Стереотипы восприятия . Почему руководители так часто ошибаются?
Стереотипы восприятия формируются, если можно так выразиться, в целях «экономии мышления». Они предписывают человеку по некоторым легко наблюдаемым признакам «дорисовывать» образ или некую картинку. Так, скажем, свой вклад вносят в наши стереотипы и анекдоты про блондинок, и общепринятый образ женщины или мужчины в культуре (мужчины не плачут; женщине не к лицу вести себя чересчур решительно), и, кстати, отношение сотрудников к руководителю как к «капитану производства», идеально рациональному и грамотному. Стереотипы восприятия, как и любые другие, могут быть исключительно устойчивыми.
Пример из практики: Как-то руководитель жалуется мне на одну свою сотрудницу: «Был бы хоть бухгалтер нормальный, а то блондинка…» Поднимает глаза на меня и, спохватившись, добавляет: «Извините, Елена Петровна!»
Именно они во многом объясняют причины появления «любимчиков», особенно у руководителей с небольшим опытом работы в данном коллективе, которые не успели разобраться в реальном содержании происходящего на предприятии.
– если он похож на такого-то (еще хуже, если сразу на нескольких схожих) в моем прошлом, от него стоит ожидать того же;
– человек с манерами, как у моего бывшего начальника (партнера, подчиненного), подведет так же, как и прежний;
– приятный собеседник, можно довериться – и т. п.
Как известно, Бог дал человеку десять заповедей. Лицу, принимающему решение, дается одиннадцатая заповедь: «Не обобщай!»
В меньшей степени, но все же мы можем оказаться под воздействием характерных фраз или общего стиля речи. Влияние этого стереотипа, с одной стороны, слабее, с другой – он хуже распознается и потому может быть более опасным. «Он говорит так же, как [имярек], и заслуживает такого же отношения» – подобный вывод обычно остается очень далеко за пределами нашего сознания.
Вспомним о разных манерах обещать и принимать «за обещанное», что приводит к большому числу обид и, следовательно, проблем. Один говорит «я бы мог заехать к вам в воскресенье», и его собеседник тут же готовит угощение и усаживается ждать. К вечеру, не дождавшись, звонит и в той или иной форме предъявляет претензии. Несостоявшийся гость отвечает, что он… не дождался приглашения, хотя вроде бы намеки были. Но достаточными для визита он их не счел. Банальная житейская ситуация, верно?Но то же самое касается договоренностей о деловых переговорах. Только описанная двусмыслица по отношению к ним воспринимается как рабочая нестыковка, не заслуживающая разборок.
То же самое повторяется, если собеседники – руководители любого ранга. Последствия, увы, серьезнее.
Стереотипы восприятия подталкивают человека к следующим типичным ошибкам:
эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному, напротив, свои недостатки;
эффект средней ошибки, который выражается в тенденции смягчать наиболее яркие особенности другого человека, в т. ч. и его ошибки, в сторону среднего;
эффект ореола, когда к человеку складывается определенное отношение в зависимости от какого-либо его выдающегося поступка или достижения в прошлом.
Эффект проекции диктует руководителю восприятие подчиненных как людей значительно более инициативных, рисковых и рачительных, чем они, скорее всего, есть. Эффект средней ошибки диктует ему снисходительное отношение к грубым ляпам – и одновременно прохладное восприятие выдающихся достижений. Проявления этих феноменов настолько часты, что нет нужды приводить конкретные примеры. Реже встречается эффект ореола, который, однако, может быть настолько сильным, что для его преодоления требуется вмешательство эксперта. Пример – убеждение, что сотрудник, добившийся успеха в прошлом, будет добиваться его и впредь, даже если работать он стал объективно хуже.
Пример из практики: несколько профессионалов ушли с наемных должностей и открыли собственный бизнес, поскольку квалификация позволяла надеяться на успех. Но профессионализм был, если можно так выразиться, сугубо профессиональным, и все трое испытывали острый страх перед организаторской и финансовой стороной затеваемого дела. А потому был приглашен четвертый соучредитель, отобранный по двум критериям: наличию соответствующего образования и должности, занимаемой в момент приглашения. Поскольку приглашенный соучредитель в начальном этапе организации бизнеса был занят на постоянной работе, почти одновременно с ним появился официальный директор – с теми же, по сути, функциями. Соучредитель же был оформлен на какую-то номинальную должность типа консультанта по маркетингу.
Уже в этом месте проявляются стереотипы участников истории: управленца не обязательно было принимать в соучредители, с актуальными проблемами справился бы наемный менеджер и самостоятельно. Читателю предоставляется возможность самому решить, какого рода стереотип в данном случае сработал и какой могла бы быть его формулировка.
Соучредитель по характеру был человеком очень активным, склонным появляться на самых разных профессиональных встречах и «ловить» идеи. С его легкой руки были выпущены на рынок несколько продуктов – один удачнее другого. Бизнес развивался превосходно.
На этом победном фоне как-то незаметно прошло увольнение «соучредителя» с его основного поста. Никто даже толком не поинтересовался причинами и формулировкой: были рады принять «в полной мере». Казалось, что теперь усилия по развитию бизнеса станут еще интенсивнее и еще продуктивнее. Первое предположение оправдалось: соучредитель принялся фактически руководить компанией, которая к тому времени сильно разрослась и обзавелась филиалами, причем нередко его указания противоречили директивам официального руководства. Приоритет отдавался указаниям соучредителя, несмотря на то, что официальный статус его был по-прежнему невелик.
В данном случае стереотипы оппонентов совпали и взаимно драматически усилились: убеждение соучредителя, что «собственник главнее», подкрепилось стереотипом директора, что «его дело – выполнять волю владельца». Коллектив, видимо, поначалу думал по-разному, но сотрудникам свойственно перенимать стереотипы руководителей32, а тут их было сразу двое.
Продолжение примера: Второе предположение – о продуктивности его усилий – оказалось обманутым, хотя другими владельцами осознано это было не сразу. Головная компания все еще оставалась высокорентабельной, в то время как филиалы несли колоссальные убытки. Не то чтобы они не видели соответствующих отчетов, отнюдь: бюджетное управление поставлено на предприятии неплохо. Но заверений соучредителя в том, что «это временно и ситуация восстановится, потому что предыдущие проекты тоже не сразу становились прибыльными», хватило для того, чтобы покрывать убытки более полутора лет. Они бы покрывались и дальше, если бы директор не поднял вопрос о потере головным предприятием платежеспособности. Финансово-экономический анализ деятельности филиалов показал, что они в принципе не могут быть рентабельными33, и лучший выход из положения – продажа тех, которые представляют интерес для конкурентов, и закрытие оставшихся.
И вот тут решили поинтересоваться причиной увольнения соучредителя с его чрезвычайно авторитетного поста. Оказалось, что, будучи менеджером крупного аналогичного предприятия, соучредитель сумел организовать выпуск нескольких прибыльных продуктов, после чего увлекся расширением ассортимента, допустил появление большого числа нерентабельных товаров и как следствие – серьезных убытков. Был уволен за категоричное отстаивание стратегии дальнейшего расширения, несмотря на уже понесенные потери и проблемы с финансированием.
Второй урок этой истории: стереотипы в силу своей устойчивости способны приводить к повторению не только отдельных ошибок, но целых схем и сценариев
«Эффект ореола» не только исключительно живуч, но и, если можно так выразиться, заразен: в описанной ситуации ему был подвержен даже директор компании, который – по ироничному стечению обстоятельств – участвовал как эксперт в снятии с производства убыточных продуктов на предыдущем месте работы соучредителя.
Для ослабления влияния стереотипов восприятия физического облика и других внешних признаков: мимики, жестов, позы, – проводятся специальные тренинги, дающие очень неплохой эффект. Но внешний облик – это самый простой и потому самый безобидный стереотип, хотя и он причиняет много вреда. Гораздо хуже те стереотипы, которые являются реакцией на более тонкие и потому менее осознаваемые, а зачастую и совершенно неосознаваемые вещи. Мы приведем только несколько примеров, чтобы было понятно, о чем речь – в целом же палитра «неуловимых стереотипов» фантастически многообразна. Большая их часть порождена так называемой «расстановкой». Это термин психолога Б. Хеллингера, которым он обозначил виртуальную конструкцию, отражающую взаимоотношения нескольких лиц, связанных определенной ситуацией или проблемой. И если расстановка, которая сопровождала некую проблему в прошлом, повторится, проблема может возникнуть вновь или иным образом дать о себе.
Пример из практики: Специалист редкой квалификации обслуживал несколько компаний, получая вознаграждение как обычно, в кассе, по определенным дням. Однако в одной из компаний-клиентов получилось так, что он получал задание от заместителя директора в то время, как оплачивал его услуги сам директор по докладной записке зама. Нетипичная ситуация, верно? Как назло, проблемы, которые там пришлось решать, были профессионально значимыми и долгими. Несмотря на их успешное решение, работа сопровождалась весьма эмоциональными конфликтами, доходящими до прямого унижения, и специалист по окончании контракта с облегчением прекратил отношения. Вроде все забылось. Через несколько лет он еще раз попал в ситуацию, когда задание ему было дано начальником отдела, в то время как гонорар вручал директор компании… и обиды вспыхнули вновь. К счастью, человек сумел осознать, что чувства как-то слишком уж сильны для обычной рабочей ситуации, а желаемые решения что-то совсем непрофессиональны, и обратился за помощью. А сколько схожих случаев, которые остаются неосознанными?
Начальник нередко воспринимается через стереотип родителя или иного значимого взрослого, «старшего по званию», поскольку в организационной расстановке занимает именно то место, которое в семейной расстановке занимал «старший»34. Соответственно на него переносятся чувства, которые сотрудник испытывал к отцу (матери) – к соответствующему взрослому.
Пример из практики: Один из жесточайших конфликтов между двумя руководителями: главой холдинга А и главой второй по величине компании Б, входящей в холдинг, – был обусловлен в первую очередь тем, что глава холдинга случайно попал в расстановке своего коллеги на место его дедушки, который был человеком мстительным и категоричным. Дедушка в какой-то момент прекратил отношения с внуком в наказание за непослушание. И теперь Б работает в постоянном страхе, что он будет «выдавлен» из бизнеса – и это несмотря на то, что является одним из миноритарных акционеров, а основной владелец, тот самый А, не имеет ни малейших намерений как-то ущемлять его права. Г-на А трудно назвать теплым и ласковым, но он вежлив и уравновешен, вполне профессионален, и ему невдомек, что Б приписывает ему недостатки своего родственника. Конфликт не может быть разрешен напрямую из-за того, что Б отрицает описанную параллель, а А, хотя и понял природу проблемы, не может ничего реально предпринять. Выходом, хотя и промежуточным, является исключительная формализация отношений с максимальным прописыванием процедур и «правил игры». Сложность заключается в том, что правил должно быть значительно больше, чем этого требует обычный бизнес, и все равно они не снимают у Б всех подозрений. Хорошим деловым выходом был бы переход Б в другой бизнес, его доля здесь, безусловно, сохранится, но эмоционально этот вариант для него неприемлем. Во всяком случае, пока.
То же самое относится к подчиненным и коллегам – примеров сколько угодно. Главное – осознать, что данный человек на кого-то «наложился», что он воспринимается не сам по себе, а через призму давнего образа – как привлекательного, так и не очень. Или что тебя воспринимают не как тебя самого, а как тень чужой фигуры. Или что кто-то – или ты сам! – вошел в «расстановку», стал чьей-то тенью – или ходишь за тенями. Тогда появляется шанс принять вряд ли идеально рациональное, но хотя бы осмысленное решение.
Пессимист считает, что все женщины распутны. Оптимист на это надеется.
Одно из различий между
оптимистом и пессимистом
Перцептивная сторона общения в психологии
Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?
Содержание
- Что такое перцепция
- Функции и предназначение социальной перцепции
- Ошибки первого впечатления
- Перцептивный компонент
- Аспекты
- Механизмы социальной перцепции
- Рефлексия
- Идентификация
- Эмпатия
- Стереотипизация
- Аттракция
- Казуальная атрибуция
- Эффекты межличностного восприятия
- Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
- Заключение
Что такое перцепция
Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».
Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.
Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.
Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.
Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.
Функции и предназначение социальной перцепции
Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:
- Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
- Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
- Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
- Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
- Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.
Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.
Ошибки первого впечатления
Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?
Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.
Перцептивный компонент
Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.
Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.
Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.
Аспекты
Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.
Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.
Механизмы социальной перцепции
В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.
Рефлексия
Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.
Идентификация
Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.
Эмпатия
Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.
Стереотипизация
Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.
Аттракция
Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.
Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.
В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.
Казуальная атрибуция
Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.
Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:
- События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
- В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
- Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
- Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.
На способность к перцепции влияет и культура. Например, в западных странах принято считать, что главная причина происходящего вокруг – сами люди, а не ситуации и обстоятельства.
Эффекты межличностного восприятия
Их 9:
- Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
- Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
- Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
- Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
- Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
- Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
- Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
- Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
- Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.
В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.
Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:
- Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
- Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
- Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.
Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:
- Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
- Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
- Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
- Несовпадение во мнениях.
- Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
- Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
- Языковые различия.
- Нежелание принимать услышанное.
- Отличия в культуре и мировоззрении в целом.
Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:
- Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
- Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
- Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.
Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:
- «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
- «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
- «ребенок» руководствуется эмоциями.
Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.
Заключение
Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.
Регрессия к среднему: введение с примерами
Регрессия к среднему — обычное статистическое явление, которое может ввести нас в заблуждение, когда мы наблюдаем за миром. Умение распознавать, когда имеет место регрессия к среднему, может помочь нам избежать неправильной интерпретации данных и увидеть несуществующие закономерности.
***
Важно свести к минимуму случаи неверных суждений и устранить слабые места в наших рассуждениях. Изучение регрессии к среднему может помочь нам.
Психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман написал книгу о предубеждениях, которые затуманивают наши рассуждения и искажают наше восприятие реальности. Оказывается, есть целый набор логических ошибок, которые мы совершаем из-за того, что наша интуиция и мозг плохо справляются с простой статистикой. Одна из ошибок, которую он исследует в книге «Думай быстро и медленно», — печально известная регрессия к среднему.
Понятие регрессии к среднему было впервые разработано сэром Фрэнсисом Гальтоном . Правило гласит, что в любой серии со сложными явлениями, зависящими от многих переменных, где задействована случайность, за крайними результатами обычно следуют более умеренные.
В «В поисках мудрости» Питер Бевелин приводит пример Джона, который был недоволен работой новых сотрудников, поэтому он включил их в программу повышения квалификации, в которой измерял их навыки:
Их баллы теперь выше, чем они были на первом испытании. Вывод Джона: «Программа повышения квалификации привела к улучшению навыков». Это не обязательно верно. Их более высокие баллы могут быть результатом регрессии к среднему значению. Поскольку эти люди были оценены как находящиеся на нижнем уровне шкалы навыков, они показали бы улучшение, даже если бы они не прошли программу повышения квалификации. И может быть много причин для их более ранней работы — стресс, усталость, болезнь, рассеянность и т. д. Возможно, их истинные способности не изменились.
Наша производительность всегда колеблется вокруг некоторой средней истинной производительности. Экстремальная производительность имеет тенденцию становиться менее экстремальной в следующий раз. Почему? Тестовые измерения никогда не могут быть точными. Все измерения состоят из одной истинной части и одной случайной ошибочной части. Когда измерения экстремальны, они, вероятно, частично вызваны случайностью. Вероятность, скорее всего, будет меньше влиять на второй раз, когда мы измеряем производительность.
Если мы переключаемся с одного способа делать что-то на другой только потому, что не добились успеха, очень вероятно, что в следующий раз мы поступим лучше, даже если новый способ сделать что-то такой же или хуже.
Это одна из причин, по которой опасно проводить экстраполяцию на основе небольших размеров выборки, поскольку данные могут не отражать распределение. Именно поэтому Джеймс Марч утверждает, что чем дольше кто-то остается на своей работе, «тем меньше вероятная разница между наблюдаемыми показателями производительности и реальными способностями». Все может случиться в краткосрочной перспективе, особенно в любых усилиях, требующих сочетания мастерства и удачи. (Отношение мастерства к удаче также влияет на регрессию к среднему значению.)
«Регрессия к среднему не является естественным законом. Просто статистическая тенденция. И может пройти много времени, прежде чем это произойдет».
— Питер Бевелин
Регрессия к среднему
Эффекты регрессии к среднему часто можно наблюдать в спорте, где этот эффект вызывает множество необоснованных предположений.
В книге «Думай быстро и медленно» Канеман вспоминает, как наблюдал за прыжками с трамплина среди мужчин — дисциплиной, в которой окончательный результат представляет собой комбинацию двух отдельных прыжков. Зная о регрессии к среднему, Канеман был поражен, услышав предсказания комментатора о втором прыжке. Он пишет:
У Норвегии был отличный первый прыжок; он будет напряжен, надеясь защитить свое лидерство и, вероятно, выступит хуже» или «У Швеции был неудачный первый прыжок, и теперь он знает, что ему нечего терять, и он расслабится, что должно помочь ему выступить лучше.
Канеман отмечает, что комментатор заметил регрессию к среднему и придумал историю, для которой не было причинно-следственных доказательств (см. Ошибка нарратива). Это не значит, что его история не может быть правдой. Может быть, если бы мы измеряли пульс перед каждым прыжком, мы бы увидели, что они более расслаблены, если первый прыжок был плохим. Однако дело не в этом. Дело в том, что регрессия к среднему происходит, когда удача играет роль, как это было в исходе первого прыжка.
Уроки спорта применимы к любой деятельности, в которой играет роль случайность. Мы часто связываем объяснения нашего влияния на тот или иной процесс с прогрессом или его отсутствием.
На самом деле наука о производительности сложна, зависит от ситуации, и часто многое из того, что мы думаем, находится под нашим контролем, на самом деле случайно.
В случае прыжков с трамплина сильный ветер против прыгуна приведет к тому, что даже лучший спортсмен покажет посредственные результаты. Точно так же сильный ветер и лыжные условия в пользу посредственного прыгуна могут привести к значительному, но временному скачку его результатов. Однако эти эффекты исчезнут, как только изменятся условия, и результаты вернутся к норме.
Это может иметь серьезные последствия для обучения и отслеживания результатов. Правила регрессии предполагают, что при оценке производительности или найма мы должны больше полагаться на послужной список, чем на результаты конкретных ситуаций. В противном случае мы склонны разочаровываться.
Когда Канеман читал лекцию для израильских ВВС о психологии эффективного обучения, один из офицеров поделился своим опытом: похвала своим подчиненным приводит к ухудшению их работы, тогда как ругань ведет к улучшению последующих усилий. Как следствие, он стал щедрым на отрицательные отзывы и стал довольно настороженно относиться к чрезмерным похвалам.
Канеман сразу же заметил, что в действии была регрессия к среднему значению. Он проиллюстрировал заблуждение простым упражнением, которое вы, возможно, захотите попробовать сами. Он нарисовал круг на доске, а затем попросил офицеров по одному бросить мел в центр круга спиной к доске. Затем он повторил эксперимент и записал поведение каждого офицера в первом и втором испытании.
Естественно, у тех, кто отлично справлялся с первой попытки, со второй попытки получалось хуже, и наоборот. Заблуждение сразу стало понятным: изменение производительности происходит естественным образом. Это опять-таки не означает, что обратная связь вообще не имеет значения — может быть, она и имеет значение, но у офицера не было никаких доказательств того, что она имеет значение.
Несовершенная корреляция и случайность
В этот момент вам может быть интересно, почему происходит регрессия к среднему и как мы можем быть уверены, что осознаем это, когда это происходит.
Чтобы понять регрессию к среднему, мы должны сначала понять корреляцию.
Коэффициент корреляции между двумя показателями, который варьируется от -1 до 1, является мерой относительного веса факторов, которые они разделяют. Например, два явления с несколькими общими факторами, такие как потребление бутилированной воды и уровень самоубийств, должны иметь коэффициент корреляции, близкий к 0. То есть, если мы посмотрим на все страны мира и нанесем на график уровень самоубийств для определенного в год по отношению к потреблению бутилированной воды на душу населения график вообще не будет иметь никакой закономерности.
Нет корреляцииНаоборот, есть меры, которые зависят исключительно от одного и того же фактора. Хорошим примером этого является температура. Единственный фактор, определяющий температуру, — скорость молекул — является общим для всех шкал, поэтому каждому градусу Цельсия будет соответствовать ровно одно значение в градусах Фаренгейта. Следовательно, температура в градусах Цельсия и Фаренгейта будет иметь коэффициент корреляции, равный 1, и график будет представлять собой прямую линию.
Идеальная корреляцияВ гуманитарных науках очень мало явлений, имеющих коэффициент корреляции, равный 1. Однако существует множество явлений, в которых связь слабая или умеренная, и между двумя явлениями существует некоторая объяснительная сила. Рассмотрим корреляцию между ростом и весом, которая находится где-то между 0 и 1. Хотя практически каждый трехлетний ребенок будет легче и ниже любого взрослого мужчины, не все взрослые мужчины или трехлетние дети того же роста будут весят одинаково.
Корреляция от слабой до умереннойЭтот вариант и соответствующая более низкая степень корреляции подразумевают, что, хотя рост в общем и целом является хорошим предиктором, очевидно, что помимо роста играют роль и другие факторы. Когда корреляция двух показателей не идеальна, мы должны следить за эффектами регрессии к среднему значению.
Канеман соблюдал общее правило: Всякий раз, когда корреляция между двумя оценками несовершенна, происходит регрессия к среднему .
Сначала это может показаться запутанным и не очень интуитивным, но степень регрессии к среднему напрямую связана со степенью корреляции переменных. Этот эффект можно проиллюстрировать на простом примере.
Предположим, вы находитесь на вечеринке и спросите, почему очень умные женщины стремятся выйти замуж за мужчин, которые менее умны, чем они. Большинство людей, даже те, кто немного знаком со статистикой, быстро прибегают к множеству причинных объяснений, начиная от избегания конкуренции и заканчивая страхом одиночества, с которым сталкиваются эти женщины. Тема такого спора, вероятно, вызовет большие дебаты.
А что, если мы спросим, почему корреляция между показателями интеллекта супругов далека от идеальной? Этот вопрос вряд ли так интересен, и тут мало что можно угадать — мы все знаем, что это правда. Парадокс заключается в том, что эти два вопроса алгебраически эквивалентны. Канеман объясняет:
[…] Если корреляция между интеллектом супругов не идеальна (и если мужчины и женщины в среднем не различаются по интеллекту), то математическая неизбежность того, что высокоинтеллектуальные женщины выйдут замуж за мужья, которые в среднем менее умны, чем они (и наоборот, разумеется). Наблюдаемая регрессия к среднему не может быть более интересной или более объяснимой, чем несовершенная корреляция.
Если предположить, что корреляция несовершенна, то вероятность того, что два партнера представляют 1% лучших по любой характеристике, намного меньше, чем вероятность того, что один партнер представляет 1% лучших, а другой – 99% самых низких.
Причина, следствие и лечение
Мы должны быть особенно осторожны с регрессией к среднему явлению, когда пытаемся установить причинно-следственную связь между двумя факторами. Всякий раз, когда корреляция несовершенна, всегда будет казаться, что лучшее становится хуже, а худшее со временем становится лучше, независимо от какого-либо дополнительного воздействия. Это то, что обычные средства массовой информации, а иногда даже обученные ученые не в состоянии признать.
Рассмотрим пример, который приводит Канеман:
Депрессивные дети, лечившиеся энергетическим напитком, значительно улучшаются в течение трехмесячного периода. Я придумал этот газетный заголовок, но тот факт, что он сообщает, верен: если вы какое-то время лечите группу депрессивных детей энергетическим напитком, они покажут клинически значимое улучшение. Также бывает, что у депрессивных детей, которые какое-то время стоят на голове или обнимают кошку по двадцать минут в день, также наступает улучшение.
Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с такими заголовками, очень заманчиво сделать вывод, что энергетические напитки, стояние на голове или обнимание кошек — вполне жизнеспособные лекарства от депрессии. Эти случаи, однако, еще раз воплощают регрессию к среднему:
Депрессивные дети представляют собой крайнюю группу, они более подавлены, чем большинство других детей, а крайние группы со временем возвращаются к среднему значению. Корреляция между показателями депрессии в последовательных случаях тестирования далека от идеальной, поэтому будет иметь место регрессия к среднему значению: депрессивные дети со временем поправятся, даже если они не обнимают кошек и не пьют Red Bull.
Мы часто ошибочно приписываем конкретную политику или лечение в качестве причины следствия, когда изменение в крайних группах произошло бы в любом случае. Это представляет собой фундаментальную проблему: как мы можем узнать, реальны ли эффекты или они просто вызваны изменчивостью?
К счастью, есть способ отличить реальное улучшение от регресса к среднему. Это введение так называемой контрольной группы, которая, как ожидается, улучшится только за счет регрессии. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, улучшилась ли группа, прошедшая лечение, больше, чем может объяснить регрессия.
В реальных жизненных ситуациях с производительностью конкретных людей или команд, когда единственным реальным критерием является прошлые результаты, а контрольная группа не может быть введена, последствия регрессии может быть трудно, если вообще возможно, распутать. Мы можем сравнивать со средними показателями по отрасли, аналогами в когортной группе или историческими темпами улучшения, но ни один из этих показателей не является идеальным.
***
К счастью, осознание регрессии к среднему явлению само по себе уже является важным первым шагом к более тщательному подходу к пониманию удачи и производительности.
Если регрессия к среднему и может чему-то научить, так это важности послужного списка, а не опоры на разовые истории успеха. Я надеюсь, что в следующий раз, когда вы столкнетесь с экстремальным качеством, отчасти обусловленным случайностью, вы поймете, что последствия, вероятно, со временем регрессируют, и соответствующим образом скорректируете свои ожидания.
Что читать дальше
- Обновите свое мышление с помощью 113 ментальных моделей.
- Прочтите о мышлении второго уровня, чтобы избежать негативных последствий.
Последствия ошибки измерения | Учебник по оценке диеты
Дистрибутивы
Теоретически использование данных инструмента, на который влияет только [термин из глоссария:] внутриличностная случайная ошибка, приводит к тому, что расчетное распределение обычного потребления среди населения оказывается слишком широким по сравнению с истинным распределением обычного потребления из-за чрезмерной случайной ошибки внутри человека. (Фигура 2).
Как показано на рисунке 2, распределение потребления для населения, основанное на потреблении за один день (например, один 24-часовой отчет или запись о еде), является более широким и плоским по сравнению с обычным распределением потребления. На рисунке, который предполагает, что на данные влияет [термин из глоссария] только случайная ошибка без систематической ошибки, также показано, что усреднение данных о потреблении за два дня (т. случайная ошибка человека, но этого недостаточно для полного устранения ее последствий.
Важным следствием является то, что если случайная ошибка внутри человека не корректируется должным образом, могут быть получены ошибочные выводы. Например, оценка доли интересующей нас популяции с обычным потреблением выше или ниже некоторого стандарта, такого как потребность в питательных веществах или рекомендация группы пищевых продуктов, может быть неверной. Это связано с тем, что без учета случайной ошибки внутри человека вероятности в хвостах распределения переоцениваются.
Следует отметить, что если на данные влияет только внутриличностная случайная ошибка, среднее значение для населения, основанное на отчете за один день, равно [термин из глоссария:] среднему обычному потреблению для населения при условии, что данные распределены в разумных пределах случайным образом. в зависимости от времени года и дня недели (Подробнее об эффектах дня недели и Узнайте больше об эффектах сезона). Таким образом, нет необходимости учитывать случайную ошибку внутри человека, если кто-то заинтересован в оценке только среднего обычного потребления, а не какой-либо другой характеристики распределения, такой как доля выше или ниже порога.
Использование данных инструмента с [термин из глоссария:] систематической ошибкой (со случайной ошибкой внутри человека или без нее) приводит к оценочному распределению обычного потребления, которое имеет среднее значение и форму, отличные от истинного распределения обычного потребления (рис. 3). . Это также может привести к ошибочным выводам, таким как предвзятая оценка доли населения с обычным потреблением выше или ниже некоторого стандарта, такого как потребность в питательных веществах или рекомендация группы продуктов питания. Кроме того, средний [термин из глоссария:] уровень потребления, о котором сообщают сами люди, будет необъективной мерой истинного среднего потребления населения (в отличие от ситуации, когда на данные влияет только случайная ошибка внутри человека).
На практике для оценки среднего обычного потребления среди популяций и подгрупп предпочтительны данные инструментов, таких как 24HR, которые фиксируют потребление пищи с меньшим [термин глоссария:] смещением по сравнению с другими инструментами (см. Выбор подхода для оценки питания). Хотя на полученные средние значения, вероятно, повлияла некоторая погрешность, они представляют собой наилучшие возможные оценки в отсутствие [термин глоссария:] справочных инструментов для большинства пищевых компонентов.
Регрессионные модели
Влияние ошибки измерения на оценки, полученные с помощью регрессионных моделей, зависит от цели исследования (например, является ли диета [термин из глоссария] воздействием или [термин из глоссария:] результатом).
В случае, когда питание представляет интерес в связи с некоторым исходом, таким как здоровье или болезнь, то, включают ли модели одно или несколько пищевых воздействий, является важным фактором при определении последствий ошибки измерения. Когда однократное пищевое воздействие измеряется только со случайной ошибкой внутри человека (т. нулевой). Кроме того, случайная ошибка внутри человека приводит к потере способности обнаруживать взаимосвязь между единичным диетическим воздействием и результатом, а это означает, что для выявления действительно существующей взаимосвязи требуется больший размер выборки. Однако только в случае внутриличностной случайной ошибки статистический критерий отсутствия связи последствий для здоровья с воздействием пищевых продуктов действителен (т. е. вероятность отклонения нулевой гипотезы [термин из глоссария:], true, известная как ошибка типа I, контролируется на указанном уровне).
Когда единичное пищевое воздействие содержит как систематическую, так и индивидуальную случайную ошибку, оценка связи с исходом может быть смещена в любом направлении от нуля, т. е. она может быть ослаблена или завышена. Это связано с тем, что предвзятость, связанная с конкретным человеком, и случайная ошибка внутри человека ослабляют связь, тогда как предвзятость, связанная с потреблением, когда она проявляется в виде сглаженного наклона, преувеличивает связь.
Типичная структура погрешности измерения в данных, собранных с использованием инструментов самоотчетов о питании, такова, что влияние систематической ошибки, связанной с потреблением, преобладает над последствиями систематической ошибки, связанной с потреблением, что приводит к общему [термин из глоссария :] затухание (рис. 4). Кроме того, статистический тест на отсутствие связи остается в силе. Потеря статистической [термин из глоссария] способности обнаруживать связи диеты и результатов в отношении здоровья, которая происходит из-за ошибки внутри человека, усугубляется наличием систематической ошибки, включая предвзятость, связанную с конкретным человеком.
Когда модель последствий для здоровья содержит другие пищевые [глоссарный термин:] ковариаты (питательные вещества или группы пищевых продуктов) в дополнение к основному интересующему пищевому воздействию, последствия ошибки измерения менее предсказуемы, чем в случае единичного пищевого воздействия. Это связано с тем, что предполагаемая связь между основным диетическим воздействием и исходом может быть ослаблена или завышена из-за возможного [термин из глоссария:] остаточного смешения с другими диетическими ковариантами, также измеренными с ошибкой. Кроме того, статистическая проверка связи основного воздействия может быть недействительной, то есть существует повышенная вероятность того, что нулевая гипотеза будет отвергнута, когда она на самом деле верна (ошибка первого рода).
Оценка воздействия вмешательств на исходы питания также осложняется ошибкой измерения. Использование данных, затронутых ошибкой измерения, может привести к необъективным оценкам эффектов вмешательства и потере мощности для их обнаружения, даже если группа вмешательства и контрольная группа в одинаковой степени неверно сообщают о потреблении.
Кроме того, в интервенционных исследованиях само вмешательство может изменить как отчетность, так и [термин из глоссария] фактическое потребление, что особенно затрудняет интерпретацию.