Эффективное общение: как ему научиться — Психология эффективной жизни
Общение окружает нас, как воздух. Избавиться от него просто немыслимо — согласитесь, мы не можем жить в вакууме! Мы общаемся ежеминутно: с близкими, коллегами, клиентами, начальником, соседями, друзьями, вообще с незнакомыми людьми, с самим собой или с любимой собакой и кошкой, в конце концов.
А вы замечали, сколько энергии и сил отнимает (а иногда придает) один разговор? Можно ли вообще как-то измерить эффективность нашего общения?
Зачем общаться?
Чаще всего мы оцениваем эффективность общения так: если в результате собеседник сделал так, как я хочу, то общение было эффективно — ведь так всегда и должно быть. Если так, как я хочу, не получилось, есть два варианта: либо я плохо объяснил (попробую еще раз), либо это плохой человек, который не желает меня слушать.
Но все не так просто. Как говорит наука неориторика (или новая риторика — наука об убеждающей коммуникации), главный вопрос в диалоге не «кто с кем говорит?» и даже не «что говорят?», а «
Я рассказываю о том, как мне тяжело, а в ответ слышу: «Все пройдет! Не бери в голову! Это не главное! Бывает и хуже!» и т.п. И собеседник искренне не понимает, почему я в ответ начинаю злиться. А ведь эти «правильные» фразы на самом деле обесценивают мои чувства.
Задавать вопросы
Лучшая стратегия в 99,9% случаев — это просто задавать вопросы. В данном случае попробуйте определить и назвать то чувство, которое переполняет и мучает говорящего: «Тебе обидно? Одиноко? Больно? Чувствуешь себя обманутым? Ты его (ее) ненавидишь?»
Всё, контакт установлен. Теперь просто выслушайте. Иногда этого вполне достаточно.
А теперь вспомните, когда плачет ребенок, какие вопросы мы чаще всего задаем: «Что случилось? Почему ты плачешь?» А надо спросить: «Тебе больно? Обидно?» Прижать к себе, обнять. И спросить: «Что ты хочешь?»
Очень часто, конечно, из самых добрых побуждений мы стремимся дать собеседнику умный совет. А теперь искренне ответьте себе: нужны ли вам чужие советы? Они вам помогают? Вот-вот.
Основной принцип диалога (поверим неориторике): ты — окей, и я — окей. Никто никого не умнее, мы на равных. Чаще всего нам просто нужно услышать не совет, а то, что наше собственное мнение, позиция, мысли, чувства — правильные или по крайней мере имеют право на существование.
Лидировать в разговоре
А как вы думаете, кто лидер в разговоре: тот, кто говорит, или тот, кто слушает? Правильный ответ: тот, кто слушает и умело задает вопросы, направляя разговор в нужное русло.
Искусство общения — это на самом деле и есть искусство задавать вопросы (вспомним знаменитые беседы Сократа). Они выручат нас в любой ситуации.
Вот простой пример. Вы хотите заговорить с незнакомым человеком. Казалось бы, беспроигрышная тема — погода: «Сегодня прекрасная погода». И слышите в ответ: «Терпеть не могу жару (снег, ветер, раннюю весну, цветы и т.п.)».
Спокойно! Помним, что ваш собеседник априори «окей», как и вы. Ход конем: «А какая погода вам нравится?» Даже если он скажет «никакая», ответьте: «Я с вами согласен», — и почувствуйте себя мастером общения, потому что эта фраза-ключик открывает сердце любого человека.
Опытные ораторы иногда начинают свое выступление с вопросов: «Что вы думаете? Знает ли кто-нибудь из вас о…? Вы еще не заскучали? Вам удобно сидеть?»
и т.п. Эти вопросы и открытая поза позволяют быстро установить контакт со своими слушателями.Вовремя заканчивать разговор
Иногда лучший выход с точки зрения эффективности общения — это сразу закончить разговор. Например, когда вы чувствуете, что цель собеседника — испортить вам настроение. Прервав общение и не вступая в долгие пререкания, вы сбережете свои нервы и время. О том, как быстро распознать, что вами пытаются манипулировать, я уже рассказывала (https://psy.systems/post/iskusstvo-obscheniya-uchimsya-ponimat-zachem-s-nami-obschautsya).
Приведу пример из жизни немецкого поэта Гёте. Однажды в Веймаре на узкой тропинке парка он столкнулся с литературным критиком. Критик сердито проворчал:
— Я не уступаю дорогу дуракам.
— А я уступаю, — ответил Гёте и сошел с тропинки.
Давайте поаплодируем поэту! По-моему, ответ Гёте — прекрасный образец эффективности общения.
От редакции
Научиться находить ключик к другим людям может помочь соционика. Узнайте больше об этой типологии личности и ее основах из статьи типировщика Надежды Дубоносовой: https://psy.systems/post/socionika-kak-pravilno-vybrat-kollektiv-i-realizovatsya-v-zhizni.
Обиду можно назвать настоящим бичом эффективного общения. Чтобы избежать ее при коммуникациях с другими людьми, используйте инструкцию от практикующего психолога Ольги Пановой: https://psy.systems/post/kak-izbezhat-obidy-instrukciya-po-obscheniyu.
Если цель вашего общения — завести полезные связи, то эффективность будет измеряться количеством и качеством полученных контактов. Но для интровертов необходимость общения с большим количеством незнакомых людей может быть настоящим стрессом. Как вести себя в такой ситуации, объясняет книга Деворы Зак «Нетворкинг для интровертов»: https://psy.systems/post/devora-zak-netvorking-dlya-introvertov.
psy.systems
Глава 2. Техники эффективного общения
Введение
Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.
Глава 1. Эффективное общение
Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.
Эффективное общение:
· способствует взаимопониманию;
· направляет поток информации в нужное русло;
· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;
· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;
· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.
Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.
Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:
· коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;
· интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
· перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.
Основные правила эффективного общения:
· Концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.
· Уточнение, правильно ли поняли общее содержание принимаемой информации, и ее детали.
· Сообщение другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
· В процессе приема информации не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать, подводите итог, и не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.
· Добивайться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходить к новым сообщениям.
· Поддерживаь атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять эмпатию к собеседнику.
· Использование невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
· Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.
Глава 2. Техники эффективного общения
Для успешного общения используют так называемые «техники общения», которые обеспечивают положительный результат в процессе коммуникативной деятельности.
На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т.д.).
Стоит отметить, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Однако указанные нами характеристики общения являются необходимыми, но в целом недостаточным условием эффективности 2 конкретных приемов общения между вами и интересующим вас лицом.Следует отметить, что приемы, эффективные для нерегламентированного свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника общения нужна для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положения, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самосовершенствование и обучение.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Эффективное общение: 5 неожиданных стратегий
1. Помогайте собеседнику
Помните, что собеседник обычно испытывает те же трудности в разговоре, что и вы. Скорее всего, он будет благодарен, если вы упростите ему задачу: если он ходит вокруг да около темы, которую не решается затронуть, предложите сами поговорить о том, что его заботит. Помогайте разговору двигаться вперед — спрашивайте, что он думает и чувствует, какие решения ему приходили в голову.
Делите беседу на этапы, проговаривая основную мысль каждого смыслового отрезка, когда хотите немного изменить тему: «Понимаю. Так, значит, вы недовольны тем, что никто не ценит ваши заслуги. Скажите, а что бы мы могли сделать, чтобы исправить ситуацию?» Следите за реакцией собеседника на эти «промежуточные итоги»: если он согласно кивает, значит, беседа движется в правильном направлении. Если он протестует и говорит, что его неверно поняли, не навязывайте свои формулировки — позвольте ему сформулировать самому.
2. Спрашивайте
Лучший способ получить нужную информацию — спросить напрямую. Мы любим домысливать за других, будто знаем, что у другого в голове. Это опасная иллюзия: перепроверяйте свое понимание ситуации, спрашивая напрямую. От хорошо подобранных вопросов зависит ход беседы. Не следует оценивать результаты разговора лишь по полученным данным.
Прежде всего, цените свое мнение, не отрицая при этом полезности и объективности мнения собеседника
«Из любого разговора можно извлечь полезную информацию, — говорит Алан Баркер, управляющий директор консалтинговой компании, посвященной развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. — Например, даже не получив однозначных ответов, мы понимаем, насколько честен с нами собеседник или насколько компетентен. Используйте так называемые «открытые вопросы», не требующие ответа «да или нет»: они помогают собеседнику делиться мыслями, обнажая логику своих рассуждений. «Как бы вы поступили на моем месте?» или «Как вам кажется — где прячется ошибка?»
3. Демонстрируйте уважение
Уверенность и уважение к себе, которые человек демонстрирует в диалоге, помогают ему произвести впечатление, чувствовать себя хозяином беседы. Важно соблюсти меру — если вы пытаетесь подавить собеседника, продуктивного разговора не получится. Вот почему так важно умение уважать себя, не принижая других. Что это означает?
«Прежде всего, цените свое мнение, не отрицая при этом полезности и объективности мнения собеседника, — говорит Грегори Бейкер, писатель. — Говорите о своих потребностях и желаниях, не навязывая их другим, а «продавая» — объясняя, почему для всех ваша позиция будет выгодна. Давайте собеседнику выразить его мнение — и если вы с ним не согласны, обоснуйте, почему, а не отделывайтесь решительным и безапелляционным «нет». Помните о том, что уважающий себя человек не повышает тон, вступая в перепалку».
«Говорить, чтобы вас слышали» — онлайн-марафон PSYCHOLOGIES
19 августа PSYCHOLOGIES запускает онлайн-марафон. За 10 дней вы начнете звучать четче и яснее, справитесь со страхом и волнением перед публичными выступлениями и сложными разговорами в обычной жизни. Но главное — вы увидите, как изменятся ваши отношения с окружающими: друзьями, родными, знакомыми и незнакомыми людьми. Вы обретете уверенность в себе и заряд мотивации. Успейте присоединиться по ссылке!
4. Превращайте негативные эмоции в позитивные
В жизни и так достаточно негатива: стараясь обсуждать в разговоре с другими «болячки» и проблемы, вы рискуете распугать всех собеседников. Отыщите в любом предмете разговора что-то позитивное: если говорите подчиненному про низкие продажи, постройте разговор на том, как их повысить. Если просите повышения зарплаты, говорите не о своем бедственном положении, а о том, какую пользу вы приносите компании (с упоминанием конкретных примеров).
Еще Джордж Оруэлл отмечал, как легко политики манипулируют аудиторией, заменяя негативные факты эвфемизмами: например, называя бомбардировки «миротворческой деятельностью», повышение налогов «оптимизацией финансовой политики», а нарушение закона «наведением конституционного порядка». Конечно, не следует соревноваться с демагогами в цинизме, однако правильно подбирать слова стоит.
5. Перестаньте говорить
Вовремя взять паузу — одна из лучших стратегий коммуникации. Она незаменима, когда разговор ведут несколько собеседников — например, во время мозгового штурма или обсуждения сложной рабочей проблемы. Дайте поговорить другим, а сами послушайте, вмешиваясь лишь в тех случаях, когда вам кажется, что разговор отклонился от темы. Беседу легче модерировать, если удается несколько отстраниться от нее, не позволить эмоционально вовлечь себя в общее настроение.
«А если страсти в беседе достигли накала, эта стратегия оказывается поистине бесценной — видя, что вы не стараетесь обороняться, собеседник сумеет сдержать повышающийся градус своего эмоционального состояния, — поясняет Джон Максвел, пастор-евангелист. — Когда тон и содержание речи снова станут конструктивными, вы можете вернуться к обсуждению. Временное «отключение» от беседы позволит вам сохранить спокойствие и ясный ум, столь важные для продуктивного диалога».
Читайте также
Все мы живем в социуме, поэтому, как бы ни хотелось закрыться от мира, общаться с другими людьми все же приходится. Но в век современных онлайн-сервисов, открывающих удаленный доступ к решению многих вопросов, мы утрачиваем коммуникативные навыки. Психолог Кристин Хаммонд составила список вопросов, которые помогут оценить уровень эффективности общения и понять, есть ли над чем поработать.
Понять другого человека бывает довольно сложно — каждый смотрит на мир сквозь призму собственного опыта, сознания и личностных особенностей. Однако понимание облегчает общение на работе и в личной жизни, помогает договариваться и оказывать поддержку. Что чувствуют и думают те, кто страдает социофобией, рассказывает автор книги «Секретная жизнь интровертов» Дженн Граннеман.
www.psychologies.ru
Эффективное общение — Дом Солнца
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Но очень немногие замечают, что в процессе разговора мы играем определенные роли, «надеваем маски» на самих себя. Почему это происходит? Главными причинами поверхностного и неполноценного общения является желание защитить свою личность и полное незнание себя. Каждую минуту своей жизни, когда человек находится среди своих коллег, знакомых и даже друзей, он вынужден «носить маску», чтобы создать между собой и внешним миром некую защитную стену. Эта стена представляет собой вымышленную личность, существующую также для поддержания определенного образа у окружающих. И в результате, каждый из нас общается не с настоящим человеком, а с его воображаемым образом. Возможно, вы часто замечали, как меняется стиль вашего разговора в различных ситуациях. Для любого общения у вас имеется своя роль: для работы, для друзей, для родителей, для знакомых и т. д. Один и тот же человек на работе может быть серьезным и молчаливым, от него никогда не услышишь ни одной шутки, не увидишь улыбки на лице, но при встрече с друзьями он весельчак, он не замолкает ни на минуту. В одном человеке существуют множество различных «я», множество ролей.Сегодня процесс общения все более иллюзорен. Он лишь взаимодействие двух образов, актерская игра. В этот момент личность человека представлет собой театральную маску, которая умело скрывает истинное «Я» человека, его сущность. Поэтому очень часто мы сталкиваемся с непониманием и постоянными спорами. Но можно ли научиться общаться без игры, отбросив все роли? Первым шагом для настоящего диалога станет выработка умения слушать другого, слушать «по-настоящему». Это сложный навык, которым обладают не многие. Истинное слушание происходит только тогда, когда слушающий молчит внутри и направляет все свое внимание на собеседника. В этот момент он не оценивает слова и идеи говорящего, не думает о прошлом или предстоящих делах, а лишь пытается понять, все о чем говорит собеседник. Слушание — это наука, требующая серьезной практики и теоретических знаний, ведь даже поток посторонних мыслей в процессе разговора могут остановить лишь единицы.
Также, для овладения навыками эффективного и открытого общения, необходимо наблюдение за собой и исполняемыми ролями. Каждый раз, во время диалога, внимательно наблюдайте за изменениями происходящими с вами. У человека при общении с разными собеседниками изменяются: тембр голоса, темп речи, активный словарный запас, мимика, положение тела и др. Сам процесс наблюдения за своими «масками» производит интеграцию, объединение ваших различных личностей в одну настоящую и неизменную. Обращая внимание на перечисленные выше изменения, не пытайтесь что-то поменять в своем поведении, необходимо лишь внимательно и спокойно наблюдать за собой, без оценки и анализа.
Сегодня, на пути настоящего естественного диалога стоят многочисленные стереотипы поведения и ошибочные обучающие программы. В процессе делового взаимодействия мы видим все более искаженное и шаблонное общение. Продавцы в магазине используют определенные заученные фразы, менеджеры по продажам говорят официальным тоном, не учитывая реакцию собеседника. Сейчас все чаще общение происходит как на конвейере. Но даже в деловом разговоре можно быть открытым и настоящим, отказаться от заготовленных фраз и стереотипных ролей. А в крупных продажах навык настоящего общения может стать незаменимым. Мало кто захочет, чтобы с ним разговаривали как с просто очередным клиентом, однотипно и сухо. В процессе делового общения как никогда важен навык импровизации. Импровизация всегда звучит уверенно и интересно, способствуя настоящему пониманию. Импровизация — это естественный и единственно правильный выбор в постоянно изменяющихся условиях жизни. Для развития навыка импровизации желательно как можно чаще наблюдать за своими автоматическими проявлениями во время разговора (см. выше). Также существуют многочисленные упражнения: например придумывание историй находу, нахождение общих признаков у различных предметов (стол и озеро, собака и фонарный столб, телефон и автомобиль и др.), общение с малознакомыми людьми и т. д.
Эффективное общение — это в первую очередь общение открытое и естественное, свободное от различных предубеждений и исполнения ролей. Диалог как постоянная импровизация, без заготовок и какой-либо борьбы. Когда люди понимают друг друга нет смысла доказывать свою точку зрения, спорить или что-то скрывать. Ведь настоящее понимание подразумевает и полное согласие.
www.sunhome.ru
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.
Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:
- Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
- Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
- Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
- Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
- После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
- Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.
Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения в первую очередь зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт во вне.
world7.ru
Как стать интересным в общении? Приёмы эффективного общения
«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» ©Теодор Рузвельт
Перед тем, как изучить следующие приемы эффективного общения и использовать их на практике, и возможно, стать идеальным собеседником, ответьте сами себе на такие вопросы: Не слишком ли вы быстро судите о людях? Часто ли перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для вашего общения? Какие из них наиболее часто повторяются? С помощью этих вопросов выявите свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок.
Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам
Знание своих привычек — это первый шаг к самосовершенствованию навыков эффективного общения
Теперь переходите к изучению приемов эффективного общения. Итак:
Первый приём эффективного общения
- Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдная, поскольку в общении участвуют двое, причем выступают в роли слушающего попеременно.
- Золотое правило эффективного общения — умение показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может партнер узнать, что он понят, если не сказать ему об этом?
Как правильно вести беседу?
Второй приём эффективного общения
- Будьте внимательны. Умейте поддерживать с говорящим визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (что подчас воспринимается как враждебность)
Задайте вопросы, которые сближают людей
Еще один приём эффективного общения
- Следите, чтобы ваши позы и жесты свидетельствовали о том, что вы его слушаете, помните, что каждый хочет общаться с внимательным и живым человеком.
Невербальные способы общения
Четвертый приём эффективной коммуникации
- Умейте сосредотачиваться на том, что говорит ваш собеседник. Это требует сознательных усилий, даже когда вам неинтересно то, о чем говорит ваш партнер. И учтите, что сосредоточенное внимание удерживается примерно 1 минуту.
Пятый приём эффективного общения
- Стремитесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства в соответствии с принятыми социальными нормами.
Следующий приём эффективного общения заключается в том, чтобы
- быть наблюдательными. Следите за не речевыми сигналами говорящего (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражение лица: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли не речевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
Приём эффективного общения
- Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к излагающему свою мысль. Ваше одобрение помогает ее точнее выразить. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженности.
Восьмой приём эффективного общения
- Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, устранит помехи в диалоге.
И наконец, последний приём эффективного общения.
- Иногда, целью того, кто к вам обращается служит получение от вас чего — либо, или изменение вашего мнения, или собеседник хочет, чтобы вы сделали что — либо. И тогда ваше действие — это лучший ответ вашему партнеру.
На что следует обращать внимание на первом свидании?
Чтобы стать интересным в общении используйте все вышеперечисленные приёмы эффективного общения и формируйте в себе толерантную личность. Толерантность — это не только терпимое отношение к инакомыслию, и уважение к позиции собеседника. Толерантный человек умеет критически взглянуть на собственную аргументацию, и в конце концов согласиться с мнением своего оппонента.
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» ©Антуан де Сент — Экзюпери
Совершенствуя свое умение слушать, необходимо помнить и о наиболее распространенных ошибках, которые могут при этом допускаться — Ошибки общения
psylive.com.ua
Секреты психологии успешного общения с людьми
Наша повседневная жизнь не обходится без общения. Мы разговариваем дома, на работе, в общественных местах. Общение дает нам возможность узнать новую информацию, получить ответы на вопросы, проявить эмоции. А чтобы процесс коммуникации с другими людьми был приятным и плодотворным для всех, необходимо владеть умением успешного разговора. Поэтому полезным приемам общения с людьми обучает наука психология.
Психология, этапы и функции процесса общения
Эффективное общение дает возможность наладить контакт с различными людьми, разрешить проблемные ситуации. По своим функциям коммуникативный процесс — это форма проявления сущности человека, соединение в коллективе людей. Также общение является важной жизненной потребностью личности, условием благополучной жизнедеятельности людей. С помощью него люди передают свои знания и умения, понимают эмоциональное состояние друг друга, демонстрируют одобрение, похвалу или порицание, неодобрение.
При этом общение состоит из нескольких этапов, которые выделяет психология. Для того чтобы сообщить или узнать какую-либо информацию, человеку необходимо вступить в контакт с другими людьми. Здесь и возникает потребность в общении. Дальше человеку необходимо сориентироваться в целях и ситуации будущего диалога. Затем надо учесть индивидуальные психологические особенности личности собеседника. Планировать содержание разговора нужно начинать с выбора конкретных фраз, тона, поведения при беседе. А во время общения уже появится восприятие и оценится ответная реакция человека. И чтобы контакт с собеседником был установлен, необходимо следить за эффективностью вашего общения.
Но если нарушается какой-либо этап, то для говорящего будет сложно получить желаемый результат. Общение будет неэффективным. А умения, которые помогают достичь обратного, в психологии называются социальным интеллектом или коммуникативной компетентностью. Чтобы знать и использовать приемы успешного общения с людьми, необходимо воспринимать не только речь человека, но и разбираться в невербальных выражениях его мыслей — мимике, жестах, позах и других двигательных действиях, которые он применяет во время разговора. Таким образом, зная особенности поведения собеседника, мы сможем повлиять на психологию отношений с ним.
Психология эффективного общения и ее приемы
Психология общения включает в себя несколько основных правил, а главным является соединение в общительном процессе речи и невербальных выражений говорящего. При общении между собой людьми воспринимается не сухая информация, а непрерывный ее поток со всеми дополнительными деталями. Поэтому психология общения с людьми базируется на обмене с собеседником и информацией, и эмоциями. А для того, чтобы хорошо понимать, что говорит человек, его эмоциональное состояние, стиль разговора, специалисты по психологии советуют развивать собственные способности к коммуникации. Здесь рекомендуется использовать определенные приемы.
- Быть наблюдательным
Это значит, что при беседе надо замечать элементы поведения, речи, жестов, стиль одежды собеседника. Благодаря этому можно быстро подобрать тон разговора и найти много общего.
- Подстраиваться под собеседника
Находясь в диалоге с человеком, можно научиться подстраиваться под него на уровне интуиции.
- Расширять свой кругозор
Осведомленность о последних событиях, новостях, интересных фактах, полезных советах, умение преподнести знания другим людям даст возможность стать интересным собеседником.
- Различать эмоциональное состояние собеседника, контролировать свои эмоции
Эта способность станет основным моментом в понимании и эффективном взаимодействии с людьми. Ориентация на эмоции, состояние души, склонность к эмпатии приведет к полному взаимопониманию в процессе общения.
- Искренне улыбаться
Простая улыбка непременно расположит к себе человека, ему будет приятно общение с позитивно мыслящим собеседником.
Проявлять активное слушание и не перебивать говорящего
Замечания позволительно делать иногда, при этом собеседник должен чувствовать ваш постоянный интерес к тому, что он говорит. А в том случае, когда тема общения стала неинтересной, лучше перенаправить разговор в иное русло с помощью вопросов.
Психология отношений подразумевает чистосердечность. Не нужно использовать обман, ложь в разговоре. Иначе собеседник это почувствует, и доверие к вам будет утрачено. Или же вы сами можете проболтаться, что приведет к неприятной ситуации. Поэтому, если нет желания рассказывать правду, то лучше просто промолчать.
- Уметь хранить секреты
Если собеседник доверил вам какую-то информацию и пожелал, чтобы она сохранилась в тайне, то нужно сохранить все в секрете. Иначе вы прослывете болтуном, а такие люди всегда отталкивают и настораживают.
Соблюдать правила этикета и общепринятых норм общения
Эта составляющая является одной из главных в коммуникативном процессе.
Благодаря этим приемам можно научиться добиваться желаемых результатов в деловой сфере, личной и общественной жизни. Именно поэтому следует изучать психологию общения. Ведь она тесно связана с человеческими отношениями.
Взаимосвязь особенностей психологии общения и психологии отношений
Специалистами по психологии доказано, что главной составляющей в любых отношениях выступает общение, основанное на честности и прямоте. Доверие может укрепиться только тогда, когда двум людям комфортно общаться между собой, они спокойно могут выразить собственные эмоции, желания, опасения. Таким образом, существует неразрывная связь психологии общения и психологии отношений людей, которая имеет свои законы. Огромное значение в коммуникационном процессе отводится невербальным сигналам. По этой причине следует уделять много внимания поддержке физической близости. Восприятие с помощью телесных прикосновений и движений — это базовая часть существования человека и психологии отношений. А жизнь, в которой отсутствуют физические контакты с другими людьми, полна одиночества. Так, нежное прикосновение способно повысить уровень окситоцина в человеческом организме. Именно этот гормон влияет на образование наших привязанностей и связей.
Из этого становится понятным, что психология отношений связана с процессом общения. Все отношения между людьми реализуются с помощью коммуникации. Нами устанавливаются связи с окружающими, строятся отношения с друзьями, близкими, коллегами, знакомыми. Поэтому общение и занимает место единственного средства для создания и развития различных человеческих отношений.
medaboutme.ru