Как определить Психологический возраст (+тесты)
Психологический возраст может на несколько десятков лет разниться от паспортного.
Замечено, что более 70% людей старше 55 лет хоть раз в жизни, но употребляли крылатые фразы «в душе мне 17», «внутри я молодой». Людям свойственно ощущать себя моложе. Но как ощущение возраста сказывается на принятии решений? В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического? Ответы на эти и многие другие вопросы ниже. Также вы найдете тест, позволяющий познакомиться со своим психологическим возрастом.
Психологический возраст является центральным понятием в возрастной психологии. Это определенная ступень развития человека, обусловленная закономерностями его формирования, условиями его воспитания, обучения, особенностями жизненного уклада. Нередко он отличается от календарного (хронологического) возраста, который воспринимается, как просто цифра.
Психологический возраст простыми словами – это число, которое отражает уровень зрелости человека, показывает насколько развито уважение других, адекватное принятие себя, позитивность, открытость всему новому. Благодаря такому развитию появляется возможность полной жизни в гармонии с окружающим миром и собой.
Каждый человек неосознанно основывается на психологическом возрасте при постановке тех или иных целей. Это своеобразный фундамент, который оказывает прямое воздействие на появление психосоматики. Именно он влияет на наше восприятие мира, жизнь и дальнейшую судьбу.
Возраст является фундаментальным и вместе с тем сложным определением в психологии. Для его оценки берутся в учет следующие понятия:
- Календарный возраст, который высчитывается количеством лет. Это абстрактное положение, обозначающее длительность существования человека от момента рождения.
- Биологическая зрелость, в определении которой принимается состояние обменных процессов, функционирование систем человека. Перед тем, как определить свой биологический возраст, производят оценку физиологических изменений организма с учетом генетической расположенности.
- Социальный возраст – качество и скорость адаптации человека к окружающему, способность к установлению контакта с людьми.
Также существует условный возраст, который называют возрастом развития. В его определении рассматривается расположение индивида в эволюции или генетическом ряду. Под этим понятием принимают развитие людей с момента оплодотворения до конца жизненного пути.
Оценка возраста человека происходит с разных точек зрения, с учетом всех позиций. Точкой равновесия в психологии считается 25 лет. Чем ближе календарный возраст к этой цифре, тем ближе будет психологический возраст. К 30 годам наблюдается снижение этой границы на 4 года или немного больше. К 40 годам разница эта только увеличивается, может достигать 8 лет. Основную роль в становлении психологического возраста играет социальная среда.
Замечено, что в Азии наблюдается более скорое внутреннее старение, чем в Европе.
Каким образом устанавливается психологический возраст
Первую попытку определения психологического возраста произвел известный советский психолог Лев Семенович Выготский. Согласно его мнению, к этому понятию принадлежит определенный этап развития, который характеризуется появлением центрального новообразования. Это могут быть возрастные кризисы, пубертатный период, значимые моменты в развитии ребенка.
По Выготскому, рассуждения о психологии возраста сводятся к возможности человека выйти на новый уровень взаимодействия с окружающими, пониманию происходящего.
Чтобы понять, какой бывает психологический возраст, необходимо произвести оценку эмоционального, умственного развития и определить, достиг ли индивид своего уровня.
В возрастной психологии нередко встречаются примеры, когда у ребенка календарный возраст 5 лет. А его психологическое развитие соответствует 6-7 годам.
На заметку, Выготский связывает психологический возраст человека с возрастной психологией, соответствие новообразования его уровню развития.
В основе рассуждений Выготского лежит детская психология и связанные с ней периоды:
- 0-2 месяца – новорожденный период;
- 2 месяца-1 год – младенчество;
- 1-3 года – ранее детство;
- 3 года – кризис 3 лет;
- 3-7 лет – дошкольный период;
- 7 лет – кризис 7 лет;
- 7-12 лет – школьный возраст;
- 13 лет – кризис 13 лет;
- 13-17 лет – пубертатный период;
- 17 лет – кризис 17 лет.
Суть теории заключается в том, что наличие или отсутствие новообразования в виде кризиса позволяет определить соответствие психологического возраста.
Американский психолог-исследователь Роберт Кастенбаум для определения психологического возраста берет во внимание следующие аспекты:
- Умственные особенности с учетом интеллектуальной характеристики.
- Социальный возраст, насколько индивид адаптируется к реальности.
- Эмоциональный возраст: уравновешенность, яркость реакций, соответствует ли поведение установленным в обществе нормам.
Отвечая на вопрос, каким образом устанавливается психологический возраст, Кастенбаум берет в учет 4 критерия:
- Внешность. Все мы не раз замечали некоторых женщин преклонного возраста, подбирающих одежду в отделе для тинэйджеров и молоденьких девушек, у которых гардероб позволяет выглядеть им намного солиднее своих лет.
- Жизненную активность. Постоянное движение к новому, насыщенности является свидетельством молодого психологического возраста. Только молодой человек стремится к развитию. Старшее поколение боится новых веяний.
- Хобби. У человека, чувствующего себя старше своих лет, мало интересов. Они зациклены на обязанностях. В результате перестают получать интерес от жизни.
- Самовосприятие. Это сложный аспект, который требует честности. Здесь необходимо самому предположить, какой возраст наиболее комфортен.
Как определить свой психологический возраст
Определить психологические особенности возраста можно при помощи специальных тестов. Например, тест от Deep Longevity – https://app.young.ai/mind.
Самостоятельно вы можете пройти тест Е. И. Головаха и А. А. Кроника, в основу которого легла межсобытийная связь. Авторы предоставили таблицу, где указан возраст человека с точностью 5 лет.
Далее предстоит сделать оценку каждой возрастной границы от 1 до 10 баллов по степени ее насыщенности (у каждого пятилетия должна быть только одна оценка. ). На что следует обращать внимание:
- социальную перемену;
- перемены в душевном мире: чувства, мысли, переживания;
- изменения здоровья;
- семейные и дружественные отношения;
- трудовые или учебные отношения.
Начинаем оценку с первого пятилетия. Отмечаем все, что имеет важность для вас. Максимум берем за 10 баллов, минимум – 1 балл. Проводим аналогичную работу с остальными пятилетиями, не только прошедшими, но и будущими до отметки вашей желаемой продолжительности жизни.
После того, как провели тест, предстоит определение психологического возраста. Для этого:
- Подсчитываем общие баллы по всем прошедшим и предстоящим пятилетиям.
- Считаем, сколько баллов приходится на прошедшие годы. Допустим, вам 40 лет. Оцениваем каждое пятилетие до 40 лет включительно. Если 41, то к имеющимся «прошлым» баллам прибавляем 1/5 от выставленной вами оценки, если 42, то 2/5 и т.д.
- Суммируем «прошлые» баллы, делим их на суммированные баллы всех пятилетий.
- Получившейся результат делим на предполагаемую продолжительность жизни.
- Получившаяся цифра является вашим психологическим возрастом.
Результаты теста
Проводим сравнение реального возраста с получившимся психологическим:
- Если психологический возраст превышает реальный более, чем на 5-7 лет, то вы «застряли» в прошлом. Важно обдумать жизненные цели, планы.
- Если психологический возраст на 5-7 лет моложе реального, то это свидетельствует о чрезмерном оптимизме. Вы живете будущим. Обернитесь в реальность.
Оптимально, когда психологический с календарным возрастом не слишком расходятся друг от друга, не более 4 лет. Это значит, что вы живете настоящим. Для человека естественно иметь более старший психологический возраст в юности и более младший – в зрелые годы.
Как определить свой биологический возраст
Кандидат медицинских наук Елена Рябинкова рассказывает, как определить свой биологический возраст. Для этого берут в учет показатели, которые закономерно меняются на протяжении всей жизни. Если ожидаемые изменения еще не наступили, то говорят, что человек отстает в биологическом развитии. Если же произошли процессы, которые должны быть гораздо позже, то говорится, что биологический возраст человека превышает календарный.
Биологический возраст – это показатель изношенности организма, который измеряют при помощи биомаркеров: анализа крови, скорости обменных процессов, изношенности внутренних органов, качества когнитивных функций.
Биологическое старение, в отличии от хронологического, индивидуально. Некоторые за несколько лет могут постареть на не один десяток. Другие же имеют в паспорте цифру 60 лет, а их психологические, физиологические показатели соответствуют 40 годам.
Ученые-геронтологи всех стран склоняются к мнению, что в последние годы люди склоны к более продолжительной молодости, подростковый период следует удлинить до 25 лет. И действительно, если сравнить фотографии своих бабушек и себя, разница будет существенной.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает ориентироваться на следующую классификацию возраста:
- от 18 до 44 лет – молодость;
- от 45 до 59 лет – средний возраст;
- от 60 до 74 лет – пожилой возраст;
- от 75 до 90 лет – старческий возраст;
- старше 90 лет – долголетие.
Указанные ВОЗ биологические границы условны. Они установлены на фоне общих закономерностей, свойственных людям в том или ином возрасте.
Определить свой биологический возраст поможет формула Войтенко:
Мужчинам: БВ = 27 + 0,22 х АДС – 0,15 х ЗДВ + 0,72 х СОЗ – 0,15 х СБ.
Женщинам: БВ = 1,46 + 0,42 х АДП + 0,25 х МТ + 0,7 х СОЗ – 0,14 х СБ.
- АДС – «верхнее» артериальное давление;
- АДП – разница между «верхним» и «нижним» артериальным давлением;
- СБ – статическая балансировка на левой ноге в секундах с закрытыми глазами;
- ЗДВ – задержка дыхания после глубокого вдоха в секундах;
- МТ – вес в кг;
- СОЗ – оценка здоровья, ссылка на тест: https://beautyaura. ru/tests/biologicheskij-vozrast-test/
Произведенные подсчеты позволяют приблизительно оценить биологический возраст.
Влияет ли психологический возраст на повседневную жизнь
Наш психологический возраст – это не просто цифра, это наше качество жизни и выстраивание социальных связей. Он оказывает влияние на следующие аспекты:
- Карьера. Только психологически зрелая личность сможет адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, брать ответственность за свои действия, совершенствоваться, быть готовой к обучению. С детской психикой сложно добиться высот в карьерном росте. Психологический возраст старше приводит к перфекционизму, повышенной ответственности. В результате психика не выдерживает, и человек страдает от заниженной самооценки, депрессии.
- Личная жизнь. Нередко при построении семьи мы несем эмоциональные травмы, застарелые гештальты. Несоответствие психологического возраста приводит к отношениям по типу «родитель-ребенок». В этом случае партнер полностью берет на себя ответственность за супруга или супругу. Это правило способствует дисбалансу в отношениях, болезненной привязанности, токсичности. Любой конфликт приводит к эмоциональному срыву, депрессии.
- Отношения с друзьями. Именно психологический возраст оказывает влияние на наше общение. Детская психика не даст возможности обзавестись нужными связями.
- Эмоциональное составляющее. Человек только при совпадении реального возраста с психологическим будет находиться в гармонии с окружением и с собой. При отсутствии баланса возникает психологический дискомфорт, не принятие себя.
- Статус в социуме. Только психологически зрелая личность сможет добиться «места под солнцем». У нее развиваются лидерские задатки, которые позволяют занять определенный статус в социуме. Чем моложе психологический возраст, тем сложней заручиться уважением и доверием окружающих.
Типы психологического возраста
Периодизация Льва Выготского определила несколько видов психологического возраста. Их характеристики позволяют выяснить, какой бывает психологический возраст, и определить, к какой группе относится человек.
Детский
В этом случае наблюдается беспомощность в решении вопросов. Человек чувствует вину, ничтожность, слабость. Также эта группа характеризуется противоположным поведением, в виде неоправданной ответственности за происходящее, всесильности.
Неважно, сколько лет индивиду по паспорту, ему постоянно требуется кто-то сильный, большой, кто в трудный момент «возьмет на ручки». Или он сам будет нуждаться в роли «большого», готового вести за собой.
Психологи рекомендуют людям с таким психологическим возрастом:
- начать брать ответственность за свои действия;
- найти у себя сильные стороны, способности, использовать их в отношениях;
- проявлять заботу о себе, дать себе то, чего не хватает;
- не держать людей, не решать за них вопросы, дать им свободу, отпустить других.
Родительский
Этому типажу свойственно поучение других, поощрение, наказание. Такие люди знают «как лучше», «как надо», «как правильно». Они не помнят о том, «как хочется».
Психологический родитель может быть авторитарным, не позволяющим себе и другим выходить за установленные рамки поведения. Он лишен выбора, действует только по правилам. Также такому типажу свойственно быть «поддающимся». В этом случае индивид идет на поводу у других и себя. Ему свойственна беспринципность, вседозволенность.
Рекомендации психологов:
- не бойтесь выходить за жесткие поведенческие рамки, даже если они усвоены с детских лет;
- учитесь на чужом примере взаимодействию с людьми;
- позволяйте другим самостоятельно принимать решение;
- участвуйте в жизни близких без ноток вседозволенности и насилия.
Подростковый
Такой человек живет в состоянии постоянного бунта, протеста, поиска себя. Узнать этот типаж можно по принципам: «все решаю сам», «не буду таким, как все», «делаю то, что хочу», «мне никто не нужен».
Люди такого вида стремятся вернуть себе свободу любым путем, им скучно в семье, в бизнесе. Все уныло и серо. Они привыкли к беззаботному проведению времени. Даже, если им за 40, не стремятся брать на себя отвественность.
Для коррекции психологического возраста им потребуется:
- научиться постоянству в отношениях любого вида: в дружбе, в бизнесе, в любви;
- услышать потребности другого человека;
- найти баланс в отношениях, не бояться открыться людям, подпустить их к себе.
Взрослый
Оптимальный психологический возраст, если конечно он совпадает с календарным, а не встречается у ребенка. Такому психотипу свойственно умение делиться, отстаивать личные границы, проявлять интерес к жизни, заботливость, непосредственность. Этот человек черпает лучшие стороны всех перечисленных выше возрастов.
Взрослый может прекрасно проводить время один. Он знает то, чего хочет, не страдает от своих «хотелок». Эта личность решает свои проблемы, не боится обратиться за помощью. Он одновременно чувствует себя частичкой мира и принимает свою особенность.
На заметку, типаж психологического возраста напрямую зависит от того, как человек в детстве пережил кризисы. Родителям кажется, что перед ними такой же ребенок, как и 2-3 месяца назад. Но это уже другая личность, и сели ей не предоставить пространство для тренировки собственного «Я», то это все потом болезненно аукнется.
Можно ли изменить свой психологический возраст
Итак, мы прошли все тесты, установили свой типаж психологического возраста. И что же дальше? Если наш возраст души никак не отличается от календарного, то нет повода для беспокойства. Но вот, когда прослеживается существенная разница?
Сильное отставание может быть признаком несамостоятельности, инфантильности, неумения брать за себя и близких ответственности. Существенное опережение приводит к преждевременному душевному «старению». Человека ничего не интересует, он устал морально, страдает от досады как о прожитой в реальной, так и с психологической стороны жизни.
Перед людьми в этом случае стает вопрос, можно ли и как изменить свой психологический возраст. Сделать это возможно, но означает работу над собой, изменение себя. Лучше обратиться за помощью к психоаналитику для выяснения периода, в котором застрял человек, почему это произошло, проработки ситуации. Только анализ поможет произвести грамотную коррекцию.
Советы психологов
Рассмотрим общие советы психологов, помогающие изменить свой психологический возраст.
Совет №1
Начните ставить цели, планировать свое будущее включением интересных и ярких событий. Намечайте шаги по осуществлению цели, конкретные дела. Возьмите лист бумаги и напишите список целей, шаги по их реализации. Осознайте, что цель именно ваша, не родителей, партнера, детей.
Совет №2
Больше двигайтесь. Это может быть все, что угодно: танцы в группе и дома в одиночестве, бег, лыжи, плавание, скандинавская ходьба, велосипед. Отличное средство – пешие прогулки спокойным шагом на свежем воздухе.
Совет №3
Больше общайтесь со сверстниками в молодом возрасте и с младшими людьми, если сами находитесь в зрелом возрасте. Причем общение должно строиться не поучениями, наставлениями. Лучше сами поставьте перед собой задачу, чему-нибудь научиться у молодежи. Благодарите их от души.
- Рефлексия или саморефлексия – Примеры и Как ее применять
- Что делать, если нет настроения и ничего не хочется делать
- Как жить, если ты меланхолик – Советы психолога, ваши плюсы
- Как понять, что человек врет (по жестам, глазам или в переписке)
- Оговорка по Фрейду – Примеры, значения и критика метода
Совет №4
Не бойтесь возраста. Молодиться – это не значит быть молодым. Это не показатель молодости. Воспринимайте свой возраст, откажитесь от детских иллюзий. Дайте себе возможность взрослеть. Когда дама около 50 лет заигрывает в клубе с ровесниками сына, это не является свидетельством молодого психологического возраста.
Совет №5
Стремитесь к свободе. Не ставьте себе ограничений и рамок. Именно они не дают нам возможности добиться желаемого. Не загоняйте себя под общие критерии. Не все одинаковые. Не верьте в стереотипы, опровергайте их.
Совет №6
Займитесь собой, своим здоровьем, отношениями с людьми. Начните пить хорошую воду. Не изнуряйте себя диетами. Получайте удовольствие от приема пищи. Садитесь за стол с хорошим настроением.
Совет №7
Прислушайтесь к себе. Найдите у себя сильные стороны, используйте их в общении с близкими, на работе. Присмотритесь к окружению, какие черты характера вам нравятся, что вам не нравится в себе и других. Не бойтесь выйти из зоны комфорта. Особенно это страшит людей старшего возраста. Таким образом мы одновременно и повзрослеем, и улучшим свое ментальное здоровье.
Психологический возраст – это разновидность возраста, на которую человек может оказывать влияние. И только нам самим решать, что внести в него: болезнь или активность, пессимизм или планы на будущее, разочарование или бодрость.
Механизм № 2. Коррекция психологического возраста. Измени свой биологический возраст. Back to 25
Механизм № 2. Коррекция психологического возраста
Правило № 1. Определяем психологический возраст
Сегодня, когда ученые – геронтологи предлагают увеличить подростковый возраст до 25 лет, действительно, «после сорока жизнь только начинается». Сравните свои собственные фотографии и фото ваших бабушек – и вы увидите разницу! Мир меняется – 30 лет назад выпускник ВУЗа считался вполне самостоятельным человеком, чаще всего семейным. Это в 22 года. Сейчас в 22 молодые люди предпочитают учиться, бегать дискотекам, не обременять себя серьезными отношениями.
Одно из наиболее отрицательных влияний старения на организм заключается в представлении каждого из нас о возрасте. В какой-то степени над нами продолжают довлеть представления на этот счет минувшего столетия.
Так что время работает на нас. К сожалению, представление многих людей о своем возрасте, которое корнями уходит в далекое прошлое, мешает им дышать полной грудью после сорока. Кажется, что уже поздно. Они не замечают перемен времени, смещения границ возрастной активности.
Как писал в свое время В.М. Дильман: «Одно из наиболее отрицательных влияний старения на организм заключается в представлении каждого из нас о возрасте. В какой-то степени над нами продолжают довлеть представления на этот счет минувшего столетия. А ведь пора осознать, что социальный прогресс не только увеличил продолжительность жизни человека. Он вызвал необходимость изменить само представление о хронологии возраста».
Размышления психологов о процессах, происходящих с человеком после 40 лет, можно объединить в две большие группы. Одна группа ученых анализирует данный период с точки зрения компенсаторных возможностей индивидуума, другая – разрабатывает идеи о возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности.
В любом случае, и те, и другие согласны с утверждением, что существует так называемый «психологический витаукт», который проявляется в фиксации на позитивных чертах своего характера, достижении дальнейших жизненных целей и решении возрастных задач.
Правильная постановка цели – одна из важных составляющих психологического возраста. Как мы уже говорили выше, психологический и биологический возраст тесно связаны между собой. Потому, без работы над психологическим возрастом повернуть свои биологические часы назад вам вряд ли удастся.
Предлагаем вам определить собственный психологический возраст. Здесь надо сказать, что, как и в случае с возрастом биологическим, единственной формулы определения пока нет. Нейропсихологи, специалисты в области возрастной психологии продолжают работать в этом направлении. Появляются все новые и новые данные о тех факторах, которые на психологический возраст оказывают наибольшее влияние. Поэтому воспользуйтесь пока простой и доступной формулой.
1. Начертите на бумаге горизонтальную линию.
2. Отметьте на ней точку – ваш настоящий возраст. В конце линии отметьте точку, которая обозначает величину того возраста, до которого вы планируете жить. Это может быть и 100, и 120 лет – здесь нет ограничений.
3. Левее от точки возраста отметьте те события вашей жизни, которые вы считаете наиболее для вас значимыми. Это может быть и окончание школы, и рождение ребенка, и даже поход на байдарках – если вы считаете, что участие в этом походе оказало на вас существенное влияние. Отмечайте ВСЕ значимые события, здесь только вы принимаете решение о степени его значимости. У вас должно получиться следующее
4. Правее от точки возраста отметьте все значимые события, в которых вы планируете участвовать в будущем. Это может быть свадьба детей, защита докторской диссертации, участие в кругосветной парусной регате и т. д. Получается следующее:
5. Посмотрите внимательно на рисунок и решите, насколько вы реализовали свои жизненные планы, и сколько еще собираетесь сделать (в %).
6. Определите свой психологический возраст по формуле:
Пв = (С. р / 100) ? Вб,
где Пв – ваш психологический возраст;
С.р – степень реализации планов в будущем; Вб – возраст, до которого вы планируете дожить;
Например, вам 35 лет. Нарисовав свою «линию жизни» (а это надо сделать обязательно, так как многие жизненные события забываются), вы посчитали, что реализовали свои глобальные жизненные планы наполовину (50 %). Еще 50 % предстоит сделать. Предполагаете прожить до 80.
В таком случае, ваш психологический возраст будет равен:
Пв = (50/100) ? 80 = 0,5 ? 80 = 40 (лет)
Ваш психологический возраст будет равняться 40 годам.
Теперь, когда вы знаете свой психологический возраст, подумайте: не слишком ли мало событий вы запланировали себе в будущем? Может, вы сможете реализовать себя полнее? А, учитывая развитие anti-aging медицины, и проживете дольше?
Ведь один из ключевых моментов долголетия заключается в том, что человек сам отвечает себе на вопрос: Зачем мне нужно оставаться молодым и активным как можно дольше? Зачем мне надо быть молодым и здоровым? Не «почему», а именно «зачем».
Вы наверняка слышали истории о том, как онкологические больные вдруг шли на поправку, потому, что маленький ребенок оставался один и его «надо вывести в люди». Или человек начинал бояться за судьбу кошки – «что будет с ней, если я умру», – и стремительно выздоравливал. Потому, как предельно четко отвечал себе на вопрос: «Зачем»? Зачем мне нужно быть здоровым? – чтобы вырастить ребенка. Больному было за что «зацепиться» в этом мире, а уж дальше врачи хорошо делали свое дело.
Так же обстоит дело и с биологическими часами. Зачем вам нужно уменьшить свой биологический возраст? Так у вас столько планов, столько целей! Чтобы успеть их реализовать, вам надо быть молодым и энергичным как можно дольше. Ответив на вопрос: «Зачем» вы почувствуете, как шестеренки и винтики ваших биологических часов закрутятся в обратную сторону.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
53.
Психологическая коррекция53. Психологическая коррекция Психологическая коррекция основывается на психологическом консультировании. Психокоррекция – это психологическое воздействие на клиента с целью нормализации его психического состояния в случаях диагностики у него каких-либо личностных
Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста
Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям:• облегчить выражение эмоций;• получить ощущение принадлежности к группе;• получить возможность
Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста)
Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные
и их психологическая коррекция
и их психологическая коррекция Стеняева Н. Н. Широкий научный интерес к проблеме нарушения сексуальной функции у мужчин в общей медицинской практике отмечается последние 20 лет, со времени открытия и включения в лечебные мероприятия при эректильной дисфункции
Коррекция интуиции игроков
Коррекция интуиции игроков В других главах, посвященных конкретным видам интуиции, мы выявили и дефекты нашей интуиции, и ее сильные стороны. Спортсмены демонстрируют ошибочные интуитивные предположения, но одновременно и блеск интуиции, добиваясь высоких результатов.Коррекция интуитивных предсказаний
Коррекция интуитивных предсказаний Вернемся к Джули, нашей одаренной читательнице. Метод правильного предсказания ее среднего балла описан в предыдущей главе. Как и ранее — для гольфа несколько дней подряд или для веса и игры на пианино, — я приведу схематическую
Коррекция шансов
Коррекция шансов В изучении принятия решений многое часто объясняют на примере азартных игр — отчасти потому, что в них проявляется естественный закон оценки результата: чем он вероятнее, тем более значимым его следует считать.
Коррекция стиля жизни
Коррекция стиля жизни В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьми, привыкшими к подобному образу жизни,
Коррекция заниженной самооценки
Коррекция заниженной самооценки – В этой работе можно выделить четыре этапа:– Принятие себя «таким как есть».– Развитие умения ставить перед собой цели и планировать пути их достижения.– Развитие навыков преодоления трудностей.– Развитие конструктивного мышления.
Методики определения психологического и социального возраста
Методики определения психологического и социального возраста Ваш психологический возраст: методика 1 (Методика взята из книги: Степанов С.
С. Законы психологии. СПб.: Питер, 2000)Прочитайте каждое утверждение и выразите свое согласие или несогласие с ним. Каждый ответРаздел 14 Коррекция нарушений общения
Раздел 14 Коррекция нарушений общения Библиотерапия (от гр. ??????? – книга, ???????? – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Б. – это метод сложного
11.3.5. Коррекция боевого стресса
11.3.5. Коррекция боевого стресса Коррекция боевого стресса в экстремальных условиях предполагает использование наиболее простых методов психологического (психотерапевтического) воздействия. Использование же фармакологических средств должно быть строго ограниченным,
Механизм № 1.
Коррекция биологического возрастаМеханизм№ 3. Коррекция социального возраста
Механизм№ 3. Коррекция социального возраста Правило № 1. Изучаем окружение С возрастом человек все больше подвержен синдрому «быть как все». Если молодости свойственно стремление выделиться из толпы, то после 45 уже наоборот, человек хочет быть «не хуже других». Может, и
Коррекция установок другого
Коррекция установок другого А можем ли мы воздействовать на установки других, относительно нас?Конечно, мы можем успешно воздействовать на убеждения наших партнеров по общению с целью изменить отношение к себе и к ситуации. А это, в свою очередь, может способствовать
Возраст, который вы чувствуете, значит больше, чем дата вашего рождения
Загрузка
100 лет жизни | Медицина
(Изображение предоставлено Хавьером Хиршфельдом/Getty Images)
Дэвид Робсон, 19 июля 2018 г.
Большинство людей чувствуют себя моложе или старше, чем они есть на самом деле, и этот «субъективный возраст» оказывает большое влияние на их физическое и психическое здоровье.
I
Представьте на мгновение, что у вас не было свидетельства о рождении, и ваш возраст определялся просто вашим внутренним состоянием. Сколько тебе лет?
Как и ваш рост или размер обуви, количество лет, прошедших с тех пор, как вы впервые вошли в этот мир, является неизменным фактом. Но повседневный опыт подсказывает, что мы часто не воспринимаем старение одинаково: многие люди чувствуют себя старше или моложе, чем они есть на самом деле.
Ученые все больше интересуются этим качеством. Они обнаруживают, что ваш «субъективный возраст» может иметь важное значение для понимания причин, по которым некоторые люди с возрастом расцветают, а другие увядают. «Степень, в которой пожилые люди чувствуют себя намного моложе, чем они есть, может определять важные ежедневные или жизненные решения относительно того, что они будут делать дальше», — говорит Брайан Носек из Университета Вирджинии.
Вам также может понравиться:
- Что самое лучшее в вашей жизни?
- Ультраспортсмены в возрасте 60+
- Удивительная плодовитость пожилого ума
На этом его важность не заканчивается. Различные исследования даже показали, что ваш субъективный возраст также может предсказывать различные важные последствия для здоровья, включая риск смерти. В некоторых очень реальных отношениях вы действительно «столь стары, насколько вы себя чувствуете».
Учитывая эти заманчивые результаты, многие исследователи в настоящее время пытаются выявить множество биологических, психологических и социальных факторов, формирующих индивидуальный опыт старения, и то, как эти знания могут помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь.
После 25 лет большинство людей чувствуют себя моложе своего истинного возраста. Фото: Хавьер Хиршфельд/Getty Images. Некоторые из самых ранних исследований, определяющих разрыв между ощущаемым и хронологическим возрастом, появились в 1970-х и 1980-х годах. Эта струйка первоначального интереса теперь превратилась в поток. Поток новых исследований за последние 10 лет изучал потенциальные психологические и физиологические последствия этого несоответствия.
Одним из самых интригующих направлений этого исследования было изучение того, как субъективный возраст взаимодействует с нашей личностью. В настоящее время общепризнанно, что по мере взросления люди, как правило, смягчаются, становятся менее экстравертными и менее открытыми для нового опыта — изменения личности, которые менее выражены у людей, которые моложе сердцем, и более выражены у людей более старшего субъективного возраста.
Интересно, однако, что люди с более молодым субъективным возрастом и стали более сознательными и менее невротичными — положительные изменения, которые происходят с нормальным старением. Таким образом, они все еще, кажется, обретают мудрость, которая приходит с большим жизненным опытом. Но это происходит не за счет энергии и изобилия молодости. Меньший субъективный возраст не замораживает нас в состоянии постоянной незрелости.
Чувство моложе своих лет также, по-видимому, связано с меньшим риском депрессии и более высоким психическим состоянием по мере старения. Это также означает лучшее физическое здоровье, в том числе риск слабоумия, и меньше шансов, что вас госпитализируют по болезни.
Янник Стефан из Университета Монпелье изучил данные трех лонгитюдных исследований, в которых приняли участие более 17 000 участников среднего и пожилого возраста.
Большинство людей чувствовали себя примерно на восемь лет моложе своего фактического хронологического возраста. Но некоторые чувствовали, что постарели, и последствия были серьезными. Ощущение себя на 8–13 лет старше, чем ваш фактический возраст, приводило к увеличению риска смерти на 18–25 % в периоды исследования и увеличению бремени болезни, даже если вы контролируете другие демографические факторы, такие как образование, раса или семейное положение.
По мере взросления люди с более молодым субъективным возрастом менее склонны к развитию слабоумия и даже имеют меньший риск смертности. о нашем здоровье. Это может быть прямым результатом тех сопутствующих личностных изменений, когда более низкий субъективный возраст означает, что с возрастом вам нравится более широкий спектр деятельности (например, путешествия или изучение нового хобби). «Исследования показали, например, что субъективный возраст позволяет предсказать модели физической активности», — говорит Стефан.
Но механизм, связывающий физическое и психическое благополучие с субъективным возрастом, почти наверняка действует в обоих направлениях. Если вы чувствуете себя подавленным, забывчивым и физически уязвимым, вы, вероятно, почувствуете себя старше. В результате может образоваться порочный круг, в котором психологические и физиологические факторы способствуют увеличению субъективного возраста и ухудшению здоровья, из-за чего мы чувствуем себя еще старше и уязвимее.
Анализ Стефана, который сейчас находится в печати в журнале Psychosomatic Medicine, является крупнейшим на сегодняшний день исследованием влияния субъективного возраста на смертность. Эти большие размеры эффекта требуют пристального внимания. «Эти ассоциации сравнимы или сильнее, чем вклад хронологического возраста», — говорит Стефан.
Другими словами: ваш субъективный возраст может лучше предсказать ваше здоровье, чем дата в вашем свидетельстве о рождении.
Люди с более низким субъективным возрастом, как правило, демонстрируют положительный личностный рост, объединяя энергию молодости с большим самоконтролем. психологические факторы, которые могут формировать этот сложный процесс. Когда мы начинаем чувствовать, что наши разум и тело работают в разных временных масштабах? И почему это происходит?
Работая с Николь Линднер (также из Университета Вирджинии), Носек исследовал, как несоответствие между субъективным и хронологическим возрастом меняется на протяжении всей жизни. Как и следовало ожидать, большинство детей и подростков чувствуют себя старше, чем они есть на самом деле. Но это переключается примерно в 25 лет, когда войлочный возраст отстает от хронологического возраста. К 30 годам около 70% людей чувствуют себя моложе, чем они есть на самом деле. И это несоответствие со временем только увеличивается. Как пишут в своей статье Носек и Линднер, «субъективное старение происходит на Марсе, где одно земное десятилетие составляет всего 5,3 марсианских года».
Линднер и Носек также измерили «желаемый возраст» своих участников, который, к их удивлению, также соответствовал марсианскому времени. «Он продолжает расти вместе с нами, и лишь немного медленнее, чем мы чувствуем себя сейчас», — сказал Носек. Это, казалось бы, «поддерживает идею о том, что наш жизненный опыт постоянно улучшается, просто немного медленнее, чем наш реальный опыт», — говорит он. Это не значит, что существует один-единственный пиковый возраст. Опять же, этот переворот происходит в середине 20-летнего возраста: 60% 20-летних хотят быть старше. Но к 26 годам 70% предпочли бы быть моложе, и с этого момента большинство людей смотрят на недавнее прошлое в самые радужные очки.
Медицинские вмешательства могут быть более эффективными, если они принимают во внимание субъективный возраст людей, заставляя их чувствовать себя моложе внутри. защита, защищающая нас от негативных возрастных стереотипов, как показано в детальном исследовании Анны Корнадт из Билефельдского университета в Германии.
Исследование Корнадта основывалось на идее о том, что субъективный возраст людей может быть многогранной вещью, которая варьируется в разных областях. Когда вы думаете о себе на работе, вы можете чувствовать себя иначе, чем, например, когда вы думаете о своих социальных отношениях. И поэтому Корнадт попросил участников сказать, чувствуют ли они себя моложе или старше, чем они есть на самом деле, в разных сферах жизни.
Конечно же, она обнаружила, что субъективный возраст людей был ниже, когда наиболее распространены негативные возрастные стереотипы, такие как работа, здоровье и финансы, что, казалось бы, поддерживает идею о том, что такое мышление помогает людям дистанцироваться от негативных коннотаций своего возраста. -группа. Вера в то, что «мне может быть 65, но я чувствую себя только на 50», означает, что вы меньше беспокоитесь, например, о своей работе на работе. Корнадт также обнаружил, что люди с более низким субъективным возрастом склонны представлять свое будущее «я» в более позитивном свете.
Защищая нас от мрачного взгляда нашего общества на старение и давая нам более оптимистичный взгляд на наше будущее, эта самозащита, в свою очередь, может дополнительно объяснить некоторые преимущества для здоровья от ощущения себя моложе, чем вы есть на самом деле.
Многие люди могут субъективно ощущать более низкий возраст, чтобы защитить себя от негативных стереотипов о пожилых людях (Фото: Хавьер Хиршфельд/Getty Images)
возможно, что будущие вмешательства могут попытаться уменьшить субъективный возраст участников и в результате улучшить их здоровье. В одном из немногих существующих исследований пожилые участники фитнес-режима демонстрировали больший прирост силы, если экспериментаторы хвалили их результаты по сравнению с другими людьми их возраста.
И, учитывая его предсказательную силу — за пределами нашего фактического хронологического возраста — Стефан считает, что врачи должны спрашивать всех своих пациентов об их субъективном возрасте, чтобы определить людей, которые подвергаются наибольшему риску будущих проблем со здоровьем, чтобы более эффективно планировать свое существующее медицинское обслуживание.
Между тем, эти открытия могут дать нам более детальное представление о том, как наш собственный мозг и тело переживают течение времени. Какими бы старыми вы ни были на самом деле, стоит задаться вопросом, исходят ли какие-либо из этих ограничений изнутри.
—
Дэвид Робсон – научный писатель из Лондона, Великобритания. Он d_a_robson в Твиттере.
Присоединяйтесь к более чем 900 000 поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter или Instagram .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc. com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
Когнитивный возраст: нехронологическая возрастная переменная
РЕЗЮМЕ. Определение и измерение собственного возраста как альтернативы хронологическому возрасту почти не привлекало внимания в исследованиях поведения потребителей и маркетинговых исследованиях. В этой статье обсуждается недавно разработанная мера самооценки возраста под названием «когнитивный возраст» и представлены некоторые результаты, касающиеся ее надежности и моделей ее ответов.
Ссылка:
Бенни Барак и Леон Г. Шиффман (1981), «Когнитивный возраст: нехронологическая возрастная переменная», в NA — Advances in Consumer Research Volume 08, eds. Кент Б. Монро, Энн Абор, Мичиган: Ассоциация потребительских исследований, страницы: 602-606.
Advances in Consumer Research Volume 8, 1981 Страницы 602–606
КОГНИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ: НЕХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ ВОЗРАСТА
Бенни Барак, Rutgers-The State University of New Jersey
Leon G. Schiffman, Baruch College (CUNY)
РЕФЕРАТ —
Определение и измерение собственного возраста как альтернативы хронологическому возрасту почти не привлекали внимания в поведении потребителей и маркетинговых исследованиях. В этой статье обсуждается недавно разработанная мера самооценки возраста под названием «когнитивный возраст» и представлены некоторые результаты, касающиеся ее надежности и моделей ее ответов.
ВВЕДЕНИЕ
В то время как демографические переменные были основой маркетинговых исследований и исследований поведения потребителей, эта группа переменных, как правило, выбирается и операционно определяется совершенно автоматически и обычно без особого воображения. Кроме того, в целом не уделялось внимания разработке новых форм демографических и «демографических» переменных. В контексте потребительского поведения Роско, Леклер и Шиффман (1977) были чувствительны к этой проблеме, когда они предложили уточнить существующие демографические данные и разработать новые. В частности, они предложили расширить возрастную переменную, представляющую интерес в этой статье, с тем, чтобы она отражала такие связанные с возрастом факторы, как: возраст домохозяйства, возраст при рождении первого ребенка, возраст братьев и сестер, рождение порядок, возраст первого знакомства с продуктом (или торговой маркой), возраст первого знакомства с продуктом и предполагаемый возраст (т. е. молодость).
В духе рекомендаций Roscoe, LeClaire and Schiffman (1977) эта статья посвящена необходимости как усовершенствованных, так и новых измерений возраста, особенно нехронологических измерений возраста. В частности, в этой статье будут предприняты попытки: (1) установить некоторые из основных ограничений хронологического возраста, (2) рассмотреть основные типы нехронологических возрастных переменных, (3) предложить новую воспринимаемую возрастную переменную, «когнитивный возраст», и представить некоторые первоначальные результаты, касающиеся его надежности и моделей ответов по сравнению с хронологическим возрастом, и (4) предложить наши мысли о будущем использовании этой возрастной переменной в различных типах исследований, особенно в исследованиях поведения потребителей.
ОГРАНИЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Хронологический возраст обычно определяется либо как количество прожитых лет (Hendricks and Hendricks, 1976), либо как расстояние от рождения (Jarvik, 1975). Как демографическая переменная, хронологический возраст выделяется среди всех других переменных с точки зрения частоты его использования. В исследованиях поведения потребителей он часто используется в описательных исследованиях поведения потребителей или в попытках сегментировать потребительские рынки.
Несмотря на свою большую популярность, использование хронологического возраста проблематично для исследователей, занимающихся возрастными исследованиями, особенно исследованиями, изучающими установки или модели поведения пожилых людей. Точнее, хронологический возраст плохо подходит для использования в качестве зависимой переменной; то есть чрезвычайно трудно оправдать использование почти любой поведенческой переменной, представляющей интерес для исследователей потребителей, в качестве предиктора хронологического возраста. Иными словами, уникальный предшествующий характер хронологического возраста ограничивает его полезность использованием в качестве предикторной переменной.
Кроме того, с точки зрения настоящей статьи и исследования потребительского поведения в целом основной недостаток хронологического возраста, по-видимому, заключается в том, что он не принимает во внимание тот факт, что люди часто воспринимают себя в возрасте, отличном от затем их возраст при рождении, и что этот возраст самовосприятия или познания, по-видимому, влияет на покупательское поведение. В литературе по маркетингу и поведению потребителей было мало упоминаний о влиянии самооценки возраста на поведение потребителей. Заслуживающим внимания исключением является то, что Ford Motor Company в конечном итоге признала важность собственного восприятия возраста при позиционировании своего автомобиля Mustang:
Автомобиль был разработан для молодых людей, которым нужен недорогой спортивный автомобиль. Форд, к своему удивлению, обнаружил, что автомобиль покупают все возрастные группы. Затем компания поняла, что ее целевым рынком была не хронологическая молодежь, а те, кто был молод психологически (Kotler 1976, p. 147).
Следуя этому мышлению, можно было бы ожидать, что потребители склонны потреблять многие продукты в соответствии со своим предполагаемым возрастом, а не в соответствии со своим хронологическим возрастом. Это предполагает, что индивидуальная идентичность (и поведение) может зависеть в такой же, если не в большей степени, от воспринимаемого или ощущаемого возраста, чем от хронологического возраста. Таким образом, гибкая и универсальная мера воспринимаемого возраста предоставила бы исследователям потребителей, маркетологам и политикам привлекательную альтернативу использованию хронологической меры возраста; и, что более важно, это может дать более глубокое понимание закономерностей старения и потребительского поведения пожилых людей.
НЕХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ВОЗРАСТА
Исследователи-геронтологи предложили ряд нехронологических переменных возраста. Здесь кратко рассматриваются три широкие категории нехронологического возраста, которые чаще всего отстаиваются, т. е. биологический возраст, социальный возраст и социально-психологический возраст.
Биологический возраст
Биологический возраст – это оценка текущего положения человека относительно его или ее потенциальной продолжительности жизни (Биррен и Реннер 1977; Ярвик, 1975). Измерение биологического возраста трудновыполнимо, и обычно используется подход, рекомендованный Беллом (1972): а именно, измерение биохимического возраста с помощью анализов сыворотки крови и мочи. Более того, говоря о биологическом возрасте, Бромлей (1974) указал, что органы тела состоят из разных типов клеток, так что оценить биологический возраст любого конкретного органа чрезвычайно трудно. Кроме того, общая эффективность человеческого тела определяется наименее эффективной частью системы, необходимой для поддержания функционирования организма, и это варьируется у разных людей.
Социальный возраст
Социальный возраст — это возраст человека, определяемый с точки зрения социальных ролей и привычек (Биррен и Теннер, 1977). Это подразумевает, что возраст выражает место человека в социальной структуре; который индексируется такими переменными, как социально-экономический статус, род занятий, образование, раса и пол (Bengston, Kasschau and Ragan, 1977).
Социальное старение также связано с различными ролями, которые человек играет в течение жизненного цикла. Происходит непрерывная смена ролей, и шаблонная последовательность этих ролей отражает некоторые изменения в жизни человека (Bleu 19).73). С изменением этой роли связано субъективное восприятие уместных и неуместных возрастных и определяемых обществом норм, которые являются неотъемлемой частью разнообразных ролей (Bengston, Kasschau and Ragan, 1977).
Социально-психологический возраст
Особое внимание уделяется трем основным типам социально-психологических показателей возраста: (1) субъективный возраст, (2) личный возраст и (3) возраст, воспринимаемый другими.
Субъективный возраст
Субъективный возраст (или идентичность) измеряет самовосприятие человека с точки зрения референтных возрастных групп, т. е. «средний возраст», «пожилой» или «старый» (Blau 1956, 1973; Питерс 1971; Розов 1967, 1974; Уорд, 1977). Он субъективно устанавливает, как человек относится к таким референтным возрастным группам.
Из результатов исследований, изучающих субъективный возраст, можно сделать несколько выводов:
1. Большинство пожилых людей имеют сильную тенденцию считать себя значительно моложе своего хронологического возраста (Bleu 1956, 1973; Peters 1971; Rosow 1967, 1974).
2. Самоидентификация с младшей возрастной группой варьируется в зависимости от социального положения (Bengston, Kasschau and Ragan, 1977; Peters, 1971; Rosow, 1967).
3. Женщины более чувствительны к негативным стереотипам, связанным с «пожилыми» и «старыми», и склонны воспринимать свой возраст иначе, чем их коллеги-мужчины (Bengston, Kasschau and Ragan, 1977; Peters, 1971).
4. Утрата важных ролей и статуса также по-разному влияет на субъективное восприятие возраста; в частности, Нойгартен (1977) предполагает, что именно «внеплановые» кризисы, вызывающие адаптационные проблемы, вызывают изменения в субъективном восприятии возраста.
5. Пожилые люди, считающие себя моложе, более склонны к инновациям (Bleu, 1973).
6. Пожилые избиратели, считающие себя моложе, как правило, имеют более либеральный и менее традиционный взгляд на жизнь (Bengston and Cutler, 1976).
7. Те, кто считает себя моложе, с большей вероятностью имеют более высокий уровень образования, чем те, кто считает себя старше (Rosow 1967, 1974; Питер 1971).
8. Наконец, исследования показывают, что субъективный возраст связан с субъективным благополучием (т. е. удовлетворенностью жизнью или моральным состоянием) и уверенностью в себе (Bengston, Kasschau and Ragan, 1977; Peters, 1971).
Основной проблемой субъективной возрастной конструкции была двусмысленность, связанная с тем, как она определяется и измеряется. Субъективный возраст измерялся с помощью шкал самооценки, выраженных в терминах той или иной формы номинальной возрастной категоризации (например, «молодой», «средний возраст», «пожилой», «старый»). Этот тип рейтинга вызывает подозрение, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что такая номинальная возрастная категоризация означает для респондентов с точки зрения общепринятых единиц, таких как годы.
Личный возраст
Личный возраст — это другой тип самовоспринимаемого возраста, отличный от субъективного возраста. Он устанавливается посредством самоотчета о восприятии человеком возраста, измеренного в единицах лет. Согласно Кастенбауму, Дербину, Сабатини и Артту (1972), личный возраст состоит из четырех основных возрастных измерений: (1) возраст-чувство (насколько старым человек себя чувствует), (2) возраст-возраст (насколько старым человек выглядит). , (3) do-age (насколько человек вовлечен в выполнение «вещей», которые нравятся представителям определенной возрастной группы) и (4) интерес-возраст (насколько интересы человека схожи с интересами членов определенной возрастной группы). .
В дополнение к четырем возрастным параметрам респонденты также должны ответить на вопросы, касающиеся их личных ощущений по поводу возраста в целом и того, как четыре личных возрастных параметра соотносятся с хронологическим возрастом респондентов. Таким образом, личный возраст измеряется как основная часть комплексной процедуры, предназначенной для исследования отношения людей к возрасту. В формате, используемом Кастенбаумом, Дербином, Сабатини и Арттом (1972), измерение личного назад требует длительных личных интервью, которые не подходят для типов исследований, обычно проводимых исследователями потребителей и маркетинга. Несмотря на то, что личная мера возраста Кастенбаума имеет эти ограничения, она, тем не менее, обеспечивает краеугольный камень для разработки показателя когнитивного возраста, о котором будет сообщено здесь.
Возраст, воспринимаемый другими
Этот последний социально-психологический показатель возраста связан с субъективной оценкой возрастного статуса индивидуума по оценке других. Этот показатель особенно удобен для изучения стереотипов возрастных групп и, по-видимому, в значительной степени основан на восприятии внешности и восприятии социальных ролей наблюдаемых лиц (Лоуренс 19).74). Этот тип воспринимаемого возраста, хотя еще не рассматривался в литературе о поведении потребителей или средствах массовой информации, представляется особенно подходящим для изучения того, как восприятие потребителями возраста другого человека (например, модели в рекламе) взаимодействует с продуктом. или бренд, ситуация использования и другие соответствующие факторы окружающей среды или ситуации.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ВОЗРАСТА
В этом разделе мы: (1) обсудим, как мы операционально определили нашу нехронологическую меру возраста, (2) опишем выборку пожилых потребителей, которые служили субъектами для первоначального исследования нашего самосознания. мера воспринимаемого возраста, (3) представить результаты наших усилий по изучению надежности меры и (4) сопоставить основные характеристики результатов нашего исследования с данными, полученными Кастенбаумом, Дербином, Сабатини и Арттом (19).72).
Измерение и анализ когнитивного возраста
Наше самовоспринимаемое измерение возраста, которое мы обозначили как «когнитивный возраст», было операционально определено с помощью четырех вопросов, которые были разработаны в соответствии с четырьмя измерениями личного возраста, предложенными Кастенбаумом. , Дербин, Сабатини и Артт (1972). Вступительное заявление, которое либо зачитывает интервьюер, либо непосредственно респондент, а также вопросы и способ ответа для переменной когнитивного возраста показаны в Приложении. Чтобы подготовить результаты опроса для анализа, ответы на каждый из четырех возрастных аспектов (т. е. возраст самочувствия, возраст внешности, возраст действия и возраст интереса) могут быть оценены либо отдельно, либо может быть получена общая или составная оценка. В качестве первого шага баллу каждого респондента по каждому из четырех параметров присваивается среднее значение (например, ответ «50» был перекодирован как «55»). Эта процедура давала возможность установить числовое значение (в годах) когнитивного возраста человека (либо по каждому из четырех параметров, либо по составной оценке), а также позволяла сравнивать когнитивный возраст и хронологический возраст. В нашем предварительном исследовании сводная оценка для каждого респондента была сформирована простым средним значением средних значений четырех возрастных параметров.
Образец
Исходные данные, собранные для измерения когнитивного возраста, были собраны в рамках исследования, в ходе которого были опрошены около 324 пожилых потребителей, отвечающих следующим требованиям: (1) они были женщинами, (2) они указали свой точный хронологический возраст , (3) хронологически им было 55 лет и старше, и (4) они ответили на все четыре вопроса о когнитивном возрасте.
Все респонденты, которые были жителями округов, входящих в состав крупного северо-восточного города, были лично опрошены специально обученными интервьюерами. Анкета, на заполнение которой ушло около 45 минут, была посвящена поведению и отношению к средствам по уходу за волосами. Некоторыми из основных измеряемых потребительских характеристик и переменных, связанных с потребителем, были: предприимчивость, уверенность в себе, догматизм, лидерство во мнении, удовлетворенность жизнью, членство в клубах, ряд вопросов о привычках в СМИ, набор вопросов об использовании продукта/бренда и опыте, а также выбранное количество демографических элементов.
Оценка надежности
Переменная когнитивного возраста подвергалась трем широко используемым измерениям надежности: надежность повторного тестирования, лямбда-тест Гутмана и тест надежности с разделением пополам. Надежность теста-ретеста была основана на данных, собранных во время двух сессий интервью (разделенных трехнедельным периодом), проведенных с той же небольшой выборкой из 15 респондентов. Полученный коэффициент повторного тестирования составил 0,88. Тесты надежности Guttman Lambda и Spearman-Brown с разделением пополам составили соответственно 0,86 и 0,85. На основе этих трех оценок надежности кажется разумным предположить, что шкала когнитивного возраста имеет хорошую внутреннюю согласованность и надежна.
Когнитивный возраст: паттерны и закономерности
Предлагая использовать нехронологическую возрастную переменную, такую как когнитивный возраст, наряду с традиционной хронологической возрастной переменной или в некоторых случаях вместо нее, важно попытаться установить степень когнитивные и хронологические возрастные переменные измеряют уникальные аспекты возраста. С этой целью мы решили сравнить наши выводы с теми, о которых сообщили Кастенбаум, Дербин, Сабатини и Артт (19).72), который предпринял первоначальную исследовательскую работу по изучению четырех возрастных измерений.
В таблице 1 представлен процент наших респондентов, которые указали свой хронологический возраст в ответах на четыре вопроса о когнитивном возрасте. Как обнаружили на основе своих данных Кастенбаум, Дербин, Сабатини и Артт (1972), наши результаты также указывают лишь на умеренную степень соответствия между четырьмя параметрами когнитивного возраста и хронологическим возрастом. В частности, ни один из 16 процентов, представленных в таблице 1, не достигает 40-процентной отметки совпадения. Наибольшая степень согласия составила 44 процента (т. е. возраст взгляда в хронологическом возрасте 50 лет), а наименьшая — 16 процентов (т. е. возраст интереса в хронологическом возрасте 80 лет).
ТАБЛИЦА 1
ПРОЦЕНТ РЕСПОНДЕНТОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ СОГЛАСИЕ МЕЖДУ ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ И КОГНИТИВНЫМ ВОЗРАСТОМ
Эти результаты показывают, что для большинства наших пожилых испытуемых их хронологический возраст неадекватно соответствует их воспринимаемому возрасту, как это отражено ни в одном из четырех параметров когнитивного возраста . Что еще более важно, результаты можно интерпретировать как предположение о том, что когнитивные аспекты возраста охватывают совершенно другие аспекты возраста, чем отражает хронологический возраст.
Важным моментом, который необходимо определить, является основная направленность снижения среднего процента соглашений, которое происходит с наступающими десятилетиями. Здесь мы хотим знать, в какой степени наши пожилые испытуемые склонны считать себя моложе или старше своего хронологического возраста. В связи с этим в таблице 2 показан процент респондентов, которые считали себя принадлежащими к более молодой возрастной группе, чем их хронологический возраст, по каждому из четырех параметров нашей переменной когнитивного возраста. Результаты показывают, что наши пожилые респонденты значительно чаще идентифицируют свои возрастные чувства и действия с 9-балльной шкалой.0244 моложе возрастной группы , чем та, которая соответствует их хронологическому возрасту. Таблица 2 более старшая возрастная группа, чем та, которая соответствует их собственному хронологическому возрасту, была чрезвычайно малочисленной (ноль для возраста интереса в хронологическом возрасте 70 лет, а в верхней части только пять процентов для возраста ощущения в хронологическом возрасте 60 лет).
Более того, средние процентные значения в последнем столбце Таблицы 2 показывают, что по мере увеличения хронологического возраста наших респондентов они с большей вероятностью идентифицируют себя с более молодой когнитивной возрастной группой.
Также важно обратить внимание на степень согласованности между четырьмя возрастными параметрами, составляющими переменную когнитивного возраста. Таблица 3 показывает, что число случаев, в которых каждое из четырех измерений когнитивного возраста получило тот же десятилетний ответ, что и одно из других измерений когнитивного возраста, колеблется от 45 % (для интереса/взгляда) до 57 %. процент (для возраста интереса). Проводя аналогичный анализ, Кастенбаум, Дербин, Сабатини и Артт (1972) обнаружили несколько более низкие уровни согласия (т. е. все они были менее 50 % — диапазон составлял 28 % для возраста «взгляд/интерес» и 49 % для возраста «чувствовать/делать»). Тем не менее, степень согласованности между измерениями в наших данных все еще довольно низка, что позволяет предположить, что четыре измерения имеют тенденцию отражать отдельные аспекты этой воспринимаемой возрастной переменной.
ТАБЛИЦА 3
СООТВЕТСТВИЕ ПРОЦЕНТУ СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОГНИТИВНОГО ВОЗРАСТА
Наконец, средние процентные значения в последнем столбце Таблицы 3 показывают, что, когда наши респонденты сообщали о своем восприятии возраста, они давали ответы, которые имели только 33-процентное среднее значение. соответствует трем другим параметрам когнитивного возраста. В противоположность этому, каждое из трех других измерений когнитивного возраста имеет средние процентные показатели совпадения, которые группируются чуть выше 50 процентов. Тот факт, что внешний вид имел самый низкий уровень среднего процентного совпадения, согласуется с исследованиями Кастенбаума, Дербина, Сабатини и Артта (19).72) результаты. Они обнаружили 36-процентную среднюю оценку согласия по возрасту и трем другим пунктам, которые составляют их личную возрастную переменную.
Эти результаты показывают, что четыре измерения нашей переменной когнитивного возраста охватывают аспекты возраста, которые не находят адекватного отражения в хронологическом возрасте человека. Кроме того, анализ показывает важность изучения каждого из четырех параметров когнитивного возраста, поскольку комплексный показатель, объединяющий параметры, скорее всего, скроет некоторые различия, отражаемые каждым из параметров. Более того, четыре возрастных измерения соотносятся друг с другом и с хронологическим возрастом способом, очень похожим на модели, обнаруженные Кастенбаумом и его коллегами (19).72).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Нам кажется, что переменная когнитивного возраста, а также другие нехронологические меры возраста обогатят процесс изучения влияния возраста на поведение потребителей (и наоборот). Кроме того, вполне вероятно, что нехронологические возрастные переменные дадут информацию, которая обычно невозможна, когда хронологический возраст связан с потребительским поведением.
Настоящие результаты также обеспечивают дополнительную поддержку все более популярному мнению о том, что пожилые люди не должны рассматриваться как отдельная группа или сегмент рынка с одинаковыми взглядами и поведением. Например, потребитель, которому за шестьдесят, может воспринимать себя как человека за сорок и идентифицировать себя с образцами для подражания того же возраста. В таком случае существует вероятность того, что она действительно принадлежит к другому целевому рынку, чем указано в ее хронологическом возрасте; то есть, если она считает себя моложе, она на самом деле может принадлежать к более молодому целевому рынку, даже если ее хронологический возраст старше. Было бы желательно провести исследование для изучения взаимосвязи между когнитивным возрастом (и хронологическим возрастом) и срезом различных категорий продуктов (некоторые из которых могут быть чувствительными к возрасту, а некоторые нет), чтобы увидеть, влияет ли категория продукта на с точки зрения возрастных призывов и возрастных моделей для подражания.
Конечно, переменную когнитивного возраста следует использовать в исследованиях, которые не сосредоточены исключительно на пожилых людях; то есть его следует использовать в исследованиях, которые концентрируются на других возрастных группах, а также на срезе возрастных групп. Например, это исследование может включать изучение восприятия возраста подростками по сравнению с пожилыми людьми. (Подростки могут считать себя на 90 244 старше своего хронологического возраста, в то время как пожилые считают себя на 90 244 старше.0244 моложе своего хронологического возраста.)
И последнее предложение: мера когнитивного возраста должна поддаваться кросс-культурным исследованиям потребительского поведения. В частности, исследования, изучающие масштабы и характер культурных различий в восприятии возраста и то, как эти различия влияют на различные аспекты поведения потребителей. Также было бы желательно оценить влияние субкультурных и ситуационных факторов на реакцию на показатель когнитивного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНСТРУКЦИЯ И ФОРМАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗРАСТА
У большинства людей, по-видимому, есть и другие «возраста», помимо официального или «даты рождения». Следующие вопросы были разработаны, чтобы узнать ваш «неофициальный» возраст. Пожалуйста, укажите, к какой возрастной группе вы ЧУВСТВУЕТЕ себя на самом деле: двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые, шестидесятые, семидесятые или восьмидесятые.
СТОЛ
ССЫЛКИ
Белл, Бенджамин (1972), «Значение функционального возраста для междисциплинарных и лонгитюдных исследований старения», Aging and Human Development , 3, 145-147.
Бенгстон, Верн Л. и Катлер, Нил Э. (1977), «Поколения и отношения между поколениями: взгляды на возрастные группы и социальные изменения», в книге Роберта Х. Бинстока и Этель Шанас, ред., Справочник по проблемам старения и Социальные науки , Нью-Йорк: Van Nostrand Reinhold Company, 130-159.
Бенгстон, Верн Л., Касшау, Патрисия Л. и Раган, Полин К. (1977), «Влияние социальной структуры на старение людей», под редакцией Джеймса Э. Биттена и К. Уорнера Шайе, Handbook of the Psychology of Aging , NY: Van Nostrand Reinhold Company, 327-359.
Биррен, Джеймс Э. и Реннер, В. Джейн (1977), «Исследования психологии старения: принципы и эксперименты», в книге Джеймса Э. Биррена и К. Уорнера Шайе, ред., Справочник по психологии старения. , Нью-Йорк: Van Nostrand Reinhold Company, 3-38
Блау, Зена С. (1956), «Changes in Status and Age Identification», American Sociological Review , 20, 198-202.
Blau, Zena S. (1973), Old Age in A Changing Society , NY: Franklin Watts, Inc.,
Бромли, Деннис Б. (1974), The Psychology of Human Aging , 2-е изд. Harmondsworth, Middlesex, England, Penguin Books, Inc. «Концепции времени и временной конструкции среди пожилых людей, имеющие значение для исследований», в Джабере Ф. Губриуме, изд., 9.0244 Время, роли и личность в пожилом возрасте , Нью-Йорк: Human Sciences Press, 13–49.
Ярвик, Лисси Ф. (1975), «Мысли о психобиологии старения», American Psychologist , 30, 576-583.
Кастенбаум, Роберт, Дербин, Валери, Сабатини, Пол и Артт, Стивен (1972), «Возраст меня» к личным и межличностным определениям функционального старения», Старение и развитие человека , 3, 197-211 .
Котлер, Филип (1976), Управление маркетингом, анализ, планирование и контроль , 3-е изд. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc.
Лоуренс, Дж., «Влияние воспринимаемого возраста на первоначальные впечатления и нормативные ролевые ожидания», International Journal of Aging and Human Development , 5, 369-391.
Нойгартен, Бернис Л. (1977), «Личность и старение», в книге Джеймса Э. Биррена и К. Уорнера Шайе, ред., Справочник по психологии старения , Нью-Йорк: Van Nostrand Reinhold Company, 626-649 .
Петерс, Г. Р. (1971), «Я-концепция пожилых людей, идентификация возраста и старение», The Gerontologist , 11, 69-73.
Роско-младший, А. Марвин, Леклер-младший, Артур и Шиффман, Леон Г. (1977), «Теория и управленческие приложения демографии в поведении покупателей», в Арч Г. Вудсайд, Джагдиш Шет и Питер Д. Беннет, ред., Потребительское и промышленное покупательское поведение , Нью-Йорк: Elsevier North-Holland, Inc.