Эффект пигмалиона это в психологии: Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Содержание

Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

Содержание

  • История появления эффекта Пигмалиона
  • Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии
    • Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»
    • Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»
    • Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля
    • Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
  • Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
  • Эффект Розенталя и бизнес
  • Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях
  • Заключение

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка.
    Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах.
    Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Эффект Пигмалиона

– Эта женщина точно виновна в краже моих драгоценностей!

– Но ведь она проработала у вас всего неделю, она не могла знать, где вы храните свои украшения!

– Посмотрите на ее взгляд – истинный взгляд воровки! Не зря мне ее прошлый работодатель говорил, что у нее темное прошлое.

– Но ведь она даже не работала в тот день, когда пропали драгоценности.

– Видели бы вы ее лицо, когда я сообщила ей о пропаже! Она точно была удивлена, что я так быстро узнала о ее причастности!

– На месте преступления не были найдены ее отпечатки пальцев.

– Но ее прошлая хозяйка говорила, что у нее материальные трудности, значит это она!»

 

Наши предубеждения в отношении других людей не дают нам объективно оценивать их. И дело все в эффекте Пигмалиона. Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это особый психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться. Когда мы твердо убеждены в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация подтвердилась.

Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Любые сведения он будет расценивать с точки зрения конкретного ожидания. По-другому еще этот феномен называют эффектом предвзятости экспериментатора или самосбывающегося пророчества.

Так, например, мы можем верить в то, что позитивные аффирмации, мыслеформы и визуализации помогают нам улучшить свою жизнь, и находим этому подтверждение. Представляя или проговаривая какие-то образы, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Наше подсознание верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира. На этом же принципе построен эффект плацебо. Ожидание чудодейственности препарата определяет наше исцеление.

Данное явление «эффектом Пигмалиона» назвал Роберт Розенталь – американских психолог, специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии, проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Этот феномен носит имя античного скульптора и царя Пигмалиона, который, согласно легенде, сделал из белоснежной слоновой кости статую прекрасной девушки – Галатеи, в которую без памяти влюбился. Ни одна живая женщина не могла ее затмить, он беспрестанно восхищался ею. Проводя с ней все дни и ночи, относясь как к живому человеку, он начал думать, как оживить статую. Пигмалион попросил у богини любви Афродиты подарить женщину, похожую на статую. Просить оживления он не решился, но его чувство и желание было настолько сильным, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.

Убедительным доказательством эффекта Пигмалиона служит знаменитый эксперимент с крысами, проведенный в 1968 году Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон. В эксперименте участникам необходимо было следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие о том, что они испытуемые) – фиксировать результаты. Одной группе участников сообщили, что у них очень одаренные крысы, другой группе, что крысы обычные.

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми “умными” крысами, были более мягкими, терпеливыми, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение. В результате “умные” крысы, действительно, справились с лабиринтом лучше и были более «сообразительными».

Роберт Розенталь на этом не остановился и совместно с Якобсон продолжил исследование явления в школах Сан-Франциско. Испытуемыми были учителя, которые также не догадывались об этом. Исследователи провели тестирование детей в школе, чтобы выявить, якобы, самых одаренных. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые по условиям эксперимента были наделены выдающимися умственными способностями (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников). И несмотря на то, что ранее педагоги не отмечали особой склонности отмеченных учеников к умственной деятельности, они приняли эту новую информацию.

Дальше события развивались по тому же принципу, что и в эксперименте с крысами. Учителя неосознанно начали поощрять “одаренных” детей, уделять им больше внимания, хвалить, невербально демонстрировать свое положительное отношение. Несмотря на то, что до этого ребята особо не выделялись умом, через некоторое время Розенталь установил, что их IQ действительно стал выше, чем у остальных.

Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий потенциал отдельных учеников, передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Кстати, нередко с подобным эффектом можно столкнуться в школах по отношению к детям из неблагополучных семей. Только эффект носит противоположный характер, так как зачастую в таких детей никто не верит и не ждет от них ничего хорошего. И не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются.

Еще один подобный эксперимент был проведен в армии обороны Израиля. Солдат разделили на 3 группы. Поставили задачу – преодолеть определенную дистанцию. Первой группе сказали, что расстояние составит 30 км, второй – 40 км, а третьей – 60 км. На деле же дистанция была одинаковой. В результате солдаты, поверив в предоставленную им информацию, преодолели расстояние за разное время: третья группа пришла последней.

Для проверки эффекта Пигмалиона в таком вопросе как возникновение симпатии исследователи Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели следующий эксперимент. Группу ранее не знакомых друг с другом студентов колледжа разбили на пары. Один случайно выбранный испытуемый в каждой паре получал информацию о симпатии или антипатии к себе со стороны второго человека в паре. После этого испытуемые пары встречались и разговаривали друг с другом. Как и предполагалось, студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя соответствующе: были более откровенными, высказывали меньше несогласия при обсуждении тем, манера общения была более мягкой и приятной, в отличие от тех студентов, которые считали, что не нравятся своему партнеру. Также партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Выделим ряд особенностей поведения людей под воздействием эффекта Пигмалиона:

  1. Неосознанно люди ведут себя так, как от них ожидают. Помните это при воспитании детей. Если все время говорить своему ребенку, что он бестолковый – ничего хорошего из этого не выйдет. Почаще хвалите и одобряйте правильные поступки своих детей.
  2. Если вы убеждены в чем-то, то постоянно будете находить этому доказательства. Например, если вы считаете, что женщины плохо водят автомобили, то чаще на дороге будете замечать нарушения женщин, нежели мужчин.
  3. Позитивные сведения под влиянием человека становятся еще более позитивными, негативные – еще более негативными. Невольно человек поощряет те действия и данные, которые подтверждают его убеждения, вплоть до фальсификации и подмены данных.
  4. Женщины более предвзяты, чем мужчины.

При проведении экспериментов эффект Пигмалиона угрожает внутренней валидности психологических исследований. Это значит, что субъективная оценка эксперта может повлиять на результаты исследований. При этом воздействовать феномен может как в процессе проведения эксперимента, так и при подсчете результатов:

  1. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым “оправдать” его надежды.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Как и отмечалось ранее, экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.
  4. Эффект будет проявляться в корректировке числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов, повышение излишне низких отметок, а также избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных.
  5. При проведении эксперимента исследователь может отбрасывать «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию.
  6. Зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону.

Эффект Пигмалиона встречается не только в научной среде, но и в обычной жизни. Например, ревнивая жена, убежденная в том, что все мужчины изменяют, будет искать подтверждения этого в поведении своего мужа. В скором времени ее поведение приведет к конфликтам в семье, к охлаждению в отношениях, что скажется на еще большей убежденности жены в измене мужа.

Или еще один пример: ожидания руководителей организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу. Многочисленные исследования установили, что производительность компании напрямую зависит от настроения и веры в успех ее руководителя. Разница между хорошим и плохим работником определяется отношением к нему руководства. Здесь разгадка кроется в поведении начальства. Опять-таки осознанно или нет руководитель, многого ожидающий от своих сотрудников, мотивирует их на результат с помощью невербальных сигналов или более теплого отношения. Стремление соответствовать высоким стандартам компании и хорошему мнению начальства формирует позитивное и ответственное отношение к работе, повышает ее качество, а, следовательно, способствует продвижению сотрудника.

Эффект Пигмалиона встречается и в работе верификатора. Убежденность заказчика в причастности сотрудника будет приводить к тому, что он будет находить все новые и новые доказательства своей правоты. Распространенный сценарий в этом случае: в результате проведенной работы верификатор объективно не находит причин не верить обследуемому и выносит решение о непричастности человека, заказчик очень часто не хочет в это верить и ищет подтверждение причастности у других верификаторов. Это не самый негативный сценарий. Более неприятный вариант развития событий, это когда сам верификатор находится под воздействием эффекта Пигмалиона, и ищет ложь там, где ее нет. Чтобы такого не происходило, необходимо помнить об объективности при анализе информации и позиции наблюдателя.

 

Мартьянова Людмила

Эффект Пигмалиона: доказательство их правоты

Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. В этой статье вы узнаете, как ожидания могут повлиять на производительность в лучшую или худшую сторону.

Как ожидания влияют на производительность

Многие люди считают, что их домашние животные или дети обладают необычным интеллектом или могут понимать все, что они говорят. У некоторых людей есть истории о ненормальных подвигах. В конце 1920-го века один человек утверждал это о своей лошади, и, похоже, у него были доказательства. Уильям фон Остен был учителем и дрессировщиком лошадей. Он считал, что животные могут научиться читать или считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем не увенчались успехом, но когда он начал работать с необычной лошадью, он изменил наше понимание психологии. Известный как Умный Ганс, животное могло отвечать на вопросы с 90-процентной точностью, постукивая копытом. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и называть время и дату.

Умный Ганс также мог читать и понимать вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы людей стекались посмотреть на лошадь, и научное сообщество вскоре заинтересовалось. Исследователи изучали лошадь в поисках признаков обмана. Но они не нашли ни одного. Лошадь могла ответить на вопросы любого, даже если фон Остен отсутствовал. Это указывало на то, что никакая сигнализация не работала. Какое-то время мир считал, что лошадь действительно умна.

Затем на Умного Ганса обратил внимание психолог Оскар Пфунгст. С помощью группы исследователей он обнаружил две аномалии. В шорах или за ширмой лошадь не могла отвечать на вопросы. Точно так же он мог ответить, только если спрашивающий знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст сделал вывод, что Умный Ганс не производил никаких расчетов в уме. Не понимал он ни чисел, ни языка в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался обманывать, поступок был фальшивым.

Вместо этого Умный Ганс научился обнаруживать тонкие, но устойчивые невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, Умный Ганс отвечал на язык их тела с точностью, которой позавидовали бы многие игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса произвести расчет, он начинал стучать копытом. Достигнув правильного ответа, спрашивающий показывал непроизвольные знаки. Пфунгст обнаружил, что многие люди в этот момент наклоняли голову. Умный Ганс распознал бы такое поведение и остановился бы. Когда зашоренный или когда вопрошающий не знал ответа, лошадь не имела ни малейшего понятия. Когда он не мог видеть подсказки, у него не было ответа.

Эффект Пигмалиона

Фон Остен умер в 1909 году, а Умный Ганс исчез из записей. Но его наследие живет в определенной области психологии.

Дело Умного Ганса представляет меньший интерес, чем расследование, которое оно спровоцировало. Психологи, работавшие в последующие десятилетия, начали изучать, как ожидания других людей влияют на нас. Если кто-то ожидал, что Умный Ганс ответит на вопрос, и убедился, что он это знает, могло ли то же самое произойти где-то еще?

Можем ли мы время от времени реагировать на тонкие сигналы? Десятилетия исследований предоставили последовательные и надежные доказательства того, что ответ положительный. Все сводится к концепциям самосбывающегося пророчества и эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к повышению производительности в определенной области. Название происходит от легенды о Пигмалионе, мифическом греческом скульпторе. Пигмалион вырезал статую женщины и влюбился в нее. Не в силах любить человека, Пигмалион обратился к Афродите, богине любви. Она сжалилась и оживила статую. Пара поженилась, и у них родилась дочь Пафос.

Ложные убеждения со временем становятся правдой

Точно так же, как зацикленность Пигмалиона на статуе оживила ее, наша сосредоточенность на убеждении или предположении может сделать то же самое. Обратной стороной является эффект Голема, когда низкие ожидания приводят к снижению производительности. Оба эффекта относятся к категории самосбывающихся пророчеств. Независимо от того, исходит ли ожидание от нас или других, эффект проявляется одинаково.

Эффект Пигмалиона имеет глубокие разветвления в школах и организациях, а также в отношении социального класса и стереотипов. По некоторым оценкам, это результат того, что наш мозг плохо различает восприятие и ожидание. Хотя многие люди хотят доказать, что их критики неправы, мы часто просто доказываем, что наши сторонники правы.

Понимание эффекта Пигмалиона — это мощный способ положительно влиять на окружающих, от наших детей и друзей до сотрудников и руководителей. Если мы не примем во внимание разветвления наших ожиданий, мы можем упустить существенные преимущества соблюдения высоких стандартов.

Концепция самосбывающегося пророчества приписывается социологу Роберту К. Мертону. В 1948 году Мертон опубликовал первую статью по этой теме. В нем он описал явление как ложное убеждение, которое со временем становится истинным. Как только это происходит, создается петля обратной связи. Мы предполагаем, что всегда были правы, потому что задним числом так кажется. Мертон назвал самоисполняющееся пророчество самогипнозом посредством нашей собственной пропаганды.

Как и в случае многих психологических концепций, люди имели смутное представление о его существовании задолго до того, как исследования что-либо подтвердили. Известный оратор и богослов Жак Бенинь Босуэ заявил в 17 веке, что «величайшая слабость из всех слабостей — это бояться слишком сильно, чтобы показаться слабым».

Даже Зигмунд Фрейд знал о самосбывающихся пророчествах. В « Воспоминаниях детства Гёте», Фрейд писал: «Если человек был бесспорным любимцем своей матери, он сохраняет на всю жизнь чувство триумфа, уверенность в успехе, которые нередко приносят с собой настоящий успех».

IQ учащихся

Исследование, проведенное Робертом Розенталем и Ленор Джейкобсон, изучало влияние ожиданий учителей на успеваемость учащихся. Их последующая статья является одним из наиболее цитируемых и обсуждаемых психологических исследований, когда-либо проводившихся.

Розенталь и Якобсон начали с тестирования IQ учащихся начальной школы. Учителям сказали, что тест IQ показал, что около одной пятой их учеников необычайно умны. По этическим причинам они не назвали альтернативную группу неразумной и вместо этого использовали одноклассников без ярлыков в качестве контрольной группы. Неудивительно, что «одаренные» студенты были выбраны случайным образом. Они не должны были иметь значительного статистического преимущества перед своими сверстниками. По окончании периода исследования IQ всех студентов повторно проверили. Обе группы показали улучшение. Тем не менее, те, кого описывали как умных, продемонстрировали гораздо больший прирост своих баллов IQ. Розенталь и Якобсон приписали этот результат эффекту Пигмалиона. Учителя уделяли больше внимания «одаренным» ученикам, предлагая больше поддержки и поощрения, чем в противном случае. Выбранные наугад, эти дети в итоге преуспели. К сожалению, никаких последующих исследований никогда не проводилось, поэтому мы не знаем долгосрочного воздействия на вовлеченных детей.

Перед изучением воздействия на детей Розенталь провел предварительное исследование на животных. Студентам давали крыс из двух групп, одна из которых была описана как «тупая в лабиринте», а другая как «яркая в лабиринте». Исследователи утверждали, что первая группа не могла научиться правильно преодолевать лабиринт, а вторая могла с легкостью. Как и следовало ожидать, группы крыс были одинаковыми. Как и одаренные и неодаренные дети, они были выбраны случайным образом. Тем не менее, к тому времени, когда исследование закончилось, крысы с «лабиринтной сообразительностью», по-видимому, учились быстрее. Студенты считали их более ручными и более приятными в работе, чем «лабиринтные» крысы.

Как правило, авторитетные лица имеют возможность влиять на поведение подчиненных им людей, возлагая на них большие надежды. Сознательно или нет, лидеры способствуют изменениям в поведении, например, возлагая на людей больше ответственности или ставя амбициозные цели. Подобно тонким подсказкам, которые позволили Умному Гансу производить расчеты, эти небольшие изменения в лечении могут способствовать обучению и росту. Если руководитель считает сотрудника компетентным, он будет относиться к нему соответственно. Сотрудник тогда получает больше возможностей для развития своей компетентности, и его производительность улучшается в цикле положительной обратной связи. Это работает в обе стороны. Когда мы ожидаем, что авторитетная фигура будет компетентной или успешной, мы склонны быть внимательными и поддерживать. При этом мы также повышаем их производительность. Студенты, проявляющие интерес к лекциям, создают интересных лекторов.

В Пигмалион в менеджменте, Дж. Стерлинг Ливингстон пишет,

Некоторые менеджеры всегда обращаются со своими подчиненными таким образом, чтобы добиться лучших результатов. Но большинство… непреднамеренно обращаются со своими подчиненными таким образом, что это приводит к более низкой производительности, чем они способны достичь. То, как менеджеры относятся к своим подчиненным, тонко зависит от того, что они от них ожидают. Если ожидания менеджера высоки, производительность, вероятно, будет превосходной. Если их ожидания низки, производительность, вероятно, будет низкой. Это как если бы существовал закон, по которому производительность подчиненных повышалась или понижалась в соответствии с ожиданиями менеджеров.

Эффект Пигмалиона показывает нам, что наша реальность подлежит обсуждению и что другие могут манипулировать ею — намеренно или случайно. То, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем и как мы воспринимаем свои способности, может зависеть от ожиданий окружающих нас людей. Эти ожидания могут быть результатом предвзятого или иррационального мышления, но они способны повлиять на нас и изменить то, что происходит. В то время как когнитивные предубеждения искажают только то, что мы воспринимаем, самосбывающиеся пророчества меняют то, что происходит.

Конечно, эффект Пигмалиона работает только тогда, когда мы физически способны достичь того, чего от нас ожидают. После того, как Розенталь и Джейкобсон опубликовали свое первоначальное исследование, многие люди были очарованы выводом о том, что все мы способны на большее, чем мы думаем. Хотя это может быть правдой, у нас нет никаких указаний на то, что кто-то из нас может что-то сделать, если кто-то верит, что мы можем. Вместо этого эффект Пигмалиона, по-видимому, заставляет нас использовать все наши возможности и избегать препятствий, создаваемых низкими ожиданиями.

Умный Ганс действительно был умной лошадью, но он был умным, потому что мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что умел считать. Итак, у него действительно были необычные способности, о чем свидетельствует тот факт, что немногие другие животные делали то же, что и он.

Мы ничего не можем сделать только потому, что от нас этого ждут. Чрезмерно завышенные ожидания также могут вызывать стресс. Когда кто-то устанавливает планку слишком высоко, мы можем разочароваться и даже не пытаться. Натяжные цели и высокие ожидания полезны, вплоть до убывающей отдачи. Исследования Макклелланда и Аткинсона показывают, что эффект Пигмалиона снижается, если мы считаем, что наши шансы на успех составляют менее 50%. Если стремление кажется либо определенным, либо совершенно неопределенным, эффект Пигмалиона не работает. Когда мы напряжены, но уверены в себе, высокие ожидания могут помочь нам достичь большего.

Проверьте свои предположения

В Самоисполняющееся пророчество: Практическое руководство по его использованию в образовании, Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людей просят перечислить свои предположения о людях с определенными описаниями. Среди них были чирлидер, «женщина из числа меньшинств с четырьмя детьми на рынке, использующая продовольственные талоны» и «человек, стоящий на улице и курящий в холодный февральский день». Анонимный опрос студентов бакалавриата выявил в основном негативные предположения. Таубер просит читателя задуматься о том, как воздействие подобных предположений может повлиять на чью-то повседневную жизнь.

Ожидания, которые люди возлагают на нас, каждый день влияют на нас бесчисленными тонкими способами. Хотя мы редко это замечаем (если только мы не подвергаемся откровенному расизму, сексизму и другим формам предубеждения), эти ожидания определяют возможности, которые нам предлагают, то, как с нами говорят, а также похвалу и критику, которые мы получаем. По отдельности эти удары и толчки оказывают минимальное влияние. В долгосрочной перспективе они могут определять, добьемся ли мы успеха, потерпим неудачу или окажемся где-то посередине.

Важно отметить, что эффект Пигмалиона буквально меняет происходящее. В эффекте нет ничего мистического. Когда мы ожидаем, что кто-то будет хорошо работать в любом качестве, мы относимся к нему по-другому. Учителя, как правило, демонстрируют более позитивный язык тела по отношению к ученикам, которых они ожидают одарить. Они могут обучать их более сложному материалу, предлагать больше возможностей задавать вопросы и предоставлять персонализированную обратную связь. Как заявил Карл Саган: «Видения, которые мы предлагаем нашим детям, формируют будущее. Важно, что это за видения. Часто они становятся самосбывающимися пророчествами. Сны — это карты».

Прекрасной иллюстрацией может служить случай Джеймса Суини и Джорджа Джонсона, описанный в Пигмалион в менеджменте. Суини был преподавателем в Тулейнском университете, где Джонсон работал носильщиком. Зная об эффекте Пигмалиона, Суини догадывался, что может научить любого быть компетентным оператором компьютера. Он начал свой эксперимент, предлагая Джонсону уроки каждый день после обеда. Другие сотрудники университета были настроены сомнительно, тем более что у Джонсона был низкий IQ. Но эффект Пигмалиона победил, и бывший уборщик в конце концов стал ответственным за обучение новых операторов компьютеров.

Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Кто бы не хотел помочь своим детям стать умнее, помочь сотрудникам и руководителям стать более компетентными и вообще подтолкнуть других к успеху? Это возможно, если мы поднимем наши стандарты и будем видеть других в лучшем свете. Нет необходимости активно пытаться вмешиваться. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. Если это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, помните, что эффект сохраняется для всех, от крыс до генеральных директоров.

Эффект Пигмалиона: полное руководство

Простой инструмент учета рабочего времени, который понравится вашей команде

Неограниченное отслеживание рабочего времени для всех членов вашей команды. Бесплатная регистрация. Кредитная карта не требуется.

Попробуйте

Содержание

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона — это термин, используемый для описания феномена в области психологии, который наблюдался и документировался в течение многих лет. Эксперты определили применение эффекта Пигмалиона в лидерстве, образовании, на рабочем месте, в отношениях и даже в спорте.

Прежде чем погрузиться в тонкости Эффекта Пигмалиона, крайне важно понять его. Эта концепция восходит к древнегреческому мифу о Пигмалионе, скульпторе, который вырезал статую своей идеальной женщины и в конце концов влюбился в нее, украсив ее драгоценностями и каждую ночь молясь богам, чтобы она ожила. В конце концов, Венера сжалилась над Пигмалионом и оживила статую, и они стали жить долго и счастливо.

Джордж Бернард Шоу черпал вдохновение из мифа в своей знаменитой пьесе «9».0003 Pygmalion (1912), рассказывающий историю Генри Хиггинса, лингвиста из высшего общества. Последний решает превратить Элизу Дулиттл, девушку-цветочницу из низшего сословия, в свое видение настоящей леди. Пьеса предлагает иной взгляд на эффект Пигмалиона и имеет неоднозначный финал, но четко формулирует мысль, которая позже послужит отправной точкой для исследователей: «Разница между дамой и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как она обработанный.»

Эксперимент Розенталя и Якобсона

Психологи Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон применили эту концепцию к психологии в своей книге « Пигмалион в классе », выпущенной в 1968 году и основанной на эксперименте, проведенном в калифорнийской школе в 1963 году. Цель эксперимента состояла в том, чтобы определить результат. в условиях, когда учителя будут относиться к разным ученикам по-разному.

Розенталь провел тест общих способностей и случайным образом выбрал несколько учеников с высоким академическим потенциалом. Затем наблюдалось взаимодействие учителя и ученика. Был выпущен еще один тест на IQ, чтобы определить, насколько улучшился IQ у тех, кто был отмечен как умственно отсталый, по сравнению с контрольной группой.

Эксперимент показал, что, особенно у детей младшего возраста (1-й или 2-й класс), IQ значительно повышался, если они носили ярлык «академический профан». Розенталь и Джейкобсон пришли к выводу, что результат является следствием не интеллектуальных способностей, а скорее среды: учителя оказывали предполагаемым интеллектуальным шарлатанам больше поддержки, более конструктивную обратную связь и, в конечном итоге, больше доброты, уделяя значительно меньше внимания ученикам с низкими ожиданиями.

«Пигмалион в классе» Роберта Розенталя и Ленор Джейкобсон

Короче говоря, два эксперта переосмыслили миф об эффекте Пигмалиона и сформулировали идею о том, что, когда родители и учителя возлагают большие надежды на учеников, их достижения увеличиваются. На сегодняшний день это самый популярный пример эффекта Пигмалиона. Это явление также известно как самоисполняющееся пророчество (СФП), что означает, что когда вы ожидаете, что кто-то поступит хорошо или будет вести себя определенным образом, они часто в конечном итоге поступают или действуют именно так из-за вашего влияния или ожиданий — порока. -versa одинаково действительны.

Сила эффекта Пигмалиона

Мы уже установили, что эффект Пигмалиона — это явление, при котором ожидания других могут влиять на действия человека или группы, независимо от их существовавших ранее способностей. Короче говоря, если вы считаете кого-то талантливым или умным, он обычно будет вести себя соответственно. Это также относится к ожиданиям в отношении личностных черт и поведения. Когда ожидается, что человек будет действовать определенным образом, он, скорее всего, будет действовать именно так.

Эффект Пигмалиона изучался психологами в течение десятилетий, и было обнаружено, что ему способствуют многие различные факторы: ожидания учителей, сверстников и даже членов семьи могут изменить то, как люди работают и как ведут себя в отношениях.

Розенталь определил четыре ключевых фактора, которые усиливают эффект Пигмалиона: климат, вход, выход и обратная связь. Например, учащиеся, которые получают пользу от заботливой среды и получают участие от авторитетных лиц, в конечном итоге разовьют уверенность в себе, необходимую для достижения своих академических целей, а затем станут всесторонне развитыми взрослыми.

Важно помнить, что хотя эффект Пигмалиона может быть положительным (например, когда он побуждает людей работать усерднее), он также может быть и вредным. Имейте в виду, что еще одним примером эффекта Пигмалиона является то, что учителя занижают ожидания в отношении успехов учащихся и делают их более склонными к неудачам.

Примеры эффекта Пигмалиона

Эффект Пигмалиона в лидерстве

Как упоминалось выше, эффект Пигмалиона можно наблюдать и в лидерстве. Возможно, одним из наиболее важных зарегистрированных случаев является пример Альфреда Оберландера, управляющего районным отделением компании Metropolitan Life Insurance Company в районе Рокуэй.

В 1961 г. Оберландер провел организационный эксперимент, сгруппировав агентов следующим образом: шесть лучших агентов с самым эффективным помощником менеджера, средние агенты с одним средним помощником менеджера и низкоэффективные агенты с таким же неэффективным помощником. менеджер.

Изображение pch. vector на Freepik

Высокоэффективная группа улучшила общую производительность агентства на 40% и доказала, что способные сотрудники могут превзойти свои обычные способности к продуктивности в сочетании с компетентными руководителями. Он продолжал применять эту концепцию, объединяя новых агентов с квалифицированными менеджерами.

Он также отметил, что низкопроизводительные устройства, которым даже не дали шанса достичь установленной отметки в полмиллиона долларов, еще больше снизили производительность.

Оберландер выявил аномалию, которая далее доказывает значимость эффекта Пигмалиона в лидерстве: менеджер среднего подразделения отказывался признать, что она менее компетентна, чем менеджер суперштаба, и положительно влияла на агентов в своей группе. По данным Harvard Business Review, она вложила усилия в мотивацию своих агентов и в конечном итоге добилась более высокого роста производительности, чем суперперсонал.

Эффект Пигмалиона на рабочем месте

Представьте, что вы менеджер, наблюдающий за новыми сотрудниками. У вас есть один сотрудник, который с трудом справляется с основными задачами, но вы уверены, что у него хороший потенциал и он способен работать намного лучше после некоторого обучения. Ваш другой сотрудник более опытен, но имеет тенденцию расслабляться и не особенно заинтересован в том, чтобы идти дальше и дальше. Скорее всего, после достаточного обучения обоих сотрудников вы начнете замечать более значительные изменения в вашем более талантливом сотруднике, потому что его потенциал побуждает вас предъявлять к нему более высокие требования.

Дальнейшее подтверждение получено в ходе исследования, проведенного Дэвидом Э. Берлью и Дугласом Т. Холлом из Массачусетского технологического института, в ходе которого были обследованы 49 выпускников колледжей, занимавших руководящие должности в операционной компании AT&T. Исследование пришло к выводу, что их успех и производительность напрямую зависят от ожиданий компании. Более того, исследователи обнаружили, что первый год работы в компании больше всего влияет на долгосрочные результаты.

Эффект Пигмалиона в образовании

Помимо эксперимента, проведенного Розенталем и Якобсоном, существуют и другие исследования, демонстрирующие актуальность эффекта Пигмалиона в образовании. Майор Уилберн Шранк провел аналогичный эксперимент в 1968 году и пришел к тому же выводу: студенты, которых считали академическими шарлатанами и относились к ним, в конечном итоге ими становятся.

Джер Э. Брофи, с другой стороны, решил сосредоточиться на негативных ожиданиях, подразумеваемых эффектом Пигмалиона. Его эксперимент показал, что дискриминация, опосредованная ожиданиями, негативные ожидания и ложные оценки могут негативно повлиять на мотивацию учащихся.

Он перечислил восемь форм негативных ожиданий, которые порождают неправильные условия обучения: легко отказываться от учеников с низкими ожиданиями, реже хвалить их за успехи, чаще критиковать за неудачи, неуместно хвалить их, не давать никакой обратной связи, рассаживать их в задней части комнаты, меньше взаимодействуя и уделяя меньше внимания.

Есть еще одна точка зрения, которую следует учитывать, когда речь заходит об эффекте Пигмалиона в образовании: ученики, попавшие в самые трудные, неблагоприятные ситуации, часто добиваются наибольшего успеха. Они устойчивы, находчивы и движимы желанием получить одобрение. Это хорошая вещь; в конце концов, мы хотим, чтобы наши ученики были успешными в школе, мы хотим, чтобы у них был позитивный взгляд на жизнь, и мы хотим, чтобы у всех у них были крепкие отношения со своими учителями и родителями.

Но важно понимать, что эти ученики часто сталкиваются с самым высоким уровнем давления и стресса, потому что от них ожидают успеха, даже если им не предоставлены ресурсы, необходимые для достижения успеха. Это ожидание может поставить их в невыгодное положение, когда дело доходит до решения проблем, возникающих за пределами школы.

В то же время учащиеся, которых учителя или родители называют «проблемными детьми» или «плохими учениками», часто становятся именно теми людьми, которых от них ожидали. Это может сильно повредить самооценке и психическому здоровью учащегося, особенно если его постоянно сравнивают с более успешными учащимися.

Эффект Пигмалиона в отношениях

Эффект Пигмалиона встречается в различных типах социальных отношений, таких как дружба, романтические отношения, наставники и подопечные, учителя и ученики, среди прочих. Эффект Пигмалиона может проявляться и в несоциальных контекстах. Например, это может произойти между арендодателем и его арендатором или даже между работником и его начальником или работодателем.

Например, в отношениях пар ожидания — палки о двух концах. В то время как вера в своего партнера, поддержка его в достижении его целей и напоминание ему об его качествах могут вызвать положительный эффект эффекта Пигмалиона, другие ожидания могут оказаться пагубными для отношений.

Например, исследование, проведенное психологами Университета Карнеги-Меллона, показало, что люди, состоящие в благоприятном браке, более склонны принимать вызовы. В то же время люди в браке с меньшей поддержкой демонстрировали неуверенность в себе и нежелание потенциально полезного опыта. Хотя исследование не было сосредоточено на эффекте Пигмалиона, оно свидетельствует о том, что положительные ожидания и стандарты могут служить сильными мотиваторами.

Эффект Пигмалиона в спорте

«Самоисполняющееся пророчество» и «эффект Пигмалиона» послужили источником вдохновения для изучения ожиданий, влияний на результативность в спортивных соревнованиях и связанных с ожиданиями тренеров.

Подобно преподавателям в академической среде, спортивные тренеры формируют ожидания на основе внешнего вида спортсмена, его личности или информации о прошлых достижениях или поведении во время тренировок или результатов тестов навыков. Кроме того, ожидания могут быть установлены в зависимости от расы, социально-экономического статуса, роста и стереотипов, связанных с весом.

Исследование, проведенное в 2013 году Малгожатой Секанской, Яном Блехарцем и Агнешкой Войтович, изучало, как действующие и бывшие спортсмены работают, основываясь на восприятии поведения тренера.

Результаты выявили противоречивые области в нынешнем понимании эффекта Пигмалиона, предполагая, что спортсмены с высокими ожиданиями могут рассматривать поведение тренера как тормозящее, а не усиливающее. Поведение, связанное со снисходительностью и благосклонностью, может действовать как ингибиторы развития.

В то же время спортсмены с низкими ожиданиями, как правило, сталкиваются с большими проблемами, поскольку они не получают такого же количества инструкций, обратной связи и внимания со стороны своих тренеров. Прежде чем прийти к выводу об эффекте Пигмалиона и его влиянии на результаты спортсменов, необходимо провести дополнительные исследования в более широком масштабе.

Эффект Пигмалиона – плюсы и минусы

Мы установили, что эффект Пигмалиона – это феномен, возникающий, когда ожидания других людей влияют на самовосприятие людей. Так же, как в знаменитой пьесе Джорджа Бернарда Шоу, в которой профессор делает ставку на то, что он может заставить Элизу Дулиттл, бедную цветочницу, сойти за герцогиню на аристократической вечеринке, людей можно заставить улучшить себя, если у них есть соответствующие ресурсы. .

Положительная версия эффекта Пигмалиона называется «Возвышение Пигмалиона» и происходит, когда вы ожидаете, что кто-то добьется успеха, основываясь на вашем суждении об их способностях, и они это делают. Его можно применять в профессиональных условиях, когда менеджеры могут ожидать, что сотрудники с определенными характеристиками будут хорошо выполнять свою работу, а затем предоставлять им возможности, соответствующие этим навыкам, которые, в свою очередь, помогают им раскрыть потенциал, который они продемонстрировали. С другой стороны, негативная версия называется «Падение Пигмалиона». Это происходит, когда люди сталкиваются с негативными ожиданиями и усваивают их до такой степени, что они становятся реальностью. Падение Пигмалиона также известно как эффект Голема.

Кроме того, еще один потенциально негативный аспект связан с эффектом Пигмалиона: авторитетные и влиятельные люди, которые возлагают надежды, могут непреднамеренно создать среду, в которой люди боятся потерпеть неудачу, потому что не хотят их разочаровывать. В то время как высокие ожидания могут быть мотивирующими и воодушевляющими, они могут восприниматься как чрезмерное давление и могут привести к беспокойству, низкой самооценке и избеганию.

Итог

В двух словах, Эффект Пигмалиона — это явление, при котором мы склонны относиться к другим в соответствии с тем, как мы думаем о них или воспринимаем их. Некоторые эксперты квалифицируют это как самоисполняющееся пророчество. Если вы видите кого-то умным и компетентным, этот человек имеет большие шансы быть воспринятым другими как таковой и вести себя в соответствии с вашими ожиданиями. Наоборот, плохое отношение и поведение могут способствовать нежелательному восприятию со стороны других, что может негативно сказаться на их работе.

Мы надеемся, что это было познавательное путешествие в глубины Эффекта Пигмалиона. Эта статья призвана дать всесторонний, но простой для понимания взгляд на то, как и почему эта теория может быть такой практичной. Для некоторых людей речь идет о выявлении бессознательных моделей мышления; для других речь идет о самосбывающихся пророчествах; а для третьих речь идет о том, чтобы установить высокие стандарты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *