что это, как его использовать с примерами
- Что такое эффект Пигмалиона, или Розенталя?
- Эффект Розенталя на практике
Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.
Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?
Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].
Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.
Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.
Эффект Розенталя на практике
Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.
Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.
Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Аффирмации Основные термины Психология на практике
Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение
Услышав однажды оценку своих действий от посторонних людей, мы можем создать уникальный паттерн поведения, который будет полностью соответствовать чужим ожиданиям. Такое явление в середине 1960-х впервые было описано американским психологом Робертом Розенталем. Как работает эффект Розенталя и к каким последствиям он может привести?
Подарок от Афродиты
Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.
Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе.
Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона».
Эксперимент в школе Сан-Франциско был отнюдь не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Одно из других исследований показало, что создавать самосбывающиеся «пророчества» могут не только учителя, то есть те, кто имеет больше власти и авторитета, но и сами школьники. «В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан.
Верить своим убеждениям
Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира. «В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.
Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям.
Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек.
Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.
Материал по теме
От эффекта к манипуляции и насилию
Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию. Этот феномен распространяется почти на все сферы нашей жизни, начиная от веры в паранормальные явления и заканчивая подтверждающимися стереотипами. «Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже вести в той области, которая подвержена стереотипам, таким образом, подтверждая его. Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину», — резюмирует Гасан.
В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия. «Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог.
Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.
Материал по теме
Эффект Пигмалиона / Эффект Розенталя: определение, примеры
Статистика Определения > Эффект Пигмалиона
Содержание:
- Что такое Эффект Пигмалиона?
- История
- Эффект Розенталя
- Примеры эффекта Пигмалиона
- В образовании
- В высшем образовании
- В науке
- В литературе
- В организациях и бизнесе
- Что такое эффект голема?
Эффект Пигмалиона (также называемый эффектом Галатеи ) был разработан исследователями Робертом Розенталем и Ленор Якобсен в 1968 году. Их работа показала, что человек, получившие положительные отзывы, показали хорошие результаты . Люди, получившие негативные отзывы, работали плохо.
«Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным» (Розенталь и Бабад, 19 лет). 85)
Хотя команда писала как о положительной, так и о отрицательной обратной связи, эффект Пигмалиона относится только к положительной обратной связи. Противоположность называется Эффект Голема .
Эффект Пигмалиона — это пример самосбывающегося пророчества, которое сбывается благодаря положительной обратной связи. Еще одно известное самоисполняющееся пророчество — эффект плацебо.
Наверх.
Эффект Пигмалиона получил свое название от мифического скульптора Пигмалиона. Овин описал киприота в своей книге Метаморфозы (Книга X). Эта история — крайний пример того, как положительное подкрепление может привести к хорошим результатам. Пигмалион вырезал статую женщины и пожелал ей такую же невесту. Он сделал подношения Афродите, и после того, как он поцеловал статую (по имени Галатея), она ожила. Они полюбили друг друга и жили долго и счастливо. Мораль истории? Если положительное подкрепление может воздействовать на статую, то, по-видимому, на живого человека эффект будет стократным.
Наверх.
Эффект Розенталя , , также называемый Эффектом ожидания экспериментатора , является частным случаем эффекта Пигмалиона, относящимся к экспериментам и предвзятости экспериментатора (Martin & McIntyre, 1994). Если исследователь считает, что его эксперимент, вероятно, приведет к определенному результату, эта предвзятость повлияет на то, как исследователь проводит свою работу. Результаты, скорее всего, изменятся в том направлении, в котором хотел исследователь, что сделает любые результаты исследования недействительными. Методологические меры предосторожности могут защитить от эффекта Розенталя. Например:
- Правильно спланируйте эксперимент.
- Наличие четких правил и процедур.
- Убедитесь, что поведение четко определено.
- Установите временные рамки для: сбора данных, продолжительности эксперимента и экспериментальных частей.
Некоторые авторы используют термины эффект Пигмалиона и эффект Розенталя как синонимы. Это не является неверным само по себе (так много авторов используют его таким образом, что трудно сказать, что они не правы), но чаще всего эффект Розенталя означает только эффект, наблюдаемый в исследованиях.
Наверх.
Первоначальное исследование Розенталя и Якобсена проводилось с учащимися начальных классов в школе Спрус . Все дети прошли тесты на интеллект, хотя результаты на самом деле не были важны. Исследователи использовали «результаты» теста, чтобы заставить учителей поверить в то, что одни дети умнее других. Во-первых, они случайным образом выбрали 20% детей. Затем они солгали учителям, сказав им, что у этих детей «…необычный потенциал для академического роста». Единственная разница между любым из этих детей была, по словам Розенталя, «…в сознании учителя». Через восемь месяцев дети снова сдали тесты и дети с «потенциалом» набрали намного больше .
Исследования Розенталя и Якобсена проложили путь для дальнейших исследований эффекта Пигмалиона на десятилетия. В сфере образования эксперименты проводились на всех уровнях образования, включая колледжи и военные училища. Эти исследования показали, что эффект Пигмалиона имеет место на всех уровнях образования. Одно исследование даже показало, что ожидания учителей в отношении способностей ребенка в дошкольных учреждениях связаны с его средняя школа GPA (Альвидрез и Вайнштейн, 1999). Одна из причин, по которой этот эффект проявляется в образовании, заключается в том, что учитель, который считает своих учеников очень способными, с большей вероятностью будет давать сложные задания. Верно и обратное: если учителя считают, что у учеников нет особых способностей, их классные задания, вероятно, отразят это.
Наверх.
Эффект проявляется как в старшей школе, так и в младших классах. Например, учащиеся колледжа, которые проходят курсы подготовки к колледжу в старшей школе, имеют больше шансов закончить учебу, чем учащиеся, которые не посещают никаких курсов подготовки к колледжу (Boser et al, 19). 99). Многие средние школы в центральной части города не предлагают или своим ученикам классов Advanced Placement (AP). В 2006 году* я спросил административный персонал одной из таких школ (Эндрю Джексон в Джексонвилле, Флорида), почему у них нет курсов по подготовке к колледжу*. Ответ был (к сожалению): «…эти дети не справляются с уроками AP».
Майор Уилберн Шранк (1968) изучал эффект Пигмалиона (который он назвал «эффектом маркировки») в подготовительной школе Военно-воздушной академии (возраст 17 лет и старше). Целые классы были отмечены как «более» или «менее» талантливые. Шранк обнаружил, что «различия между средними значениями этих «более» или «менее» талантливых групп были статистически значимыми при уровне альфа 10%. Шранк пришел к выводу, что «это показывает, что эффект маркировки, несомненно, существует в ситуациях группировки способностей».
Эффект Пигмалиона известен уже несколько десятилетий. Так почему бы не использовать его для повышения ожиданий по всем направлениям? Основная проблема заключается в том, что в сотнях экспериментов, проведенных после работы Розенталя и Якобсена, эффект наблюдался только тогда, когда эффект был подсознательным (т. е. когда людей вводили в заблуждение, заставляя действовать определенным образом). Другими словами, если учителя намеренно поощряют, эффект Пигмалиона отсутствует . Это работает только в том случае, если учителя подсознательно поощряют учеников.
* Этот опыт с Эндрю Джексоном произошел в 2006 году. Насколько я слышал, в настоящее время школа предлагает ограниченное количество классов AP.
Наверх.
В науке
До школьного эксперимента Розенталь работала с лабораторными крысами. Он попросил группу студентов-исследователей провести эксперименты на крысах, которых специально разводили так, чтобы они либо хорошо бегали по лабиринту («лабиринтные крысы»), либо были ужасны в лабиринтах («лабиринтные тупые»). Между крысами вообще не было никакой разницы. На самом деле ни у одной из крыс не было опыта прохождения лабиринта того типа, который использовался в эксперименте. Когда обманутые исследователи провели тесты с крысами, между двумя группами крыс были отмечены заметные различия в производительности. Крысы, «умные в лабиринте», гораздо лучше справлялись с лабиринтом, чем крысы, «тупые в лабиринте».
Эксперимент поднял много вопросов, например, как ожидания врача могут повлиять на результат пациента в клиническом испытании. Двойной слепой эксперимент, в котором ни врач, ни пациент не знают, получают ли они настоящее лекарство или плацебо, является одним из способов избежать проблем с ожиданием.
Наверх.
В литературе
Один из самых известных примеров эффекта Пигмалиона в литературе можно найти в книге Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион» . Пьеса, позже адаптированная для экрана как Моя прекрасная леди , исследует, как положительное и отрицательное подкрепление может трансформироваться. Цветочница кокни Элиза Дулиттл превращается в правильно говорящую английскую леди. Она заявляет:
«…помимо того, что может подобрать каждый (одежда, правильная манера говорить и т. д.), разница между леди и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как с ней обращаются. . Я всегда буду цветочницей для профессора Хиггинса, потому что он всегда обращается со мной как с цветочницей и всегда будет; но я знаю, что могу быть для тебя дамой, потому что ты всегда обращаешься со мной как с дамой и всегда будешь».
Наверх.
Кирейн и др. al (2000) провел метаанализ 13 организационных исследований, связанных с эффектом Пигмалиона. Они обнаружили величину эффекта (измеряемую по Коэну d) 0,81 — значительный результат. Величина эффекта — это именно то, на что она похожа — это мера того, насколько сильный эффект оказывает конкретное явление, и любой размер эффекта более 0,8 считается «большим» Коэном, создателем d Коэна. Размер эффекта McNatt (2000) провел аналогичный метаанализ, обнаружив еще больший размер эффекта, равный 1,13. Он пришел к выводу, что эффект Пигмалиона
«…может быть довольно сильным в некоторых контекстах управления…но может широко варьироваться в зависимости от модерирующих переменных. В частности, результаты были лучше в вооруженных силах, с мужчинами и с людьми, в отношении которых изначально возлагались низкие ожидания».
Наверх.
Эффект Голема — еще одно самоисполняющееся пророчество, когда студенты или сотрудники плохо работают из-за ожиданий этого. Термин «эффект голема» также был придуман Розенталем; Он основал идею на мифической глиняной фигурке Голема, созданной для искоренения зла, но в конечном итоге превратившейся в монстра. Ривз (2016) использует эффект Голема, чтобы объяснить, почему женщины часто подчиняются на рабочем месте и выполняют более черную работу:
Если менеджер-мужчина предъявляет к женщинам более низкие требования по сравнению с мужчинами, даже если эти ожидания неосознанны, он может назначать их на работу более низкого уровня или давать им менее сложные задачи… женщины на самом деле могут работать на уровне хуже чем их коллеги-мужчины из-за низких ожиданий их боссов.
Наверх.
Ссылки
Альвидрез, Дж. и Вайнштейн, Р. (1999) Раннее восприятие учителей и более поздние академические успехи учеников. Журнал педагогической психологии 91 (4): 731–74.
Бозер, У., Вильгельм, М. и Ханна, Р. (2014). Сила эффекта Пигмалиона: ожидания учителей сильно предсказывают окончание колледжа. Проверено 26 декабря 2014 г. Доступно здесь.
Киран и Голд (2000). Пигмалион в рабочих организациях: метаанализ. Получено 21 октября 2017 г. с: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/1099-1379(200012)21:8%3C913::AID-JOB62%3E3.0.CO;2-%23/abstract
Мартин, М. и Макинтайр, Л. (1994). Чтения по философии социальных наук. Массачусетский технологический институт Пресс.
МакНатт, Д. Б. (2000). Древний Пигмалион присоединяется к современному менеджменту: метаанализ результата. Журнал прикладной психологии, 85 (2), 314-322. http://dx.doi.org/10.1037/0021-9010.85.2.314
Ривз, М. (2016). Женщины в бизнесе: теория и примеры. Тейлор и Фрэнсис.
Розенталь Р. и Фоде К.Л. (1963). Влияние предвзятости экспериментатора на поведение крысы-альбиноса. Поведенческие науки, 8, 183-89.
Розенталь Р. и Л. Якобсен. Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 19 лет.68.
Schrank, W. Эффект маркировки группировки способностей. Журнал Журнал образовательных исследований. Том 62 — выпуск 2. Получено 21 октября 2017 г. с: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00220671.1968.10883758?journalCode=vjer20
Шоу, Джордж Бернард. Пигмалион (1916).
УКАЗЫВАЙТЕ ЭТО КАК:
Стефани Глен . «Эффект Пигмалиона/Эффект Розенталя: определение, примеры» Из StatisticsHowTo.com : Элементарная статистика для всех нас! https://www.statisticshowto.com/pygmalion-effect-rosenthal/
————————————————— ————————-
Нужна помощь с домашним заданием или контрольным вопросом? С Chegg Study вы можете получить пошаговые ответы на ваши вопросы от эксперта в данной области. Ваши первые 30 минут с репетитором Chegg бесплатны!
Комментарии? Нужно опубликовать исправление? Пожалуйста, Свяжитесь с нами .
Эффект Пигмалиона
Айеш Перера, опубликовано 6 апреля 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии
Определение
- Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя, обозначает психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к улучшению результатов в определенной области (Mitchell & Daniels, 2003).
- «Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным». (Розенталь и Бабад, 1985)
- Это позитивная форма самоисполняющегося пророчества, в котором объекты [целевые индивидуумы] проекций усваивают оптимистичные ярлыки, которые они получают, и им удается соответствовать этим ярлыкам. Это означает, что оптимистичные ожидания со стороны лидера могут привести к повышению производительности его последователей.
История эффекта Пигмалиона
Роберт Розенталь открыл эффект Пигмалиона в новаторском исследовании в 1964 году. Вводя эту концепцию в свою книгу под названием « Пигмалион в классе », Розенталь и его коллега Ленор Джейкобсон опирались на греческий миф о Пигмалионе. в « Метаморфозах» Овидия (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Пигмалион по сюжету был скульптором с Кипра, который влюбился в созданную им статую женщины из слоновой кости (Овидий, 2008). Очарованный красотой статуи, он умоляет богов о жене, похожей на ее подобие. Боги отвечают, удовлетворяя просьбу Пигмалиона. Впоследствии статуя оживает.
Столетия спустя пьеса Джорджа Бернарда Шоу « Пигмалион » также передала эту мысль. В нем Лиза объясняет: «Разница между дамой и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как с ней обращаются» (Шоу, 1912).
Далее она отмечает: «Я всегда буду цветочницей для профессора Хиггинса, потому что он всегда обращается со мной как с цветочницей и всегда будет; но я знаю, что могу быть для тебя дамой, потому что ты всегда обращаешься со мной как с дамой и всегда будешь» (Шоу, 19 лет). 12).
Эксперимент с эффектом Пигмалиона
Роберт Розенталь поддержал гипотезу о том, что ожидания могут порождать самоисполняющиеся пророчества, вызывая соответствующие действия. Для своего исследования он выбрал начальную школу в Калифорнии и проводил тест на IQ для каждого ученика (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Проверив IQ всех детей, исследователи случайным образом отобрали выборку детей и сообщили учителям, что это дети с высоким академическим потенциалом.
По итогам теста учителям были присвоены имена «интеллектуальных шарлатанов», но баллы не разглашаются. В конце учебного года все учащиеся пересдали тест. В то время как общие баллы выросли, предполагаемые «интеллектуальные шаровары» улучшились больше всего.
Свидетельства, по-видимому, указывают на то, что ожидания учителей вносят вклад в результаты учащихся, особенно среди самых младших учеников (Rosenthal & Jacobson, 19 лет).68). Учителя уделяли больше внимания «интеллектуальным шароварам».
Учителя обращались с этими учениками по-разному, хотя и с тонкостью, предоставляя подробную обратную связь и т. д. Розенталь пришел к выводу, что даже незаметные факторы, такие как отношение и настроение, могут влиять на учеников.
Однако следует отметить, что этот эксперимент не был лишен недостатков. Эффективность и надежность тестирования IQ оспаривались даже теми, кто поддерживает его применение в ограниченных целях. Более того, некоторые люди могут быть более восприимчивы к эффекту навешивания ярлыков, чем другие.
В высшей степени индивидуалистичные люди, например, могут не слишком заботиться о том, что другие думают или ожидают от них. Наконец, попытка эксперимента искусственно контролировать студенческую среду могла поставить под угрозу результаты и сделанные на их основе выводы.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект эффекта Пигмалиона, аналогичный эффекту самосбывающегося пророчества, можно понимать как прохождение через 4 стадии в циклическом порядке:
- Представления других о нас формируют их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на наши представления о себе.
- Эти убеждения, в свою очередь, влияют на наши действия по отношению к другим.
- Наши действия по отношению к другим влияют на их представления о нас, тем самым возвращая нас к исходной стадии.
Центральный принцип эффекта Пигмалиона заключается в том, что ожидания других от нас могут в конечном итоге существенно повлиять на наше поведение.
Другими словами, низкие ожидания могут в конечном итоге привести к снижению производительности, в то время как оптимистичные ожидания, скорее всего, улучшат производительность.
Примеры
Повседневная жизнь изобилует легко наблюдаемыми примерами эффекта Пигмалиона. Менеджер страхового агентства, например, может решить классифицировать различных торговых агентов на основе их прошлой работы. Она может обозначить их как отличных, средних и ниже среднего и поставить перед каждой группой разные цели.
Великолепная группа, благодаря своему ярлыку, получит не только повышение своей уверенности, но и вызов, с которым придется столкнуться. Это, в свою очередь, существенно повлияет на их поведение.
Они будут стремиться повысить свою производительность и использовать инновационные методы для достижения этой цели. Успех в конечном итоге укрепит прикрепленный к ним ярлык превосходства.
Таким образом, спроецированные на них оптимистичные ожидания, скорее всего, породят благотворный цикл, способствующий высокой производительности.
И наоборот, те, перед кем поставлены более низкие цели, не имеют таких же стимулов для работы, как их коллеги, от которых ожидают многого. Следовательно, неудивительно, что многие из этих средних и ниже среднего торговых агентов, скорее всего, дадут в лучшем случае посредственные результаты.
Как использовать эффект Пигмалиона
Ожидания тех, кто занимает руководящие должности в различных областях, от делового мира до поля боя, могут легко повлиять на работу их подчиненных.
Таким образом, поиск способов использовать эту реальность для оптимизации работы тех, на кого можно повлиять, может быть чрезвычайно полезным. Ниже приведены некоторые способы использования этого эффекта:
1. Развивайте осознанность
Прежде чем изменять свои действия, важно знать, как они могут повлиять на других. Таким образом, необходимым условием является осознание того, как произносимые слова и язык тела передают мощные сообщения своим подчиненным.
Кроме того, зная диапазон восприимчивости и разнообразие интерпретаций одного и того же сообщения, различные люди в группе могут значительно помочь лидеру.
2. Определите сильные и слабые стороны
Похвала достойного поведения часто является мощным стимулом для продолжения достойного поведения. Особенно это касается лиц, склонных угождать начальству.
Более того, выявление слабых сторон и предложение планов благотворных изменений в манере, вызывающей доверие, не менее важны.
Когда требуется улучшение, критическая обратная связь и подтверждение способности человека к улучшению могут сыграть жизненно важную роль в обеспечении позитивных изменений.
3. Постановка задач
Постановка высоких, но реалистичных целей может выражать надежду на то, что такие цели могут быть выполнены соответствующими людьми.
Подготовка олимпийских спортсменов и бойцов спецподразделений убедительно демонстрирует, как трудные цели могут способствовать не только совершенствованию, но и достижению максимальной производительности за счет преобразования высоких ожиданий в важные изменения в поведении.
Айеш Перера недавно окончила Гарвардский университет, где изучала политику, этику и религию. В настоящее время он проводит исследования в области неврологии и пиковой производительности в качестве стажера в Кембриджском центре поведенческих исследований, а также работает над собственной книгой по конституционному праву и юридическому толкованию.
Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.
Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .
Перера, А. (2022, 06 апреля). Эффект Пигмалиона . Просто Социология. https://simplysociology.com/pygmalion-effect.html
-
Дополнительная информация
Теория маркировки (Образование) Эффект голема Пигмалион и разум? Современные направления психологической науки, 4 (6), 169-171.
Митчелл, Т. Р., и Дэниэлс, Д.