Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Классический эксперимент Б. В. Зейгарник
Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.
Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.
Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.
После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.
Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.
Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.
С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.
Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.
Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.
Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т. д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.
Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.
Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.
Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник
Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.
Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.
В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».
Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.
Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».
Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.
Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.
Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.
Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.
Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).
Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.
Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.
Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.
Понятие «закрытого гештальта»
Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.
Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.
Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.
В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.
Список литературы:
- 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
- 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
- 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
- 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
- 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
- 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
- 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
- 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen. —«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
- 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.
Автор: Чечко Ирина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
что это с точки зрения психологии, примеры
Что такое Эффект Зейгарник?
Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что человек хорошо помнит всё, что связано с незавершёнными (прерванными) действиями, но быстро забывает о завершённых делах. Назван данный эффект в честь советского (литовского) психолога Блюмы Зейгарник, которая подробно исследовала его в рамках своей дипломной работы, выполненной под руководством немецкого психолога Курта Левина.
Данное явление иногда называют также «эффектом незавершённого действия», что вполне соответствует его сути.
Курт Левин тоже исследовал восприятие людьми незавершённых действий в рамках своей теории поля. Согласно данной теории, когда мы начинаем определённое действие, в нашей памяти создаётся напряжённость, связанная с этим действием и требующая разряжения. Она доставляет дискомфорт и подталкивает человека к тому, чтобы завершить действие.
Левин изучал мотивационную составляющую данного явления, а его ученица Зейгарник исследовала то, как оно влияет на способность к запоминанию. В более поздних исследованиях она выяснила, что у здоровых людей качество запоминания незавершённых дел увеличивается на 90% по сравнению с завершёнными. При этом у людей с астенией разница была существенно меньше и в некоторых случаях составляла всего 20%. У пациентов, страдающих шизофренией, разница обычно не превышала 10%.
С эффектом Зейгарник связан эффект Овсянкиной – психологический феномен, который заключается в том, что человек испытывает потребность продолжить незавершённое дело. Именно из-за этого эффекта мы дочитываем книгу, даже если она кажется нам неинтересной, и терпеливо досматриваем наскучивший или «испортившийся» сериал. Стоит отметить, что Мария Овсянкина была однокурсницей Блюмы Зейгарник, и они параллельно работали над своими дипломными работами под руководством Курта Левина.
Примеры Эффекта Зейгарник
Эффект незавершённого действия – один из важнейших механизмов нашей когнитивной системы, поэтому каждый из нас постоянно сталкивается с ним в повседневной жизни. Рассмотрим несколько примеров, наглядно показывающих, как это происходит:
- Человек посмотрел очередную серию сериала, которая, как обычно, закончилась на интригующем моменте. И вот он, занимаясь какими-то повседневными делами, на минуту отвлекается и вспоминает этот момент. Хитрая задумка сценариста здесь не только в том, что интрига заставляет человека продолжить просмотр, но и в том, что из-за эффекта Зейгарник он постоянно помнит об этой сцене, а значит, точно не забудет посмотреть следующую серию.
- Многие люди прекрасно обходятся без списков покупок. При этом они могут спокойно запомнить список из десятка вещей и держать его в голове несколько дней. Но после того, как все эти вещи будут приобретены, список «вылетает» из головы буквально на следующий день.
- Возможно вы сталкивались с тем, что с утра к вам «привязывается» какая-то песня. Вы напеваете её весь день, а вечером включаете плеер, и воспроизведение неожиданно начинается именно с этой песни. «Мистика!» – думаете вы, «+1», – думает Блюма Зейгарник.
Существует масса других примеров, многие из которых наверняка покажутся вам знакомыми. Так людям свойственно лучше помнить обиды, за которые не удалось отомстить, а также стихи из школьной программы, которые почему-то не удалось рассказать. А люди, которые много путешествуют, хорошо помнят, какие места они почему-то не смогли посетить, но часто забывают многое из того, что всё-таки посетили.
Как был открыт эффект?
Сама Блюма Зейгарник утверждала, что эффект был обнаружен случайно при удачном стечении обстоятельств. Она общалась в кафе со своим преподавателем Куртом Левином, выбирая тему для дипломной работы. Они заметили, что один из официантов вообще не пользовался блокнотом. При этом он запоминал всё с удивительной точностью и ничего не путал, принося посетителям их заказы.
Заинтересовавшись, Блюма подозвала официанта, чтобы больше узнать о его феноменальной памяти. Тот действительно мог без проблем вспомнить весьма длинные списки блюд и напитков, заказанных посетителями. Тогда Курт спросил у него, помнит ли он, что заказывали посетители, которые только что расплатились и ушли. И здесь выяснилось самое интересное: официант не мог вспомнить вообще ни одного блюда, несмотря на то, что именно он обслуживал тех людей.
Так Зейгарник определилась с темой своей дипломной работы. В дальнейшем она работала совместно со своей однокурсницей Марией Овсянкиной, и многие свои исследования они проводили вместе. При этом Зейгарник изучала когнитивную составляющую эффекта незавершённого действия, а Овсянкина – мотивационную.
Участники экспериментов не знали, в чём суть исследования. Они решали какие-то головоломки, выполняли другие несложные задания. При этом их периодически прерывали, не давая завершить очередное задание, и вынуждали переходить к следующему. Во второй части эксперимента у участников спрашивали, какие именно задания они выполняли. Оказалось, что они отчётливо помнили детали тех заданий, которые им не удалось завершить, но очень смутно помнили успешно решённые задачи.
Почему так происходит?
Эффект Зейгарник тесно связан с таким понятием из теории поля как «когнитивная напряжённость». Когда человек приступает к решению определённой задачи, в его сознании создаётся напряжение, повышающее важность этой задачи. Пока она не завершена, напряжение сохраняется, заставляя человека помнить о ней и стремиться завершить. Единственный способ избавиться от напряжения заключается в том, чтобы завершить задачу и получить порцию дофамина от дофаминовой системы поощрения.
Значение в психологии
Дипломная работа Зейгарник, начавшаяся с наблюдения в кафе, сыграла существенную роль в развитии теории поля Левина, а также в формировании такого важного направления как гештальтпсихология. Сама Блюма, будучи ученицей Левина, объясняла результаты своих исследований тем, что прерванная задача провоцирует появление когнитивного напряжения, которое доставляет человеку дискомфорт до того момента, пока задача не будет завершена.
По сути, Блюма объяснила обнаруженный ей эффект психологическим механизмом, который сегодня известен как гештальт. Он проявляется в том, что для человека важна полнота, завершённость образов, в том числе, образов, связанных с его действиями и даже некоторыми событиями, происходящими без его участия. А пока образ не завершён (гештальт «не закрыт»), человек испытывает беспокойство и стремится найти или обеспечить это завершение (или узнать, что оно произошло).
Исследования Зейгарник позволили сделать вывод, что люди «застревают» в неприятных событиях прошлого и подвергают себя бессмысленной руминации в случаях, когда те события завершились не таким финалом, на который они рассчитывали. В таком случае сохраняется ощущение, что дело не было завершено, вследствие чего человек живёт с постоянной потребностью завершить его и «закрыть гештальт».
Но поскольку у него нет такой возможности, эмоциональное и когнитивное напряжение сохраняется в течение продолжительного времени. Понимание этого факта позволило развить такое направление как гештальт-терапия, один из основных принципов которой гласит, что причиной незакрытого гештальта чаще всего становится избегание. Избегание – это защитный механизм психики, суть которого заключается в том, что человек избегает действий, позволяющих завершить событие, которое ему тяжело принять.
При этом эффект Зейгарник не позволяет ему забыть о незавершённом деле, периодически «вынимает» его из долговременной памяти и помещает в активную (кратковременную), а связанные с ним сильные эмоции становятся причиной руминации. Человек постоянно обдумывает причины своей неудачи, не имея возможности вырваться из этого «порочного круга». Гештальт-психотерапевт, понимая это, старается помочь клиенту определить неосознанный гештальт и сделать его осознанным. После этого можно будет найти способ завершить ту ситуацию и снять когнитивное напряжение.
Как применять эффект в жизни?
У эффекта Зейгарник есть несколько возможностей, которые каждый человек может с пользой применять в повседневной жизни:
- Закрывание гештальтов. Любой гештальт должен быть закрыт – это всегда благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии. Конечно, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту. Но в некоторых случаях можно «договориться» со своей психикой и самостоятельно. Например, если не получается пережить болезненный разрыв отношений, можно найти способ создать ощущение завершённости. Для этого можно избавиться от вещей, принадлежавших бывшему партнеру, или написать письмо, ставящее «точку» (и совсем не обязательно его отправлять).
- Улучшение запоминания. Узнав, что такое эффект Зейгарник и как он работает, большинство людей сразу задумывается о том, как можно применить его на практике для запоминания ценной информации. И это проще, чем кажется. Обычно мы стараемся разбивать процесс обучения (или, например, чтения книги) на завершённые логические блоки. Но более правильно прерываться в те моменты, когда есть чёткое ощущение незавершённости. К примеру, если вы понимаете, что в следующем предложении будет дан ответ на непонятный вопрос – самое время прерваться и приготовить чай или подышать свежим воздухом.
- Борьба с прокрастинацией. Прокрастинация – больная тема для многих из нас. Мы подолгу откладываем важные задачи, будто боимся приступить к ним или не знаем, с чего начать. И вот здесь эффект Зейгарник может быть очень полезен. Достаточно просто сделать первый шаг, даже совсем незначительный, который позволит сказать, что мы начали работать над задачей. Благодаря этому шагу сработает эффект незавершенного действия. И теперь уже наш мозг будет постоянно напоминать нам об этой задаче, вместо того, чтобы избегать мыслей о ней.
Существует ещё один известный способ неявного применения эффекта Зейгарник. Педагог объясняет ученику какое-то явление и подводит его к эксперименту, выполняя основную часть, но оставляя ученику возможность завершить эксперимент и узнать результат самостоятельно. Смысл заключается в том, что воспринимаемая важность задачи многократно возрастает, когда ученик осознаёт, что она прервалась и не может быть завершена без его участия.
Заключение
Людям свойственно доводить начатые дела до завершения. И это не потому, что нас так воспитывают, а благодаря эффекту Зейгарник, заставляющему нас постоянно держать в памяти незавершённые дела. Этот эффект необходимо учитывать, стараясь не работать одновременно над несколькими задачами, чтобы в голове не возникала какофония из множества несвязанных мыслей. Кроме того, он может быть очень полезен, ведь с его помощью можно значительно эффективнее запоминать важную информацию, а также использовать его для борьбы с прокрастинацией.
Что такое эффект Зейгарник?
Запоминание деталей незавершенных задач чаще, чем выполненных, является обычным явлением. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.
У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.
Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.
На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.
Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.
И хотя незавершенная работа может вызвать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.
Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.
Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.
Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.
Происхождение и история
Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки, которые она и ее коллеги не записывали.
Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.
Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех клиентов, когда их чек оплачен.
Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую фантастическую работу.
Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.
Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.
Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.
Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.
Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.
Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.
Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.
Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана, когда ему будет предложено задание. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.
Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.
Недостатком эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.
Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке только для того, чтобы увидеть впереди только новые препятствия.
Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:
- тревога
- стресс
- бессонница
- чувство подавленности
Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.
Борьба с прокрастинацией
Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.
Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы с склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:
- Составьте план.
- Начните с небольшого, простого первого шага.
- Не пытайтесь сразу выполнить задание.
Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.
Учитесь лучше
Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.
Однако эффект Зейгарник говорит о том, что лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.
Вы можете сохранить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг мог какое-то время сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.
Улучшение психического самочувствия
Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.
Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.
Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что с ваших плеч свалился огромный груз, и у вас возникнет прекрасное чувство завершенности. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.
Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.
Негативные эффекты могут вызвать стресс и тревогу из-за постоянной постановки целей и мыслей о незавершенных проектах, требующих завершения. Тем не менее, это также может оставить вас с большим чувством выполненного долга и повысить самооценку.
Использование эффекта Зейгарник дает вам преимущество, и эту теорию можно использовать для самосовершенствования.
В целом, фактическое воздействие зависит от вашего индивидуального психического здоровья. Если вы испытываете стресс или симптомы тревоги из-за эффекта Зейгарник, может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Если вы готовы получить помощь в управлении своим психическим здоровьем, вы можете посетить руководство Psych Central по поиску поддержки.
Что такое эффект Зейгарник?
Запоминание деталей незавершенных задач чаще, чем выполненных, является обычным явлением. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.
У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.
Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.
На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.
Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.
И хотя незавершенная работа может вызвать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.
Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.
Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.
Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.
Происхождение и история
Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки для нее и ее коллег, не записывая их.
Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.
Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех клиентов, когда их чек оплачен.
Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую фантастическую работу.
Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.
Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.
Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.
Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.
Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.
Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.
Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.
Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана, когда ему будет предложено задание. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.
Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.
Недостатком эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.
Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке только для того, чтобы увидеть впереди только новые препятствия.
Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:
- тревога
- стресс
- бессонница
- чувство подавленности
Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.
Борьба с прокрастинацией
Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.
Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы с склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:
- Составьте план.
- Начните с небольшого, простого первого шага.
- Не пытайтесь сразу выполнить задание.
Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.
Учитесь лучше
Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.
Однако эффект Зейгарник говорит о том, что лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.
Вы можете сохранить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг мог какое-то время сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.
Улучшение психического самочувствия
Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.
Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.
Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что с ваших плеч свалился огромный груз, и у вас возникнет прекрасное чувство завершенности. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.
Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.
Негативные эффекты могут вызвать стресс и тревогу из-за постоянной постановки целей и мыслей о незавершенных проектах, требующих завершения. Тем не менее, это также может оставить вас с большим чувством выполненного долга и повысить самооценку.