утверждал, что эдипов комплекс является значительным фактором душевной жизни ребенка и существует опасность скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его.

На основе этого комплекса возникает, как полагал Фрейд, человеческая культура, связанная с соответствующими нормами и запретами на инцест. В эдиповом комплексе совпадают начало религии, нравственности, морали, социальных институтов общества и искусства.

Возможность реализации эротических и деструктивных влечений, связанных с эдиповым комплексом, может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряженные с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей.

Признание или отрицание эдипова комплекса — своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Как замечал Фрейд, ничто другое не навредило психоанализу столь сильно в отношении к нему современников, как рассмотрение эдипова комплекса в качестве общечеловеческой судьбоносной структуры. Между тем представление об этом комплексе содержалось в работах некоторых мыслителей задолго до того, как аналогичная идея была высказана основателем психоанализа. Не случайно в ряде своих публикаций он ссылается на исторические источники и пишет, что более чем за столетие до появления психоанализа французский философ Дидро указывал на значение эдипова комплекса.

Вместе с тем подлинное открытие эдипова комплеса Фрейд рассматривал как одну из наиболее существенных заслуг психоанализа. Так, в одной из последних своих работ «Очерк о психоанализе» (1940), написанной в 1938 году, но опубликованной после его смерти, он подчеркнул, что благодаря открытию эдипова комплекса психоанализ может быть отнесен к выдающимся достижениям человечества.

Психоаналитическая концепция эдипова комплекса вызвала резкую критику со стороны тех, кому претила сама идея отцеубийства и инцеста, распространенная как на историю развития человечества, так и на психосексуальное развитие ребенка. В частности, высказывались возражения, что легенда о царе Эдипе не соответствует той конструкции, которая была предложена основателем психоанализа, поскольку Эдип не знал, что убил своего отца и женился на своей матери.

Действительно, судьба Эдипа была таковой, что он оказался как бы без вины виноватым. Оракул предсказал, что фиванский царь Лай падет от руки своего еще не рожденного сына. После того как царица Иокаста родила мальчика, его отвезли в горы, там связали ему лодыжки (отсюда название Эдип — «стреноженный»), бросили и обрекли на смерть. Нашедший мальчика пастух передал его коринфскому царю Полибу, который усыновил ребенка. В юношеском возрасте Эдип узнал о предсказании дельфийского оракула, согласно которому ему суждено убить своего отца и стать супругом своей матери, и ушел из Коринфа, чтобы избежать этой участи. На перекрестке дорог он повстречался с Лаем и в споре с ним убил его, не зная, что стал убийцей своего отца. По дороге в Фивы Эдип разгадал загадку, которую всем путникам задавала Сфинкс, в случае неправильного ответа умерщвлявшая их. Благодарные жители Фив предложили ему царский престол и отдали в жены царицу Иокасту. Эдип не ведал того, что он стал мужем своей матери и отцом четырех детей. После того как Фивы оказались подвержены мору и от оракула стало известно, что это — кара за убийство царя Лая, Эдип начинает расследование с целью поиска убийцы. Расследование приводит к тому, что он узнает о совершенном им самим двойном преступлении — отцеубийстве и инцесте. Иокаста прибегает к самоубийству, а Эдип, воспользовавшись наплечной заколкой повешенной царицы, ослепляет себя и удаляется из Фив. Такова трагедия Эдипа, ставшего жертвой судьбы, предпосланной ему до рождения, и совершившего два тяжких преступления, о которых он ничего не знал.

К этому следует добавить, что несчастная судьба Эдипа была как бы расплатой за грехи его отца. Будучи наследником царского трона, юный Лай бежал от дяди, нашел пристанище у царя Пелопса, но вместо благодарности совратил его незаконного сына, то есть вступил в гомосексуальные отношения с ним. За что и был проклят богами, которые обрекли его на гибель от руки собственного сына.

Исходя из этой версии древнегреческого мифа, некоторые исследователи подчеркивали, что в момент совершения преступлений (отцеубийства и инцеста) Эдип не обладал знаниями о действительном положении вещей и, следовательно, представления об эдиповом комплексе не соответствуют подлинному содержанию мифа. Отвечая на подобные возражения, Фрейд замечал, что незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание, а убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, приговорившей каждого сына пережить эдипов комплекс.

В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется важное внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.

Так, А. Адлер утверждал, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это — фиктивная идея. Он считал, что рассмотрение эдипова комплекса показывает, что он выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно, эдипов комплекс — это символ желаемого господства.

В отличие от Фрейда, К. Г. Юнг по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс. Он полагал, что она, представлявшая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс — дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс — кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, Юнг пришел к выводу: в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.

В понимании В. Райха, эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания, речь не будет идти об этом комплексе.

С точки зрения Э. Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие ее части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». Зная это, миф об Эдипе следует рассматривать, по мнению Фромма, не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье. Главное в этом мифе не сексуальная подоплека, а отношение к власти, что составляет основу межличностных отношений.

Однако подобная критика взглядов Фрейда на эдипов комплекс вовсе не означала, что в рамках психоаналитического движения возникло неприятие основной идеи, составившей остов классического психоанализа. Речь шла не об устранении идеи эдипова комплекса, а о различной интерпретации ее. Не случайно Юнг замечал, что современный человек просто не понимает, что бессознательно предается кровосмешению, только в других областях, например в религиозных символах. Райх подчеркивал, что, хотя эдипов комплекс ограничивается формой общественных отношений, истина одного из основных положений психоанализа вовсе не отменяется. Фромм считал, что открытие Фрейдом инцестуозной связи с матерью является одним из наиболее значительных в науке о человеке.

Изречения

З.Фрейд: «Всем нам, быть может, суждено направить свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание — на отца».

З.Фрейд: «Все больше и больше открывается значение эдипова комплекса как центрального феномена сексуального периода, относящегося к раннему детству».

З.Фрейд: «Как Эдип, мы живем, не осознавая противоморальных желаний, навязанных нам природой; осознав их, мы все отвратили бы взгляд наш от эпизодов нашего детства».

З.Фрейд: «Правильно утверждают, что эдипов комплекс составляет ядро неврозов, представляя собой существенную часть содержания их. В нем завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть эдипов комплекс».

Психология bookap

З.Фрейд: «В эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа».

З.Фрейд: «Я осмелюсь сказать, что, если бы психоанализ не мог похвастаться никаким иным достижением, кроме открытия подавленного эдипова комплекса, лишь одно это давало бы ему право быть включенным в разряд выдающихся достижений человечества».

Эдипов комплекс: существует ли он

27 сентября 2017

Понятие Эдипова комплекса было введено в психологию и описано Зигмундом Фрейдом. Впервые этот термин встречается в 1897-ом в его письме к другу, немецкому психоаналитику Вильгельму Флиссу. Название комплекс получил от имени царя Эдипа, героя древнегреческой трагедии, убившего своего отца и женившегося на матери.

Фото: УмнаяУмная

Царь Эдип не знал, кто его настоящие родители, и вступил в кровосмесительную связь случайно. Фрейд понимал под Эдиповым комплексом бессознательное половое влечение мальчика к собственной матери и вытекающую из чувства ревности ненависть к отцу. В женском варианте говорят о комплексе Электры. Это влечение девочки к родному отцу и соперничество со своей матерью за его внимание.

Видео дня

Основные положения

Фрейд изучал это явление не только на примере своих пациентов. Он также анализировал и описывал свои собственные детские переживания. Психоаналитик считал, что Эдипов комплекс проявляется впервые в раннем детстве и является универсальным для всех малышей. Он прочно связывал это явление с так называемым страхом кастрации: мальчик подсознательно боится, что соперник-отец в наказание кастрирует его, и потому подавляет свое влечение к матери.

Такую схему Фрейд описывал в контексте своей теории как позитивный Эдипов комплекс. Негативным ученый называл противоположную ситуацию: нежное отношение мальчика к отцу и непреодолимую враждебность к матери. Такое поведение он считал признаком скрытой гомосексуальности, которая может проявиться в более взрослом возрасте в реальных половых связях с мужчинами.

Время проявления и значимость

По теории первооткрывателя, Эдипов комплекс впервые обнаруживается у детей в 3-5 лет. Затем он как бы затухает и снова возрождается в пубертатный период. Свою инцестуальную привязанность мальчик преодолевает, выбирая себе новый объект желания вне семьи. Остаточные черты Эдипова комплекса выражаются в том, что мужчина во взрослой жизни бессознательно ищет партнершу, похожую на его мать.

Фрейд придавал комплексу колоссальное значение. Считал, что этот сложный коктейль противоречивых чувств формирует у личности не только половые предпочтения, но и чувство вины, долга и другие моральные критерии. Психолог считал, что через Эдипов комплекс проходят все мальчики и он является своеобразным обязательным этапом формирования мужчины. С неумением или невозможностью преодолеть этот комплекс Фрейд связывал почти все психические отклонения.

Критика теории

Впоследствии у Фрейда появилось много последователей и критиков. Последние высказывались в том ключе, что отец психоанализа предложил чересчур узкий взгляд на слишком уж многогранную человеческую личность. Австрийский психолог Альфред Адлер считал, что возникновение Эдипова комплекса у мальчика не более чем результат неправильного воспитания, избалованности и чрезмерного попустительства матери.

Немецкий психолог Эрих Фромм предлагал смотреть на Эдипов комплекс шире. Ученый видел в соперничестве мальчика с отцом неосознанное желание индивидуума вырваться из-под его власти и контроля. Мать в этой схеме выступает как некий символ детства, уютного существования и безоговорочной любви.

Замечаний к теории Фрейда было очень много. В конце XX века она была существенно пересмотрена и подверглась резкой критике. Одним из доводов против универсальности учения Фрейда считается элементарный гормональный анализ. В возрасте 3-5 лет у ребенка еще недостаточно высок уровень половых гормонов, чтобы испытывать влечение вообще к кому бы то ни было.

Сообщение Эдипов комплекс: существует ли он появились сначала на Умная.

Эрих Фромм,Зигмунд Фрейд,

Эдипов комплекс (определение + способы решения) Практическая психология

Привет, ребята. Как сильно ты любишь свою мать? А на самом деле — сколько?

Если я вас немного смутил этим вопросом, приготовьтесь к неприятной поездке. Я собираюсь объяснить одну из самых известных и самых неудобных теорий в психологии. Эта теория во многом связана с успехом и славой Зигмунда Фрейда, но она также предполагает, что в детстве вы были больше, чем просто влюблены в свою маму.

Пристегнуться. Пришло время поговорить об Эдиповом комплексе.

Что такое эдипальный комплекс?

Эдипов комплекс, или Эдипов комплекс, — это теория, название которой происходит от греческой пьесы «Царь Эдип» Софокла. Когда у маленького мальчика развивается этот комплекс, он начинает вожделеть к своей матери. Если комплекс не разрешить, мальчик вырастет и, вероятно, у него будут проблемы в отношениях.

Почему это называется эдиповым комплексом?

В «Царе Эдипе» Эдип — король, которого ждет тревожная судьба. Ему говорят, что ему суждено жениться на своей матери и убить отца. Опустошенный, он покидает свою семью, не зная, что они его приемная семья. На протяжении всего своего путешествия он убивает своего биологического отца и женится на своей матери, не зная, кто они такие. Узнав, что он сделал, Эдип ослепляет себя и отправляется прожить остаток своей жизни в изгнании.

Перенесемся из Древней Греции в начало 20 века.

Кто придумал термин Эдипов комплекс?

Зигмунд Фрейд назвал немало своих теорий в честь пьес и богов Древней Греции. Он считал, что бессознательное содержит сексуальный инстинкт и инстинкт смерти, названные в честь греческих богов Эроса и Танатоса. Эти инстинкты управляли многими поступками, совершаемыми как в детстве, так и позже во взрослой жизни. Однако на протяжении всего развития ребенка у него в идеале развиваются эго и суперэго, которые помогают ему контролировать свои желания и жить как продуктивный гражданин общества.

Если развитие задерживается или проблемы остаются нерешенными, у взрослого могут развиться различные расстройства или фиксации, мешающие вести себя должным образом.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Фрейд изложил стадии психосексуального развития в начале 19 века. Эти стадии включают оральную, анальную и фаллическую стадии. На каждом этапе ребенок все больше осознает свое тело и свое место в мире.

Фаллическая сцена

На фаллической стадии, в возрасте от 3 до 6 лет, проявляется Эдипов комплекс. 

На этой стадии развития ребенок начинает понимать, что он отделен от других. Эта автономия имеет свои преимущества, но также начинается период, когда мать начинает отделяться от ребенка. Она больше не заботится обо всех потребностях ребенка посредством грудного вскармливания или других средств.

Фрейд считал, что на этой стадии ребенок начинает вожделеть к матери. На фаллической стадии эрогенная зона перемещается на половые органы. Ребенок может не понимать, как он хочет быть удовлетворенным своей матерью, но он, по крайней мере, понимает, что жаждет удовлетворения от матери.

Это желание обычно не удовлетворяется. Ведь ребенок видит, что у матери есть свои желания. Вместо того, чтобы получать сексуальное удовлетворение от ребенка, мать получает сексуальное удовлетворение от отца ребенка. Ребенок становится чрезвычайно ревнивым и злым на отца. Они видят в отце корень всей неудовлетворенности. Фрейд предположил, что инстинкты ребенка направлены на то, чтобы убить и заменить отца.

Этот кризис связан с контролем и властью не меньше, чем с сексом и физическими желаниями. Конечно, неприятно думать, что Фрейд предположил, что мальчики хотят заниматься сексом со своей матерью. Думайте об этом как о желании контролировать внимание матери и получать таким образом удовлетворение.

Как разрешить эдипальный комплекс

На фаллической стадии развития ребенок должен определить эти чувства и подавить их. Суперэго, или часть личности, которая хочет придерживаться морали и ценностей общества, играет решающую роль в этом подавлении. В конце концов, общество не поощряет секс с матерью и убийство отца.

Что произойдет, если эдипальный комплекс не разрешится?

Если комплекс разрешится и ребенок перейдет на другие стадии развития, у него будут здоровые сексуальные отношения во взрослом возрасте. Если комплекс не будет решен, возникнут проблемы. Мальчик с неразрешенным эдиповым комплексом станет взрослым с эдиповым комплексом. Он может испытывать злость по отношению к другим мальчикам, тем, кто похож на отца. Взрослые с эдиповыми комплексами могут не иметь здоровых сексуальных отношений. Фрейд предположил, что только с помощью психоанализа ребенок может преодолеть эти нерешенные проблемы и жить дальше.

Это значительный и продолжающийся кризис.

Хотя Фрейд разработал стадии психосексуального развития, Эдипов комплекс редко (если вообще когда-либо) начинается и завершается в течение трех чистых лет. В 1917 году Фрейд сказал: «Эти задачи поставлены перед каждым. И удивительно, как редко с ними обращаются идеально».

Ребенку, конечно, нелегко принять свою страсть к одному родителю и презирать другого. Ребенок даже не знает, чего хочет. Они не знают, что такое секс. Они едва знают о своих собственных гениталиях.

Фрейд считал, что Эдипов комплекс касается не только сексуальности или отношений между родителями и детьми. Он считал, что это время также позволяет ребенку исследовать и открывать свою гендерную идентичность. Ребенку есть чему поучиться!

Пример эдипова комплекса

Пользователь Reddit сослался на эдипальный комплекс в сабреддите «Наследие»:

«Шив действительно рассказала Роману об Эдиповом комплексе…

Что произошло в прошлом, чтобы заставить ее сказать эта штука?

… это правда?»

Если вы смотрели «Наследие», вы бы знали, что поведение Романа соответствует Эдипову комплексу.

Это не единственный случай, когда человек услышал отсылки к греческой и римской мифологии в сериале HBO. В этой статье о Стервятнике более подробно обсуждается, как история Эдипа является лишь одним из многих способов, которыми авторы собрали воедино историю Наследия. I

А как насчет девушек?

Эдипов комплекс был разработан и принят в начале 19 века.00с. С тех пор мы многое узнали о гендерной идентичности, сексуальности и гендерных ролях. Нам еще многое предстоит узнать. Однако мы знаем, что Эдипов комплекс оставляет желать лучшего с точки зрения объяснения пола, сексуальности и других аспектов детского развития.

Фрейд считал, что у мальчиков развивается эдипальный комплекс. А девочки? Младенцы женского пола и дети также испытывают тот же тип близости, что и дети мужского пола со своими матерями. Как они выстраивают отношения с родителями? Как насчет мальчиков, которые вырастают геями?

Фрейд называл это «женским эдиповым комплексом» или «негативным эдиповым комплексом», но не так много писал о влечении женщин к своим отцам. Вместо этого Фрейд считал, что в то время как у мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек развивается зависть к пенису. По сути, это означает, что у всех девочек бессознательно возникало беспокойство, когда они осознавали, что у них нет пениса. Фрейд считал, что тревожные расстройства и другие неврозы можно проследить до зависти к пенису.

Комплекс Электры

Некоторые коллеги Фрейда пытались исследовать «женский эдипальный комплекс» дальше Фрейда. Карл Юнг впервые ввел термин «комплекс Электры» в 1913 году как «Эдипов комплекс» для девочек. Юнг также предположил, что в возрасте от 3 до 6 лет девочки проявляли влечение к своим отцам и чувствовали конкуренцию со своими матерями.

История Электры в греческой мифологии не объясняет комплекс Электры так, как это делает Эдип. Электра — греческая трагедия об Электре и ее брате Оресте. Оба брата и сестры хотят убить свою мать, но они также замышляют убить своего отчима Эгисфа. Мать Электры и Эгисф собрались вместе, пока отец Электры был на войне. (Эгисф и отец Электры тоже двоюродные братья.)

Ничто в комплексе Электры никогда так не застревало, как Эдипов комплекс. Даже сам Фрейд осуждал комплекс Электры. Хотя Комплекс Электры пытался ответить на вопросы о развитии молодой девушки, многие другие вопросы остались без ответа.

Рассматривают ли психологи эдипальный комплекс сегодня?

Люди могут шутить о персонажах на телевидении, переживающих эдипальный комплекс, но большинство терапевтов не воспринимают это всерьез. Не беспокойтесь о том, что вы придете в кабинет психотерапевта и уйдете с диагнозом, что вы влюблены в свою мать. Ранние отношения с родителями могут иметь влияние на отношения взрослых, но не в таких графических терминах, как эдипальный комплекс.

О теории привязанности

Одной из теорий в психологии, выдержавшей испытание временем, является теория привязанности. Психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт провели исследования с детьми, их родителями и незнакомыми людьми, чтобы выявить различные стили привязанности. Дети развивают эти стили привязанности в зависимости от того, как их родители заботятся о них. Небрежный родитель может воспитать ребенка с избегающим стилем привязанности. Родители, которые удовлетворяют потребности своего ребенка и предлагают ему любовь, скорее всего, воспитают ребенка с безопасным стилем привязанности.

Эта теория по-прежнему предполагает, что отношения с родителями и отношения со взрослыми тесно связаны, но гораздо более приятным образом, чем эдипальный комплекс. Вы не испытываете беспокойства из-за зависти к пенису или влечения к своей матери — возможно, вы только что научились плохим привычкам в отношениях с первым человеком, которого вы встретили в своей жизни.

Теория привязанности до сих пор широко обсуждается и принимается в психологии. Если вы пойдете в кабинет терапевта с опасениями по поводу того, как вы справляетесь со взрослыми, романтическими отношениями, они могут продолжить разговор о теории привязанности. Выяснив, как ваши родители могли сбить вас с пути, вы сможете исправить свой подход к отношениям и наслаждаться более безопасными и успешными отношениями.

Почему психологи отвергли идеи Фрейда?

Большинство теорий Фрейда были отвергнуты широким научным сообществом. На это есть несколько причин:

  1. Они просто немного странные. Даже близкие коллеги Фрейда, такие как Карл Юнг, чувствовали себя неловко из-за внимания Фрейда к сексуальности маленьких детей.
  2. Теории Фрейда не учитывают влечение к представителям своего пола (и в значительной степени не учитывают женскую сексуальность).
  3. Теории Фрейда не были разработаны на основе научных исследований или данных. И если вы хотите сказать пациентам, что их проблемы возникают из-за неразрешенного желания заняться сексом с их родителями, вам, вероятно, потребуются достоверные данные, подтверждающие это.

Так почему же мы до сих пор о них говорим? В то время теории Фрейда оказали огромное влияние на психологию. Они все еще делают сегодня! Разговорная терапия в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, во многом возникла благодаря использованию психотерапии Фрейдом. И трудно говорить о Фрейде, не говоря о таких идеях, как эдипальный комплекс. Эта теория, наряду с психосексуальными стадиями развития и другими идеями психодинамической теории, навсегда сформировала мир психологии.

[статья-ссылка]

Эдипов комплекс | Psychology Today

Я больше думал об эдипальном комплексе, поскольку и Сторми Дэниелс, и Карен Макдугал утверждали, что перед тем, как заняться с ними сексом, Дональд Трамп сказал: «Ты напоминаешь мне мою дочь».

Эдипов комплекс — одна из самых печально известных концепций Фрейда. (И инфантильная сексуальность здесь тоже присутствует.) Хотя Эдип был мужчиной, аналогичная стадия у девочек известна как Комплекс Электры, на котором девочки испытывают влечение к своим отцам и ревность к своим матерям. Фрейд понимал, что стадии развития бывают как у девочек, так и у мальчиков, но термин «комплекс Электры» был введен Карлом Юнгом.

Я говорю, что это была одна из самых печально известных концепций Фрейда, потому что каждый раз, когда я имел возможность упоминать ее во время преподавания в Бруклинском колледже или аспирантуре Городского университета Нью-Йорка, даже в моем психоаналитическом институте, она встречалась с неприятием.

и презрение со стороны студентов. Они находили идею сексуальных чувств по отношению к родителю настолько отвратительной, что не могли даже обсуждать эту идею без презрения. Буквальное отношение к эдипальной динамике помогает отрицанию, делая концепцию глупой. Я объяснил, что эти чувства были подавлены и бессознательны.

Источник: London Scout/Unspash

Фрейд не думал, что 4-летний мальчик ходит и думает о половом акте со своей матерью. Если он действительно думает об этом сознательно, то, вероятно, у него чрезмерная сексуальная стимуляция, и ему, вероятно, нужна профессиональная помощь. Однако он может захотеть спать в маминой постели, когда папы нет дома. Если мама соглашается, это подпитывает фантазии мальчика о замене отца и может усилить его обиду на папу, когда он вернется и займет свое место в постели рядом с мамой. Точно так же, если мама ходит обнаженной или иным образом сексуально стимулирует, мальчику будет труднее разрешить свои эдипальные чувства. Но мои ученики не хотели этого.

Я, конечно, понял это как отрицание, но не настаивал.

Обратная идея, что родители испытывают сексуальные чувства к своим детям, вероятно, вызовет еще более сильную негативную реакцию. Я даже не поднимал этот вопрос! Для большинства людей нет ничего более угрожающего, чем мысль о сексуальных чувствах к своим родителям — кроме идеи о том, что родители испытывают сексуальные чувства к своим детям! Это настолько немыслимо для всех, кроме Дональда Трампа, что у нас даже нет названия для этой динамики. Возможно, нам следует назвать это комплексом Агамемнона.

Почему эти мысли так тревожат? В конце концов, сексуальность является частью нас на протяжении всей нашей жизни — детей, подростков, взрослых, родителей, бабушек и дедушек. Отношения между родителями и детьми являются как психологически, так и физически близкими, поэтому, конечно, сексуальные чувства будут идти в обе стороны в разное время. От своих пациентов я узнал, что многим людям трудно отличить чувства (или фантазии) от действий.

Если поставить знак равенства между чувствами и действиями, то ощущение, что ты хочешь, чтобы папа не возвращался и чтобы ты мог вечно спать в маминой постели, неотличимо от убийства отца и секса с матерью.

Если приравнять чувства и действия, чувство возбуждения при виде растущей груди дочери равносильно инцесту.

Приравнивание чувств к действиям делает некоторые чувства настолько пугающими, что нам приходится подавлять или отрицать их, или отделять их и отыгрывать каким-то смещенным образом. Но какую психическую цену мы платим за это? Для некоторых мужчин цена может заключаться в том, чтобы держаться подальше от своих дочерей, чтобы не рисковать, проявляя свои сексуальные импульсы. У меня было несколько пациентов-женщин, которые с большой болью сообщали, что их отцы ушли от них, когда они достигли половой зрелости, и пациенты-мужчины, которые не выносили, когда их матери целовали или обнимали их. К сожалению, это симптомы неразрешенности комплексов Эдипа, Электры и Агамемнона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *