Эффект пигмалиона это: Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры

Содержание

Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры

Приветствую Вас, друзья!

«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.

Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.

Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:

  1. Человек обретает уверенность в определенном исходе.
  2. Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
  3. Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
  4. Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
  5. Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».

В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.

Как проявляется эффект Пигмалиона?

В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.

Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.

Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.

Как появился термин?

Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.

Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.

Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.

Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»

Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».

Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.

Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.

В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.

Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.

Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.

Практический смысл

Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:

  1. Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
  2. Важность настроя в медицине. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения.
  3. Отношение педагога и успехи ученика. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.

Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.

Заключение

Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.

Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.

Пигмалиона эффект | это… Что такое Пигмалиона эффект?

   ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)

   Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд, безусловно, справедлив, но лишь наполовину. Ибо нельзя не признать, что общественные настроения, социально-экономический контекст эпохи в свою очередь порождают определенные идеи и концепции в сфере наук о человеке. Как пишет Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология», «наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается.

К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам».

   Например, Зигмунд Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, скованной социальными догмами и сексуальными табу. Его революционное учение явилось естественной реакцией на пуританскую мораль своей эпохи и своего социального круга. Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с бурным ростом промышгленности и вполне отвечало прагматическим, технократическим тенденциям эпохи. Аналогичным образом исследования И.П.Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР: образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

   Расцвет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е гг. XX в. Неудивительно, что оптимистический взгляд на природу человека был с энтузиазмом воспринят в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.

   В те же годы и в тех же краях произошло еще одно знаменательное событие. В конце «бурных шестидесятых» в Сан-Франциско, всемирной столице «детей-цветов», проповедовавших добро, любовь и человечность, было сделано открытие, которое уже через несколько лет исследователи единодушно отнесли к классике психологии. 2 апреля 1968 г. увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии. Открытый Розенталем и Якобсон феномен получил название «эффект Пигмалиона» и вот уже свыше 30 лет постоянно цитируется и дискутируется в мировой психологической литературе. Это открытие стало знаковым для своей эпохи. Однако сегодня, по прошествии лет, его, как и другие прежние новации, уже можно оценить более или менее объективно.

   Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона — легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

   Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальное исследование. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

   Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно Б

среднем, так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Но об этом — ниже.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ — показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

   Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.

   Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показателем, а могут под влиянием определенных условий значительно изменяться. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей.

   Во-вторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика.

Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагога, ученики ставятся в условия, которые не способствуют их прогрессу.

   Эффект Пигмалиона был расценен как объективное основание для педагогического оптимизма. Открыпие Розенталя и Якобсон вселило во многих педагогов веру в огромный интеллектуальный потенциал учащихся, причем даже тех, которые считались слабыми и отстающими. Предполагалось, что именно для последних создание стимулирующих условий будет способствовать преодолению их отставания. Побуждаемое такими общественными настроениями правительство США начало выделять крупные денежные средства на разработку и внедрение всевозможных программ, которые в привычных нам терминах следовало бы отнести к развивающему обучению.

   Однако на протяжении ряда лет использование этих программ не дало ощутимых результатов. И прагматичные американцы забеспокоились: не впустую ли расходуются казенные деньги? И вообще, так ли уж правы Розенталь и Якобсон в своем педагогическом оптимизме?

   Было предпринято немало попыток повторить классический эксперимент, но все они приносили неоднозначные результаты. В ряде случаев искомый феномен просто не удавалось зафиксировать. Это побудило многих исследователей проявить более пристальное внимание к первоисточнику. Дело в том, что книга Розенталя и Якобсон носила не столько научный, сколько публицистический характер. Она подчеркивала выявленную тенденцию и затушевывала возникавшие противоречия. Детальный анализ экспериментальных данных обнаружил их крайнюю противоречивость. Главный вклад в обобщенные результаты эксперимента внесли данные, полученные в одном из первых классов, где относительный показатель интеллекта потенциальных «звезд» повысился на 15 баллов. В классах с третьего по шестой значительных изменений отмечено не было. В сущности, все изменения приходились на два из восемнадцати классов — один первый и один второй. В одном из третьих классов к концу учебного года у «звезд» был отмечен даже интеллектуальный спад.

   К тому же, как это ни странно, поведение учителей в данном эксперименте вообще никак не фиксировалось, что оставляло широкий простор для произвольных толкований.

   Развернувшаяся на этой почве дискуссия стимулировала интерес к исследованиям учительских ожиданий. Первое такое исследование было проведено в США еще за 10 лет до выхода «Пигмалиона». Уже тогда удалось установить, что восприятие ребенком хорошего отношения к нему учителя позитивно и зримо коррелирует с его самовосприятием, что в свою очередь сказывается и на успеваемости: ребенок видит, что учитель относится к нему хорошо, это укрепляет его в роли дисциплинированного и успевающего ученика.

   В последующие годы волна подобных исследований нарастала. Изучались особенности самооценки, поведения и успеваемости учащихся в зависимости от зафиксированного отношения к ним со стороны учителей. В частности, было установлено, что плохо успевающие школьники обладают, как правило, низкой самооценкой. Дж. Баркер-Ланн (1970) объясняет это тем, что учителя постоянно сравнивают их с отличниками; чаще всего этим наносится значительный ущерб «Я-концепции» («Я-концепция») детей. В школе, где проводилось это исследование, один из учителей заявил: «Я не люблю учить тупых детей — не для того я учился сам. Вот здесь, — и он показал на ряд, идущий вдоль окон, — сидят мои лучшие ученики. Средние сидят в среднем ряду. А в третьем ряду сидят самые тупые». Следует ли после этого удивляться тому, что тип взаимодействия учителя с учащимся и оценка учителем его способностей позволяют надежно предсказать уровень самооценки школьника?

   Целыш ряд исследований, проведенных в США, показал, что разделение учащихся на потоки по способностям сказывается на их самооценке. Те, кто учится в классах для детей с низкими способностями, склонны считать себя неудачниками. Они часто бросают школу и отличаются антисоциальным поведением. В Англии аналогичные данные получил Д.Харгривс (1967).

   Любая группировка детей, если она сопряжена с «навешиванием ярлыков», может служить катализатором формирования у них низкой самооценки, тем более что выделение «полноценных» категорий учащихся является потенциальным инструментом социальной регуляции и контроля. Ярлыки способны унизить и даже погубить человека: нередко они оправдывают пренебрежительное отношение к тому, кто его вовсе не заслуживает. Как утверждает Р.Рист (1970), многие дети обречены влачить жалкое существование и испытывать неприязнь по отношению к себе только потому, что за ними слишком рано закрепился образ «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». Во многих исследованиях показано, что такого рода ярлыки часто служат ориентирами для учителей и определяют их негативное отношение к некоторым детям. Характерным в этом плане является эксперимент А.фрерикса (1974), который продемонстрировал студентам, будущим педагогам, видеозапись урока, предварительно сообщив, что данные школьники обладают низкими способностями. В контрольной группе при демонстрации той же пленки было сказано, что это — нормальный урок с нормальными учащимися. После просмотра студенты обеих групп заполнили специальный опросник, в котором выявлялось их отношение к только что увиденному на экране. По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной усматривали в поведении школьников признаки меньшего самоконтроля, большей безответственности и склонности к грубости, меньшей способности рассуждать абстрактно. Этот результат полностью согласуется с данными других исследований, которые показывают, что группирование по способностям и «навешивание ярлыков» приводят к заведомо отрицательным последствиям.

   Выясняя мнения учителей первых классов об относительных темпах освоения навыков чтения мальчиками и девочками, А.Паларди (1969) выделил среди них две противоположные группы. В первую вошли учителя, которые считали, что мальчики и девочки осваивают навыки чтения совершенно одинаково; во вторую — те, кто считал, что мальчики учатся читать гораздо медленнее, чем девочки. Предварительный тест на способности к чтению, проведенный среди учащихся, показал, что никаких различий между мальчиками и девочками нет. Однако результаты теста, проведенного спустя некоторое время, свидетельствовали о том, что в классах, где преподавал учитель первой группы, ученики усвоили программу практически одинаково, а в классах, где преподавали учителя второй группы, мальчики существенно отстали от девочек. Таким образом, можно сделать вывод: ожидания учителей могут как стимулировать, так и тормозить учебную деятельность школьников. Ведь учителям из обеих групп удалось «доказать» правильность своих убеждений.

   На формирование ожиданий учителя может оказывать влияние даже… имя учащегося. Как показал Г.Гарвуд (1976), у детей, носящих имя, которое нравится учителю, «Я-концепция» в среднем более позитивная. Выяснилось также, что разные имена связываются с разными ожиданиями.

   Д.Харгривс (1972) предпринял попытку теоретического анализа и объяснения противоречивых данных, относящихся к эффекту Пигмалиона. По мнению этого автора, ожидания учителя срабатывают или не срабатывают как самореализующееся пророчество в зависимости от трех факторов: представлений учителя о способностях ученика, собственных представлениях школьника о своих способностях и того, насколько значимой фигурой является для школьника учитель. Две категории учащихся реализуют ожидания учителя с наибольшей вероятностью: дети, которых он считает одаренными, которые сами придерживаются высокого мнения о своих способностях и относятся к учителю как к значимому другому; дети, которых учитель считает неспособными к учебе и которые воспринимают учителя как значимую фигуру.

   Когда восприятие учителем способностей учащихся не совпадает с их самовосприятием, а также в тех случаях, когда учитель не является для школьников значимым другим, его ожидания, судя по всему, не приводят к эффекту самореализующегося пророчества. Теоретическая схема, предложенная Д.Харгривсом, апеллирует к характеру восприятия учителя и учащихся. Она, безусловно, может служить объяснением как позитивных, так и негативных результатов, полученных при экспериментальном изучении эффекта Пигмалиона. Вполне возможно, что у детей, которых учитель заведомо считает одаренными, будет улучшаться «Я-концепция», но лишь при условии, что он для них — значимая фигура. Если принять данную точку зрения — а она представляется убедительной, — то при проведении дальнейших исследований необходимо учитывать как «Я-концепцию» учащихся, так и восприятие ими учителя. Надо полагать, что важную роль здесь играет возраст учащихся. Для младших школьников ожидания учителя являются, несомненно, более действенным фактором формирования «Я-концепции», чем для детей старшего возраста. Это означает, что следует с большой осторожностью обобщать данные, полученные в начальной школе, для ситуации средней школы. Кроме того, учителя начальной школы проводят с детьми гораздо больше времени, чем учителя средней, и имеют, следовательно, гораздо больше возможностей воздействовать на их личность и поведение. Ожидания учителя начальной школы играют, по-видимому, очень важную роль в формировании представлений школьника о своих способностях. Ведь учащиеся младших классов, в отличие от старшеклассников, практически не в состоянии противостоять мнению учителя. Из этого следует, что в принципе влияние ожиданий учителя на учебную деятельность школьников с возрастом должно уменьшаться.

   Таким образом, феномен, выгявленныш более 30 лет назад, оказался гораздо более сложным и многозначным, чем это казалось в гуманистическом пафосе далеких шестидесятых. И многолетний опыт исследования данного феномена лишний раз свидетельствует: любое яркое открытие в психологии — это не повод для патетических деклараций, а основание для вдумчивого анализа.


Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

Содержание

  • История появления эффекта Пигмалиона
  • Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии
    • Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»
    • Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»
    • Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля
    • Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
  • Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
  • Эффект Розенталя и бизнес
  • Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях
  • Заключение

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Эффект Пигмалиона — Лаборатория принятия решений

Эффект Пигмалиона описывает ситуации, когда чьи-то высокие ожидания улучшают наше поведение и, следовательно, нашу производительность в данной области. Он предполагает, что мы делаем лучше, когда от нас ожидают большего.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Представьте, что вы начинаете новый проект на работе. Ваш босс приходит к вам и говорит, что он очень рад видеть конечный продукт, потому что он знает, что у вас все получится.

Поскольку ваш начальник возлагает большие надежды на вашу работу, он может оказать вам дополнительную поддержку во время проекта. Кроме того, поскольку вы хотите оправдать его ожидания, вы также можете изменить свое поведение. Вы можете потратить больше времени на проект, работать сверхурочно и перепроверить качество своей работы. Поскольку и ваш босс, и вы изменили свое поведение, проект может оказаться более успешным, чем он был бы изначально, если бы ваш босс не сказал вам, что верит в вас. Ожидания вашего начальника заставили вас работать усерднее, что привело к повышению производительности и, следовательно, к лучшему результату.

Когда позитивные ожидания положительно влияют на наше поведение и нашу работу, это называется эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона чаще всего связан с успеваемостью в школе или на работе, поскольку учителя или начальники часто озвучивают свои ожидания своим ученикам или сотрудникам.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Индивидуальные эффекты

Хотя эффект Пигмалиона проявляется в основном подсознательно, он показывает, что ожидания других могут сильно влиять на нашу работу. Когда кто-то высокого мнения о нас, мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать эти ожидания.

Если кто-то, кого мы уважаем или хотим произвести впечатление, например учитель или работодатель, считает, что мы добьемся успеха, он может повлиять на наше впечатление о себе. Позитивные ожидания позволяют нам предпринимать необходимые шаги, чтобы оправдать эти высокие ожидания. Скорее всего, мы будем прилагать больше усилий, потому что верим, что может добиться успеха.

Эффект Пигмалиона действует как пророчество, потому что ранее существовавшие убеждения приводят к тому, что как человек с ожиданиями, так и человек, от которого ожидают, прикладывают больше усилий, увеличивая вероятность того, что последует успех.

Системные эффекты

Хотя эффект Пигмалиона положительно влияет на производительность, он зависит от положительных ожиданий. Это означает, что люди, которые не верят, что другие возлагают на себя большие надежды, могут в результате пострадать. Эффект Пигмалиона показывает, что стереотипы могут быть более разрушительными, чем кажутся.

Чьи-то высокие ожидания от нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они. Например, если учитель считает, что один из его учеников действительно умен и добьется успеха, он может уделять ему больше внимания, давать ему более подробную обратную связь и продолжать бросать ему вызов. Они могут по-разному относиться к другим учащимся, и неравное обращение приводит к тому, что одни учащиеся отстают, а другие преуспевают.

Поскольку наши ожидания влияют на то, как мы относимся к другим, эффект Пигмалиона положительно влияет только на тех, от кого мы уже многого ожидаем. Это может быть особенно вредно для маленьких детей, которые податливы и все еще строят свою самооценку на основе мнений других людей. 1  Поэтому влиятельные лица должны проявлять осторожность, управляя своими ожиданиями и опосредуя их.

Почему это происходит

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, описывающий, как ожидания могут изменять поведение. Это свидетельствует о самоисполняющемся пророчестве, которое основано на идее о том, что убеждения других о нас становятся истинными, потому что их убеждения влияют на наше поведение. 2  Эффект Пигмалиона конкретно описывает ситуации, в которых положительное мнение начальника о производительности приведет к повышению производительности на самом деле.

Эффект Пигмалиона возникает потому, что ожидания других влияют как на их собственное, так и на наше поведение. Если кто-то верит, что мы добьемся успеха, он будет относиться к нам по-другому, чтобы помочь нам достичь этих целей. В свою очередь, когда кто-то ожидает от нас успеха, мы делаем все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.

Роберт Розенталь, психолог-бихевиорист, который впервые исследовал эффект Пигмалиона в 1968 году, позже предложил четырехфакторную теорию относительно того, почему он возникает в 1973 году. Розенталь определил, что климат, вход, выход и обратная связь были четырьмя факторами, которые привели к ожиданиям учителя своих учеников, влияющих на поведение этих учеников. 2

Климат относится к тому факту, что если учитель возлагает большие надежды на своих учеников, они могут создать теплую социально-экономическую среду. Они положительно относятся к своим ученикам, и класс будет отражать это отношение. Ввод предполагал, что учителя будут давать учащимся, которых они считают умными, больше и более качественные материалы. Результат означал, что учителя предоставят этим учащимся больше возможностей отвечать и участвовать в классе. Последним фактором была обратная связь, которая относилась к вероятности того, что более успевающие учащиеся могут получить более подробную обратную связь от своих учителей о том, как улучшить свою работу. 2

Почему это важно

Нам важно понимать, как ожидания влияют на наше поведение и последующие результаты, чтобы мы могли должным образом опосредовать эти ожидания для достижения наилучших возможных результатов.

Во-первых, эффект Пигмалиона предполагает, что впечатления имеют значение. Наличие хорошей репутации у вашего начальника или начальника означает, что они будут ожидать от вас многого, и это может побудить их оказать вам большую поддержку, чтобы вы могли наилучшим образом достичь своих целей. Например, Розенталь обнаружил, что учителя уделяли ученикам, которых называли шаровары, больше внимания и больше поощряли их. 3

Если мы те, чьи ожидания могут влиять на других, мы должны стараться поддерживать и выражать позитивные ожидания, чтобы мотивировать людей оправдывать эти ожидания. Однако мы также должны следить за тем, чтобы наши ожидания от конкретных людей не затмевали других людей, которые могут предложить столько же.

Эффект Пигмалиона может привести к несправедливому обращению. Мы должны следить за тем, чтобы не отдавать предпочтение только одному или двум студентам или сотрудникам, потому что, хотя это может помочь им добиться успеха, другие могут чувствовать себя немотивированными и обескураженными.

Как его активировать

Эффект Пигмалиона — это не то, что мы можем активировать сами, потому что он зависит от ожиданий других людей в отношении нас как мотива для достижения успеха. Однако осознание эффекта Пигмалиона может гарантировать, что мы приложим все усилия, когда впервые встретимся с начальством.

Поступая так, мы можем формировать высокие ожидания от начала учебного года, проекта или работы, которые повышают вероятность того, что наше начальство будет лучше поддерживать нас, бросит нам вызов и обеспечит наш успех.

Однако, если мы не чувствуем, что наше начальство возлагает на нас большие надежды, мы можем чувствовать себя обескураженными, что отрицательно скажется на нашем поведении. Мы можем захотеть посмотреть на других людей в нашей жизни, которые действительно возлагают на нас большие надежды, таких как наши друзья и семья, и использовать их убеждения в качестве мотивации, чтобы доказать, что наши работодатели или учителя ошибаются.

Как все начиналось

Эффект Пигмалиона получил свое название от греческого мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором, вырезавшим статую красивой женщины, в которую он впоследствии влюбился. Он хотел, чтобы он мог найти женщину, столь же красивую, как его скульптура, чтобы жениться. Афродита, богиня любви, исполнила его желание и превратила его скульптуру в женщину. Фиксация Пигмалиона на скульптуре позволила ей ожить, точно так же, как наша сосредоточенность на ожидании может повлиять на результат в данной ситуации. 3

Эффект Пигмалиона также часто называют эффектом Розенталя в честь одного из исследователей, который впервые продемонстрировал психологический феномен в исследовании 1968 года. начальной школе, хотели выяснить, влияют ли ожидания учителей на их успеваемость в школе. Они верили, что учащиеся усвоят положительные ожидания учителя и будут придерживаться этого убеждения настолько, что действительно будут лучше учиться в школе. 4

Розенталь и Джейкобсон провели тест на IQ для учеников начальной школы Джейкобсона в начале учебного года. Учителям этих учеников сказали, что тест проводится, чтобы предсказать, какие ученики будут интеллектуально развиваться в течение года. Затем Розенталь и Джейкобсон на самом деле выбрали учеников наугад и сказали своим учителям, что они исключительно хорошо справились с тестом, несмотря на то, что их фактические результаты не указывали на то, что они будут интеллектуально развитыми. 5

В конце исследования учащиеся прошли тот же тест на IQ. Хотя все учащиеся показали лучшие результаты во второй раз, Розенталь и Джейкобсон обнаружили, что те учащиеся, которые были названы интеллектуально развитыми, улучшили свои результаты в большей степени, чем другие учащиеся. Особенно это касалось детей первого и второго классов. Из этих результатов они пришли к выводу, что учитель, ожидающий от учеников повышения успеваемости, на самом деле может привести к повышению успеваемости, особенно у маленьких детей. 5

Пример 1. Влияние целых групп

В то время как Розенталь и Якобсон продемонстрировали разницу в успеваемости между учащимися, которые были отмечены как умственно отсталые, и контрольной группой учащихся, которые таковыми не были, эффект Пигмалиона мог возникнуть не потому что учителя положительно относились к интеллектуальным шароварам, а потому что отрицательно относились к контрольной группе. 2

Д-р Дов Иден, организационный психолог, хотел убедиться, что именно положительные ожидания привели к повышению производительности. Поэтому он провел исследование, в котором контрольная группа была полностью отделена от группы с высокими ожиданиями. 6

Иден провел свое исследование, используя взводы Армии обороны Израиля, потому что у каждого взвода есть свой командир взвода. Стажеры прошли тестирование по четырем направлениям: теоретическая специальность, практическая специальность, физическая подготовка и стрельба по мишеням. Первые две области — это области, которым обучают командиры взводов, и Иден предсказал, что на эти области больше всего повлияет эффект Пигмалиона.

Некоторым командирам взводов сказали, что вся их группа показала результаты тестов выше среднего, и что они могут ожидать необычных достижений от своих стажеров. Руководителям взводов контрольной группы не сказали ничего ни положительного, ни отрицательного о потенциале стажеров в их группе. Раз в две недели экзаменаторы проводили контрольные встречи с командирами взводов. Тех лидеров, которым сказали ожидать высокого потенциала, экзаменаторы спрашивали, как проявляется этот потенциал, чтобы освежить индукцию ожидания. Испытания снова были проведены в конце десяти недель. 6

Результаты показали, что стажеры в группах с высокими ожиданиями в среднем работали лучше в группе, чем в контрольных группах. Разница была наиболее существенной по успеваемости по теоретической и практической специальности, которым обучают командиры взводов.

Исходя из этих результатов, Иден пришел к выводу, что эффект Пигмалиона может влиять на целые группы, а не только на отдельных людей, и что именно положительные ожидания приводят к различиям в производительности. 6  Кроме того, поскольку те области, в которых стажеры продемонстрировали наибольшие улучшения, находились в ведении лидеров, а отдельным стажерам никогда не сообщали об их результатах тестов, исследование Идена показывает, что эффект Пигмалиона все равно будет иметь место, даже если люди не будут знать, каковы ожидания их начальника. Это говорит о том, что лидеру достаточно изменить свое поведение для повышения производительности.

Пример 2. Влияние лечения зависимости

Большинство примеров и исследований эффекта Пигмалиона сосредоточено на его роли на работе и в школе. Однако доктор Хакан Дженнер, профессор педагогики, специализирующийся на злоупотреблении психоактивными веществами среди молодежи, считает, что это также может повлиять на лечение, поскольку у терапевтов также могут быть ожидания относительно успеха своих пациентов. 7

Как отмечает Дженнер, терапевтам часто приходится маркировать и классифицировать своих клиентов. Возможно, им придется указать, мотивированы ли их пациенты и подходит ли им программа лечения. Основываясь на обзоре литературы, Дженнер демонстрирует, что эффект Пигмалиона, вероятно, влияет на лечение, потому что терапевты часто рассматривают мотивацию или силу воли как главный фактор, определяющий, будет ли пациент успешным в лечении. 7

Благодаря своей предыдущей работе Дженнер обнаружил, что предыдущее обязательство по зачислению в программу лечения алкогольной зависимости мало повлияло на решение пациента продолжать участие в программе. Таким образом, Дженнер пришел к выводу, что факторы лечения являются более влиятельным фактором успеха лечения. Дженнер предположил, что климат, один из четырех факторов Розенталя, был основным фактором распространения эффекта Пигмалиона в лечении. Если лечащий персонал позитивен и сотрудничает со своими пациентами, потому что верит, что у них все получится, у пациентов на самом деле больше шансов на успех.

На основании своего исследования Дженнер пришел к выводу, что для достижения наилучших возможных результатов ожидания и мотивация терапевта должны быть высокими, поскольку это приведет к эффекту Пигмалиона. 7

Резюме

Что это такое

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, который описывает, как положительные ожидания других людей от нас могут стать пророчеством, поскольку они приводят к повышению производительности.

Почему это происходит

Эффект Пигмалиона возникает потому, что мы, социальные существа, подвержены влиянию собственных и чужих ожиданий. Если мы ожидаем успеха от человека, мы, вероятно, окажем ему большую поддержку, чтобы помочь ему достичь этого успеха. Точно так же, если мы считаем, что кто-то возлагает на нас большие надежды, мы будем усерднее работать, чтобы оправдать эти ожидания. Ожидания действуют как пророчество, потому что они становятся мотиваторами для тяжелой работы.

Пример 1. Эффект Пигмалиона проявляется для целых групп

Часто при изучении эффекта Пигмалиона исследователи предъявляют работодателям и учителям завышенные требования к конкретным лицам, не изолируя их от контрольной группы. Однако было обнаружено, что эффект Пигмалиона все еще имеет место, если лидер считает, что вся группа имеет потенциал успеха выше среднего, уменьшая влияние индивидуальных различий.

Пример 2. Эффект Пигмалиона важен для терапевтов

В то время как большинство исследований, связанных с эффектом Пигмалиона, основано на школьной и рабочей среде, терапевты также являются лидерами с ожиданиями своих пациентов. Если терапевт верит, что его пациент преуспеет в лечении зависимости, он с большей вероятностью создаст позитивную и поддерживающую атмосферу, которая, в свою очередь, поможет пациенту добиться успеха. Поскольку в лечении возникает эффект Пигмалиона, терапевты должны поддерживать высокие ожидания своих пациентов для достижения успеха.

Как его активировать

Эффект Пигмалиона приводит к желаемым результатам для тех людей, которые отмечены как обладающие высоким потенциалом. Если мы занимаем руководящую должность, как учителя, боссы и терапевты, мы всегда должны поддерживать и выражать положительные ожидания, потому что эти ожидания на самом деле будут влиять на то, как мы относимся к тем, кого поддерживаем, а также на то, как эти люди ведут себя.

Статьи по теме

Программы для перспективных сотрудников могут быть самоисполняющимися пророчествами. Вот три способа, которыми фирмы могут избежать этой проблемы

В этой статье два наших автора Наташа Услис и Зад Эль-Маккауи, работающие в сфере поведенческого консультирования, исследуют эффект Пигмалиона в отношении программ для высокопотенциальных сотрудников. Услис и Эль-Маккауи отмечают, что, хотя такие программы обычно разрабатываются с благими намерениями, работодатели должны быть осторожны, чтобы не игнорировать некоторых сотрудников, потому что они не вписываются в их предвзятые представления о том, как выглядит успех.

Эффект Пигмалиона: примеры и применение в классе

Эффект Пигмалиона относится к идее, что если вы ожидаете чего-то от кого-то, он оправдает эти ожидания. Например, если вы считаете свою коллегу Сару гениальной в решении всевозможных проблем, и она знает, что вы о ней думаете, она будет стремиться стать еще более искусной в решении проблем, чем она уже есть.

В этом посте мы обсудим эффект Пигмалиона, историю и последствия для учителей.

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя или самоисполняющееся пророчество, — это явление, которое возникает, когда чьи-то ожидания от другого человека заставляют его действовать таким образом, что этот другой человек ведет себя так, как он предсказал. Это также место, где ожидания человека или группы напрямую влияют на их работу.

Эффект Пигмалиона был назван в честь греческого мифологического персонажа Пигмалиона, который влюбился в статую, которую он вырезал и оживил своей любовью и верой в нее. Эффект Пигмалиона может работать двумя способами: либо те, у кого высокие ожидания, преуспевают, а те, у кого низкие ожидания, колеблются, либо те, у кого низкие ожидания, преуспевают, а те, у кого высокие ожидания, колеблются.

Хотя эффект Пигмалиона часто наблюдается у детей и студентов, он может воздействовать на всех, от друзей и родственников до коллег и сотрудников. Например, если вы ожидаете, что ваш друг отлично справится с проектом на работе, вы можете поощрять его делать все возможное и давать ему больше ресурсов, чем обычно.

Это может привести к тому, что ваш друг будет работать лучше, чем в противном случае. В целом, хотя этот эффект больше всего изучался на детях, было также показано, что он влияет и на взрослых (например, предполагается, что «самосбывающиеся пророчества» могут быть одной из причин гендерного разрыва в областях STEM), поэтому он продолжает оказывать влияние на многие сферы жизни.

Для учителей: важность и последствия эффекта Пигмалиона

Эффект Пигмалиона — это явление, при котором производительность человека повышается в результате ожиданий другого человека. Вот почему учителям важно возлагать большие надежды на своих учеников и сообщать им об этих ожиданиях, потому что это может помочь повысить их успеваемость.

Однако, если ожидания учителя не меняют успеваемость учащихся, это может привести к самоисполняющемуся пророчеству, которое снижает успеваемость учащихся. Учитель придет к выводу, что ученики не способны хорошо учиться, потому что они плохо справились, и будет относиться к ним соответствующим образом, что только еще больше снизит их успеваемость.

Для вас: Бесплатный шаблон формы отчета об успеваемости учащихся

Учителям также важно понимать значение эффекта Пигмалиона, чтобы они могли корректировать свои ожидания и отношение к учащимся по мере необходимости.

  • Ожидания учителя могут повлиять на поведение учащихся, например, на то, будет ли ученик действовать в классе или обращать внимание.
  • Если у вас невысокие ожидания от ученика и вы относитесь к нему соответственно, он, вероятно, не будет так хорошо справляться с поощрением, как мог бы.

Исследуйте: Шаблон обследования обследования учителей

Примеры эффекта пигмалиона

Пример 1

Например, представьте себе, что вы, и ваш учитель ожидает, что вы действительно хорошо, вы действительно хорошо делаете, что вы действительно хорошо делаете, что вы действительно хорошо делаете, что вы действительно хорошо делаете, что вы действительно хорошо делаете, что вы действительно хорошо делаете. класс. В конечном итоге вы можете добиться большего успеха, потому что хотите показать учителю, что он был прав насчет вас

Пример 2

Например, если вы считаете, что ваш учитель не думает, что вы способны получить пятерку за тест , вы, скорее всего, получите B или C. Но если вы думаете, что ваш учитель верит, что вы можете получить A, вы будете заставлять себя хорошо учиться и, вероятно, получите A.

Пример 3

Другой хороший пример: руководитель ожидает, что сотрудник будет успешным, а затем этот сотрудник добивается успеха. (Это было темой книги Роберта Розенталя «Пигмалион в классе».) Верно и обратное: если руководитель ожидает, что сотрудник не добьется успеха, то, скорее всего, он получит именно такой результат.

Подробнее: Лучшие расширения Chrome для учителей

История эффекта Пигмалиона

Эффект был открыт двумя учеными по имени Розенталь и Якобсон, которые обнаружили, что, когда учителя говорили некоторым из своих учеников, что они вот-вот испытают всплеск роста, эти ученики действительно испытали его. .

Впервые этот эффект наблюдали в школах два исследователя из Гарвардского университета, Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон. Они пришли в школу и дали учителям список учеников, которые, согласно тесту на интеллект, должны были улучшиться в течение года.

В итоге ученики улучшили свои результаты больше, чем остальные, исключительно из-за ожиданий от них учителей. Тем не менее, студенты, выбранные исследователями случайным образом, на самом деле имели более высокие результаты, чем те, кто был определен как отличник.

Этот вывод подтвердил гипотезу Розенталя и Джейкобсона о том, что ожидания учителей могут положительно влиять на успеваемость учащихся.

Прочтите: Типы интеллекта учащихся, которые должен знать каждый учитель

Практические советы учителям по использованию эффекта Пигмалиона 

Как учитель вы можете изменить жизнь своих учеников так, как они могут даже не осознавать. На самом деле, некоторые исследования показывают, что ученики, от которых ожидают успеха, часто в конечном итоге добиваются успеха — эффект, называемый эффектом Пигмалиона или эффектом Розенталя.

Эти исследования показывают, что ожидания учителей в отношении своих учеников могут стать самоисполняющимися пророчествами — эффект, который может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, как учителя подходят к своим ожиданиям и как они сообщают об этих ожиданиях своим ученикам. Итак, что это значит для вас?

Прочтите: Методы активного обучения для учителей: стратегии и примеры

Это означает, что у вас есть возможность изменить то, как ваши ученики видят себя и свое будущее. Важно осознавать, как вы общаетесь со своими учениками и какое сообщение это может им посылать. Вот несколько практических советов, которые помогут вам использовать Эффект Пигмалиона в классе:

  • Никогда не прогнозируйте неудачи в классе. Даже шутки о неудачах могут послать ученикам сигнал о том, что они потерпят неудачу.
  • Будьте последовательны и справедливы при выставлении оценок. Несправедливая практика выставления оценок (или непоследовательная практика выставления оценок) может сигнализировать вашему классу в целом о том, что они не способны добиться успеха в вашем классе.
  • Поощряйте учащихся, показывая им примеры таких же, как они, добившихся успеха.
  • Предоставьте учащимся возможность попрактиковаться в том, что они узнали, чтобы они могли увидеть, чего они достигли.

Прочитано: Проверка успеваемости в образовании: значение и примеры

Понятия, связанные с эффектом Пигмалиона
  • Эффект Голема

Эффект Пигмалиона часто сравнивают с эффектом Голема, но на самом деле он сильно отличается. Эффект Голема противоречит эффекту Пигмалиона. Это описывает негативные последствия веры в чью-то неудачу; если вы ожидаете, что кто-то потерпит неудачу, они действительно потерпят неудачу. Эффект Голема — это когда люди с низкими ожиданиями в отношении способностей других подрывают потенциал этих людей, плохо обращаясь с ними или не давая им возможности для достижения успеха. Затем это может привести к плохой работе того, кто в противном случае мог бы преуспеть. Следовательно, когда кто-то считает другого человека неспособным что-то сделать, в некоторых случаях он не достигает этого, потому что просто не верит, что может это сделать.

  • Самосбывающееся пророчество

Когда предсказание сбывается, потому что люди верят, что предсказание сбудется, и действуют соответственно. Это означает, что ваши ожидания создают собственную реальность, влияя на ваше поведение.

  • Угроза стереотипов

Ситуация, когда люди боятся нарушать стереотипы, потому что думают, что эти стереотипы верны, и о них будут судить соответственно. Например, женщины, сдающие тесты по математике, могут показать худшие результаты, чем мужчины, потому что опасаются, что подтвердят стереотип о том, что женщины плохо разбираются в математике.

  • Эффект Умного Ганса

Эффект Умного Ганса относится к нашей склонности бессознательно влиять на животных или компьютеры, давая им сигналы о том, как мы хотим, чтобы они вели себя. Например, если вы скажете лошади, что она правильно ответила на вопрос, она будет продолжать действовать правильно благодаря этим сигналам. Или приписывание человеческих эмоций (например, ревности) домашним животным.

  • Эффект ноцебо и плацебо

Эффект Ноцебо является отрицательным аналогом эффекта Пигмалиона, когда низкие ожидания приводят к плохой работе. В то время как эффект плацебо — это положительная реакция, которая возникает, когда кто-то считает, что получает лечение, хотя на самом деле он его не получает. Например, если кто-то считает, что принимает лекарство, его здоровье может улучшиться, даже если «лекарство» было просто сахарной таблеткой; и наоборот, если кто-то думает, что принимает что-то вредное, его здоровье может пострадать, даже если это просто безвредная таблетка.

Заключение

По словам Роберта Розенталя, «эффекты ожидания являются важной частью повседневной жизни и влияют на такие разные области, как спорт, образование, лидерство, здравоохранение и межрасовые отношения».

Поэтому убедитесь, что вы остаетесь позитивными в своих ожиданиях от других, чтобы поощрять их максимальную отдачу. Эффект Пигмалиона относится к идее, что если вы чего-то ожидаете от кого-то, он оправдает эти ожидания. Например, если вы считаете свою коллегу Сару гениальной в решении всевозможных проблем, и она знает, что вы о ней думаете, она будет стремиться стать еще более искусной в решении проблем, чем она уже есть.

Сила Эффекта Пигмалиона

Это краткое описание содержит исправление.

Люди работают лучше, когда от них ожидают большего. В образовательных кругах это называют эффектом Пигмалиона. Это было продемонстрировано в исследовании за исследованием, и результаты иногда могут быть весьма значительными. Например, в одном исследовательском проекте ожидания учителей в отношении способностей дошкольника были надежным предиктором среднего школьного среднего балла ребенка.

Повышение ожиданий учащихся в последнее время часто упоминалось в новостях как часть более широкой дискуссии об улучшении результатов обучения. В частности, группа штатов разработала Общие основные государственные стандарты, которые имеют большое значение для установления более высоких стандартов, определяя, что учащиеся должны знать и уметь читать и считать. К настоящему времени эти стандарты были приняты более чем в 40 штатах. Однако в последнее время против них возникло сильное политическое сопротивление; ряд штатов, в том числе Оклахома, недавно отказались от реформ.

Важность эффекта Пигмалиона

Чтобы более внимательно рассмотреть вопрос ожиданий, мы проанализировали продольное исследование образования, проведенное Национальным центром статистики образования, или ELS, которое отслеживало развитие общенациональной репрезентативной выборки учащихся 10-х классов из с 2002 по 2012 год. ELS имеет лонгитюдный дизайн, который позволяет исследователям связать ожидания учителей с данными отдельных учащихся, собранными до 10 лет спустя. Для некоторых выводов мы провели логистическую регрессию фактических академических результатов учащихся в зависимости от ожиданий учителей. В других областях мы сообщали о простых частотах.

Наше исследование показало следующее:

  • Учащиеся старших классов, чьи учителя возлагают на их будущие успехи более высокие надежды, имеют гораздо больше шансов окончить колледж. При прочих равных условиях учащиеся 10-х классов, чьи учителя предъявляли более высокие требования, имели более чем в три раза больше шансов окончить колледж, чем учащиеся, чьи учителя предъявляли более низкие требования. Другими словами, ожидания учителей показали очень сильную прогностическую связь с процентом выпускников колледжей. Нельзя с уверенностью сказать, что ожидания учителей повысили количество выпускников колледжей. Также возможно, что учителя с более низкими ожиданиями с большей вероятностью обучали традиционно неблагополучных студентов, которые с меньшей вероятностью преуспеют в колледжах. Также возможно, что учителя могут просто очень хорошо вычислять, кто окончит колледж, независимо от того, каких студентов они обучают.
  • У учителей средней школы меньше требований к цветным ученикам и ученикам из неблагополучных семей. Учителя средней школы предсказали, что учащиеся из бедных семей имеют на 53 процента меньше шансов получить диплом колледжа, чем их более обеспеченные сверстники. Они также считали, что афроамериканские студенты на 47% реже заканчивают колледж, чем их белые сверстники. Наконец, они считали, что у латиноамериканских студентов на 42% меньше шансов получить диплом колледжа, чем у их белых сверстников. Здесь, несомненно, возникает серьезная методологическая проблема, и ожидания учителей в отношении учащихся из неблагополучных семей могут просто отражать более низкий уровень успеваемости этих учащихся. Проще говоря, ожидания педагогов могут быть просто зеркалом более широких проблем национальной системы образования.
  • Программы подготовки к колледжу и другие факторы, поддерживающие более высокие ожидания , являются важными предикторами количества выпускников колледжей. Учащиеся старших классов, обучающиеся по программам подготовки к поступлению в колледж, с большей вероятностью закончат колледж (при прочих равных условиях), как и учащиеся, указывающие на то, что они усердно работают в старшей школе. Короче говоря, учащиеся, у которых есть более строгие академические возможности и опыт, включая возможности практиковаться и получать знания, с большей вероятностью преуспеют в учебе.

Эти выводы основаны на большом количестве исследований силы ожиданий. Например, в недавнем обзоре более чем трех десятилетий исследований ожиданий учителей психологи из Университета Рутгерса пришли к выводу, что, хотя самосбывающиеся пророчества «скорее рассеиваются, чем накапливаются», они могут быть довольно сильными для некоторых студентов.*

Ожидания также часто имеют долгосрочные последствия. Например, исследователи в области образования в Нидерландах обнаружили, что предвзятые ожидания учителей в конце начальной школы предсказывают результаты средней школы. Психологи из Мичиганского университета и Университета Рутгерса пришли к выводу, что ожидания учителей могут предсказать достижения учеников на годы вперед. В частности, они обнаружили, что ожидания учителей в шестом и седьмом классах предсказывают успехи учеников шесть лет спустя.

Сами учителя также говорят, что высокие ожидания важны для успеваемости учащихся. Согласно самым последним доступным данным — опросу MetLife 2009 года с репрезентативной выборкой из более чем 1000 учителей K-12 — 86 процентов учителей говорят, что существует тесная связь между «высокими ожиданиями для всех учащихся» и их обучением.

Но когда дело доходит до реальных ожиданий от учеников, только 36 процентов учителей говорят, что «все их ученики» могут добиться успехов в учебе. Опрос MetLife также показал, что только 13% учителей «верят, что все их ученики мотивированы на успехи в учебе». Таким образом, кажется, что учителя считают, что высокие ожидания важны, но они не всегда уверены, что каждый в их классе может добиться академического успеха.

Ожидания учителей более предсказуемы, чем другие факторы

Как отмечалось выше, ELS следует за учениками с течением времени. В нескольких исследованиях использовались данные ELS для изучения эффектов ожиданий учителей. Однако, насколько нам известно, никакие другие исследования не изучали связь между ожиданиями учителей и будущим уровнем образования с использованием как данных ELS, собранных в 2002 г., так и новой волны данных, опубликованных в феврале 2014 г. Ответьте на следующий вопрос: Могут ли ожидания учителей 10-х классов предсказать окончание колледжа учащимися? В опросе учителей просили предсказать, «как далеко в школе… вы ожидаете, что этот ученик продвинется», включая среднюю школу, колледж и т. д. Мы также рассмотрели другие факторы, влияющие на шансы учащихся на окончание колледжа, в том числе их расу, академические усилия и мотивацию, а также характер прохождения курсов средней школы. Мы также включили ожидания их родителей в отношении их образовательной траектории, а также их собственные ожидания.

Примечательно, что даже после учета других факторов ожидания учителей и успеваемость учащихся в колледже имели значительную взаимосвязь, а ожидания учителей в значительной степени предсказывали процент выпускников, окончивших колледж. На самом деле, после учета демографических данных учащихся, ожидания учителей были более предсказуемыми для успеха в колледже, чем многие основные факторы, включая мотивацию учащихся и их усилия. Эти результаты основаны на других исследованиях, которые предполагают, что ожидания учителей являются мощными предикторами будущего успеха.

Например, исследователи из Университета Вирджинии и Университета Рутгерса использовали данные ELS, чтобы определить, могут ли ожидания посещаемости колледжа, сделанные учащимися в 10-м классе, предсказать, будут ли учащиеся учиться в колледже четыре года спустя. Исследователи обнаружили, что в трех группах — учащиеся, родители и учителя — ожидания учителей были более сильными предикторами статуса послесреднего образования, чем ожидания учащихся и родителей. Однако они также обнаружили, что «учителя возлагали самые низкие надежды» на учеников. Наши результаты расширяют этот вывод, показывая, что учителя могут не только предсказать, кто поступит в колледж, но и предсказать, кто его закончит.

Хотя очевидно, что ожидания имеют значение, наше исследование также показало, что учителя предъявляют гораздо более низкие требования к учащимся, которые больше всего нуждаются в высоких ожиданиях и поддержке. Например, некоторые учителя средних школ считают, что цветные учащиеся и учащиеся из бедных семей имеют гораздо меньше шансов окончить колледж. Как отмечалось выше, набор данных не позволяет окончательно интерпретировать, почему это происходит, и возможно, что учителя просто делают точные предсказания, учитывая предыдущие результаты. Другими словами, нельзя исключать возможность того, что точность учителя, а не влияние, может объяснить прогностический характер ожиданий учителя в отношении академических результатов учащихся.

Есть и другие причины для осторожности, так как ожидания учителя могут быть очень субъективными. Исследователи из Университета Северной Каролины в Гринсборо провели лонгитюдное исследование почти 1000 учеников начальной школы и сообщили, что учителя больше ожидают от девочек успехов в чтении, чем от мальчиков. Исследователи также обнаружили, что восприятие учителями усилий учеников предсказывало оценки по математике, когда учителя ставили более высокие оценки ученикам, которых они считали трудолюбивыми, даже несмотря на то, что ученики, получившие более низкие оценки, сказали, что они работали дополнительные часы дома над своими академическими предметами.

Однако ясно, что социальные стереотипы могут играть решающую роль, поскольку учителя строят предположения о своих учениках и их будущей успеваемости. Растущее количество исследований показывает, что некоторые учителя не предъявляют высоких требований к учащимся из малообеспеченных семей и цветным учащимся. Также ясно, что более тщательная курсовая работа и другой опыт в старшей школе повышают вероятность того, что учащиеся преуспеют в колледже. Другие исследования подтверждают этот вывод, показывая, что учителя, как правило, ожидают большего от студентов с более высокими академическими направлениями. Кроме того, более строгие занятия обычно влекут за собой более сложную курсовую работу, что помогает учащимся лучше подготовиться к поступлению в колледж.

Заключение

Забегая вперед, исследование, изложенное здесь, предполагает, что политики должны продолжать повышать требования к учащимся. Общие базовые стандарты штатов являются одним из самых действенных способов сделать это, и штаты и округа должны продолжать их поддерживать. В частности, руководители сферы образования должны обратить внимание на внедрение стандартов, чтобы гарантировать, что они вызывают у учащихся более высокие ожидания.

В то же время данные свидетельствуют о том, что необходимо сделать еще больше для улучшения педагогического потенциала учителей. Как показал ряд отчетов Национального совета по качеству учителей, или NCTQ, учителя не проходят необходимой серьезной подготовки. В частности, NCTQ обнаружил, что некоторые программы подготовки учителей не делают достаточно для практического обучения учителей в высокоэффективных школах с высоким уровнем бедности.

Другие исследования показывают, что еще до того, как войти в класс, некоторые учителя мало что ожидают от цветных учеников с низким доходом. Поэтому для программ подготовки учителей крайне важно донести до начинающих учителей важность возлагать большие надежды на всех учащихся.
Короче говоря, Соединенным Штатам необходимо повысить требования к учащимся, а также к преподавателям. Эффект Пигмалиона может помочь нашим детям преуспеть в колледже и в жизни.

Ульрих Бозер — старший научный сотрудник Центра американского прогресса. Меган Вильгельм — аспирант социологии Университета Мэриленда, Колледж-Парк. Роберт Ханна — старший политический аналитик Центра .

*Исправление от 7 октября 2014 г.: Этот брифинг был исправлен, чтобы лучше отразить роль самоисполняющихся пророчеств в успеваемости учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *