Эффект ореола в психологии это: объяснение простыми словами, примеры, причины

Как не стать жертвой «эффекта ореола»?

13 015

Человек среди людейПрактики how toАнтистресс

Если первое впечатление о человеке сложилось положительное — в том числе в силу обстоятельств, — то впоследствии знак «плюс» распространяется на все его черты и поступки. Ему многое прощается. Если, наоборот, первое впечатление смазано, то, как бы прекрасно человек ни поступал в дальнейшем, его оценивают через призму первичной оценки.

Для россиян этот эффект можно пояснить с помощью пословицы «встречают по одежке, провожают по уму». С той лишь разницей, что из-за влияния эффекта ореола обычно «провожают» все по той же одежке. И, чтобы за ней разглядели ум, носителю ореола нужно приложить много усилий.

Часто преодолеть предубеждения так и не удается. Особенно это заметно в детских и подростковых коллективах. Например, если у новичка в классе не сложились нормальные отношения и одноклассники сразу же повесили на него нелицеприятный ярлык, нередко единственным решением оказывается смена класса, где можно начать с чистого листа и еще раз попытаться произвести первое впечатление.

Что это за феномен?

В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк обнаружил, что при оценке других мы руководствуемся восприятием отдельных черт личности — таких, как, например, внешний вид, жизнерадостность, разговорчивость, — и они затмевают все остальное. Психолог назвал это явление эффектом ореола или гало-эффектом.

Гало-эффект описывает бессознательную ошибку восприятия: отдельные качества человека — привлекательность, внешняя ущербность, исключительные достижения — доминируют над другими, неизвестными нам качествами, которые мы сами додумываем, дорисовываем в голове. Первое впечатление затмевает все остальное, создавая ореол. В социальной психологии эффект относят к когнитивным искажениям.

Например, представьте, что вас знакомят с человеком с поразительно хорошими манерами — и вы уже через несколько минут создаете в голове образ ухоженного, образованного, красноречивого, обаятельного собеседника.

Иными словами, одна-единственная отличительная черта позволяет нам сделать вывод о других неизвестных качествах

Человек с избыточным весом часто воспринимается как ленивый, безвольный, неуклюжий или даже глупый. Студентов в очках многие преподаватели считают более начитанными и даже более умными.

И, конечно, под действие гало-эффекта попадают звезды Голливуда. Поскольку многие актеры у зрителей ассоциируются с персонажами, которых они играют, и мы видим их в репортажах и на ТВ в роли гламурных див, то считаем, что они такие и в реальной жизни.

Ну и самый знаменитый случай влияния эффекта ореола — Хлестаков из «Ревизора». Все общество изначально принимало его как ревизора, не замечая очевидных нестыковок и ляпов в его поведении и словах.

Зачем нашему мозгу этот эффект?

Без эффекта ореола многие отрасли экономики просто рухнули бы. «Если я надену такие же брюки, как эта успешная бизнесвумен, то буду производить такое же впечатление!» Китайский аксессуар в мгновение превращается в модный атрибут (и даже его цена взлетает до несколько сотен евро), если его заметила и надела звезда или супермодель. Примерно так это и работает.

Но зачем нашему мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку? В течение жизни нам приходится перерабатывать гигантские объемы информации. Нам нужно ориентироваться при минимуме сведений, а для этого необходимо как-то классифицировать окружающие объекты и субъекты, взаимодействовать с ними. Эффект ореола упрощает эти процессы.

Если бы мы каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных и иных стимулов, то просто сошли бы с ума

Так что в каком-то смысле эффект ореола — наш защитный механизм. Но при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, а значит, ограничиваем свои возможности. И тот, на кого мы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в наших глазах в придуманной нами для него роли.

Как преодолеть гало-эффект?

Увы, «отключить» ореол сложно, а зачастую и невозможно. Мы можем на этот раз заметить его в собственном восприятии другого или в оценке самих себя, но в следующий раз незаметно попадем под его влияние. И хотя всем известно выражение «не судите о книге по обложке», именно так мы все зачастую и поступаем.

Если человек, которого мы наградили ореолом, для нас важен и дорог, единственное противоядие — проанализировать свое впечатление, разложить его на составляющие: выделить ведущую, ключевую для ореола черту и назвать остальные, которые ушли в нашем восприятии из-за гало-эффекта на второй план. Особенно такой прием необходим руководителям, HR-специалистам, принимающим кадровые решения. Например, в Австралии резюме не сопровождаются фотографиями, чтобы внешние данные не затмили компетенции соискателя.

Большинство из нас избиратели, поэтому мы не должны покупаться на эффект ореола политиков, которые особенно перед выборами стараются казаться исключительно добрыми, открытыми и ответственными. И тут уже нам самим стоит собрать информацию о кандидате, чтобы не стать жертвой самообмана.

И никто не мешает нам собирать информацию о себе и собственном ореоле — о том, как нас воспринимают другие

Мы можем честно сказать, что знаем о феномене гало-эффекта, и предложить собеседнику или коллеге заглянуть под наш «нимб» чуть глубже и дать нам шанс проявить все наши качества. Прямота и искренность часто обезоруживают. Можно подумать и о том, как бы мы хотели выглядеть в глазах других и что мы можем для этого сделать, но так, чтобы при этом оставаться собой.

Текст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«За радостью всегда следует грусть»: психологи выяснили, почему люди боятся быть счастливыми

Как представить нового партнера детям: главные правила

Оплакать потерю и протанцевать боль: 7 стратегий против любовной тоски

«Красота мешает личной жизни»: 3 истории женщин и комментарий психолога

Кашляние, хмыкание и моргание: в чем причина нервных тиков и можно ли от них избавиться

«Я везде лишняя: мной не интересуются ни сверстники, ни родители»

Взрослые дети и зрелые родители: 14 советов, как наладить общение

Что важно для успешной карьеры: 5 ключевых качеств — рекомендации коуча

5 примеров, как выйти из-под влияния?

«Больше всего на свете люди любят наклеивать на других людей ярлыки. Эти ярлыки раз и навсегда освобождают людей от необходимости думать»написал когда-то в одном из своих произведений английский писатель Сомерсет Моэм. В отсутствии проницательности и наблюдательности писателя и по совместительству агента британской разведки обвинить точно нельзя, иначе государственное ведомство МИ-5 не стало бы в 1917 году посылать его с неформальной миссией в Россию.

Мы любим, основываясь лишь на первом впечатлении или самой выразительной черте характера, составлять поверхностные и поспешные суждения о других людях. А почему бы и нет, ведь так намного проще взаимодействовать с окружающей нас реальностью! Зачем разбираться, анализировать, вдумываться и копаться во внутреннем мире другого человека и тратить время на составление взвешенного мнения о нем, если можно просто навесить на человека ярлык и продолжать спокойно заниматься своими делами.

Так-то оно так, но дьявол кроется в деталях, а мы очень часто упускаем эти детали из виду и не обращаем на них никакого внимания. Поступая подобным образом, мы ошибаемся в людях и принимаем те решения, которые негативно влияют на нашу повседневную жизнь.

Данное когнитивное искажение получило название «эффект ореола» или «гало-эффект».

Эффект ореола в психологии: что это простыми словами?

Эффект ореола – это бессознательный социально-психологический феномен в виде когнитивного искажения, суть которого заключается в том, что один человек судит о поступках и личных качествах другого человека, основываясь только на общем восприятии этого человека и не имея никакой конкретной информации о его мотивах.

Один индивид под влиянием эффекта ореола испытывает определенные чувства по поводу какого-то определенного личностного атрибута другого индивида. Он переносит эти чувства на все остальные личностные атрибуты другого индивида, которые с вызвавшим чувства атрибутом не имеют абсолютно никакой связи. Так, красивого и высокого парня люди в своем большинстве будут воспринимать как надежного и умного мужчину, хотя у них нет никакого логически обусловленного основания полагать, что внешность или рост хоть как-то влияют на честность или ум.

Гало-эффект – это когда какие-то отдельные позитивные признаки человека становятся основой для его общей оценки. Катя готовит вкусный борщ, поэтому она замечательная жена и мама. Сергей умеет вязать морские узлы, поэтому с ним можно смело отправляться в лес на три дня. Маша выглядит как типичная тургеневская девушка, поэтому мужчины рядом с ней ведут себя как истинные джентльмены.

И не важно, что Катя кроме борща ничего готовить не умеет, регулярно обесценивает мужа и систематически практикует родительский неглект по отношению к собственным детям. Так же как и не важно, что Сергей когда-то научился вязать морские узлы, чтобы впечатлить понравившуюся ему девушку, а так он не только не сможет разжечь костер, но и мухоморы от опят не отличит. А Таня и вовсе работает в ночном клубе, матерится как сапожник и пьет как пират, встречается с одним, строит глазки другому, а замуж собирается за третьего.

Кто и когда придумал термин «эффект ореола»?

☑ Впервые об эффекте ореола мир услышал в 1920 году, когда американский психолог Эдвард Торндайк написал статью «A Constant Error in Psychological Ratings» («Постоянная ошибка в психологических оценках»), в которой он описал процесс выявления данного когнитивного искажения. Позже многие ученые проводили свои эксперименты, каждый из которых только еще раз подтверждал теорию Торндайка.

☑ Какой же эксперимент провел Эдвард Торндайк, чтобы доказать существование такого социально-психологического феномена, как гало-эффект? Он попросил двух офицеров-командиров оценить своих солдат с точки зрения личных качеств (ответственность, сотрудничество, надежность, самоотверженность, лояльность), интеллекта, физических качеств (внешний вид, физическая форма, тембр голоса, энергичность, аккуратность) и лидерских навыков.

Реклама

Психолог хотел посмотреть, как рейтинги какой-то одной характеристики влияют на рейтинги остальных характеристик. И ему удалось выявить прямую зависимость: те солдаты, физические характеристики которых получили высокие оценки, и во всех остальных параметрах были оценены выше.

☑ В 1941 году Джон Монахан провел эксперимент, результаты которого продемонстрировали, что жюри присяжных испытывает определенные трудности, когда его пытаются убедить, что в совершении преступления виновен красивый человек. Если же прокурор обвиняет человека, внешность которого оставляет желать лучшего, то никаких трудностей у жюри присяжных не возникает.

☑ В 2011 году был проведен еще один важный эксперимент, который расширил понятие гало-эффекта. Психологи Перретт, Мур и Филиппу доказали, что эффект ореола имеет место быть и в том случае, когда речь идет об интеллекте. Если один человек считает другого человека умным, то он автоматически приписывает ему еще и такие положительные качества, как развитое чувство юмора, дружелюбие, доброжелательность и целеустремленность.

Попадали ли под влияние эффекта ореола пещерные люди?

Хотя эффект ореола и был описан только в начале двадцатого столетия, но как явление это когнитивное искажение существовало с незапамятных времен. В эпоху пещерных людей гало-эффект был необходимостью и содержал в себе определенную долю неоспоримой суровой правды. Если бы в ту пору люди не делали поспешных умозаключений, то вряд ли кто-то из нас сейчас читал бы эту статью, ведь человечество не выжило бы и очень быстро исчезло с лица земли.

Пещерные люди оценивали своих сородичей именно «по одежке». Если соплеменник вырос высоким и мускулистым, то это свидетельствует о том, что он хорошо питался. Если же он хорошо питался, то у него не было недостатка в еде. Если у него не было недостатка в еде, то он отличный охотник и его родственники – такие же хорошие охотники. К советам этого человека нужно прислушиваться, так как он представляет собой отличную ролевую модель успешного представителя сильного пола того времени.

Если у человека красивое лицо и тело без укусов животных, насекомых, шрамов и следов болезней, то такой человек точно знает, как из любой битвы выйти победителем, не попасться в лапы дикому животному, не стать лакомым кусочком для насекомых и не умереть от страшного заболевания, поэтому всем остальным людям нужно брать с него пример.

Те древние люди, которые попадали под влияние эффекта ореола и принимали быстрые решения, сумели выжить. Тем же пещерным индивидуумам, которые тщательно анализировали происходящее и пытались разложить все по полочкам, выжить не удалось. Именно от выживших мы и унаследовали тенденцию делать чрезмерно быстрые выводы, без зазрения совести навешивать ярлыки на других людей и дальше как ни в чем не бывало продолжать спокойно заниматься своими делами.

Почему возникает эффект ореола: основные предпосылки

Когда критическое мышление у человека работает на полную катушку, то гало-эффект не возникает и не искажает его восприятие окружающей реальности. Если же что-то притупляет критическое мышление, то человек буквально сразу же попадает под влияние эффекта ореола. Существует много разных предпосылок, мы же рассмотрим самые актуальные и широко распространенные из них.

1. Дефицит времени

Когда человек куда-то спешит, то у него нет времени, чтобы проанализировать ситуацию и разобраться, что к чему. Дефицит времени заставляет мозг цепляться за первую попавшуюся зацепку и формировать поспешное впечатление. А так как первое впечатление самое яркое, ведь встречают всегда по одежке, то потом его сложно переосмыслить.

Реклама

✑ Пример. Таня едет в такси и понимает, что опаздывает на поезд. Она просит таксиста ехать быстрее. Водитель не только начинает сильнее давить ногой на педаль газа, но и пытается познакомиться с красивой пассажиркой. Так как таксист вовремя доставил Таню на вокзал, то она сразу же навесила на него ярлык «надежный и ответственный парень, за которым девушка будет как за каменой стеной», продиктовала номер своего телефона и разрешила позвонить ей на днях.

Времени на то, чтобы понять, кем же является на самом деле таксист, у девушки не было. А он оказался еще тем нарциссом и абьюзером, но пребывающая под впечатлением от первого впечатления Таня никак не может этого понять, поэтому не только начала встречаться с токсичным мужчиной, но и влюбилась в него.

2. Избыток информации

Информация, которая непрерывными потоками каждый день с утра до вечера вливается в нашу голову, настолько перегружает мозг, что он только и ищет возможность сэкономить хоть небольшое количество ресурсов. Так как мозг не хочет перегружаться еще больше, то ему намного проще сформировать поверхностное впечатление, навесить ярлык и вернуться к просмотру забавных видео с котиками, чем включать критическое мышление и лезть в какие-то там дебри, чтобы установить истинное положение вещей.

✑ Пример. Костя идет по улице и смотрит очередную серию очередного сериала. Ему осталось посмотреть еще пять серий, чтобы добить первый сезон и приступить к просмотру второго. К парню подбегает хорошо одетая и безумно красивая девушка, вся в слезах и губной помаде, и просит у него на пару минут смартфон, чтобы позвонить маме, так как она потеряла свою сумку, в которой был не только мобильный, но и деньги, документы, ключи от квартиры, где лежит еще больше денег и т.д.

Костя, думая лишь о том, почему главный герой пошел домой к жене, а не в квартиру любовницы, сразу же протягивает телефон девушке, чтобы как можно быстрее вернуться к просмотру сериала. Девушка хватает мобильный и убегает, а Костя растеряно смотрит ей вслед и видит, что на плече у неё болтается сумочка.

3. Цепляющие детали

Правильно сделанные акценты способны творить чудеса. Наш мозг цепляется за них, как тонущий за соломинку, не видя и не понимая, что вокруг него полно спасательных кругов и жилетов. Ему очень сложно абстрагироваться от какой-то доминирующей детали и сделать правильные выводы.

Человек, внимание которого привлекла какая-то яркая деталь, составляет впечатление только на основании этой детали без учета всех остальных аспектов. Мы часто забываем, что любой индивид состоит из набора определенных элементов, которые и обуславливают его как целостную личность.

✑ Пример. Алиса пришла устраиваться на работу в солидную компанию. Как только она зашла в кабинет руководительницы Тамары Ивановны, та сразу же заметила на руке у девушки красивый браслет. Такой же браслет был у её родной сестры, погибшей два года назад в автомобильной катастрофе.

Алиса очень понравилась Тамаре Ивановне. И хотя на вопросы она отвечала не так, как надо было бы, но руководительница на это мало обращала внимание, так как все время смотрела на браслет и думала о том, как она любила свою сестру. Алису практически сразу же приняли на работу, хотя если бы она пришла на собеседование без браслета, то все сложилось бы совершенно по-другому.

4. Незаинтересованность в объекте

Если объект наблюдения не очень-то интересен человеку, то мозг не будет напрягаться и составлять о нем детальное впечатление. Он сразу же навесит на объект какой-то обесценивающий ярлык и продолжит поиски более интересного варианта.

Реклама

✑ Пример. На свадьбе друзей Алексей познакомился с Мариной. Молодые люди начали активно общаться: сначала обсудили роскошные наряды невесты и жениха, потом поговорили о том, что погода в этом году совсем не радует, а затем девушка решила рассказывать новому знакомому, какие красивые джинсы она вчера увидела в витрине магазина. Парень хотел рассказать, что позавчера видел не менее красивый пиджак в одном из интернет-магазинов, но тут его внимание привлекла опоздавшая Лиза.

Новоприбывшая гостья настолько понравился Алексею, что он сразу же начал строить ей глазки. Марина поняла, что молодой человек потерял к ней интерес, и тихо отошла в сторону. «Ну и ладно, все равно с ней ни о чем, кроме погоды и одежды, нельзя поговорить. Какая-то она ограниченная и пустая, эта Марина. Лиза намного лучше!» – подумал Леша. Весь вечер не отходил от Лизы, пытаясь завоевать её сердце и получить заветный номер телефона, а на Марину больше не обращал никакого внимания. Он так и не узнал, что Марина учится в университете на экономиста, увлекается альпинизмом и обожает путешествовать, а все свободное время проводит в приюте для животных.

5. Влияние социальных стереотипов

Социальные стереотипы, хотим мы этого или нет, всегда опосредованно на нас влияют. Мозгу очень сложно постоянно прилагать усилия и докапываться до истины, если окружающий его социум регулярно пользуется определенными стереотипами. И как бы человек не пытался освободиться от оков стереотипного мышления, ему далеко не всегда удается сделать это.

✑ Пример. Бизнесмен Егор ищет себе помощника. На его объявление о работе откликнулись два парня. Первый парень – двухметровый бритоголовый Николай с накачанным телом, покрытым разноцветными татуировками. Второй – интеллигентного вида молодой человек Анатолий в очках и в элегантном жилете в клетку. Так как у Егора не было времени на детальное собеседование, то он практически сразу же отдал предпочтение второму кандидату, так как его внешний вид полностью соответствует представлению бизнесмена о надежном и компетентном помощнике.

Егор прогадал, так как Николай имеет не только два высших образования и десятилетний опыт работы в данной сфере, но и постоянно посещает семинары, вебинары и тренинги, читает специализированную литературу и смотрит документальные фильмы, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Анатолия же устроиться на работу заставила мама. Парень только недавно окончил университет, опыта работы не имеет и развиваться в данном направлении не планирует, так как хочет стать известным тревел-блогером.

Эффект ореола – это хорошо или плохо?

Эффект ореола – это одна из граней врожденного человеческого субъективизма, поэтому он прослеживается в поведении всех без исключения людей. Но зачем же мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку?

Ответ очень прост: на протяжении всей нашей жизни нам приходится каждый день перерабатывать огромнейшие объемы информации. При минимуме сведений нам нужно максимально ориентироваться во внешнем мире, поэтому все окружающие субъекты и объекты должны быть систематизированы и классифицированы, иначе мы не сможем эффективно с ними взаимодействовать. Эффект ореола значительно упрощает эти процессы и позволяет мозгу экономить ресурсы, чтобы потом потратить их на решение более важных и приоритетных задач.

Если бы человек при каждом взаимодействии с входящим потоком внешних стимулов тщательно и всесторонне анализировал их, то он очень быстро сошел бы с ума. Поэтому в каком-то смысле гало-эффект – это защитный механизм, который помогает нам эффективно контактировать с окружающей реальностью и не тратить ресурсы на те объекты и субъекты, которые не представляют для нас никакого интереса.

Но есть и обратная сторона медали: эффект ореола мешает нам смотреть на мир объективно и видеть людей такими, какими они есть на самом деле. Это когнитивное искажение ограничивает наши возможности и загоняет нас в рамки клишированного мышления.

Можно ли отключить эффект ореола и выйти из-под его влияния?

Преодолеть эффект ореола довольно-таки сложно, а иногда и вовсе невозможно. Так как мы регулярно попадаем под его влияние, то только человек с высоким уровнем осознанности сможет постоянно отслеживать гало-эффект в своем восприятии другого человека или в оценке самого себя. Да и то не факт, что в следующий раз он незаметно для себя не попадет под влияние этого когнитивного искажения.

И хотя мы все слышали выражение, что о книжке не стоит судить только по её обложке, но чаще всего мы именно так и поступаем, ведь это наша врожденная особенность. Что же тогда делать, чтобы минимизировать негативное влияние эффекта ореола?

Если человек, на которого мы уже успели навесить ярлык, внезапно обрел для нас особое значение, то необходимо тщательно проанализировать полученное при общении с ним впечатление и разложить его по полочкам.

Нужно выделить ту ключевую черту, которая стала основой для построения ореола, и отследить все остальные не попавшие из-за гало-эффекта в зону нашего внимания и автоматически ушедшие на второй план характеристики.

Эффект ореола действует только при кратковременном общении с малознакомыми или незнакомыми людьми. Но чем больше мы узнаем человека, тем более обоснованным и объективным становится наше мнение о нем.

Постепенно гало-эффект перестает нас ослеплять, и мы начинает замечать как положительные, так и отрицательные черты характера этого человека.

Эффект ореола: определение и то, как он влияет на наше восприятие что красиво то хорошо.

«Эффект ореола» — классическое открытие в социальной психологии.

Это идея о том, что глобальные оценки человека (например, она симпатична) перетекают в суждения об их конкретных чертах (например, она умна).

Его иногда называют принципом «что красиво, то хорошо», или «стереотипом физической привлекательности».

Эффект ореола называется потому, что ореол часто использовался в религиозном искусстве, чтобы показать, что человек хороший.

Святой купается в небесном свете, как люди купаются в метафорическом позитивном свете, главным образом своим внешним видом.

История эффекта ореола

Эффект ореола был придуман американским психологом Эдвардом Л. Торндайком.

Торндайк заметил, что при оценке других людей высокие и привлекательные люди автоматически считались умнее и «лучше» других.

Внешность — самый сильный предсказатель эффекта ореола.

Другой известный психолог Соломон Аш обнаружил, что первые впечатления людей чрезвычайно важны для эффекта ореола.

Примеры

Голливудские звезды прекрасно демонстрируют эффект ореола.

Поскольку они часто привлекательны и симпатичны, мы, естественно, предполагаем, что они также умны, дружелюбны, проявляют здравый смысл и так далее.

То есть до тех пор, пока мы не наткнемся (порой в изобилии) на доказательства обратного.

Таким же образом политики используют «эффект ореола» в своих интересах, пытаясь казаться теплыми и дружелюбными, при этом говоря мало по существу.

Люди склонны считать свою политику хорошей, потому что человек кажется хорошим.

Это так просто.

Но вы могли бы подумать, что мы можем выявить такого рода ошибочные суждения, просто проведя самоанализ и, так сказать, проследив наши мыслительные процессы обратно к исходной ошибке.

В 19В 70-х годах известный социальный психолог Ричард Нисбетт решил продемонстрировать, насколько мало у нас на самом деле доступа к нашим мыслительным процессам в целом и к эффекту ореола в частности.

Классическое исследование

Нисбетт и Уилсон хотели изучить, как студенты выносят суждения о лекторе (Nisbett & Wilson, 1977).

Учащимся сказали, что исследование изучает оценки учителей.

В частности, как им сказали, экспериментаторов интересовало, варьируются ли суждения в зависимости от степени воздействия студентов на конкретного лектора.

Это была полная ложь.

На самом деле студенты были разделены на две группы, которые собирались посмотреть два разных видео одного и того же лектора, у которого оказался сильный бельгийский акцент (это важно!).

Одна группа наблюдала за тем, как лектор очень тепло и дружелюбно отвечал на ряд вопросов.

Вторая группа увидела, что точно такой же человек отвечал на вопросы холодно и отстраненно.

Экспериментаторы сделали так, чтобы было очевидно, кто из альтер-эго лекторов более симпатичен.

В одном он, казалось, любил преподавать и студентов, а в другом он производил впечатление гораздо более авторитарной фигуры, которой вообще не нравилось преподавание.

После того, как каждая группа студентов просмотрела видео, их попросили оценить лектора по внешнему виду, манерам и даже его акценту (манеризмы были одинаковыми в обоих видео).

В соответствии с эффектом ореола, студенты, увидевшие «теплое» воплощение лектора, оценили его более привлекательным, его манеры более симпатичными и даже его акцент более привлекательным.

Это было неудивительно, так как подтверждало предыдущую работу над эффектом ореола.

Эффект ореола действует бессознательно

Удивительно, но студенты понятия не имели, почему они поставили одному лектору более высокие оценки, даже после того, как им дали все шансы.

После исследования им сказали, что то, насколько им понравился лектор, могло повлиять на их оценки.

Несмотря на это, большинство заявило, что то, насколько им понравился лектор из того, что он сказал, совершенно не повлияло на их оценку его индивидуальных особенностей.

Для тех, кто видел крутого лектора, результаты были еще хуже — студенты поняли это наоборот.

Некоторые думали, что их оценки его индивидуальных характеристик на самом деле повлияли на их общую оценку его привлекательности.

Даже после этого экспериментаторы не были удовлетворены.

Они снова опросили студентов, чтобы спросить их, возможно ли, что их глобальная оценка лектора повлияла на их оценки атрибутов лектора.

Тем не менее, ученики сказали им, что это не так.

Они были убеждены, что сделали свое суждение о внешности, манерах и акценте лектора, не принимая во внимание, насколько он симпатичен.

Эффект ореола в бизнесе

Эффект ореола сам по себе завораживает и теперь хорошо известен в деловом мире.

Согласно «Reputation Marketing» Джона Маркони, книги с надписью «Harvard Classics» на обложке могут стоить в два раза больше, чем та же самая книга без одобрения Гарварда.

То же самое и в индустрии моды.

Добавление имени известного модного дизайнера к простой паре джинсов может сильно поднять их цену.

Но этот эксперимент демонстрирует, что, хотя мы можем понять эффект ореола интеллектуально, мы часто понятия не имеем, когда он действительно происходит.

Вот что делает его таким полезным эффектом для маркетологов и политиков.

Мы совершенно естественно вносим те приспособления, которые продемонстрированы в этом эксперименте, даже не осознавая этого.

И потом, даже когда нам на это указывают, мы вполне можем это отрицать.

Эффект ореола на рабочем месте

Эффект ореола обычно влияет на прием на работу, оценку производительности и многие другие аспекты рабочего места.

Эффект ореола может быть даже одним из самых распространенных искажений, действующих в этой области.

Руководители обычно ставят более высокие оценки привлекательным, полным энтузиазма или хорошо одетым работникам, а не их навыкам выполнения работы.

Одним из известных примеров эффекта ореола является обнаружение того, что привлекательные официанты получают больше чаевых, чем их менее привлекательные коллеги (Parrett, 2015).

Как избежать эффекта ореола

Итак, в следующий раз, когда вы будете голосовать за политика, подумайте о покупке пары дизайнерских джинсов или решите, нравится ли вам кто-то, спросите себя, действует ли эффект ореола.

Вы действительно оцениваете черты человека или продукта, которым вы себя считали, или вам мешает эффект ореола?

Возможно, какой-то глобальный аспект просачивается в ваше конкретное суждение?

Эта простая проверка эффекта ореола может уберечь вас от голосования не за того человека, траты денег или отказа от того, кто может быть верным другом.

→ Этот пост является частью серии, посвященной лучшим экспериментам в области социальной психологии:

  1. Эффект ореола: определение и его влияние на наше восприятие
  2. Когнитивный диссонанс: как и почему мы лжем сами себе Конфликты развиваются
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент: известное исследование социальной психологии Зимбардо
  4. Эксперимент Милгрэма: объяснение подчинения авторитету
  5. Эффект ложного консенсуса: что это такое и почему это происходит
  6. Теория социальной идентичности и парадигма минимальной группы
  7. Психологическая стратегия: 2s Это важнее всего
  8. Эффект свидетеля и рассеивание ответственности
  9. Эксперимент соответствия Asch: сила социального давления

.

Эффект ореола — эксперимент Нисбетта и Уилсона

Эксперимент Нисбетта и Уилсона

Эффект ореола идеально подходит для ситуации голливудских знаменитостей, где люди с готовностью предполагают, что, поскольку эти люди физически привлекательны, из этого также следует, что они умны, дружелюбны , а также проявлять здравый смысл. Это также в значительной степени относится к другим известным людям, таким как политики.

Откройте для себя еще 27 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Эксперименты по социальной психологии
  2. Эксперимент Милгрэма
  3. Эксперимент с куклой Бобо
  4. Стэнфордский тюремный эксперимент
  5. Эксперимент Аша
  • Эксперимент Аша
  • Исследовательский вопрос и эксперименты Уилсона

    5 ответ на вопрос об осведомленности людей об эффекте ореола.

    Исследователи считают, что люди мало осведомлены о природе эффекта ореола и что он влияет на их личные суждения, выводы и более сложное социальное поведение.

    Исследовательский вопрос

    Эксперимент Нисбетта и Уилсона был направлен на поиск ответа на вопрос об осведомленности людей об эффекте ореола.

    Исследователи считают, что люди мало осведомлены о природе эффекта ореола и что он влияет на их личные суждения, выводы и более сложное социальное поведение.

    Эксперимент

    В этом эксперименте студентов колледжа в качестве участников попросили оценить преподавателя психологии во время видеозаписи интервью. Инструктор будет оцениваться по нескольким параметрам.

    Студенты были разделены на две группы, и каждой из них было показано одно из двух разных интервью с одним и тем же преподавателем, который является франкоговорящим бельгийцем, говорящим по-английски с довольно заметным акцентом.

    В одном видео инструктор представил себя как симпатичного человека, уважающего интеллект и мотивы своих учеников, гибкого в своем подходе к обучению и увлеченного своим предметом. В другом интервью он представился совершенно по-другому, необычно, если быть точным. Он был холоден и недоверчив к ученикам и был довольно жестким в своем стиле преподавания.

    После просмотра видео испытуемых попросили оценить лектора по внешнему виду, манерам и акценту. Следует отметить, что манеры и акцент в обеих версиях видео остались прежними.

    Результаты

    После просмотра интервью испытуемых спросили, насколько, по их мнению, им понравился учитель. Испытуемые будут оценивать его по 8-балльной шкале от «очень нравится» до «крайне не нравится». . Других испытуемых попросили определить, насколько характеристики, которые они только что оценили, повлияли на их симпатию к учителю.

    Удивительно, но после ответов на вопросы анкеты респонденты были озадачены своей реакцией на видеозаписи и вопросы анкеты.

    Студенты понятия не имели, почему они поставили одному лектору более высокие оценки. Большинство заявили, что то, насколько им понравился лектор из того, что он сказал, никак не повлияло на их оценку его индивидуальных особенностей.

    Заключение

    Судя по результатам, испытуемые явно не знали об эффекте ореола и характере влияния глобальной оценки на их рейтинги.

    Результаты также показывают, что глобальные оценки изменяют оценки атрибутов, о которых человек имеет информацию, полностью достаточную для проведения независимой оценки.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *