Эффект конформизма – Эффект конформизма

Эффект конформизма

Характеристика эффекта конформизма

Определение 1

Эффект конформизма – это понятие, которое отражает изменения в поведении индивида, который испытал какое-либо давление со стороны группы. Давление это может быть как реальным, так и воображаемым, но эффект при этом совершенно реальный, видимый специалистам и близкому окружению человека.

Еще в 1937 году известный исследователь Музафер Шериф анализировал возникновение групповых норм, но не в реальных условиях, а в рамках лаборатории. Эксперимент, который он поставил, заключался в следующем: на большом экране появлялся точечный источник света, который затем двигался в достаточно хаотичном порядке, после чего вовсе исчезал. Перед испытуемым стояла задача определить, на сколько сантиметров смещался источник света в сравнении с тем расположением, где он появился впервые. Сначала испытуемые проходили эксперимент в одиночестве, а на втором этапе в эксперименте принимали участие уже три человека, которые должны были дать согласованный ответ.

Эксперимент показал, что испытуемые довольно заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Это значит, что они подстраивали свое мнение под мнение большинства, чтобы не отличаться от него. Таким образом, проявлялся конформизм, а полученные результаты – это и есть эффект конформизма. Благодаря такому эксперименту, а также некоторым другим, исследователи выявили несколько условий для возникновения конформизма:

  1. Степень конформизма возрастает, если условия задания становятся сложнее, и это заставляет испытуемого сомневаться в своих возможностях. Таким образом, они признают собственную некомпетентность, принимая точку зрения большинства;
  2. Уровень конформности зависит от типа личности испытуемого. Так, люди, у которых занижена самооценка, в большей степени подвержены конформизму, чем люди, которые могут в достаточной степени проявить себя и высказаться о своих идеях;
  3. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением со стороны трех и более человек, одновременно находящихся с ними в одной группе;
  4. Чем выше степень сплоченности группы, тем больше она имеет власти над своими членами. Это значит, что в сплоченной группе люди будут больше подвержены конформности.

Типы конформного поведения в обществе

Как мы выяснили, эффект конформизма – это итоговое поведение индивидов, которые в той или иной степени подвержены конформности. В современных исследованиях очень важное значение имеет также типология конформного поведения. Сегодня ученые выделяют четыре типа конформного поведения, каждый из которых отражает специфику поведения и состояния личности в рамках социальной группы.

Во-первых, это внешний конформизм – в данном случае, мнение группы, а также групповые нормы принимаются человеком лишь во внешнем проявлении. На уровне самосознания он понимает, что мнение группы не верно или не совпадает с его мировоззрение, но вслух он этого не высказывает. В целом, авторы подчеркивают, что внешний конформизм – это истинный конформизм: внешнее согласие и внутреннее отрицание всего внешнего. Этот тип поведения отражает способности приспособления к социальным нормам, так что тут следует употреблять такие термины, как «приспособленчество», «адаптация»;

Во-вторых, внутренний конформизм человека – в данном случае человек действительно воспринимает и постепенно усваивает мнение большинства окружающих. Также он полностью согласен с этим мнением, не видя в нем ничего противоречащего. Это показывает достаточно высокий уровень внушаемости человека, поскольку практика показывает, что не всегда мнение может быть полностью совпадающим с мнением человека, только если он сам не высказывает его и не предлагает эту идею.

Негативизм – третий тип конформизма. В данном случае человек полностью сопротивляется давлению со стороны группы, а также способен отстаивать свое собственное мнение, демонстрируя независимость позиции. Спор, доказательства, стремление к тому, чтобы индивидуальное мнение было принято массами – это все признаки и действия человека-негативиста. Человек не стремится к тому, чтобы приспособиться к группе – он скорее хочет, чтобы группа приспособилась к нему и его мнению.

Последний тип конформного поведения – нонконформизм. В этом случае человек проявляется независимость норм и ценностей, самостоятельность суждений. Он не подвержен мнению группы, поскольку практически полностью (а иногда и абсолютно) уверен в собственной правоте. Этот тип поведения самодостаточного поведения, когда точка зрения не изменится лишь в угоду большинству.

Замечание 1

Стоит отметить, что в отличие от негативиста, нонконформист не стремится навязать свое мнение окружающим, поскольку он понимает, что если люди захотят следовать этому мнению, то они будут воспринимать его, даже если оно не будет афишироваться.

Таким образом, эффект конформизма также очень зависит от типа конформного поведения, которое принимает на себя человек. Нельзя с точностью сказать, что эффект всегда негативный: если ситуации, когда единство мнения просто необходимо, поскольку без него человеку будет невозможно жить в обществе. Лидерам групп также будет сложно управлять большой группой, если мнение каждого члена будет отличаться. Поэтому такая противоречивость эффекта конформизма изучается до сих пор как отечественными, так и зарубежными учеными: педагогами, психологами, социологами и биологами.

При групповом взаимодействии эффект конформизма будет играть более существенную роль, поскольку он является одним из ключевых механизмов для принятия группового решения. Если все члены группы согласны с одним и тем же утверждением, то и принять решение будет гораздо проще, поскольку общее решение уже принято, и все участники группы с ним согласны. Если же общего мнения нет, то это усложняет дальнейшую жизнь сообщества: противоречия, граничащие с конфликтом, или даже переходящие в него, не могут стать залогом успешных отношений в группе.

spravochnick.ru

Эффект конформизма | Psylist.net

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

  • степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой.

psylist.net

Эффект конформизма

Количество просмотров публикации Эффект конформизма — 770

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света͵ затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили данный эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Οʜᴎ заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин ʼʼконформизмʼʼ и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.

Называют несколько условий возникновения конформизма:

степень конформизма возрастает, в случае если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

ловушка ʼʼгруппомыслияʼʼ среди людей;

сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

внешний конформизм — мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

внутренний конформизм — человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

негативизм — человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всœей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

referatwork.ru

Юрий Петрович Платонов: Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, то есть бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врождённой или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильным стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе

Английский психолог МакДугалл в 1908 году в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тёрнер в конце 1970-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить её положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определённой группе. Как и любая установка, она состоит из трёх компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путём сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект Макс Рингельман, ученик В. Меде. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности её членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трёх человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С = 100–7 * (К–1), где C — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождётся помощи, если за её страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  1. Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень.
  2. Групповая сплочённость и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди.
  3. Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень.
  4. Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур.
  5. Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии»

Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1 + 1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объёме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одарённые люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия

Эффект группомыслия — это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплочённ

gtmarket.ru

Эффект конформизма

Характеристика эффекта конформизма

Понятие 1

Эффект конформизма – ϶то понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает изменения в поведении индивида, который испытал какое-либо давление со стороны группы. Давление ϶то может быть как реальным, так и воображаемым, но эффект при ϶том совершенно реальный, видимый специалистам и близкому окружению человека.

Еще в 1937 году известный исследователь Музафер Шериф анализировал возникновение групповых норм, но не в реальных условиях, а в рамках лаборатории. Эксперимент, который он поставил, состоял ʙ следующем: на большом экране появлялся точечный источник света, который заᴛᴇᴍ двигался в достаточно хаотичном порядке, после чᴇᴦο вовсœе исчезал. Перед испытуемым стояла задача выяснить, на сколько сантиметров смещался источник света в сравнении с ᴛᴇᴍ расположением, где он появился впервые. Сначала испытуемые проходили эксперимент в одиночестве, а на втором этапе в эксперименте принимали уе у три человека, которые должны были дать согласованный ответ.

Эксперимент показал, что испытуемые весьма заметно изменяли свое мнение в сторону усредненнои̌ групповой нормы. Эᴛο значит, что подстраивали свое мнение под мнение большинства, чтобы не отличаться от него. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что проявлялся конформизм, а полученные результаты – ϶то и есть эффект конформизма. Благодаря такому эксперименту, а так некоторым другим, исследователи выявили несколько условий возникновения конформизма:

  1. Степень конформизма возрастает, если условия задания становятся сложнее, и ϶то заставляет испытуемого сомневаться в своих возможностях. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что признают собственную некомпетентность, принимая точку зрения большинства;
  2. Уровень конформности зависит от типа личности испытуемого. Так, люди, у которых занижена самооценка, в большей степени подвержены конформизму, чем люди, которые могут в достаточнои̌ степени проявить себя и высказаться о своих идеях;
  3. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением со стороны трех и более человек, одновременӊο находящихся с ними в однои̌ группе;
  4. Чем выше степень сплоченности группы, ᴛᴇᴍ больше она имеет власти над своими членами. Эᴛο значит, что в сплоченнои̌ группе люди будут больше подвержены конформности.

Типы конформного поведения в обществе

Как мы выяснили, эффект конформизма – ϶то итоговое поведение индивидов, которые в той или инои̌ степени подвержены конформности. В современных исследованиях очень важное значение имеет так типология конформного поведения. Сегодня ученые выделяют четыре типа конформного поведения, каждый ᴎɜ которых отражает специфику поведения и состояния личности в рамках социальнои̌ группы.

Во-первых, ϶то внешний конформизм – в ϶том случае, мнение группы, а так групповые нормы принимаются человеком лишь во внешнем проявлении. На уровне самосознания он понимает, что мнение группы не верно или не совпа с ᴇᴦο мировоззрение, но вслух он не высказывает. В целом, авторы подчеркивают, что внешний конформизм – ϶то истинный конформизм: внешнее согласие и внутреннее отрицание всœᴇᴦο внешнего. Данный тип поведения отражает методности приметодления к социальным нормам, так что тут следует употреблять такие термины, как ʼʼприметодленчествоʼʼ, ʼʼадаптацияʼʼ;

Во вторую очередь, внутренний конформизм человека – в ϶том случае человек действительно воспринимает и постепенно усваивает мнение большинства окружающих. Так он полностью согласен с этим мнением, не видя в нем ничᴇᴦο противоречащего. Эᴛο показывает достаточно высокий уровень внушаемости человека, так как практика показывает, что не всœегда мнение может быть полностью совпадающим с мнением человека, только если он сам не высказывает ᴇᴦο и не предлагает эту идею.

Негативизм – третий тип конформизма. В данном случае человек полностью сопротивляется давлению со стороны группы, а так методен отстаивать свое собственное мнение, демонстрируя независимость позиции. Спор, доказательства, стремление к тому, чтобы индивидуальное мнение было принято массами – ϶то всœе признаки и действия человека-негативиста. Человек не стремится к тому, чтобы приметодиться к группе – он скорее хочет, чтобы группа приметодилась к нему и ᴇᴦο мнению.

Последний тип конформного поведения – нонконформизм. В ϶том случае человек про независимость норм и ценностей, самостоятельность суждений. Он не подвержен мнению группы, так как практически полностью (а иногда и абсолютно) уверен в собственнои̌ правоте. Данный тип поведения самодостаточного поведения, когда точка зрения не изменится лишь в угоду большинству.

Дополнительный материал 1

Стоит отметить, что в отличие от негативиста, нонконформист не стремится навязать свое мнение окружающим, так как он понимает, что если люди захотят следовать ϶тому мнению, то будут воспринимать его, да если оно не будет афишироваться.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что эффект конформизма так очень зависит от типа конформного поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принимает на себя человек. Нельзя с точностью сказать, что эффект всœегда негативный: если ситуации, когда единство мнения просто необходимо, так как без нᴇᴦο человеку будет невозможно жить в обществе. Лидерам групп так будет сложно управлять большой группой, если мнение каждого члена будет отличаться. По϶тому такого рода противоречивость эффекта конформизма исследуется до сих пор как отечественными, так и зарубежными учеными: педагогами, психологами, социологами и биологами.

При групповом взаимодействии эффект конформизма будет играть более существенную роль, так как он одним ᴎɜ ключевых механизмов принятия группового решения. Если всœе члены группы согласны с одним и ᴛᴇᴍ утверждением, то и принять решение будет гораздо проще, так как общее решение у принято, и всœе участники группы с ним согласны. Если общᴇᴦο мнения нет, то ϶то усложняет дальнейшую жизнь сообщества: противоречия, граничащие с конфликтом, или да переходящие в него, не могут стать залогом успешных отношений в группе.

referatwork.ru

Эффект конформизма

Эффект конформизма

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

§ степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

§ тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

§ численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;



§ состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

§ ловушка «группомыслия» среди людей;

§ сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

§ статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

§ наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

§ публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

a. внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

b. внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

c. негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

d. нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.


Дата добавления: 2015-07-19; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.016 сек.)

mybiblioteka.su

Групповые эффекты | Тренинг-Центр Синтон

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.
Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как
науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,
чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое
присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде
веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы,
посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые
состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных
действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15
основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных
реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.
Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации
соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,
полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают
лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал
вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным
действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию
человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности
человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при
решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако
тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,
социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,
затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление
причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание
человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же
простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие
других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному
решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого
рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает
    с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в
    окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное
    возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности
к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали
процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином
«групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные
положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с
какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом
статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной
группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,
эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком
принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими
группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой
идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего
социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.
Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей
принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,
гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает
реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с
позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими
группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе
происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная
работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее
членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше
усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных
действий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и
отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять
за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а
составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими
людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным
85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для
определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной
величины:

С = 100 — 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов
группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя
серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей
трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из
них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за
ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая
закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в
малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа
людей.

Факторами социальной лени являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты
    своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в
    группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем
    выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических
    культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических
    культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют
    социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая
возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом
результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает
требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах
и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе
действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.

Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении
наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти
и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих
сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,
когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии
Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»
— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их
критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в
ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в
сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных
альтернативных действий.
Открытие этого феномена и изобретение термина
«группомыслие» (groupthink), или
«огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.
Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит
сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного
человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,
споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и
устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,
устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с
точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск
консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от
каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,
нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в
своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое
инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим
миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже
сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин
«конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и
наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по
изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех
отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе
подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На
втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что
было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы
оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых
прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта
конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько
условий возникновения конформизма:

  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше
    подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма
    люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и
    более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если,
    во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются
    значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к
    одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности
    группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус,
    обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще
    подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое
    мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя
    бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться
    давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма
    люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не
    тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение
    публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый
чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое
и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его
первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно
стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны
группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и
неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,
они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,
поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов
групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы
вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым
подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая
стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой
костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой
именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,
правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны
следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации
людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению
групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме
группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании
следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок
личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к
другому.
Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при
восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы
    обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его
    личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией. Человек настолько
    перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и
    времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека. Соответственно,
    возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия. Возникает на основе
    обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек
    по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то
    черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все
    ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно
    такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств
объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны
воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,
основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,
как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на
веру.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом
благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.

Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы
устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо
критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям
воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех
    случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам
    деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда
    группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех
    групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для
    группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае
    появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем
    межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих
    на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим»,
    хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей
    группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами
    внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает
    этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному
    социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и
    пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы,
    пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов,
целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных
членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления
интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм
проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее
существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.
Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью
подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма
может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и
судьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых
эмоциональных состояний
стенического и астенического характера.
Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний
определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной
деятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским
психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и
    недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается
    усталость;
  • особенностей психологической структуры группы,
    лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше
    дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов
    группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе,
    уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем
    хуже настроение.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и
ценностей.
Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею
со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и
развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов
группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный
в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,
волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и
интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и
развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект
затухает.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в
зависимости от различных стимулов.
Групповая активность проходит цикл
«оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем
активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».
Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой
срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности
(например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект
«пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении
активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде
активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается
на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной
работы группы.

Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в
деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:
человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод
истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или
вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но
это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той
установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.
Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,
недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии
людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные
против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия
или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более
вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,
уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе
людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,
размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффект
сопричастности
и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в
том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и
неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно
причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство
ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной
поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,
сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он
предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями
других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у
него разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ее
делам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получивший
эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,
не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом
функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к
переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к
«групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»
приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Юрий Платонов

syntone.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *