Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение
Услышав однажды оценку своих действий от посторонних людей, мы можем создать уникальный паттерн поведения, который будет полностью соответствовать чужим ожиданиям. Такое явление в середине 1960-х впервые было описано американским психологом Робертом Розенталем. Как работает эффект Розенталя и к каким последствиям он может привести?
Подарок от Афродиты
Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.
Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе. Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.
«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона». Такое обозначение он использовал, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе, который создал из слоновой кости статую женщины и безответно влюбился в нее настолько сильно, что сумел уговорить богиню любви Афродиту оживить ее. Впоследствии Пигмалион женился на ожившей статуе.
Верить своим убеждениям
Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира. «В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.
Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям. Их действия в конце концов лишь подтвердят его личное мнение и самооценку.
Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек.
Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.
Материал по теме
От эффекта к манипуляции и насилию
Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию.
В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия. «Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог.
Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.
Материал по теме
«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя
Предназначение и пророчества стали довольно массивным слоем культуры. Одни доказывали, что нельзя идти против предназначения и оно настигнет тебя, прямо как в «Ведьмаке», другие авторы опровергали важность предсказаний и утверждали, что человек сам творит свою судьбу. В ХХ веке американский психолог Роберт Розенталь провел исследование и доказал, что люди сами способствуют исполнению таких пророчеств. Рассказываем, как он это сделал и сам стал жертвой своего же достижения.
В чем заключается эффект Розенталя?
Этот психологический феномен в общих чертах можно описать следующим образом:
Если человек верит в полученное пророчество, он начинает действовать так, чтобы в конце концов пророчество исполнилось.
При этом человек будет приписывать исполнение пророчества высшим силам, а не собственному труду и принятым решениям.
В 1965 году Роберт Розенталь в соавторстве с Ленор Якобсон опубликовал исследование. Они замеряли показатели IQ школьников, затем указывали учителям на учеников и говорили, что у этих детей есть большой потенциал для развития умственных способностей. В конце учебного года были проведены повторные измерения IQ, и у выбранных Розенталем учеников действительно наблюдался больший прогресс, чем у одноклассников. Однако изначально предпосылок к этому не было, Розенталь выбрал случайных детей и назвал их имена учителям.
Результат эксперимента подтвердил гипотезу Розенталя, что учителя, сформировавшие ожидания относительно результатов учеников, будут незаметно стимулировать детей, чтобы те осуществили пророчество.
Примерно так же люди, которые верят в то, что им могут повысить зарплату, начинают активнее работать и брать на себя больше задач, а люди, которым предрекли встречу со своей второй половинкой в кафе, могут начать чаще посещать кофейни в обеденный перерыв.
Этот феномен сам автор назвал эффектом Пигмалиона, и здесь название ближе не к древнегреческому мифу, а к пьесе Бернарда Шоу, где известный лондонский профессор Генри Хиггинс, чтобы выиграть пари с полковником Пикерингом, путем усиленных занятий прививает обычной уличной цветочнице Элизе Дулиттл манеры герцогини, так что на светском приеме ее не могут отличить от благородной женщины. Убеждение, что он может это сделать, гарантирует герою успех.
В чем проблема с эффектом Розенталя?
Несмотря на то что сам эффект Розенталя работает примерно так же, как закон Мерфи, у него есть темная сторона.
Во-первых, воплощаются не только позитивные прогнозы, но и негативные.
Во-вторых, вера в собственную гипотезу провоцирует когнитивные искажения и в связи с этим мешает объективной оценке как гипотезы, так и результатов исследований. В эту ловушку попал сам Розенталь со своим экспериментом в школе. Через несколько лет различными группами ученых были проведены повторные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что сами учителя, видя, что студенты мало заинтересованы в обучении, несмотря на все пророчества, теряли уверенность в своих учениках. ❓Raudenbush, Stephen W. (1984). «Magnitude of teacher expectancy effects on pupil IQ as a function of the credibility of expectancy induction: A synthesis of findings from 18 experiments». Journal of Educational Psychology. 76: 85–97
Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».
Александра Иваницкая
Теги
#психология
#эрудиция
Эффект Пигмалиона (Эффект Розенталя) I Определение, пример и резюме!
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это самоисполняющееся пророчество. Эффект Пигмалиона и его аналог Эффект Голема влияют на эффективность лидерства.
Впервые эффект Пигмалиона был обнаружен в классе. Позднее эффект Пигмалиона в менеджменте также был научно доказан.
На самом деле, исследования показывают, что ваш успех — это самосбывающееся пророчество!
Посмотрим поближе:
У всех нас есть отличные идеи.
И нам часто нужна помощь других, чтобы позволить им сиять.
Но получить поддержку от других легче сказать, чем сделать.
Мы знаем — и, вероятно, испытали это на собственном опыте, — что люди не всегда делают то, что нам нравится.
Мы все изо всех сил пытаемся донести свои идеи.
И это потому, что успешное выполнение намного сложнее, чем многие из нас думают.
А неудачи приходят не столько из-за качества идеи, сколько из-за извечно запрограммированного человеческого поведения.
Оказывается, человеческая природа убивает большие идеи.
Рассмотрим Эффект Пигмалиона (или Эффект Розенталя)
Эффект Пигмалиона / Эффект Розенталя: полное руководство Эффект Пигмалиона? (прикольное видео)
Что такое Эффект Пигмалиона?
Вот крутой анимационный ролик от Axellerator. Он в увлекательной форме объясняет эффект Пигмалиона и содержит определение и пример.
Эффект Пигмалиона: пример
Давайте подробнее рассмотрим Эффект Пигмалиона в действии.
Эффект Пигмалиона был впервые открыт в классе Робертом Розенталем, заслуженным профессором психологии Калифорнийского университета в Риверсайде, и Ленор Джейкобсон.
Но его последствия везде.
Мы собираемся изучить Эффект Пигмалиона с помощью известного армейского эксперимента.
Дов Иден — профессор Тель-Авивского университета. Он изучает веру. И его исследование выявило замечательную черту влияния веры на производительность.
Рассмотрим 15-недельный армейский курс, на котором 105 солдат назначаются одному из 4 инструкторов. За несколько дней до начала программы каждый инструктор проходит инструктаж со следующим сообщением:
Мы собрали множество данных о стажерах, включая результаты психологических тестов, социометрические оценки, оценки на предыдущих курсах и рейтинги предыдущих командиров. На основе этой информации мы спрогнозировали командный потенциал (КП) каждого солдата. …Основываясь на баллах CP, мы определили каждого стажера как имеющего высокий, обычный или неизвестный CP, последнее из-за неполных записей. Когда мы не уверены, мы не гадаем. Солдаты всех 3 уровней CP были распределены поровну между 4 учебными классами.
Каждому инструктору был выдан список стажеров (треть из которых имели высокий КП, треть — обычный КП, остальные — неизвестный КП). Затем их попросили скопировать командный потенциал каждого стажера в свои личные записи и выучить имена и оценки до того, как они прибудут.
Важно знать, что в то время эти 4 инструктора не знали, что классификация командного потенциала — оценка эффективности в полученном списке — была совершенно случайной. Другими словами, солдат, у которого самый высокий CP, вполне может быть худшим солдатом в группе.
Через 16 недель, в конце боевого курса, были проверены способности 105 солдат в 4 различных областях. Одной из таких оценок эффективности, например, было их умение обращаться с оружием, которому они были обучены.
Эффект Пигмалиона в армии: итоги?
Военнослужащие, отмеченные высоким командным потенциалом, значительно превосходили своих одноклассников по всем 4 предметам. Те, у кого средний CP, набрали самые низкие баллы. Третья группа — люди с неизвестным потенциалом производительности — оказались в середине. Разница в производительности между лучшей и худшей группой составила 15 процентов.
После подробного анализа выяснилось, что экспериментально вызванные ожидания — фальшивые оценки потенциальных команд — объясняют почти три четверти различий в производительности. Другими словами, заставив начальника поверить в то, что подчиненный может быть отличным исполнителем, фактическая производительность возрастет. И эффект не маргинальный. Это колоссальная двузначная цифра!
Странно, вам не кажется?
Когда мы верим в то, что член команды может быть отличным исполнителем, наша вера становится реальностью. Ожидание производительности, которое мы возлагаем на членов нашей команды, является самосбывающимся пророчеством.
Описание Эффекта Пигмалиона
Так в чем же секрет?
Как работает Эффект Пигмалиона?
Короче говоря, Эффект Пигмалиона или Эффект Розенталя — это феномен лидерства .
Как только инструкторы поверили, что некоторые солдаты обладают лучшими способностями, чем другие, они начали управлять этими людьми по-другому. «Повышение ожиданий запускает процесс лидерства, кульминацией которого является превосходная производительность», — отмечает Иден.
Короче говоря: высокие ожидания пробуждают в менеджере лучшие лидерские качества. Только представьте, эти инструкторы проводят больше времени с «перспективными» солдатами, подчеркивая успехи, показывая передовой опыт и обучая их тому, как справляться со стрессовыми ситуациями . Лучшее лидерство, в свою очередь, оказывает прямое положительное влияние на производительность подчиненных. Он запускает положительные эффекты. Только представьте себе, какой дополнительный импульс система убеждений «перспективных» солдат получает благодаря дополнительному позитивному вниманию со стороны их инструктора.
Эффект Голема
Но у Эффекта Пигмалиона есть злой брат-близнец по имени Эффект Голема . В то время как положительные ожидания от лидера подпитывают самоисполняющееся пророчество, отрицательные создают нисходящую спираль, которая ведет к снижению производительности.
Эффект Голема, пример
Что противоположно Эффекту Пигмалиона?
Возьмем следующую реальную историю, которая произошла на фабрике по сборке одноразовых стерильных медицинских наборов для переливания крови.
У директора завода, прослушавшего лекцию об эффекте Голема, возникли проблемы с производительностью новых рабочих. Они были либо коренными жителями, либо иммигрантами из Восточной Европы. И все на заводе «знали», что туземцы плохие рабочие по сравнению с иммигрантами. Они приспосабливались медленнее, им требовалось больше времени для достижения стандартного производства, и им было трудно его поддерживать. В частности, главный надзиратель, который годами отвечал за привлечение новых сотрудников к работе, «знал», что туземные женщины доставят ей неприятности.
Однако директор завода полагал, что местные рабочие столь же способны, как и иммигранты. Поскольку он подозревал, что у главного надзирателя негативное отношение к работе туземца, он сказал ей, что лично отбирал новобранцев-туземца, которые должны были приступить к работе на следующей неделе. Он также сказал ей, что они отличные люди, от которых ожидается быстрое достижение стандартных производственных показателей. Как обычно, главный надзиратель пообещал сообщать ему обо всех проблемах.
Удивительно, но на этот раз их не было. На самом деле, это был самый плавный набор новых сотрудников, какой только мог вспомнить кто-либо на заводе. Новобранцы из числа местных жителей достигли стандарта в рекордно короткие сроки, а вскоре после этого некоторые даже превзошли норму. Супервайзер похвалил директора завода за улучшение его решений о найме.
Разве это не удивительно?
Просто повысив ожидания в сознании супервайзера, группа туземцев показала выдающиеся результаты. Новобранцев не отбирали вручную, но, заставив начальника думать, что это так, ее ожидания от новых сотрудников изменились с негативных на позитивные. Иден утверждает, что когда мы ожидаем низкой производительности, мы получаем низкую производительность.
Это негативное самоисполняющееся пророчество — Эффект Голема . Это противоположно эффекту Пигмалиона.
Изменяя ожидания, мы можем изменить результат. Негативная спираль, вызванная негативными ожиданиями результатов (они не могут) , становится положительной (они могут) . Результат? Лучшая производительность.
Голем и Пигмалион: еще один пример
Несколько лет назад мне посчастливилось участвовать в проекте, где я увидел Пигмалиона и Голема за работой.
Крупное финансовое учреждение хотело уволить около 100 сотрудников, которые были признаны их начальником неэффективными. На протяжении ряда лет эта группа малоэффективных сотрудников неизменно получала низкие баллы по оценке своей эффективности. По словам их начальника, они не добавили никакой ценности. Для соблюдения закона высшее руководство привлекло рабочий союз. Они согласились с курсом действий, но оспорили качество оценки эффективности. Компромисс был найден. В течение одного года с низкими показателями индивидуально тренировался независимый тренер, используя позитивный подход. С ними больше не обращались как с плохими исполнителями. В конце года их производительность была снова оценена. Если это не соответствовало стандартам компании, их увольняли, как и планировалось изначально. Но если их производительность улучшилась, они должны были остаться, и клеймо «низкий исполнитель» определенно исчезло.
Через год, к удивлению многих, чуть больше половины группы выступили на уровне, а то и выше стандарта. Присмотревшись повнимательнее, мы обнаружили явные доказательства того, что у тех, кто перезапустил себя, были сложные отношения со своим начальником. Не хватало веры в их способность добиться успеха, как мы видели на примере местных рабочих.
Эффект Пигмалиона и эффект Голема: что нам следует помнить?
«Лидеры получают ожидаемые результаты», — утверждает Иден.
Когда мы ожидаем низкой производительности, наши ожидания запускают негативную спираль, которая ведет к низкой производительности. «Неуспевающие привыкают обходиться минимально приемлемой производительностью просто потому, что от них ничего большего не ждут».
Просто заменив негативные комментарии и пренебрежение в управлении подходом «можно сделать», можно было превратить негативную спираль в позитивную более чем на 50 процентов. И это была группа, ранее идентифицированная как хронически неэффективная.
Представьте себе силу Пигмалиона, если мы применим стиль управления «можно сделать» к каждому в команде.
И Эффект Пигмалиона, и Эффект Голема важны для нас. Когда мы верим, что у членов нашей команды есть все необходимое для успеха — как это сделали 4 инструктора с солдатами с высоким CP — шансы на то, что они действительно добьются успеха, значительно возрастают. Более высокие ожидания приводят к лучшей производительности. Но когда мы ожидаем, что наши попутчики потерпят неудачу — как руководитель ожидает от туземных рабочих, — они, вероятно, потерпят неудачу.
Что мы узнали об эффекте Пигмалиона?
Иден и компания учат нас тому, что мы должны быть осторожны в своих убеждениях. У большинства из нас есть привычка навешивать ярлыки на членов команды. У Марии высокая успеваемость, у Джо средняя, Ева достигла своего потолка, а у Майка низкая успеваемость.
Но наши ярлыки — это самоисполняющиеся пророчества .
И для тех, кто попадает в категорию высокой производительности, это здорово. Они получат лидера, которого заслуживают. Но для тех, кого мы относим к средним или низким показателям, это не так. Потому что, когда мы не ожидаем величия, наше лидерство тоже не будет великим. И тем самым мы способствуем их провалу.
Если мы хотим увеличить успех стратегии, мы должны пересмотреть наши отношения с всеми членами нашей команды.
Нам нужно создать атмосферу «можем сделать», где мы ожидаем успеха от каждого члена команды, а не только от нескольких высокоэффективных сотрудников. Армейские инструкторы, которые верят, что все солдата добьются успеха, имеют лучшие боевые подразделения, чем те, кто этого не делает. Начальники фабрик, которые верят, что все рабочих добьются успеха, произведут больше, чем те, кто этого не делает. Лидеры, которые верят все путешественника превзойдут тех, кто этого не сделает.
Beyond Pygmalion & Golem
В конце концов, чтобы добиться успеха в качестве стратега, нам необходимо глубокое понимание того, что движет людьми. И это помимо динамики отрасли, поведения клиентов и финансовой смекалки.
Нам необходимо иметь глубокое понимание того, как люди обрабатывают информацию и принимают решения, что заставляет их интересоваться идеей и что дает им энергию для действий. И когда мы это делаем, наша идея имеет все необходимое для успеха.
Понравилась статья о психологии Эффекта Пигмалиона/Эффекта Розенталя и Голема?
Хотите вдохновлять других?
Поделись сейчас !
Эффект Пигмалиона/Эксперимент Розенталя | by The Top Essentials
The Top Essentials
Обычно мы оправдываем возложенные на нас ожидания, к лучшему или к худшему.
Всем, кто занимается лидерством, наставничеством или коучингом, нужно быть внимательным. От этого зависит успех вашей команды, подопечных и учеников.
Ваши ожидания от людей, с которыми вы работаете, сильно повлияют на их успехи и неудачи в любом деле, которым они занимаются. хочу поделиться с вами «Эффектом Пигмалиона/Розенталя».
Кембриджский словарь определяет эффект Пигмалиона как «улучшение работы человека, когда кто-то ожидает, что он будет работать хорошо или достигнет большего».
По сути, эффект объясняет рост и падение производительности целевого человека в зависимости от наших ожиданий от него.
Как видите, это во многом круг ожиданий, действия целевого человека, которые подкрепляют наши предвзятые представления, дальнейшее подкрепление наших ожиданий и так далее.
Роберт Розенталь, доктор философии, известный психолог, которого хорошо помнят за его исследования и наблюдения над этим эффектом. Он провел это исследование с Ленор Джейкобсон в 1963 года в начальной школе в Сан-Франциско, Калифорния.
В ходе этого эксперимента некоторым учителям сказали, что они обучают учеников со способностями выше среднего, а другим учителям сказали, что они обучают учеников со способностями ниже среднего.
Оба класса заранее прошли тест на IQ и определили, что имеют одинаковый уровень интеллекта друг с другом.
Поскольку учителя в классе «выше среднего» предъявляли к своим ученикам более высокие требования, они соответствовали этим ожиданиям. Можно сделать вывод, что студенты «ниже среднего» не справились.
Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон пришли к выводу, что предвзятое мнение учителя о способностях их ученика повлияло на фактическую успеваемость ученика. (Эксперимент Розенталя)
По сути, это Самоисполняющееся пророчество.
Диссертацию можно прочитать здесь.
Для успеха любого, кто последует за вами, нужно возлагать большие надежды.
Более того, вы должны принципиально верить, что они могут это сделать.
Исследование этой концепции полностью объясняет, почему мои менеджеры ставят перед моей командой такие высокие цели, задачи и другие требования к продажам.
Независимо от того, поразили мы их или нет, они поддерживали эти высокие стандарты, потому что всегда надеялись, что мы сможем достичь большего, чем мы верим.
Когда мы достигли целей, это укрепило и моего менеджера, и нашу веру в то, что мы можем это сделать.
Это действительно самосбывающееся пророчество: если каждый поверит, что сможет достичь поставленных целей, он, несомненно, достигнет их.
Так что, если вы обнаружите, что работаете на руководящей должности, верьте в своих людей и возлагайте на них соответствующие надежды.
Установление нереалистичных ожиданий контрпродуктивно.
Вы не поверите в установленные ожидания, и ваши люди тоже в них точно не поверят.
Итак, в дополнение к моему анекдотическому замечанию о том, что мой менеджер ставил перед собой высокие цели по продажам, были случаи, когда поставленные цели не соответствовали действительности.
Результатом этого было то, что мы просто ставили наши собственные цели ниже целей, установленных менеджером, и игнорировали их жалобы на отсутствие успеха как неуместные.