1.Определение «фрустрация» в современной психологии. Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации
Похожие главы из других работ:
Влияние самооценки на социометрический статус личности в старшем школьном возрасте
1.2 Проблема самооценки в современной психологии
…
Задачи, решаемые в области военной психологии
2. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
На уровне современных представлений военная психология призвана решать ряд задач. Рассмотрим их подробно. 1. Исследование психологических явлений и закономерностей войны и боя…
История психологии как наука
Структура современной психологии
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией…
Место психологии в системе других наук
5. Структура современной психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики…
Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
2 Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии
психология научный закономерность общество Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения…
Особенности проявления эмпатии у студентов
1.2 Феномен эмпатии в современной психологии
Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности…
Психология как наука
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия…
Психология как наука
3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований…
Роль игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников
2.1 Теория эмоций в современной психологии
Изучение основных вопросов современной теории эмоций, в том числе и ее исторического становления, методологически не является необходимым для данной работы. Тем не менее…
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5…
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции…
Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях
1.2 Исследования материнства в современной психологии
«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью» А.Б. Шнейдер [45 стр.136]. Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю…
Уровень представления, его специфика
5. Проблемы современной психологии.
Психология изучает психику как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии — изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы — сознания…
Формы агрессивности у младших подростков с девиантным поведением
1.1 Понятие агрессивности в современной психологии
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни личности и общества. На всем протяжении развития человечества она играла важную роль в выживании его представителей…
Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности
2 Сущность термина «фрустрация» в современной психологии
За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, беспокойства или тревоги (anxiety), ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, фрустрации. Правда…
psy.bobrodobro.ru
Фрустрация в психологии это … — определение простыми словами, виды и примеры фрустрации
Фрустрация в психологии — это эмоциональное состояние, при котором человек, сталкиваясь с непреодолимыми внешними или внутренними трудностями, получает серьезное препятствие для достижения желаемых целей. Неудовлетворенная потребность вызывает комплекс негативных переживаний, впоследствии приводящих к дезорганизации поведения. В тяжелых случаях подобное состояние провоцирует неадекватные эмоциональные реакции и невротические расстройства.
Содержание материала:
Что такое фрустрация простыми словами
Дословный перевод термина «фрустрация» с латыни — «обманутые ожидания», и такая формулировка как нельзя лучше характеризует данное состояние. Обычно период фрустрации наступает после того, как человек длительное время находится в состоянии ожидания или предвкушения некоего события, которое имеет для него значение, но под влиянием различных факторов оно не происходит.
Выражаясь простыми словами, это состояние разочарования и подавленности, а также отсутствие внутреннего удовлетворения, вызванное несбывшимися ожиданиями и неоправданными надеждами. Такая ситуация является гораздо более серьезна, чем может показаться на первый взгляд.
Определение термина в психологии
Определение фрустрации в психологии — это негативно окрашенное состояние человека, возникшее в результате отсутствия соответствия желаний реальным возможностям. При этом существуют препятствия для достижения заявленных целей, что классифицируется большинством психологов как травмирующая ситуация.
Когда личность находится во фрустрированном состоянии, возникает ряд эмоций и переживаний, таких как разочарование, подавленность, тревога, а в некоторых случаях даже отчаяние.
Согласно мнению психоаналитиков, фрустрация имеет большое значение в формировании эго (осознаваемой психологической сущности), поэтому методики, направленные на искусственный вызов эмоций подобного спектра под контролем врача, являются одним из методов терапии неврозов в психоанализе. Широко распространено мнение, что патологической фрустрацию можно считать только в момент превышения определенного порога интенсивности развития, а в более легкой вариации это можно считать нормальным фактором формирования личности.
Разновидности
Существуют различные классификации фрустрации, одна из которых основана на механизме возникновения такого состояния.
Внешняя фрустрация вызывается некими обстоятельствами, которые проявляются извне, когда на ситуацию воздействуют факторы, неподвластные изменению со стороны самого человека. При этом субъект может прямым или косвенным образом спровоцировать возникновение такой ситуации либо стать только жертвой обстоятельств. К примерам внешней фрустрации можно отнести финансовые сложности, увольнение с работы, расставание с близким человеком, смерть родственника, тяжелую болезнь и т. п.
Внутренняя фрустрация провоцируется за счет неблагополучного психологического состояния личности. Ее может вызывать неуверенность в себе, страх или тревожность.
Впоследствии человек входит в замкнутый круг, приводящий к тяжелым последствиям, таким как депрессия и неврозы. А также источником внутренней фрустрации может стать противоречивость поставленных целей.
Согласно теории американского психотерапевта С. Розенцвейга, можно выделить три вида фрустрации на основе различных переживаний:
- Связанные с лишением, когда для достижения цели отсутствуют средства. Пример: мучительный голод при отсутствии возможности добыть пищу.
- Спровоцированные потерями. В качестве примера можно привести смерть близкого человека.
- Основанные на наличии внутреннего или внешнего конфликта. Пример: любовь к замужней женщине.
Психические состояния и цепочки реакций в случае лишения, потери или конфликта будут отличаться. Разумеется, необходимо учитывать личностные особенности каждого субъекта: в зависимости от них состояние может варьироваться.
В отдельную группу можно выделить упомянутую выше контролируемую фрустрацию. Это терапевтическое состояние, используемое в психоанализе, при котором врач прорабатывает с пациентом сложные моменты для облегчения формирования защитных реакций и выявления причин невротических расстройств.
Причины и признаки развития
Можно выделить список причин возникновения фрустрационного состояния, которые встречаются чаще всего:
- Стресс. Нервное напряжение возникает из-за комплексного влияния множества раздражающих факторов – как мелких, так и довольно серьезных. Со временем, когда количество событий, провоцирующих стресс, начинает превышать возможности защитных психических механизмов личности, возникает фрустрация или невроз.
- Внутренние проблемы. Повышенный уровень тревожности, наличие комплексов, неуверенность в себе – все это мешает человеку достигать поставленных целей и тормозит его личностное развитие. В итоге это приводит к неизбежному состоянию фрустрации, когда стремление к получению нового опыта затруднено внутренними переживаниями.
- Непреодолимые сложности. В отличие от множества окружающих нас мелких стрессовых факторов, всегда существует риск столкнуться с серьезными обстоятельствами непреодолимой силы: болезнь, зависимость, ограничение свободы, стихийные бедствия и пр. Такие причины вызывают развитие состояния фрустрации очень быстро.
В целом все причины можно разделить на три основные группы: биологические (связанные с состоянием организма индивида), психологические (любые внутренние конфликты, тревоги и т. п.) и социокультурные (запреты, нормы морали, табу, которые входят в противоречие с личными убеждениями).
У каждого человека реакция психики происходит на основе индивидуальных особенностей, сложно вывести единый шаблон ответа на негативные реакции извне.
Однако основные признаки, указывающие на фрустрированное состояние человека, можно выделить следующие:
- ощущение безвыходности, отчаяния, невозможности самостоятельно решить возникшую проблему;
- повышенный уровень тревожности, волнение по поводу незначительных факторов, не касающихся основного вопроса;
- раздражительность, злость и агрессия, зачастую направленные на себя или окружающих;
- проявление неконструктивного поведения (уход в себя, замкнутость, возникновение зависимостей или саморазрушение).
Если фрустрация еще не достигла того уровня, когда оказывается ярко выраженное негативное влияние на психику, то признаки могут быть сглаженными, неявными, выраженными в общей подавленности и легкой раздражительности, с которыми довольно просто справиться, хотя бы на некоторое время. Однако если обозначенные выше симптомы становятся заметны для окружающих и вносят явный дисбаланс в нормальное существование человека, то стоит обратить на это внимание и по возможности обратиться за помощью к специалисту (клиническому психологу или психотерапевту).
Важно отличать фрустрацию от более тяжелых состояний, таких как депрессия. В случае возникновения фрустрированного состояния человек не теряет способности прикладывать волевые усилия к решению проблемы, стремление добиться цели не нарушено. А вот наступившая апатия и потеря интереса к жизни уже считается грозным симптомом, требующим более пристального внимания.
Методы диагностики
К основным диагностическим методикам, используемым для определения уровня фрустрации, относятся тест Розенцвейга (метод рисуночной фрустрации, переведенный и адаптированный Н. В. Тарабриной), экспресс-тестирование В. Бойко и его переработанный и расширенный вариант — методика Л. И. Вассермана.
Рисуночный тест авторства С. Розенцвейга представляет собой набор карточек с изображенными на них различными ситуациями. Обычно на них присутствует несколько персонажей, один из которых произносит определенную реплику. От пациента требуется дать первый пришедший в голову ответ на заданную фразу.
Карточки делятся на несколько групп, а ответы интерпретируются психологом после полного прохождения теста. Есть возможность самостоятельного анализа подобного теста, однако, в этом случае результат может быть искажен.
Опросник Бойко — это короткий экспресс-тест на выявление состояния фрустрации, состоящий из 12 вопросов, за каждый положительный ответ дается 1 балл. В зависимости от итогового количества баллов интерпретируется полученный результат.
Существует расширенная модификация данного тестирования, разработанная Л. И. Вассерманом, которая отличается большей вариативностью и повышенной достоверностью результата.
Помимо методик тестирования, психолог проводит сбор анамнеза, анализирует общее состояние клиента, при необходимости беседует с родственниками, чтобы сформировать целостную картину.
Проявление в детском возрасте
Нормальный уровень фрустрации можно считать очень значимым фактором в формировании характера и моральных устоев ребенка. До определенного возраста отсутствие возможности получать желаемое в полном объеме – важный элемент воспитательного процесса. За счет этого ребенок учится терпению, уважению к авторитету родителей и со временем становится способным самостоятельно расставлять приоритеты.
Крайне важно, чтобы родители грамотно регулировали ограничения – излишняя строгость недопустима и приводит к ранним неврозам, появлению агрессии или замкнутости. При наличии вседозволенности же не происходит формирования границ собственного «Я».
Первое столкновение с состоянием фрустрации обычно происходит в младшем школьном возрасте, когда перед ребенком встают первые серьезные задачи, связанные с учебой. Очень часто ожидания от учебы имеют мало общего с действительностью. Поэтому крайне важно с раннего детства научить школьника справляться с фрустрационными состояниями.
Родители должны проявлять спокойствие, не нагнетать обстановку, вселять в ребенка уверенность в собственных силах. Насмешки, скандалы и паника просто недопустимы.
Необходимо регулярно давать ребенку возможность участвовать в решении сложных задач и делать это самостоятельно. Здесь важно руководить процессом, но ни в коем случае не выполнять все самим: ребенок должен сам принять решение, увидеть его результат и сделать необходимые выводы.
Проявление тяжелой формы фрустрации у детей выражается в замкнутости, вспышках агрессии, деструктивном поведении. Такие дети обычно стараются привлечь внимание к себе и своим проблемам, очень часто это происходит в виде побегов из дома, драк со сверстниками, демонстративных жестов и плохой учебы. Необходимо мягко выяснить причину такого состояния, самостоятельно или обратившись к психологу.
Поведение личности в обществе
Сол Розенцвейг в своей теории фрустрации выделяет три основные формы поведения:
- Экстрапунитивная форма характеризуется склонностью к обвинению в собственных неудачах других людей, внешних обстоятельств, желанием переложить ответственность. Обычно для этого варианта поведения характерна излишняя агрессия, злость и отказ анализировать собственное поведение.
- При интрапунитивной форме агрессия обычно направлена на себя, присутствует гипертрофированное чувство вины, повышен уровень тревожности, возникает склонность к излишнему самоанализу. В конце концов, человек замыкается в себе и может перестать предпринимать попытки к решению проблемного вопроса.
- Импунитивная форма отличается отсутствием какого-либо обвинения, а наступающие неприятности воспринимаются как неизбежность.
А также существует несколько основных моделей поведения при состоянии фрустрации. Это может быть агрессия, сопровождающаяся излишней двигательной активностью, уход от тревожных переживаний с переносом деятельности в другую сферу, замкнутость и попытки отгородиться от окружения. Как именно поведет себя человек, можно прогнозировать с учетом его индивидуальных особенностей характера и личных качеств.
Примеры фрустрации
Приведем несколько примеров фрустрации, которые помогут проиллюстрировать данное состояние более наглядно.
К психотерапевту обращается пациент N, находящийся в состоянии, близком к невротическому. Он сообщает, что является очень верующим человеком, воспитанным в строгих моральных принципах. Недавно его заинтересовала одна женщина, с которой завязались теплые отношения, позднее N узнал, что она замужем. Данная ситуация вызвала внутренний конфликт моральных принципов, который и привел к фрустрации.
Один из классических примеров: девушка из сельской местности с первого класса отлично учится и выделяется на фоне одноклассников, после окончания школы решает поступить в столичный ВУЗ. После поступления обнаруживается, что в новом окружении все обладают схожим уровнем интеллекта и знаний, после чего наступает фрустрация от невозможности добиться такого же отличного уровня учебы и позиционирования себя в коллективе, как было ранее.
Подобных примеров можно привести множество, объединять их будут возникновения у субъекта серьезного препятствия при решении значимой проблемы. Фрустрация далеко не всегда требует вмешательства психолога, однако, потребуется внимание к состоянию, своему или близких.
attuale.ru
Фрустрация | Диплом по психологии
Определение понятия фрустрации
Фрустрация (дословный перевод – обман, тщетное ожидание, уничтожение планов или расстройство замыслов) – это особое эмоциональное состояние, которое возникает у человека при наличии объективного или субъективного препятствия на пути достижения цели и выражается в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения.
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей).
Фрустрация – это реакция человека на жизненные трудности, неудачи. Проявляется в различных эмоциональных состояниях и формах поведения в зависимости от индивидуальных особенностей. Например: досада, разочарование, гнев, ярость, раздражение, враждебность.
Причины возникновения фрустрации
- Наличие фрустратора (препятствия на пути достижения поставленной цели) – каждый из видов фрустраторов разделяется на внешний и внутренний:
- «Лишения» – отсутствие средств для удовлетворения какой-либо потребности;
- Потери;
- Конфликты; внутренние конфликты сводятся к борьбе мотивов;
- Препятствия – блокировано использование имеющихся средств (законами, моралью, социальными запретами, совестью).
- Содержание блокируемой потребности и ее значимость: чем больше значимость потребности, тем более велика вероятность возникновения фрустрации.
- Сила потребности: чем сильнее потребность, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
- Частота неудовлетворения данной потребности: чем чаще потребность не удовлетворялась, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
- Особенности самого человека, испытывающего неудачу (толерантность к фрустрации).
Фрустрация особенно сильна при наличии социальной оценки, наиболее болезненна. Некоторые психологи считают, что фрустрация возникает лишь при блокировании потребности в самоуважении.
Проявления фрустрации
- Агрессия – прямое нападение (в классическом понимании) и любые формы враждебного поведения (в современном понимании).
Существует фрустрационная теория агрессии, утверждающая, что единственная причина фрустрации – это агрессия.
Классификация форм враждебного поведения:- Открытые;
- Затаенные.
- На фрустратор;
- На самого себя.
- Реальные;
- Воображаемые.
- Физические;
- Вербальные.
- Замещение – замена блокируемой потребности другой потребностью.
- Смещение – удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем (с помощью другого объекта). Объект для удовлетворения потребности менее специфичен. Сюда же относится смещение агрессивных тенденций.
- Рационализация – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности, нахождение положительных моментов в произошедшей неудаче.
- Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения (например, плач).
- Депрессия – подавленное, угнетенное настроение.
- Фиксация – закрепление нецелесообразных форм поведения. Это резкое нарушение приспособительных действий и целесообразности поведения, в результате чего образованные ранее навыки и привычки продолжают проявляться и закрепляться в поведении, несмотря на то, что в результате фрустрации они стали или бесполезными, или вредными. Это закрепление действий, мыслей, чувств, переживаний (в т.ч. сужение сознания, «зацикленность» на фрустраторе, «прикованность» к нему). Сюда относятся патологические привычки, асоциальное поведение.
На основе подобных фактов появилась теория реактивного психологического сопротивления, утверждающая, что в ситуации фрустрации возникает особое мотивационное состояние, которое может быть обозначено как сопротивление запрету ил фрустратору: человек старается достичь запретного. Это может быть явный запрет (повышает привлекательность цели) или неявный (типичным примером является совет).
Поэтому необходимо поощрять за правильное поведение и не наказывать за неправильное.
Индивидуальные особенности поведения человека в ситуации фрустрации
Вероятность возникновения фрустрации зависит от следующих факторов:
- Сила неудовлетворенной потребности;
- Близость целевого объекта;
- Тип темперамента:
- Холерики – агрессия, смещение;
- Сангвиники – замещение, рационализация;
- Флегматики – замещение, рационализация, фиксация;
- Меланхолики – агрессия на себя, регрессия, депрессия, фиксация.
- Уровень культуры.
Значение фрустрации в жизни человека
Кроме вышеописанных реакция на фрустрацию, могут быть конструктивные выходы из нее (интенсификация усилий). Поэтому значение фрустрации в жизни человека неоднозначно.
Однако деструктивные эффекты возникают очень часто, иногда приобретая хронический характер и вызывая такие последствия, как снижение самооценки, самоуважения, ухудшение состояния физического и психического здоровья.
Особое значение фрустрация приобретает в детстве, когда еще ребенок не имеет достаточно информации для эффективных поступков. Деструктивные реакции перерастают в черты характера: агрессивность, лживость, изворотливость и т.п.
Фрейд считал фрустрацию исходной точкой включения механизмов психологической защиты. Все механизмы психологической защиты имеют отношение к фрустрации.
psy-diplom.ru
Фрустрация
Фрустрация– психическое состояние, которое заключается в переживании расстройства планов, крушение надежд, провала, неудачи. Возникает, когда человек встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути удовлетворения своих потребностей.
Левитов: Ф. – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (суб. Воспринимаемыми так) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.
Разрядка напряжения может иметь агрессивную и неагрессивную форму, а также экстра- или интрапунитивную направленность.
Толерантность– понятие, противоположное Ф. и С., заключающееся в том, что человек в некоторых случаях при встрече даже с непреодолимыми препятствиями может сохранить объективную оценку сложившейся ситуации и принять правильное решение.
Лекция 13. Введение в психологию личности
Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Понятие «человек»включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.
Понятие «индивид»характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность— это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Способностипонимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темпераментвключает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характерсодержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качестваохватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции– переживания.
Мотивация— побуждения к деятельности.
Социальные установки— убеждения и отношения людей.
Современные теории личности
1. Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории черт. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Теория черт имеет довольно серьезные недостатки.
2. Теория социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.
Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других и подражание.
Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.
3. Разработанная З.Фрейдом психоаналитическая теория личности. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие.
«Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.
Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).
Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе.
4. Сторонников гуманистических теорий личностипрежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.
Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович.
5. Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божовичпоказала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
6. А.Н. Леонтьевпредставил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.
Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизирова-ны), тем богаче сама личность.
Формирование и развитие личности
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.
Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
studfiles.net
определение в психологии, виды, способы избавиться от этого состояния
Нервные симптомы
Фрустрация характеризуется эмоциональным напряжением в ситуации, в которой у человека отсутствует возможность добиться поставленной цели. При этом наступает момент отчаяния и чувство раздражения или злости. Чем важнее заявленное желание для человека, тем сильнее ощущается разочарование, гнев, которые исчезают при достижении цели. Возникновение фрустрации приводит к нарушению внутреннего равновесия, провоцирует стресс.
1
Характеристика и механизм формирования фрустрации
Слово «фрустрация » с латинского языка переводится как напрасное ожидание, неудача, расстройство задумки. Это состояние возникает при столкновении личности с непреодолимыми трудностями, которые встали на пути достижения поставленной цели. Фрустрацию часто путают с депривацией — однозначной невозможностью воплотить в жизнь свои мечты и желания. В первом случае перспектива утрачивается только в определенной ситуации.
В состоянии фрустрации человек не останавливается, а продолжает идти к цели, даже не имея представления о способах ее достижения. Такие стремления бывают осознанными и неосознанными. Зачастую в подобной ситуации у личности вырабатывается защитная реакция, позволяющая привыкнуть к обстоятельствам.
Путь формирования фрустрации характеризуется:
- Выбором цели. Обычно она вызвана потребностями личностного или финансового аспекта. Фрустрированность всегда начинается с этого пункта.
- Желанием добиться поставленной цели. После выполнения первого шага человек переходит к активным действиям для осуществления плана. В этой ситуации затрачивается не только огромный объем моральных сил, но иногда и финансовых вложений.
- Поражением. Этот пункт – фундамент для образования фрустрации. Появляется болезненная реакция после рухнувших надежд и стараний.
Фрустрация провоцирует различные последствия для психики.
Судорожный синдром: неотложная помощь и лечение
1.1
Причины развития состояния
Этот феномен возникает по ряду следующих причин (их можно сгруппировать в 4 крупные категории):
- Лишения. Бывают внутренние (недостаточный уровень знаний, опыта, квалификации) и внешние (отсутствие финансов).
- Утраты. Эти причины оказывают внешнее влияние (уход близкого человека, любовная неудача, безденежье) и внутреннее (получение инвалидности, тяжелая болезнь ).
- Конфликтные ситуации. Огромный риск для формирования этого состояния возникает, если у личности происходит длительная борьба с самим собой или с кем-то из окружающих (конкурентность, несовпадение во взглядах).
- Трудности. Являются катализатором возникновения феномена при резком несоответствии ожидаемого и получаемого. В такой ситуации человек чувствует преграду из-за своих моральных качеств, совести, действующих законов и общественных запретов.
Степень развития этого состояния напрямую зависит от характера ситуации, значимости того, что личность не может получить. Именно внешние причины чаще всего играют роль в эмоциональном состоянии личности и вводят ее в депрессию.
Нервный тик: разновидности, симптомы и способы лечения
1.2
Формы
Напряжение и огорчение появляются у человека при несоответствии предпринятых усилий для достижения поставленной цели и полученных результатов. Терапевт и психолог Сол Розенцвейг полагал, что фрустрация имеет 3 поведенческие формы:
Форма | Характеристика |
Экстрапунитивная | Появляется, когда человек начинает обвинять в случившемся внешние обстоятельства или других людей. Он раздражается, упрямится, злится, чувствует огорчение и пытается достичь цели любой ценой. Поведение примитивно, малопластично, применяются выученные модели |
Интрапунитивная | Проявляется аутоагрессия: человек упрекает во всех проблемах только себя и мучается от чрезмерного чувства вины. Развивается тревога, отсутствует настроение, личность превращается в интроверта. Такие люди ограничиваются в собственной деятельности, не хотят удовлетворять свои потребности |
Импунитивная | Формируется, если человек признает неудачу как неизбежность или воспринимает ее как незначительное явление. Обычно личность никого не обвиняет в поражении |
Тремор рук: что это за болезнь, причины и лечение
2
Модели поведения
В психологии выделяют следующие разновидности поведения при фрустрации:
Название | Описание |
Агрессия | Она бывает внешней (направлена на объект или других людей, также часто проявляется раздражение, гнев или огорчение) и внутренней (человек сам превращается в источник фрустрации, а агрессии сопутствует угрызение совести, стыд или переживание вины) |
Двигательное побуждение | Под влиянием гнева, напряжения человек совершает бесцельные действия: крутит волос на пальце или ходит по комнате взад-вперед |
Апатия | Обычно эмоциональное перенапряжение приобретает другую форму – у человека отмечается вялость и апатичность (он может часами не вставать с кровати и смотреть в одну точку) |
Бегство | Физическая и психологическая реакция (отказ читать информационные источники, провоцирующие отрицательные эмоции) |
Фиксация | Личность начинает зацикливаться на чем-то или ком-то (множественные попытки сдать один и тот же тест, несмотря на неудачи ) |
Стресс | Подобное реагирование на ситуацию плохо отражается на общем состоянии здоровья. Чрезмерное или долгое перенапряжение провоцирует появление таких физиологических сигналов, как хроническая усталость, головная боль, дискомфорт в животе, повышенное артериальное давление, сердечные приступы и другое |
Депрессия | Это состояние оказывает влияние на выбор еды, качество сна и взаимодействие с обществом |
Аддиктивное поведение | Человек начинает бороться с фрустрацией с помощью наркотиков, алкоголя. К этой модели поведения относятся и пищевые паттерны, которые вызывают проблемы с весом |
3
Последствия
При фрустрации личность справляется с ней или впадает в подобные состояния:
- Мир фантазий. Иногда больной отдает предпочтение виртуальной жизни, заменяя ею реальность. Из-за подобных иллюзий он не может занять положение в обществе, создать семью и состояться как профессионал в трудовой деятельности.
- Беспричинная агрессивность. При невозможности получить желаемое человек срывается на окружающих. Поводом для гнева может стать любая мелочь.
- Регресс личности. В самых тяжелых ситуациях напрасные ожидания провоцируют отказ от самореализации. Человек осознает свои амбиции, но считает себя ничтожным.
Такое состояние не во всех случаях приводит к негативному результату и разрушает личность. Иногда оно приносит пользу. Ощущая фрустрацию, морально сильный человек меняется в лучшую сторону. Злость и агрессия, которые появляются во время неудач, становятся стимулом для преодоления трудностей.
Фрустрация в психологии связана с возникновением многих путей для развития личности.
Трудности приводят к потребности в достижении успеха.
4
Диагностика и лечение
Чтобы диагностировать это состояние, психологи применяют тест Розенцвейга, или методику рисуночной фрустрации. С ее помощью происходит определение реакции человека на проблему и поиск выхода из ситуации, которая мешает работе или удовлетворению личных нужд.
Методика включает 2 десятка схематичных рисунков с беседующими людьми. Они подразделяются на две группы: ситуации «обвинения» и «препятствия». Их по очереди демонстрируют пациенту. Он высказывает свои предположения о теме разговоров. Описывая картинки, человек демонстрирует стандартную для него реакцию на фрустрацию и методы решения конфликтных ситуаций, что дает возможность специалисту диагностировать его состояние.
Психолог может оказать реальную помощь пациенту за короткое время благодаря следующим методам:
- Клуб неудачников. Коллективное лечение помогает избавиться от существующей проблемы большому количеству людей. Тренинги проводятся с несколькими пациентами, во время которых они сообща стараются найти выход из ситуации. Участники сеанса получают психологическую поддержку, каждый высказывает собственную цель и слушает объективную оценку ее значимости и недостижимости.
- Анти-фрустратор. Влияние на сознание заключается в непосредственном контакте психолога с пациентом. Чаще всего задает вопросы, на которые человек должен дать однозначный ответ. Например: «А нужно ли было?», «Достойно ли это внимания?», «Вам это подходит?»
- Гипноз. В тяжелых случаях нужно провести блокирование неудовлетворенных желаний.
- Агрессия. Это жесткий способ, заключающийся в полном уничтожении иллюзий пациента.
- Защитная мотивация. Психолог начинает работу с пациентом на основе его темперамента. Меланхолику лучше отойти от сложившейся ситуации из-за толерантного отношения к фрустрации. Холерикам подойдет метод агрессии. Флегматики меньше других подвергаются этому феномену, поэтому в качестве защитной мотивации им показана беседа с психотерапевтом. Сангвиники обычно самостоятельно заменяют свои нужды другими целями, чтобы добиться желаемого.
neurofob.com
Психическое состояние. Фрустрация
Психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и «психическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как П. с. представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс, он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). К П. с. относятся проявления чувств (настроение, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д. Предметом специального изучения в психологии являются П. с. людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые П. с. спортсменов и т. д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы П. с. — навязчивые состояния, в социальной психологии — массовидные П. с.
Фрустрация [лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З.Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористких теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы использует понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. Различают: фрустратор, т. е. стимул, вызывающий Ф., фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. переживается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Уровень Ф. зависит от значимости и интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от наличествующих устойчивых форм эмоционального реагирования человека на жизненные трудности. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам) как свойство личности противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации — с другой. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрационная толерантность, сформированная в процессе воспитания, в какой-то мере определяет и поведение человека в экстремальных ситуациях. Однако такая зависимость не может быть прямой и однозначной, так как, вероятно, в экстремальных ситуациях более полно раскрываются все потенциальные ресурсы человека, что также дает основание выделять понятие Ф. в самостоятельное, несмотря на то, что оно охватывается более широким понятием психологического или эмоционального стресса.
За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, беспокойства или тревоги (anxiety), ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, рустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.
Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей степени является предметом экспериментальных исследований, проводимых над животными и людьми (чаще над детьми). Несмотря на большое число опубликованных на тему о фрустрации работ, в этой теме еще много неясного. Не случайно даже высказываются сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их.можно объяснить, не прибегая к данной концепции. Так, в частности, ставит вопрос Рид Лоусон в книге «Фрустрация. Развитие научной концепции» [18; 58, 60]. Эта книга представляет собой попытку показать современную постановку и различные решения данной проблемы. В книге, помимо большой обобщающей статьи указанного автора под заглавием «Поиски и аргументы», даны восемь статей различных авторов, выражающих разный подход к фрустрации.
Существуют трудности и в понимании самого термина „фрустрация“. Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому,.пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
И.П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. На одной из клинических сред он сделал характерное признание: „Вообще жизнь — всегда неприятна, сплошная трудность, и эта трудность дает себя знать при уже сбитой.нервной системе. Надо считать, что жизнь всегда трудна» [3; 213]. На другой клинической среде Павлов говорил, что «трудные жизненные положения вызывают то чрезвычайное возбуждение, то депрессию» (3; 555). Но трудности в жизни можно разделить на две категории. Есть трудности вполне преодолимые, хотя для их преодоления часто требуются огромные усилия. Как указывал Ушинский, каждый труд связан с трудностями. Это часто те трудности, в преодолении которых заключается одно из условий психического развития человека и овладения им профессиональной квалификацией. Когда говорят о настойчивости, то имеют в виду ту черту характера, которая выражается в борьбе с трудностями, в преодолении препятствий. Концепция фрустрации к такого рода трудностям не относится, а если и относится, то лишь к тех случаях, когда вполне преодолимые трудности субъективно воспринимаются как непреодолимые, когда человек сдается перед ними.
Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых (некоторые трудности, непрео- долимые в настоящее время, например в борьбе с раковыми заболеваниями, наверное, в будущем удастся преодолеть). Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.
Но можно ли все непреодолимые трудности в жизни свести к барьерам, блокирующим намеченное действие? М.И. Калинин в одной из бесед со старшеклассниками говорил о жизненных уколах, разочарованиях н невзгодах, для перенесения которых требуется твердость. характера [1; 197]. Действительно, существуют жизненные трудности, часто возникающие неожиданно как того или другого рода невзгоды или несчастья, которые можно назвать барьерами или преградами только условно, поскольку они препятствуют благополучию, счастью.
Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя. Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию — внешнюю причину и его воздействие на организм и личность. Хотя термин фрустратор в литературе мало употребителен, мы в дальнейшем изложении будем употреблять его, используя термин фрустрация — преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях и соответствует существу дела.
Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности» (24; 379—388). Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек — общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.
mirznanii.com
Фрустрация в психологии – это травмирующее душу состояние, которое человек испытывает, встречаясь с неодолимыми препятствиями. Frustratio переводится с латинского как уничтожение планов, замыслов, надежд. Барьер, блокирующий удовлетворение насущной потребности, называется фрустратором.
Психологическое содержание состояния фрустрации
На пути к цели человека могут возникать различные препятствия. Преодоление многих из них ведет к личностному росту и развитию. Однако фрустраторы – это такие камни преткновения, которые невозможно сдвинуть настойчивостью, силой воли, твердостью характера.
Состояние фрустрации настигает не того, кто спасовал перед трудностями. Речь идет о неудачах, связанных с объективно непреодолимыми – либо субъективно воспринимаемыми как таковые – обстоятельствами. Они могут быть внешними и внутренними. К последним относятся комплексы, фобии, суеверия, предубеждения, мешающие человеку реализовывать свои желания.
Одно из ключевых свойств фрустрации – выплеск эмоций. Ученые, наблюдавшие над приматами, заметили, что эмоциональное поведение у этих животных возникает тогда, когда остальные адаптивные реакции не дают эффекта. Именно поэтому дети, имеющие меньше опыта приспособления, более эмоциональны при фрустрации.
У взрослых людей переживание фрустрации не всегда выражено внешними реакциями. Часто оно уходит вглубь, тогда внешне человек может казаться спокойным, испытывая эмоциональную бурю.
Виды и примеры ситуаций, провоцирующих фрустрацию личности:
Лишения как отсутствие инструментов, помогающих достичь цели:
- чувство голода при неимении средств добыть еду;
- тщетное влечение к женщине убежденного в своей неполноценности мужчины.
Невозместимые потери и утраты:
- стремление быть рядом с погибшим или умершим человеком;
- желание вернуться в дом, на месте которого после пожара осталось пепелище.
Конфликты, при которых безнадежна сама борьба мотивов или сторон:
- нереализованная любовь к подруге, хранящей верность супругу;
- желание соблазнить девушку, останавливаемое мыслью о том, что точно так же кто-то может поступить с близким человеком – с сестрой или матерью.
Состояние фрустрации и формы его проявления
Реакции на действие фрустратора всегда индивидуальны. Они определяются репертуаром поведения и набором привычных эмоций конкретного человека. Однако можно выделить наиболее типичные реакции:
- Толерантность, не позволяющая фрустратору спровоцировать или обострить фрустрацию. Это наиболее здоровая реакция, свойственная рассудительным и выносливым людям, готовым превратить лимон в лимонад, то есть извлечь полезный урок из произошедшего. Кто-то делает это спокойно, с философским отношением к ситуации, кто-то прилагает усилия и напрягает волю для сдерживания импульсов, а кто-то просто бравирует, выказывая подчеркнутое наплевательство, под которым маскирует злобу и досаду.
- Агрессия – состояние враждебности, проявляющейся открыто, в форме грубости, хамства, рукоприкладства, либо в виде завуалированного недружелюбия. При этом человек переживает гнев, суетливую импульсивность, острое желание сорвать на ком-нибудь зло. В подобном состоянии даже интеллигентные люди могут употреблять неприличные слова и выкидывать несвойственные им «фортели» в результате полной потери самоконтроля. Агрессия может быть направлена и на самого себя, когда человек занимается самобичеванием, обзывая себя «глупцом», «тупицей».
- Фиксация – маниакальная прикованность внимания к фрустратору, продолжительное анализирование и переживание произошедшего. Иногда это проявляется в форме капризности и взбалмошности.
- Игнорирование фрустратора, уход в сферу деятельности, помогающую отвлечься, отключиться от тревожащего раздражителя.
- Депрессия, которую иногда рассматривают в психологии как антипод агрессии. Она выражается в состоянии глубокой меланхолии, осознании своего бессилия, вызывающего чувства безнадеги и отчаяния. Депрессия может выглядеть как душевное оцепенение, полная апатия.
- Регрессия – возврат к инфантильным или примитивным моделям поведения, понижение уровня всякой активности либо конструктивности деятельности. Иногда взрослые люди, не склонные к слезоточивости, могут расплакаться, как дети, перед лицом непреодолимого препятствия. Инфантильность может выражаться и в желании, чтобы кто-то утешил, приласкал, пожалел.
Состояние фрустрации и личность
Фрустрация либо выливается в мгновенную вспышку ярости либо принимать форму продолжительного настроения. Первая реакция свойственна людям импульсивным, склонным к грубости, задиристости. Вторая характерна для нерешительных субъектов, терзаемых сомнениями и комплексами.
Фрустрация может стать эпизодическим переживанием, не проникающим вглубь души и особо не задевающим ее. А иной раз она способна существенно «перепахать» личность. Например, реакция агрессии после неоднократных фрустраций может превратить уравновешенного человека во вспыльчивого неврастеника.
Замечено, что фрустрация действует на человека изнуренного сильнее, чем на бодрого. В то же время «вооруженность», внутренняя подготовленность к возможным форс-мажорам позволяет проявлять завидную терпимость в критические минуты.
Детская психология и фрустрация личности
Разрешение противоречий, преодоление трудностей – важнейшие факторы развития ребенка. Поэтому эффективный воспитательный процесс невозможен без учета детской фрустрации, ее профилактики и регулировании.
Психологи советуют педагогам и родителям:
- формировать у ребенка адекватное отношение к препятствиям, не являющимся непреодолимыми;
- развивать у детей силу воли, самообладание и выносливость;
- самим наставникам необходимо запастись терпением, чтобы своими фрустрациями не подавать воспитанникам негативного примера.
Заключение
Саморазвитие личности требует не только толерантности к жизненным барьерам, но и признания их необходимости. Человек разумный должен считать их благом для себя и, скорее, впадать в состояние фрустрации в тех случаях, когда этих барьеров недостаточно.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru