Почему незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные
Известный советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в начале 1920-х гг. обнаружила интересный эффект: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Оказавшись в дороге, попробуйте спросить попутчика, какой населенный пункт вы проехали. Скорее всего, он затруднится с ответом. А если задать вопрос, какой город будет следующим, наверняка получите точный ответ. Впоследствии этот эффект был назван именем Зейгарник. В психологии он имеет огромное значение. Например, внезапное расставание с любимым человеком приводит к появлению этого эффекта: действие не завершено, человек понимает, что его уже не любят, но ему трудно с этим смириться. У психотерапевтов даже есть специальные методики, позволяющие завершать такие случаи, избавляя клиентов от сердечных мук.
Многие бизнес-тренеры используют этот эффект для поддержания мотивации на обучение. Дают, например, сложную задачу с несколькими возможными решениями в конце первого дня. Участники делятся на группы и ищут ответ. Зачастую все приходят к разным решениям. На вопрос, какое же из них верное, тренер с ехидной улыбкой сообщает, что правильный ответ они узнают в начале следующего дня. Это дает возможность дополнительно замотивировать группу на обучение. Иными словами, участники не выдержат и вечером, придя в бар, отодвинут в сторону уже налитые кружки пива и попросят официанта принести бумагу и ручку. И, забыв обо всем, будут искать правильное решение.
К сожалению, большинство руководителей не учитывают влияние этого эффекта на сотрудников. А зря. Недавно наша компания оценивала региональных руководителей ювелирного ритейлера. Умение давать обратную связь своим сотрудникам было одной из их ключевых компетенций. И у большинства этот показатель был на самом низком уровне. А теперь представьте себя на месте подчиненного: вы выполнили задание, руководитель его принял, но ничего вам не сказал. Это вызывает эмоциональное напряжение, постепенно вы начнете терять мотивацию, так как не понимаете, правильно действуете или нет.
После тренингов мы обнаружили, что в тех отделах, где сотрудники получали ответную реакцию на свои действия, вырос уровень удовлетворенности персонала начальством и, как следствие, — уровень продаж. Там же, где менеджеры слукавили, ответили, что, дескать, они применяли обратную связь, а на самом деле этого не делали, продажи остались на том же уровне, что и раньше.
Эффект Зейгарник проявляется не только на уровне обратной связи. Нам неоднократно приходилось слышать от работодателей, что их менеджеры по продажам бездари и лентяи. А когда мы начинали разбирать систему вознаграждения компании, то испытывали легкий шок: мы, специалисты в разработке систем компенсаций и льгот, тратили на ее понимание несколько часов. Что уж говорить о простых менеджерах. В итоге вместо тренинга мы предлагали упростить и сделать прозрачной систему мотивации. В нескольких случаях это позволило без вложений в обучение поднять продажи на 30-40%. Вчерашние бездари начинали активно продавать, так как понимали, за что им платят.
И наконец, эффект Зейгарник проявляется при увольнении. По нашим наблюдениям, только около 37% специалистов покидают компанию без негативных эмоций. А остальные тут же начинают делиться своими переживаниями в соцсетях, что рано или поздно сказывается на имидже компании. Чтобы это предотвратить, достаточно провести обычную беседу с уходящим сотрудником: попросить его рассказать о том, что ему нравилось в компании, а что нет. В 90% случаев вы и так будете понимать, в чем проблема, но суть в другом. Это поможет человеку психологически завершить ситуацию, выплеснуть эмоции. Конечно, всего потока негатива прощальной беседой не снять, но уменьшить его в разы возможно.
Новости СМИ2 Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьЭффект Зейгарник — Психологос
Б. В. Зейгарник
В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.
Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.
В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
- прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
- прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
- с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
- настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:
- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Что такое эффект Зейгарник?
Запоминание деталей незавершенных задач чаще, чем выполненных, является обычным явлением. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.
У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.
Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.
На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.
Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.
И хотя незавершенная работа может вызвать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.
Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.
Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.
Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.
Происхождение и история
Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки, которые она и ее коллеги не записывали.
Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.
Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех клиентов, когда их чек оплачен.
Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую фантастическую работу.
Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.
Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.
Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.
Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.
Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.
Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.
Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.
Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана, когда ему будет предложено задание. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.
Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.
Недостатком эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.
Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке только для того, чтобы увидеть впереди только новые препятствия.
Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:
- тревога
- стресс
- бессонница
- чувство подавленности
Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.
Борьба с прокрастинацией
Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.
Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы с склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:
- Составьте план.
- Начните с небольшого, простого первого шага.
- Не пытайтесь сразу выполнить задание.
Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.
Учиться лучше
Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.
Однако эффект Зейгарник говорит о том, что лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.
Вы можете сохранить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг мог какое-то время сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.
Улучшение психического самочувствия
Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.
Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.
Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что с ваших плеч свалился огромный груз, и у вас возникнет прекрасное чувство завершенности. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.
Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.
Негативные эффекты могут вызвать стресс и тревогу из-за постоянной постановки целей и мыслей о незавершенных проектах, требующих завершения. Тем не менее, это также может оставить вас с большим чувством выполненного долга и повысить самооценку.
Использование эффекта Зейгарник дает вам преимущество, и эту теорию можно использовать для самосовершенствования.
В целом, фактическое воздействие зависит от вашего индивидуального психического здоровья. Если вы испытываете стресс или симптомы тревоги из-за эффекта Зейгарник, может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Если вы готовы получить помощь в управлении своим психическим здоровьем, вы можете посетить руководство Psych Central по поиску поддержки.
Почему незаконченная работа следует за нами домой [комикс]
В 1920-х годах русский психолог Блюма Зейгарник заметил странную вещь. Во время обеда вне дома она была впечатлена сложными заказами, которые официанты могли запомнить за один раз. Тем не менее, как только счет был оплачен, официанты совершенно забыли, что такое заказы. Это наблюдение привело к изучению того, что впоследствии стало известно как эффект Зейгарник.
Эффект Зейгарник относится к нашей склонности запоминать незавершенные или прерванные задачи лучше, чем выполненные. На первый взгляд эффект Зейгарник может показаться удобной адаптацией: хорошо помнить, что нам нужно сделать, и хорошо иметь желание завершить начатое. Когда дело доходит до нашей продуктивности, проблема двоякая:
Во-первых, каждая незавершенная задача, о которой напоминает вам ваш мозг, отнимает часть вашего внимания, рассеивая ваше внимание и затрудняя концентрацию на том, над чем вы сейчас работаете. . Одно исследование показало, что люди, которых прервали во время выполнения задания, хуже справлялись с последующим заданием, чем те, кому разрешили выполнить первое задание, прежде чем приступить ко второму.
Во-вторых, даже если нам удастся физически отключиться от работы, эффект Зейгарник гарантирует, что незавершенные дела следуют за нами домой. Они вторгаются в наши семейные обеды, наши каникулы, наши выходные и наш сон. Всегда останется работа. Нам нужен способ избавиться от эффекта Зейгарник, чтобы мы могли мысленно отключиться в свободное от работы время.
Хорошей новостью является то, что вам не обязательно выполнять все задания, чтобы почувствовать психологическое облегчение от эффекта Зейгарник. Исследования показывают, что простое составление плана выполнения невыполненных задач может отложить автоматические напоминания вашего мозга.
Что вы можете с этим сделать:
Запишите свои задачи . Ваш мозг — ужасная система хранения документов. Вместо того чтобы держать задачи в голове, возьмите за привычку записывать их, как только они приходят к вам. Держите цифровой менеджер задач, такой как Todoist, на своем компьютере и телефоне, чтобы он всегда был под рукой, чтобы записать новую задачу.
Иметь систему для организации и регулярного просмотра ваших задач . Ваша система не будет работать, если ваш мозг не уверен, что она точна и актуальна. Создайте ритуалы планирования своего дня и недели, чтобы ваш мозг был уверен, что вы работаете над нужными делами в нужное время, а обо всем остальном можно было побеспокоиться позже.
Завершить ритуал завершения работы
Найдите небольшой способ начать работу . Эффект Зейгарник также может быть использован в наших интересах. Когда вы обнаружите, что откладываете особенно большую или сложную задачу, определите очень маленький первый шаг, который вы можете сделать. Простое начало может вызвать у вашего мозга желание идти до конца.
Не забудьте оглянуться назад и посмотреть, как далеко вы продвинулись . Еще один негативный побочный эффект эффекта Зейгарник заключается в том, что мы быстро забываем все, что уже сделали. Не забывайте оглядываться на свои выполненные задачи во время еженедельного обзора, чтобы отпраздновать то, что вы уже сделали Задачи
Еженедельный обзор: Ритуал продуктивности для достижения большего
Полное руководство по планированию дня
Узнайте о шести других когнитивных искажениях, из-за которых мы не умеем правильно распоряжаться временем. 🙃
Кто мы? Doist — первая удаленная компания, стоящая за Todoist и Twist.