Эффект роли пример из жизни: объяснение простыми словами, примеры, причины

Содержание

Эффекты восприятия: эффект ореола, эффект стереотипизации

Министерство образования и науки Российской Федерации 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет  
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
(ВлГУ) 
 
Кафедра  
«Психология личности и специальной педагогики» 
 
 
 
 
 
Реферат

по дисциплине «Психология» 


на тему:

«Эффекты восприятия: эффект ореола, эффект стереотипизации»

 

 

 

 

 

        

      Выполнил: 


Ст. гр.  УПк – 213 
Соколова П.Н.

                              

                                                                                         Принял: 
                                                                                                           к. пс.н., доц., Винарчик Е.А.

 


 

Владимир,  2014

Содержание

 

Введение …………………………

……………………………………………….…………...3

1. Эффекты социального восприятия …………………………

………………………4

2. Эффект ореола …………………………

……………………………………………………8

3. Эффект стереотипизации …………………………

…………………………………..11

Заключение …………………………

………………………………………………………….13

Список используемой литературы ……………..………………………….

…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Установление контакта тесно связано с восприятием партнера по общению и возникновением первого впечатления о нем. Познание объекта общения начинается со знакомства со сведениями о человеке. Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие. Другим путем получения информации об объекте общения является непосредственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним. Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, одежда, манера себя вести, говорят, опрятен ли он, каков уровень его культуры.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и проявление субъективности социального восприятия, и типовые социальные шаблоны. Другими словами, эти эффекты воспроизводятся в силу двух различных причин: с одной стороны, за ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия, с другой стороны — люди так видят происходящее, потому что в данной общности так принято и так всем привычно. Если людям долго внушать, что «первое впечатление самое верное», они будут верить своему первому впечатлению вне зависимости от его точности или нет. Если окружение человека убеждено, что внешность отражает внутренние характеристики человека, то и сам человек начинает судить о человеке по его внешности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эффекты социального восприятия

 

Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в еде — мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усвоил наш организм. Оказывается, факты воспринимаются, “перевариваются” нами в значительной степени в зависимости от того, в каком обрамлении они попадают в поле нашего внимания. В числе таких “обрамляющих” обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности? 


 
Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие.
Большинство фактов показывают, что успех в одной деятельности не может влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.

Список эффектов социального восприятия

1. Эффекты стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, безработные, политики, преподаватели, негры, гомосексуалисты, и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

2. Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.

3. Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты.

О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае — воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.

В эксперименте, проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «умный, умелый, трудолюбивый, решительный, деловитый и благоразумный», был представлен одним испытуемым как слишком холодный, а другим — как слишком пылкий. Испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.

Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств и качеств.

4. Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем.

Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.

5. Эффект авторитета. Скорее врач может убедить человека не курить, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам популярных спортсменов или кинозвезд.

6. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

 

Эффекты заинтересованности.

Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.

1. Эффект самоубеждения. Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. По-видимому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует.

Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны истолковывать происходящее так, чтобы наше убеждение подтвердилось.

Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить. Точно так же достаточно лишь одному безработному однажды отказаться от предложенной работы, как сразу же усиливается распространенное мнение, что все безработные лентяи.

2. Эффект когнитивного диссонанса. Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающее несогласие, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать — наилучший.

Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить — значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?».

Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д.

3. Эффект когнитивного равновесия. Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхождений во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным фактам установки другого человека в основе своей согласуются с нашими собственными.

Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддерживать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию.

4.   Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучшими.

 

Эффекты последовательности.

Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.

1. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.

2. Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

3. Эффект повторения.

Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят — значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.

4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

5. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

 

Другие эффекты.

1. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

2. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

3. Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

4. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

5. Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

6. Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

7. Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

8. Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эффект ореола

 

Изучая процесс восприятия, психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые мы должны знать и учитывать. К их числу относится эффект ореола. Он проявляется в приписывании человеку, о котором имеется благоприятное мнение, положительных оценок и тех качеств, которые в данный момент не наблюдаются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже хорошие его поступки истолковываются как негативные.

Эффект ореола – это тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по-видимому, такая оцениваемая черта оказывает избыточное влияние на другие черты. Эффект впервые получил свое практическое подтверждение в работах Э. Л. Торндайка. Эффект ореола наносит серьезный ущерб системам оценки, так как он маскирует наличие индивидуальной переменчивости по различным оценочным шкалам. Было высказано много предложений по его преодолению, например, оценивать всех людей по одной черте, прежде чем переходить к следующей; варьировать привязку шкалы, привлекать оценщиков с одинаковым уровнем знания, и проводить интенсивное обучение оценщиков. Последний способ, по-видимому, является наиболее эффективным и наиболее часто используемым подходом для противодействия.

С эффектом ореола тесно связан «эффект дьявола» («devil effect»), при котором оценивающий присуждает индивидууму низкие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум имеет низкую степень выраженности некоторой черты, которая считается очень важной.

Эффект ореола (или дьявола) обычно увеличивается пропорционально тому, в какой степени оцениваемая черта оказывается неопределенной, трудной для измерения или рассматриваемой как входящая в состав другой оцениваемой черты.

Эффект ореола базируется на коварном психологическом свойстве — человеческой склонности мыслить ложными аналогиями. Он состоит из двух распространенных стереотипов-заблуждений.  


 
1. «Рядом — значит вместе». Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих. Не случайно те, кто запечатлен на фото рядом с «большими» людьми, с удовольствием демонстрирует эти фотографии всем друзьям и знакомым. Мол, я с ними на короткой ноге. Аналогично политики обожают находиться в компании популярных артистов или спортсменов. В этом случае частичка любви и обожания, которые народ дарит своим кумирам, автоматически проецируется и на ничем не примечательных «слугах народа».   
 
2. Второй стереотип состоит в следующем: человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах. Многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Есть множество примеров, когда люди, которые блестяще делают одно дело, во всем остальном оказываются абсолютно беспомощными. 

Эффект ореола: когда ваш собственный ум остается загадкой

Эффект ореола — это влияние первого впечатления о человеке (преимущественно его внешних данных и манеры общения) на наше к нему отношение в дальнейшем. Например, если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии с ним, мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая его недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд, вызывает у нас негатив, то, каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки. Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, со временем, эффект ореола исчезает, и отношение к нему меняется, т.е мы видим уже и его положительные, и отрицательные стороны.

Эффект ореола отлично демонстрируют голливудские звезды. Они ведь представляются нам очень привлекательными, и на этом фоне нам кажется, что они ещё и умны, и добры, и вообще очень положительны. Мы находимся под этим впечатлением, пока не сталкиваемся с фактами, опровергающими это. Тоже самое касается и политиков. Каждый старается казаться лучше в глазах народа, и люди, естественно, их так и воспринимают. Если политик умеет грамотно себя преподать, это увеличивает его шансы на народное признание. Ведь он хороший, значит ему надо верить.

В 1977 году Нисбетт и Уилсон проводили интересное исследование, касающееся мнения студентов о преподавателях. Студенты были разделены на две группы, которые собирались смотреть два разных видео одного и того же преподавателя. Одна группа смотрела видео, где преподаватель ведет урок в очень теплой и дружественной манере. Второй группе досталось видео, где этот же преподаватель был груб и резок. После этого каждую группу студентов просили оценить преподавателя по внешности, манерам, акценту и т.д. В соответствии с эффектом ореола, студенты, которые видели преподавателя в положительном варианте, оценили его как привлекательного, с хорошими манерами. Удивительно то, что студенты абсолютно не могли объяснить, почему они дают более положительную оценку преподавателю, даже посмотрев потом второе видео. Ну и, соответственно, вторая группа студентов, которая видела его грубияном, даже увидев его в положительном воплощении, осталась при своем мнении.

Эффект ореола само по себе увлекательное и, в настоящее время, хорошо известное явление в деловом мире. По данным «Репутация маркетинга» книга Джона Маркони “Классика Harvard” в два раза дороже точно такой же книги, но без одобрения Гарварда. То же самое в индустрии моды. На простые джинсы можно надуть гораздо большую цену, если представить их от имени известного модельера. Эксперимент показывает, что, хотя мы понимаем эффект ореола интеллектуально, мы часто не знаем, когда это происходит в действительности. Это делает его таким “полезным” эффектом для торговцев и политиков. И даже когда в ходе эксперимента оказывается, что мы судим о человеке по первому впечатлению, мы все равно пытаемся отрицать это.

***

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.


Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.


Противоположностью эффекта первого впечатления является эффект ореола. Его также называют эффектом нимба или гало-эффектом. Он уже рассматривает сформировавшееся мнение об объекте, человеке или явлении после знакомства с ним. Если мы видим положительную репутацию, то будем приписывать и другие хорошие качества. Необязательно, что эти качества потом проявятся, но эффект ореола будет делать свою работу. Причем если о человеке сложилось негативное мнение, то приписываться будут отрицательные качества, а положительные будут игнорироваться.


Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.


Существует несколько условий, которые вызывают эффект ореола в психологии:


  • недостаток времени. У человека нет времени полностью ознакомиться с объектом, тщательно взвесить все за и против, подробно рассмотреть особенности характера и черты личности другого человека.

  • поток информации. Часто у людей просто нет возможности разбираться с каждым, особенно при больших потоках информации, частых знакомствах.

  • отсутствие значимости. Не всегда люди придают большое значение окружающим. Поэтому мнение может быть смутным, больше походить на ореол.

  • стереотипное мнение. Если большая группа людей одинаково высказывается о другом человеке, то мнение может быть навязано их отношением, а не реальным впечатлением и собственными доводами.

  • яркость отдельной черты. Это может быть черта внешности или характера, но если она является неординарной, то будет оказывать влияние на общее впечатление. Обычно яркой чертой является не личность, а внешность.

Мы обладаем одной особенностью – мыслим ложными аналогиями. Это и есть психологическая основа эффекта ореола. Существуют примеры эффекта ореола, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они могут часто привести к заблуждениям.


Эффект зачётки


Как уже говорилось выше, студенты часто работают на зачетку, чтобы потом преподаватели завышали им оценки. Реальная работа ведется только на первом-втором курсе, потом студент начинает меньше внимания уделять учебе и даже пропускать занятия. Но эффект ореола означает, что преподаватели будут оценивать таких учеников выше. Если студент прилежно занимался у одного преподавателя на протяжении года, то он будет неосознанно завышать ему оценку, даже если реальные знания не на высоте. Более того, многие преподаватели стараются вытянуть в прошлом хороших учеников, если те показывают крайне низкий уровень знаний. С хорошей зачеткой можно получить «отлично», даже если ответ не тянет и на тройку.


Рядом и вместе


Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» — это еще не означает «вместе».


Успех во всем


Если человек отличается особыми успехами в одной области, то это не значит, то он будет добиваться высот и в других сферах. Хотя многие люди подвержены этому заблуждению. Стоит помнить, что мы не можем быть успешными во всех сферах. Некоторые области требуют прямо противоположных достижений. Например, суровое отношение и жесткость на работе не может соотноситься с мягкостью и нежностью в семье. Хотя многие люди стараются показать свою успешность во всех областях. Например, Арнольд Шварценеггер, будучи успешным актером, решил попробовать себя на политическом поприще. Кстати, этот стереотип чаще всего появляется в политической сфере.


Влияние первого слова


Первооткрывателем этого эффекта называли Йозефа Геббельса. Он утверждал, что человек, который сказал первое слово, всегда будет считаться правым. Этот феномен был подтвержден многими психологами. Они выяснили, что если кандидат во время предвыборной гонки сможет убедительно сказать электорату, что он победит, он действительно в большинстве случаев побеждает. Все дело в завоевании массового сознания. Исследования проводились учеными Йельского университета, а также это открытие сделали К. Ховланд, Н. Джанис и Л.Доуб. По их мнению, если человек первым смог донести свою позицию до людей, обойдя соперников, то его деятельность будет более успешной. Феномен объясняется невозможностью проверить полученную информацию. Если мы слышим от разных политиков определенные обещания, то поверим скорее первому, чем последующим. И такое мнение будет нелегко изменить.


Эффект часто используется для снижения репутации конкурентов. Если на противника польются нелицеприятные факты, то люди могут навязать ему несуществующие грехи. Их аргументация будет непробиваемой: «Оправдывается – значит, виноват». Даже если обвинение было доказано всего на 10%, а опровержение доказано на 100%, люди все равно будут верить первому. Эти слова историки приписывают Гитлеру. Более того, человек, выставляющий обвинения, всегда будет немного выше в сознании людей, чем его жертва.


Как воздействовать на эффект ореола?


Ответ на этот вопрос дает Фил Розенцвейг, которому принадлежит книга «Эффект ореола». Он утверждает, что с этой психологической особенностью можно бороться и даже разрушить неверное впечатление или мнение. Автор представляет множество примеров, которые являются доказательством его слов. Хотя эти примеры показывают, что так называемый человек с нимбом, который создает вокруг себя эффект ореола, не способен повлиять на ситуацию. Изменения происходит из-за психологического состояния субъекта.


Ураган Катрина, нанесший огромный урон экономике США, унесший множество жизней, стал причиной падения популярности Джорджа Буша. Критике также подверглась и его экономическая политика. Но после 11 сентября популярность выросла, вместе с удовлетворением экономической политикой. После терактов американцы стали видеть в Буше защитника, отсюда повышение репутации. Но люди не могут оценивать ситуацию с разных аспектов. Для них не бывает полумер, президент может быть только плохим или только хорошим.


Также можно взять пример с 2008 года. Тогда во всех странах бушевал финансовый кризис. И многие крупные компании получали письма с негативными отзывами о своей продукции. Отзывы были написаны старыми и проверенными клиентами, которые долгое время пользовались услугами компаний. Это связано со стрессовой ситуацией. Из-за кризиса люди стали замечать мелочи и более остро их воспринимали. Эта реакция описана в социальной психологии. Она является настолько мощной, что повлиять и изменить ее нельзя.

11 Примеры эффекта последовательного позиционирования в реальной жизни – StudiousGuy

Указатель статей (щелкните, чтобы перейти)

Что такое эффект последовательного позиционирования?

Эффект последовательного расположения — это психологический феномен, при котором человек с большей вероятностью запомнит первый и последний элементы списка, чем средние. Например, вы составили список покупок, в котором упомянули различные товары, такие как шоколад, молоко, сыр, яйца и зубная паста. Позже вы добираетесь до продуктового магазина и понимаете, что забыли дома список покупок. Возможно, вы заметили, что лучше всего запоминаете первый и последний пункты списка, то есть шоколад и зубную пасту, и вам может быть трудно вспомнить остальные пункты. Конечно, так будет не во всех ситуациях, но шансов запомнить первую и последнюю информацию больше, чем запомнить среднюю информацию. Эффект последовательного положения описывает влияние положения данных в любой последовательности на нашу способность хранить информацию в памяти.

Объяснение эффекта последовательного положения

Термин «эффект последовательного положения» был сформулирован немецким психологом Германом Эббингаузом в 1964 году. Он особо подчеркивал, что информация хранится в нашей памяти в соответствии с тем, как она нам представлена. . Чтобы понять связь между положением конкретной информации в списке и способностью вспоминать, Эббингауз провел несколько исследований на себе. Эксперименты, которые он проводил, упоминаются в его книге «Память: вклад в экспериментальную психологию». Он слушал свои ранее прослушиваемые записи случайных слогов. Затем он попытался вспомнить эти слова. Он обнаружил, что может легко вспомнить слова, присутствующие в начале и конце списка, по сравнению со средними словами списка, что он назвал эффектом последовательного положения. Работа Эббингауза над эффектом последовательного положения также поддерживает модель трех стадий памяти Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина. Согласно трехступенчатой ​​модели памяти Аткинсона и Шиффрина, существует три хранилища памяти, то есть сенсорный регистр, кратковременная память и долговременная память. Эббингауз предположил, что эффект последовательного положения включает в себя два эффекта, т. е. эффект первичности и эффект недавности. Эти два эффекта подробно объясняют нашу способность вспоминать выученную информацию и тесно связаны с трехступенчатой ​​моделью памяти Аткинсона и Шиффрина. Обсудим эти два эффекта.

1. Эффект первичности

В соответствии с первичным эффектом человек с большей вероятностью вспомнит информацию, которую ему/ей представили первой, т. е. информацию, представленную вверху списка. Согласно трехступенчатой ​​модели памяти Аткинсона и Шиффрина, информация обычно сохраняется в долговременной памяти человека в случае эффекта первичности. Большинство исследователей пытались понять феномен эффекта первичности с помощью техники свободного припоминания; это метод измерения способности человека вспоминать информацию, внимание и память человека. В этом методе участникам предоставляется длинный список случайных слов для их изучения. Замечено, что когда участникам дается список, они повторяют про себя пункты списка, чтобы выучить слова, а когда в список добавляются новые пункты, они продолжают повторять старые пункты вместе с новыми, чтобы выучить слова. сохранить их в памяти. Участники обычно повторяют слова в той последовательности, в которой они присутствуют в списке, и продолжают репетировать элементы до тех пор, пока информация не сохранится в их долговременной памяти. Обнаружено, что эффект первичности оказывает большее влияние на способности вспоминать, когда между демонстрацией элементов проходит больше времени, поскольку он дает участнику больше времени для изучения предыдущих элементов.

Исследование, основанное на методе свободного припоминания, было проведено в 1962 году Беннетом Мердоком для понимания эффекта первичности. В этом исследовании участникам был предоставлен список из 40 слов. Им сказали выучить как можно больше слов. На рисунке ниже представлено графическое представление слов, которые вспомнили участники, когда их попросили о презентации через некоторое значительное время.

Как видно из изображения выше, вероятность запоминания первых нескольких слов выше, для средних слов она уменьшается, а затем снова увеличивается в конце. Количество слов в списке позже также было изменено, и оказалось, что неважно, 10 слов в списке или 40 слов. Вероятность вспомнить первые несколько слов больше, чем средние. Таким образом, вывод исследования подтвердил эффект первичности. Влияние эффекта первенства можно понять с помощью другого исследования, проведенного исследователями. В этом исследовании участникам было предоставлено одно из двух предложений. Рассмотрим один из примеров; одной группе было дано предложение, что девочка по имени Дженис — умная, умная, прилежная, критическая, самовлюбленная и ревнивая девушка, а другой группе было предоставлено предложение, что Дженис — ревнивая, самовлюбленная, критическая, умная и интеллигентная девушка. . Хотя смысл обоих предложений одинаков, оба предложения представляют разные черты. В начале предложений первое предложение представляет положительные черты, а последнее предложение представляет отрицательные черты. После завершения исследования выяснилось, что первая группа оценивала Дженис более положительно, чем вторая группа. Это также следует за эффектом первичности.

2. Эффект новизны

Согласно эффекту новизны, человек с большей вероятностью вспомнит предметы, которые были представлены ему/ей совсем недавно, т. е. информацию, представленную в конце списка. Например, вы чему-то научились, и вас тут же просят проверить то, что вы узнали. Вы с большей вероятностью запомните информацию, которую только что узнали, и вам может быть трудно вспомнить информацию, которую вы прочитали первой или в середине. Эффект новизны не так долговечен, как эффект первичности. Утверждается, что слова, находящиеся в начале списка, с большей вероятностью сохранятся в долговременной памяти, а слова, находящиеся в конце списка, с большей вероятностью сохранятся в кратковременной памяти. Емкость данных, хранящихся в кратковременной памяти, довольно ограничена, поэтому, когда человек отвлекается на некоторое время после того, как он / она выучил данный фрагмент данных, эффект новизны может исчезнуть. Следовательно, если человек не репетирует данную информацию повторно, она может потеряться. Это можно понять из следующего примера.

Glanzer и Cunitz, которые считаются пионерами эффекта недавности, провели исследование в 1966 году. В этом исследовании 240 участникам был предоставлен список, состоящий из разных слов, и их попросили выучить эти слова. Когда их попросили сделать презентацию, как и ожидалось, слова в начале и в конце списка запомнились участникам лучше, чем слова в середине списка. Гланцер и Куниц здесь не оказались, они провели дальнейшие исследования. Они разделили участников на две группы по 120 человек в каждой. Первую группу назвали контрольной, а вторую – экспериментальной. Когда мужчины из второй группы выучили слова, указанные в списке, им было предложено 30-секундное случайное задание. Основная функция этого 30-секундного задания заключалась в том, чтобы отвлечь мужчин и прервать запись слов в их краткосрочной памяти. Когда результаты были подведены, было обнаружено, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наблюдалось участие эффекта последовательного положения, но то, как эти группы вспоминали слова, значительно отличалось. Оказалось, что группа, которая не отвлекалась, т. е. контрольная группа, показывает почти равную вероятность запоминания начальных и конечных слов списка, чем слова в середине списка. Однако группа, отвлеченная 30-секундным заданием, т. е. экспериментальная группа, лучше запоминала начальные слова списка, чем слова в середине и конце списка. Хотя конечные слова списка все же было легче вспомнить, чем слова в середине, их было не так легко вспомнить, как слова в начале списка.

Путем глубокого анализа результатов, полученных в различных исследованиях эффекта последовательного положения, было обнаружено, что на эффект последовательного положения влияют два условия, а именно:

  • содержит большое количество предметов. Поскольку самая свежая информация хранится в кратковременной памяти, ее можно легко вспомнить по сравнению с ранее сохраненными первыми и средними элементами списка.
  • Если разрыв между обучением и презентацией больше, то первичный эффект сильнее, чем эффект новизны. Это связано с тем, что информация, которая изучается первой, сохраняется в долговременной памяти, в то время как последняя прочитанная информация или информация в середине списка сохраняется в кратковременной памяти, которая может быть размыта по мере исчезновения из-за добавление новой информации в кратковременную память из-за большего разрыва между обучением и представлением.

Реальные примеры эффекта последовательной позиции

1. Маркетинг

Эффект серийной позиции широко используется в мире маркетинга. Если вы хотите представить свои идеи, продукт или услугу кому-то, что может оказать на них долгосрочное и положительное влияние, то более целесообразно поместить самую важную часть информации либо в первую, либо в последнюю, и наименее важная информация должна быть упомянута в середине документа. Еще один прием, который также очень полезен, заключается в том, что если человек/клиент должен принять решение сразу после прочтения документа, то наиболее важная информация должна быть помещена в конец, а если человек принимает решение спустя значительное время после прочтения документа, самую важную информацию лучше размещать вверху. Это связано со значимостью эффекта первичности и эффекта новизны по отношению к временному промежутку.

2. Меню ресторана

Эффект последовательного расположения часто используется большинством ресторанов, чтобы побудить клиентов выбирать пункты меню, которые являются дорогостоящими и очень прибыльными для ресторана. Пункты меню расположены таким образом, что переоцененные позиции могут не казаться психологически завышенными. Например, если дорогие блюда размещены в верхней части меню, то цена первого блюда останется в памяти человека, и он/она будет просматривать остальную часть меню, сохраняя цену первого блюда. в уме. Это заставляет человека чувствовать, что другие блюда в меню менее дорогие, что в противном случае может показаться завышенным. На следующем изображении показано меню нью-йоркского ресторана Balthazar, в котором используется эффект серийного позиционирования и используется аналогичный шаблон, как описано в примере.

3. Заказ товаров в супермаркетах

Эффект последовательного положения также используется при расположении товаров в супермаркетах. Те элементы, которые приносят больший доход или пользуются большей популярностью, обычно размещаются либо в начале, либо в конце каждого раздела. Исследование, проведенное австралийскими учеными, показало, что палатка, которая была размещена первой в секции, предпочиталась людьми примерно на 250% больше, чем другие палатки.

4. Дизайн веб-страниц

Эффект последовательного расположения также используется при разработке интерактивных веб-страниц вашего веб-сайта. Он в основном используется на домашних страницах, где посетители попадают первыми и узнают, какие услуги предоставляет бизнес. Тщательный дизайн домашних страниц может позволить потенциальным клиентам глубоко взаимодействовать с веб-сайтом, что в конечном итоге может повысить ваш бизнес. Уникальные качества и сильные стороны бренда обычно размещаются в начале главной страницы из-за влияния эффекта первенства. Отзывы клиентов и важные сертификаты размещаются в конце веб-страницы, чтобы оказать положительное влияние на читателей; это соответствует эффекту недавности. Неконкурентные или отрицательные характеристики продуктов или услуг должны быть упомянуты в середине главных страниц. Понимание эффекта последовательного положения помогает веб-дизайнеру улучшать пользовательские интерфейсы.

5. Обзоры продуктов

Эффект последовательного положения проявляется, когда вы покупаете любой продукт любой компании. Например, о бренде обычно узнают через рекламу. Если реклама достаточно цепляет, вступает в действие эффект первичности, который сохраняет рекламный контент в вашей памяти, и когда вы идете покупать этот продукт, реклама компании остается в вашем мозгу, что в основном связано с положительными сторонами продукта. Что ж, есть вероятность, что вы также можете провести некоторое исследование перед покупкой продукта, например, запросить отзывы у своего друга, который использовал продукт, и посетить веб-сайт компании, чтобы ознакомиться с обзорами продукта. Лучшие положительные отзывы о продуктах обычно размещаются над другими отзывами, чтобы оказать положительное влияние на клиентов.

6. Методы обучения

Когда человек осознает эффект последовательного положения, может стать легче запомнить определенные учебные материалы, презентации или сообщения. Возможно, вы сталкивались с проблемой, что при изучении любого контента в формате баллов вы помните только первые несколько пунктов или несколько последних пунктов и, как правило, забываете средние пункты. Эту проблему можно решить, изучив содержимое путем перетасовки очков. Можно легко запомнить что угодно, изменив порядок выученного материала. Во время учебы 10-минутный перерыв после каждых 20 минут обучения считается лучшим подходом к обучению. После 20-минутного занятия вы с большей вероятностью вспомните первые и последние несколько минут своего обучения. Десять отключений звука прерываются, чтобы сбросить сеансы обучения, и после следующего 20-минутного сеанса вы запомните первые и последние несколько минут. Если вы не сделаете перерыва, то занимайтесь около трех часов подряд, вы снова вспомните первую и последнюю несколько минут вашего обучения, и большая часть средней части, которую вы изучили, попадет в размытую область. Средняя часть исследования, попадающая в область размытия, значительно ниже в случае 20-минутных учебных занятий с десятиминутным перерывом. Метод использования мнемотехники также является хорошим способом что-то запомнить.

7. Рейтинг объявлений

Наблюдается, что в поисковых системах онлайн эффект первенства более заметен. Было обнаружено, что первые два рекламных объявления лучше всего оцениваются в поисковом маркетинге. Рейтинг объявления напрямую связан с рейтингом кликов. Следовательно, можно улучшить свой бизнес, выбрав верхние позиции для рекламы. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что читатели больше всего нажимали на маркетинговые ссылки, когда они размещались вверху или внизу веб-страницы.

8. Недвижимость

Когда люди ищут какую-либо недвижимость или дом для покупки, они часто отвергают первые попавшиеся варианты, т. е. эффект первичности часто не играет большой роли в недвижимости. Помня об этой тенденции, агенты по недвижимости часто оставляют лучший вариант напоследок. Ожидания клиентов снижаются после просмотра различных свойств, что обычно делает последний вариант более предпочтительным, чем ранее просмотренные варианты. Последний увиденный вариант остается в кратковременной памяти покупателя, и при сравнении с ранее увиденными вариантами покупатель, скорее всего, выберет только последний вариант.

9. Электронная коммерция

Роль эффекта серийной позиции обычно наблюдается на платформах электронной коммерции. Представьте, что вы просматриваете разные страницы вашего любимого веб-сайта электронной коммерции, вам нравится рубашка, а затем вы продолжаете искать другие похожие варианты. Вы сравниваете все остальные варианты с первой понравившейся вам рубашкой, и есть вероятность, что в конечном итоге вы купите только эту конкретную рубашку.

10. Реклама фармацевтических препаратов

Согласно законам, фармацевтические компании обязаны сообщать потребителям о возможных побочных эффектах лекарств. Фармацевтические компании используют эффект последовательного положения, чтобы показать клиентам эти побочные эффекты. Вспомните, когда вы в последний раз видели рекламу лекарства, она обычно начинается с человека, страдающего от боли, который принимает лекарство и сразу чувствует облегчение. Здесь действует эффект первичности, который наводит покупателей на мысль, что препарат очень эффективен. После этого они перечисляют количество побочных эффектов этого препарата, таких как головные боли, тошнота и т. д., но, поскольку вы уже ознакомились с преимуществами препарата, вы будете обращать меньше внимания на эти побочные эффекты, а побочный эффект препарат не будет хранить много в вашей памяти. Именно по этой причине негативные аспекты наркотиков всегда находятся в середине рекламы. Эти объявления обычно заканчиваются положительным влиянием конкретного препарата на вашу жизнь, и они побуждают вас получить разрешение врача перед употреблением. Здесь в игру вступает эффект новизны, и это создает доверие потребителя к этому препарату или компании.

11. Решения о покупке

Порядок стимулов напрямую влияет на решение покупателя о покупке. Замечено, что эффект новизны влияет на клиентов больше, чем эффект первенства, когда есть продажи таких предметов, как одежда, продукты питания или другие обычные предметы домашнего обихода. Например, вы видите блейзер на распродаже 50%, который может вас привлечь, и вы примеряете этот блейзер, вы можете купить его, если он вам понравится. С другой стороны, вы видите блейзер, любите его и примеряете. Позже вы видите бирку со скидкой 50%, велики шансы, что вы купите этот блейзер. Это происходит из-за влияния эффекта недавности.

Можем ли мы избежать эффекта последовательного позиционирования?

Невозможно избежать эффекта последовательного положения, поскольку именно так работает наша память, но мы можем использовать эффект последовательного положения в свою пользу, понимая, как мы получаем информацию и как работает эффект последовательного положения. Как уже обсуждалось в приведенных выше примерах, это может включать в себя размещение важной информации либо в начале, либо в конце списка, либо в случайном порядке элементов для лучшего запоминания каждого элемента. Можно разумно выбирать лучшие товары или услуги, помня о различных маркетинговых уловках, основанных на эффекте серийной позиции.

Примеры когнитивного диссонанса из реальной жизни

Примеры когнитивного диссонанса, с которыми вы можете сталкиваться каждый день

Когнитивный диссонанс может быть чем-то, что вы даже не замечаете, потому что ваш мозг быстро с этим справляется, например, когда кто-то сталкивается с вами на пути на работу, и вы проливаете свой кофе. Поначалу вы можете чувствовать себя довольно расстроенным: «Просто еще одно ежедневное раздражение». Но потом ты рационализируешь. «Вы можете сказать себе, что все в порядке, потому что осталось немного, и в любом случае на офисной кухне обычно варится кофе», — говорит доктор Нулас. При этом вы почти сразу уменьшили диссонанс.

Иногда оправдания не имеют особого смысла. Допустим, женщина курит сигареты, несмотря на то, что знает, что это может привести к раку легких. Она продолжает это делать, потому что говорит себе, что ей нужны сигареты, чтобы справиться с тревогой. Или, может быть, она скажет, что выкуривает слишком мало сигарет, чтобы причинить им серьезный вред. В этом примере она уменьшает диссонанс, убеждая себя, что ее поведение в порядке вещей. (2)

Другим распространенным примером когнитивного диссонанса является рационализация, которая имеет место, когда люди «мошенничают» во время диеты. Сколько раз вы стремились к здоровому питанию, когда пончик, кекс или другой аппетитно выглядящий продукт угрожали сбить вас с курса? Возможно, вы подумали: «Э, это всего лишь один пончик. Сегодня я пропущу обед, чтобы компенсировать калории». Или вы говорите себе: «На самом деле это не , что много калорий».

Когнитивный диссонанс может помочь нам оправдать позитивные изменения, которые иначе мы бы не сделали

Многие часто приводимые примеры когнитивного диссонанса связаны с тем, что мы оправдываем или рационализируем негативный выбор или ошибки. Но иногда когнитивный диссонанс может помочь нам установить позитивное поведение или изменения, которые наша личность или прежние привычки в противном случае помешали бы нам осуществить.

Например, если вы действительно не любите бегать или ходить в спортзал, вы все равно можете уговорить себя покататься на велосипеде или отправиться на пробежку, убедив себя, что это полезно для вашего здоровья или настроения — которые исследования подтверждают, это определенно так, нравится вам эта деятельность или нет.

В этом есть кое-что еще для вас: великая цель, которая поддерживает вас, говорит Мэтт Джонсон, доктор философии, педагог, писатель и частый оратор на тему когнитивного диссонанса. «Ты бы не сделал [тренировку] без уважительной причины, но теперь, когда ты это сделал, это должно быть оправдано».

Как мы справляемся с когнитивным диссонансом, который с нами происходит

Чтобы получить четкое представление о том, что такое когнитивный диссонанс, полезно сначала понять, что происходит, когда возникает это напряжение (или «диссонанс»). Коррин Лейкам, психолог, психолог из Вудленд-Хиллз, Калифорния, говорит, что наша инстинктивная реакция — попытаться разрешить конфликт и вернуть стабильность в нашу жизнь.

Это часто происходит в вашем уме без необходимости активно думать об этом. «Как только мы осознаем психический и эмоциональный дискомфорт, вызываемый когнитивным диссонансом, часто следующий быстрый и мгновенный шаг — каким-то образом уменьшить диссонанс», — говорит Нулас. Вы можете просто отрегулировать важность одной идеи, убеждения или отношения, чтобы они были менее диссонирующими, говорит она.

В примере с пролитым кофе вы быстро отговариваете себя от гнева, который вы изначально чувствуете, говоря себе, что нет практической причины злиться, потому что вы можете быстро заменить кофе с небольшими затратами для себя. Достигнута стабильность.

В других случаях вы можете попытаться рационализировать непоследовательную мысль или поведение, чтобы оно больше соответствовало вашим убеждениям. «Чтобы разрешить конфликт, вы можете изменить свое поведение или даже изменить свое отношение, чтобы стать более гибким», — говорит доктор Лейкам. Другими словами, вы рационализируете то, что вы сделали, и убеждаете себя в том, что поведение не так уж отличается от ваших обычных убеждений.

В примере с диетой вы оправдываете этот пончик, говоря себе, что на самом деле не собирались быть столь строгими в отношении диеты или что диета является лишь частью вашего плана по снижению веса. Вы тренируетесь позже, так что сейчас можно немного смошенничать.

Когда когнитивный диссонанс становится проблемой

Когнитивный диссонанс широко распространен и с ним сталкивается каждый человек. И в некоторых случаях это может быть невероятно проблематично, говорит Алауна Карри, доктор медицинских наук, психиатр из Хьюстона, занимающийся восстановлением после травм. «Любой человек хотел бы иметь возможность сказать: «У меня есть система убеждений, и я действую соответственно», — говорит она.

СВЯЗАННЫЕ: Почему когнитивный диссонанс является частью процесса принятия решений

В идеальном мире у вас была бы твердая система убеждений, определяющая ваши действия (а не наоборот), и ваши убеждения и действия были бы четко согласованы. Когнитивный диссонанс создает непоследовательность, которая может привести к душевным страданиям. Итак, чтобы вернуться в это место гармонии, у вас есть выбор: вы можете изменить свои убеждения, изменить свои действия или изменить то, как вы относитесь к своим действиям. (1)

В случае с пролитым кофе вернуться в это состояние душевной гармонии не так уж и сложно. Когда несоответствие более существенно — скажем, один из ваших главных образцов для подражания замешан в каком-то правонарушении, таком как отмывание денег или незаконные азартные игры, — вам может быть труднее примириться с тем фактом, что вы все еще равняетесь на этого человека, но вы также можете категорически не согласен с правонарушением, частью которого он или она были.

Простое осознание того, что вы испытываете напряжение, может быть полезным, даже если вы не можете полностью избавиться от этих противоречивых чувств. Нулас говорит, что это дает вам возможность расти. «Чем больше вы осознаете, что испытываете когнитивный диссонанс, тем больше вы можете понять себя на более глубоком уровне и исследовать, какие ценности, мораль и убеждения действительно важны для вас в краткосрочной и долгосрочной перспективе», — сказала она. говорит.

Можем ли мы оставаться «в сознании» даже после смерти?

Опасные для жизни эпизоды, такие как остановка сердца или несчастные случаи, могут спровоцировать околосмертные переживания (ОСП). Они могут случиться и тогда, когда мы умрем.

Бекки Апхэм

Что такое головокружение? Симптомы, причины, диагностика, лечение и профилактика

Головокружение — распространенное заболевание, которое может вызывать такие симптомы, как головокружение, вращение, потливость и тошнота. Хорошие новости: много головокружений…

Джули Линн Маркс

Ваше ежедневное руководство по здоровому образу жизни при черепно-мозговой травме

Жизнь с черепно-мозговой травмой может быть сложной, но выполнимой. Ищете ли вы медицинских работников, эмоциональную помощь или совет…

Брук Книсли

Что такое черепно-мозговая травма?

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) может произойти при ударе, ударе или толчке по голове, нарушающем нормальную функцию мозга.

Лиза Рапапорт

Что такое псевдобульбарный аффект? Симптомы, причины, диагностика, лечение и профилактика

Люди с псевдобульбарным аффектом имеют внезапные, частые и неконтролируемые приступы смеха или плача. PBA встречается наряду с другими заболеваниями головного мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *