Эффект роли пример из жизни: Что такое гало-эффект в психологии с примерами из жизни

Содержание

Что такое гало-эффект в психологии с примерами из жизни

Люди склонны к общественным эффектам восприятия. Эффект ореола является одним из таких. Без специальной психологической работы ты склонна воспринимать людей, организацию или какой-либо продукт через призму предвзятости. Это сильно искажает действительность. Что такое эффект ореола и как бороться с таким феноменом, расскажем далее.

В этой статье:

Понятие феноменаПримеры гало-эффекта в жизниЭффект рога и элементы ореола

Понятие феномена

Эффект ореола представляет с собой особенность коммуникативного восприятия человека, организации, продукта, когда положительное мнение по одной характеристике влияет на благоприятное восприятие и в прочих областях. Это когнитивная предвзятость, ошибка восприятия, которая в обычной жизни мешает тебе воспринимать других людей правильно, а не на основе веры в стереотипы.

Фото автора Keenan Constance: Pexels

Просто пример: ты отмечаешь, что человек на фотографии симпатичен и правильно одет, предполагая заочно, что он, к примеру, добрый. Феномен открыл Эдвард Торндайк в 1920 году и отнес его к ошибкам восприятия.

Эффект ореола ты можешь наблюдать в условиях:

  • перегруженность информацией. В течение дня ты воспринимаешь чрезмерно много сведений о людях, компаниях, продуктах, а значит, времени на детальное исследование конкретных вещей уже не остается;
  • дефицита времени. На деловых переговорах, да и просто в ускоренном темпе жизни, у тебя может не быть времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и оценить качества личности или ситуацию, в которой он находится;
  • незначимость человека или организации, продукта. Бывает, что вещь или индивид тебя просто не «цепляют», соответственно «вешать ярлыки» в таком случае проще;
  • стереотипизация восприятия. Ты общаешься с определенной группой людей, семьей, друзьями. Он схожи с тобой по множеству параметром, а, следовательно, если у общности есть мнение по поводу чего-либо, то с большой вероятностью и ты думаешь также;

Эффект ореола или гало-эффект

  • неординарные личности. Здесь срабатывает эффект «зеленой собаки». Яркая черта бросается в глаза, затмевая собой все остальное. Раньше художники, чтобы отвести внимание от каких-то деталей на картине, рисовали внизу зеленую собаку. Смотрящий отвлекался и не замечал недостатков изделия. Правило работает и в обычной жизни, а роль «зеленой собаки» для тебя может сыграть простая яркая брошка.

Эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма. Феномен «работает» как в положительном, так и в отрицательном направлении. Если тебе нравится одна характеристика чего-либо, то ты будешь положительно настроена и к остальным характеристикам, а если не нравится – предрасположенность будет отрицательной.

Примеры гало-эффекта в жизни

«Ореол» буквально обозначает круг света вокруг солнца и луны. В социальной психологии он признается, как бессознательное систематическое нарушение наших суждений. Так, например, если кто-то очень хорош в гимнастике, то возможно его сочтут одаренным и в других видах спорта. Хотя хороший гимнаст может быть, к примеру, плохим пловцом.

Можно найти множество примеров эффекта ореола и в твоей жизни:

  • привлекательные люди более успешны в профессии, потому что они автоматически оцениваются, как хорошие специалисты;
  • считается, что полные люди обладают мягким характером и веселостью, хотя эти качества не имеют ничего общего друг с другом;
  • преподаватели в возрасте, по мнению большинства студентов, более компетентны в учебных вопросах и т.д.

Такие эффекты сопровождают тебя все жизни, и ты должна научиться осознанно оценивать собеседника, а не через призму его внешности, одежды, ума и т.д. На оценку влияет даже настроение: если у тебя хорошее настроение, то эффект оказывает положительное влияние, а если плохое – то ты видишь людей и события в негативном ключе.

Giphy

Поскольку эффект ореола заложен в нас с детства, и он искажает общие черты, такие как внешний вид или черты характера, от него невозможно полностью избавиться. Поэтому очень важно осознавать его наличие.

Эффект рога и элементы ореола

Отрицательная форма эффекта ореола может проявляться как эффект рога, дьявола, когда наблюдатель видит только неприятную характеристику человека или продукта. То есть, если ты думаешь, что человек неопрятен, то соответственно, он злой, безответственный и т.д. Хотя, часто, это не так.

Большинство психологов считают эффект ореола вредным явлением, однако, это не всегда так. В некоторых ситуациях он помогает тебе посмотреть на себя и других со стороны, преодолеть какие-то недостатки или стабилизировать собственную самооценку.

Представим наиболее известные искажения при эффекте:

  • эффект ложного согласия: когда ты думаешь, что люди мыслят также как ты. Это проблемный аспект, из-за которого возникают недопонимания и ссоры;
Фото Cleyton Ewerton on Unsplash
  • психологическая проекция: понятие, связанное с психологической защитой. Работает на уровне подсознания и выражается в том, что ты приписываешь людям эмоции и чувства, когда не можешь определить их реальное отношение к тебе;
  • эффект актера: ты объясняешь свои неудачи особенностями ситуации, неблагоприятным стечением дел или отрицательной характеристикой личности оппонента;
  • эффект ролей: если тебя критикуют за плохую работу, то ты воспринимаешь этого человека, как плохого и недоброжелательного;
  • эффект авторитета: мнение авторитетного человека для тебя скорее всего более значимо, даже если он не профессионал в интересующей тебя области;
  • эффект физиогномической редукции: оценивая человека по внешнему виду (красоте лица, мимике, жестам), ты приписываешь ему соответствующие положительные или отрицательные характеристики.

Используя выше представленную информацию, представь, насколько сильно эффект ореола проявляется в твоей жизни. Это будет первым шагом к осознанному общению. В последующие 30 дней, старайся не давать эффекту проявляться. Общайся со знакомыми и новыми людьми и составляй их полную характеристику. Затем сравни, насколько отличается качество такого анализа.

Фото автора Vlad Chețan: Pexels

Скорее всего в ситуации оценки знакомого человека ты припишешь ему множество положительных характеристик, если человек приятен в общении и красив внешне. При обратной ситуации (неяркой внешности, стеснительности) большинство характеристик будут отрицательны. А вот со знакомыми людьми ситуация будет абсолютно другой, так как ты уже знаешь их основные характеристики.

Таким образом, человек совершает огромное количество ошибок, когда дело доходит до восприятия других людей. Однако помни, что некоторые когнитивные искажения могут нести и положительные последствия. Знание об эффект ореола позволит тебе эффективнее строить коммуникации, уметь влиять на людей, добиваясь своих целей в работе, учебе, личной жизни.

примеры в рекламе и маркетинге

Эффект ореола или гало-эффект (от англ. halo – ореол, сияние и лат. effectus – действие, результат) – это когнитивное искажение, суть которого заключается в следующем: восприятие чего-либо (человека, вещи, явления) в значительной степени зависит от первого производимого им впечатления.

Если объект сумел понравиться сразу, ему обычно присваивают положительные качества, которыми он на практике может и не обладать. А если первое впечатление было отрицательным, достоинства объекта, скорее всего, останутся незамеченными.

Данное свойство психики используют в маркетинге для создания положительного впечатления о бренде, продукте или услуге, на основании которого потребитель принимает решение о покупке. В этом материале рассмотрим, какие приемы для этого применяются.

Исследования эффекта ореола

Эффект ореола впервые был описан американским психологом Эдвардом Ли Торндайком в начале XX века. Исследуя, как руководители воспринимают своих подчиненных, он предложил армейским командирам оценить солдат по нескольким параметрам: уму, физическим данным и лидерским способностям. Оказалось, что бойцы с хорошими внешними данными автоматически получали более высокие баллы за интеллект и лидерские качества, чем их менее привлекательные сослуживцы.

Таким образом, эффект ореола заключается в том, что общее впечатление о человеке может влиять на оценку его отдельных качеств. 

Продолжая свои исследования с людьми разных профессий, Торндайк выяснил, что многие зачастую делают выводы о людях, основываясь на том, чем они занимаются. Например, респонденты называли преподавателей исполнительными и работоспособными, а о пилотах говорили, что они могли бы занимать руководящие должности, даже если речь шла о совсем молодых людях, не имеющих опыта в менеджменте.

Позже исследованием эффекта ореола занимались и многие другие ученые. Американским психологом М. Эфраном было определено, что присяжные охотнее выносят оправдательные приговоры обладающим физической привлекательностью обвиняемым.

Ученые П. Поутваара, Х. Йордаль и Н. Берггрен доказали, что внешность политиков влияет на итоги выборов. Как показали их изыскания, избиратели считали кандидатов с серьезными и строгими чертами лица более компетентными и надежными. Также на первом впечатлении отражается не только внешность, но и социальный и профессиональный статус, во что одет человек, какие фото публикует в социальных сетях и с какой интонацией говорит.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Эффект ореола – примеры в жизни и в маркетинге

Гало-эффект часто проявляется при взаимодействии между людьми в повседневной жизни. К человеку, симпатичному нам внешне, мы, чаще всего, относимся лучше. И наоборот – можем воспринимать негативно того, чья внешность нам не нравится.

Группа психологов из Шотландии в результате исследований выяснила, что доктора могут посчитать здоровыми пациентов, имеющих привлекательный внешний вид. Врачи не задают таким пациентам вопросы о состоянии их здоровья и могут не заметить невидимое невооруженным глазом заболевание.

Под влиянием восприятия эффекта ореола руководитель при найме сотрудников может отдать предпочтение не тому кандидату, который лучше подходит на эту должность, а соискателю, имеющему диплом престижного вуза.

Гало-эффект проявляется и при выборе бренда. Большинство покупателей предпочитают продукцию с хорошо знакомыми названиями. Тот, кто пользовался товарами определенного бренда и остался ей доволен, с большой долей вероятности будет пользоваться полюбившейся торговой маркой и впредь. И наоборот, покупатель, чье первое впечатление от бренда было отрицательным, в дальнейшем станет его избегать.

Это когнитивное искажение влияет на выбор таких товаров, как, например, смартфоны. Покупатели склонны связывать впечатления от дизайна и материала корпуса с функциональностью устройства.

Выбор банковских услуг – еще один пример того, как работает эффект ореола. Клиент с большей вероятностью откроет счет в широко известном банке, даже если там предлагаются не самые выгодные условия, чем воспользуется услугами менее раскрученной банковской сети, где обещают большую процентную ставку.

Читайте также

Как используют эффект ореола в рекламе и маркетинге брендов

Привлечение инфлюенсеров

Гало-эффект отлично срабатывает, когда товар рекламируют известные личности. Если знаменитость вызывает у потребителя расположение, то и продукт автоматически получит его одобрение. Для хорошего результата необходимо выбрать для рекламы инфлюенсера, который пользуется доверием у целевой аудитории продукта.

Красивая оригинальная упаковка

Часто в рекламе, чтобы создать первоначальную положительную оценку, делают акцент не на качестве продукта, а на его внешней привлекательности, обращающем на себя внимание дизайне. Также большую роль при выборе товара играет упаковка. Красиво и ярко упакованный продукт выигрышно смотрится на фоне более простых дизайнов, и его внешний вид может стать решающим аргументом в принятии решения о покупке.

Страна-производитель

Существуют стереотипы, связанные с различными странами, например, по данным маркетинговых опросов, Германия для многих потребителей является синонимом качества и высоких стандартов безопасности. Чтобы создать вокруг компании ореол, повторяющий стереотип, в рекламе используют такие определения, как «европейское качество» и т.п. Если покупатель ассоциирует продукт с европейским производством, доверие к нему повышается.

Зонтичный бренд

Зонтичный бренд (от англ. umbrella brand) – это выпуск под одной маркой нескольких групп товаров, при этом в названии продуктов доминирует имя компании-производителя, а в рекламе продукции компании демонстрируется ее логотип. Такая стратегия позволяет продвигать новые продукты компании за счет популярности уже существующих.

Пример использования зонтичного бренда – объединение в 2020 году Сбербанком под брендом «Сбер» практически всех услуг, которые предоставляет экосистема компании: «СберМаркет», «СберАвто», «СберЗвук» и т.д. В таких случаях продвижение новых товаров, услуг или сервисов не требует больших финансовых вложений, так как бренд уже хорошо известен и имеет лояльную аудиторию.

Зонтичный бренд – один из самых популярных способов использования эффекта ореола. Если покупатель обнаруживает, что предпочитаемый им бренд выпустил на рынок новый продукт, и, если этот товар ему потенциально необходим, с большой долей вероятности пользователь захочет его приобрести.

Диверсификация брендов

Бывает, что компания по определенным причинам не готова выпускать новые продукты под основной маркой. Но чтобы эффект ореола продолжал работать, маркетологи стараются подчеркнуть связь между проектами и добиться у потребителей ассоциации продукции с флагманским брендом компании.

К такой уловке прибегают, к примеру, люксовые бренды одежды. Компания создает суббренд и выпускает коллекции, вещи в которых стоят намного дешевле, чем одежда из коллекций флагманского бренда. Покупатели, которые не в состоянии приобретать дорогие вещи, но которым хочется стать ближе к высокой моде, с удовольствием купят недорогую одежду от известного бренда.

Заключение

Суть гало-эффекта состоит в том, что восприятие объекта зависит от первого впечатления, которое он произвел на человека. Производители товаров часто используют эффект ореола в маркетинге и рекламе, чтобы повысить узнаваемость бренда, увеличить число продаж и повысить лояльность покупателей к продукту. Добиться этих целей помогает привлечение для рекламы знаменитостей и моделей, создание ярких упаковок для товаров. Также положительный гало-эффект часто возникает при выпуске популярными брендами продуктов в новой нише – так называемый «зонтичный бренд».

11 Примеры эффекта последовательного позиционирования в реальной жизни – StudiousGuy

Указатель статей (щелкните, чтобы перейти)

Что такое эффект последовательного позиционирования?

Эффект последовательного расположения — это психологический феномен, при котором человек с большей вероятностью запомнит первый и последний элементы списка, чем средние. Например, вы составили список покупок, в котором упомянули различные товары, такие как шоколад, молоко, сыр, яйца и зубная паста. Позже вы добираетесь до продуктового магазина и понимаете, что забыли дома список покупок. Возможно, вы заметили, что лучше всего запоминаете первый и последний пункты списка, то есть шоколад и зубную пасту, и вам может быть трудно вспомнить остальные пункты. Конечно, так будет не во всех ситуациях, но шансов запомнить первую и последнюю информацию больше, чем запомнить среднюю информацию. Эффект последовательного положения описывает влияние положения данных в любой последовательности на нашу способность хранить информацию в памяти.

Объяснение эффекта последовательного положения

Термин «эффект последовательного положения» был сформулирован немецким психологом Германом Эббингаузом в 1964 году. Он особо подчеркивал, что информация хранится в нашей памяти в соответствии с тем, как она нам представлена. . Чтобы понять связь между положением конкретной информации в списке и способностью вспоминать, Эббингауз провел несколько исследований на себе. Эксперименты, которые он проводил, упоминаются в его книге «Память: вклад в экспериментальную психологию». Он слушал свои ранее прослушиваемые записи случайных слогов. Затем он попытался вспомнить эти слова. Он обнаружил, что может легко вспомнить слова, присутствующие в начале и конце списка, по сравнению со средними словами списка, что он назвал эффектом последовательного положения. Работа Эббингауза над эффектом последовательного положения также поддерживает модель трех стадий памяти Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина. Согласно трехступенчатой ​​модели памяти Аткинсона и Шиффрина, существует три хранилища памяти, то есть сенсорный регистр, кратковременная память и долговременная память. Эббингауз предположил, что эффект последовательного положения включает в себя два эффекта, т. е. эффект первичности и эффект недавности. Эти два эффекта подробно объясняют нашу способность вспоминать выученную информацию и тесно связаны с трехступенчатой ​​моделью памяти Аткинсона и Шиффрина. Обсудим эти два эффекта.

1. Эффект первичности

В соответствии с первичным эффектом человек с большей вероятностью вспомнит информацию, которую ему/ей представили первой, т. е. информацию, представленную вверху списка. Согласно трехступенчатой ​​модели памяти Аткинсона и Шиффрина, информация обычно сохраняется в долговременной памяти человека в случае эффекта первичности. Большинство исследователей пытались понять феномен эффекта первичности с помощью техники свободного припоминания; это метод измерения способности человека вспоминать информацию, внимание и память человека. В этом методе участникам предоставляется длинный список случайных слов для их изучения. Замечено, что когда участникам дается список, они повторяют про себя пункты списка, чтобы выучить слова, а когда в список добавляются новые пункты, они продолжают повторять старые пункты вместе с новыми, чтобы выучить слова. сохранить их в памяти. Участники обычно повторяют слова в той последовательности, в которой они присутствуют в списке, и продолжают репетировать элементы до тех пор, пока информация не сохранится в их долговременной памяти. Обнаружено, что эффект первичности оказывает большее влияние на способности вспоминать, когда между демонстрацией элементов проходит больше времени, поскольку он дает участнику больше времени для изучения предыдущих элементов.

Исследование, основанное на методе свободного припоминания, было проведено в 1962 году Беннетом Мердоком для понимания эффекта первичности. В этом исследовании участникам был предоставлен список из 40 слов. Им сказали выучить как можно больше слов. На рисунке ниже представлено графическое представление слов, которые вспомнили участники, когда их попросили о презентации через некоторое значительное время.

Как видно из изображения выше, вероятность запоминания первых нескольких слов выше, для средних слов она уменьшается, а затем снова увеличивается в конце. Количество слов в списке позже также было изменено, и оказалось, что неважно, 10 слов в списке или 40 слов. Вероятность вспомнить первые несколько слов больше, чем средние. Таким образом, вывод исследования подтвердил эффект первичности. Влияние эффекта первенства можно понять с помощью другого исследования, проведенного исследователями. В этом исследовании участникам было предоставлено одно из двух предложений. Рассмотрим один из примеров; одной группе было дано предложение, что девочка по имени Дженис — умная, умная, прилежная, критическая, самовлюбленная и ревнивая девушка, а другой группе было предоставлено предложение, что Дженис — ревнивая, самовлюбленная, критическая, умная и интеллигентная девушка. . Хотя смысл обоих предложений одинаков, оба предложения представляют разные черты. В начале предложений первое предложение представляет положительные черты, а последнее предложение представляет отрицательные черты. После завершения исследования выяснилось, что первая группа оценивала Дженис более положительно, чем вторая группа. Это также следует за эффектом первичности.

2. Эффект новизны

Согласно эффекту новизны, человек с большей вероятностью вспомнит предметы, которые были представлены ему/ей совсем недавно, т. е. информацию, представленную в конце списка. Например, вы чему-то научились, и вас тут же просят проверить то, что вы узнали. Вы с большей вероятностью запомните информацию, которую только что узнали, и вам может быть трудно вспомнить информацию, которую вы прочитали первой или в середине.

Эффект новизны не так долговечен, как эффект первичности. Утверждается, что слова, находящиеся в начале списка, с большей вероятностью сохранятся в долговременной памяти, а слова, находящиеся в конце списка, с большей вероятностью сохранятся в кратковременной памяти. Емкость данных, хранящихся в кратковременной памяти, довольно ограничена, поэтому, когда человек отвлекается на некоторое время после того, как он / она выучил данный фрагмент данных, эффект новизны может исчезнуть. Следовательно, если человек не репетирует данную информацию повторно, она может потеряться. Это можно понять из следующего примера.

Glanzer и Cunitz, которые считаются пионерами эффекта недавности, провели исследование в 1966 году. В этом исследовании 240 участникам был предоставлен список, состоящий из разных слов, и их попросили выучить эти слова. Когда их попросили сделать презентацию, как и ожидалось, слова в начале и в конце списка запомнились участникам лучше, чем слова в середине списка. Гланцер и Куниц здесь не оказались, они провели дальнейшие исследования.

Они разделили участников на две группы по 120 человек в каждой. Первую группу назвали контрольной, а вторую – экспериментальной. Когда мужчины из второй группы выучили слова, указанные в списке, им было предложено 30-секундное случайное задание. Основная функция этого 30-секундного задания заключалась в том, чтобы отвлечь мужчин и прервать запись слов в их краткосрочной памяти. Когда результаты были подведены, было обнаружено, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдалось участие эффекта последовательного положения, но то, как эти группы вспоминали слова, значительно отличалось. Оказалось, что группа, которая не отвлекалась, т. е. контрольная группа, показывает почти равную вероятность запоминания начальных и конечных слов списка, чем слова в середине списка. Однако группа, отвлеченная 30-секундным заданием, т. е. экспериментальная группа, лучше запоминала начальные слова списка, чем слова в середине и конце списка. Хотя конечные слова списка все же было легче вспомнить, чем слова в середине, их было не так легко вспомнить, как слова в начале списка.

Путем глубокого анализа результатов, полученных в различных исследованиях эффекта последовательного положения, было обнаружено, что на эффект последовательного положения влияют два условия, а именно:

  • содержит большое количество предметов. Поскольку самая свежая информация хранится в кратковременной памяти, ее можно легко вспомнить по сравнению с ранее сохраненными первыми и средними элементами списка.
  • Если разрыв между обучением и презентацией больше, то первичный эффект сильнее, чем эффект новизны. Это связано с тем, что информация, которая изучается первой, сохраняется в долговременной памяти, в то время как последняя прочитанная информация или информация в середине списка сохраняется в кратковременной памяти, которая может быть размыта по мере исчезновения из-за добавление новой информации в кратковременную память из-за большего разрыва между обучением и представлением.

Реальные примеры эффекта последовательной позиции

1.

Маркетинг

Эффект серийной позиции широко используется в мире маркетинга. Если вы хотите представить свои идеи, продукт или услугу кому-то, что может оказать на них долгосрочное и положительное влияние, то более целесообразно поместить самую важную часть информации либо в первую, либо в последнюю, и наименее важная информация должна быть упомянута в середине документа. Еще один прием, который также очень полезен, заключается в том, что если человек/клиент должен принять решение сразу после прочтения документа, то наиболее важная информация должна быть помещена в конец, а если человек принимает решение спустя значительное время после прочтения документа, самую важную информацию лучше размещать вверху. Это связано со значимостью эффекта первичности и эффекта новизны по отношению к временному промежутку.

2. Меню ресторана

Эффект последовательного расположения часто используется большинством ресторанов, чтобы побудить клиентов выбирать пункты меню, которые являются дорогостоящими и очень прибыльными для ресторана. Пункты меню расположены таким образом, что переоцененные позиции могут не казаться психологически завышенными. Например, если дорогие блюда размещены в верхней части меню, то цена первого блюда останется в памяти человека, и он/она будет просматривать остальную часть меню, сохраняя цену первого блюда. в уме. Это заставляет человека чувствовать, что другие блюда в меню менее дорогие, что в противном случае может показаться завышенным. На следующем изображении показано меню нью-йоркского ресторана Balthazar, в котором используется эффект серийного позиционирования и используется аналогичный шаблон, как описано в примере.

3. Заказ товаров в супермаркетах

Эффект последовательного положения также используется при расположении товаров в супермаркетах. Те элементы, которые приносят больший доход или пользуются большей популярностью, обычно размещаются либо в начале, либо в конце каждого раздела. Исследование, проведенное австралийскими учеными, показало, что палатка, которая была размещена первой в секции, предпочиталась людьми примерно на 250% больше, чем другие палатки.

4. Дизайн веб-страниц

Эффект последовательного расположения также используется при разработке интерактивных веб-страниц вашего веб-сайта. Он в основном используется на домашних страницах, где посетители попадают первыми и узнают, какие услуги предоставляет бизнес. Тщательный дизайн домашних страниц может позволить потенциальным клиентам глубоко взаимодействовать с веб-сайтом, что в конечном итоге может повысить ваш бизнес. Уникальные качества и сильные стороны бренда обычно размещаются в начале главной страницы из-за влияния эффекта первенства. Отзывы клиентов и важные сертификаты размещаются в конце веб-страницы, чтобы оказать положительное влияние на читателей; это соответствует эффекту недавности. Неконкурентные или отрицательные характеристики продуктов или услуг должны быть упомянуты в середине главных страниц. Понимание эффекта последовательного положения помогает веб-дизайнеру улучшать пользовательские интерфейсы.

5. Обзоры продуктов

Эффект последовательного положения проявляется, когда вы покупаете любой продукт любой компании. Например, о бренде обычно узнают через рекламу. Если реклама достаточно цепляет, вступает в действие эффект первичности, который сохраняет рекламный контент в вашей памяти, и когда вы идете за покупкой этого продукта, реклама компании остается в вашем мозгу, что в основном связано с положительными сторонами продукта. Что ж, есть вероятность, что вы также можете провести некоторое исследование перед покупкой продукта, например, запросить отзывы у своего друга, который использовал продукт, и посетить веб-сайт компании, чтобы ознакомиться с обзорами продукта. Лучшие положительные отзывы о продуктах обычно размещаются над другими отзывами, чтобы оказать положительное влияние на клиентов.

6. Методы обучения

Когда человек осознает эффект последовательного положения, может стать легче запомнить определенные учебные материалы, презентации или сообщения. Возможно, вы сталкивались с проблемой, что при изучении любого контента в формате баллов вы помните только первые несколько пунктов или несколько последних пунктов и, как правило, забываете средние пункты. Эту проблему можно решить, изучив содержимое путем перетасовки очков. Можно легко запомнить что угодно, изменив порядок выученного материала. Во время учебы 10-минутный перерыв после каждых 20 минут обучения считается лучшим подходом к обучению. После 20-минутного занятия вы, скорее всего, вспомните первые и последние несколько минут своего обучения. Десять отключений звука прерываются, чтобы сбросить сеансы обучения, и после следующего 20-минутного сеанса вы запомните первые и последние несколько минут. Если вы не сделаете перерыва, то занимайтесь около трех часов подряд, вы снова вспомните первую и последнюю несколько минут вашего обучения, и большая часть средней части, которую вы изучили, попадет в размытую область. Средняя часть исследования, попадающая в область размытия, значительно ниже в случае 20-минутных учебных занятий с десятиминутным перерывом. Метод использования мнемотехники также является хорошим способом что-то запомнить.

7. Рейтинг объявлений

Наблюдается, что в поисковых системах онлайн эффект первенства более заметен. Было обнаружено, что первые два рекламных объявления лучше всего ранжируются в поисковом маркетинге. Рейтинг объявления напрямую связан с рейтингом кликов. Следовательно, можно улучшить свой бизнес, выбрав верхние позиции для рекламы. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что читатели больше всего нажимали на маркетинговые ссылки, когда они размещались вверху или внизу веб-страницы.

8. Недвижимость

Когда люди ищут какую-либо недвижимость или дом для покупки, они часто отвергают первые попавшиеся варианты, т. е. эффект первичности часто не играет большой роли в недвижимости. Помня об этой тенденции, агенты по недвижимости часто оставляют лучший вариант напоследок. Ожидания клиентов снижаются после просмотра различных свойств, что обычно делает последний вариант более предпочтительным, чем ранее просмотренные варианты. Последний увиденный вариант остается в кратковременной памяти покупателя, и при сравнении с ранее увиденными вариантами покупатель, скорее всего, выберет только последний вариант.

9. Электронная коммерция

Роль эффекта серийной позиции обычно наблюдается на платформах электронной коммерции. Представьте, что вы просматриваете разные страницы вашего любимого веб-сайта электронной коммерции, вам нравится рубашка, а затем вы продолжаете искать другие похожие варианты. Вы сравниваете все остальные варианты с первой понравившейся вам рубашкой, и есть вероятность, что в конечном итоге вы купите только эту конкретную рубашку.

10. Реклама фармацевтических препаратов

Согласно законам, фармацевтические компании обязаны сообщать потребителям о возможных побочных эффектах лекарств. Фармацевтические компании используют эффект последовательного положения, чтобы показать клиентам эти побочные эффекты. Вспомните, когда вы в последний раз видели рекламу лекарства, она обычно начинается с человека, страдающего от боли, который принимает лекарство и сразу чувствует облегчение. Здесь действует эффект первичности, который наводит покупателей на мысль, что препарат очень эффективен. После этого они перечисляют количество побочных эффектов этого препарата, таких как головные боли, тошнота и т. д., но, поскольку вы уже ознакомились с преимуществами препарата, вы будете обращать меньше внимания на эти побочные эффекты, а побочный эффект препарат не будет хранить много в вашей памяти. Именно по этой причине негативные аспекты наркотиков всегда находятся в середине рекламы. Эти объявления обычно заканчиваются положительным влиянием конкретного препарата на вашу жизнь, и они побуждают вас получить разрешение врача перед употреблением. Здесь в игру вступает эффект новизны, и это создает доверие потребителя к этому препарату или компании.

11. Решения о покупке

Порядок стимулов напрямую влияет на решение покупателя о покупке. Замечено, что эффект новизны влияет на клиентов больше, чем эффект первенства, когда есть продажи таких предметов, как одежда, продукты питания или другие обычные предметы домашнего обихода. Например, вы видите блейзер на распродаже 50%, который может вас привлечь, и вы примеряете этот блейзер, вы можете купить его, если он вам понравится. С другой стороны, вы видите блейзер, любите его и примеряете. Позже вы видите бирку со скидкой 50%, велики шансы, что вы купите этот блейзер. Это происходит из-за влияния эффекта недавности.

Можем ли мы избежать эффекта последовательного позиционирования?

Невозможно избежать эффекта последовательного положения, поскольку именно так работает наша память, но мы можем использовать эффект последовательного положения в свою пользу, понимая, как мы получаем информацию и как работает эффект последовательного положения. Как уже обсуждалось в приведенных выше примерах, это может включать в себя размещение важной информации либо в начале, либо в конце списка, либо в случайном порядке элементов для лучшего запоминания каждого элемента. Можно разумно выбирать лучшие товары или услуги, помня о различных маркетинговых уловках, основанных на эффекте серийной позиции.

Что такое эффект Пигмалиона?

Опубликован в 30 сентября 2022 г. от Кассиани Николопулу. Отредактировано 18 ноября 2022 г.

Эффект Пигмалиона относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к ее ухудшению. Хотя эффект Пигмалиона первоначально наблюдался в классе, он также применялся в области менеджмента, бизнеса и спортивной психологии.

Пример: эффект Пигмалиона. Вы хотите исследовать влияние двух методов повествования на увеличение словарного запаса детей. Чтобы проверить это, детям дается либо 20 минут рассказа их учителем, либо 20 минут компьютеризированного рассказывания историй.

Вы твердо верите, что человеческий аспект необходим для развития словарного запаса детей. Вы поощряете детей в этой группе быть внимательными и взволнованными, в то время как вы не демонстрируете такого поведения компьютерной группе.

Дети из первой группы теперь уделяют больше внимания и чувствуют себя лучше, чем дети из другой группы, что может привести к эффекту Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона также известен как эффект Розенталя, по имени исследователя, впервые наблюдавшего это явление.

Содержание

  1. Что такое эффект Пигмалиона?
  2. Как работает эффект Пигмалиона
  3. Примеры эффекта Пигмалиона
  4. Почему важен эффект Пигмалиона?
  5. Другие типы предвзятости исследований
  6. Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона — это психологический термин, используемый для описания влияния положительных или отрицательных ожиданий на деятельность человека или группы. Это вносит предвзятость в ваши исследования.

Основная идея заключается в том, что если лидер, авторитетная фигура или образец для подражания верят, что мы можем добиться успеха в определенной области, мы будем усердно работать, чтобы оправдать их ожидания. Это также означает, что мы действуем лучше, когда от нас ожидают большего.

Эффект Пигмалиона имеет как академическое, так и практическое значение.

Например, если менеджер верит в способности своей команды, эта команда превзойдет ту, чей менеджер верит в обратное, даже если обе команды одинаково квалифицированы.

Точно так же, если исследователь возлагает большие надежды на то, что пациенты, включенные в группу лечения, добьются успеха, у этих пациентов могут быть лучшие результаты, чем в контрольной группе. В этом примере эффект Пигмалиона принимает форму (бессознательной) предвзятости исследователя.

Как работает эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона демонстрирует силу ожиданий в формировании поведения.

Этот эффект возникает из-за того, что мы склонны усваивать ярлыки, которые другие навешивают на нас. Мы стараемся соответствовать этим ярлыкам, положительным или отрицательным.

Эффект Пигмалиона работает по кругу:

  1. Ожидания других людей о нас влияют на их поведение по отношению к нам.
  2. Их поведение по отношению к нам влияет на то, как мы себя видим.
  3. То, как мы себя видим, влияет на наше поведение.
  4. Наше поведение по отношению к другим влияет на их убеждения, усиливая их ожидания.

Другими словами, чьи-то высокие ожидания в отношении нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они.

Чтобы применить это, давайте возьмем пример с учителем. Ожидания учителя от учащихся передаются четырьмя способами:

  • Климат
  • Обратная связь
  • Ввод
  • Выход

Климат относится к атмосфере, созданной человеком, который возлагает надежды, в данном случае учителем. Об этом часто сообщают невербально, возможно, улыбаясь, кивая или устанавливая зрительный контакт. Эти сигналы могут создать дружественный и позитивный климат.

Обратная связь относится к типу ответа, который учитель дает ученикам. Студенты с высокими ожиданиями, скорее всего, получат больше похвалы и более подробные отзывы.

Ввод относится к усилиям или энергии, которые вкладывает учитель. Некоторые учителя, как правило, вкладывают больше времени и усилий в учеников с высокими ожиданиями (например, предоставляя им более сложный материал).

Выход относится к тенденции учителей чаще обращаться к «хорошим» ученикам или поощрять их к более отзывчивому отношению.

Пример: эффект Пигмалиона. Предположим, учительница считает, что ее класс может получить высокие оценки за тест в конце семестра. Учитель передает это ожидание, говоря ученикам, что она уверена, что они преуспеют, если будут усердно готовиться.

В последующие недели, проводя пробные экзамены в классе, учитель сохраняет позитивный настрой: она поощряет каждого ученика отвечать и участвовать. Всякий раз, когда студенты ошибаются, она не торопится, чтобы объяснить правильный ответ.

Поскольку учитель ценит способности учащихся и пытается создать атмосферу успеха, учащиеся с большей вероятностью усвоят это убеждение и будут усердно готовиться к тесту. По мере того как ученики настраивают свое поведение на ожидания учителя, вера учителя в своих учеников подтверждается. Это мотивирует ее еще больше помогать своим ученикам преуспевать.

Примеры эффекта Пигмалиона

Эффект Пигмалиона может объяснить, как люди ведут себя в различных контекстах.

Пример: эффект Пигмалиона в бизнесе. Вы проводите лонгитюдное исследование эффективности нескольких менеджеров филиалов банка в течение одного года.

Каждые несколько месяцев каждый менеджер получает оценку эффективности. Те, кто не достигает своих целей по доходам, автоматически получают отрицательный отзыв. Вы заметили, что, чтобы избежать дальнейших негативных отзывов, эти менеджеры чаще выдвигают безопасные, но не очень прибыльные кредиты.

Это приводит к тому, что филиалы уступают бизнес конкурентам, и дальнейшие негативные отзывы об этих менеджерах. Чтобы переломить ситуацию, руководители филиалов начинают брать как можно больше кредитов, даже рискованных. Это также приводит к уменьшению прибыли филиалов, поскольку арендаторы чаще не выполняют свои обязательства.

Проведя полуструктурированные интервью с руководителями филиалов, вы понимаете, что их неустойчивое поведение было попыткой избежать дальнейшего ущерба их карьере и самооценке, а не ошибочным суждением. Вы заметили, что менеджеры, которые получают негативные отзывы, со временем становятся менее эффективными.

Вы заключаете, что эффект Пигмалиона повлиял на поведение менеджеров.

Руководители филиалов восприняли отрицательную служебную аттестацию как признак неудачи и недоверия к своим способностям. Они усвоили это убеждение, и это повлияло на их действия. Их неверные решения привели к еще худшим результатам, подтвердив ожидания начальства.

В контексте образования эффект Пигмалиона показывает, что учителя рискуют получить от учеников только то, что они от них ожидают.

Пример: эффект Пигмалиона в образовании. Предположим, вы учитель средней школы. В первый день в школе вы замечаете, что у вас есть ученик, двое старших братьев и сестер которого были у вас в предыдущие годы. Оба они часто были возмутителями спокойствия.

Неосознанно вы уже заклеймили ученика как возмутителя спокойствия. Это, в свою очередь, влияет на то, как вы к ней относитесь. Всякий раз, когда она хоть немного плохо себя ведет, вы чувствуете раздражение и неуважение.

Несмотря на то, что она не единственная ученица, которая время от времени плохо себя ведет, вы выговариваете ей гораздо строже и регулярно, чем другие ученицы. В свою очередь, ученица чувствует, что вы к ней несправедливы, и со временем теряет интерес к вашим урокам, так что ваши ожидания действуют как «самосбывающееся пророчество».

Различные ожидания обычно приводят к различным методам лечения, даже если это происходит непреднамеренно.

Почему важен эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона проявляется в различных контекстах:

  • Хотя этот механизм в основном работает бессознательно, его также можно использовать для намеренного обеспечения развития других людей, таких как студенты, сотрудники или спортсмены. Например, тренеры, которые сообщают спортсменам, что ожидают от них большего, могут привести их к большим достижениям как спортсменов.
  • Знание об эффекте Пигмалиона может помочь людям, занимающим руководящие должности, понять, как их отношение и ожидания от подчиненных могут повлиять на них. Предвзятость лидера может повлиять на его ожидания от других и наложить на них несправедливые или стереотипные ярлыки.
  • Эффект Пигмалиона также может влиять на целые группы и организации. Например, он может формировать климат в целых отделах, создавая культуру заниженных ожиданий, или наоборот.

Другие виды предвзятости исследования

Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона

Что такое эффект Розенталя?
org/Answer»>

Эффект Розенталя относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к плохой работе. Его часто называют эффектом Пигмалиона.

Процитировать эту статью Scribbr

Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

Николопулу, К. (2022, 18 ноября). Что такое эффект Пигмалиона? | Определение и примеры. Скриббр. Проверено 26 января 2023 г., с https://www.scribbr.com/research-bias/pygmalion-effect/

Процитировать эту статью

Полезна ли эта статья?

Вы уже проголосовали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *