Эффект восприятия: Эффекты социального восприятия — Психологос

Эффекты социального восприятия — Психологос

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и проявление субъективности социального восприятия, и типовые социальные шаблоны. Другими словами, эти эффекты воспроизводятся в силу двух различных причин: с одной стороны, за ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия, с другой стороны — люди так видят происходящее, потому что в данной общности так принято и так всем привычно.

Если людям долго внушать, что «первое впечатление самое верное», они будут верить своему первому впечатлению вне зависимости от его точности или нет. Если окружение человека убеждено, что внешность отражает внутренние характеристики человека, то и сам человек начинает судить о человеке по его внешности…

Список эффектов социального восприятия

Эффекты стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, негры, гомо­сексуалисты, безработные, политические деятели и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

  • Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.
  • Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае — воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.

В эксперименте, проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решитель­ный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуе­мым как слишком холодный, а другим — как слишком пылкий.

Испытуе­мым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.

Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

  • Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
  • Эффект авторитета. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

Эффекты заинтересованности. Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.

  • Эффект самоубеждения. Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. По-види­мому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согла­суется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответ­ствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.

Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить. Точно так же достаточно лишь одному безработному однажды отказаться от предложенной работы, как сразу же усиливается распространенное мнение, что все безработные лентяи.

  • Эффект когнитивного диссонанса. Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлека­тельны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, — наилучший.

Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить — значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т. д.

  • Эффект когнитивного равновесия. Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, ко­торые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отно­шения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхожде­ний во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным актам установки другого человека в основе своей согласуются с на­шими собственными.

Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддер­живать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию.

  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффекты последовательности. Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.

  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят — значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Другие эффекты

  • Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Психологические эффекты восприятия | Тренинг-Центр Синтон

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно?

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно? Здесь и сейчас хочу поведать вам, любезные читатели, о некоторых психологических эффектах, мешающих людям адекватно воспринимать друг друга. Ну что, начнём без лишних предисловий?

1. Эффект ожидания

Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика.

Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы.

Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков.

Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.

2. Эффект ореола

Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе „33“ — класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя.

Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.

3. Эффект первого впечатления

Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается — такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня.

Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример — приходит в класс новенькая — девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски.

Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка — отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.

4. Эффект проекции

Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Допустим, очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо больше добрых людей, чем злых.

5. Эффект обобщения

Допустим, в пятом классе первый раз был урок информатики. Пришёл новый учитель, и все замечают, что он какой-то чудаковатый. Он неопрятно одет, всё время рассказывает о своём замечательном компьютере и не объясняет новый материал. Потом в седьмом классе учитель информатики поменялся, на его смену пришёл такой же чудак, рассказывающий лишь о своих компьютерных играх и странно одетый.

В девятом классе директор снова говорит, что прежний учитель уволился и сейчас придёт другой. Ребята в классе уже ожидают появление чудака. Рассуждать они могут так: «Ой, да все компьютерщики такие, все учителя информатики!» Хотя этот учитель может быть грамотным специалистом, умеющим и желающим объяснять материал, а не говорить бесконечно о своём компьютере.

Это далеко не полный перечень эффектов, а лишь те, которые пришли мне на память и узнать о которых, думаю, вам было интересно. Эти эффекты не нужно пытаться устранить на корню, просто следует помнить об их существовании и сделать так, чтобы они не мешали интересному, продуктивному общению.

Маргарита Мельникова

эффектов восприятия на рабочем месте | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 21 июля 2021 г.

То, что вы говорите, не обязательно совпадает с тем, что говорят здесь ваши сотрудники, клиенты и поставщики. То, что вы даете сообщение, не означает, что ваши слушатели понимают или соглашаются с ним. Восприятие заинтересованными сторонами вашего бизнеса и восприятие вашими сотрудниками своей работы являются критически важными аспектами для правильного управления.

Понимание того, как ваши сотрудники, клиенты и поставщики видят вас, ваши продукты и ваш бренд, поможет вам убедиться, что все находятся на одной странице, чтобы можно было оправдать ожидания и избежать плохих чувств.

Что такое эффект восприятия?

«Эффект восприятия» можно определить как создание чувственных данных путем категоризации. Это означает, что люди склонны рассматривать объекты как примеры более крупных понятий, а не как уникальный объект сам по себе. Когда человеку, смотрящему на множество объектов, говорят, что эти объекты связаны, то с этого момента зритель будет видеть их как связанные. Другими словами, сам акт сообщения кому-либо о том, что элементы в группе являются частью категории, меняет их восприятие зрителем.

На рабочем месте грязный офис или магазин посылает сообщение, что владельцу все равно. Когда менеджеры указывают только на проблемы, а не на успехи, у сотрудников создается впечатление, что их не ценят и что они плохо выполняют свою работу. Когда вы регулярно платите своим поставщикам с опозданием, вы говорите им, что не уважаете их или что у вас проблемы. Такое восприятие может привести к тому, что люди захотят уйти от вас в поисках более безопасных или лучших пастбищ.

Стереотипные уровни персонала

Концепция «эффекта восприятия» лежит в основе стереотипизации. Рабочие довольно часто делятся на классовые линии на рабочем месте. Обычная иерархия малого бизнеса включает сотрудников, координаторов, менеджеров, директоров и исполнительное руководство.

Например, в автосалоне есть менеджеры, продавцы и обслуживающий персонал. Они расположены в иерархии, где больше всего платят менеджерам, на втором месте — продавцы, а на третьем — техническое обслуживание. Когда нового продавца знакомят с уборщиком, сразу же создается иерархия, в которой продажи «стоят больше», чем работа по обслуживанию. Дворник в этой роли видится иначе, чем если бы он случайно встретился на улице.

Отношения могут создавать поведение

Разделение труда — это способ «эффекта восприятия». Если «синие воротнички» рассматриваются руководством как недостаточно образованные и ограниченные в навыках, то «синие воротнички» на рабочем месте будут рассматриваться как люди, нуждающиеся в строгом надзоре и дисциплине, в то время как административные служащие могут рассматриваться тем же руководством как специально обученные. профессионалы.

Рабочий на такой фабрике будет рассматривать ее не как учреждение, в котором работают 100 человек, а как учреждение, в котором работают разные классы рабочих. Люди, работающие на фабрике, могут даже склонны проявлять качества воспринимаемых категорий.

Последствия восприятий и неверных восприятий

Восприятие управляется информацией, предшествующей восприятию. Если новому работнику говорят, что человек, с которым он впервые встречается, является бухгалтером, новый работник может изменить свое поведение, чтобы отразить этот факт. Это может означать, что новый работник не будет шутить, потому что бухгалтер считается лишенным чувства юмора.

Новый работник будет говорить с лучшим словарным запасом, потому что бухгалтеры считаются умными и прилежными. Когда того же работника знакомят с кем-то, кто водит погрузчик на складе, рабочий может инстинктивно захотеть сделать замечание о футболе, пиве или пикапах.

В этих случаях новый работник невольно социализируется, видя в своих коллегах отношение к определенной категории. Эти категории — бухгалтеры или рабочие — затем диктуют широкий спектр их взаимодействия, разговоров и отношений.

Ищите и используйте отзывы, чтобы узнать, как другие воспринимают вас, вашу компанию и ваш продукт или услугу, рекомендует Bold and Ageless.com. Убедитесь, что вы сообщаете о своем имидже, бренде и целях, чтобы другие понимали ваши усилия.

Понимание влияния восприятия

 

Представьте себе: вы идете по оживленной улице и осматриваетесь вокруг. Вы видите, как люди идут, кто-то спешит, а кто-то не торопится. Вы можете бросить взгляд на них. Кто-то будет вступать в зрительный контакт, а кто-то нет. Вы можете попытаться дружелюбно улыбнуться. Некоторые возвращают приветствие, а некоторые нет. Приветствие или его отсутствие заставляет вас воспринимать их как дружелюбных или грубых. Вы смотрите на уличные фонари и вывески магазинов. Вы ждете, пока не увидите зеленый сигнал светофора, чтобы идти, и переходите улицу. Каждая секунда повседневности воплощает в себе понятие восприятия. Будь то то, как мы смотрим на мир, или то, как другие видят нас, этот процесс определяется процессами восприятия чувств.

 

Восприятие определяется как способность улавливать, обрабатывать и активно осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. Это очевидно в когнитивных процессах мозга, которые позволяют людям и другим видам идентифицировать свое окружение и концептуализировать поведенческие жесты других. Мы постоянно кодируем и расшифровываем сообщения, которые мозг получает из внешнего мира. Важно понять, как этот процесс работает, чтобы понять процесс коммуникации. Исследования показывают, что люди интерпретируют визуальные очереди со скоростью 13 миллисекунд. Это означает, что менее чем за секунду кто-то уже составил представление о вашем персонаже.

 

 

Определение процесса восприятия имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы вас воспринимали в положительном свете. Это происходит посредством особой формы восприятия, называемой персонифицированным восприятием. Это когда мы кодируем поведенческие сигналы от других, что позволяет нам делать выводы о характере человека. Это может происходить от жеста лица, такого как улыбка, приветствия, такого как волна или рукопожатие, языка тела, такого как скрещенные руки, до полных слуховых интерпретаций разговора.

 

 

Весь процесс восприятия позволяет другим связать эти сигналы на основе процесса взаимодействия или общения и связать их с характеристиками человека. Например, если вы разговариваете с кем-то, а он скрестил руки и смотрит куда-то вдаль, вы будете воспринимать его как отстраненного, замкнутого, отвлеченного с полным нежеланием взаимодействовать. На основании этих сигналов человек может воспринимать их как грубых, сдержанных или сдержанных. Это может привести к тому, что человек больше не захочет продолжать разговор, основанный исключительно на понятии восприятия.

 

 

Конечно, основным элементом восприятия человека является культурный контекст, в котором происходит ситуация. Понимание местоположения или окружающей среды, в которой происходит процесс коммуникации, имеет решающее значение. Например, В североамериканских культурах принято смотреть в глаза и пожимать руку при знакомстве с новым человеком. Но в Японии считается грубым смотреть кому-то прямо в глаза, и традиционным приветствием является поклон.

 

 

Эта прямая корреляция между поведением и личностными чертами называется имплицитной теорией личности, которая основана на наших предположениях о характеристиках личности. Главный аспект восприятия, в котором в такой теории играют роль социальные нормы и роли. У нас есть определенные предполагаемые ожидания, когда мы общаемся с другими. Когда они не соблюдаются, возникает элемент отклонения. Этот процесс происходит быстро, автоматически и на подсознательном уровне. Кроме того, позволяет быстро реагировать и принимать решения. Это способствует вашей роли в качестве социального существа.

 

Хотя понимание того, как другие воспринимают вас, полезно при различных сценариях, реальность такова, что люди не всегда знают о внутреннем восприятии, которое другие имеют о них. Поскольку никто не может читать мысли, участие в общении основано исключительно на внешних сенсорных сигналах без доступа к внутреннему восприятию, которое может возникнуть во время разговора. Из-за этого людям остается воспринимать себя через процесс самоанализа, который определяется путем обращения внутрь наших собственных чувств и мыслей. Основным недостатком этого процесса восприятия являются неправильные представления, возникающие во время разговора. Люди должны прийти к выводам, которые не всегда могут быть точными. Оставлять аспект невежества очевидным в разговоре, когда собственная мораль, ценности и отношение человека мешают восприятию других.

Это внутреннее восприятие себя жизненно важно, так как уровень самооценки, которую мы демонстрируем, будет превосходить других. Процесс самореализации, в свою очередь, повлияет на то, как мы действуем и чувствуем в разговоре. Показано, что чем больше сигналов мы должны обработать, тем менее точна наша способность воспринимать других. По сути, вещи могут потеряться при переводе, и люди могут воспринимать вас не так, как вы думаете, в хорошем или плохом смысле. Это доказывает, что меньше значит больше. Статистика показывает, что мы точно кодируем сигналы лица примерно за 9 секунд.0% времени. Показывая, что возможности нашего мозга больше основаны на физических функциях, чем на голосе.

Типы ошибок восприятия

1.Стереотипы:

Реальность в обществе такова, что идеологические последствия стереотипов уменьшают целостность восприятия людей. Коннотации, которые мы имеем с конкретными социальными маркерами, могут позволить восприятию произойти до процесса кодирования в целом. Это не позволяет людям достигать положительных характеристик при суждении на основе социальных факторов, которые находятся вне их контроля.

2. Эффект ореола:

Это процесс, в котором люди приходят к заключению о человеке, основываясь только на одной аспектной черте. Это дает преимущество одной индивидуальной черте над всеми остальными и приводит к избыточному влиянию. Например. если кто-то совершает доброе дело, в результате он воспринимается как хороший человек.

3. Эффект рога:

Противоположность эффекту ореола, так как при одном плохом поступке человека считают плохим человеком.

 

 

4. Эффект новизны:

Принятие самой последней информации за окончательное восприятие человека, даже если у вас есть доступ к другой информации о нем.

 

5. Первичный эффект:

Создание предположения о ком-либо на основе первой полученной информации. Это воплощение первого впечатления и того, как оно может определять общее восприятие человека окружающими.

6. Эффект «Похожий на меня»:

Мы часто чувствуем себя более комфортно, отождествляем себя с теми, кто похож на нас, и более позитивно воспринимаем их.

 

7. Фундаментальная ошибка атрибуции:

Когда человек недооценивает внешние факторы и, таким образом, в своих суждениях о поведении других полагается главным образом на влияние внутренних факторов.

 

8. Корыстный уклон:

Когда люди возлагают положительные результаты на внутренние характеристики и возлагают вину за недостатки на внешние факторы.

9. Самоисполняющееся пророчество:

Когда у людей есть предвзятое восприятие данного человека или ситуации, их ожидания становятся реальностью.

 

 

Выявление и понимание того, как мозг обрабатывает информацию через наши органы чувств, является одним из самых полезных инструментов когнитивного разума. Восприятие проявляется во всех аспектах вашей жизни, от знакомства с окружающим миром до создания хорошего впечатления и определения поведенческих черт других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *