Эффект новизны в психологии: примеры из жизни
Что влияет на ваше мнение о человеке? Первое впечатление? Или та информация, которую вы получили через время после знакомства? Если вы выбрали второе, то в вас срабатывает эффект новизны. Что это такое? Как применять его в повседневной жизни?
Содержание
- Что такое эффект новизны
- Сферы применения
- Ощущение себя
- Удовольствие
- Безопасность
- Эффект новизны в работе
- Заключение
Что такое эффект новизны
Эффектом новизны в психологии называют такой феномен восприятия, где самой запоминающейся информацией является та, которую человек получил последней. То, что вы знали раньше, или забывается, или считается уже неважным.
Этот феномен чаще всего встречается у тех людей, которые открыты всему новому, шагают в ногу со временем и не боятся перемен в жизни.
Полной противоположностью эффекту новизны является эффект первичности, который также влияет на поведение и мировоззрение. Согласно ему, главной для человека будет та информация, которая была получена первой. Это так называемое первое впечатление.
У одного и того же человека могут быть оба эти эффекта. Только один развит сильнее другого. Как сказано выше, эффект новизны преобладает преимущественно у тех, кто не страшится перемен. Консервативным людям свойственен эффект первичности.
Сферы применения
Эффект новизны можно использовать в свою пользу для достижения целей. Есть несколько примеров.
Ощущение себя
Представьте человека, который на протяжении длительного промежутка времени не пользовался популярностью среди окружающих или имел не самую лучшую репутацию. Возможно, всего лишь один промах или ошибка изменили мнение о нем не в лучшую сторону. Для того, чтобы исправить ситуацию, достаточно появиться перед знакомыми и друзьями в новом образе. Он закрепится у них в подсознании, и они уже будут думать по-другому.
Допустим, в школе вас считали заучкой и тихоней, человеком без выдающихся способностей и талантов. Встреча выпускников — шанс все изменить. Сходите туда, покажите одноклассникам, чего вы добились, какой интересной личностью вы стали. Будьте уверенны, что мнение о вас изменится на противоположное. Новая информация надолго останется в памяти людей.
Стоит отметить, что эффект не сработает, если в прошлом вы «отличились» непорядочным поведением и утратили доверие окружающих. Здесь будет работать эффект первичности.
Удовольствие
Эффект новизны привнесет в вашу жизнь новые эмоции и ощущения. Приведем пример. Однажды ученые провели интересный эксперимент. Испытуемых разделили на 2 равные группы. Первым можно было употреблять в пищу шоколад каждый день по небольшому кусочку. Для вторых этот продукт был под полным запретом.
Прошла неделя. Участники каждой группы получили по целой шоколадке. Те, кто были в первой группе, не заметили ничего нового в своем состоянии. Те же, кто был на «шоколадной» диете, испытали удовольствие. У них улучшилось настроение и даже общее состояние здоровья.
Как это относится к нашей жизни? Бывают случаи, когда кажется, что мир вокруг нас стали серым, чувствуется усталость, апатия. Это лучший момент для того, чтобы позволить себе сделать то, на что давно не хватает времени. Речь не идет о дорогостоящих покупках. Вспомните, что раньше поднимало вам настроение? Хобби, любимая музыка, интересный фильм или, например, шоколадка.
Безопасность
Трагических событий в мире предостаточно. Какие-то из них мы забываем, а о чем-то помним всю жизнь. Но речь не о них. Допустим, вы собираетесь утром на работу. По местным новостям сообщили об ужасной автокатастрофе, виновником которой стал невнимательный водитель. Не заставит ли вас эта информация быть внимательнее на дороге и в качестве водителя, и в качестве пешехода?
Эффект новизны в работе
Представьте себе крупную компанию, которая по каким-то причинам стала работать в убыток себе. Или, например, потребители сочли выпускаемую ею продукцию недостаточно качественной. Ситуация не из приятных. Но ее можно исправить. Достаточно постараться, использовать все доступные способы улучшения своей репутации.
Можно привести и другой пример. Допустим, трейдер провел на бирже 45 сделок. Первые 35 оказались успешными. А в 10 последних что-то пошло не так. Как поведет себя этот человек? Скорее всего, его мнение о себе кардинально изменится. Он больше не будет делать рискованные шаги и надеяться на удачу. Хотя, если взглянуть со стороны, ничего страшного не произошло. Успешных сделок в 3,5 раза больше, чем неудачных. Но почему же трейдер думает по-другому?
Так работает эффект новизны. Возникшие недавно ощущения преобладают над теми, которые были получены ранее. У трейдера остались все те навыки и умения, которые помогали ему добиться успеха. Но эмоциональная устойчивость пошатнулась.
Эффект новизны поможет вам не падать духом даже после череды серьезных ошибок и неудач. Не расстраивайтесь, уверенно идите дальше. Каждый успешный шаг будет вытеснять из подсознания информацию о том плохом, что случилось в прошлом.
Заключение
Итак, эффект новизны побуждает вас забыть первое впечатление и составить новое мнение о человеке, явлении или объекте. С одной стороны, это неплохо, потому что иногда мнение формируется на основании информации об ошибках и промахах, тогда как индивид на самом деле совсем не такой. Но с другой стороны, эффект новизны часто заставляет сомневаться в своих силах после первой же неудачи.
Эффект новизны: определение, методы применения
Психология — это одна из самых загадочных наук, так как основной ее задачей является раскрытие тайн подсознания человека. Частично она справляется с этим, радуя нас новыми терминами и интересными наблюдениями. Одним из таковых стал эффект новизны со всеми своими особенностями и различными сферами применения.
Небольшое вступление
Поведение и мировоззрение большинства людей базируется на трех основных психологических эффектах: новизны, первичности и последовательности. Каждый из них может быть, в большей или меньшей степени, определяющим для человека. Итак, эффект первичности — это когда припоминаются лишь первые впечатления о предмете, явлении, о человеке, и именно на них базируется дальнейшее мнение. Например, актер, который сыграл Гарри Поттера, навсегда своим героем и остался. Это так называемый всеобщий эффект первичности. Что же касается эффекта последовательности, то в данном случае той самой «призмой мировоззрения» является предыдущий фактор. Именно он влияет на оценку того, который идет за ним. Например, вы пришли первый раз в салон сделать маникюр, и вам понравился результат. Вы пришли туда во второй раз — результат опять понравился. Придя в третий раз, вас что-то не устроило, и этот фактор стал решающим — вы сменили салон красоты. Ну, а теперь переходим к трактовке главного термина.
Расшифровка
Эффект новизны в психологии — это некий феномен, который предполагает повышение значимости именно той информации, которая была получена в последнюю очередь. При этом все то, что вы знали ранее, как бы забывается или априори считается неважным. Как мы видим, эффект первичности и новизны — два противоположных понятия. Но стоит помнить, что и тот, и другой могут быть присущими одному и тому же человеку. Просто в чьем-то подсознании более развитым является именно эффект новизны. Подобное свойственно преимущественно тем людям, которые предпочитают идти в ногу со временем, не боятся перемен, путешествуют, всегда открыты новым знакомствам. А вот эффект первичности чаще всего берет верх над консервативными личностями, которые любят копаться в прошлом и живут в воспоминаниях.
Методика применения
Такое явление, как эффект новизны в той или иной мере присуще всем людям. Пожалуй, только ворчливые старики могут опираться исключительно на первоначальные впечатления, и то, скорее всего, они будут делать это из вредности, в глубине души понимая, что изменилось, и принимая это. Чтобы этот эффект работал вам на руку, нужно научиться грамотно внедрять его в свою жизнь. Делать это можно во всех сферах, главное — поймать «волну» и прочувствовать, как вы сами и ваше общество реагируете на перемены. Давайте рассмотрим, в каких именно областях это явление может прижиться.
Ради себя любимого
Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.
Любимая работа
В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.
Семья и дружба
Также весьма широко распространен эффект новизны в общении с близкими людьми. У них мы на виду буквально ежедневно, большинство из них знает нас с пеленок (наших или своих — не важно). И поэтому было бы глупо им судить о нас по первому впечатлению. Ведь согласитесь, мать не может относиться к своей дочери на протяжении всей жизни как к новорожденному карапузу. То есть, мнение близких о нас постоянно меняется. Стоит сделать что-то новое — мы им показываем или говорим об этом, и они начинают думать о нем немного иначе. Например, мальчик в подростковом возрасте был «плохишом»: курил, прогуливал и т. д. Родители натерпелись от него. Но в университетские годы сам собой он переменился: начал заниматься наукой, обзавелся влиятельными знакомыми. Теперь они гордятся своим сыном. Это и есть эффект новизны в рамках семьи.
Удовольствие
То самое чувство, когда испытал что-то новое и теперь дико рад этому, сравнить нельзя ни с чем. Это касается и экстрима, и путешествий, и даже выступлений на сцене. Да что уж там, порою новая пара обуви дает ощущение неземного счастья. Но не менее сильно нас радуют и те вещи, которые были милы давным-давно, и теперь почему-то забыты. Мы вспоминаем, повторяем и вновь становимся счастливее. Вот именно при таких случаях эффект новизны и первичности в психологии идут рука об руку. Открывая что-то принципиально новое, вы наслаждаетесь им, так как это для вас в первый раз. А вспоминая былые наслаждения, вы придаетесь тому самому эффекту первичности, вызывая также положительные эмоции у самого себя.
Заключение
Механизмы восприятия реальности — дело очень тонкое и индивидуальное. У кого-то они развиты в примерно равных долях, и в нужный момент срабатывают тот или иной, по мнению мозга, наиболее выгодный. Другие же люди «уповают» на эффект новизны, их мы называем экспериментаторами; или же на эффект первичности — консерваторы. Попробуйте узнать, кем вы являетесь, проанализировав собственные поступки и суждения, и подумайте, быть может стоит немного расширить кругозор.
Эффект новизны. Почему новый высокотехнологичный инструмент заставляет вас… | Клайв Томпсон | Сообщение
Вот моя кривая принятия нового высокотехнологичного инструмента:
1) Я наткнулся на интересное новое программное обеспечение, аппаратное обеспечение или социальную услугу.
2) Он предлагает мне любопытную новую возможность — новый способ общения или выполнения работы, — так что я беру его на заметку.
3) Новое поведение потрясающее! Я использую его все время. Я в восторге! Затем…
4) … в какой-то момент, может быть, недели, месяцы или даже годы спустя, я внезапно ухожу. Я ловлю себя на том, что беру его все меньше и меньше. В конце концов я полностью прекращаю работу, и приложение или безделушка загрязняются от неиспользования, пока я не удаляю его из-за его страданий.
Что здесь происходит? Мое поведение определяется тем, что психологи называют «эффектом новизны» — кратковременным повышением производительности, возникающим в результате изменения окружающей среды. Самое интересное, что вы можете активно использовать его, чтобы сделать свою жизнь лучше.
Но это также объясняет, почему даже самые успешные цифровые сервисы и инструменты неизбежно обречены на провал. Facebook, например, перенаправляет пользователей на новые сервисы не только из-за своего дизайна и бизнес-решений, но и из-за неумолимой энтропийной силы эффекта новизны.
Психологи заметили эффект новизны на протяжении десятилетий. Еще в 1930-х годах фабрика Hawthorne Works решила изменить освещение для своих рабочих, чтобы увидеть, что повысит производительность: более высокие уровни? Более низкие уровни? Оказалось, что неважно, каким путем они шли — любое изменение на рабочем месте приводило к временному повышению производительности. Ученые называют это «эффектом Хоторна», и, хотя исторические записи Хоторна все еще изучаются, эффект новизны, который он воплощает, наблюдается во всей науке. Действительно, многие ученые подозревают, что за некоторыми «положительными» результатами социальных экспериментов стоят эффекты новизны. Куча исследователей скажет Эй, а давайте поэкспериментируем, раздав ученикам начальной школы отдельные ноутбуки! и вот: Дети лучше! За исключением того, что улучшение может быть не из-за самого инструмента, а просто потому, что мир детей временно становится другим и интересным.
«Временно» — это ключ. Изменение нашего окружения может оживить нас, изменив интеллектуальную обстановку нашей повседневной жизни. Но как только мы привыкаем к новому, улучшение исчезает.
Стадион ФК Даллас (фото Мигеля Анхеля Нуньеса)Корпорации постоянно борются с этой динамикой, потому что потребительская культура во многом основана на новизне. Профессор Университета штата Миссисипи Адам Лав изучил попытки различных футбольных клубов улучшить посещаемость игр за счет строительства новых стадионов. Он обнаружил, что новый стадион дал быстрый прирост посещаемости: Успех! Но вещи быстро исчезли. Например, в 2005 году ФК «Даллас» — городская профессиональная футбольная команда — переехала на новый современный стадион стоимостью 80 миллионов долларов. В течение следующих двух лет игры привлекли на 66% больше поклонников, в среднем каждую игру посещало около 15 145 человек. Однако в течение следующих нескольких лет, когда новизна стадиона уменьшилась, некоторые из этих новых болельщиков начали отдаляться, и средняя посещаемость упала до 12 440 человек.
Можно было бы закатить глаза от эффекта новизны — рассматривая его как еще один унылый пример того, как массовые маркетологи или производители приложений из Силиконовой долины создают сфабрикованное желание Дона-Дрейпера к новым блестящим объектам. Это, безусловно, верно, когда дело доходит до покупки большего количества физических вещей, которые нам, возможно, не нужны. («НОВОЕ И УЛУЧШЕННОЕ!»)
Но когда дело доходит до технологий, которые мы используем для мышления, общения, творчества или просто выполнения ? Для познания мира?
В таких случаях эффект новизны не является иллюзией. Мы часто действительно испытываем небольшой забавный толчок в нашем повседневном поведении. Я бы сказал, что эффект новизны в высокотехнологичных инструментах часто приятен и хорош.
Например, когда мои друзья впервые открыли Instagram, большинство из них быстро подсели. Им нравилось иметь глобальную аудиторию для своих фотографий. Они оценили его простоту и единую цель. Им нравилось играть с фильтрами, чтобы заново увидеть знакомые вещи глазами пришельцев, и то, как квадратная рамка подталкивала их к кадрированию изображений по-разному. Так сработал эффект новизны. Они начали делать на тонн больше снимков — и гораздо лучших, чем я когда-либо видел в прошлом.
Однако через некоторое время опыт перестал быть новым. Это больше не вызывало их интереса и, следовательно, больше не повышало их производительность. Они отплыли; когда я проверяю их ленту в Instagram в эти дни, последняя фотография — апрель 2012 года или что-то в этом роде.
Я также видел это в музыке. Я музыкант-любитель, а музыканты-любители известны тем, что покупают какое-то новое оборудование — новую гитару, новую педаль, новый программный плагин, — что временно придает им силы в игре, и в их написании песен наблюдается временное возрождение. Но как только новизна инструмента исчезает, исчезает и бумлет. Что касается меня, я часто пробую разные приложения-синтезаторы для смартфонов. Каждый раз я поначалу в полном восторге от новых чудаковатых звуков, которые я могу получить, поэтому я начинаю сочинять мелодии во время поездки в метро… пока однажды я не чувствую, что достиг предела опыта, и я бросаю это. .
Календари и приложения для повышения производительности имеют тот же эффект, как мне говорили многие люди, с которыми я беседовал. Они узнают о каком-то новом приложении для дел на Lifehacker, пробуют его и бум: они становятся гораздо более организованными — на недели, а если повезет, и на месяцы. Новый способ просмотра своих задач, кажется, обостряет их внимание (или, возможно, их желание сосредоточиться) на работе. Но после того, как новое приложение перестает казаться необычным и свежим, фокус уходит, задачи накапливаются, и снова появляется неорганизованность.0003 Суть в том, что эффект новизны не обман. Это не иллюзия. Мы действительно делаем испытываем подлинный всплеск творчества или продуктивности, пробуя какой-то новый инструмент. Просто всплеск не может поддерживать себя, потому что новизна не может поддерживать себя. Как я уже сказал, в этом можно легко проявить цинизм. Но лично мне нравится этот мир временных, мимолетных достижений. Как только вы узнаете об эффекте новизны, вы сможете использовать его как форму экзистенциального дзюдо. Когда я начинаю новый писательский проект, я загружаю новый текстовый процессор специально для запуска эффекта, зная заранее, что это продлится всего несколько недель или месяцев, но что, черт возьми, это будет весело, пока это длится. Эффект новизны — взрыв для пользователей инструмента! Но это ужасно для производителей инструмента . Они могут подумать, что у них большой успех, когда миллионы людей налетают и с энтузиазмом начинают стучать по их новой услуге. Но как только острые ощущения от повышения производительности, творчества или чистой траты времени — «WTF» испаряются, все уходят — часто внезапно, массово покидая службу, оставляя ее, как заброшенную космическую станцию. Социальные сети пытаются бороться с этой естественной скоростью упадка, постоянно добавляя новые функции, настраивая и переделывая, пытаясь привнести новизну в опыт. Действительно крупные сервисы, такие как Facebook или Twitter, используют блокировку и закон Меткалфа как своего рода социальное вымогательство, чтобы попытаться предотвратить уход людей. Это работает в краткосрочной перспективе. Но не в долго. Они могут долго бороться с эффектом новизны, но он всегда в конце концов побеждает. Обзор . 2015 авг; 55: 268-79. doi: 10.1016/j.neubiorev.2015.05.002.
Epub 2015 12 мая. Дж Шомакер 1 , М Митер 2 Обзор J Schomaker et al.
Neurosci Biobehav Rev.
2015 авг. . 2015 авг; 55: 268-79. doi: 10.1016/j.neubiorev.2015.05.002.
Epub 2015 12 мая. Дж. Шомакер 1 Краткосрочные и долгосрочные последствия новизны, отклонений и неожиданностей для мозга и познания
Принадлежности
Авторы
Принадлежности
- 1 Кафедра биологической психологии Гиссенского университета имени Юстуса Либиха, Otto-Behaghelstrasse 10F, 35394 Гиссен, Германия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Кафедра когнитивной психологии, VU University Amsterdam, van der Boechorststraat 1, 1081 BT Амстердам, Нидерланды. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 25976634
- DOI: 10.1016/ж.неубиорев.2015.05.002
Абстрактный
Когда человек сталкивается с новым стимулом, это запускает каскад реакций мозга, активируя несколько нейромодуляторных систем. Как следствие, новизна оказывает широкий спектр воздействия на познание; улучшение восприятия и действий, повышение мотивации, побуждение к исследовательскому поведению и содействие обучению. Здесь мы рассмотрим эти преимущества и то, как они могут возникнуть в мозгу. Мы предлагаем структуру, в которой воздействие новизны на мозг и познание разбито на три группы. Во-первых, новизна может временно улучшить восприятие. Предполагается, что этот эффект опосредуется новыми стимулами, активирующими миндалевидное тело и усиливающими раннюю сенсорную обработку. Во-вторых, новые стимулы могут усиливать возбуждение, что приводит к кратковременному влиянию на действие в первые сотни миллисекунд после предъявления. Мы утверждаем, что эти эффекты связаны с отклонением, а не с новизной как таковой, и связываем их с активацией норадреналиновой системы locus-coeruleus. В-третьих, пространственная новизна может запускать дофаминергическую мезолимбическую систему, способствуя высвобождению дофамина в гиппокампе, оказывая более продолжительное воздействие, вплоть до десятков минут, на мотивацию, обработку вознаграждения, обучение и память.
Ключевые слова: возбуждение; Внимание; отклонение; допамин; фасилитация; ЛК–СВ; Обучение; Объем памяти; Мотивация; Новинка; Восприятие; СН/ВТА; Сюрприз.
Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Мезолимбическая обработка новизны у пожилых людей.
Бунцек Н., Шютце Х., Столлфорт С., Кауфманн Дж., Дюзель С., Хайнце Х.Дж., Дюзель Э. Бунцек Н. и соавт. Кора головного мозга. 2007 дек;17(12):2940-8. doi: 10.1093/cercor/bhm020. Epub 2007 23 марта. Кора головного мозга. 2007. PMID: 17383999
Черты личности по-разному связаны с моделями вознаграждения и обработки новизны в черной субстанции человека / вентральной области покрышки.
Кребс Р.М., Шотт Б.Х., Дюзель Э. Кребс Р.М. и соавт. Биол психиатрия. 2009 15 января; 65 (2): 103-10. doi: 10.1016/j.biopsych.2008.08.019. Epub 2008 2 октября. Биол психиатрия. 2009 г.. PMID: 18835480
- Любопытство в пожилом возрасте: возможный ключ к достижению адаптивного старения.
Сакаки М., Яги А. , Мураяма К. Сакаки М. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2018 May; 88:106-116. doi: 10.1016/j.neubiorev.2018.03.007. Epub 2018 12 марта. Neurosci Biobehav Rev. 2018. PMID: 29545165 Обзор.
Ожидание новизны задействует систему вознаграждения и гиппокамп, способствуя запоминанию.
Wittmann BC, Bunzeck N, Dolan RJ, Düzel E. Виттманн Б.С. и др. Нейроизображение. 2007 15 октября; 38 (1): 194-202. doi: 10.1016/j.neuroimage.2007.06.038. Epub 2007 24 июля. Нейроизображение. 2007. PMID: 17764976 Бесплатная статья ЧВК.
Связанная с NOvelty мотивация ожидания и исследования дофамином (NOMAD): значение для здорового старения.
Дюзель Э., Бунцек Н., Гитарт-Масип М., Дюзель С. Дюзель Э. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2010 Apr;34(5):660-9. doi: 10.1016/j.neubiorev.2009.08.006. Epub 2009 26 августа. Neurosci Biobehav Rev. 2010. PMID: 19715723 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Мультисенсорная интеграция и патология белого вещества: вклад в когнитивную дисфункцию.
Хеберт Дж. Р., Филли К. М. Хеберт Дж. Р. и соавт. Фронт Нейрол. 2022 2 ноября; 13:1051538. дои: 10.3389/fneur.2022.1051538. Электронная коллекция 2022. Фронт Нейрол. 2022. PMID: 36408503 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
О применении развивающей когнитивной нейронауки в образовательной среде.
Лейсман Г. Лейсман Г. наук о мозге. 2022 4 ноября; 12 (11): 1501. doi: 10. 3390/brainsci12111501. наук о мозге. 2022. PMID: 36358427 Бесплатная статья ЧВК.
Модуляция спектрального представления и паттернов связи в ответ на визуальное повествование в человеческом мозгу.
Сабра З., Алавие А., Бонилья Л., Населарис Т., АуЙонг Н. Сабра З. и др. Передний шум нейронов. 2022 6 октября; 16:886938. doi: 10.3389/fnhum.2022.886938. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36277048 Бесплатная статья ЧВК.
Противовоспалительные диеты при фертильности: обзор фактических данных.
Алези С., Виллани А., Манциорис Э., Такеле В.В., Коуэн С., Моран Л.Дж., Муса А. Алези С. и др. Питательные вещества. 2022 21 сентября; 14 (19): 3914. дои: 10.3390/nu14193914. Питательные вещества.