Эффект пигмалиона это в психологии: ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ ИЛИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ — VALUE

Содержание

Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую. Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.

Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Как сделать самоисполняющееся пророчество позитивным

Помимо основных рекомендаций, направленных на устранение негативного аспекта эффекта, в психологической практике существует алгоритм из последовательных действий, которые превратят самоисполняющееся пророчество в позитивную практику.

Для этого необходимо:

  1. Определить основную цель, которую нужно достичь. Сюда же относится желаемый ценный опыт или практика. После чего следует рационализировать свое желание, составив список из пошаговых действий.
  2. Создать положительное утверждение о получаемом опыте или цели. К примеру, фраза «Я искренне верю в то, что смогу заполучить дорогую должность в компании».
  3. Найти полезные действия, благодаря которым можно значительно увеличить шансы на достижения цели или необходимого жизненного опыта. Следует быть максимально открытым к получению знаний, косвенно связанных с желаемым.
  4. При выполнении вышеуказанных действий, следует возвращаться к положительным фразам или аффирмациям, которые были созданы на 2 шаге. Особо важно способствовать самореализующемуся пророчеству при помощи поддержки или внимания. В таком случае повышаются шансы на его приобретение.
  5. Возникновение каких-либо препятствий или трудностей следует воспринимать в качестве ценного опыта, благодаря чему можно постоянно обучаться на собственных ошибках и двигаясь далее.

При правильном, структурированном подходе, а также нужной вере в собственную значимость, включая развитие осмысленных действий и своевременное преодоление трудностей, существует большой шанс того, что пророчество сбудется.

Правильное понимание эффект Розенталя, а также его применение в жизни, позволит человеку добиться значительных успехов — от бытовых ситуаций, до развития или улучшения отношений, включая деловые. Подобное решение нередко используется в психологии в качестве дополнительной техники, позволяющей улучшить психическое состояние человека.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.


Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Как сбывается самореализующееся пророчество

Первоначальная идея самоисполняющегося или самореализующегося пророчества была развита из устоявшейся в социологии теоремы Томаса, суть которой описывается следующим образом: «Когда индивид определяет ситуацию в качестве реальной, она является таковой, исходя из последствий».

Основным примером пророчеств можно считать мысленный эксперимент с вагоном, куда по очередности заходят люди, которых пассажиры исходя из внешних признаков, считают контролерами. Так, если у индивидов отсутствуют какие-либо сомнения по поводу кондукторов, реальность проявляется исходя из ее последствий — пассажиры начинают предоставлять билеты для их проверки.

Также в одной из работ ученого была рассмотрена вымышленная ситуация, в которой ключевую роль играл гипотетический банк Картрайта Миллингвилля. Предполагалось, что изначально финансовое положение учреждения обстоит хорошо — в нем есть некий запас активов, большая часть из которых инвестируется в другие проекты.

Психолог предлагает представить ситуацию, когда в банк неожиданно заходит большое число новых вкладчиков, из-за которых старые пускают слух о возможном банкротстве и финансовых неурядицах. В итоге учреждение действительно признается банкротом и закрывается.

Для группы лиц, которые страдают депрессивным расстройством, также отличительны дисфункциональные убеждения, которые несут за собой самореализующееся пророчество. К примеру, мысли человека о невозможности счастья без любви и признания в этом окружающих может его переубедить и понизить шансы на успех.

Эффект Пигмалиона: как наши ожидания меняют реальность

Самогипноз или эффект Пигмалиона — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия. И действия человека связаны с определенными намерениями, мыслями, а также автоматической работой внутренних ценностей и убеждений. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится нашей реальностью. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на мир вокруг. Вместе с психологом Анной Суховой разбираемся в сути явления.

Этот эффект получил свое название в честь скульптора из древней Греции Пигмалиона. Однажды он создал столь прекрасную статую, что влюбился в нее и пожелал ее оживить. Плененный собственными чувствами, он отправился к богине любви Афродите, которая и помогла ему оживить его творение. Этот миф иллюстрирует суть эффекта, которая заключается в том, что человек, убежденный в чем-либо или страстно чего-то желающий, неосознанно подстраивает события под нужный для него результат.

У каждого человека в голове есть своеобразные «микронавязчивости» — бывшие и будущие эмоции и образы, которые базируются на прошлом опыте.  «Микронавязчивости» — это ситуации и состояния с ними связанные, повлиять на которые силой воли практически невозможно. 

Важно понимать, что любая мысль кодируется нашим мозгом либо как визуальный слайд (чаще всего), либо слайд с добавлением кинестетики (ощущения), чувства и эмоции, а в особых случаях слайд наполняется и аудиальными кодировками (звуки). 

Самый простой способ управлять своими мыслями, чувствами, поведением и реальностью — это видеть себя со стороны в своих позитивных образах, наполненных визуальными, аудиальными и кинестетическими компонентами. В этом случае мозг получает некую картинку — она и дает возможность реализовать ее в жизни, запуская все необходимые бессознательные процессы, вместе с общим состоянием. 

Однако чаще всего люди уходят в мир фантазий и просматривают образы от первого лица, где человек сам участник событий. В этом случае бессознательное смотрит на это, как на некоторые уже пережитые жизненные периоды, так и не запуская механизм реализации, ведь у вас уже все это было, вы просто ностальгируете, и сигнала к выполнению нет. Вот почему некоторые желаемые позитивные мысли не сбываются, так и оставаясь фантазиями, и наоборот, негативные мысли очень быстро переносятся в реальность (читайте также: «Как отучить себя думать о плохом?»).

Именно поэтому эффект Пигмалиона существует. Наверняка вы не раз подвергались этому психологическому явлению, сами того не замечая. Например, думая, что не справитесь с определенной задачей, вы опускаете руки, а ваше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что все получится и вы справитесь, действия и результат будут иными, позитивными и радостными.

Работает этот эффект следующим образом:

  • Человек настраивается на определенный исход событий
  • Далее он неосознанно выполняет действия для осуществления ожидаемого исхода
  • Эти действия работают, и ситуация складывается так, как человек ожидал в начале
  • Человек убеждается в том, что изначально был прав

Чаще всего человек даже не осознает, что сам управлял ситуацией, а исход событий кажется ему самосбывшимся пророчеством. Многие даже начинают верить в свои экстрасенсорные способности, однако дело всего лишь в самогипнозе.

Наш мозг — уникальный механизм, позволяющий программировать себя на многие задачи. И от наших мыслей зависит весь сложный процесс кодирования или самопрограммирования себя. Чем больше мы думаем негативно, тем больше гормоны стресса поступают в тело и заставляют его подготовиться к тяжелому периоду, адаптироваться и заставляют работать на износ нервную систему. В то же самое время, гормоны счастья и удовольствия, которые запускаются нашими позитивными мыслями и эмоциями, позволяют на многие даже сложные ситуации смотреть оптимистично и все складывается лучше, чем казалось на первый взгляд. 

Стоит помнить, что только мы сами управляем своим мозгом, а значит и событиями вокруг нас, а потому важно настраиваться на позитивный лад и программировать себя на успех — именно в этом случае эффект Пигмалиона будет работать на нас.

практикующий психолог, психодиагност, специалист НЛП, эксперт СМИ и основатель Клуба «Психология для жизни».

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Эффект Пигмалиона: доказательство их правоты

Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. В этой статье вы узнаете, как ожидания могут повлиять на производительность в лучшую или худшую сторону.

Как ожидания влияют на производительность

Многие люди считают, что их домашние животные или дети обладают необычным интеллектом или могут понимать все, что они говорят. У некоторых людей есть истории о ненормальных подвигах. В конце 1920-го века один человек утверждал это о своей лошади, и, похоже, у него были доказательства. Уильям фон Остен был учителем и дрессировщиком лошадей. Он считал, что животные могут научиться читать или считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем не увенчались успехом, но когда он начал работать с необычной лошадью, он изменил наше понимание психологии. Известный как Умный Ганс, животное могло отвечать на вопросы с точностью до 90%, постукивая копытом. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и называть время и дату.

Умный Ганс также мог читать и понимать вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы людей стекались посмотреть на лошадь, и научное сообщество вскоре заинтересовалось. Исследователи изучали лошадь в поисках признаков обмана. Но они не нашли ни одного. Лошадь могла ответить на вопросы любого, даже если фон Остен отсутствовал. Это указывало на то, что никакая сигнализация не работала. Какое-то время мир считал, что лошадь действительно умна.

Затем на Умного Ганса обратил внимание психолог Оскар Пфунгст. С помощью группы исследователей он обнаружил две аномалии. В шорах или за ширмой лошадь не могла отвечать на вопросы. Точно так же он мог ответить, только если спрашивающий знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст сделал вывод, что Умный Ганс не производил никаких расчетов в уме. Не понимал он ни чисел, ни языка в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался обманывать, поступок был фальшивым.

Вместо этого Умный Ганс научился обнаруживать тонкие, но устойчивые невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, Умный Ганс отвечал на язык их тела с точностью, которой позавидовали бы многие игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса произвести расчет, он начинал стучать копытом. Достигнув правильного ответа, спрашивающий показывал непроизвольные знаки. Пфунгст обнаружил, что многие люди в этот момент наклоняли голову. Умный Ганс распознал бы такое поведение и остановился бы. Когда зашоренный или когда вопрошающий не знал ответа, лошадь не имела ни малейшего понятия. Когда он не мог видеть подсказки, у него не было ответа.

Эффект Пигмалиона

Фон Остен умер в 1909 году, а Умный Ганс исчез из записей. Но его наследие живет в определенной области психологии.

Дело Умного Ганса представляет меньший интерес, чем расследование, которое оно спровоцировало. Психологи, работавшие в последующие десятилетия, начали изучать, как ожидания других людей влияют на нас. Если кто-то ожидал, что Умный Ганс ответит на вопрос, и убедился, что он это знает, могло ли то же самое произойти где-то еще?

Можем ли мы время от времени реагировать на тонкие сигналы? Десятилетия исследований предоставили последовательные и надежные доказательства того, что ответ положительный. Все сводится к концепциям самосбывающегося пророчества и эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к повышению производительности в определенной области. Название происходит от легенды о Пигмалионе, мифическом греческом скульпторе. Пигмалион вырезал статую женщины и влюбился в нее. Не в силах любить человека, Пигмалион обратился к Афродите, богине любви. Она сжалилась и оживила статую. Пара поженилась, и у них родилась дочь Пафос.

Ложные убеждения со временем становятся правдой

Точно так же, как зацикленность Пигмалиона на статуе оживила ее, наша сосредоточенность на убеждении или предположении может сделать то же самое. Обратной стороной является эффект Голема, когда низкие ожидания приводят к снижению производительности. Оба эффекта относятся к категории самосбывающихся пророчеств. Независимо от того, исходит ли ожидание от нас или других, эффект проявляется одинаково.

Эффект Пигмалиона имеет глубокие разветвления в школах и организациях, а также в отношении социального класса и стереотипов. По некоторым оценкам, это результат того, что наш мозг плохо различает восприятие и ожидание. Хотя многие люди хотят доказать, что их критики неправы, мы часто просто доказываем, что наши сторонники правы.

Понимание эффекта Пигмалиона — это мощный способ положительно влиять на окружающих, от наших детей и друзей до сотрудников и руководителей. Если мы не примем во внимание разветвления наших ожиданий, мы можем упустить существенные преимущества соблюдения высоких стандартов.

Концепция самосбывающегося пророчества приписывается социологу Роберту К. Мертону. В 1948 году Мертон опубликовал первую статью по этой теме. В нем он описал явление как ложное убеждение, которое со временем становится истинным. Как только это происходит, создается петля обратной связи. Мы предполагаем, что всегда были правы, потому что задним числом так кажется. Мертон назвал самоисполняющееся пророчество самогипнозом посредством нашей собственной пропаганды.

Как и в случае многих психологических концепций, люди имели смутное представление о его существовании задолго до того, как исследования что-либо подтвердили. Известный оратор и теолог Жак Бенинь Босуэ заявил в 17 веке, что «величайшая слабость из всех слабостей — это бояться слишком сильно, чтобы показаться слабым».

Даже Зигмунд Фрейд знал о самосбывающихся пророчествах. В « Воспоминаниях о детстве Гёте», Фрейд писал: «Если человек был бесспорным любимцем своей матери, он сохраняет на всю жизнь чувство триумфа, уверенность в успехе, которые нередко приносят с собой настоящий успех».

IQ учащихся

Исследование, проведенное Робертом Розенталем и Ленор Джейкобсон, изучало влияние ожиданий учителей на успеваемость учащихся. Их последующая статья является одним из наиболее цитируемых и обсуждаемых психологических исследований, когда-либо проводившихся.

Розенталь и Якобсон начали с тестирования IQ учащихся начальной школы. Учителям сказали, что тест IQ показал, что около одной пятой их учеников необычайно умны. По этическим причинам они не назвали альтернативную группу неразумной и вместо этого использовали одноклассников без ярлыков в качестве контрольной группы. Неудивительно, что «одаренные» студенты были выбраны случайным образом. Они не должны были иметь значительного статистического преимущества перед своими сверстниками. По окончании периода исследования IQ всех студентов повторно проверили. Обе группы показали улучшение. Тем не менее, те, кого описывали как умных, продемонстрировали гораздо больший прирост своих баллов IQ. Розенталь и Якобсон приписали этот результат эффекту Пигмалиона. Учителя уделяли больше внимания «одаренным» ученикам, предлагая больше поддержки и поощрения, чем в противном случае.

Выбранные наугад, эти дети в итоге преуспели. К сожалению, никаких последующих исследований никогда не проводилось, поэтому мы не знаем долгосрочного воздействия на вовлеченных детей.

Перед изучением воздействия на детей Розенталь провел предварительное исследование на животных. Студентам давали крыс из двух групп, одна из которых была описана как «тупая в лабиринте», а другая как «яркая в лабиринте». Исследователи утверждали, что первая группа не могла научиться правильно преодолевать лабиринт, а вторая могла с легкостью. Как и следовало ожидать, группы крыс были одинаковыми. Как и одаренные и неодаренные дети, они были выбраны случайным образом. Тем не менее, к тому времени, когда исследование закончилось, крысы с «лабиринтной сообразительностью», по-видимому, учились быстрее. Студенты считали их более ручными и более приятными в работе, чем «лабиринтные» крысы.

Как правило, авторитетные лица имеют возможность влиять на поведение подчиненных им людей, возлагая на них большие надежды. Сознательно или нет, лидеры способствуют изменениям в поведении, например, возлагая на людей больше ответственности или ставя амбициозные цели. Подобно тонким подсказкам, которые позволили Умному Гансу производить расчеты, эти небольшие изменения в лечении могут способствовать обучению и росту. Если руководитель считает сотрудника компетентным, он будет относиться к нему соответственно. Сотрудник тогда получает больше возможностей для развития своей компетентности, и его производительность улучшается в цикле положительной обратной связи. Это работает в обе стороны. Когда мы ожидаем, что авторитетная фигура будет компетентной или успешной, мы склонны быть внимательными и поддерживать. При этом мы также повышаем их производительность. Студенты, проявляющие интерес к лекциям, создают интересных лекторов.

В Пигмалион в менеджменте, Дж. Стерлинг Ливингстон пишет,

Некоторые менеджеры всегда обращаются со своими подчиненными таким образом, чтобы добиться лучших результатов. Но большинство… непреднамеренно обращаются со своими подчиненными таким образом, что это приводит к более низкой производительности, чем они способны достичь. То, как менеджеры относятся к своим подчиненным, тонко зависит от того, что они от них ожидают. Если ожидания менеджера высоки, производительность, вероятно, будет превосходной. Если их ожидания низки, производительность, вероятно, будет низкой. Это как если бы существовал закон, по которому производительность подчиненных повышалась или понижалась в соответствии с ожиданиями менеджеров.

Эффект Пигмалиона показывает нам, что наша реальность подлежит обсуждению и что другие могут манипулировать ею — намеренно или случайно. То, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем и как мы воспринимаем свои способности, может зависеть от ожиданий окружающих нас людей. Эти ожидания могут быть результатом предвзятого или иррационального мышления, но они способны повлиять на нас и изменить то, что происходит. В то время как когнитивные предубеждения искажают только то, что мы воспринимаем, самосбывающиеся пророчества меняют то, что происходит.

Конечно, эффект Пигмалиона работает только тогда, когда мы физически способны достичь того, чего от нас ожидают. После того, как Розенталь и Джейкобсон опубликовали свое первоначальное исследование, многие люди были очарованы выводом о том, что все мы способны на большее, чем мы думаем. Хотя это может быть правдой, у нас нет никаких указаний на то, что кто-то из нас может что-то сделать, если кто-то верит, что мы можем. Вместо этого эффект Пигмалиона, по-видимому, заставляет нас использовать все наши возможности и избегать препятствий, создаваемых низкими ожиданиями.

Умный Ганс действительно был умной лошадью, но он был умным, потому что мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что умел считать. Итак, у него действительно были необычные способности, о чем свидетельствует тот факт, что немногие другие животные делали то же, что и он.

Мы ничего не можем сделать только потому, что от нас этого ждут. Чрезмерно завышенные ожидания также могут вызывать стресс. Когда кто-то устанавливает планку слишком высоко, мы можем разочароваться и даже не пытаться. Натяжные цели и высокие ожидания полезны, вплоть до убывающей отдачи. Исследования Макклелланда и Аткинсона показывают, что эффект Пигмалиона снижается, если мы считаем, что наши шансы на успех составляют менее 50%. Если стремление кажется либо определенным, либо совершенно неопределенным, эффект Пигмалиона не действует. Когда мы напряжены, но уверены в себе, высокие ожидания могут помочь нам достичь большего.

Проверьте свои предположения

В Самоисполняющееся пророчество: Практическое руководство по его использованию в образовании, Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людей просят перечислить свои предположения о людях с определенными описаниями. Среди них были чирлидер, «женщина из числа меньшинств с четырьмя детьми на рынке, использующая продовольственные талоны» и «человек, стоящий на улице и курящий в холодный февральский день». Анонимный опрос студентов бакалавриата выявил в основном негативные предположения. Таубер просит читателя задуматься о том, как воздействие подобных предположений может повлиять на чью-то повседневную жизнь.

Ожидания, которые люди возлагают на нас, каждый день влияют на нас бесчисленными тонкими способами. Хотя мы редко это замечаем (если только мы не подвергаемся откровенному расизму, сексизму и другим формам предубеждения), эти ожидания определяют возможности, которые нам предлагают, то, как с нами говорят, а также похвалу и критику, которые мы получаем. По отдельности эти удары и толчки оказывают минимальное влияние. В долгосрочной перспективе они могут определять, добьемся ли мы успеха, потерпим неудачу или окажемся где-то посередине.

Важно отметить, что эффект Пигмалиона буквально меняет происходящее. В эффекте нет ничего мистического. Когда мы ожидаем, что кто-то будет хорошо работать в любом качестве, мы относимся к нему по-другому. Учителя, как правило, демонстрируют более позитивный язык тела по отношению к ученикам, которых они ожидают одарить. Они могут обучать их более сложному материалу, предлагать больше возможностей задавать вопросы и предоставлять персонализированную обратную связь. Как заявил Карл Саган: «Видения, которые мы предлагаем нашим детям, формируют будущее. Важно, что это за видения. Часто они становятся самосбывающимися пророчествами. Сны — это карты».

Прекрасной иллюстрацией может служить случай Джеймса Суини и Джорджа Джонсона, описанный в Пигмалион в менеджменте. Суини был преподавателем в Тулейнском университете, где Джонсон работал носильщиком. Зная об эффекте Пигмалиона, Суини догадывался, что может научить любого быть компетентным оператором компьютера. Он начал свой эксперимент, предлагая Джонсону уроки каждый день после обеда. Другие сотрудники университета были настроены сомнительно, тем более что у Джонсона был низкий IQ. Но эффект Пигмалиона победил, и бывший уборщик в конце концов стал ответственным за обучение новых операторов компьютеров.

Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Кто не хотел бы помочь своим детям стать умнее, помочь сотрудникам и руководителям стать более компетентными и вообще подтолкнуть других к успеху? Это возможно, если мы поднимем наши стандарты и будем видеть других в лучшем свете. Нет необходимости активно пытаться вмешиваться. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. Если это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, помните, что эффект сохраняется для всех, от крыс до генеральных директоров.

Эффект Пигмалиона: невидимый толчок к успеху

Анн-Лора Ле Кунф

•   Время чтения: 6 минут.

Когда я учился в школе, моему другу предложили тренировать только что сформированную волейбольную команду. Он не думал, что у него есть все необходимое для хорошей работы, но не было никого более квалифицированного, поэтому он согласился. Пока они тренировались несколько раз в неделю, мой друг продолжал рассказывать другим ученикам, что на следующем турнире у них нет шансов. По его словам, команда была новой и неопытной. Угадайте, что случилось?

Нет, не чудо. Они проиграли турнир. Думаю, они финишировали предпоследними. Мой друг был настолько непреклонен в отношении проигрыша команды, что передал это ожидание всем членам команды. Потому что они думали, что проиграют, они проиграли. Мой друг создал самосбывающееся пророчество.

Сила ожиданий

В 1965 году гарвардский психолог Роберт Розенталь провел тест на IQ для всех учеников одной из калифорнийских начальных школ. Хотя точные оценки не были раскрыты учителям, им сказали, что около 20% учеников могут быть «интеллектуальными учениками» — с более высокой успеваемостью, чем ожидалось, в следующем году. Имена, которые на самом деле были выбраны наугад, сообщались только учителям.

Год спустя тот же тест IQ был проведен снова. 20 % студентов, которые должны были быть «интеллектуальными шарлатанами», показали гораздо лучшие результаты, чем их одноклассники. Разница была особенно значительной у детей младшего возраста в первом и втором классах. Эффект, обнаруженный в исследовании Oak School Experiment, стал известен как «Эффект Пигмалиона» — явление, когда кто-то ожидает чего-то, что предсказание сбывается.

«Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям».

Теорема Томаса, сформулированная в 1928 году Уильямом Исааком Томасом и Дороти Свейн Томас.

Этот эффект, также известный как эффект Розенталя, постоянно показывает, что высокие ожидания учителя, менеджера или начальника в отношении кого-либо повышают производительность человека. Что очень интересно в эффекте Пигмалиона, так это то, что он подтвердился, даже когда человек с ожиданиями изо всех сил старается их скрыть. Это потому, что мы сообщаем многое из того, что думаем и чувствуем, негласными способами, такими как язык тела и выражение лица.

Чтобы проиллюстрировать, насколько сильными могут быть, казалось бы, скрытые ожидания, давайте посмотрим на известную историю начала двадцатого века. Уильяму фон Остену, учителю математики и дрессировщику лошадей, удалось научить лошадь выполнять арифметические действия. Лошадь по имени Умный Ганс выполняла такие вычисления, как сложение, вычитание, умножение и деление, и делилась результатом, постукивая копытом определенное количество раз. Вопросы можно было задавать как в устной, так и в письменной форме. И Умный Ганс был прав 90% времени. Понятно, что животное стало сенсацией.

В 1907 году психолог Оскар Пфунгст решил исследовать необычное явление. Он обнаружил, что когда лошадь помещали за занавеску, чтобы он не мог видеть зрителей, или когда она была в шорах, или когда анкета не знала ответа на вопрос, лошадь больше не могла правильно выполнять вычисления. Лошадь никогда не считала; он читал реплики публики, чтобы определить, когда перестать стучать копытом. Чем более взволнованными выглядели люди, тем ближе он мог догадаться, что подобрался к правильному ответу.

Если лошадь может так легко читать язык человеческого тела, вы можете себе представить, как хорошо мы можем уловить эти сигналы между собой. Просто думая, что кто-то будет хорошо работать, вы можете повысить его производительность.

И наоборот. Аналог эффекта Пигмалиона называется эффектом Голема. Исследования показывают, что руководители с негативными ожиданиями будут демонстрировать поведение, которое ухудшает работу их подчиненных и заставляет самих подчиненных демонстрировать негативное поведение. Вот почему важна проверка ваших предположений, чтобы избежать создания негативных петель обратной связи.

Создание циклов положительной обратной связи

Независимо от того, являетесь ли вы менеджером, родителем, учителем или имеете какое-либо влияние и авторитет в отношении других, знание Эффекта Пигмалиона и его аналога, Эффекта Голема, необходимо, если вы хотят иметь положительное влияние на их производительность. Наши убеждения о других влияют на наши действия по отношению к ним, которые влияют на их убеждения о себе и их действия по отношению к нам, укрепляя наши убеждения.

Но эффект Пигмалиона применим и к вашему личностному росту. Ваши убеждения о себе влияют на ваши действия по отношению к другим, которые влияют на их убеждения о вас и их действия по отношению к вам. Например, если вы считаете себя трудолюбивым, вы будете много работать, и люди будут думать, что вы трудолюбивый, и относиться к вам соответственно.

Для того чтобы создать цикл положительной обратной связи и подтолкнуть себя и других к успеху, вам необходимо изучить свои убеждения и ожидания.

  • Помните о своих ожиданиях от других. Найдите время, чтобы подумать о своих убеждениях и ожиданиях окружающих вас людей — семьи, друзей, коллег. Когда вы обнаружите негативные ожидания, попытайтесь переформулировать их в более позитивном свете. Это непростое упражнение, требующее доброты и непредубежденности, но оно может оказать большое влияние на ожидания людей и, следовательно, на их производительность.
  • Поставьте под сомнение свои внутренние убеждения. Теперь вернемся к своим представлениям о себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *